Церкви Брянск

Знакомство с архитектурными памятниками города логично начать с древних храмов. Именно они веками сохраняли черты древнего облика, вносили гармонию и выразительность в исторический силуэт и вместе с фоновой застройкой формировали среду древнего города.

Покровская гора. Удобно начать осмотр с места Брянской цитадели – древней крепости на Покровской горе. Здесь в центре города, на территории древней земляной крепости, возвышается Покровский собор – историческая архитектурная доминанта города. Собор построен в 1699 году на месте старой одноименной церкви, существовавшей еще в XVI веке и упоминаемой в документах 1603 и 1613 годов, брянским помещиком Евстафием Алымовым. Позже подвергался частичным переделкам. В 1970-х годах произведена реставрация, и собору возвращен первоначальный облик. Авторы проекта реставрации – архитекторы Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева. При общей традиционной схеме объемного построения архитектура памятника обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентированы по сторонам света. Размещение окон, их пропорции и декор, ставни и ниши для них заимствованы из жилой архитектуры. Живописность внешней архитектуры, достигнутая простыми средствами, характерна для творчества брянских зодчих начала XVII века.

Храм окружен сквером с Памятником 1000-летию города, комплексом зданий епархиального управления (в т. ч. бывшим зданием Дорогобужского полка) и небольшим домом генерал-директора «Арсенала». Этот небольшой памятник необходимо осмотреть внимательно. Невысокий, одноэтажный прямоугольный объем со сдержанным и простым декором – интересный образец жилой архитектуры Брянска в стиле раннего классицизма (конец XVIII в.). Дом связан с именем писателя К. Паустовского, неоднократно приезжавшего в Брянск в начале 1900-х годов.

Улица «Покровская гора» ведет нас к Горне-Никольскому храму, но прежде следует обратить внимание на склон, где ниже Горне-Никольской церкви стоит особняк лесопромышленника Авраамова, построенный во второй половине XIX века. Романтическая архитектура особняка говорит о том, что уездный Брянск не был лишен связей с модными течениями архитектурной мысли века. Здание построено довольно мастерски, с художественной последовательностью в применении псевдоготических мотивов: в композиции фасадов, их деталей и в малых архитектурных формах – воротах и ограде.

Следующее здание – памятник архитектуры в стиле русского барокко – Горне-Никольская церковь, или «Верхний Никола», как ее называли в просторечье. Она построена в 1751 году, на средства брянских купцов Кольцовых. Как и другие брянские церкви, Никольская имела свою предшественницу, упомянутую в документах 1310 года. Каменная Горне-Никольская церковь, какую мы видим сегодня, сохранилась почти без изменений своего внешнего вида. После реставрационных и ремонтных работ Никольская церковь дождалась возрождения своей былой красы (архитектор Л.А. Бестужева). Объемная композиция Горне-Никольской церкви следует общерусской традиции. Она выполнена «кораблем»: ярусная колокольня соединена низкой и короткой трапезной с четвериком собственно церкви. Четверик несет высокий восьмерик, купол которого поддерживает еще два последовательно убывающих в размерах восьмерика и главку с крестом. Объем трапезной продолжен алтарным приделом, отличающимся красивой пластикой трех апсид. Особую выразительность храму придают пропорциональные соотношения его объемов и членений. Стиль архитектуры здания следует более древним образцам конца XVII века. Облик памятника помогает нам представить исторические черты старого Брянска и его общественного центра – старинного посада, складывавшегося именно здесь, непосредственно рядом с Троицкой, ныне утраченной, Воскресенской и Горне-Никольской церквами.

Воскресенская церковь. Первая половина XVIII века – это период развития Брянска как одного из торговых городов России. Рост центрального городского посада, его исторические связи с городом, привлекают к нему пожертвования и вклады горожан различных сословий. На их средства в 1738 году начинается возведение каменной Воскресенской церкви – четвертой в истории Воскресенского монастыря. Законченная постройкой в 1741 году, церковь становится одним из важных сооружений города, интересным образцом архитектуры стиля русского барокко. Ее традиционная архитектура, восходящая к образцам ярусных храмов конца XVII века, имеет редкое своеобразное построение – «четверик на четверике» вместо обычного «восьмерик на четверике». Черты архитектуры барокко видны также в пропорциях объемов, в их пластической и декоративной обработке. Особенно характерны полукруглые завершения стен обоих четвериков, которые эффектно умножают выразительность вознесенных над низкой трапезной четвериков храма. В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, просуществовавшая почти до середины следующего столетия, когда она получила новое завершение. Облик ее характерен для архитектуры позднего классицизма первой трети XIX века. Во второй половине XIX века церковь была частично перестроена, а в 1940 году утратила верхние ярусы, как и утративший свое завершение основной объем церкви. Со временем исчезли крупные фрагменты декоративной отделки фасадов, полностью утрачена отделка интерьеров. Новый этап строительной биографии памятника был связан с реставрационными работами. Простояв почти полвека в обезображенном виде, храм при реставрации 1984– 1986-х годов обрел тот вид, который сложился в течение 1741–1840-х годов (автор проекта реставрации архитектор-художник В.Н. Городков).

Спасо-Гробовская церковь. Центральный проспект города, а в прошлом Петропавловская улица, приводит нас к Спасо-Гробовской (ныне Преображенской) церкви. В 1904 году она была закончена строительством по проекту Н.А. Лебедева. Годом позже на ее колокольню перевесили колокола старой деревянной церкви, пока стоявшей рядом. В писцовых книгах 1626-1629 годов есть упоминание об усадебной Спасо-Преображенской церкви, воздвигнутой на месте захоронения Брянских епископов. Церковь имеет своеобразный, расширенный в боковые стороны двумя полукруглыми выступами квадратный план и трехапсидный алтарь. Колокольня поставлена над западным входом, связанным с церковью коротким переходом. Церковь пятиглавая. Центральная глава поднята высоким шатром двенадцатигранного светового барабана над угловыми главами и главой колокольни. Внешняя отделка весьма декоративна. Нарядность достигнута обилием членений, обрамлений и различных деталей. Фасады украшены кирпичным орнаментом, кокошниками, аркадами, ширинками и балясинами. Спасо-Гробовская церковь имеет важное градостроительное значение. Это красочное звено в ожерелье памятников архитектуры нагорья. Она замыкает перспективу части центрального проспекта города.

Введенская церковь (сейчас церковь Петра и Павла) Петро-Павловского монастыря построена в 1702 году местными помещиками Саловыми на месте древней деревянной церкви. За долгие годы своего существования здание неоднократно «поновлялось». В 1818 году губернским архитектором Фомой Ивановичем Петонди (1797–1874) был представлен проект полного изменения древнего облика храма в ампирном стиле. Однако средств хватило лишь на пристройку в 1830 году аляповатого четырехколонного портика к боковому входу с северной стороны, что и спасло от утраты первоначальную архитектуру памятника. В 1930-х годах была разобрана шатровая колокольня и четыре главы, уничтожена внутренняя отделка. Исследования, проведенные в 1987–1988-х годах архитектором В.Н. Городковым, обнаружили скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, состоящего из трех рядов кокошников, о которых нет упоминания в документах. Такое завершение, вместе с другими архитектурными деталями, позволяет отнести здание к разряду памятников московской архитектуры последней четверти XVII века, которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Введенской церкви. Здесь на территории Петро-Павловского монастыря находился один из наиболее крупных храмов города – собор Петро-Павловского монастыря, романтическая скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва» (архитектор Н. А. Лебедев), составляющие сегодня утерянные звенья цепи храмов города.

Тихвинская церковь. Несколько далее Петро-Павловского монастыря, на полусклоне прибрежного холма, стоит Тихвинская церковь. Это третий представитель эпохи русского барокко в архитектуре города. Церковь возведена на территории древней «Новой Слободы». Ее начали строить «иждивением прихожан при попечительстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых» в 1755 году, закончили в 1769 году. Типичный для XVIII века храм представляет собой композицию из двух возвышающихся объемов – трехъярусной церкви и колокольни, соединенных одноэтажным корпусом трапезной. С востока к зданию примыкает пятигранная алтарная часть, гармонирующая с восьмериком церкви. Колокольня четырехъярусная, с двумя верхними ярусами звонов, увенчана пирамидальным десятиметровым шпилем с круглой главкой. Глава над церковью – восьмигранная. В 1863 году низкая трапезная, превращенная ранее в церковные приделы, расширяется устройством Тихоновского придела. Фасады украшены наличниками окон, следующими рисунком более старым образцам. Относительная бедность и скромность архитектуры искупается интересным силуэтом и гармоничным соотношением масс, возвращенных зданию трудом реставраторов в середине 1980-х годов, осуществивших проект архитекторов В.Н. Городкова и Э.М. Кодисовой. Памятник вновь обрел свое градостроительное значение в нагорной панораме Брянска.

Церковь Живоначальной Троицы. Интересна история и судьба церкви Живоначальной Троицы, расположенной в Бежице, на высоком берегу Десны, на месте древнего городища Х-ХIII веков. Жители Бежицы по сей день этот район называют Бежичи. Раньше это было село Бежичи, историческое название которого связывали с местом, служившим убежищем для разного пришлого люда, в том числе и разбойников.

Дата постройки храма Живоначальной Троицы неизвестна. Храм упоминается в 1701 году, перестраивался примерно в 1746 г. в начале XIX века построена колокольня.

Каменная одноглавая двухпрестольная, тип церкви — традиционный «восьмерик на четверике». Церковь невелика по размерам, но имеет хорошие соотношения архитектурных объемов. Каждая из граней восьмерки украшена самобытными по рисунку наличниками окон. Восьмерик покрыт пологим шатром, увенчанным восьмигранным фонариком под крупной луковичной главой с ажурным крестом. В декоре фасадов варьировались мотивы «нарышкинского» стиля или московское барокко. Сохранились широкие пилястры и нарядный южный перспективный портал четверика, целиком выполненный в духе архитектуры XVII века с белокаменными деталями. Основное помещение храма завершено сомкнутым восьмилотковым сводом со световым кольцом в центре; алтарь перекрыт конхой (перекрытие в форме полукупола), трапезная — полулотковым сводом. Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись XIX века переписана в 1970-х годах.

В начале 1980-х храм пережил пожар, во время ремонта 1982–1983 годов сильно искажено наружное убранство. Под видом ремонта была проведена самодеятельная реконструкция, и памятник утратил свой подлинный исторический облик. Сборные иконостасы также подновлялись в XX веке, тогда же написаны иконы. Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило XIX века. Примыкающая к прямоугольной трапезной колокольня, построенная в начале XIX века, отличается более строгими формами классицизма, имеет два невысоких четырехгранных яруса и завершается миниатюрной главкой.

При церкви Троицы, на кладбище, сохранилась каменная часовня, построенная в новорусском стиле конца XIX века, являющаяся памятником архитектуры федерального значения. Она построена по случаю прекращения эпидемии холеры в 1870 году. Вместе с храмом часовня составляет небольшой утопающий в зелени ансамбль.

Троицкая церковь пережила все исторические потрясения, духовное забвение православия, поощряемое государством, знала дни воинствующего атеизма, но, к счастью, не была разрушена, разорена, закрыта. Все эти годы она действовала и действует по сегодняшний день.

Храм Рождества Богородицы. Войдя в парк-музей им. А.К. Толстого, останавливаемся перед храмом Рождества Богородицы. Храм замыкает перспективу ул. Ромашина, но наилучшим образом обозревается со стороны бульвара Гагарина. Расположен на территории бывшего городского кладбища, которое в ХVIII веке занимало часть бывшей Щепной площади (ныне это территория парка-музея им. А.К. Толстого и стадиона «Динамо».) В октябре 1708 года Петр I на Щепной (Сенной) площади учинил смотр войск Брянского гарнизона, шедших на фронт. Тогда на этом месте построили часовню. В 1771 году Священный Синод издал Указ, который запрещал погребать умерших прихожан у городских храмов. После выхода указа часть площади была отведена под кладбище, где традиционно хоронили знатных горожан. Здесь был погребен и Н.А. Вязьмитин. На месте часовни возвели деревянную кладбищенскую церковь Преображения Господня. 8 сентября 1823 года город Брянск посетил император Александр I, остановившийся в доме купца Афанасия Алексеевича Бабаева. В память этого знаменательного события А.А. Бабаев начал строительство каменного кладбищенского храма взамен ветхого Преображенского (стоял в глубине кладбища). Точная дата освящения храма была указана на дубовой доске, прибитой к решётке у хор.

Рождественская церковь — купольный храм, построенный в стиле позднего классицизма – единственный пример этого стиля в культовом зодчестве Брянска. Компактное по объёмной композиции здание сооружено из кирпича и оштукатурено. Основной кубический объём завершён куполом. На боковых сторонах в слабо выступающих ризалитах с щипцами устроены крупные арочные ниши. Такие же ниши и щипцовые фронтоны украшают торцы прямоугольного алтаря с кровлей на два ската и более длинной трапезной (заменила аналогичный алтарю притвор). В нишах (за исключением восточной) находились порталы с полукруглыми проёмами второго света. От прежнего убранства фасадов сохранилась ленточная рустовка боковых пилонов ниш. В интерьере основное помещение храма имеет срезанные углы, в которых размещены полукруглые в плане арочные ниши. Завершённое сферическим куполом, оно очень выразительно; широкие арки соединяют его с алтарем и трапезной. В арочных нишах у входа находились установленные при сооружении здания гипсовые, покрытые чёрным лаком бюсты посещавших Брянск императоров Петра I и Александра I (не сохранились). На расстоянии 6 метров от основного здания была возведена отдельно стоящая колокольня. Колокольня (также не сохранилась) делилась по высоте на три яруса: верхний увенчивался высоким шпилем на куполке, нижний ярус окружали двенадцать трехчетвертных дорических колонн. Пристройкой двухэтажной трапезной, предпринятой после 1840 года по проекту архитектора Богдановича, обе постройки были слиты в единую композицию.

После закрытия храма в конце 1920-х годов в нем располагался городской морг. А со времени открытия парка (1936 год) более 50 лет здание храма использовалось под спортзал. В ходе послевоенной реставрации здания в 1947 году ряд оконных проемов был заложен, а фасады частично приобрели новый декор. В 1950–1951 гг. по заданию партийного руководства города архитектором, преподавателем Брянского строительного техникума Георгием Александровичем Ефимовым (1922–1998) были выполнены обмерные чертежи и разработан проект восстановления храмового здания, ему удалось отстоять купол храма, который собирались демонтировать. Учитывая важное градостроительное значение памятника, в 1955 году по проекту архитектора А. Е. Певцова на куполе вместо главки был поставлен эффектный бельведер со шпилем, обрамлённый пятиконечными звездами (демонтирован в 2007 году при восстановлении первоначального облика храма). Лишь в 2005 году администрация области возвратила храм Брянской епархии.

Так выглядит в наше время в исторических архитектурных акцентах остаток храмовой «короны» древнего города в центральной нагорной его части.

Я убежден, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье и своему дому, к своей школе. Она постепенно растет и переходит в любовь к своему городу, к родной природе, к своим землякам, к своей стране и ее народу. Чтобы быть настоящим патриотом, нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса. Нельзя не знать прошлого своего края, своей страны. А.С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…»

Я родился в Новозыбкове. История моего города — это часть истории моей страны. Я коренной старообрядец. Среди моих родственников есть люди, которых по праву можно отнести к людям, известным в старообрядчестве. Например, древлеправославный Архиепископ Александр, Новозыбковский, Московский и всея Руси — мой родной дядя. И подобный пример не единственный.

Мне интересно все, что связано с историей нашего города. Как известно, Новозыбков возник в результате раскола в Русской православной Церкви во второй половине XVII века. Тема старообрядчества — это глубокий пласт отечественной истории, и он исследован пока очень мало. Проявляя интерес к истории Новозыбкова и старообрядчества, я избрал для своего реферата тему «Старообрядчество и его роль в истории Новозыбкова». В первой части своей работы я опирался на труды известного историка по вопросам изучения старообрядчества С.А. Зеньковского. В книге «Русское старообрядчество» исследователь подробно и интересно останавливается на истории раскола, но вместе с тем в данной работе не уделено внимание разделению старообрядчества на разные течения. Этот материал подробно изложен в справочнике «Старообрядчество». Справедливости ради необходимо также указать на исторически сложившуюся ситуацию, когда сами исследователи старообрядчества в подавляющем большинстве не принадлежат к тому кругу людей, которых они изучают. А известно, что вольно или невольно, но лучше воспринимаются представления своей, родной среды.

Во второй части, раскрывая тему о влиянии старообрядчества на историю Новозыбкова, я не мог не коснуться и других вопросов, связанных с жизнью нашего города за минувшие три столетия. Поэтому в реферате содержится материал и об экономическом, культурном развитии города в разные времена, показано, как наш город перенес трагедию Великой Отечественной войны и какой вклад внесли новозыбковцы в освобождение нашей Родины от гитлеровского фашизма. Много славных дел вписано в летопись отечественной истории жителями Новозыбкова.

К сожалению, уже более двадцати лет наш город несет тяжкое бремя Чернобыля. Видимо, долго еще предстоит Новозыбкову устранять последствия радиационного загрязнения, и в этой борьбе последующие поколения историков найдут примеры того, с каким достоинством горожане преодолевали связанные с этим трудности.

После крещения Руси в 988 году при князе Владимире православная вера распространилась и утвердилась по всей необъятной русской земле и стала насущной духовной потребностью русских людей, которые свято хранили православное учение, обряды, устои жизни.

Русская православная церковь почти семь столетий со дня своего возникновения была единым церковным обществом с единым высшим пастырем. Но во второй половине XVII века в ее жизни произошел раскол — одна из трагедий русской истории.

Разделение Русской православной церкви произошло по причине церковной реформы, предпринятой патриархом Никоном.

В 1653 году перед наступлением Великого поста патриарх Никон разослал по церквям послание, в котором, ничем не обосновывая, единолично приказал отменить земные поклоны и ввел троеперстное крестное знамение. «Не подобает в церкви метания (поклоны) творити на колену (земные поклоны), но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты есте крестились». До патриарха Никона русские люди осеняли себя двоеперстным крестным знамением, которое ведет свое происхождение со времени земной жизни Христа, и было принято на Руси от Византии вместе с православием. Замена Никоном двоеперстия троеперстием и отмена земных поклонов вызвали недоумение и решительный протест ревнителей древнего благочестия, вчерашних друзей Никона по кружку. «Мы же задумались, сошедшеся между собою, — пишет протопоп Аввакум, — видим, яко зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали». Протопопы Аввакум и Даниил подали царю Алексею, рассчитывая на его поддержку, обширную челобитную (прошение), в которой обосновали несоответствие нововведения патриарха Никона древнему православному благочестию, «написав из книг выписки о сложении перст и о поклонех». Однако царь поддержал Никона и передал ему челобитную. Распоряжение патриарха Никона осуждали также другие участники кружка ревнителей благочестия. На всех их тут же обрушились жестокие гонения. Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, протопоп Даниил был лишен сана и сослан в Астрахань, протопоп Иоанн Неронов был выслан в Вологодский уезд и помещен под крепкий надзор в монастырь. Преследованиям и гонениям подверглись и другие противники церковных нововведений. Так кружок ревнителей древнего благочестия распался на два непримиримых лагеря: патриарха Никона и царя Алексея и его последователей, с одной стороны; протопопа Аввакума и его последователей, с другой стороны. К числу открытых единомышленников протопопа Аввакума принадлежали епископ Коломенский Павел, игумены ряда монастырей, в том числе и Соловецкого, боярыня Морозова и княгиня Урусова, князья Хованские. За древнее благочестие стояли тайно митрополит Новгородский Макарий, архиепископ Вятский Александр, ряд священников.

Расправившись со своими противниками патриарх Никон освободил себе руки для дальнейшего проведения своей реформы. Его не трогали вопли бывших друзей, долетавшие до столицы из разных отдаленных мест. Царь Алексей приказал своим придворным не доносить до него челобитные от обличителей нововведений.

В 1654 году патриарх Никон созвал собор, на котором было принято решение исправить богослужебные книги, якобы по древним греческим и славянским рукописям. Необходимости же в исправлении книг на самом деле не было. В этом согласны и современные ученые-историки.

На соборе 1654 года епископ Коломенский Павел, имея в виду книжное исправление, заявил Никону: «Мы новой веры не примем». За это тут же на соборе Никон избил его, сорвал с него мантию, без соборного суда лишил кафедры, сослав в ссылку в монастырь, где преследуемый епископ Павел Коломенский претерпел многие истязания и был замучен.

Вслед за исправлением богослужебных книг последовали и другие церковные нововведения.

1. Взамен двоеперстного крестного знамения было введено троеперстное, хотя первоначально в Греческой церкви существовало двоеперстие — такое сложение перстов для крестного знамения, как теперь у старообрядцев. Из Греции двоеперстие перешло к русским вместе с принятием христианства.

2. В старинных богослужебных книгах имя Спасителя писалось и произносилось «ИСУС». После исправления по указанию патриарха Никона было изменено написание и произношение имени Спасителя как «ИИСУС».

3. В символе православной веры, напечатанном в древних книгах, читается: «И в Духа Святаго Господа ИСТИННАГО и животворящаго». Новые «правщики» книг исключили слово «ИСТИННАГО».

4. Русская православная церковь в дониконовский период совершала литургию на семи просфорах, так же как это осуществлялось в Греции в момент крещения Руси. В результате Никоновской реформы исключили две просфоры и ввели пятипросфорие.

5. В древних богослужебных книгах употреблялась сугубая, т.е. двойная аллилуия: «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже». В никоновских и послениконовских книгах введена трегубая аллилуия, т.е. трижды повторение слова «аллилуия» в этой молитве.

6. По древним православным богослужебным чинам во время крещения, венчания, освящения храма положено делать обхождение по солнцу, символизируя тем самым наше шествие за божественным солнцем — Христом Спасителем. При Никоне ввели обхождение против солнца.

Никон пробыл патриархом шесть лет. За годы патриаршего служения своим властолюбием, высокомерием, гордыней он всех оттолкнул от себя. Не было такой сферы в управлении государством, куда бы не вмешивался патриарх Никон. Всюду он стремился навязать свою волю и проявить свою власть. Между царем и патриархом началось охлаждение отношений, Алексей Михайлович все реже стал приглашать Никона в царский дворец, общался с ним в основном с помощью посыльных из числа царедворцев, всячески стремился ограничить власть патриарха.

Видя, что государь к нему охладел, Никон решил угрозой отречения от патриаршества воздействовать на царя, что ему удавалось ранее. 10 июля 1658 года по завершении литургии в Успенском соборе в Кремле Никон обратился с речью к молящимся в храме и заявил о своем отказе быть патриархом, снял с себя архиерейское облачение, надел простое монашеское одеяние и покинул собор. Царь, узнав об этом, не стал уговаривать Никона возвратиться на патриаршую кафедру. Никон удалился в Воскресенский монастырь, прозванный им «Новым Иерусалимом».

В конце 1666 — начале 1667 года в Москве состоялся собор для суда над Никоном и для рассмотрения других вопросов церковной жизни. На собор прибыли и два восточных патриарха. Собор признал Никона виновным в самовольном оставлении патриаршества, и за это, а также за его хулу на царя, за его жестокость к подчиненным, которых он наказывал кнутом и палками и даже пытал огнем, собор лишил Никона святительского сана и сделал простым монахом. После этого Никон был сослан в Ферапонтов монастырь (в Белозерском уезде), где он провел под стражей больше десяти лет, а затем был переведен в более тяжкое заключение в Кирилло-Белозерском монастыре. Умер Никон в августе 1681 года.

После собора 1666-67 гг. произошло разделение Русской церкви, и русские люди, придерживающиеся старых церковных обрядов, стали подвергаться жестоким гонениям, которые продолжались против них до 1905 года, когда манифестом от 17 октября старообрядцам гарантировались права на свободную религиозную деятельность.

В последние десятилетия XVII века повсюду старообрядцев сжигали на кострах, им рубили головы, резали языки, отсекали руки, ломали клещами ребра, четвертовали.

Тюрьмы, монастыри, подземелья были переполнены страдальцами за Древлеправославие.Преследованиям подвергались не только мужчины, но даже женщины и дети.

14 апреля 1682 года на костре в Пустозерске был сожжен священномученик протопоп Аввакум, также были сожжены на костре священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний. После страшных нечеловеческих пыток и мрачного подземелья за исповедание старообрядчества 11 сентября 1675 года скончалась княгиня Евдокия Урусова, а 2 ноября того же года преставилась разделившая с нею участь ее сестра — боярыня Морозова, принявшая перед ссылкой иночество с именем Феодоры. 22 января 1676 года после восьми лет осаждения царскими властями Соловецкого монастыря стрельцы ворвались в обитель и с беспощадной жестокостью расправились с иноками, не пожелавшими принять церковные новшества. Около 400 иноков Соловецкого монастыря были замучены через повешение, потопление в проруби, отсечение голов на плахе.

В 1685 году царевна Софья по настоянию московского патриарха Иоакима издала против старообрядцев 12 карательных страстей, в которых старообрядцы обзывались раскольниками и противниками церкви, а также излагались страшные казни против них. Например, тех, кто даже тайно исповедовал старую веру, приказывалось избивать кнутом и отправлять в далекую ссылку. Одна из этих статей гласила, что старообрядцев, которые перекрещивали крещеных в православной церкви, нужно «казнить смертью без всякого милосердия».

Между старообрядческой и православною церквями в 1800 году возникла особая переходная церковь, так называемая единоверческая церковь. Она была подчинена архиереям православной церкви, но совершала службы по старым книгам, и все обряды, церковные чины и обычаи имела старообрядческие. Принадлежащие к этой церкви христиане назывались единоверцами. Названы они были так потому, что будто бы имели одну веру с православною церковью. В 1799 году небольшая часть московских старообрядцев обратилась с прошением к московскому митрополиту Платону дозволить им иметь свои храмы и священников от православной церкви, при этом представили особые условия, по которым они могли бы иметь священников. Прежде всего они просили, чтобы синод православной церкви снял клятвы, наложенные на старые обряды, чтобы церкви старообрядческие освящались по старопечатным книгам, чтобы священники совершали все службы по этим книгам и сами были бы рукоположены непременно по старым книгам; просили, чтобы и архиереи благословляли старообрядческих священников и старообрядцев двумя перстами. В то же время просители ставили условие, чтобы старообрядческих священников не требовали в православную церковь на общее моление с теми, кто молится троеперстием. В единоверие вступила очень незначительная часть старообрядцев. Старообрядцы сторонились его как опасной ловушки; с презрением к нему относились и архиереи православной церкви. Только при Николае I единоверие разрослось: старообрядцев насильно загоняли в единоверие, отбирали у них церкви, часовни, монастыри, скиты и другое церковное имущество, и все это отдавалось единоверцам. В настоящее время единоверческая церковь почти слилась с православной церковью.

Огромное влияние старообрядчество оказало на русскую хозяйственную жизнь. Достаточно пройти по двум старообрядческим кладбищам в Москве — Рогожскому и Преображенскому — и по надписям на могильных плитах можно прочитать историю отечественной промышленности и торговли. Значительная часть российского капитала XIX века находилась в руках старообрядцев.

Старообрядцы создали текстильную промышленность Москвы и Подмосковья. К последователям старообрядчества относились крупнейшие династии российских промышленников и торговцев: Морозовы (Москва), Морозовы (Орехово-Зуево), Рябушинские (Москва), Гучковы (Москва), Солдатенковы (Москва), Бугровы (Нижний Новгород), Абачины (Самара), Башкировы (Нижний Новгород), Громовы (Петроград), Коноваловы (Кострома) и многие другие.

Например, старообрядцы из Саратовской губернии осуществляли продажу хлеба за границу в таких крупных масштабах, что от их поставок зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейских стран.

Благодаря старообрядцам были освоены многие окраинные земли России, обустроена жизнь на Средней Волге, появились сотни громадных торговых сел и поселков, целый ряд городов, в частности, г. Семенов Нижегородской области, г. Балаково Саратовской области, города Новозыбков, Клинцы, Климово, Злынка Брянской области и другие.

Более трехсот лет прошло со дня основания города Новозыбкова. Датой его основания считается 12 (23) сентября 1701 года. Первоначально это была слобода Зыбкая. В этот день стародубским полковником Миклашевским был выдан осадный лист на поселение слободы Зыбкой. Основателем слободы является крестьянин деревни Спесивцево Рыльского уезда Еремей Карпович Карпов.

В 1704 году Еремей Карпович Карпов получил вольную от своего помещика Афанасия Григорьевича Спесивцева. Спустя 14 лет, в 1718 году, Еремей Карпович Карпов стал слободским бурмистром. Он скупал и отчуждал за долги земли тростанских и засухских казаков, устраивал водяные мельницы, скупал пеньку и коноплю, бил масло и продавал его в Стародубе.

В 1715-1716 годах слобожане были исключены из ведения землевладельцев, в имении которых они селились. Они были переданы под управление специально созданного государственного учреждения — Раскольничей Конторы. Одновременно вместе со старообрядцами-слобожанами были отчуждены и занятые ими земли местных землевладельцев, попытки местных землевладельцев вернуть утраченные земли успеха не имели.

В отличие от великорусских старообрядцев, на старообрядцев малорусских (украинских), к которым относились и зыбковцы, не были распространены ни двукратный, ни четырехкратный подушный оклады, введенные в 1718 и 1722 годах.

В первой половине XVIII века в слободе Зыбкой появились выходцы с Дона. Первые скиты вблизи Зыбкой (на слободе Городище) появились в 20-х годах XVIII века. К 1736 году в слободе Зыбкой имелась общественная часовня. По данным 1723 года, в слободе Зыбкой насчитывалось 56 дворов и 12 бобыльских хат.

В 1781 году в слободе Зыбкой насчитывалось 77 дворов, 182 хаты и 7 бездворных хат купцов, 240 дворов с 334 хатами и 12 бездворными хатами мещан. В слободе числилось и 58 бездворных хат престарелых, живших за счет общества.

В 1781 году в слободе Зыбкой насчитывалось 3 красных, 19 пряничных, 14 продовольственных и соляных, 11 мясных лавок, 16 хлебных амбаров, всего же в слободе Зыбкой было 75 лавок.

Ярмарки справлялись 23 апреля, 20 июля, 26 сентября, 21 ноября. Торги проводились в понедельник и в пятницу.

Из Стародуба, Нежина, Семеновки доставлялись сукно, железо, ножи, красная рыба. Сами же слобожане торговали пенькой, конопляным маслом, кожами и мылом. В Зыбкой работало 14 мыльных заводов, производивших в год до 50 000 пудов (900 000 кг) мыла. Мыло продавалось в Риге, Москве, Орле, Калуге, Варшаве, Вильнюсе, Люблине. Конопляное масло продавалось в Кенисберге, Риге, Киеве, Кременчуге. В год его производилось до 8 000 ведер. Юфтовые кожи производились на 3 заводах и продавались в Могилеве и Бердичеве. Канаты продавались по подрядам в Кременчуге. Занимались слобожане скупкой и перепродажей меда, скота, красной рыбы.

Капитал зыбковских купцов составлял от 1 000 до 3 000 рублей.

В 1809 году слобода Зыбкая становится городом Новозыбковом, центром Новозыбковского уезда. В 1822 году в Новозыбкове учреждается первое учебное заведение — двухклассное уездное училище.

В 1837 году в Новозыбкове имелась 1 приходская каменная церковь, 2 старообрядческих деревянных церкви, 7 каменных и 947 деревянных домов.

Крупными купцами были 2-й гильдии купцы Антон Действительный, Иван Шведов, Антон Волков (торговля пенькой и постным маслом), 3-й гильдии купцы Григорий Кондратьев (торговля рогатым скотом), Марко Волков и Семен Ефимов (торговля хлебом). Обороты Антона Действительного, Ивана Шведова, Антона Волкова составили 80 000 рублей, Кондратьева — 50 000 рублей, Марко Волкова и Семена Ефимова — по 30 000 рублей (всего 60 000 рублей).

Марко Волков был отцом знаменитого новозыбковского спичечного фабриканта Максима Марковича Волкова, основавшего в 1868 году спичечную фабрику и торговый дом «М.М. Волков и Сыновья» (ныне — «Новозыбковский станкостроительный завод»).

В 1837 году в Новозыбкове было 4 ярмарки (Георгиевская, Ильинская, Ивановская, Введенская). Обороты этих ярмарок были соответственно 37800, 40 100, 62 000, 68 000 рублей. Торговали на ярмарках сукном, ситцем, лошадьми, крупным рогатым скотом, чаем, сахаром, бакалеей, донской рыбой, пушным товаром.

В 1837 году в Новозыбкове было 5 красных, 50 хлебных, 2 москательных, 2 железных, 3 бакалейных лавки, 1 погреб с виноградным вином, 8 питейных домов, 1 частный суконный, 2 парусинных, 5 салотопных, 5 свечных, 9 кожевенных, 2 мыловаренных заводов. В 1837 году были открыты 1 суконная фабрика, 2 парусинных фабрики, 1 свечной завод, 5 сапожных заводов.

В числе жителей города числилось 20 портных, 40 сапожников, 25 кузнецов, 4 серебряных дел мастера, 2 часовых дел мастера, 40 плотников, 4 столяра, 15 колесников, 22 тележника, 2 бондаря, 3 иконописца-прессовальщика, 30 печников и каменщиков, 1 гончар.

Крупными промышленниками Новозыбкова в 1837 году были купцы Иван Кульвинский, Иван Костерин, Алексей Кожевников, Кирилл Фиников, Параскевия Подребинникова, Егор Сыромятников, Иван Сыромятников, Антон Действительный, мещане Евдокия Глыбина, Петр Абросимов, купцы Дмитрий Шишкин, Леон Карпов, Татьяна Маркова, мещанин Фотий Быков.

В городе проживало 6 362 старообрядца, 480 единоверцев, 486 православных официальной церкви, 14 католиков, 161 иудей. В Новозыбкове насчитывалось 5 казенных, 4 церковных, 1 общественный, 1085 частных домов, 1 общественный магазин, 141 частная лавка. Среди населения города было 11 хлебников, 15 булочников, 26 мясников, 25 портных, 45 сапожников, 8 красильщиков, 3 шапочников, 7 печников, 3 столяра, 9 шорников, 2 каретника, 11 каменщиков, 13 кузнецов, 2 часовщика, 1 живописец, 3 золотых и серебряных дел мастера.

В Новозыбкове в 1861 году действовало 3 свечных, 1 сапожный, 1 кожевенный, 2 сыродельных, 1 рукавичный, 8 маслобойных, 3 парусинных, 2 медотопных, 4 воскобойных и 2 экипажных завода.

Ускоренное развитие Новозыбкова в 1861-1899 годах было связано с возникновением в 1868 году спичечной фабрики. Ее основателем был Максим Маркович Волков. Чуть позже был основан торговый дом «М. Волков и Сыновья».

Максим Маркович Волков известен и как изобретатель зажигательной массы спичек без фосфора. Эта масса зажигалась о всякую шероховатую поверхность.

В 1895 году торговый дом «М. Волков и Сыновья» начал поставку спичек во Францию через марсельскую фирму Г. Сушнера.

Развитие промышленности способствовало развитию образования и культуры. В 1872 году на основе уездного училища было открыто городское училище, в 1875 году — реальное училище, в 1880 году — женская гимназия, в 1899 году — сельскохозяйственное училище.

В 1879 году в Новозыбкове была открыта земская уездная публичная библиотека.

В 1908 году торговый дом спичечных фабрикантов М. Волкова, В. Волкова, С. Волкова, Ф. Осипова, Г. Осипова создали крупнейшую в Российской Империи спичечную монополию — «Российское Общество Спичечной Торговли», контролировавшее все производство и весь сбыт спичек на большей территории Российской Империи (за исключением Восточной Сибири и дальнего Востока).

Развитию города способствовало и проведение железных дорог: в 1885-1887 годах — Брянск-Гомель-Брест, в 1899 — Новозыбков-Новгород-Северский.

В 1914 году в Новозыбкове проживало 22345 человек, в том числе 2173 православных, 1734 единоверца, 11380 старообрядцев, 6 881 иудей, 113 католиков, 64 лютеранина.

По сословиям население распределялось так: 664 дворянина, 1517 почетных граждан, 83 духовных лиц, 298 купцов, 18 816 мещан, 333 военных лиц, 226 казаков, 397 крестьян, 11 иностранцев.

В городе действовало 3 православных церкви, 3 единоверческих церкви, 2 старообрядческие церкви, 3 синагоги.

Учебные заведения были представлены реальным училищем, сельскохозяйственным училищем, женской гимназией, городской торговой школой, высшим начальным училищем, городским начальным училищем, 2 городскими железнодорожными училищами, 3 церковно-приходскими школами.

В городе работало 5 благотворительных обществ, музыкально-драматическое, сельскохозяйственное, добровольное пожарное общества, городское общество страхования имущества от огня.

Для развлечений и досуга были открыты Общественное собрание, 2 библиотеки, 3 театральных зала, 3 сада, 1 кинематограф.

В городе действовали 9 гостиниц, 1 ресторан, 8 страховых обществ, 61 промышленное предприятие, 187 торговых предприятий.

Однако развитие города было прервано 1 мировой войной и последовавшими вслед за ними революциями и гражданской войной 1918-1920 годов.

В 1921-1928 годах происходило восстановление спичечной промышленности, разрушенной в ходе Гражданской войны, и проводилась механизация спичечных фабрик. Уже к 1928 году был превышен довоенный уровень (1913 года) производства спичек и развернулся экспорт спичек за границу. В 1930 году при фабрике «Волна революции» была построена спичечная фабрика «Малютка», полностью ориентированная на выпуск экспортной продукции.

В первое десятилетие Советской власти в городе большое внимание уделялось развитию коммунального хозяйства. Заметное развитие получила торговля, особенно базарная и ярмарочная. Частная торговля вытеснялась кооперацией и государственной торговлей.

В 1924-1925 учебном году в Новозыбкове имелось 7 начальных школ (1293 учащихся), 2 школы семилетки (770 учащихся), 3 школы повышенного типа (школа фабрично-заводского ученичества, центральная вечерняя рабочая школа, политехникум, 575 учащихся).

В 1927-1929 году в Новозыбкове была построена больница на 150 коек. В 1930 году был создан Новозыбковский Агро-педагогический институт, и на его основе в 1934 году возник Новозыбковский Государственный Педагогический институт, который просуществовал в городе до 1976 года.

В предвоенные годы в Новозыбкове работало 2 предприятия горкомхоза, колхозная мукомольная промышленность (свыше 20 мельниц). В 1941 году в Новозыбковском районе действовало 10 агентств связи, 7 почтовых отделений, было установлено 197 телефонных аппаратов и 1670 радиоточек. На смену единоличному крестьянскому пришли коллективные хозяйства — колхозы. В 30-е годы широкое распространение в городе и уезде получило движение ударников-стахановцев. Накануне Великой Отечественной войны Новозыбков был крупным промышленным и культурным центром западной части Западной (впоследствии Орловской, а затем Брянской) области.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и в первый же ее день в городе было введено военное положение. Началась мобилизация мужского населения города в Вооруженные силы. 29 июня 1941 года был сформирован истребительный батальон. 12 августа 1941 года началась эвакуация местного населения. 14 августа на основе истребительного батальона был создан партизанский отряд (командир — Чернобаев Н.С.). 15 августа город подвергся жестоким бомбардировкам. 16 августа советские войска покинули город. 18 августа ушел и партизанский отряд. С 18 по 25 августа город находился без власти. 25 августа 1941 года город был оккупирован фашистами.

За годы оккупации была расстреляна тысяча советских патриотов. Расстрелы происходили в здании военно-полевой жандармерии по ул. Коммунистической (сейчас в этом здании находится Отдел вневедомственной охраны). В декабре 1941 — январе 1942 года в Карховском лесу было расстреляно более 2-х тысяч жителей еврейской национальности. 21 сентября 1943 года были расстреляны новозыбковские подпольщики: В. Замотаева, В. Белугина, П. Бабенко.

25 сентября 1943 года город был освобожден советскими войсками. В его освобождении принимали участие 73-я, 307-я, 399-я стрелковые дивизии, 1184-й истребительный противотанковый полк, 84-й и 115-й гвардейские минометные полки, 193-й отдельный танковый полк. 2 октября 1943 года всем им были присвоены звания Новозыбковских.

С момента освобождения города началось его восстановление. Была организована работа 12-ти промышленных артелей, восстановлены цеха и оборудование спичечной фабрики, давшей первую продукцию в декабре 1943 года. В 1950 году было закончено послевоенное восстановление народного хозяйства в Новозыбкове, и уровень производства достиг в городе уровня 1940 года.

В 1950 — 1980 годы в жизни города произошли такие изменения. В 1967 году была построена швейная фабрика МЛП. В 1970 — 1972 годах осуществилась реконструкция Новозыбковского станкостроительного завода, созданного на базе спичечной фабрики 1 октября 1947 года. В 1975 году построена и пущена 1-я очередь завода «Индуктор». Из культурной жизни города в этот период следует отметить такие события. В 1951 году по ул. Ленина была открыта постоянная экспозиция Новозыбковского краеведческого музея. В 1954 году открыта музыкальная школа.

В 1959 году был создан Новозыбковский народный театр. В 1976 году открыта художественная школа. В том же году было создано педучилище, а в начале 80-х — медучилище. В мае 1966 года Новозыбков посетил первый космонавт Земли — Ю.А. Гагарин, ставший первым почетным гражданином нашего города.

В апреле 1986 года наш город подвергся радиационному загрязнению, вызванному аварией на Чернобыльской АЭС. 14 января 1992 года наш город посетил первый президент России Б.Н. Ельцин и подписал программу по реконструкции города в связи с Чернобыльской трагедией.

С 1995 года в городе открыт филиал Брянского Государственного педагогического университета.

Строительство ныне существующего Преображенского (Спасо-Гробовского) храма велось на средства брянского купца Николая Семёновича Могилевцева. Предполагалось назвать его Николаевским. И новый царь, и сам строитель носили это имя. Автор проекта, выполненного в новорусском стиле — брянский архитектор Николай Андреевич Лебедев, он же вёл наблюдение за ходом строительства. В июне 1899 года газета «Орловский вестникъ» сообщила, что «в понедельник, 21 июня, Преосвященный Никонор посетил Петропавловский монастырь, а также строящуюся на средства Н.С. Могилевцева церковь». В марте 1900 года та же газета известила читателей, что продолжается заготовка материала для строительства нового Николаевского храма, сооружаемого на средства покойного брянского купца Н.С. Могилевцева, дело которого продолжили его братья Семён Семёнович и Павел Семёнович Могилевцевы. Ещё при жизни Николая Семёновича рядом с возводимым храмом была построена и 4 сентября 1899 года открыта церковно-приходская школа. Здание школы снесено в 1970-х годах, когда началась застройка центрального проспекта города новыми домами. В 1904 году «каменный храм совсем был устроен… Иконостас в нём поставлен мраморный, пол паркетный и приобретена необходимая утварь». С согласия братьев Могилевцевых новый храм получил название Спасо-Преображенский, а прихожане называли его по устоявшейся традиции Спасо-Гробовским.

24 октября 1904 года с благословения и разрешения Епископа Орловского и Севского Кириона (Садзагелова) храм был освящён в честь и память Преображения Господня архиманритом Свенского монастыря Анатолием в сослужении протоирея Владимира Попова, благочинного священника Иакова Соломина, местного священника Иакова Миловидова и иеромонаха Свенского монастыря Корнилия. В 1905 году по распоряжению Епархиального начальства (№536 от 14 января 1905 года) на новый каменный храм были перевешены колокола со стоящего рядом старинного деревянного Спасо-Гробовского храма (снесён в 1925 году). С западной стороны обоих храмов была устроена каменная ограда с железной решёткой, такими же воротами и двумя калитками. С восточной стороны ограда сделана деревянная с каменными столбами. С южной и частью с западной и восточной стороны устроено деревянное ограждение как обоих храмов, так и причтовой усадебной земли, на которой осенью было посажено до трёхсот плодовых деревьев. Все эти работы проведены на средства церковного старосты купца Павла Семёновича Могилевцева. 18 июня 1917 года храм посетил Епископ Елецкий, викарий Орловской Епархии Амвросий, оставивший в его летописи такую запись: «Какой чудный сей храм! Особенно понравился мне иконостас. Честь и слава и благословение жертвователям и устроителям!» Павел Семёнович Могилевцев завещал родному храму 10 тысяч рублей на поминовение его после смерти. С уходом его из жизни неизменным членом церковно-приходского совета храма в честь Преображения Господня была его вдова Зинаида Фёдоровна.

В 1929 году церковь была закрыта для Богослужений на долгое время — до 1992 года. Доподлинно известные имена священнослужителей, состоявших в штате Спасо-Гробовского храма до его закрытия, внесены в синодик и в настоящее время поминаются в алтаре во время Богослужения. С 1930 года в здании храма размещался клуб для рабочих механического завода №13. Внешний вид храма был обезображен: барабан с шатром и все купола разобраны. Позже, когда здесь располагались судебно-медицинская экспертиза и морг, внутреннее пространство было разделено перекрытиями на три этажа, площадь их разделена перегородками на кабинеты, пробиты новые окна и допущены другие искажения архитектурного облика храма. С третьего этажа поднималась лестница под самый купол, к смотровой площадке, предназначенной для обозрения через окна окрестностей города.

В 80-е годы ХХ столетия помещения передали Дому занимательной науки и техники учащихся трудовых резервов. К 1985 году Брянской реставрационной мастерской были восстановлены купола храма. Все остальные нарушения как внешнего облика, так и внутреннего состояния здания храма оставались без изменения. Храм официально был передан в ведение Орловской Епархии 16 октября 1992 года. 22 декабря этого же года Епископ Паисий (Самчук) назначил его настоятелем иерея Павла Чикалина. К Рождеству Христову 1993 года помещения на первом этаже подготовили к Богослужению и в праздник была совершена первая Божественная Литургия. С сего времени стали регулярно проводиться Богослужения и параллельно выполняться восстановительные работы как внутри храма, так и на его территории. К середине лета 1993 года все перекрытия и перегородки были окончательно разобраны, затем выполнены работы по устройству полов, переделаны электропроводка и отопительная система по всему храму. В 1994 году последовало возрождение самостоятельной Брянской Епархии, на кафедру которой был назначен Архиепископ Мелхиседек (Лебедев). 12 августа 1994 года Владыка Мелхиседек совершил Чин Освящения Спасо-Гробовского храма. На средства, выделенные городским бюджетом (по распоряжению мэра города Брянска Владимира Арнольдовича Дакше) и генеральным директором ОАО МН «Дружба» Александром Ивановичем Нейгановичем летом 1996 года выполнен перенос коммуникаций, проходящих по территории храма. Эти работы предпринимались с целью освобождения от насыпного грунта, который закрывал не только фундамент, но и нижнюю часть кирпичных стен здания, что вело к их разрушению. Затем проведена планировка и озеленение откосов вокруг площади храма. За 2 года (1997-1998) иконописец Сергей Георгиевич Чикалин написал иконы, которые были установлены в новосооружённый иконостас и декоративные рамы по стенам храма. С 1999 по 2001 год иконостас храма и киоты украшались резьбой по дереву выполненные трудами иерея Стефана Дроздова и бригады резчиков под руководством Геннадия Павловича Зайцева. Благодаря финансовой помощи, оказанной в конце ноября 1999 года генеральным директором строительной фирмы «Комфорт» Владимиром Ильичом Лашиным, приобретены колокола и подняты на колокольню храма к празднику Рождества Христова в 2000 году.

За лето 2000 года к престольному празднику храма (19 августа) были выполнены: реконструкция входа в цокольное помещение, благоустройство площади вокруг здания храма и закладка «неродных» окон в его стенах. С 2001 по 2003 год совершались работы по сооружению церковной ограды, выполненной по проекту архитектора В. А. Ковалёва. С августа по октябрь 2005 года проводились работы по замене устаревших оконных рам на новые пластиковые, а после их установки — отделка внутренних и наружных откосов оконных проёмов. В начале 2006 года настоятелем было получено благословение Епископа Феофилакта на начало работ по капитальному ремонту всего храма. В июле 2006 года настоятелем было получено благословение Правящего Архирея на изготовление проекта нового иконостаса из мрамора, так как из этого материала был выполнен и самый первый установленный в храме иконостас, внешний вид которого, к сожалению, в архивных документах не найден. Новый проект иконостаса выполнен настоятелем протоиереем Павлом Чикалиным и утверждён Епископом Брянским и Севским Феофилактом. Изготовителем была избрана брянская фирма ООО «Каменный век». Работы по изготовлению и установке иконостаса и других изделий из мрамора завершились к 1 февраля 2008 года. С этого времени начались подготовительные работы к покраске внутренних стен храма. Иконы для нового иконостаса и алтаря написали преподаватель Брянского Епархиального Училища Александр Разин и Михаил Варламов.

В полночь с 26 на 27 апреля 2008 года в обновлённом храме совершилось первое Пасхальное Богослужение. 22 ноября 2008 года произошло событие, которое можно назвать самым важным после завершения ремонта. В этот день Епископ Брянский и Севский Феофилакт совершил чин Освящения Престола и Обновления храма, а 24 декабря 2011 года был совершён чин Освящения нижнего храма и Престола в нём. В 2014 году исполнилось 110 лет со дня освящения 24 октября 1904 года храма в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовского), сооружённого на средства известных брянских благотворителей купцов Могилевцевых.

Из книги «Храм в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовской) г. Брянск. История строительства и возрождения 1904-2014».

1629 год Брянская крепость

Слово «крепость» многогранно, оно подразумевает твердость, прочность, фи­зическую силу, мощь, непобедимость, суровость, строгость, тюремное заключе­ние, заточение, лишение свободы, защиту. Такое пояснение дает Словарь русс­кого языка XI-XVII веков.

«Стаяше во князь Юръи Всеволодовичъ… в крепости, бяше бо платом сбито, и плетени оплетено, и колъем осажено», —- говорится в Никоновской летописи.

Когда возникла первая Брянская крепость как долговременное укрепление, сказать сложно. Донесения воевод 1629 года, «росписи» 1678, 1682, 1685, 1686 годов свидетельствуют, что крепость на Покровской горе была срублена, как и встарь, из дубовых бревен и состояла из стен с башнями. Описи отмечали, что крепость построена на самородной горе. Город — «дубовый, рубленый, покрыт тесом» — включал в себя систему глухих и проездных башен, соединенных стенами, дополненных насыпными валами и деревянным «стоячим острогом в одно бревно», пишет С.А. Никулина в статье «Брянские городовые пушкари и артиллерия XVII-XVIII веков», опубликованной в сборнике «Страницы исто­рии города Брянска».

Крепость имела башни: Спасскую, Архангельскую, Безымянную, Бушуев-скую, первую и вторую Воскресенские, Никольскую, Пятницкую, Рукавную, Судковскую, Пречистенскую, Рождественскую, Георгиевскую, Карачевскую, Тайничную… Крепость «старого» и «нового» города в разные годы имела опре­деленное количество башен и разное количество вооружения.

Одной из важных башен была Никольская. Она именовалась так потому, что стояла напротив церкви Верхнего Николы. Имела она ворота, они представляли наиболее уязвимую часть крепости. Шестигранная, шириной в восемь с половиной метров и более двадцати высотой, она опоясывалась четырьмя «мостами» — боевы­ми площадками. Под кровлей располагалась еще одна площадка. Защищали башню три пушки. Сильно была оснащена артиллерией Спасская башня, шестистенная, высотой в двадцать два метра. Она имела восемь мостов и восемь боев пушечных. Она также была проезжей: к ней вела дорога по Покровской горе.

В шестидясяти метрах от Спасской возвышалась Тайничная башня. Почему Тайничная? От нее шел тайный ход к колодцу под горой. У нее были два моста и две пушки. Возле башни находился воеводский двор, где на случай осады был вырыт еще один колодец «необычайной глубины». Здесь же сигнальный ко­локол, весил он ни много ни мало — четырнадцать пудов. Имелись пороховой погреб, два сарая для хранения запасов хлеба, соли, оружия, большой осадный котел. Была выстроена и приказная изба.

По-разному выглядела крепость, различно было ее состояние. Например, в описи 1658 года сказано, что в Брянском остроге «стены и башни все гнилы, а иные развалились и крепостей никаких вновь прибавить к нему неможно для того, что подгнил». Опись за 1678 год гласила уже иное: «Город Брянск руб­леной новой дубовой, крыт тесом, а по тому городу 9 башен, и в том числе 2 проезжие ворота. А в городе 2 тайника, и к осадному времени водою скудно не будет, да 2 колодезя». В шестнадцати башнях крепости в 1682 году имелось 53 орудия. Были они различных калибров, медные и железные.

Из описания крепости в начале XVIII века узнаем, что «старинная крепость в городе Брянске занимала вершину горы небольшого протяжения, но с довольно крутыми покатостями и по своему положению относительно города, располо­женного на правом берегу Десны, составляла цитадель. Укрепленная ограда ее заключалась в неправильном четырехугольнике, на углах которого были рас­положены небольшие выступы. К ним был примкнут цепной ретраншамент, помещенный на одном из уступов возвышенной местности».

Далее в этом описании говорится, что в 1706 году вместе с приведением час­ти западной границы, лежавшей против Литвы, в оборонительное положение Брянская крепость была также исправлена и усилена…

Когда ожидалось вторжение шведского короля Карла XII в Россию, Петр I в марте 1706 года приказал устроить засеку от Пскова через Смоленск до Брянска и далее к югу. Вести эти работы было поручено Василию Корчмину. В «Пись­мах и бумагах Петра I», изданных в 1900 году, есть сообщение этого офицера царю: «Город (крепость) Брянск исстари был деревянный на высокой горе и от ветхости обвалился… Пушек в трех местах 34; их надобно свести в одно, которое будет укреплено. Есть довольно старого ружья с замками и без замков. Я все велел чинить».

Крепость в короткий срок была отремонтирована, стены выложены дерном, сооружены редуты на склонах горы, окружавший крепость земляной вал был подсыпан. Другой вал с окопами протянулся от крепости до Петропавловского монастыря, огибая Ямскую слободу… Была снесена церковь женского Воскре­сенского монастыря, мешавшая обзору. Кельи монахинь превращены в солдат­ские казармы. Соорудили и завалы из деревьев. «Брянский замок подкреплен, такожде и гарнизун устроен, мундир и ружье изготовлено и солдаты жалова­ньем определены…» — сообщал В. Корчмин в очередном донесении Петру I. По некоторым данным, при Петре внутри крепости помещался арсенал. Всего было пушек медных и чугунных мортир большого и малого калибра более ста пятидесяти.

Со временем крепость теряла свое важное значение, приходя в упадок. «Ук­репления ныне нет никакого, но в старину видно было хорошо на горе вал до­вольно высокий с одними деревянными весьма ветхими воротами; другой ви­ден от крепости до Петропавловского монастыря Ямской слободы», — писал В.М. Зуев в своей книге «Путешественные записки от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году», изданной в 1787 году.

Высоко возвышается над Десной-рекой гора, где когда-то была крепость. У горы теперь другое лицо, другой вид. Красоту ей придают Покровский собор и памятник, посвященный тысячелетию Брянска. И старинные пушки, изготов­ляемые в прошлом на Брянском Арсенале.

Я. Соколов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *