Церковная автокефалия

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Абеленцева, Ольга Алексеевна, 2002 год

1. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842, т. 1-5.

2. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т.1.

3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1.

4. Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси конца XIV начала XVI в. Т. I — III. М., 1952 — 1964.

5. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV XVI веков. М., 1951. Ч. I.

6. Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб. 1838.

7. Бодянский О.М. О поисках монускриптов в Познанской библиотеке // ЧОИДР. 1846. Январь. № 1. Отд. 1. С. 12 16.

8. Библиографическая летопись// ОЛДП. Вып. 3. 1917.

9. Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием: в 16-ти вып. СПб., 1868 1917.

10. Ю.Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись / Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4.

12. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1.

13. Древнерусский текст грамоты Флорентийского собора 1439. Предисловие и подготовка текста Анджоло Данти. Флоренция, 1971.

14. Древняя российская вивлиофика Н.И. Новикова. 2-е изд. М.,1788. Ч. 6, 14.383

15. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV XVI вв. М., Л., 1950.

16. Иоасафовская летопись. М., 1957.

18. Кадлубовский А.П. Житие преподобного Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным / Сборник историко-филологического общества при институте кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. II. С. 99 149.

19. Казакова Н.А. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» // ТОДРЛ. Т. 25. Л., 1970.

20. Коцебу А. Свидригайло, великий князь Литовский. СПб., 1839. Приложения

21. Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексея) / Источники и историография славянского средневековья. М., 1967.

22. Летопись занятий Археографической комиссии. Вып. III. Приложение. С. 28 -32.

23. Лихачев Н.П. Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. СПб., 1908. ПДПИ № 168.

24. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. Приложения.

25. Материалы для истории Русской церкви митрополита Макария. Харьков, 1862. Т. 1.

26. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., Л., 1949.

28. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. М., 1982.

29. Попов А.Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI XV вв.). М., 1875.

30. ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. Типографская летопись.

31. ПСРЛ. М., Л., 1949. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века.

32. ПСРЛ. М., Л., 1959. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись.

33. ПСРЛ. М., Л., 1962. Т. 27. Никаноровская летопись. Сокращенный летописные своды конца XV века.

34. ПСРЛ. М., Л., 1963. Т. 28. Летописец от 72 язык.

35. ПСРЛ. М., 1980. Т. 35. Белорусская I летопись.

36. ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. Устюжская летопись.

37. Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А.А.Зимина и Я.С.Лурье. М., Л., 1959.

38. Псковская летопись. М., 1837.

39. Псковские летописи. Вып. 1-2. М., Л., 1941 1955.

40. Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. Спб., 1911. Т. I II.51 .Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и св. отец с толкованиями. М., 1876 1880.

42. Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2.385

44. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русского, кончая временем Петра Великого. Составил В.Н.Бенешевич. Пг., 1914. Вып. II.

45. Сказание известно о Каменном монастыре приснопамятного старца Паисея Ярославова // Православный собеседник. 1861. Ч. 1. С. 197-216.

46. Софийский временник, или Русская летопись с 362 г. по 1534 г. / Издал П.Строев. М., 1820. Ч. 1-2.

48. Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 года. Вятка. 1906. Вып. I — II. С. 31-38.

50. Dlugosz, J. Joannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Opera omnia cura Alexandri. 1878. V. XIV.

58. Абрамович Д.И. Описание рукописей С.-Петербургской Духовной Академии. Софийская библиотека. Вып. 3. СПб., 1910.

59. Алексеев В.И. Роль церкви в создании Русского государства (Период от нашествия татар до Ивана III). Nyack, NY 10960. 1990.

60. Алексеев Ю.Г. «К Москве хотим»: Закат боярской республики в Новгороде. Л., 1991.

61. Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992.

63. Алексеев Ю.Г. У кормила Российского государства: Очерк развития аппарата управления XIV XV вв. СПб., 1998.

64. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. М., 1995. Т. 2.

65. Алмазов А. Умершие под церковным отлучением (Из истории отношения Греческой Церкви к народному верованию в вурдалаков). Сергиев посад, 1915.

66. Амвросий (Орнатский), епископ. История российской иерархии. М., 1807 -1815. Т. 1-6.

67. Барсов Т.В. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878.387

68. Барсуков Н. Источники русской агиографии. ОЛДП. 1882.

69. Белякова Е.В. К истории учреждения автокефалии Русской церкви // Россия на путях централизации. М., 1982. С. 152 156.

70. Белякова Е.В. Об одном источнике Жития митрополита Ионы //Архив русской истории. Вып. 2. М., 1992. С. 171 178.

71. Белякова Е.В. Обоснование автокефалии в русских кормчих // Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 139 161.

72. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

73. Бернадский В.Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М., Л., 1961.

74. Библиография работ по древнерусской литературе. Вып. 1, 2 (Ч. I III), 3. Л. 1996-1998.

75. Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века (Исследование и тексты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. СПб., 1996.

76. Бобров А.Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. 287 с.

77. Бобров А.Г. Новгородско-псковские отношения и Флорентийская уния // ТОДРЛ. Т. 50. СПб., 1997. С. 359 373.

78. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV XV веков. М., 1986.

79. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV XV вв. (по «житиям святых»). М., 1966.

80. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. I. С. 548-549.

81. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.388

82. Васильев А.А. История Византийской империи от начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998.

83. Веселовский С.В. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.

84. Викторов А.Е. Собрание рукописей И.Д.Беляева в Московском публичном и Румянцевском музее. М. 1881. С.

85. Водов В. Герасим митрополит Литовский или «всея Руси»? / In memoriam: Сборник памяти Я.С.Лурье. СПб., 1997. С. 230 — 238.

87. Востоков А. Описание Русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.

88. Всенощное бдение. Литургия. М., 1991.

89. Гераклитов А.А. Филиграни ХУИека на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963.

90. Герд Л.А. Византийские завещания: функция преамбулы // ВИД. Т. 25. С. 243.

91. Гиронтас Р. Попытки церковной унии в великом княжестве Литовском // Славяне и их соседи. М., 1991.

92. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. 3. М., 1997 (= Т. 2. Ч. 1 // ЧОИДР. 1900).

94. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей московской Сонодальной Библиотеки. М., 1855 1915.

95. Грушевський М.С. 1стор1я Укра’ши-Руси. Льв1в, 1903 1906. Т. 4 — 5.

97. Делекторский Ф. Флорентийская уния и вопрос о соединении церквей в древней Руси // Странник. 1893. Т. II.

98. Дмитриев JI.A. Повести о житии Михаила Клопского. М.; Л., 1958.

99. Дмитриева Р.П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Т. 28. Л., 1974.

100. Дмитриева Р.П. Библиография русского летописания. Л.,

102. Дробленкова Н.Ф. Симеон Суздальский / Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 334 336.

103. Дробленкова Н.Ф. «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню» / Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 401 403.

104. Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки по истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.

105. Дьяконов М.А. К истории древнерусских церковно-общественных отношений // Историческое обозрение. СПб., 1891. Т. 3. С. 72 91.

106. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. СПб, 1907 (М, Л, 1926).

107. Евгений, митр. (Болховитинов). Описание Киево-Софийского собора и история киевской иерархии. Киев, 1825.

109. Евстафий, архим. Московский мужской ставропигиальный Симонов монастырь. М, 1867.

110. Зернин А.П. Об отношении константинопольского патриарха к русской иерархии. СПб, 1846.

111. Зернин А.П. Учреждение в России патриаршества. М, 1851.

112. Зимин А.А. Витязь на распутье. М, 1991.390

115. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV первой трети XVI в. М.: Наука, 1988. 350 с.

117. Иннокентий (Смирнов). Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. СПб, 1817. Т. I II.

118. Иосиф, архимандрит. Подробное оглавление Великих Миней Четиих всероссийского митрополита Макария. М, 1892.

119. История СССР. Том I. С древнейших времен до 1861 г. Первобытно общинный и рабовладельческий строй. Период феодализма. М, 1956.

120. История СССР. С древнейших времен до наших дней. Том II. Борьба народов нашей страны за независимость в XIII XVII вв. Образование единого Русского государства. М, 1966.

121. Казакова Н.А. Западная Европа в русской письменности XV XVI веков: Из истории международных культурных связей России. Л, 1980.

122. Казакова Н.А. Известия летописей и хронографов о начале автокефалии Русской церкви // ВИД. Л, 1983. Т. 15. С. 92 102.

123. Казакова Н.А. Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» // ТОДРЛ. М.; Л, 1970. Т. 25. С. 60 72.

124. Казакова Н.А. Хождение во Флоренцию. 1437 1440 гг.: (Списки и редакции) // ТОДРЛ. Л, 1976. Т. 30.

125. Казакова Н.А, Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI в. М, Л, 1955.391

126. Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке тайного советника, сенатора. графа Ф.А.Толстого. М., 1825.

127. Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси М., 1874.

128. Карамзин Н.М. История Государства Российского. М., 1993. Т. V.

130. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т. 1.

131. Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970.

132. Клосс Б.М. Летопись Никоновская / Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 49-50.

133. Клосс Б.М. Летопись Новгородская первая // Словарь книжников. Вып. I, С. 246.

134. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI XVII вв. М., 1980.312 с.

136. Клюг Э. Княжество Тверское ( 1247 1485 гг. ). Тверь, 1994.

137. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

138. Ключевский В.О. Православие в России. Сборник статей разных лет. М., 2000.392

139. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1987 1990.

140. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. JI., 1991.

141. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга 1. Вып. 1 3. М., 1990 (СПб., 1874). 737 с.

143. Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексея) / Источники и историография славянского средневековья. М., 1967.

144. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. Лекции, читанные слушателям «Архивных Курсов» при Петроградском Археологическом Институте в 1918 году. Пг., 1918.

145. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998.

146. Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. СПб., 1904.

147. Левина С.А. Летопись Воскресенская / Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 39-42.

149. Лилиенфельд Ф. О литературном жанре сочинений Нила Сорского // ТОДРЛ. М., Л., 1962. Т. 18. С. 80-98.

150. Лихачев Н.П. Из лекций по дипломатике, читанных в Императорском археологическом институте. СПб., 1905 1906 уч. г.

151. Лихачев Н.П. Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. ПД11И. СПб., 1908. Т. 168.393

152. Лихачев Н.П. Письмо папы Пия V к царю Ивану Грозному в связи с вопросом о папских бреве. (Этюд по дипломатике пап ). СПб, 1906.

155. Лурье Я.С. Авраамка // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 1. С. 5.

156. Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. СПб, 1994.

157. Лурье Я.С. Духовное завещание митрополита Ионы (1452/1453 1461) // Памятники культуры: Новые открытия. 1994. С.

158. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV -начала 16 века. М, Л, 1960. С. 53 54, 69, 371.

159. Лурье Я.С. Иона // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 426 427.

160. Лурье Я.С. Как установилась автокефалия Русской церкви в XV в.? // ВИД. Л, 1991. Вып. 23. С. 181 198.

161. Лурье Я.С. Летописи белорусско-литовские (западнорусские) // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 26.

162. Лурье Я.С. Летопись Новгородская IV // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 52.

163. Лурье Я.С. Летопись Новгородская Хронографическая // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 55 56.

164. Лурье Я.С. Летопись Симеоновская // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 56-57.

165. Лурье Я.С. Летопись Софийская I // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 58-59.

166. Лурье Я.С. Летопись Тверская // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 63.

167. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV XV вв. Л, 1976.394

168. Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV первой трети XVI вв. Комплексное исследование региональных аспектов становления единого Русского государства. М., 2001.

169. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Т. IV. Ч. 1. М., 1996. (=Т. 6.М, 1879).

170. Макарий, архим. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М., 1863.

171. Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

172. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской церкви. Тула, 1888.,Пг., 1915-1916. (СПб., 1897 1902) М., 2000.

173. Манкиев А.И. Ядро российской истории, сочиненное ближним стольником и бывшим в Швеции резидентом, кн. А.Я.Хилковым, в пользу российского юношества, и для всех о российской истории краткое понятие иметь желающих. М., 1784.

174. Мансветов Н. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882.

175. Мейендорф И., протоиерей. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Париж, 1990.

176. Мейендорф И.Ф. Флорентийский собор: причины исторической неудачи //ВВ. Т. LII. М, 1991. С. 84-101.

178. Музейное собрание рукописей. Описание (Под ред. И.М.Кудрявцева). М., 1961.

179. Муравьев А.Н. История российской церкви. СПб., 1838. 451 с.

180. Насонов А.Н. Из истории псковского летописания // ИЗ. Т. 18. М., 1946. С. 255-294.395

181. Насонов А.Н. История русского летописания IX начала XVIII в. М., 1969.

182. Никитский А.И. Очерки внутренней истории церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879.

183. Николаевский П. Учреждение патриаршества в России // Христианское чтение. СПб., 1879. Август октябрь.

184. Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. СПб., 1907.

185. Никольский К. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю великого поста (историческое исследование о чине православия). СПб., 1879.

186. Никольский Н.М. История Русской церкви. М., 1930. 447 с.

187. Новикова O.JI. Новгородские летописи XVI века. Автореферат дисс. на соиск. учен. ст. к. фил. н. СПб., 2000. С. 10.

188. Описание рукописного отдела библиотеки АН СССР. Исторические сборники XV XVII вв. Т. 3. Вып. 2. М., Л., 1965.

189. Описание славяно-российских рукописей графа Ф.А.Толстого. М., 1825.

191. Остроумов И. История Флорентийского собора. М., 1847.

192. Отчет ИПБ за 1859 г. СПб., 1860.

193. Охотникова В.И. Летописи Псковские // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 2. С. 27.

195. Павлов А.С. Критические опыты по истории греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878.396

196. Павлов А.С. Курс церковного права. Троице Сергиева Лавра, 1902.

197. Павлов А.С. Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права // Православное обозрение. 1879 ноябрь декабрь.

198. Пассек В.В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М, 1843.

199. Пирлинг П. Россия и папский престол. М, 1912.

200. Платон (Левшин), митр. Краткая российская церковная история, М, 1823. Т. 1.

201. Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х томах / СПб, 1993. Т. 1. Лекции по русской истории.

202. Плигузов А.И. Гипотетический сборник митрополита Филиппа // РФА. Вып. V. С. 1029- 1033.

203. Плигузов А.И. О титуле «митрополит Киевский и всея Руси» // РФА. Вып. V. С. 1034-1042.

204. Покровский H.H. Афанасий // Словарь книжников. Вып. II. Ч. 1. С. 73 -79.

205. Понырко Н.В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. Л, 1985. Т. 39. С. 379 387.

206. Попов А.Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI XV вв.). М, 1875.

207. Пресняков А.Е. Московское царство. Пг, 1918.397

208. Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII -XV столетия. Пг., 1918.

209. Приселков М.Д. История русского летописания XI XV вв. JL, 1940.

210. Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания. М., 1970. Вып. 1.

211. Прохоров Г.М. Летописные подборки ГПБ, F.IV.603. и проблема общерусского сводного летописания // ТОДРЛ. Л. 1977. Т. 32. С. 165 198.

213. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.

215. Религия и церковь в истории России. (Советские историки о православной церкви в России). М., 1975. 255 с.

216. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901.

217. Сахаров М.А. Церковь и образование Русского централизованного государства // Вопросы истории. 1966. № 1. С. 49 65.

218. Сборник Российской Публичной Библиотеки. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1920.

219. Сборник памятников по истории церковного права (под ред. В.Н.Бенешевича). Вып. 2. Пг., 1915.

220. Семенченко Г.В. Духовная грамота митрополита Алексия (к изучению раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) / Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981. С. 7 21.

221. Семенченко Г.В. Духовные грамоты XIV XV вв. как исторический источник. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1983.398

222. Семенченко Г.В. Завещания церковных иерархов XV в. как исторический источник // Источниковедение отечественной истории. М., 1986.

224. Сербина К.Н. Устюжское летописание XVI XVIII вв. JL, 1985.

225. Сергеевич В.И. Русские юридические древности. СПб., 1900. Т. 2.

227. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. (XV XVI вв.). М., 1998.

228. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV XVI вв. Новосибирск, 1991. 396 с.

229. Скрынников Р.Г. История Российская. IX XVII вв. М., 1997.

230. Скрынников Р.Г Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX -XVII вв. СПб, 2000. 463 с.

231. Скрынников Р.Г. Святители и власти. JI, 1990. 348 с.

232. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1 2. JI, 1988 -1989.

233. Смирнов П.С. История христианской православной церкви. СПб, 1912 (М, 1994).

234. Соколов Д. История разделения Русской митрополии. СПб, 1900. С. 85 -109.

235. Соколов П.П. Был ли московский митрополит Исидор папским легатом для Москвы? Киев, 1908.

236. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М, 1993. Книга 2. Т. 4. Кн. 3. С. 649.

237. Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы / Приведен в порядок и издан под ред. А.Ф.Бычкова.СПб, 1882.399

239. Строев П.М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие И.Н.Царскому. М, 1848.

240. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб, 1877

241. Суворов Н.С. Курс церковного права. Т. 1 2. Ярославль, 1889 — 1890.

242. Суворов Н.С. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. СПб, 1876.

244. Татищев В.Н. История Российская. М.; Л, 1965. Т. V.

245. Татищев В.Н. Избранные произведения. Л, 1979.

246. Тихомиров М.Н. Россия и Византия в XIV XV столетиях // Зборник радова Византолошког института. Београд, 1961. Кн. 7. С. 23 — 38.

247. Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV XV веках. М, 1957.

248. Тихонравов Н.С. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М. 1892.

249. Токмаков И. Историческое и археологическое описание московского Симонова монастыря. М, 1892 (1896). Вып. 1-2.

250. Третьяков А. Московский Симонов монастырь. М, 1893.

251. Троицкий А.Д. Церковное отлучение и его последствия. Киев, 1913.

253. Троицкий С.В. Каноны и восточный папизм // Вестник Русского ЗападноЕвропейского Экзархата. 1955. Париж. № 22. С. 120 131.

254. Троицкий С.В. О церковной автокефалии // Журнал Московской патриархии. 1948. № 7. С. 33 54.400

255. Троицкий С.В. Теократия или Цезаропапизм? // Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1953. Париж. № 16. С. 196 206.

257. Уо Д. Славянские рукописи собрания Ф.А.Толстого. JL, 1980.

258. Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

260. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы 862 1863. Изд. 3-е. СПб., 1884.

261. Флоря Б.М. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 219-230.

262. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI XVI вв.). М., 1986.

263. Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. 224 с.

265. Церковь в истории России (IX в. 1917 г.). Критические очерки. М., 1967. 336 с.

266. Цинцадзе И. Историческая справка по вопросу об автокефалии грузинской церкви. Тифлис, 1906.

267. Цыпин В.А. Церковное право: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1996. 442 с.

268. Черепнин JI.B. К вопросу о русских источниках по истории Флорентийской унии // Средние века. М., 1964. Вып. 25. С. 176 187.401

269. Черепнин JI.B. Образование Русского централизованного государства в XIV XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

270. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV XV вв. Ч. 1 — 2. М., Л., 1948- 1951.

271. Чистович И.А. Очерк истории западнорусской церкви. СПб., 1882. Ч. 1.

272. Шахматов А.А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1904. С. 12 14, 78-79.

273. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV XVI вв. М., Л., 1938.

274. Шахматов А.А. Отзыв об издании Н.П. Лихачева «Инока Фомы слова похвального.» СПб., 1909.

275. Шибаев М.А. Младшая редакция Софийской 1 летописи и проблема реконструкции истории летописного текста XV века // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Вып. 4. СПб., 2001. С. 340 -385.

276. Шибаев М.А. Софийская 1 летопись Младшей редакции. Автореф. на соиск. уч. ст. к. и. н. СПб., 2000.

277. Шпаков А .Я. Государство и церковь в их взаимоотношениях в Московском государстве от флорентийской унии до учреждения патриаршества. Киев, 1904. Ч. 1. Княжение Василия Темного.

278. Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. Т. IV. Ч. I. СПб., 1781.

279. Щербина А.Д. Литературная история русских сказаний о Флорентийской унии. Одесса, 1902.

280. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период. СПб., 1891. Т. 2.

281. Янин В.Л. Борьба Новгорода и Москвы за Двинские земли в 50-х 70-х гг. XV в. // Исторические записки. 1892. Т. 108.402

282. Янин B.J1. Из истории новгородско-московских отношений в XV в. // Отечественная история. 1995. № 3.

285. Янин B.JI. Посмертная судьба Дмитрия Шемяки / Некрополь Новгородского Софийского собора. М. 1988.

286. Янин B.JI. XV в, 2 апреля. какого года? // Знание сила. 1983. № 8. С. 27-28.

287. Яцимирский А.И. Из истории славянской проповеди в Молдавии. СПб, 1906.

288. Яцимирский А.И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина. Вып. 2. М, 1897.

В Викиданных есть лексема автокефальность (L83536).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. автокефа́льность автокефа́льности
Р. автокефа́льности автокефа́льностей
Д. автокефа́льности автокефа́льностям
В. автокефа́льность автокефа́льности
Тв. автокефа́льностью автокефа́льностями
Пр. автокефа́льности автокефа́льностях

автокефа́льность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. церк. свойство по значению прилагательного автокефальный независимость поместной церкви при решении своих внутренних вопросов от других поместных церквей ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

  1. автокефалия

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: автокефалия
  • прилагательные: автокефальный

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Киевский патриарх Филарет (Денисенко) так и не согласился на «ненастоящую» автокефалию. Фото с сайта www.cerkva.info

      В православном мире в связи с распадом и появлением новых государств активизировались автокефалистские движения. В них выражается стремление некоторых поместных церквей получить самовозглавление, независимость. Нередко процесс предоставления этого статуса затягивается и переходит в конфликт, в разрешении которого участвуют не только представители церквей, но и государственные структуры. Для предотвращения таких рецидивов необходимо глубокое изучение автокефалистских движений, которые характеризуются многообразием и уникальными особенностями, имеют разную историю возникновения и логику дальнейшего развития, влияют на религиозную ситуацию, межконфессиональные и международные отношения на своих территориях. Ниже предлагается авторская типология, представляющая разнообразие исследуемого явления.

      Восстановленные автокефалии. Во время присоединения Грузии к Российской империи национальную церковь низвели до статуса экзархата Российской православной церкви под управлением государственно-церковного органа – Святейшего правительствующего синода. Восстановление автокефалии произошло в марте 1917 года сразу же после отречения Николая II и замены монархического правления властью Временного правительства. Новая власть и Российская церковь крайне отрицательно отнеслись к не санкционированному ими провозглашению. Они формально сохраняли за собой прежнее управление грузинским православием. Для урегулирования сложившейся ситуации в Грузию был направлен ординарный профессор Петроградского университета Владимир Бенешевич в качестве уполномоченного Временного правительства по делам Грузинской церкви. Следует только отметить такой факт. В инструкции обер-прокурора Святейшего синода, данной Бенешевичу, было отмечено: «Католикос (Грузинской патриарх. – «НГР») утверждается верховною властью русского Временного правительства…»

      После Октябрьской революции коренным образом изменились отношения метрополии с Грузией и соответственно отношения с ее церковью. Грузинская церковь стала независимой для советского государства. Но не для церкви. Начиная с июня 1918 года отношения между Грузинской и Русской церквами прекратились – до 1943 года, когда была создана РПЦ в ее нынешнем виде и автокефалия грузин была окончательно одобрена в Кремле.

      Временные автокефалии. В России временные автокефалии стали возникать с 1918 года, то есть в условиях Гражданской войны, на территориях, занятых белогвардейскими формированиями. Военные правительства поддерживали временные, потерявшие связи с церковным центром структуры и даже управляли ими. Во время первой волны русской эмиграции за рубежом была самостоятельно образована церковная организация, впоследствии получившая название Русская православная церковь заграницей. Просуществовав несколько десятилетий, в 2007 году она воссоединилась с Московским патриархатом, причем не без участия представителей государства, включая президента России Владимира Путина.

      Новые автокефалии. К их учреждению в XX веке Русская православная церковь имела непосредственное отношение. В 1918 году в Европе появилось новое унитарное государство Чехословакия. К тому времени религиозная ситуация в стране была очень сложной. Действовали объединения католиков, униатов, протестантов. Православные общины входили в разные юрисдикции – прежде всего Сербской церкви (преимущественно чехи), Русской, Русской зарубежной. Было и несколько приходов Константинопольской церкви. Такая чересполосица вызывала межцерковные споры. В создавшихся условиях среди чешских православных верующих началось автокефалистское движение. Оно проходило мирно, через встречи, переговоры, диалоги с заинтересованными сторонами. 27 июня 1945 года делегация православных верующих была принята президентом Эдвардом Бенешом. На встрече обсуждался главный вопрос – об организации Чешской православной церкви и получении ею автокефалии. Президент отметил, что такой вопрос не может считаться политическим и церковь свободна в своем устройстве. При этом он предупредил, что была бы желательной «опора на великую Восточную русскую церковь».

      Начались переговоры со священноначалием Сербской и Русской православных церквей. В октябре Чехию посетила делегация Московской патриархии во главе с архиепископом Орловским и Брянским Фотием (Топиро). Гость произнес перед верующими речь, в которой были такие слова: «В связи с тем что некоторые указывают на желательность автокефалии для Чешской православной церкви, в этом вопросе я считаю своим долгом пояснить, что каждая самостоятельная страна имеет потенциальное право на автокефалию своей церкви».

      Вопрос об автокефалии начал активно обсуждаться как в церковных, так и в светских кругах. Священноначалие взаимодействовало с правительством, в частности с Управлением по церковным делам. На одном из его заседаний было сообщено, что идея поддержана и Советом по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР.

      8 декабря 1951 года Чехословацкая православная церковь стала автокефальной. В этот день состоялся Собор, на котором был зачитан Акт о даровании Русской православной церковью автокефалии Чехословацкой церкви. Однако эта независимость некоторое время не признавалась Константинопольским патриархатом и рядом греческих церквей. Она считалась автономной (с 1923 года), и только. Но 27 августа 1998 года Константинопольским патриархом Варфоломеем был издан «Патриарший и синодальный томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии».

      Непросто и по-особенному проходило движение к автокефалии в Польше. Этот процесс был чрезвычайно социально обусловленным и политизированным. На начало отпадения от Российской империи западных территорий в Польше оказалось около четырех миллионов православных христиан – в большинстве своем русских, белорусов, украинцев, пребывавших под юрисдикцией Московского патриархата. После обретения независимости польское правительство выдвинуло идею автокефальной православной церкви в Польше, то есть выхода ее из юрисдикции Московского патриарха. Если следовать канонам и традициям, необходимо было обращаться с просьбой о предоставлении независимости именно к Москве. Однако переговоры начались с Константинопольским патриархатом. Полякам была предложена не независимость, а особая митрополия.

      Тогда по дипломатическим каналам вышли на патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина). Всероссийский патриарх предложил экзархат как переходный этап к автокефалии. Намекнул, что в движении к ней должен принимать участие и польский народ. Тогда были продолжены переговоры с Фанаром (резиденция Константинопольского патриарха в Стамбуле). В итоге представителями польского правительства автокефалия для Польской церкви была выкуплена за немалую сумму у Константинопольского патриарха. Историк Анастасия Чибисова сделала достоянием публики архивные финансовые документы, в которых приводятся немалые суммы, потраченные польским правительством на обретение автокефалии местной православной общиной (Чибисова А.А. Автокефалия «под ключ»: некоторые факты из истории Польской церкви 1924 г. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской православной церкви. М., 2018. Вып. 81. С. 64–80).

      В конце 1924 года Константинопольский патриарх дал благословение на автокефалию Польской церкви. В следующем году ей был передан соответствующий томос – патриаршая грамота. Московский патриархат усмотрел в этом вмешательство в его дела и признать автокефалию Польской православной церкви отказался. Однако другие церкви ее признали. В 1948 году по просьбе Синода православных епископов Польши Московский патриархат объявил Константинопольское дарование автокефалии 1924 года недействительным и издал собственную Декларацию об автокефалии.

      Новые, но не всеми юрисдикциями признанные автокефалии. К таковым относится Православная церковь в Америке. Уже в ХIХ веке на Американском континенте, особенно в США, религиозная ситуация характеризовалась ярко выраженным мультиконфессионализмом, прежде всего благодаря объявленным государством вероисповедным свободам и иммиграции. На рубеже ХVIII–ХIХ веков на Аляске и прилегающих к ней островах начинается русская православная миссия, впоследствии дошедшая до Калифорнии. А к ХХ веку и в дальнейшем православие получило распространение по всему континенту, причем юрисдикций других церквей, в том числе и Константинопольской. Последняя в результате прошедшей мировой войны и распада Османской империи утратила на прежних территориях, особенно в Турции, бóльшую часть приходов. В таких условиях патриархи обратили взоры на православные диаспоры в мире, в том числе в Америке. Туда был направлен архиепископ Мелетий (будущий патриарх Мелетий IV). Он образовал греческое архиепископство в Северной Америке. А уже после интронизации поставил задачу подчинить своей юрисдикции не только греческие, но вообще все православные общины на континенте. Однако эту задачу Мелетию не довелось осуществить.

      Объединительный процесс на своей канонической территории в Америке возглавила сама Русская православная церковь. С 1920-х вплоть до 1960-х годов ее юрисдикции оказались в разрозненном состоянии, а некоторые даже в расколе. У матери-церкви с митрополичьим округом, который порой именовали Православной церковью в Америке (ПЦА), взаимоотношения были напряженными.

      Только с избранием в 1965 году главой ПЦА митрополита Иринея (Бекиша) начались переговоры, которые привели к восстановлению нормальных канонических связей – но при этом и к началу автокефалистского движения.

      На двусторонней встрече в марте 1970 года митрополит Ириней вручил митрополиту Никодиму (Ротову), тогдашнему председателю ОВЦС Московского патриархата, прошение на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия I о том, чтобы РПЦ даровала Православной церкви в Америке автокефалию. 13 апреля 1970 года Алексий I подписал синодальный томос о предоставлении автокефалии ПЦА. Однако новая автокефальная церковь, вот уже 50 лет существующая, Константинопольским патриархатом и рядом греческих церквей до сих пор не получила признания – для них она считается автономной. В дни перед подписанием московского томоса патриарх Константинопольский Афинагор и некоторые предстоятели греческих церквей в письмах к Алексию I, а затем патриарху Пимену (Извекову) указывали на незаконность их действий.

      РПЦ в этом деле заручилась поддержкой со стороны партийно-государственного аппарата. Доктор исторических наук Ольга Васильева отмечает, что действия патриарха Афинагора обсуждались в Отделе пропаганды ЦК КПСС. Приведя фрагмент из партийного документа о том, что письмо из Фанара, «не имея никакой канонической аргументации, лишь продемонстрировало еще раз намерение Константинопольского патриарха установить в Америке православную церковь под своей юрисдикцией», историк заключает: «Светские власти понимали ситуацию по-своему, но в том же русле, что и власти церковные».

      Далеко не всеми церквами не признана и Православная церковь Украины (ПЦУ), получившая 5 января 2019 года томос Константинопольского патриарха Варфоломея. Начавшийся в конце прошлого века межцерковный конфликт в Украине продолжается.

      Самопровозглашенные, но не признанные автокефалии. Таких духовных сообществ появилось много, особенно на рубеже ХХ–ХХI веков. Причины разные – и внутренние, и внешние (социально обусловленные). Они определяют себя как православные, восточнохристианские, однако не входят в юрисдикцию ни одной поместной православной церкви. Их география обширна: Россия, Балканы, Американский континент. n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *