Церковный композитор

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 14

Тема: Хоровая музыка в храме.

Цели урока: раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от музыки светской.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин, фотографии.

Ход урока:

Организационный момент:

Урок начинается с произведения Д. Бортнянского «Херувимская песнь» в исп. детского хора «Весна».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её,
не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз,
не наставляет в философии и не помогает достигать
полного презрения к житейским предметам,
как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».
(Иоанн Златоуст)

Сообщение темы урока:

— Ребята, вообразите себе хоровое звучание … Не ошибусь, если скажу, что большинство из вас представили себе какую-либо духовную музыку. Может быть, всплыло в памяти народное хоровое пение или оперный хор и т. д. Во всех этих хоровых жанрах есть нечто общее. Именно о хоровых жанрах и хоровом пении мы будем говорить на уроке.

Работа по теме урока:

1. Происхождение хоровой музыки.

— Словом «хор», которое произошло от греческого «choros» и латинского «chorus», что означает толпа, собрание, называют коллектив людей, исполняющий вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается значительно большим числом исполнителей.

Давайте вспомним, какие бывают хоры, начнём с состава исполнителей. Детские, мужские, женские, смешанные — когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.)

Правильно, а ещё какими бывают хоры? (Одноголосными, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.)

Ребята, а как ещё называют одноголосие? (Унисон.) Правильно. Своеобразные формы многоголосного пения создали русские певцы. Основную мелодию они расцвечивают разными подголосками, которые свободно варьируют. Получается необыкновенно красиво. А ещё некоторые хоры поют с сопровождением и без сопровождения, я думаю, вы это заметили. Как называется пение без сопровождения? (Пение без сопровождения называется «а капелла».)

О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хорошо знакомые нам хороводы — это самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то от этого неделимого корня хоровой музыки пошли два родственных начала: духовное и светское.

Как вы думаете, ребята, откуда произошла хоровая музыка? (Наверное, как и песня, из жизни.) Она возникла там, где собирались люди для совместного труда и отдыха: сначала в народных хороводах, во время жатв и сенокосов, на крестьянских праздниках и просто в спокойной домашней обстановке хотелось помечтать, поговорить о жизни.

Народная хоровая музыка, подобно народной одноголосной песне, произросла непосредственно из жизни, поэтому ее тематика, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, так же ярко и достоверно, как и все народное искусство.

Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают особая мощь и слаженность звучания. В народном хоровом пении слышится шум суровых лесов, могучее течение великих рек — вся многогранная жизнь народа. Сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».

Слушание музыкального произведения: русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении Волжского русского народного хора им. П. М. Милославова.

— Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (Прозвучала русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении смешанного хора. Музыка звучала сурово, серьёзно, медленно. Представляется этот высокий утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное, могучее звучание, которое задевает душу каждого человека.)

2. Хоровое пение и религия.

— Культовое хоровое пение было чрезвычайно развито во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Палестине, Сирии, Индии, в Древней Греции и в Древнем Риме. Унаследовало эту обрядность и христианство. Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции.

Так, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

С давних пор церковный храм был храмом музыки. Прихожане собирались в храмах для совместной молитвы, и в их пении слышались отзвуки небесной гармонии, искренность и чистота чувства, живущие в людях вопреки их заблуждениям. Музыка обращала души и чувства верующих к Богу лучше, чем слово. Ведь многие простые люди не всегда понимают слова молитв. Другое дело — музыка, с помощью которой сердца людей в едином порыве обращались к Богу.

Слушание музыкального произведения «Тебе поём» в исполнении мужского хора «Православные Певчие».

Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые традиции, связанные, прежде всего, с народным творчеством. Церковная музыка в старой России не теряла связи с народной жизнью. Церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни, в церкви совершались таинства крещения и причастия, венчание и благословение человека в последний путь. Церковные праздники отмечались повсеместно на Руси, они были частью уклада русской жизни.

Приведите примеры церковных праздников. (Рождество, Пасха, Троица, Благовещение, и т.д.)

Да, образ России всегда ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением.

Учащиеся вспоминают песню «Вечерний звон» на слова И. Козлова, одноимённую картину И. Левитана.

Слушание музыкального произведения «Вечерний звон» в исполнении хора Новоспасского монастыря.

Беседа с детьми о картинах, представленных в учебнике.

— Прочитайте текст на стр. 93 учебника (1-й абзац).

Вслушайтесь в названия московских улиц — в них до сих пор звучат имена городских монастырей и храмов: Воздвиженка (по церкви Воздвижения Креста), Якиманка (по церкви в честь Иоакима и Анны — родителей Богородицы), Рождественка, Петровка, Сретенка…

Облик русских городов с их белокаменными храмами и церквями запечатлён в музыке многих русских композиторов. Среди ярчайших музыкальных образцов – вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина», получившее название «Рассвет на Москве-реке». Оркестровому вступлению Мусоргский придал, казалось бы, характер жанровой картины.

Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздаётся колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Все эти моменты нашли своё воплощение в музыке. Из тонкой паутины звуков, как бы воссоздающих прозрачность и свежесть утренних красок, вырастает песенная тема необычайного благородства и чистоты мелодичных очертаний.

Близкая по своему складу и принципу развития к народной песне, эта тема является воплощением духовной красоты русского народа. Спокойная и величавая, она отразила и необъятность русских просторов и привольную гладь русских рек.

Вместе с тем в ней звучит взволнованное лирическое чувство, пробуждающееся в душе человека при мысли о родной стране. Так картинность переплетается в музыке с выражением лирических чувств, с глубоким психологическим содержанием. Через частную картину из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо более широкий, обобщённый образ — образ Руси и русского народа.

Слушание музыкального произведения: вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке».

Однако не только внешний облик, но и внутреннее убранство храма было отмечено печатью «великой красоты». Церковное искусство соединяло в себе все искусства. Оно создавалось усилиями архитекторов и живописцев, музыкантов и певчих. В нем все было цельно, все — от строения храма до мелодии распева — подчинялось одной идее, идее духовного очищения, восхождения.

Вера на Руси называется православной. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое пение без инструментального сопровождения. Православное пение долгие века было такой же неотъемлемой частью русской культуры, как архитектурный облик церквей, городов и посадов.

Тесная спаянность хорового пения со всем укладом русской жизни была связана с годовым богослужебным циклом, который строго соблюдался по всей Руси. Каждому событию этого цикла соответствует особое богослужение и – соответственно — свой круг песнопений. Вечерня, Утреня, Литургия — основные суточные службы (вечером, утром и днём), которые в дни больших праздников служатся без перерыва. Соединение служб получило название «Всенощное бдение».

«Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Во время служб исполняется много молитв. Одна из главных – «Отче наш» (также молитва Господня) — главная молитва в христианстве, заповеданная, по преданию, самим Иисусом Христом. Музыкальный облик этого песнопения традиционно строг, в нем преобладает речитативный склад, что подчёркивает важность каждого слова этой молитвы.

Слушание музыкального произведения: П. Чайковский «Отче наш».

— Музыка христианского храма подарила людям, верующим и неверующим, замечательные образцы музыкального искусства. Для церкви писали музыку лучшие композиторы. Церковная музыка стала украшением концертных залов всего мира.

3. Вокально-хоровая работа.

— Сейчас мы с вами продолжим разучивать замечательный романс «Жаворонок». Кто авторы этого романса? (Музыка написана М. И. Глинкой, слова — Н. Кукольником.)

Проводится работа над интонацией, дыханием и артикуляцией.

Итог урока:

— Пение в хоре — одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

Вопросы и задания:

  1. Почему, иногда хочется петь одному, а иногда вместе с другими людьми, хором?
  2. Назовите различные виды хорового пения.
  3. Приготовьте небольшой рассказ о деятельности какого-либо известного вам хорового коллектива.

Презентация

Будкеев Сергей Михайлович

ОРГАН В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ: ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье анализируется отношение раннехристианских мыслителей к музыке и музыкальным инструментам. Обосновывается постепенное укрепление позиций органа, связанное с меняющейся картиной мира и распространением этого музыкального инструмента в общественной практике. Исследуются аргументы средневековых философов в пользу применения органа в богослужении. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИбЛ/У.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 39-41. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 78.01 Искусствоведение

В статье анализируется отношение раннехристианских мыслителей к музыке и музыкальным инструментам. Обосновывается постепенное укрепление позиций органа, связанное с меняющейся картиной мира и распространением этого музыкального инструмента в общественной практике. Исследуются аргументы средневековых философов в пользу применения органа в богослужении.

Ключевые слова и фразы: орган; органная культура; музыка; музыкальные инструменты; теология; картина мира.

Будкеев Сергей Михайлович, д. искусствоведения

Алтайский государственный университет budkeev@rambler. т

ОРГАН В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ: ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ©

Органная музыка в современном обыденном сознании нередко ассоциируется с западноевропейской христианской традицией. Однако с момента появления первых светских органов (около 300 лет до н.э.) и до начала их применения в христианском богослужении (около 660 г.) прошла тысяча лет. За это время органная культура претерпела множество изменений, метаморфоз, начиная с практики применения органа как откровенно развлекательного инструмента в среде патрициев и плебеев и до использования его в качестве военного музыкального инструмента. Музыка и теология шли навстречу друг другу сложным путём, преодолевая предрассудки, аргументы «за» и «против». Орган в этой логической цепи часто был весьма дискуссионным звеном. Раннехристианские мыслители демонстрировали высокий уровень философского обобщения, анализируя доступную их сознанию картину мира. Фрагменты средневековых трактатов, относящиеся к музыке, свидетельствуют о постепенном признании её значимости для воспитания христиан. Музыка, в том числе органная, занимала в церковной практике всё более достойное место.

Исидор из Севильи (560-640 гг.) вошёл в историю наук и искусств благодаря трактату «Этимология», охватывающему комплекс дисциплин квадриума и тривиума. В разделе «Органика» учёный систематизирует некоторые исторические данные о духовых инструментах: тирренской трубе (род авлоса), фригийской флейте (тибия, имеющая разновидность типа авлоса), тростниковой свирели (каламус), называемой греками флейтой Пана. Расшифровывая термин «органика», Исидор называет среди инструментов, приводимых в действие воздухом, органы. Автор напоминает и о латинской традиции перевода термина «органум» — как общего названия всех музыкальных инструментов.

Исследование научной литературы и источников раннехристианского периода свидетельствует о постепенном формировании основ для применения органа в богослужении. Считается, что введение органа в церковную практику связано с папой Виталианом (657-672 гг.). Однако до повсеместного и обязательного применения инструмента в литургической практике было ещё далеко: теория, практика музыкального сопровождения службы и использование органа активно дискутировались. Монах и теолог Беда Достопочтенный (672-735 гг.), вслед за Боэцием, отстаивает идею музыкальной гармонии мира, а орган называет инструментом практической музыки. Аврелиан из Реоме (IX в.) подчёркивает значение мировой музыки на небе и на земле, развивая идеи о человеческой музыке в микрокосмосе (в «малом мире», душе). Рассуждая об инструментальной музыке, автор упоминает орган, приводимый в действие «движением воды», — гидравлос .

Документально подтверждёнными фактами появления органов в Западной Европе являются подарок византийского императора Константина V Копронима франкскому королю Пипину Короткому (757 г.), орган сопровождения византийского императора Михаила I на приёме в резиденции Карла Великого (Ахен, 812 г.), гидравлос мастера Георгия из Венеции, построенный для императора Людовика I Благочестивого (Ахен, 826 г.). Среди изображений органов, дошедших до нашего времени, следует отметить рисунок гидравлоса в Утрехтской псалтири (около 830 г.): изображён открытый позитив двумя органистами и четырьмя калькантами (фрагментарная копия воспроизведена в псалтири Эдвина XII (XI в.)). В Штутгартской псалтири (820-830 гг.) изображён большой пневматический орган с мехами. «Изящный орган» упоминается в 800 г. (Аугсбург).

Сведения о гидравлосе в IX столетии позволяют предположить, что античные технологии изготовления органов иногда применялись в Западной Европе. В трактатах XI-XII вв. упоминаются пневматические инструменты, издающие разнообразные созвучия (Иоанн Коттон, «Музыка»). Иоанн де Мурис (1290-1351 гг.) ввёл понятие «органист» и назвал звуки, издающиеся путём дыхания (духовыми инструментами), органическими. Рассуждая о числовой символике, автор указал на общность музыки и церкви: «Музыка, говоря переносно, кажется похожей на церковь, что ясно, так как в той и другой числа имеют свои основания. Музыка — единая наука, хотя состоит из многих частей; церковь, имея много членов, всё-таки едина» (Сумма музыки, 1319) .

В период зрелого Средневековья, названный крупнейшим исследователем этого периода Й. Хёйзингой поэтической метафорой «Осень Средневековья», возрастает значение живой музыкальной практики. Один из провозвестников эстетики Ренессанса Маркетто Падуанский (XIII — нач. XIV в.) обратил внимание на своеобразную

© Будкеев С. М., 2016

Издательство ГРАМОТА

музыкальную архитектонику: «Музыку можно уподобить удивительному растению: ветви её красиво расположены в виде числовых соотношений, цветы — виды созвучий, плоды её — приятные гармонии, доведённые до совершенства с помощью самих созвучий… музыка есть нечто единственное, всеобъемлющее, её величие с божьего соизволения постоянно приводит в движение всё, что движется в небе, на земле, в море, в голосах людей и животных, в росте тел, она движет годы, дни, время» (Маркетто Падуанский: Lucidarium, 1274 г.) . Подобное поэтическое сравнение будет через пять столетий применено Шарлем Видором к симфоническому органу Аристида Кавайе-Коля. По косвенным признакам можно судить об интонировке органов зрелого Средневековья: Маркетто Падуанский пишет о звуке «с некоторым придыханием». Это позволяет предположить, что существовали стилистические особенности настройки.

В эпоху западноевропейского Средневековья сформировались основные философско-теологические положения, связанные с музыкой, позиционируемой как наука. Обоснована её числовая природа. В понятие красоты включены зримые формы наряду со слуховыми. Предназначением музыки считается очищение страстей и укрепление благочестия. Развивается система символики и аллегорий. Велика роль дидактики и назидания в применении музыки в церкви. Чувственность музыки допускается лишь как временная уступка слабости человеческой природы. По мере укрепления христианства смягчаются требования к музыке в церкви, чаще упоминаются органы. Введение органа в богослужение (VII в.) ещё не означало повсеместного его применения. О длительном периоде «адаптации» органа в западноевропейской христианской традиции свидетельствуют сравнительно редкие факты использования инструментов в раннем Средневековье. С развитием наук и искусств в преддверии Ренессанса расширяется сфера музыки в теории и практике светской жизни и религиозной традиции. Формируется, усложняется, детализируется и видоизменяется картина мира, основанная на классификации музыки как целостного синкретического искусства, в котором органу отводится всё более существенная роль. В период «Осени Средневековья» строятся органы-портативы, позитивы для светского применения и сравнительно крупные церковные инструменты (развитие христианской культуры, утверждение готического стиля в архитектуре). Орган начинает позиционироваться как самостоятельное произведение искусства с акцентированием изобразительных элементов и располагается вне алтарной части.

Применение органа в церкви стало существенным стимулом для развития конструкции и архитектурного оформления инструмента. Крупный орган с большими динамическими ресурсами, соответствующими объёму собора, упоминается Вульфстаном (Уинчестер, ок. 990 г.). Всё чаще стали появляться органы-позитивы, применявшиеся в литургических целях. Специальные работы по органостроению (X-XII вв.) посвящены технологическим аспектам (Псевдо-Хукбальд, Э. Фрайзингский, А. Схоластик, Теофил и др.).

В эпоху Ренессанса получили развитие все типы органов: большие церковные, хоровые позитивы (часто устанавливались недалеко от алтаря), лёгкие переносные портативы (применялись в светской среде). Портативы были распространены в многочисленных инструментальных ансамблях и использовались бродячими музыкантами, переходившими из города в город. Таким образом, была возрождена античная традиция органа как своеобразного народного инструмента на совершенно новой демократической основе. Портатив становился центральным звеном мобильного инструментального ансамбля, исполнявшего танцевальную музыку на улицах, площадях, во время празднеств — как среди простолюдинов, так и в кругу просвещённых людей и знати. В подобной роли портативы использовались не только в западной Европе, но и на Руси.

Известно, что скоморохи часто играли на маленьких переносных органах; русские цари имели органы-позитивы для развлечения во время пиршеств. Таким образом, традиция византийского двора перешла в светскую практику применения небольших органов на русской земле. Эта традиция определила светское направление применения органа на Руси. Поэтому, в отличие от западноевропейской христианской традиции, орган исключён из применения в православном богослужении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Церковные органы западноевропейского Ренессанса ещё не несли в своём внешнем оформлении ярко выраженную теологическую нагрузку (по сравнению с последующей эпохой). Ренессансный церковный орган позиционировался как вполне светский инструмент — в лаконичных архитектурных формах, украшенный растительными орнаментами. Лишь впоследствии органные фасады стали оформляться сложными росписями, рельефами, барельефами, скульптурными композициями, библейскими сюжетами. Орган барокко представляет собой своеобразный музыкальный аналог алтаря и несёт важнейшую психологическую нагрузку как звуковой и зрительный образ западноевропейской христианской картины мира. По сегодняшний день сложные, тщательно разработанные объёмы больших церковных барочных органов Италии, Германии, Австрии, Испании являются подлинными произведениями искусства.

Список литературы

4. Фисейский А. В. Орган в истории мировой музыкальной культуры (III в. до н.э. — 1800 г.): исследование / РАМ им. Гнесиных. М., 2009. 544 с.

ORGAN IN CHRISTIAN LITURGY: HISTORICAL AND GENETIC ASPECT

Budkeev Sergei Mikhailovich, Doctor in Art Criticism Altai State University budkeev@rambler. ru

Key words and phrases: organ; organ culture; music; musical instruments; theology; picture of the world.

УДК 101.1:316 Философские науки

В статье актуализируется тема, связанная с теоретико-методологическим анализом понятия «профессионализм инженера». Новизна в суждениях автора представлена в предложенной модели анализа соотношения понятий «профессионализм инженера» и «профессиональная автономность инженера». Понятие «профессиональная автономность инженера» как компетентность получает развитие на общеметодологическом уровне анализа. Достижения исследования полезны при составлении профессионально-образовательных программ и типов оценочных средств.

Ключевые слова и фразы: профессионализм инженера; уровневый подход к понятию «профессионализм инженера»; профессиональная автономность как компетенция инженера; квалификационная аттестация; профессиональная социокультурная среда.

Валишин Павел Рамилевич

Сибирский федеральный университет Steel.forest@mail. гы

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ИНЖЕНЕРА» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ» КАК КОМПЕТЕНЦИЯ ИНЖЕНЕРА ©

Важным вопросом, который необходимо решить для достижения профессионализма инженера, является вопрос о постоянном повышении профессионального уровня. Профессионализм — это сложный, многофункциональный феномен субъектности субъекта профессиональной деятельности, совершающейся в определенной социокультурной среде. Чтобы избежать эклектики в определении сущности профессионализма инженера, мы предлагаем провести теоретико-методологический анализ, используя теоретическую модель анализа сущности науки, предложенную Н. А. Князевым .

На современном этапе развития рефлексии науки и инженерного науковедения, инженерной и научной методологии, философской рефлексии техники, технологии и инженерной деятельности мы предлагаем анализировать сущность профессионализма инженера на следующих уровнях:

— инженерного науковедения (науковедческий уровень исследования);

— инженерной и научной методологии (на социокультурном уровне и уровне общей методологии);

— философской проблематики профессионализма как «соотношения предписаний с онтологическими представлениями, функционирующими в научном знании, в научной картине мира или вообще в культуре общества, в ее мировоззренческой картине мира» .

В этих формах теоретической рефлексии профессионализма инженера как феномена профессиональной культуры сосредоточен существенный потенциал исследования профессионализма инженера как целостности на различных его уровнях, во многих аспектах и с позиции разных подходов. Каждый из указанных уровней сущности профессионализма инженера имеет свое относительно самостоятельное содержание и специфический характер развития данного содержания. В то же время предполагается единство и взаимосвязь трех различных уровней сущности профессионализма инженера .

Принято считать, что профессиональная социализация инженера — это первый этап вхождения в инженерную деятельность. В соответствии с предложенной нами моделью методологической дифференциации профессионализма инженера профессиональная социализация — это более высокая ступень развития профессионализма инженера по отношению к инженерно-науковедческому уровню. На инженерно-науковедческом уровне методологической дифференциации понятия «профессионализм инженера» акцент ставится на специализированные профессиональные инженерные знания, изучение профессиональной инженерной деятельности и профессиональной инженерной методологии и социальную организацию инженеров.

Проблема профессиональной автономности инженера является одной из ключевых в этом вопросе, так как именно эта характеристика субъекта профессиональной деятельности обеспечивает его саморазвитие, творческую активность, профессиональную социализацию в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *