Церковь в Юрьев польском

Церковь Иконы Божией Матери «Знамение»

Село Сваино расположено при безымянном ручье. В старину оно принадлежало князьям Милославским, в конце XVI – начале XVII в. Михаилу Васильевичу Милославскому. Церковь была построена в середине XVII в.; антиминс этого времени, освященный патриархом Иоакимом при державе царя Феодора Алексеевича ,сохранялся до 1870 г., когда за ветхостью был переменён на новый. Церковь в селе каменная двухэтажная, с каменной колокольней (разрушена в советское время) и оградой; время построения неизвестно. Престолов два: в нижнем этаже в честь Знамения Божией Матери (главный престол), в верхнем – во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Из икон особенное внимание заслуживали по своей древности иконы Казанской Божией Матери в серебряной ризе и Знамения Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризой, убрус и цата жемчужные, к венцу были подвешены две серьги, в кои вложено по четыре жемчужины; на ризе вычеканена надпесь: «Истинное изображение чудотворной иконы Знамения Пресвятая Богородицы, яж в великом Новгороде… 7207 году написал сей святый образ дому Софии Премудрости Божией отцу казначею Сильвестру Холмову, а писал многогрешный Иоанн Яковлев сын Вахметов».

В церковной библиотеке хранилась старинная Общая Минея печати 1682 г. с надписью: «Сию книгу глаголемую общая минея приложил по своих родителях в церковь Николая Чудотворца в село Григорево стольник Герасим Павлов сын Савелов, а подписал я Герасим своей рукой». По какому случаю эта книга оказалась в Сваинской церкви, неизвестно. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Причта по штату было положено – священник и псаломщик. Члены причта имели церковно – общественные дома.

В XIX в. Владельцами села были помещики Пушкевичи. Приход состоял из одного с. Сваина, в котором в конце XIX в. числилось 49 дворов, душ мужеского пола 196, женского – 211. ]В селе была земская народная школа.

Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». — Владимир. 2005, стр.69-70

УДК 72

Т. В. Юрьева

Росписи храма Казанской иконы Божьей Матери в Курбе

Статья посвящена истории и художественным особенностям стенописей церкви во имя иконы Божьей Матери Казанской в селе Курба. Это, по существу, первая научная публикация, посвященная фрескам данного храма. Автор проанализировал общие черты, присущие программе фресковой декорации этого уникального памятника. Также в статье был проведен анализ художественных особенностей стенописей главной курбской церкви. Автор пришел к выводу об их уникальности для сельской храмовой архитектуры XVIII века.

Ключевые слова: храмовая архитектура, православный сельский храм, нарышкинское барокко, программа фресковой росписи, настенная живопись, храм Казанской иконы Божьей Матери в с. Курба.

T. V. Yuryeva

Paintings of the Church of Our Lady of Kazan in Kurba

Монументальные фресковые комплексы сельских храмов ХУШ-Х1Х вв. — в прямом смысле слова — уходящая натура. Долгое время считалось, что церковное искусство этого периода не представляет научного интереса, так как является поздним и достаточно искаженным отголоском древних эпох. Кроме того, «реставрационные работы разворачивались медленно, не мог быть быстро накоплен практический опыт в деле реставрации архитектурных памятников» , а сельской архитектуры эти процессы практически так и не коснулись.

Как справедливо отметила одна из исследователей провинциальной монументальной живописи «отсутствие научного внимания к монументальному искусству <.. .> привело к тому, что, что на грани полного исчезновения оказался целый пласт памятников настенной живописи, которая в силу своей незащищенности, более подвержена утрате, нежели материальная основа — стены и своды сооружений» . Н. В. Кривошеина писала о Вятке, но ее замечание справедливо и для всей русской глубинки. В сельских храмах Ярославской области монументальные монумен-

тальные росписи также находятся в плачевном состоянии, исчезая, в буквальном смысле, на глазах. Тем не менее, необходимо ометить, что среди сельских фресковых комплексов попадаются в прямом смысле уникальные. Одними из таковых являются стенописи церкви Казанской иконы Божьей Матери в с. Курба Ярославского района.

Эта церковь была построена в 1770 году в стиле «нарышкинского барокко», который сочетается в ней с традиционными элементами ярославского зодчества. Более подробно история этого храма изложена нами в статье «История и архитектурно-художественные особенности храма во имя иконы Божьей Матери Казанской в селе Курба», опубликованной в предыдущем номере данного журнала .

Фресковая живопись Казанской церкви подробно не изучалась. Первые попытки научного осмысления живописного убранства храма были сделаны в статье Л. Г. Парфеновой «Христологи-ческий цикл росписей храма во имя Казанской Божией Матери в селе Курба» , а также Т. В. Юрьевой во второй части вышедшей в 2017 году книги, посвященной селу Курба .

© Юрьева Т. В., 2017

Сложная система стенописей определяется своеобразной структурой храма. Центрический шестнадцатилепестковый объем с четырьмя мощными столбами — пилонами, на которые опирается восьмерик, завершается восьмигранным сомкнутым сводом и венчается пятиглавием. Граненый барабан центральной главы имеет четыре световых окна и открыт в интерьер храма. Окна также находятся в основании каждого из четырех барабанов меньших по размеру боковых глав. Наличие такого количества окон в верхней части архитектурной конструкции делает интерьер храма необычайно светлым.

Пространство, образованное вокруг центра с помощью шестнадцати лепестковых форм, обладает сложной системой перекрытий. Часть из них образует форму конхи (северный, южный, западный и восточный сегменты), а остальные двенадцать перекрыты полуциркульными сводами. Все это создает сложное сочетание различных по форме поверхностей, покрытых росписью.

Определяя дату росписи Казанского храма, все, кто когда-то затрагивал эту тему, опираются на описание храма, сделанное в журнале «Москвитянин» в 1852 году. Там, в частности, написано следующее:

«В настоящее время село Курба имеет две каменные церкви, с высокою между ними колокольнею. Первая церковь теплая, во имя Воскресения Христова, построенная в первой половине XVII века, четырехугольная с пятью главами, впоследствии к ней пристроена продолговатая пространная трапеза, в которой устроен придел во имя святого Николая Чудотворца. <…> Вторая церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. Она построена в начале XVIII века, вместо бывшей деревянной во имя великомученицы Параскевы, место которой и доныне видно на юг от Воскресенской церкви (там поставлена кирпичная часовня).

Новая церковь построена на другом месте к северу от Воскресенской церкви. Она освящена в честь образа Казанской Богоматери, чудотворная икона коей издревле находится в сих церквах. Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие

образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами» . Пока это единственное свидетельство, которое уверенно и точно указывает на время росписи церкви, храмозданная надпись, к сожалению, утрачена.

Программа стенописи курбского храма отличается сложностью, которая соединяет в себе общее каноническое начало и творческое преломление общезначимых и обязательных моментов в условиях сложной архитектурной конструкции.

Стилистика росписей обусловлена как продолжением ярославской традиции знаменитых росписей, характерных для Ярославля еще второй половины XVII — начала XVIII века, так и многословием барочной системы, присущим времени их создания (1796-1799). Композиции на библейские и евангельские темы расположены ярусами, каждая из них заключена в рамку или медальон. Различными сюжетами покрыты не только своды и стены, но и столбы, своды и откосы окон и порталов, подоконники.

Самой главной точкой любой храмовой росписи является изображение в скуфье центральной главы храма. Здесь всегда присутствует изображение Спасителя в разных иконографических вариантах. К сожалению, росписи верхней части интерьера храма сильно закопчены и повреждены, а в куполе — практически утрачены. Поэтому мы не можем с абсолютной уверенностью определить данный сюжет. В нижней части поверхности свода остатки росписи позволяют угадывать изображение ангельских чинов, идущие в несколько рядов по периметру нижней части композиции. В верхних частях окон, находящихся на каждой из сторон лоткового свода, живопись сохранилась лучше, и здесь можно видеть изображения херувимов. Грани восьмерика, поддерживающего свод, также расписаны сюжетами. Длинные грани — по два в двух рядах, к ним добавляется также роспись плоскости в нижней части стены восьмерика над аркой, переходящей в опорный столб. Каждая короткая грань заполнена тремя сюжетами, расположенными друг под другом. Здесь размещены сюжеты, связанные с историей семи мучеников Маккавеев.

Композиции присутствуют и на сводах самих арок. Здесь расположен Ветхозаветный цикл сюжетов от «Сотворения мира» до «Изгнания из Рая», а также «Переход через Чермное море», «Встреча Авраама с Мелхиседеком».

Исключение составляют длинная восточная, и примыкающие к ней справа и слева короткие гра-

ни, закрывавшиеся деревянным иконостасом. На них живопись отсутствует.

Поскольку храм имеет своеобразную центрическую композицию, алтарное пространство архитектурно не выделено. Но сейчас его можно выделить живописно, соответственно расположению сюжетов. Центром алтарного пространства является направленный на восток широкий ком-партимент, завершающийся конхой, и имеющий два яруса световых окон.

В конхе помещено изображение Спасителя в сиянии славы. Этому изображению вторит изображение Саваофа, окруженного Силами Небесными, в симметричном восточному западном компартименте. На откосах верхнего восточного окна находятся изображения двух святых. Левое изображение читается плохо, справа — образ преподобного Антония Великого. Изображение на своде окна утрачено. На откосах нижнего окна -архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа). На своде окна — золотой треугольник («Всевидящее око»). Вогнутая плоскость стены разделена живописным антаблементом на два яруса. Нижний ярус заполняется фигурами святителей, верхний -двумя рядами сюжетов. В верхнем ряду слева -«Тайная вечеря», справа — «Омовение ног». В нижнем ряду, соответственно, слева — «Распятие», справа — «Воскресение». Эти композиции симметрично фланкируют центр алтарной оси и обозначают главные события евангельской истории. Логика размещения сюжетов в этой части храма предполагает, что композиции левых сегментов стен будут хронологически предшествовать моментам, представленным в центре, а правые — их продолжать. Таким образом, были объединены пять восточных апсидиол, на которых размещены сюжеты, связанные с Пасхой (от «Входа в Иерусалим» до «Сошествия Святого Духа»).

Откосы верхних окон в этих компартиментах заполнены фигурами святых. На откосах нижних окон можно видеть образы архангелов Варахиила, Уриила, Иегудиила, Селафиила.

Нижний ярус содержит образы святителей, скомпонованных по три фигуры на плоскостях стен справа и слева от окна. В следующих ком-партиментах компоновка фигур святых зависит от ширины стенного проема. Встречаются композиции из двух и даже одной фигуры. Среди них читаются образы архидьяконов (арх. Евпл, арх. Стефан, арх. Лаврентий, арх. Филипп и др.), образ святителя Николая Чудотворца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В правой, юго-восточной части храма, в нижнем ярусе образована ниша, которая расписана

образами трех преподобных святых Онуфрия Великого, Петра Афонского и Марка Фраческого. На своде ниши — образ Спаса Вседержителя в облаке, благословляющего этих трех святых.

Столпы храма имеют пять граней и так же, как и стены, расписаны сюжетами. Грани восточных столбов, обращенные в пространство алтаря, составляют с ним единое композиционное целое, и роспись на них продолжает сюжетную линию, символически выделяющую это самое значимое место в храме.

В частности, только на этих гранях в нижнем ярусе присутствуют образы святителей, скомпонованные так же, как и на стенах, по несколько фигур на одной плоскости. Вероятно, среди трех-фигурных композиций здесь присутствуют образы ярославских святых, благоверных князей Федора, Давида и Константина. Сейчас можно только предполагать их местоположение на одной из алтарных граней восточных столбов. Основанием для этого предположения является то, что эти святые были предками Андрея Курбского, чем тот, несомненно, гордился и считал их своими покровителями .

Пасхальный цикл также переходит со второго яруса стен на второй ярус граней столпов, обращенных в пространство алтаря.

Грани восточных столбов, развернутые в центральную часть храма, не содержат росписей, поскольку были закрыты иконостасом.

Западные столбы имеют отличную от восточных столбов логику расположения росписей. Они были доступны для обозрения молящихся. Наверное, поэтому нижние ярусы западных столбов содержат значимую для храма с посвящением Казанской иконы Божьей Матери историю обретения иконы. В верхних частях западных столбов росписи посвящены деяниям пророков Иезекииля, Иеремии, Ионы, Захарии, Соломона. Во втором ярусе — циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия».

Условное деление пространства храма на правую и левую, то есть мужскую и женскую стороны, поддержано разными по содержанию христо-логическими и богородичными композициями, а также образами святых жен, размещенных на откосах окон в левой части храма (среди них в настоящее время хорошо читается только имя Св. Фомаиды).

Богородичный цикл поддерживается также образами прославленных икон Богоматери, размещенными в сводах арок оконных проемов. Здесь можно видеть икону Богоматери Смоленской,

Толгской, Донской, Балыкинской, Трубчевской (?), а также икону Богоматери «Взыскание погибших».

Особое внимание привлекают иконографические образы, особо характерные для времени создания храмовой декорации. Так, например, на своде арки одного из окон помещено изображение иконы «Богоматерь Балыкинская». Это достаточно редкий образ, имеющий, однако, свою историю почитания в Ярославской земле.

Как указывает М. А. Комова, икона Богородицы Балыкинская явилась в начале XVIII века в Стародубе и далее стала распространяться в списках на протяжении всего XIX века. «Прославление названного по местопребыванию Стародуб-ским (позднее Балыкинским) образа Пресвятой Богородицы последовало в 1709 г. Владелец (по всей видимости, заказчик) иконы, офицер Старо-дубского полка пан Тимофей Дульский, получив от нее ряд знамений при нашествии шведов, 4 августа 1711 года передал ее в новую деревянную Никольскую церковь в с. Балыкино» . Предполагается также, что в русские земли икону принесли в первой половине XVII в. беженцы из Галиции. Список с чудотворной иконы принадлежал Иоанну Тобольскому, когда он был правящим архиереем Черниговской епархии.

Иконография этого образа отличается особыми чертами — в руках младенца Христа изображено яблоко. Именно поэтому список с этой иконы, находящийся в Ростове , так в народе и назвали -«Богоматерь с яблочком».

Один из наиболее сохранившихся — Христоло-гический цикл сюжетов. Начинается он с сюжета «Благовестие Захарии», далее следует «Благовещение» (находится во втором ярусе, справа от окна над южным входом в храм), «Рождество Христово», «Поклонение Волхвов», «Искушение Иисуса», «Брак в Кане Галлилейской» (находится во втором ярусе, слева от окна над северным входом в храм), «Беседа Христа с самарянкой», «Христос в доме Марфы и Марии», «Исцеление кровоточивой жены», «Прощение грешницы». Достигая алтарного пространства, сюжеты плавно переходят к событиям Пасхи, уже упомянутым сюжетам «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа»).

Ветхозаветный цикл, помимо упомянутых сюжетов, представлен сценами «Убийство Авеля», «Исав продает право первородства», «Ноев ковчег», «Моисей изводит воду из камня», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину».

Входные арки также отмечены росписями. На своде западного портала помещен образ Спаса Нерукотворного, несомый двумя ангелами. В арке северного портала — Деисус.

К сожалению, данная статья не раскрывает всех нюансов стенной росписи храма Казанской иконы Божьей Матери в с. Курба. В настоящее время фрески находятся в плачевном состоянии. Они гибнут прямо на глазах. Уже полностью они утрачены в верхней части храма, разрушения продолжаются. Трудно читать надписи, идентифицировать большую часть сюжетов. Памятник давно уже требует срочной реставрации, иначе данная роспись будет утрачена буквально в ближайшее время.

Библиографический список

1. Борисов, Н. С. Окрестности Ярославля / Н. С. Борисов. — М. : АСТ : Астрель: Хранитель, 2007.

3. Комова, М. А. Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков / М. А. Комова. — М., 2012.

4. Кривошеина, Н. В. Храмовая декорация Вятки: иконографические программы и художественно-стилевые решения росписей / Н. В. Кривошеина // Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения / ГОУВПО «Уральский государственный технический университет». — Екатеринбург, 2012.

5. Крылов, А. Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии / А. Крылов. — Ярославль, 1861. — С. 151.

8. Село Курба, отчизна и родина князей Курбских // Москвитянин. — 1852. — Т. 5. -№ 17. — Кн. 1. — С. 16-18.

9. Юрьева, Т. В. История и архитектурно-художественные особенности храма во имя иконы Божьей Матери Казанской в селе Курба

/ Т. В. Юрьева // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 2. — С. 97-102.

11. Юрьева, Т. В. Федор Черный — человек и икона / Т. В. Юрьева. — М. ; Архангельск, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliograficheskij spisok

1. Borisov, N. S. Okrestnosti Jaroslavlja / N. S. Borisov. — M. : AST : Astrel’: Hranitel’, 2007.

3. Komova, M. A. Ikonnoe nasledie Orlovskogo kraja XVIII-XIX vekov / M. A. Komo-va. -M., 2012.

5. Krylov, A. Istoriko-statisticheskij obzor Rostovo-Jaroslavskoj eparhii / A. Krylov. -Jaroslavl’, 1861. — S. 151.

8. Selo Kurba, otchizna i rodina knjazej Kurb-skih // Moskvitjanin. — 1852. — T. 5. -№ 17. — Kn. 1. — S. 16-18.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *