Церковь всеволожск

В северной части города Всеволожска живописной грядой протянулись с севера на юг Румболовские высоты. На самой вершине зеленого массива, среди вековых елей и сосен старинного парка, в бывшем имении Всеволожских Рябове, стоит небольшой красно-кирпичный храм. Инициатором строительства стала супруга князя Всеволожского Елена Васильевна, урожденная княгиня Кочубей.

Павел Александрович Всеволожский — статский советник, почетный мировой судья и предводитель дворянства Шлиссельбургского уезда, был одним из устроителей Ириновской железной дороги, скончался в праздник Спаса Неруктворного Образа 16/29 августа 1898 г. В память о супруге было решено построить в родовом поместье храм — усыпальницу. 6 марта 1899 г. Елена Васильевна получила благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на сооружение над могилой мужа каменной церкви. Освящен храм 16/29 августа 1901 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа и был приписан тогда к церкви Преображения Господня в Ириновке.

Воздвигнутый храм был просторным, состоял из одного восьмигранного зала вместимостью до 500 молящихся, небольшого алтаря и открытого притвора. Стены сложены из лицевого кирпича и прорезаны высокими стрельчатыми окнами, имеющими с внутренней стороны ниши, а с наружной изображения высеченных восьмиконечных крестов. Над стенами возвышалась шатровая кровля, придававшая всему облику строения романтический вид. Внутреннее убранство было скромным: иконостас, одноярусный трехчастный, состовлял в длину 9, а в высоту 2,8 метра. Деревянные резные столпы иконостаса соединялись между собой 12 аркадами, в каждой из которых помещались писаные иконы. В нижней части храма помещалась усыпальница Всеволожских (в 1906 г. рядом с мужем была погребена Елена Васильевна), куда из основного церковного зала вела лестница, расположенная возле южной стены храма. Над их могилой под алтарем храма было сооружено белое мраморное надгробие — плита, над которой возвышалось Распятие Спасителя, и горела неугасимая лампада. Пол усыпальницы был выстлан мраморными плитами.

Богослужения в храме совершались только в большие праздники, по субботам и воскресеньям. Первым настоятелем церкви был священник Петр Фурсов, похороненный в 1910 г. за алтарем храма. Над его могилой вплоть до 1941 г. стоял крест. Непродолжительное время настоятелем храма служил о. Василий Климов, перед самой революцией его дело продолжил прот. Александр Васильевич Логиневский. В 1921-22 гг. настоятелем храма был игумен Селафиил — удивительный монах, хорошо запомнившийся прихожанам. В 1922-28 гг. его сменил о. Иулиан, священник, художник, часто писавший этюды в окрестностях Рябова. Последним настоятелем храма был о. Иоанн (Предтеченский), живший с семьей в Петергофе и приезжавший служить в праздники и воскресные дни. В 1928-30 гг. в Рябовском храме неоднократно служил архиерей, очевидно, епископ Шлиссельбургский Григорий, новомученик.

Князья Всеволожские Василий Павлович и его супруга Лидия Филипповна оказывали большое внимание содержавшемуся за счет имения храму. С 1899 по 1917 гг. В.П. Всеволожский бессменно состоял церковным старостой и вместе с супругой заботился о благолепии церкви. После февральской революции 1917 г. наступает период постепенного разорения храма. Весной того же года Василия Павловича арестовали, но вскоре выпустили на свободу; в августе он отправился на фронт, где служил до 1918 г. военным хирургом. Лидия Филипповна, стремясь сохранить свой журнал «Нива», остается в Петрограде, переживает разгром усадьбы и в начале 1919 г., вместе с вернувшимся с фронта мужем, покидает страну.

В 1918 г. в Рябовском имении была организована пролетарская коммуна. К 1919 г. она настолько ослабела, что одна часть территории была передана воинской части, а другая — финской сельскохозяйственной школе (1923 г. — техникум). Изменилась и жизнь храма: не имея пожертвований и поддержки от бывших владельцев Всеволожских, он управлялся церковной «двадцаткой» из числа преданных прихожан, председателем которой стал Дмитрий Иванович Безбородов, служивший прежде у Всевеложских.

Последняя архиерейская служба в храме была совершена 16/29 июля 1930 г. Круг верующих людей, преданных храму, становился все уже. В последствии был арестован и сослан регент церковного хора Павел Назарьевич Кривошеин, отец 12 детей. В октябре 1931 г. церковь закрыли, всю утварь и колокола звонницы увезли в Ленинград. Тогда же, поздней осенью была осквернена усыпальница Всеволожских. Гробы вынесли из склепа и бросили в открытом виде на улице. Весной 1932 г. финские девушки, жительницы Романовки и Румболова, шедшие после Пасхи из лютеранской церкви, тайком предали останки Всеволожских земле на краю финского кладбища близ Рябовской кирхи. По православному обычаю поставили два креста, однако вскоре их уничтожили, а могилу сровняли с землей.

Судьба храма после закрытия печальна. В 1930-х гг. в нем был склад зерна, затем школа младших лейтенантов, в войну клуб, позже располагалась станция горюче-смазочных материалов. С 1960 г. храм пустовал, пока не изменилась его судьба к лету 1988 г. В год 1000-летия крещения Руси городские власти Всеволожска передали здание православного храма в аренду для устройства кафе.

Вскоре образовалась православная община церкви Спаса Нерукотворного Образа, получившая благословение Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) на восстановление храма. Обращаясь к властям, он писал, что, учитывая местонахождение храма, его можно использовать «в качестве мемориального храма, где возносились бы молитвы о павших на поле брани вождях и воинах, жителях нашего города в блокаду скончавшихся и на Дороге Жизни погибших». Летом 1989 г. местные жители начали приводить в порядок здание церкви, убирать мусор из полуразрушенной усыпальницы. Ко дню Престольного праздника 16/29 августа 1989 г. Дмитрий Амбарцумов (митрофорный протоиерей) при большом стечении молящихся отслужил панихиду, затем состоялся Крестный ход на воинское кладбище. 29 декабря 1989 г. храм во имя Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни был передан православной общине. Богослужения в нем стали регулярными, начиная с праздника Светлого Христова Воскресения, пришедшегося в 1990 г. на 13 апреля, когда настоятелем церкви прот. Игорем Скопцом в стенах возрождающегося храма была совершена первая Божественная Литургия.

Воссоздание храма осуществлялось на народные пожертвования по проекту архитектора В.Е. Жукова. Новый иконостас взамен утраченного сооружался по проекту, выбранному Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном из числа типовых проектов иконостасов начала XX в. Размещение в храме православных святынь осуществлялось по мере их приобретения на пожертвования прихожан. Чин полного освящения восстановленного храма состоялся 24 ноября 1991 г . и был приурочен к 50-летию Дороги Жизни. К этому дню заводом «Русский дизель» была сооружена металлическая звонница и на нее подняты колокола. Самый большой из них, литый в Валдае в 1900 г., был пожертвован в храм Командующим Ленинградским военным округом В.Ф. Ермаковым к Святой Пасхе 1989 г. В 1993 г. в память о защитниках, погибших на Дороге Жизни, у церкви установлены мемориальные доски с именами 187 железнодорожников Ленинград-Финляндского узла, осуществляющих перевозки в 1941-1944 гг.

С информационных стендов около храма

Существует устное предание, что в середине 20 века, проезжая через Всеволожск, ныне прославленный в лике святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) обратил внимание на то место, где ранее находился летний кинотеатр, а сейчас стоит наш храм и сказал: «Хорошо бы здесь быть храму».

В 1995г по инициативе местных жителей микрорайона Бернгардовка, при содействии фонда «Дорога Жизни» и фирмы «Синай», был поднят вопрос о постройке храма. На тот момент времени во Всеволожске проживал потомственный священник, протоиерей Димитрий Амбарцумов внук священномученика Владимира Амбарцумова, который и взял на себя духовное окормление местных жителей.

Есть упоминание, что некто из тех, кто прилагал усилия для того чтобы в Бернгардовке появился храм, предпринял в конце 1994 года паломничество на остров Залит к известному в православной среде старцу Николаю Гурьянову, который также благословил начинаемое дело.

В 1995 году было подано прошение митрополиту Иоанну (Снычеву) на строительство храма. В этом же году, в концертном зале у Финляндского вокзала, где с лекцией выступал митрополит, ему были преподнесены два проекта будущего храма. Из двух предлагаемых проектов он утверждает проект деревянного храма и преподает свое благословение на его строительство.

При финансовой поддержке Юрчука Александра Лукича, Васина Михаила Александровича и Михайловой Людмилы Яковлевны начинается возведение стен. Во время строительства храма проводятся регулярные молебны. Отец Димитрий Амбарцумов полностью берет под свое руководство строительство нового храма.

Однажды, место строительства посетил священник, внук святителя Иннокентия Иркутского и в дар храму была преподнесена икона святого с частицей мощей.

С 1998 года в храме начинают совершаться Божественные литургии священниками Троицкой церкви г. Всеволожска, среди которых более всего запомнился прихожанам протоиерей Александр Мирошниченко. До 2001г храм является приписным к Троицкой церкви.

В 2001 г приход храма обратился с прошением к митрополиту Владимиру (Котлярову), чтобы у нового храма был свой настоятель. Митрополит Владимир удовлетворил просьбу прихода и в этом же году его указом настоятелем в храм назначается священник Алексей Амбарцумов, брат Димитрия Амбарцумова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *