Церковь

См. раздел ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ

  • Церковь Христова Богословско-литургический словарь
  • О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение иерей Олег Давыденков
  • Вступление в Церковь прот. Николай Афанасьев
  • Церковь Яннарас Христос
  • Богословские статьи. О церкви прот. Георгий Флоровский
  • Книга о Церкви
  • Православная Церковь митр. Каллист (Уэр)
  • Собрание в Церковь прот. В. Дмитриев
  • Кто учитель в Церкви прот. Михаил Дронов
  • Церковь и современность игумен Петр (Мещеринов)
  • О границах Церкви
  • Что есть Церковь
  • Церковь

***

1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью во Христе.

Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.

Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.

Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую.

В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.

2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

3) В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).

Согласно объяснению прот. Георгия Флоровского, св. Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений… Самоочевидность не нуждается в определениях».

***

Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.
сщмч. Киприан Карфагенский

Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу – дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией.
Ректор ПСТБИ протоиерей Владимир Воробьев

Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Евангелие по Иоанну (Ин. 15:4-6)

Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства.
святитель Иларион (Троицкий)

Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых.
священник Александр Ельчанинов

Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм.
Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.
Хомяков Алексей Степанович

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.

Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя.
игумен Петр (Мещеринов)

Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.
архимандрит Кирилл (Говорун)

Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни.
священник Даниил (Сысоев)

Старое критическое представление о том, что изначально «духовная» церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община — это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна (Ин.21:15-17), Первое послание Петра (1Пет.5:2-11) и Деяния (Деян.20:28), ясно свидетельствуют о том, что в ранней церкви пастырские полномочия Иисуса были доверены людям. Этим правом в новозаветный период обладали двенадцать апостолов, а также вообще все апостолы, которые упоминаются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуждают защищать свои полномочия, он апеллирует к своему статусу посланника воскресшего Иисуса (Гал.1:16). Он говорит коринфянам (1Кор.12:28), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам (Еф.2:20) упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома.
Рэймонд Э. Браун

Что оставил Христос после Себя? Протестанты говорят, что Христос оставил сборник воспоминаний о Себе; католики – что Своим заместителем Он оставил папу. Православные утверждают, что Он просто Сам остался с нами «во все дни до скончания века».
диакон Андрей

Вера в Бога – по христианскому переживанию – это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не проявляя своей любви во внешних действиях?
Хорошо сказал когда-то по этому поводу отец Александр Мень, который на вопрос, можно ли считать христианином человека, не посещающего церковь, ответил так: «Можно, конечно. Как может называться филантропом человек, любящий все человечество, но не сделавший ни одного доброго дела».

Церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны.
Ю. Максимов

***

См. АВТОКЕФАЛИЯ, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Москва. 7 октября. INTERFAX.RU — Русской православной церковью совместно с Римско-Католической Церковью создана рабочая группа, которая займется восстановлением разрушенных христианских святынь в Сирии.

«Создана рабочая группа Русской православной церкви и Римско-католической церкви. Эта группа сейчас составляет каталог разрушенных церквей, и мы будем помогать их восстанавливать», — сообщил в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

При этом он подчеркнул, что «помимо церквей, надо будет помогать людям восстановить их жилища, многие дома там разрушены либо повреждены», а «для этого потребуются усилия государства и христианских Церквей».

«Речь в первую очередь должна идти о масштабных проектах гуманитарного характера. Прежде всего, нужно создать для людей, в том числе христиан, все условия для того, чтобы они чувствовали себя в безопасности», — заявил архиерей.

Он также напомнил, что некоторые сирийские храмы полностью уничтожены, многие монастыри разрушены или разграблены.

«Живая Церковь» (неофициально — живоцерковники, уничижительно «живцы»), одна из основных групп обновленчества, действовавшая с 1922 по 1936 год

Возникновение и деятельность «Живой Церкви» (ЖЦ), как и других обновленческих организаций, происходили при активной поддержке ГПУ и были связаны с антирелигиозной политикой советских властей, стремившихся сначала контролировать, а затем и уничтожить православную Церковь в России. Выступала с декларативными требованиями реформы Церкви и защиты сословных интересов белого духовенства, якобы ущемлённого монашеским епископатом. Формально «Живая Церковь» представляла собой отделившуюся от православной Церкви пресвитерскую организацию, однако фактически она целиком находилась под контролем государственных органов, и связь её с верующими была весьма незначительной.

Возникновение «Живой Церкви»

Деятельность Живой Церкви началась ещё до её организационного оформления и была связана с гонениями на Церковь весной 1922 года в связи с начавшейся кампанией по изъятию церковных ценностей. 6 мая привлечённый к московскому процессу против духовенства и мирян патриарх Тихон (Беллавин) был взят под домашний арест в своей резиденции на Троицком подворье. 9 мая в Москву прибыли члены «Петроградской группы прогрессивного духовенства» — протоиерей Александр Введенский и священник Евгений Белков. Вместе с приехавшим ранее Владимиром Красницким они установили контакты с единомышленниками — московскими священниками Сергеем Калиновским, Иваном Борисовым, Владимиром Быковым и находившимися в Москве саратовскими протоиереями Николаем Русановым и Сергием Ледовским. Калиновский к тому времени подготовил к печати № 1 журнала «Живая Церковь». Было принято решение дать будущей организации то же название.

13 мая появилось подписанное петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также пребывавшим на покое епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России» (опубликовано на следующий день в центральной газете «Известия»). В воззвании, называвшем деятельность советской власти «борьбой за благо и счастье человечества», осуждались как «контрреволюционеры» иерархи и пастыри, противодействовавшие мероприятиям по изъятию церковных ценностей, предлагался немедленный созыв Поместного Собора «для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса управления церковью и об установлении нормальных отношений между нею и советской властью».

С 12 по 18 мая ГПУ были организованы визиты к находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье свт. Тихону делегаций священников-обновленцев, которые требовали устранения патриарха от управления Церковью. Ввиду угрозы новых гонений на верующих патриарх составил и передал письма о временном переходе Высшего церковного управления к Ярославскому митрополиту Агафангелу (Преображенскому) в связи со своим привлечением к гражданскому суду. 18 мая, во время третьего посещения свт. Тихона, священники Введенский, Белков и Калиновский (Красницкий выехал в Ярославль для встречи с митрополитом Агафангелом) просили о передаче им патриаршей канцелярии. Свт. Тихон на прошении написал поручение его подателям передать дела Синода митрополиту Агафангелу по его прибытии в Москву.

Власти, опасаясь твёрдой позиции митрополита Агафангела по защите Церкви, воспрепятствовали его выезду из Ярославля. Пользуясь отсутствием в Москве патриаршего местоблюстителя, организаторы устранения патриарха от управления Церковью истолковали резолюцию свт. Тихона как разрешение на передачу им высшей церковной власти. 19 мая патриарх Тихон был переведён сотрудниками НКВД из Троицкого подворья в московский Донской монастырь, где содержался под домашним арестом в строгой изоляции. В тот же день в бывшей Патриаршей резиденции было официально организовано Высшее церковное управление (ВЦУ) во главе с епископом Антонином (Грановским). В состав ВЦУ также вошли Верненский епископ Леонид (Скобеев) и представители ЖЦ: Введенский, Красницкий, Калиновский и Белков и др. В дальнейшем состав ВЦУ неоднократно менялся.

29 мая на Троицком подворье Учредительное собрание ЖЦ приняло «Основные положения группы православного духовенства и мирян «Живая Церковь» как программный документ, содержавший положения об изменении многих сторон церковной жизни. Целями ЖЦ провозглашались:

  • «а) пересмотр действующих законов о церковном управлении с целью выяснения, какие из них аннулированы самой жизнью и даже вредны для церкви;
  • б) пересмотр церковной догматики с целью выделения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем;
  • в) пересмотр церковной литургики с целью выяснения и устранения тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза Церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов таинств;
  • г) пересмотр положения о приходе в связи с современными условиями церковной жизни;
  • д) пересмотр церковной этики и разработка учения о христианской общественной жизни применительно к социальным задачам, выдвигаемым переживаемым временем;
  • е) вообще — пересмотр и изменение всех сторон жизни церковной, какие повелительно требуются современной жизнью»

На этом собрании были избраны Центральный комитет (ЦК) ЖЦ, а также президиум во главе с Красницким. Было определено, что в губернских и уездных городах должны быть образованы отделения ЖЦ, объединявшие не менее 3 человек. Создание групп живоцерковников на местах происходило при прямой поддержке органов власти, и прежде всего ГПУ. Печатным органом ЖЦ и ВЦУ являлся журнал «Живая Церковь» . Распространением журнала занимались, не афишируя своего участия, органы власти на местах. В ряде случаев издавались особые директивные распоряжения о распространении журнала .

Претендуя на руководящую роль в обновленчестве, ЖЦ придавала большое значение созданию собственного епископата. 3 июня 1922 года «для обеспечения родника епископской благодати» примкнувшие к обновленчеству епископы Антонин (Грановский) и Леонид (Скобеев) рукоположили московского протоиерея Иоанна Чанцева, в монашестве Иоанникия во епископа Бронницкого. 11 июня был хиротонисан во епископа без принятия монашества вдовый петроградский протоиерей Иоанн Альбинский. Впоследствии живоцерковниками был совершен ещё ряд незаконных хиротоний, в том числе были поставлены во епископы священнослужители, состоявшие в браке. Довольно значительный по численности состав ЖЦ вызывал крайне негативные оценки даже у её организаторов. В сводках ГПУ подчеркивалось, что «контингент вербованных» в обновленчество «состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями церкви… среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы» .

Лето 1922 года было временем наибольшего усиления «Живой Церкви». Обманом и угрозами её представители добивались захвата власти в православных епархиях, требуя признания обновленческого ВЦУ высшей церковной властью. В случае если живоцерковники встречали отпор со стороны правящих архиереев, те подвергались репрессиям со стороны советских властей. 18 июня патриарший местоблюститель митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) составил послание, в котором призвал не подчиняться обновленческому ВЦУ, правящим архиереям было рекомендовано до восстановления высшей церковной власти самостоятельно управлять епархиями, сообразуясь с каноном и архиерейской присягой. К августу 1922 года из 97 правящих архиереев 37 признали платформу ЖЦ, 36 высказались против обновленческой организации, 24 не определили своего отношения к происходившему.

Всероссийский съезд белого духовенства и мирян «Живая Церковь» 1922 года

3 августа 1922 года на частном совещании была открыта работа «Всероссийского съезда белого духовенства и мирян «Живая Церковь»», с 6 по 17 августа проходили «деловые заседания». В бывшем здании Московской духовной семинарии (в то время 3-й Дом Советов) заседали 190 делегатов (из них 150 имели решающий голос), представлявших 24 епархии. На съезде также присутствовали представитель Константинопольского Патриарха в России архимандрит Иаков (Димопуло) и представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел . Председателем съезда был избран Красницкий. Однако, согласно сведениям ОГПУ, среди участников съезда возникли серьёзные разногласия. В отношении планов переустройства церковной жизни часть делегатов (особенно из Москвы) стояла на более умеренных позициях и считала членов группы Красницкого слишком «левыми» .

Съезд принял резолюции о закрытии городских мужских и женских монастырей и превращении их в приходские храмы. Сельские монастыри преобразовывались в трудовые братства «применительно к нормальному уставу сельскохозяйственных коммун», во врачебные пункты, дома призрения для инвалидов войны и труда, престарелого духовенства «и прочих граждан республики». Была принята резолюция о том, что на предстоящем обновленческом соборе ЖЦ должна настаивать на снятии сана с патриарха Тихона. ВЦУ было предложено немедленно издать постановление о прекращении возношения имени Патриарха за богослужением. Съезд потребовал от центральных и местных обновленческих органов применения самых решительных мер к «контрреволюционно настроенному духовенству» — «вплоть до увольнения от должностей и высылки из пределов епархии (особенно архиереев)». Обновленческим епархиальным управлениям было предписано распустить приходские советы, настроенные против обновленцев, а на места настоятелей мужских и женских монастырей назначить лиц из белого духовенства — членов ЖЦ . ВЦУ было предложено начать рукоположение белого епископата, не дожидаясь грядущего Поместного Собора. Съезд «Живой Церкви» постановил «приостановить» исполнение ряда решений Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов (например, Приходского устава).

Бурную дискуссию на съезде вызвало обсуждение вопроса о церковных денежных средствах, особенно в связи с предложениями части делегатов ввести единую епархиальную кассу. В принятой резолюции признавалась необходимость передать все «кружечные, кошельковые, свечные и другие сборы» в непосредственное распоряжение ВЦУ, где «Живая Церковь» занимала тогда господствующее положение. Делегаты съезда обратились к советским властям с просьбой передать ЖЦ значительную часть финансовых средств, получаемых от существовавших свечных заводов, имущества закрывавшихся храмов, доходов от бывших монастырей и часовен. Для «воспитания верующих» предлагалось взимать с них в пользу ЖЦ постоянный налог. Съезд выразил пожелание о снятии церковного отлучения с Льва Толстого. 16 августа с разрешения советских властей в Успенском соборе Московского Кремля живоцерковниками был отслужен благодарственный молебен, после чего Красницкому поднесли титул протопресвитера. 17 августа делегация съезда во главе с Красницким была принята председателем ВЦИК Михаилом Калининым.

Критика и расколы в «Живой Церкви»

Программные установки съезда «Живой Церкви» вызвали возмущение среди вовлечённых в обновленчество епископата, клира и мирян. С решительным протестом против постановлений съезда «Живой Церкви», принятых вместо основных требований церковной дисциплины, выступил признававший в то время ВЦУ Владимирский митрополит Сергий (Страгородский). Несогласие с доктриной ЖЦ высказали и примкнувшие к обновленчеству архиепископы Евдоким (Мещерский) и Вениамин (Муратовский).

Резко критиковал живоцерковников их недавний союзник — глава ВЦУ епископ Антонин (Грановский), который покинул съезд ЖЦ после 1-го заседания. 24 августа епископ Антонин встал во главе созданной им альтернативной ЖЦ обновленческой группировки «Союз церковного возрождения» (СЦВ). В сентябре 1922 года о разрыве с ЖЦ и переходе к СЦВ заявило обновленческое духовенство 12 епархий. Против Красницкого выступила даже петроградская организация во главе с Введенским, Боярским и Белковым. Они поддержали епископа Антонина, а вскоре создали собственную обновленческую группировку «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ). Раскол произошел и в ЦК Живой Церкви, где образовалось так называемое левое крыло во главе с мирянином А. И. Новиковым, вскоре исключённым из состава ЦК.

Причинами отделения различных групп от «Живой Церкви» была борьба за власть в ВЦУ между лидерами обновленцев и серьёзные разногласия между ними по «тактическим вопросам». Важную роль играла и позиция советских государственных органов, которые не хотели излишнего укрепления обновленческого движения и готовились перейти к открытой антирелигиозной политике. Тем не менее власти не желали и преждевременного ослабления обновленчества, по-прежнему отводя ему роль важного оружия против православной Церкви, особенно в связи с подготовкой направленного против патриарха Тихона обновленческого «Поместного собора». При этом государственные органы уже не рассматривали «Живую Церковь» как приоритетную для них обновленческую структуру. После того как в конце сентября 1922 года ГПУ отказало лидеру «Живой Церкви» в просьбе принять репрессивные меры против вышедшего из ВЦУ епископа Антонина, Красницкий вынужден был признать, что не претендует на «монополию власти и влияния», и пошёл на некоторые уступки оппонентам.

Ослабление влияния живоцерковников

Период полного господства «Живой Церкви» в обновленческом расколе окончился. 29 октября 1922 года состоялось первое заседание нового состава ВЦУ, в котором «Живая Церковь» была представлена наряду с обновленческими группировками СЦВ и СОДАЦ. Были разделены денежные кассы ВЦУ и ЖЦ. Осень 1922 — начало 1923 года прошли под знаком подготовки «антитихоновского собора» и борьбы между собой обновленческих групп. Внутри ЖЦ усиливалось недовольство Красницким, в частности, со стороны «сибирских белых архиереев» во главе с «митрополитом» Петром Блиновым. Именно ему, а не Красницкому, согласно решению государственных властей, было предоставлено право председательствовать на обновленческом соборе.

Обновленческий «Второй Поместный собор» проходил в Москве с 29 апреля по 9 мая 1923 года. На нём присутствовало около 500 делегатов из 72 обновленческих епархий. «Живая Церковь» была представлена 200 делегатами (СОДАЦ — 116, СЦВ — 10, остальные делегаты числились «беспартийными»). Однако 60 делегатов от «Живой Церкви» относились к группировке Блинова, не во всём согласного с Красницким. Собор принял решение об осуждении и лишении сана патриарха Тихона, а также ряд постановлений, согласных с программой «Живой Церкви»: о введении брачного епископата, о разрешении второбрачия священнослужителям, о закрытии монастырей. Однако предложение Красницкого о дальнейших радикальных реформах церковной жизни (переход к «материалистическому христианству» и т. п.) не нашло поддержки у собора. Тем не менее Красницкий был возведён в сан «протопресвитера Российской Православной Церкви» и избран заместителем председателя Высшего Церковного Совета (ВЦС), пришедшего на смену ВЦУ. Представители «Живой Церкви» получили в ВЦС 10 мест, СОДАЦ — 6, СЦВ — 2.

25 июня 1924 года патриарх Тихон был освобожден из-под ареста, и это событие ослабило положение обновленческих группировок. В первых же обращениях к верующим патриарх Тихон дал исчерпывающую оценку обновленчеству, отметил желание обновленцев устранить всех несогласных провести реформы, толкающие Церковь к сектантству, их жажду выгоды, чинов и наград. С помощью обмана и лжи, писал свт. Тихон, деятели «Живой Церкви» неканонично и самочинно захватили в мае 1922 года высшую церковную власть, «чтобы насаждать всюду так называемую «Живую Церковь»». Патриарх указал, что они внесли в Церковь раскол, с их помощью преследовали сохранивших верность долгу епископов и священников. Послания атриарха положили начало массовому возвращению из обновленческого раскола в лоно православной Церкви епископов, клира и мирян.

Для спасения обновленческого движения ОГПУ и Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) приняли решение создать новый обновленческий орган, удалить наиболее одиозных, дискредитировавших себя в глазах верующих деятелей ЖЦ и привлечь в его состав больше архиереев старого поставления. 8 августа 1923 года был образован «Священный Синод Российской Православной Церкви» во главе с Евдокимом (Мещерским), бывшим архиепископом Нижегородским. Синод официально объявил о роспуске всех обновленческих групп и фракций, в том числе и «Живой Церкви». В руководство обновленческого синода вошло немало бывших живоцерковников, однако их лидер Красницкий был устранён из центрального обновленческого руководства.

Разрыв живоцерковников с обновленческим Синодом и попытка «примирения» с патриаршей Церковью

В сентябре 1923 года в Петрограде Красницкий объявил о разрыве возглавляемой им «Живой Церкви» с обновленческим Синодом. «Живая Церковь» превратилась в небольшую обновленческую группировку, пытавшуюся тем не менее бороться за контроль над обновленческими приходами в Петрограде. Однако в январе 1924 года Красницкий был выдворен сторонниками обновленческого Синода из Казанского собора, после чего Живая Церковь практически лишилась влияния.

Весной 1924 года члены ЖЦ в связи с попыткой ОГПУ и Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) скомпрометировать патриарха Тихона старались организовать его «примирение» с Красницким. По плану «разложения тихоновской церковной партии», изложенному Красницким в докладе ОГПУ, целью ЖЦ было «возродить… группу со своими групповыми епархиальными уездными и благочинническими комитетами и противопоставить тихоновским архиереям и благочинным… восстановить ту тактику, которая была в 1922 году» .

Начавшиеся в марте переговоры представителей патриарха с лидером «Живой Церкви», очевидно, были условием, которое поставило ОГПУ свт. Тихону в обмен на легализацию Высшего церковного управления и освобождение некоторых архиереев из-под стражи. 21 мая 1924 года патриарх Тихон подписал постановление об образовании нового расширенного Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС), в который наряду со священнослужителями и мирянами, оставшимися верными Патриарху, вошли Красницкий и другие деятели «Живой Церкви», выразившие согласие принести покаяние. Допущение бывших активных обновленцев в общение с православной Церковью вызвало неоднозначные суждения среди клира и верующих, что усугублялось требованиями Красницкого предоставить ему должность заместителя председателя ВЦС и сохранить полученное в обновленчестве протопресвитерское звание. 9 июля 1924 года патриарх Тихон наложил резолюцию о признании недействительным ранее изданного акта об образовании Синода и ВЦС.

Окончательная маргинализация «Живой Церкви»

После того как в сентябре 1924 года Красницкий открыто признал провал своих попыток достижения соглашения с патриаршей Церковью, «Живую Церковь» покинули практически все бывшие сторонники.

Поскольку живоцерковники своим тесным сотрудничеством с властями, доносительством и корыстолюбием скомпрометировали себя среди верующих, обновленческий синод и местные обновленческие органы в дальнейшем старались всячески отмежеваться от «Живой Церкви». Неоднократно делались заявления о том, что все утверждения, появившиеся в 1922-1923 годах на страницах журнал «Живая Церковь» и вызывавшие «у некоторых верующих недоумения и сомнения», были лишь мнением группы Живая Церковь . От живоцерковников отмежевывались обновленческие епископы. Руководивший обновленческим Синодом митрополит Вениамин (Муратовский) писал:

«Живцы — элемент самый гадкий, несмотря на их немногочисленность, они и доселе, где только появляются, делают исключительно только одну гадость. Они, воистину, диаволы во плоти!» .

С 1924 года Красницкий служил по воскресеньям без диакона и псаломщика в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Всего в городе к «Живой Церкви» относилось не более 2-3 храмов и часовен. Сохранение «Живой Церкви» хотя бы и в качестве крайне незначительной организации было выгодно властям, которые продолжали рассматривать эту группу обновленцев как угрозу для Церкви.

В 1929 году у «Живой Церкви» осталась лишь одна церковь на Серафимовском кладбище Ленинграда. Некоторую солидность ЖЦ придавал служивший в церкви по праздничным дням белый архиепископ Иоанн (Альбинский). Однако в 1934 году он примкнул к обновленческому Синоду. Лишившись со смертью Красницкого в марте 1936 году руководителя, последняя живоцерковная община на Серафимовском кладбище вскоре прекратила своё существование.

Литература

Использованные материалы

  • Соловьев Илия, свящ. «Живая Церковь»// Православная Энциклопедия, том 19, стр. 168-172

Живая Церковь. 1922. № 3. С. 11-12.

№1 вышел в 1-й половине мая 1922 года; всего было выпущено 11 номеров (8 книжек, 3 номера были сдвоенными), последний вышел 1 февраля 1923 года

См. напр.: Каиль М. В. Власть и правосл. верующие в рос. провинции нач. 1920-х гг. Смоленск, 2008. С. 199

«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране. М., 2001. Т. 1. Ч. 1. С. 217

М.В. Шкаровский. Отношения Константинопольского Патриархата и Русской Церкви в 1917 – начале 1930-х гг. —

Политбюро и Церковь. кн. 1. стр. 316

Живая Церковь. № 8/9. С. 8

Следственное дело Патриарха Тихона. 2000. С. 753, 754

Церковный вестник. Иркутск, 1927. № 8/9. С. 9

ГА Республики Крым. Ф. 540. Оп. 1. Д. 10. Л. 168

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. це́рковь це́ркви
Р. це́ркви церкве́й
Д. це́ркви церквя́м
церква́м
В. це́рковь це́ркви
Тв. це́рковью церквя́ми
церква́ми
Пр. це́ркви церквя́х
церква́х

це́р-ковь

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8*e^ по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -церковь- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Церковь

Значение

  1. разновидность религиозной организации духовенства и верующих, объединяющей на основе общности культа и вероучения ◆ В эпоху, когда Русь приняла христианство, православная церковь была пропитана монашеским духом, и религиозное благочестие находилось под исключительным влиянием монастырского взгляда. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», Выпуск первый: X–XIV столетия, 1862–1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. здание христианского храма ◆ Собралось такое множество почётных богомольцев, что простые крестьяне не могли поместиться в церкви, и стояли на паперти и в ограде. А. С. Пушкин, «Дубровский», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Меж ними церковь с круглыми главами. М. Ю. Лермонтов, «Демон», 1829–1839 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. храм, церква (рег.)

Антонимы

Гиперонимы

  1. организация
  2. храм, здание

Гипонимы

  1. христианство, православие, католичество, историческая церковь
  2. собор, кирха

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: церковка, церквушка
  • пр. существительные: воцерковление, расцерковление, церква, церковник, церковница, церковность
  • прилагательные: церковный, воцерковленный
  • глаголы: воцерковлять, воцерковляться, воцерковить, воцерковиться
  • наречия: церковно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • заложить церковь
  • пятиглавая церковь

Пословицы и поговорки

  • всех не зазвонишь в церковь, хоть разбей колокол
  • в чём в церковь хожу, в том и квашню мешу
  • два кабака на селе, а церковь на горе
  • как в церковь идти, так и заплаты чинить
  • колокол в церковь людей зовёт, а сам никогда не бывает
  • пьяница в церковь, а говорят: в кабак!
  • церковь близко, да идти склизко; кабак далеко, да идти легко /

хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку

Перевод

религиозная организация

  • Азербайджанскийaz: kilsə
  • Амхарскийam: ቤተ ክርስቲያን
  • Английскийen: church
  • Арабскийar: كنيسة
  • Греческийel: εκκλησία
  • Испанскийes: iglesia ж.
  • Немецкийde: Kirche ж.
  • Польскийpl: cerkiew (православная) ж., kościół м.
  • Португальскийpt: igreja
  • Румынскийro: biserică
  • Словацкийsk: cirkev (sk) ж.
  • Французскийfr: église ж.
  • Шведскийsv: kyrka
  • Эсперантоиeo: eklezio

христианский храм

  • Азербайджанскийaz: kilsə
  • Английскийen: church
  • Болгарскийbg: църква
  • Венгерскийhu: egyház
  • Греческийel: εκκλησία
  • Датскийda: kirke
  • Индонезийскийid: gereja
  • Испанскийes: iglesia ж.
  • Итальянскийit: chiesa ж.
  • Казахскийkk: шiркеу
  • Латинскийla: ecclesia
  • Латышскийlv: baznīca
  • Литовскийlt: bažnyčia
  • Малагасийскийmg: eglizy, trano fiangonana
  • Немецкийde: Kirche ж.
  • Нидерландскийnl: kerk
  • Норвежскийno: kirke
  • Польскийpl: cerkiew (православная) ж., kościół м.
  • Португальскийpt: igreja
  • Румынскийro: biserică
  • Сербскийsr (кир.): црква
  • Словацкийsk: cirkev (sk) ж.
  • Суахилиsw: kanisa
  • Таджикскийtg: калисо
  • Татарскийtt: чиркәү, кәлисә
  • Турецкийtr: kilise
  • Украинскийuk: церква
  • Финскийfi: kirkko
  • Французскийfr: église ж.
  • Чешскийcs: kostel
  • Шведскийsv: kyrka
  • Эсперантоиeo: kirko
  • Эстонскийet: kirik

Библиография

  • церковь (организация) // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
  • церковь (храм) // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ. Иисус Христос говорил о своей церкви («на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», Мф 16:18), однако в короткий период своего служения он не дал никаких указаний относительно ее организации. Согласно христианскому вероучению, только события, произошедшие в день Пятидесятницы, уже после воскресения и вознесения Христа, привели к образованию христианской церкви. В этот день, как сообщают Деяния апостолов, приблизительно три тысячи людей уверовали и были крещены; затем, изо дня в день, к ним присоединялись новые. Так из маленьких общин учеников и новообращенных возникла церковь.

Христианство быстро распространилось. В результате гонений верующие оказывались в рассеянии, и всюду они проповедовали Евангелие и обращали людей. Савл из Тарса, который стал зваться Павлом, был величайшим из всех миссионеров. Небольшие группы верующих, которых он собрал вместе, становились общинами, или местными церквами. Некоторые вопросы, касающиеся вероучения и практики, вызвали разногласия между Павлом и иудео-христианскими лидерами в Иерусалиме и стали предметом обсуждения на соборе, который состоялся в этом городе в 50 н.э.

К концу 1 в. христианские общины существовали почти в каждом городе стран средиземноморского бассейна – в Малой Азии, в Южной Европе и в Северной Африке. Христианские проповедники доходили до Индии и Китая. Римские императоры казнили множество христиан, однако численность и могущество церкви продолжали расти. Император Константин Великий своим эдиктом провозгласил терпимость к христианству, а на смертном одре сам принял крещение. К концу 4 в. христианство утвердилось в качестве официальной религии Римской империи.

Церкви восточной части империи образовали впоследствии Восточную православную церковь, церкви западной части империи превратились в единую и мощную организацию, Католическую церковь, возглавляемую папой Римским. Восточная и западная ветви христианства имеют лишь незначительные расхождения в доктринальных вопросах, однако довольно сильно различаются в организационном отношении и в богослужебной практике. Отношения между ними поддерживаются очень слабо. Западная ветвь церкви распространилась за пределы Италии и юга Европы, захватив страны севера и запада; к началу 16 в. она доминировала во всей Европе. Наряду с этими двумя крупнейшими христианскими церквами существовали также и меньшие церкви, в частности – Несторианская, Коптская, Эфиопская и Армяно-Григорианская. См. также ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ.

В начале 16 в. развернулось движение за реформирование церкви. Это движение получило название протестантской Реформации. Его возглавили церковнослужители – Мартин Лютер в Германии и его единомышленники в других странах. Они столкнулись с жестокой оппозицией со стороны церковных властей и, оставив попытки добиться желанных реформ в Римской церкви, организовали своих последователей вне этой церкви. Так возникла протестантская ветвь христианства. Однако протестантизм с самого начала породил множество протестантский церквей, или деноминаций, и не представлял собой единой и всеобъемлющей структуры.

Из Европы христианство – в его различных формах – распространилось на Америку, и сегодня церковь Христова существует во всех странах мира.

С момента своего возникновения церковь находилась в конфликте с государством. В эпоху Римской империи принятие христианства расценивалось как выражение оппозиции цезарю и государству, что приводило к гонениям на христиан и их мученической гибели. Впоследствии, из-за сложности путешествий и поддержания связей между различными народами, церкви стали объединяться по национальному признаку, и с особой остротой встал вопрос о превосходстве церкви над государством или государства над церковью. Церковь оказалась втянутой в политическую борьбу, и деятелям Реформации приходилось обращаться к князьям и правителям за помощью и защитой. В некоторых странах государство утвердило свою власть над церковью, и некоторые национальные церкви, – как, например, современную Англиканскую церковь, – стал возглавлять глава государства. Во многих других странах соблюдается принцип отделения церкви от государства.

Христиане никогда не имели единого мнения относительно природы церкви. Православие видит в церкви мистическое и сакраментальное (основанное на таинствах) единство, связующее всех верующих прошлого, настоящего и будущего друг с другом и со Христом как Главой церкви. Для римских католиков церковь – это видимое сообщество, объединяющее тех живых людей, которые приняли крещение как католики и не были отлучены от церкви. С точки зрения протестантов, церковь невидима и объединяет в себе христиан всех веков (либо же всех, кто спасается теперь или уже был спасен).

После эпохи Реформации стали множиться «свободные церкви». Группы христиан, пришедших к соглашению относительно определенных вопросов вероучения или религиозной практики, стали объединяться в независимые, автономные конгрегации. Иногда же близкие по духу общины в разных местах объединялись друг с другом, давая начало новой секте или деноминации. Движение «свободных церквей» особенно сильно в США.

Однако в 20 в. все большее внимание стало уделяться проблеме объединения христианской церкви, и результатом явилось осознание того, что различия внутри церкви – это различия между частями единого целого. Пожалуй, никогда прежде мысль о единстве Тела Христова не получала такого признания. Движение за объединение возглавили протестанты, которых поддержали многие православные христиане, а также католики (особенно после II Ватиканского собора, 1962–1965). К началу 1990-х годов христианская церковь была самой крупной религиозной организацией в мире: число ее членов, по приблизительной оценке, составляло ок. 1,5 млрд. человек. Из них ок. 900 млн. составляли римские католики, ок. 145 млн. – православные и ок. 400 млн. – протестанты.

Осознание вселенского характера церкви нашло свое выражение в стремлении к большему взаимопониманию и сотрудничеству между христианами разных стран. Существуют всемирные союзы баптистов, конгрегационалистов, лютеран, Всемирный альянс реформатских церквей, сохраняющих пресвитерианскую систему. Подлинно экуменическим является Всемирный совет церквей, в котором представлено 300 церквей приблизительно из 100 стран. См. также ХРИСТИАНСТВО; КОНТРРЕФОРМАЦИЯ; РЕФОРМАЦИЯ; статьи об отдельных церквах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *