Церковное пение осмогласие

Категории словаря

старослав., букв. — восьмигласие

Система гласов, служившая для музыкального оформления христианского богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл с его гимнич. текстами стали повторять в течение года, до новой пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих. Древнейший Октоих восходит к нач. 6 в.; он был составлен патриархом сирийских монофиситов Севиром. В 8 в. Иоанн Дамаскин, по-видимому, отредактировал Октоих и дополнил его своими гимнами. В таком виде Октоих вошёл во всеобщее употребление в церквах Византийской империи.

Как муз. система О. получило теоретич. обоснование в Византии во 2-й пол. 13 в. (Г. Пахимер) и 1-й пол. 14 в. (М. Вриенний). Теория О. сформировалась под большим влиянием трактатов по антич. музыке, но О. не было реставрацией антич. системы. Гласом теоретики называли звукоряд, одна из ступеней к-рого была доминирующей в изложении напева, а другая служила конечным тоном.

Плагальные гласы получили названия соответствующих автентических с приставкой гипо. Система нашла всеобщее признание, хотя ещё в напевах 11-12 вв. под влиянием тюркской музыки появились хроматизмы, да и диатонич. мелодии часто не «укладывались» в установленные для них звукоряды, так что о гласовой принадлежности их приходилось напоминать певцам, дополнительно выписывая гласовую формулу с определённым для каждого гласа словом.

Исследования Э. Веллеса, Э. Вернера и др., расшифровки визант. мелодий, произведённые Веллесом, показали, что визант. О. создавалось из мотивов, ассоциировавшихся с определ. гимнами и получивших значение моделей для сочинения новых мелодий. Единых звукорядов для них на практике не существовало. Последние устанавливались постепенно в процессе длит. отбора моделей. Вернер даёт схему наиболее часто встречающихся звукорядов, из к-рой видно, что в глас входило не менее 2-3 звукорядов и что один и тот же тон встречается в качестве доминирующего и конечного в звукорядах разных гласов.

О. рим. церкви создавалось на основе той же цикличности праздничных напевов. Её заимствование с Востока приписывается епископу миланскому Амвросию (4 в.). Систематизация напевов началась здесь значительно раньше, чем на Востоке (Алкуин — 8 в. и Аврелиан — 9 в.). В основу систематизации были положены те же диатонич. последовательности и тот же принцип автентических и плагальных гласов, но номенклатура их была иной. Автентическими были нечётные гласы, а плагальными — чётные. Система получила название григорианской по имени папы Григория I.

Хотя между григорианским пением и его О. нет таких больших расхождений, как в византийском, искусственность системы всё же сказывается в антифонах и респонсориях, где конечный тон часто не совпадает с тоникой гласового звукоряда (о позднейшем развитии системы см. Средневековые лады).

Церкви, образовавшиеся за пределами Византии, принимали визант. пение в том виде, какой оно тогда имело. По мере роста нац. самосознания и культуры народов, принявших это пение, последнее освобождалось от элементов византийского, возникали нац. разновидности О.

Рус. О. известно под названием знаменного, или столпового, распева (см. Знаменный распев).

Его становление восходит к 12 в., когда под воздействием нар. творчества рус. церк. пение стало утрачивать характерные для визант. пения черты. О. ранее всего оформилось в концовках, к-рыми завершали псалмодию. Их диапазон был ограниченным, и они не были настолько оригинальными, чтобы легко запоминаться. Поэтому их заучивали наизусть, пользуясь в качестве мнемонич. средства текстами небогослужебного и даже бытового содержания.

Та же рукопись, лист 50 оборот.

Заучиваемые мотивы получили назв. погласиц.

Ладово-интонац. структура погласиц показывает, что при отнесении их к тому или другому гласу никакого подбора по конструктивным соображениям не производилось.

В одном и том же гласе употреблялись погласицы с окончанием на соседних ступенях звукоряда, так что одна погласица была мажорной, а другая минорной. Об этом дают представление примеры, относящиеся ко 2-му гласу (см. пред. и ниже).

В 1-м примере приведены минорная погласица и образец для пения псалмов на глас. Во 2-м — мажорная погласица и стихира, распетая на основе погласицы. 3-й пример — подобен, т.е. образец для пения текстов, не положенных на музыку.

Метод композиции построчный: текст членится на строки и каждая оформляется как законченная мелодич. фраза (отмечены знаком v).

Та же рукопись, листы 53 оборот и 54.

Конечные тоны строк постоянно меняются. Во 2-м примере это с и d; в 3-м — с-d-е. Единой тоники нет.

Последующее развитие О. было связано с усложнением мелодики. Напевы из псалмодийных перерастали в широкораспевные. 1-я пол. 17 в. была апогеем этого развития. Количество попевок возросло; в 3, 5, 6-м и 7-м гласах их стало примерно по 150, в 1, 2-м и 4-м — по 200 и более, в 8-м — более 300.

Многие попевки были общими для неск. гласов. Метод композиции оставался прежним. Поскольку строки распевались на основе попевок, изложенных в тетрахордах и пентахордах разл. диатонич. последовательности, и конечные тоны, за очень редким исключением, находились на разных ступенях звукоряда, мелодии были лишены тонального единства.

В дореволюц. музыковедении господствовал взгляд, что рус. О. адекватно византийскому. Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский, А. В. Преображенский, А. А. Игнатьев объясняли это универсальностью визант. системы, построенной с учётом акустич. закономерностей, установленных ещё в антич. Греции. Утверждалось, что знаменные мелодии «совершенно и во всём сходны с устройством древнего византийского церковного пения» (Арнольд), что знаменный распев «в построении основных своих мелодий строго следует законам византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве» и что «один из таких законов есть закон церковного осмогласия» (Вознесенский). Гласом называли звукоряд той или иной диатонич. последовательности с определёнными господств. и конечным тонами. Расхождения между мелодикой и теорией О. объяснялись тем, что «в практике церковного пения и особенно в нотировании мелодий знаменного распева допущены некоторые уклонения от установленной теорией нормы и частью даже неточности, подлежащие исправлению» (Вознесенский), или же переходом напевов из одного гласа в другой (Игнатьев). Однако признание возможности таких переходов противоречит пониманию Октоиха как цикла для пения на каждой из восьми недель особым гласом. Иную точку зрения высказал В. М. Металлов. Он видел сущность рус. гласа в совокупности характерных для него попевок и в различии приёмов изложения одних и тех же попевок в разных гласах. Из сов. музыковедов вопрос о гласе разрабатывали М. В. Бражников, С. С. Скребков и др. Бражников разделял точку зрения Металлова, но считал, что совокупность гласовых попевок была связана единством господствующего и конечного тонов. Скребков подразумевал под гласом «отрезок» церк. звукоряда с тоникой на определ. ступени. Вопрос сущности гласа окончательно не разрешён. Наиболее убедительным представляется взгляд Металлова, так как попевки не всегда связаны единством господствующего и конечного тонов и не все песнопения гласа заканчиваются на одной и той же ступени. Знаменные мелодии в этом отношении приближаются к рус. нар. песне, где перемещение опорности с одной ступени звукоряда на другую составляет один из приёмов развития мотивов и где часто отсутствует ощущение единства лада.

В кон. 17 в. песнопения рус. О. были переведены с крюковой нотации на пятилинейную. Самое раннее их издание — Львовский ирмологион (нач. 18 в.). В 1772 было осуществлено более полное издание в цефаутном ключе в книгах: «Обиход церковный нотного пения», «Ирмологий нотного пения», «Праздники» и «Октоих». В 1891 была издана «Триодь постная и цветная нотного пения». (Книги переиздавались.)

О. соблюдают старообрядцы. Рус. церковь сохраняет его частично. Большинство гласовых песнопений исполняется т.н. обычным напевом, представляющим модели из 2-3, реже 4 чередующихся несложных мелодич. строк. Модель заканчивается заключит. строкой.

H. Д. Успенский

Учебная программа по Церковному пению для 1-3-го курсов

Составитель: Н. Е. Мякинина

ЯП»

Целью данного курса является научение студентов духовной семинарии традиционному одноголосому пению русского осьмогласия. Предмет включает в себя изучение гласовых песнопений и песнопений суточного и годового богослужебного круга из Октоиха, Требника, Ирмология.

Основополагающий принцип церковного пения — осьмогласие, или пение на гласы. Структура каждого отдельного гласа не однородна. Глас состоит из стихирного напева, которым распеваются тропари, и напева ирмологического, которым распеваются ирмосы канонов. Каждый напев состоит из определенного количества мелодических строк; при обучении гласам необходимо требовать от учащихся твердого знания мелодических строк и порядок их чередования в песнопении. Пение на гласы заключается в умении правильного распределения и распе-вания строк текста богослужебных книг при помощи мелодических строк осьмогласия.

Осьмогласные песнопения, зафиксированные нотами, — всего лишь образцы, знание которых позволяет распевать не нотированные тексты.

Для освоения песнопений не осьмогласных, созданных на основе не повторяющихся мелодических строк, от студентов требуется умение петь по нотам. Приступая к этому, преподаватель должен объяснить строение звукоряда, обозначение высоты и длительности звуков, употребляемых в церковном пении, и других элементарных понятий по теории музыки. Следует пользоваться скрипичным ключом и круглой (итальянской) нотацией, но в качестве дополнительного материала преподается расшифровка нот квадратного письма («топориков») в це-фаунтном ключе, так как это в дальнейшем на приходах может помочь в возрождении древнего, основного распева Русской Православной Церкви — знаменного.

Объем музыкально-теоретических сведений, сообщаемых учащимся, не должен выходить за пределы необходимых для нотного пения по обиходу.

Весь изучаемый материал должен быть расположен в постепенном освоении трудностей. Сначала необходимо научить пению тропарей, затем стихир, канонов, прокимнов, догматиков и других изучаемых песнопений.

При изучении осьмогласных песнопений обязательно использовать не только воскресные тексты богослужебных книг, но также тексты служб двунадесятых праздников, служб Постной и Цветной Триодей, Миней, суточного круга богослужений и Требника.

Таким образом, целью курса является формирование у учащихся правильного представления о православном богослужебном пении, а также помощь в практическом овладении церковно-певческим обиходом. Это предполагает знакомство с элементарной теорией музыки и совместные практические занятия в аудитории, а также регулярное несение клиросного послушания.

Кроме этого материала учащимся уместно дать краткие сведения по истории богослужебного пения.

-и курс

Изучение каждого гласа включает в себя:

Тропарный глас:

• «Бог Господь…»

• Тропарь воскресный с его Богородичным.

• Тропари двунадесятых и великих праздников, общие святым.

• Пение иных тропарей данного гласа из богослужебных книг.

Стихирный глас:

• «Господи воззвах…» с запевами.

• 1-я воскресная стихира.

• Догматик.

• Пение всех воскресных стихир данного гласа с запевами и иных стихир из богослужебных книг.

1. Общее понятие о церковном богослужебном пении

2. Осьмогласие — основополагающий принцип церковного пения. История осьмогласия.

Гласы тропарные:

3. 1 глас. Названия звуков. Названия октав. Размещение нот на нотоносце. Скрипичный ключ.

4. 2 глас. Нотное обозначение длительности звуков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. 3 глас. Размер. Такт.

6. 4 глас. Мажор и минор. Тоника. Тоническое трезвучие.

7. 5 глас. Вводные звуки. Полутон и тон.

8. 6 глас. Диез, бемоль, бекар. Ключевые и неключевые знаки альтерации.

9. 7 глас. Нота с точкой.

10. 8 глас. Басовый ключ. Запись нот в басовом ключе.

11. Заключительное занятие: повторение пройденного материала, подготовка к зачету.

Гласы стихирные:

12. 1 глас. Начало христианского богослужебного пения.

13. 2 глас. Лига. Главные ступени лада.

14. з глас. Устойчивые и неустойчивые звуки лада.

15. 4 глас. Строение мажорной гаммы.

16. 5 глас. Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина.

17. 6 глас. Три вида минорного лада.

18. 7 глас. Мажорные и минорные трезвучия.

19. 8 глас. Основы византийской певческой системы.

20. Повторение пройденного материала.

21. Заключительное занятие.

2-й курс

1. Предыстория богослужебного пения.

2. Гласы ирмологические:

3. 1 глас. 2 глас. Богослужебное пение Ветхого Завета.

4. 3 глас. Трисоставность богослужебного пения.

5. 4 глас. Музыкально-философские системы античного мира.

6. 5 глас. Интервалы.

7. 6 глас. Большая и малая секунды.

8. 7 глас. Большая и малая терции.

9. 8 глас. Чистые кварты и квинты.

10. Повторение пройденного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. О различении понятий богослужебного пения и музыки.

12. Обиходные песнопения Панихиды. Большие и малые сексты.

13. Догматики 1-8 гласы. Большие и малые септимы, чистая прима и чистая октава.

14. Обиходные песнопения Всенощного Бдения: «Приидите поклонимся…», Псалом 103, Великая ектения, «Блажен муж…»

15. «Положи Господи…», «Свете тихий», прокимны вседневные, «Сподоби Господи…»

16. «Ныне отпущаеши…», Псалом 33, «Хвалите имя Господне», антифоны, образцы напевов «Честнейшую…»

17. Великое славословие, тропари воскресные, «Взбранной Воеводе… «

18. Обиходные песнопения Божественной литургии: Антифон 1, 2, «Единородный Сыне…», антифон, Трисвятое, «Елицы во Христа… «

19. Прокимны Литургии, Аллилуарий, Херувимская песнь.

20. «Милость мира…», «Достойно есть…», окончание Литургии.

21. Цефаунтный ключ. Расшифровка квадратной нотации.

3-й курс

1. Величания двунадесятых праздников и общие величания.

2. Развитие византийской певческой системы. Задостойные двунадесятых праздников.

3. Припевы на паремиях. Припевы на 9-й песне канонов. Обиходные великопостные песнопения: «Милость мира» (на Литургии святителя Василия Великого), «О Тебе радуется…»

4. «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…», припевы к тропарям св. Андрея Критского, Великопостные ектении.

5. Великие прокимны, «С нами Бог…» и тропари «День прешед…», после «Верую…», по 2-м Трисвятом, «Господи сил…»

6. Особенности богослужебного пения на Западе. На утрени Великого поста, песнь Богородицы, «Взбранной Воеводе…», Многолетие.

7. Песнопения из литургии Преждеосвященных Даров. «Во Царствии Твоем…», прокимны 1-й седмицы Великого поста, тропари по «Ныне отпущаеши…»

8. «Да исправится…», «Ныне силы небесныя…», «Отче наш…», «Един свят…», «Вкусите и видите…», окончание Литургии.

9. Великие прокимны. Тропарь утрени Великого понедельника, Великого четвертка, Великого пятка. Эксапостиларий в Великий четверток и Великий пяток.

10. Песнопения Цветной Триоди: тропарь Пасхи, образец пения Пасхального канона, эксапостиларий Пасхи, стихиры Пасхи.

11. Песнопения частных богослужений. Образец пения акафиста.

12. Происхождение и ранние формы богослужебного пения на Руси. Периодизация русского богослужебного пения.

13. Древнерусская теория богослужебного пения. Знаменный распев. Путевой, демественный и большой знаменный распевы. Строчное пение. Позднейшие распевы Русской Православной Церкви. Партесное пение. Судьбы русского богослужебного пения в XX веке.

Рекомендуемая литература

1. Алеев В. В., Науменко Т. И. Музыкальный словарь для учителя. СПб., 1995.

2. Богослужебные книги.

3. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л., 1984.

4. Вахромеев В. А. Учебник церковного пения. Мн., 2002.

5. Введенская М. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону,

6. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев

Посад: МДА, 1998.

7. Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета. М., 1996.

8. Дехант Г. Дирижирование. Н. Новгород, 2000.

9. Зиновьев В., свящ. История церковного пения. Ярославль, 2001.

10. Как научиться петь. Основы вокальной техники. М., 2002.

11. Киприан (Керн), архим. Литургика (гимнография и эортология). М., 1999.

12. Кочнева М., Яковлева А. Вокальный словарь. Л., 1986.

13. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных

терминов. Л., 1982.

14. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002.

15. Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1861.

16. Мартынов В. И. История богослужебного пения. М., 1994.

17. Он же. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000.

18. Он же. Пение, игра и молитвы в русской богослужебной системе. М., 1997.

19. Матвеев Н. В. Хоровое пение. Н. Новгород, 1998.

20. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пению. Мн., 2000.

21. Металлов Василий, прот. Очерк истории православного церковного пения в России. ТСЛ, 1995.

22. Микеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1986.

23. Николаев Борис, прот. Знаменный распев как основа русского православного церковного пения. Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995.

24. Николаев Борис, прот. Толковая грамматика Знаменного пения. Псков, 1995.

25. Никольский А. Голос и слух хорового певца. М., 1998.

26. О церковном пении: Сборник статей. М., 1997.

27. Ольга (Володина), мон. Музыкальная культура Византии. Сретенский монастырь, 1998.

28. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. Л., 1984.

29. Православный богослужебный сборник. М., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Романовский Н. В. Хоровой словарь. Л., 1980.

31. Рухова С. А. Беседы о церковном пении. М., 1999.

32. Мелитон Сардийский, свт. О Пасхе. Киев, 1998.

33. Тропарион. М., 1998.

34. Учебный обиход нотного пения. М., 1899.

35. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор Песнопевцев и песнопения греческой церкви. ТСЛ, 1995.

36. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., 1996.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *