Коновалова Татьяна Николаевна
E-mail: harkursk@yandex.ru
Аннотация: в данной статье проводится краткий анализ происходящих событий в середине XIX в., повлиявших на развитие церковно — приходских школ. Рассматриваются основные проблемы развития церковно — приходских школ.
Ключевые слова: церковно — приходская школа, земская школа, Святейший Синод, духовно- нравственное развитие, народное образование, духовенство, образовательная реформа.
Появление и развитие церковно — приходских школ во второй половине XIX века, обусловлено рядом внутриполитических событий, происходящих в тот период времени. Как показывает исторический анализ прошлого нашей страны, появление церковно — приходских школ стало началом массового народного образования в ней. Изучение этого явления является очень важным не только для педагогической науки, но и для истории нашей страны в целом. Ее появление отразилось на «народной социализации»: с одной стороны — она обучала грамоте, с другой — занималась морально — нравственным и духовным воспитанием. В первую очередь, церковно — приходская школа стала политическим механизмом регулирования внутрисоциальных проблем в стране.
Важным этапом в становлении образования в России того периода — стало зарождение народного образования в лице церковно-приходских школ. Они появились еще в дореформенный период в 1804 г. с принятием школьной реформы. Правительство не раз пыталось поручить открытие школ сельскому духовенству, опираясь при этом на практику западноевропейских стран. Еще в 1836 г. Святейшим Синодом были составлены «Правила для первоначального обучения поселенских, в том числе и раскольничьих детей». В правилах было прописано, что обучение должно осуществляться приходским духовенством . А уже в 1837 г. в Святейший Синод поступает отчет, об открытии 100 таких школ в стране. За полтора десятилетия их число существенно выросло, но после 1853 г. пошло на убыль, а позже и совсем прекратило свое существование. Только по собственной инициативе, священнослужители содержали такие школы на средства, полученные от приходов.
Прежде всего, уменьшение числа приходских школ в середине XIX в. было связано с их подчинением земству, которое вело регулярный контроль над их деятельностью. Поэтому эти школы закрывались или переходили в земское ведомство или сельское общество . К 70- м гг. XIX в. их количество сократилось практически в 5 раз, а численность таких школ не превышало и 4 тысяч по всей стране.
В середине 60 — х. гг. XIX в. народное начальное образование было представлено земскими школами и министерскими школами народного просвещения. Но для «бедного населения» оно было недоступно. Российский педагог Н.В. Чехов, говоря о земских школах, утверждал, «что не видит в ней школы для простого народа. Что она не соответствует потребностям и духу русского человека, а носит светский характер, отодвигая на задний план Закон Божий. Она распространяет вредные идеи для народа». А также, по его мнению, «светская школа развивается медленными темпами, и что неизвестно когда она сможет обеспечить весь народ образованием» .
Новый виток возрождения церковно — приходских школ был обусловлен различными событиями, происходящими в тот период в стране.
Отмена крепостного права в 1861 году привело к огромным изменениям в социально — экономической жизни страны. Но на деле вся эта реформа носила формальный характер, и положение крестьян отличалось не многим после ее принятия. Теперь они были не «крепостными», а «обязанными», от чего суть их положения особо не менялась. Это вызывало недовольство «крепостного» населения, что приводило к мощному подъему крестьянского движения. Их взглядов придерживалась и либеральная интеллигенция, которая выступала за отмену крепостничества и помещичье землевладение.
Огромное количество социально-политических проблем, вызванных отменой крепостного права, возникли для государства. Исследуя социальные проблемы, происходящие во второй половине XIX в. в стране, можно выделить основные причины, повлиявшие на их возникновение:
1.Нарастание недовольства крестьян и политические волнения, вызванные появлением либерально настроенных революционных масс.
2. Развитие промышленности и аграрного производства требовало от народа образованных и квалифицированных рабочих. Зачастую, земские школы были недосягаемы для простого народа, а большинство учебных заведений находились в городах. В деревнях практически отсутствовали какие-либо учебные заведения. Их небольшое количество не могло обеспечить всех образованием.
3. Безграмотный народ, как в образовательном, так и в духовно — нравственном смысле все чаще стал входить в сектантство, разлагая его морально.
Правительству стало понятно, что проведенные либеральные реформы наносят огромный ущерб по самодержавию. Стал вопрос о поисках конкретных задач по разрешению сложившейся ситуации.
Отправной точкой в решении данных проблем становится созыв в апреле 1879 года Особого совещания, основной задачей которого было решить вопрос борьбы с растущим молодым «революционным поколением».
На данном совещании целью и методом решения проблемы стала просветительская идея, выраженная образовательной деятельностью и духовным просвещением народа, и подчиненная под «контроль государства». Нельзя забывать, что религия во все времена выступала мощным фактором для интеграции различных социальных слоев. Акцент был сделан не на земские школы, существовавшие в тот период, т.к. эти школы еще могли нести в своей деятельности «либеральные идеи», а на церковно-приходскую школу, основанной на религиозно-нравственном учении.
Последующие созывы Комитетов министров лишь усиливали развитие церковно-приходских школ, в том числе и роли духовенства в их создании. Немалую важность во всей этой деятельности на государственном уровне сыграли такие государственные деятели как Н.П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, С.А. Рачинский, будучи «фанатичным идеологом» церковной школы.
Именно «государственные потрясения», происходящие в этот период и стали основополагающим фундаментом развития церковно-приходских школ, признанных юридически на государственном уровне. В связи с этим, началом их развития в 1884 году становится издание «Правил о церковно-приходских школах», в которых были закреплены положения и правила, регламентирующие основную деятельность школ практически на всем пространстве Российской Империи.
В тоже время, в развитии и становлении народного образования, осуществляемого церковно-приходскими школами, появилось множество трудностей. С одной стороны, государство было заинтересовано, в начальном массовом образовании, стремящегося повлиять на сознание народа, прививая любовь к религии и самодержавию, с другой стороны — государство, которое не оказывало практически никакой финансовой помощи в ее развитии, возлагая это бремя на плечи духовенства, меценатов и земство.
Тяжелое финансовое положение страны, у которой не было денег на проведение новой образовательной реформы должно было найти пути развития с наименьшими затратами на народное образование. Поэтому финансовые трудности по реализации образовательной реформы легли на духовенство. Предполагалось таким образом создать бесплатные учительские кадры в лице священнослужителей (священников, дьяконов, дьячков), а дополнительное финансирование получать от средств прихода, в том числе и благотворительности. Число приходов в общероссийском масштабе составляло порядка 40 тысяч. Помимо бесплатных учителей, государству не нужно было тратить средства на возведение школ, а должны они были открываться в церковных домах, или в каких-либо других бесплатных помещениях при приходах.
Закрепленная образовательная идеология, основанная на православной религии, была беспроигрышным вариантом. Ведь почти 75% народа исповедовали православие, что и послужило мощным толчком для развития такого типа школ как церковно — приходская. Стремительное ее развитие было связано не только появлением у нее народного лица, всеобщей доступности и религиозного просвещения. Немалую роль играло давление государства на духовенство по открытию церковных школ. Духовенство оказалось не готовым к таким преобразованиям, как финансово, так и организационно. Так в первом параграфе Правил «о церковно — приходских школах» указано, что школы открываются православным духовенством и приходскими священниками на местные средства прихода «.
В Правилах 1884 г. было прописаны основные источники финансирования для церковно-приходских школ. Государственная поддержка была незначительной. В 1884-86 гг. было выделено 55 тыс. рублей на всю Россию, что приблизительно составляло от 6 до 13 руб. на школу .
Итак, скудное финансирование земских школ в лице государства плюс легший на плечи «оброк» в виде обязательных отчислений на развитие церковных школ зачастую приводило к тому, что в некоторых уездах губерний земство передавало в ведение духовенства свои школы для снятия с себя обязательств по их содержанию. (сноска 2)
За пять лет с момента утверждения «Правил о церковно — приходских школах» начинается их значительный рост. С 1884-1889 гг. в государственном масштабе их число с 3 517 возросло до 17 715, а в 1893 году их количество достигло 27 000.
Кроме проблемы финансирования был еще не менее сложный вопрос в деятельности таких школ — нехватка учительного состава. Зачастую в принудительном порядке воспитанникам духовных семинариев приходилось становиться учителями в этих школах. В 90 — х. XIX в. с увеличением школ стали привлекать в качестве учителей — воспитанниц женских епархиальных училищ. Обязательной догмой в преподавании в церковно-приходских школах — было наличие церковного образования, основанное на знании Закона Божьего, т.к. основная учительская деятельность была построена на преподавании религиозного учения.
К концу 19 века церковно — приходская школа стала поистине народным образовательным учреждением. Их роль, которая в самом начале своего появления была недооценена, приобрела массовый характер. Она обладала огромной автономией, затормаживая развитие земским школам и школам народного просвещения. Увеличение управленческого аппарата, осуществляющего наблюдение за деятельностью церковно-приходских школ, привело к увеличению денежных расходов на его содержание. Так , государственное финансирование церковно — приходских школ за 20 лет увеличилось более чем в 60 раз и к 1896 году составило 3 454 645 рублей. В последующие годы эта цифра только росла .
Только с началом государственных потрясений, вызванных началом русско — японской войной и внутриполитическим кризисом, породивший революционные восстания, расходы государства на образование резко упало. Постепенно количество церковно — приходских школ стало уменьшаться и к 1917 году с приходом «новой власти» и вовсе прекратили свое существование. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР в 1918 году стал рычагом уничтожения не только церковной школы, но и христианской идеологии, которую она несла для изучения в народные массы. Церковь была основательно отделена от государства, и началось ее открытое гонение.
Несомненно, роль и значение церковных школ в истории нашей страны огромно. Несмотря на многие трудности и проблемы, коснувшиеся развития церковно-приходской школы, она внесла неотъемлемый вклад в образование народа и является в современном мире, хорошим историческим материалом для изучения и анализа социального развития общества. Ей удалось решить множество задач: как в образовательном аспекте, так и в развитии духовно — нравственного воспитания народа. Проведенные либеральные реформы во второй половине XIX в/, несшие в себе западноевропейские ценности, отодвинули на задний план развитие традиционных устоев, в том числе и народного образования. Социально-политические изменения в стране порождали огромные пробелы в развитии общества. Мощным регулятором в социальном развитии народа и выступили церковно-приходские школы, ставшие важным преобразователем духовно-нравственного воспитания общества. Те методы и особенности образовательного процесса, которые были характерны для церковно-приходских школ, оказались эффективными и понятными для обучения народа грамоте.
На сегодняшний день, когда государством уделяется огромное внимание духовно — нравственному воспитанию общества, изучение истории народного образования является одной из приоритетных тем. Ведь не зная прошлого, трудно анализировать действительность сегодняшнего дня. А между тем, именно церковно — приходские школы были основой духовного развития личности, порождавшее любовь к окружающему нас миру и его восприятию. Они стали мощным толчком для социального развития общества XIX века.
Библиографический список:
Пятидневный визит в Россию диссидента В. К. Буковского, намеренного участвовать в президентской кампании 2008 г., оказался удачно зарифмован с общей атмосферой. Возрождение ветхосоветской стилистики, демонстрируемое и властью (уровень проскинезии вырос даже сильнее, чем цена на постное масло), и обществом (жанр частушек и анекдотов переживает небывалый расцвет), органически дополняется и ветхозаветным диссидентством.
Для столь многолетнего изгнанника (жизнь на чужбине с 1976 г., прерываемая лишь краткими визитами в Россию в 1991–1993 гг.) неизбежен эффект янтаря, т. е. консервация идей, чувств, опыта по состоянию на момент расставания с родиной. В той или иной степени этот эффект присущ всем давним эмигрантам. В случае с людьми жесткими, неуживчивыми, самолюбивыми, идейно убежденными — такими, как В. К. Буковский, — эффект проявляется с максимальной силой. Отчего и стилистика тридцатилетней давности была им органически подхвачена. Прочие говорят с запинкой, ему гораздо легче.
Другое дело, что стилистика порой возвращается, тогда как прошлое — не то что полностью, но даже и в существенно больших объемах, — не возвращается никогда. Брежнев не был Сталиным, СССР 70-х не был СССР 30-х, отчего и славословия 70-х производили совсем не тот эффект, и обличения брежневского тоталитаризма также давали не тот эффект. Речь не о том, что в 60–70-е годы жизнь была прекрасна, а о том, что она была другая. Равно как в нынешние, нулевые, годы жизнь далеко не прекрасна, но опять же не та, что при Брежневе. Когда одни опираются на риторические образцы XXVI съезда КПСС, а другие отвечают им стереотипным изданием написанной в 1978 г. книги «И возвращается ветер», получается театр теней прошлого, вряд ли могущий сильно повлиять на текущие события. Сколь прекрасны картины сладострастной любви к начальству, что уж и говорить, но картина того, как В. К. Буковский являет собой графа Уголино, вечно грызущего голову архиепископа Руджиери, — тоже на любителя.
Событийного повода здесь даже бы и не было, разве что повод заметить: «Так измельчается наш век». Повод был доставлен журналистским реагированием на краткосрочный визит изгнанника. К радио «Свобода», к «Эху Москвы», к бывшему журналу «Новое время» претензий быть не может. В их системе координат В. К. Буковский — VIP, а VIP-визиты всегда положено отображать по полной программе. Что до охранителей, то для них он не то что не VIP, но даже и не может быть сравнен с деятелями «Другой России» — теми же Э. В. Лимоновым и Г. К. Каспаровым. Те, по крайней мере, способны нарушить полицейское благочиние, тогда как вся дерзость В. К. Буковского в том, что он может в закрытом помещении пару раз обругать В. В. Путина. Благочинию это никак не препятствует.
Живую реакцию на приезд совершенно не VIPа Буковского еще можно было бы объяснить, когда бы он в ходе визита наговорил чего-нибудь сверхъестественного. Бывают такие персонажи, что скажет — рублем подарит, хоть стой, хоть падай, и соблазн воспеть такого оратора оказывается неодол
Философско-историческая значимость времени
Гибадуллин Артур Амирзянович,
студент, Нижневартовский государственный университет
Аннотация: в работе рассматривается значимость времени для философских и исторических наук и его важность для социологии, культурологии, лингвистики.
Ключевые слова: философия времени, историческое время, социальное время.
Проблема времени — одна из самых основных в философии. Если рассматривать философию как науку о мышлении, то оно в ней играет первостепенную роль, ведь любой мыслительный процесс происходит во времени.
Тысячелетия тому назад у человека формировалось понимание времени. Оно отражено почти во всех языках (глагольные формы, названия времен года и суток), что свидетельствует о том, что до возникновения этих языков у человека уже должны были появиться определенные представления, включающие в себя временное мышление. Даже в далеких по своему происхождению языках наблюдаются временные формы. Осознание времени стало характерным уже для первобытных социумов и их культур. Этому способствовала цикличность природных процессов, не подвластных обществу.
Появление календаря позволило описать эту цикличность. Развитые культуры невозможно представить без наличия календаря, который появился как у цивилизаций Старого, так и Нового Света. Он возник как у народов древней Месопотамии, так и индейцев Майя. Часто он отражал философскую концепцию замкнутого времени, в котором все явления повторяются. Фраза «все новое — это хорошо забытое старое» подходит для ее описания. Эта концепция встречается и в индуистских, буддистских воззрениях. Оно воплощается в представлении о переселении душ: за каждой смертью следует новое рождение и жизнь, заканчивающаяся смертью и так далее. То же самое применительно ко всему миру означает, что за концом одной «космической эры» следует начало другой.
Открытое время, напротив, никогда не возвращается в пройденный момент. Для него справедливо изречение Гераклита «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Мир с таким временем изменчив, непостоянен, он может вечно развиваться. В нем нет циклов перерождения.
Концепция конечного времени связана с низшими земными преходящими явлениями, для нее есть подходящая фраза «ничто не вечно под луной». Всякое действие в мире смертных обязательно заканчивается, за рождением и жизнью следует смерть, безвозвратно уничтожающая все, что было прежде.
Отсутствие времени, статичный мир упоминается еще в античности. В философии элеатов бытие имеет вневременную природу: отрицается вообще какая-либо изменчивость, а, следовательно, и время, как ее мера. Им противоречит постоянно изменяющийся мир Гераклита, в котором «время есть первая телесная сущность».
История как наука, изучающая человека и его деятельность в прошлом, также неотделима от времени. Для ее возникновения у человечества должны были сложиться представления о социумах и цивилизациях, существующих и изменяющихся во времени, о неравенстве между прошлым и будущим, ведь прошлое можно описать и извлечь из него уроки, а будущее непредсказуемо.
Во все эпохи в различных философских концепциях вопросам времени уделяется особое внимание. То, что время невозможно остановить, двигаться в нем в произвольном направлении, осязать либо узреть его, придавало ему большую загадочность в сравнении с такими категориями как пространство или материя. Это и порождало различные конфликтующие друг с другом позиции,
начиная от его иллюзорности и невозможности существования, и заканчивая его первостепенностью.
Для современной науки эти вопросы до сих пор остаются открытыми. Теория относительности рассматривает время как часть единого пространственно-временного континуума, по своей сути являющегося пространством, описываемым неевклидовой геометрией. То есть для изменчивого непредсказуемого времени в ней места нет. В квантовой механике, наоборот, невозможно абсолютно точно предсказать результат любого эксперимента, всегда есть место для неопределенности. Такое противоречие свидетельствует о несовершенстве общепринятых представлений.
Что касается предложенной автором теории всего, то она содержит новейшие представления о множественности времен и их первоначальности для бытия. Она сходится с воззрениями Гераклита в том, что мир изменчив, и время есть первооснова всего. Такая вселенная метрически расширяется и не может повернуть вспять в своем развитии.
Литература
1. Гибадуллин A.A. Многовременная теория всего // Журнал научных публикаций аспирантов и
докторантов. 2015. №11.
2. Роговський О.М. Форми часу в icTopi культури: фтософсько-антрополопчний аналЬ; Монографт.