Церковь во Франции

Парижский Троицкий собор

Корсунская и Западноевропейская епархия Русской Православной Церкви

Херсонесская епархия в Крыму

В первые века по Рождестве Христовом в Крыму были основаны несколько православных епископских кафедр, одна из которых поместилась в Херсонесе Таврическом (слав. Корсунь, ныне в пределах Севастополя). Возможными датами ее основания называют 302 год, — приблизительная дата прибытия первых странствующих епископов-миссионеров от Иерусалимского патриарха Ермона, — или же 324 год, в каком случае учреджение приписывается святителю Константинопольскому Митрофану. В ранний период Православия в Крыму Херсонес был ведущим городом и центром Христианства на полуострове.

С V века Корсунская кафедра стала зависимой от Константинопольского престола . В числе епархий Константинопольского Патриархата занимала степени: 16, 25, 58.

С 842 года — митрополия.

К концу XIV века епархия сходит на нет и ее территория присоединяется к митрополии Готфийской. Так, в патриаршем акте № ССXL под 1386 годом имеется екзархиальный приказ патриарха Готфийскому архиепископу: «Готфскому поручается управление Св. Церковию Божиею в Херсоне…» . Другие называемые даты упразднения — 1390 или 1394 год . Наконец, есть упоминания о Херсонесских архиереях и в XV веке.

Епархия во Франции

Восстановлена в 1935 году как титулярное викариатство Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата. По воссоединении Западноевропейского экзархата с Русской Православной Церковью оказалась в составе кафедр Московского Патриархата.

Снова учреждена 5 января 1960 года, теперь как самостоятельная епархия Западноевропейского экзархата Московского Патриархата, объединившая приходы во Франции с центром в Париже. С появлением новых приходов, в пределы Корсунской епархии также вошли Италия, Испания, Португалия. По упразднении экзархата 30-31 января 1990 года епархия перешла в прямое подчинение священноначалия Русской Православной Церкви.

Со временем в ведение Корсунской кафедры также вошла Швейцария .

27 декабря 2007 года приходы Московского Патриархата в Италии были выделены из состава Корсунской епархиии, но до 16 июля 2013 года на деле оставались под попечением Корсунского владыки. В том же 2013 году в составе епархии появился приход в Андорре.

В 2016 году было завершено строительство масштабного нового Троицкого кафедрального собора и Русского духовно-культурного центра на набережной Бранли в Париже.

28 декабря 2018 года синодальным решением был образован Патриарший экзархат в Западной Европе с центром в Париже, главой которого был назначен архиерей Корсунской епархии. Одновременно из состава Корсунской епархии была выделена самостоятельная Мадридская епархия, после чего в прямом ведении Корсунских владык остались Франция и Швейцария.

Исторические названия

Статистика

Архиереи

Херсонесская епархия

Викариатство Западноевропейского экзархата русских церквей

  • Иоанн (Леончуков) (1935 — ок. 1946)

Самостоятельная кафедра в Париже

Викарные епархии

  • Богородская
  • Кафская (ныне самостоятельная Феодосийская)
  • Цюрихская (недейств.)

География

Монастыри

  • Грассакский Корсунский (Grassac, женский)
  • Домпьерский Троицкий (мужской)
  • Капрьясский Крестовоздвиженский скит (мужской)
  • Мениль-Сен-Денийский Свято-Духовский скит (Le Mesnil-Saint-Denis, мужской)
  • Луганский Крестовоздвиженский (мужской)
  • Марсенатский Знаменский (Marcenat, женский)
  • Сустонский Евфросиновский скит (Soustons)

Учебные заведения

  • Парижский духовно-образовательный центр

Средства массовой информации

  • Messager de l’Eglise orthodoxe russe (Вестник Русской Православной Церкви), журнал (фр.)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страницы сайта Русское Православие:

Родионов, Михаил, прот., Стат. …опис. Тавр. еп. …, 10.

Цит по «…Зап. Одес. Общ. Истор. и Древн.,» т. VI, 457. Приводится по Родионов, Михаил, прот., Стат. …опис. Тавр. еп. …, 15, прим. 1.

Указывается, что Швейцария вошла в ведение Корсунской кафедры постановлением Священного Синода от 28 декабря 1999 года. Однако Цюрихское викариатство известно в составе Корсунской епархии уже в 1993 году. См.

Данные считаны в мае 2009 года,

Участник II Вселенского Собора года.

Архиепископ; участник III Вселенского Собора.

Участник Соборов в Константинополе и Халкидоне.

Архиепископ; участник V Вселенского Собора.

Называем блаженным. С него начинается ряд митрополитов Херсонесских.

Участник Константинопольского Собора.

При императоре Алексее I Комнине.

Участник Константинопольского Собора 1280 года.

«Журнал № 93,» ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года,

Буржский собор (Bourges Cathedral)

В начале 13-го века, это римско-католический собор был возведен в городе Бурж, столице провинции Берри. Построенный во французском готическом стиле, Буржский собор стоит в месте религиозного значения, начиная, по крайней мере с третьего века, именно здесь, в римском городе Аварикум нашли защиту первые христиане среди галлов. Сегодня собор имеет современный дизайн и великолепный фасад с ошеломляющей затейливой резьбой и украшениями. Удивительно, но большая часть витражей осталось оригинальной, многие из них с изображением истории из Ветхого и Нового Заветов.

Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить.

Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.

Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий.

Монолитная церковь Сен-Жан (Monolithic Church of Saint-Jean)

Обтер-сюр-Дрон, это маленький и живописный городок, с традиционной архитектурой и причудливыми домами в регионе Нувель-Аквитания на юго-западе Франции. Сам по себе городок является уникальной достопримечательностью Франции, но центром притяжения без сомнения является церковь Сен-Жан, вырезанная почти полностью из известняка в скале. Построенная в 7-м веке и значительно расширенная в 12-м веке, церковь имеет сводчатый неф, крестильный бассейн и десятки древних гробов.

Руанский собор (Rouen Cathedral)

Руанский собор, это римско — католический готический собор в Руане, Нормандия. Руан иногда называют городом тысячи шпилей, потому что он является домом для многих церквей. Тем не менее, одна выделяется среди остальных: Кафедральный собор Руана. Этот огромный, возвышающийся собор является самым высоким во всей Франции.

Строительство нынешнего здания началось в 12-м веке. На земле на которой возвышается собор, похоронен предводитель викингов, Ролло, основатель герцогства Нормандии, он был крещен здесь в 915 году и похоронен в 932 году.

Базилика Сакре-Кер (Sacre-Coeur)

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей во Франции, расположена в Париже, на холме Монмартр, который является самой высокой точкой в Париже. Она была построена в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей базилики Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса. Тройной арочный портик, увенчан двумя бронзовыми конными статуями французских национальных святых, Жанны Д’Арк и короля Людовика IX святого, разработанный Ипполитом Лефевром. Колокол собора является одним из самых тяжелых в мире, его вес составляет 19 тонн. С купола открывается превосходный панорамный вид на Париж.

Место где стоит базилика традиционно ассоциируется с обезглавливанием покровителя города, Сен-Дени в 3-м веке.

Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre Dame de la Garde)

Портовый город Марсель является местом расположения невероятной Нотр-Дам-де-ла-гард. Собор возведен в честь покровителя моряков. Римско-католический собор был построен на руинах древней крепости в 19-м веке, и он был создан в византийском стиле Возрождения. Внутри собора вы будете впечатлены статуей Мадонны с младенцем, а также впечатляющей колокольней и каменными сводами.

Аббатство Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel Abbey)

Своей популярности у туристов аббатство Мон-Сен-Мишель обязано своему расположению на острове. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья недалеко от Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Здесь до сих пор проживают монахи-бенедиктинцы, аббатство находится в окружении причудливых улиц, магазинов, кафе и музеев, посвященных острову и его истории.

С более чем 1,7 миллиона посетителей в 2014 году аббатство является одним из самых посещаемых культурных объектов во Франции. Внесено в список всемирного наследия Юнеско.

Собор Реймса (Reims Cathedral)

Более 800 лет назад началось строительство собора Реймса, он заменил старую церковь, разрушенную в результате пожара в 1211 году, которая была построена на месте базилики, где Хлодвиг был крещен епископом Реймса в 496 году. Сегодня собор является потрясающим примером готической архитектуры и служит главной достопримечательностью в городе Реймс. Именно в этом самом соборе, короновались многие французские короли и записи показывают, что даже Жанна д’Арк присутствовала на одной из этих церемоний в 15-м веке. Собор является резиденцией архиепископа Реймса.

Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris)

Самым известным собором Франции является Нотр-Дам де Пари, который был построен в середине 12-го века, во время правления Людовика VII. Нотр-Дам является самым популярным памятником в Париже и во всей Франции, переигрывая даже Эйфелеву башню, каждый год собор посещают более 15 миллионов туристов.

Но знаменитый собор также является действующей католической церковью, местом паломничества, и координационным центром католицизма во Франции. Жемчужина парижской архитектуры, Нотр-Дам де Пари, возведен в готическом стиле, и он может похвастаться своими невероятными размерами. Его контрфорсы были одними из первых в мире, и многие горгульи использованы не только для украшения, но и для опоры колонн.

Нотр-Дам де Пари стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Сент-Этьен, которая сама была построена на месте римского храма Юпитера.

Шартрский собор (Chartres Cathedral)

Шартрский собор является готический по архитектуре, латинской церковью, расположенной в Шартре в 80 километрах к юго — западу от Парижа. Возведение собора в Шартре началось в 11-м веке. Это невероятное здание, построенное в готическом стиле, считается одним из самых важных частей архитектуры во Франции. Красочные витражи сохранились хорошо, а два разных шпиля конкурируют за внимание туристов. Хотя внешний вид является феноменальным, не пропустите реликвии находящиеся внутри, такие как платье, которое якобы носила Мария, когда она родила Иисуса.

Собор находится в исключительном хорошем состоянии для своих лет. Большинство оригинальных витражей остались нетронутыми, в то время как в архитектуру внесены лишь незначительные изменения с начала 13-го века. Во внешнем виде здания преобладают тяжелые контрфорсы, что позволило архитекторам значительно увеличить размер окна, в западной части доминируют два контрастных шпиля высотой 105 метров.

Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который называет Шартрский собор «высокой точкой французского готического искусства » и «шедевром».

Начинаю свой маршрут с Монмартра. Монмартр в переводе означает «гора мучеников». По преданию, именно там пострадали священномученики Дионисий Ареопагит, Рустик и Елевферий. После того, как святой Дионисий уверовал во Христа, будучи привлечен проповедью Апостола Павла в Афинах, он жил еще достаточно долгое время в этом городе, распространяя в нем веру Христову. Затем он возгорелся желанием и в других странах проповедовать Евангелие и отправился в Рим. Прожил он там недолгое время, и святой Климент, епископ Римский послал его для проповеди в языческую в Галлию (нынешнюю Францию), а вместе с ним епископа Лукиана, священника Рустика. диакона Елевферия и других. Святой Дионисий проповедовал Слово Божие жителям Галлии и многих обратил от идолослужения к вере в Господа. В Париже (тогда этот город назывался Лютеция) он построил христианский храм (впоследствии на месте этого первого храма возник знаменитый монастырь Сен-Дени). В то время началось вторичное после Нерона гонение на христиан, воздвигнутое Домицианом. Этот правитель послал в Галлию военачальника Сисиния, чтобы предать мучениям тамошних христиан. Тогда были схвачен святой Дионисий, а вместе с ним Рустик и Елевферий. Причем, Дионисий был уже в преклонных летах. Многими муками пытался нечестивый военачальник заставить христиан отречься от Господа. Но святые мученики не повиновались ему, но твердо исповедовали веру в Христа Бога Истинного. Тогда мучитель осудил их на усечение мечом. Святых вывели из города к горе, называвшейся тогда Ареева или Марсова (Арей или Марс — языческий бог войны). И там были усечены тупой секирой. При этом Бог явил преславное чудо. Тело святого Дионисия, будучи обезглавлено, силою Божией встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею до того места, где был христианский храм. Отдавши свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. На том самом месте и было погребено тело священномученика Дионисия.3 По преданию, вдоль нынешней улицы Жирардон с Монмартра стекал ручей, в водах которого святой Дионисий омыл свою отрубленную главу, прежде чем нести ее к церкви.
Сейчас на вершине Монмартра находится довольно странный католический храм, именуемый Сакре-Кёр. Построен он был в 1873 году. Еще во второй половине XIX века эти места были совсем сельскими. Но Париж разрастался. В конце XIX века это место облюбовали безденежные художники, поскольку цены на жилье здесь были низкие, а работать было удобно. У подножия горы постепенно возник квартал развлечений со множеством кабаре и танцевальных заведений.
Помолившись святым мученикам на Монмартре, я отправилась на место погребения священномученика Дионисия. Итак, базилика Сен-Дени на севере Парижа (станция метро «St-Denis-Basilique»). Когда-то здесь был знаменитый монастырь. Огромный собор, служивший усыпальницей французских королей. Там же есть подземная крипта. Чтобы все это осмотреть, приходится выйти из собора и зайти сбоку, купив билет, потому что королевская усыпальница и крипта действуют сейчас как музей. Интересно, что на каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен. И вот четко прослеживается: те, кто жили до отпадения Католической церкви от Православия, изображены с крестообразно сложенными на груди руками. А те, кто жили уже в эпоху Католичества — у них руки сложены лодочкой, как принято молиться у католиков. Во время революции монастырь был закрыт, базилика разграблена, многие гробницы были разрушены, а над прахом почивших королей надругались потерявшие совесть бунтари. Мощи святых мучеников находятся за главным престолом храма.
Елисейские поля. (Avenue des Champ-Elysees) Эта, наверное, самая известная улица Парижа, была проложена еще при короле Людовике XIV как продолжение центральной оси парка Тюильри (парк перед Лувром). Триумфальная арка — была построена после успешного похода Наполеона в Австрию. Позже стала символом всех военных побед Франции. Увидев мост Александра III, сворачиваю туда. С моста хорошо видно Дом инвалидов и Эйфелеву башню. Вернувшись на Елисейские поля, дохожу до Площади Согласия (Place de la Concord). на мой взгляд, странное название для места, где во время великой по беззакониям Французской революции были казнены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. А создавалась эта площадь в 1759-1779 годах как «Площадь Людовика XV». Здесь же стояла его конная статуя, разрушенная во время французской революции.

Париж. Церковь святой Марии Магдалины

Перпендикулярно площади Concord проходит улица Rue Royale. Свернув на нее, оказываюсь перед церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (Ste-Marie-Madelen). В этом храме пребывают и мощи святой. Но они подвешены где-то под потолком и приложиться к ним нельзя. Спускают из только в день памяти святой Марии Мандалины. Иногда православному приходу Трехсвятительского подворья удается получить разрешение отслужить молебен перед мощами равноапостольной Марии Магдалины.
Сразу за площадью Согласия начинается сад Тюильри, разбитый перед Лувром. От Лувра я отправилась искать церковь, в которой находятся мощи святой равноапостольной царицы Елены. Эта церковь называется Сен-Лё-Сен-Жиль (St-Leu-St-Gilles) и расположена на улице Сен-Дени, д.22. (Ближайшая станция метро «Этьен-Марсель»). Мощи святой находятся в крипте. Рядом с мощами — православные иконы. А в самом храме вы увидите Владимирскую икону Божией Матери.

Париж. Храм святого Стефана

Святая Геновефа (Женевьева) Парижская. Святая покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении — Женевьева) жила в конце V — начале VI веках. Она родилась недалеко от Парижа в христианской семье. С детских лет возгорелось ее сердце горячим желанием посвятить себя Богу. В те времена в Галии сущствовали уже монастыри, но были также девы, посвятившие себя Богу, но остававшиеся жить в миру. После определенного искуса девушка приносила обет безбрачия, а епископ свершал над нею посвящение и давал ей небольшую фиолетовую или красную головную повязку, которая являлась отличительным признаком посвященных Богу дев. Святая Геновефа сподобилась такого посвящения, когда ей было всего 14 лет. После смерти своих родителей она переселилась в Париж к своей крестной матери. Девушка вела подвижническую жизнь, с 15-летнего возраста она вкушала лишь дважды в неделю, причем пища ее состояла лишь из хлеба и бобов. И только в старости, по послушанию епископу, она стала вкушать молоко и рыбу. Преподобная Геновефа сподобилась от Господа дара прозорливости. Очень чтила она память священномученика Дионисия Ареопагита — апостола Галлии. И стараниями святой была построена базилика Сен-Дени вместо старой церкви на месте погребения священномученика. Во время нашествия гуннов под предводительством Атиллы молитвами святой Геновефы (ей тогда было 28-29 лет) Париж был спасен, Атилла внезапно круто повернул и обошел Париж стороной. Преподобная прославилась в народе многими подвигами и чудесами. По ее молитвам совершались дивные исцеления, изгонялись бесы. Была она заступницей обидимых, пленных, несчастных. Перед ее просьбами смягчались сердца даже суровых язычников. О святой Геновефе спрашивал пришедших к нему из Парижа купцов преподобный Симеон Столпник, просил передать ей приветствие и молиться о нем. Молитвами святой Геновефы король-язычник Хлодвиг принял святое крещение. А дочь и сестра короля, дав обет безбрачия, стали подвизаться под ее духовным руководством . Преподобная Геновефа отошла ко Господу 3 января 512 года в возрасте 89 лет. Погребена она была в крипте, находившейся под храмом святых апстолов Петра и Павла.

Почитание преподобной Геновефы началось сразу же после ее кончины. Множество чудес происходило от мощей святой. По молитвам к преподобной исцелялись болящие, ее заступничеством Париж спасался от завоевателей. Считается она также покровительницей всех учащихся. Во время Французской революции мощи святой Женевьевы были сожжены безбожниками, а пепел развеян над Сеной. Но частицы ее святых мощей, подаренные в свое время различным приходам, сохранились. Эти частицы, а также древняя гробница преподобной находятся в храме святого Стефана-на-горе (Saint-Etienne-du-Mont) . Рядом с мощами висит небольшая православная икона, на которой святая Геновефа изображена вместе с преподобным Симеоном Столпником. Храм святого Стефана расположен рядом с Пантеоном. Пантеон первоначально строился как храм святой Геновефы. Но французская революция решила использовать его в своих целях, назвав «усыпальницей великих людей эпохи свободы», сюда был перенесен прах Вольтера. Позже здесь был похоронен Виктор Гюго.
Житие преподобной Геновефы Парижской

Какая судьба ждет русскую архиепископию в Париже?

Ксения Гулиа

Коротко об истории вопроса

Архиепископия* русских церквей — одна из старейших православных общин в Западной Европе, не имеющая отношения к Русской православной церкви. Она ведет свою родословную от приходов, созданных русскими эмигрантами после революции 1917 года.

Центром епархии** в начале 1920-х стал собор Александра Невского в Париже. Это бывшая посольская церковь на улице Дарю, освященная в 1861 году. Здесь в свое время отпевали Шаляпина, Кандинского и Бунина, здесь венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. Широко известен и созданный в 1925 году Свято-Сергиевский православный богословский институт, где преподавали известные мыслители и богословы (среди прочих Георгий Флоровский и Сергей Булгаков).

Парижская архиепископия изначально решила следовать решениям Поместного московского собора 1917–1918 годов, который не только восстановил патриаршество, но и многое сделал для децентрализации церкви (впрочем, многие из этих мер так и не были реализованы Русской православной церковью). Юридически русские приходы в Западной Европе закрепили за собой статус «ассоциации французского права».

Собор Александра Невского на улице Дарю в Париже wikipedia

Отношения с Москвой с самого начала складывались тяжело. В 1930 году советский митрополит Сергий (Страгородский) после очередного конфликта отстранил главу парижской епархии Евлогия (Георгиевского), с чем не согласилось большинство западноевропейских приходов. Они обратились в Константинополь с просьбой о защите. Вселенский патриархат в 1931 году принял их в качестве своего экзархата*** — на временной основе. Очень немногие после этого остались верны Московской патриархии.

С тех пор статус парижской епархии несколько раз менялся. В 1999 году Константинопольский патриарх Варфоломей, наконец, даровал русским церквям в Западной Европе томос, восстановивший статус экзархата, — уже не временного. Но совсем недавно все снова изменилось.

Зачем Константинополь упразднил свой русский экзархат?

27 ноября прошлого года патриарх Варфоломей отозвал дарованный 20 лет назад томос и распустил русский экзархат. Примечательно, что официального заявления Константинополь так и не выпустил. Коммюнике опубликовано только на сайте русской архиепископии и только на французском языке.

Еще одно необычное обстоятельство: Константинополь даже не обсудил свое решение с главой русской архиепископии — Иоанном Хариопольским (Реннето), который узнал об упразднении экзархата из разговора с патриархом Варфоломеем чуть ли не в день синодального решения. И в этот же самый день (27 ноября) Вселенский патриархат определил дату объединительного собора в Украине.

В Константинополе это решение называют давно подготовленным и чисто техническим — чтобы устранить дублирование юрисдикций внутри патриархата. Ведь параллельно с русским экзархатом в Европе существуют местные митрополии Вселенского патриархата: Галльская, Германская, Скандинавская и так далее. Поэтому Константинополь не просто упразднил русский экзархат, но предписал русским приходам влиться в свои грекоязычные митрополии в Западной Европе.

Диакон русской архиепископии в Западной Европе, преподаватель византийской истории Хайфского университета Александр Занемонец полагает, что это решение связано с Украиной. Дело в том, что устав новой украинской церкви предполагает, что у нее не может быть собственной диаспоры: украинские приходы на Западе должны быть под прямым управлением митрополий Вселенского патриархата. Ровно то же самое Константинополь предписал своему уже бывшему русскому экзархату.

«Это было бы логично, иначе украинцы могли бы обижаться и говорить: «Вот у русских есть, а у нас нет». А теперь и у русских нет. Не похоже, чтобы здесь была какая-то договоренность (Константинополя с Москвой). Все-таки масштаб несопоставим. Потому что западноевропейский экзархат небольшой, хоть и с центром в Париже, что приятно. А эта часть украинской церкви — большая», — говорит диакон Александр Занемонец.

Собеседники RFI отмечают, что решение Вселенского патриархата не стало и полной неожиданностью. «По-моему, Константинополь давно готовил изменения в своем отношении к экзархату, — рассказывает староста православной ассоциации ACOR в Ницце (в составе архиепископии) Алексей Оболенский. — Уже несколько раз избирались заместители нашему архиепископу. Доводилось до избрания новых епископов, которых каждый раз не подтверждал Константинополь. Хотя в принципе были одобрены их кандидатуры. Все вело к тому, что можно было ожидать этого окончательного решения».

Последуют ли русские церкви во Франции предписанию Константинополя?

Русская архиепископия в Западной Европе объединяет более 60 приходов в разных странах — Бельгии, Голландии, Германии, Италии и так далее. Большинство приходов (около 40) находятся во Франции (включая собор Александра Невского в Париже и церковь на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). Службы идут как на церковнославянском, так и на местных языках.

Церковь на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены известные русские военные, представители духовенства, писатели, художники wikipedia

В парижской епархии не скрывают своего беспокойства в связи с решением Константинополя, называют его неожиданным, но с ответом пока не торопятся. Пока неясно — захочет ли парижская архиепископия последовать предписанию Константинополя, то есть самоликвидироваться и влиться в местные грекоязычные митрополии. «Всякое церковное решение, чтобы быть действенным, должно быть официально принято той общностью, к которой оно отнесено. В особенности если оно не было запрошено теми, кто должен его выполнять», — подчеркивает епархия.

Собеседники RFI, знакомые с настроениями местного духовенства, утверждают, что самоликвидироваться и оставаться под юрисдикцией Константинополя во что бы то ни стало архиепископия не желает. «Мы всегда настаивали на том, что мы — сторонники образования поместной церкви**** во Франции, где бы разные национальности были вместе. Но одно дело — влиться в какую-то межнациональную митрополию, а другое — в чисто греческую. Тут явно не проработано и не продумано», — говорит церковный публицист русской архиепископии во Франции Даниил Струве.

В истории епархии был период, когда она формально оставалась независимой от любого патриархата. Это случилось после того, как Константинополь в 1965 году под давлением Москвы упразднил русский экзархат. Но с тех пор позиции Парижа в православном мире ослабли — прежних возможностей уже нет, объясняет Даниил Струве.

«Париж был центром православия весь XX век — в богословском, в духовном смысле, в смысле даже какого-то авторитета, — рассказывает он. — Тогда (в 1965 году) у нас в епархии оставались еще многие старые эмигранты, представители второго поколения. Кроме того, шла «холодная война», и у Москвы были очень ограниченные возможности в церковном смысле. Тогда профессора (Свято-Сергиевского) богословского института очень активно себя вели и очень быстро выработали проект независимой церкви, который просуществовал несколько лет. У нас еще были договоренности с Константинополем: Константинополь от нас отказался, но обещал, что, когда сможет, возьмет назад — как бы негласно поддержал. Всего этого уже нет».

Господин Струве отмечает, что удельный вес русской епархии изменился и в соотношении с другими православными течениями во Франции: «Была большая миграция из Украины, из Грузии, из Румынии, из Молдавии. Сегодня во Франции самая многочисленная диаспора — это скорее румыны. Теперь у них столько же приходов, сколько и у нас».

Какой путь выберет парижская епархия?

Предполагается, что судьба епархии определится на внеочередной генеральной ассамблее 23 февраля 2019 года, в которой будет участвовать все духовенство и делегаты от мирян. Те клирики и общины, которые не согласятся с выбранным путем, смогут перейти в другие епископские юрисдикции, попросив отпускную грамоту.

15 декабря, в преддверие генеральной ассамблеи, в Париже уже прошло закрытое пастырское совещание по этому вопросу, на котором присутствовал и диакон Александр Занемонец. По его словам, архиепископ Иоанн на этом собрании огласил три предложения о покровительстве, которые парижская епархия получила от «больших церквей» — от Русской зарубежной церкви (РПЦЗ, воссоединившейся с Московским патриархатом в 2007 году), а также от Румынской церкви и от Московского патриархата, которые предложили архиепископии автономию в своем составе.

Александр Занемонец говорит, что, вероятно, из этих трех вариантов и будут выбирать 23 февраля — если до этого ничего не случится. На голосование должны вынести не просто список предложений, но и детали, в том числе и юридические договоренности о церковном имуществе. Впрочем, при таком раскладе не существует варианта, который бы удовлетворил всех. Вероятно, некоторые приходы так или иначе покинут архиепископию.

Собеседники RFI, присутствовавшие на закрытом совещании 15 декабря, рассказывают, что несколько священников открыто высказались за автономию в составе Московского патриархата. Но возможно ли в составе РПЦ (даже на правах автономии) сохранить свою независимость? Это невозможно, считает Даниил Струве. «Сразу было предложение из Москвы — мы вас возьмем в том виде, в котором вы существуете — как независимую архиепископию. Но конкретно это не видится возможным. Если почитать устав Русской православной церкви, видно, что там нет места для структуры, хоть сколько-нибудь независимой от общей политики —не только церкви — но и общей политики Российской Федерации», — отмечает господин Струве.

Диакон Александр Занемонец приводит в свою очередь два примера. Первый — Сурожская епархия в Великобритании, «которая была превращена в самую обычную русскую епархию даже без намеков на какую-то свободу». Другой пример — Русская зарубежная церковь (РПЦЗ), которая присоединилась к Московскому патриархату в 2007 году. «Насколько можно судить, никакого давления со стороны Москвы она не испытывает, сохраняет полную независимость и самоуправление», — говорит диакон.

РПЦ со столицей в Париже?

В Москве уже заявляют, что готовы взять под свою юрисдикцию расформированный Константинополем экзархат русских церквей. По информации главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона, «очень многие приходы этой структуры желают вернуться в Московский патриархат». (Речь идет о том, что русские приходы в Западной Европы перешли от Москвы под юрисдикцию Константинополя только в 1931 году).

«Но они должны сами решать свою судьбу, это их должно быть решение, останутся ли они в Константинопольском патриархате на правах обычных приходов, окормляемых греческими священниками с богослужением на греческом языке, или же они все-таки каким-то образом попытаются сохранить ту структуру, которая существовала, которая существует, в которой сложились свои традиции», — заявил митрополит Иларион.

Во Франции у Русской православной церкви имеется ряд приходов и общин, которые входят в Корсунскую епархию. 19 октября 2016 года на набережной Бранли в Париже состоялось открытие кафедрального собора Святой Троицы и духовно-культурного центра РПЦ. Стоит напомнить, что российские власти через суд уже добились перехода от местной ассоциации (ACOR) к РПЦ Свято-Николаевского собора в Ницце, а сейчас пытаются установить контроль над местным православным кладбищем Кокад.

Русское кладбище Кокад в Ницце commons.wikimedia.org

Староста ассоциации ACOR Алексей Оболенский говорит, что для местной православной общины переход к РПЦ невозможен. «Я могу отвечать только за свою церковь. Мы ни в коем случае не можем перейти к Москве. Москва у нас отобрала (Свято-Николаевский) собор. Теперь пытается отобрать храм (святых Николая и Александры), кладбище. Мы с ними судимся. Переходить к ним просто не можем. Если, не дай бог, архиепископия (в чем я очень сомневаюсь) перейдет «оптом» к Москве, то многие не пойдут за ней, в том числе и мы. Нам придется искать другой путь. Но уже не как целая архиепископия, а как группа приходов», — отмечает господин Оболенский.

Пока решается судьба русской архиепископии, РПЦ 28 декабря на заседании священного Синода решилавновь образовать патриарший экзархат своих приходов в Западной Европе с центром в Париже, ликвидированный в 1990 году. В сферу пастырской ответственности включили Францию, Бельгию, Великобританию, Испанию, Италию, Нидерланды, Францию и другие страны.

В нынешних условиях создание РПЦ экзархата в Западной Европе многие восприняли как недружественное действие со стороны Москвы, говорит Александр Занемонец. «У этой структуры (экзархата РПЦ) даже то же название, которое было у русского экзархата в Константинопольском патриархате. Более того, даже имя архиерея то же самое, что и у нашего владыки Иоанна. Это, конечно, не специально, и этот владыка Иоанн (Рощин) тоже очень хороший. Но все равно это как-то странно. Впечатление, что никакой реальной автономии не предложат, а вот уже есть структура с таким же названием, куда предложат влиться», — отмечает диакон.

В 2003 году патриарх Алексий II предлагал западноевропейским епархиям и приходам объединиться в одну митрополию. Однако в ответ Совет архиепископии выразил готовность к диалогу, но назвал «неприемлемыми» предложения, выдвигаемые Москвой, и подчеркнул, что «отцы и учители в вере» экзархата отвергали всякую возможность возврата в Московский патриархат.

========================

*архиепископия — форма организации церковной епархии под управлением архиепископа;

**епархия — церковный округ под управлением архиерея — священнослужителя высшей степени церковной иерархии;

***экзархат — крупная и обособленная церковная область за пределами страны, в которой находится поместная церковь; во главе экзархата стоит экзарх (в православии это преимущественно архиерейский титул);

****поместная церковь — церковь с наибольшей или значительной степенью самоуправления (автокефальная или автономная).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *