Церкви и храмы Свердловской области

РИА «Новый Регион» запускает спецпроект «Самые-самые православные храмы». Мы расскажем и покажем читателям действительно самые любопытные святые места. Для большего удобства паломников вся информация перенесена на интерактивную карту-путеводитель. Её можно .

Первая серия проекта посвящена святым местам, находящихся в ведении Екатеринбургской Епархии. Итак, пресс-служба Епархии подготовила список «самых-самых»:

Самый древний храм Екатеринбурга – храм в честь Преображения Господня на Уктусе. В 2012 году отметит свое 300-летие. В 1712 году в Уктусском заводе был возведен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца. После того, как в 1807 году церковь сгорела, на ее месте был построен каменный храм с тремя престолами: центральный – в честь Преображения Господня, южный – в честь Казанской иконы Божией Матери, северный – во имя Святителя Николая. Долгие годы храм служил людям. С приходом к власти большевиков церковное здание подверглось поруганию – в 1930-х были разрушены купол и колокольня. В годы Великой Отечественной здесь разместился военный завод.

image

Богослужения в старинной Преображенской церкви возобновились в день Святой Пасхи 1995 года. Обновленный храм с золотыми куполами и белоснежными стенами стал настоящей достопримечательностью района Уктусских гор. Изменилась и приходская территория – летом церковные стены окружает обширный цветник, не раз становившийся призером городских конкурсов.

В приходе много лет успешно действует Отдел милосердия – бездомным и малоимущим оказываются различные виды социальной помощи.

В храме хранится список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица», прославившийся многочисленными исцелениями. На территории храма начато строительство часовни во имя Вифлеемских младенцев, строящейся на пожертвования людей, кающихся в грехе аборта.

Настоятель храма, располагающегося на ул. Походная, 2, – протоиерей Николай Ладюк.

Самый молодой храм Екатеринбурга – храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Храм начал строиться при 5-м Авторемонтном центральном заводе (ул. Билимбаевская, 4) в 2006 году. Первое богослужение состоялось в Рождественскую ночь 2012 года.

Особенность архитектуры этого церковного здания в том, что оно двухэтажное – так же, как Храм-на-Крови или храм Вознесения Господня. Верхний придел – в честь святого Георгия Победоносца, нижний – в честь святых Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца. Храм молодой и молодежный, так как его настоятель, священник Александр Сандырев, является руководителем епархиального Отдела по работе с молодежью. В храме идет создание Молодежного духовно-просветительского центра.

Самый большой храм Екатеринбурга – Свято-Троицкий кафедральный собор (ул. Розы Люксембург, 57). Он же – самый главный храм Екатеринбургской епархии. Был построен в первой половине 19 века на средства купца-старообрядца Якима Меркурьевича Рязанова. imageДействовал как единоверческая церковь. В 1930 г. был закрыт советской властью и передан Автодору под клуб. В здании располагался кинотеатр «Рот Фронт», затем промышленное предприятие, позже – Дом культуры Автомобилистов. Купола и колокольня были снесены, изнутри здание изуродовали перекрытия, разделившие его на этажи.

Верующим храм был возвращен в 1996 году. После полномасштабных восстановительных работ 24 сентября 2000 года Свято-Троицкий кафедральный собор был освящен Патриархом Алексием II во время его визита в Екатеринбургскую епархию. А в апреле 2010 года этот храм принимал патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Слева от алтаря хранится подарок Святейшего – большая икона Пресвятой Троицы в металлическом окладе.

Святыни, привозимые в Екатеринбург, приносятся для поклонения именно в Свято-Троицкий кафедральный собор. В октябре 2011 года храм принимал у себя великую святыню христианского мира – Пояс Пресвятой Богородицы со святой Горы Афон, в феврале 2012 года туда привозили из Ярославля частицу Ризы Господней. Однако, несмотря на свою величину, храм не может вместить всех желающих – для поклонения поясу Богородицы верующие выстаивали огромную очередь на улице.

Святыней, постоянно находящейся в храме, является большая икона святой великомученицы Екатерины с частицей ее мощей. Икона прибыла в Екатеринбург в сентябре 1998 года. Она написана на Святой Земле, освящалась в иерусалимском храме Гроба Господня и в Гробнице Божией Матери. Уже более десятка лет 7 декабря, в день небесной покровительницы Екатеринбурга, эту икону проносят крестным ходом по улицам города к часовне святой Екатерины – месту, где стоял Градо-Екатеринбургский Екатерининский горный собор, первый и главный храм города.

Старший священник Свято-Троицкого собора – протоиерей Николай Малета.

imageСамый небольшой и уютный – храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Он настолько мал, что многие думают, что это часовня (кстати, храм отличается от часовни наличием алтаря). Здесь на Царских вратах можно увидеть очень трогательную и редкую икону – «Христос в темнице». Спаситель сидит на тюремной скамье со связанными руками. Выбор образа не случаен: храм располагается при следственном изоляторе (ул. Репина, 4), однако, вход в него свободный. Не случайно и само название храма. История иконы Божией Матери «Нечаянная радость» – это история прощения закоренелого грешника, который уже не чаял этого. Несмотря на «тюремную» специфику храма, там собрался небольшой, но дружный приход и царит теплая, доброжелательная атмосфера, настоятель храма – протоиерей Александр Есенин,

Самый креативный приход – храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих камнях. Храм расположен в приспособленном помещении на первом этаже жилого дома (ул.Байкальская, 46). Однако, о том, что здесь действует церковь, можно догадаться даже при отсутствии крестов и куполов. Внимание imageпосетителя непременно обратит на себя надпись славянской вязью, которая тянется вдоль стены пятиэтажки. Это «Гимн Любви» апостола Павла из 13 главы Послания к Коринфянам. На другой стене дома виден яркий детский рисунок – мальчик на колокольне. А у самого входа – надпись «НЕБО НА ЗЕМЛЕ», напоминающую о том, что, в какой бы тесноте ни ютился храм, он является местом особого присутствия Божия.

В приходе есть немало уникальных традиций. Одна из них – регулярное проведение ролевых игр для детей. А на праздник Крещения Господня в 2012 году крещенскую воду здесь… «продавали». Платой было знание первой заповеди. Тех, кто с заданием не справлялся, знакомили с текстом 10-ти заповедей – и только после этого выдавали заветную бутылку с крещенской водой. Настоятель храма – протоиерей Алексий Яковлев.

Самый знаменитый храм Екатеринбурга – Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Храм-на-Крови известен во всем мире. Он воздвигнут на месте, где в ночь на 17 июля 1918 года были убиты Государь Николай Второй, его супруга Александра Федоровна и пятеро их детей, а также верные слуги Царской Семьи – всего 11 человек.

Дом инженера Ипатьева, в подвале которого произошло это страшное событие, был снесен в сентябре 1977 года. Место, где пролилась кровь Царской Семьи, всегда было местом поклонения верующих людей. В годы советской власти такие паломничества были тайными и преследовались властями.

image

Первое открытое моление состоялось на Ипатьевском пустыре вечером 16 июля 1989 года. Верующие принесли с собой свечи, самодельные иконы и хоругви. Молящиеся были разогнаны сотрудниками ОМОНа, 11 человек подверглись аресту. Однако с тех пор святое место никогда не пустовало: там постоянно собирались верующие для молитвы. На пустыре поставили Крест – сначала деревянный; затем, после нескольких актов вандализма, пришлось заменить его металлическим. В 1992 году состоялась торжественная закладка Храма-на-Крови – однако, построен и освящен он был только в 2003 году. К этому событию городская администрация сделала верующим Екатеринбурга подарок: постановлением Главы города храм получил адрес «Святой квартал, 1» вместо революционного адреса «ул. Карла Либкнехта, 45».

Освящение верхнего придела Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, 16 июля 2003 года собрало в Екатеринбурге множество гостей со всего мира. Освящение нижнего придела во имя святых Царственных Страстотерпцев состоялось в апреле 2010 года, его совершил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл во время своего визита в Екатеринбург.

Нижний придел храма особо примечателен. Там устроен алтарь на месте убиения Царской Семьи – как раз там, где находился зловещий подвал Ипатьевского дома. Это – самое скорбное и святое место Храма-на-Крови. Здесь круглосуточно читается Псалтырь (чтецы из числа прихожан и сотрудников сменяют друг друга). А по воскресеньям и праздничным дням в 6.30 утра здесь совершается Божественная Литургия.

Храм посещает огромное количество паломников и туристов, и все именитые гости Екатеринбурга, включая глав государств, обязательно бывают здесь.

Однако, особым центром притяжения Храм-на-Крови становится во время фестиваля Царские дни, ежегодно проводимого в июле. В ночь на 17 июля здесь совершается Божественная Литургия, причем, до отказа заполняются народом верхний и нижний приделы, а те, кто остался на площади перед храмом, могут видеть и слышать богослужение благодаря телеэкранам, установленным на улице. По окончании Литургии, примерно около 4-х часов утра, многотысячный (до 50-ти тысяч человек!) Крестный ход начинает движение от Храма-на-Крови до монастыря святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме (место уничтожения святых останков огнем и серной кислотой). Молитвенное шествие длится около 4-х часов.

В Храме-на-Крови действует Художественная галерея, в которой представлены исторические материалы, раритеты и фотодокументы, связанные с историей святой Царской Семьи. Опытные экскурсоводы рассказывают туристам и паломникам о трагедии, происшедшей в Ипатьевском доме, знакомят со святынями и устройством храма – от подвала до колокольни. Экскурсии проводятся бесплатно. Старший священник Храма – протоиерей Максим Миняйло.

Самый «семейный» храм Екатеринбурга – храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона (Сибирский тракт, 8 км). Его «специфику» можно увидеть сразу – церковный двор наполняют уютные скамьи, горки и детские качели. А в теплое время года – еще и небольшой фонтанчик с декоративными цаплями, аистами, утками и сказочной избушкой. Этот храм «с рождения» отличается теплой, семейной атмосферой и, несмотря на удаленность от центра, собирает прихожан со всего города. В приходе большое количество многодетных семей. На богослужениях в храме одновременно бывает до сотни детей. Для того, чтобы молодые мамы, гуляя с колясками на улице, могли слышать богослужение, установлена современная акустическая система.

image

Достопримечательностью храма является семейная икона, написанная по заказу прихожан. На полотне иконы собраны святые, традиционно считающиеся покровителями семьи: мученики Адриан и Наталия, преподобные Петр и Феврония, великомученица София со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью, семья святых Царственных Страстотерпцев, мученики Гурий, Самон и Авив, великомученица Параскева, святитель Спиридон Тримифунтский, родители Божией Матери святые Иоаким и Анна, а также иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская» и «Воспитание». Возле иконы установлен «детский» подсвечник, по высоте рассчитанный на самых маленьких прихожан, которые могут самостоятельно поставить свечу и помолиться о своих родителях, бабушках и дедушках, братишках и сестренках.

В храме хранятся также частицы мощей св. Пантелеимона, святых Оптинских старцев и других святых.

Свято-Пантелеимоновский храм в шутку называют «кузницей кадров» – около трех десятков священнослужителей было воспитано в этом приходе. Кроме того, именно здесь начиналось издание «Православной газеты» Екатеринбургской митрополии (1994 г.), епархиального журнала «Православный вестник», работа телеканала «Союз» и радио «Воскресение». Настоятель: игумен Димитрий (Байбаков).

imageСамый высокий и самый громкий храм – Большой Златоуст (другое название – Максимилиановский храм, т. е. храм во имя великомученика Максимилиана). Он еще не открыт, но уже широко известен. Храм 19-го века, взорванный в 1930 году, восстанавливается уже 6 лет (впрочем, для храмостроительства долгостроем это не является – оригинал возводился с 1847 по 1876 г).

Для того, чтобы восстановить самый высокий храм города (высота колокольни 77, 2 м) на его законном месте, пришлось сперва перенести стоявший там памятник Малышеву и провести археологические изыскания. Археологи нашли целиком сохранившийся фундамент алтаря, а за ним – останки протоиерея Иоанна Знаменского, настоятеля храма, по традиции захороненного возле церкви. Это дало ученым основания для уверенности в том, что целым остается фундамент алтаря и захоронения трех архиереев в алтарной части другого взорванного храма, строившегося по аналогичной технологии – Богоявленского кафедрального собора на площади 1905 года. Сейчас могилу отца Иоанна Знаменского можно увидеть рядом с храмом – над ней стоит небольшой каменный крест с табличкой.

Церковь откроется, как только будут завершены внутренние отделочные работы. Тогда же горожане смогут услышать, как звонят все 14 колоколов Большого Златоуста, в том числе и самый большой колокол Урала – 16-тонный благовестник.

Самый многострадальный храм – храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе. Довольно тяжело узнать в этом здании на ул. Кирова, 65 храм Божий. Об истинном его предназначении напоминает, разве что, сохранившийся барабан купола. Все остальное в памятнике архитектуры изменено до неузнаваемости. Собор в честь Успения Божией Матери был освящен в 1838 году и считался украшением Верх-Исетского рабочего поселка, позже ставшего одним из районов Екатеринбурга. Церковь была любима народом. Даже в годы богоборческих гонений община Успенского собора, по данным милиции, насчитывала 500 постоянных прихожан.

image

В 1930-м храм закрыли, купол и колокольню уничтожили, соорудили несколько пристроев и междуэтажных перекрытий. В храме разместился хлебозавод. Несколько лет назад предприятие покинуло помещение. Освобождая церковное здание, хлебопёки оставили его без электричества и водоснабжения, оборудование не демонтировалось, а с корнем вырывалось из стен и пола. Кроме того, стены разрушались и покрывались трещинами и под длительным воздействием высоких температур. Восстановление храма окажется нелегкой задачей – придется укрепить стены, убрать перекрытия советского периода, поставить новый купол и заново, на прежнем фундаменте, возвести колокольню.

Для того, чтобы проводить богослужения, в 2009 году прихожане обустроили в расположенном на территории гараже временный храм. Там регулярно идут службы. Восстановление собора займет несколько лет. Помимо затрат на строительные материалы и работы, оно требует множества дорогостоящих согласований, поскольку здание является памятником архитектуры (храм создавался при участии архитектора А.П.Малахова), и самовольно вносить изменения в его облик запрещено законом. Настоятель храма: священник Дионисий Рубленов.

Самый живописный храм – Свято-Симеоновский приход. Приход во имя святого праведного Симеона, Верхотурского и Всея Сибири чудотворца, расположен на юго-западе города Екатеринбурга в поселке Совхозный (ул. Цыганская, 19). Порой его называют «Малым Верхотурьем» – за деревянные храмы, сосновый бор, чистый воздух и пение птиц.

image

В приходе действуют храм во имя святого праведного Симеона Верхотурского (освящен в декабре 2000 г.), храм во имя святого блаженного Космы Верхотурского (освящен в августе 2003 г.) и часовня во имя святого праведного Симеона Верхотурского и всех Верхотурских святых (освящена в 2005 году). Часовня воздвигнута над Свято-Симеоновским целебным источником. Здесь можно попить святой воды и облиться ею (условия для этого созданы). Вода в освященный источник поступает с глубины 37 метров и в любое время года имеет температуру +4 градуса Цельсия. Это единственный святой источник в г. Екатеринбурге. В часовне хранится книга с записями о случаях исцелений.

Храмы Симеоновского прихода спроектированы уральским архитектором Виктором Шадриным в старорусском стиле. Как рассказывают в Епархии, еще на этапе выбора места под строительство храмов ощущалось, что этот лес обладает какой-то особенной притягательностью. Год спустя выяснилось, что в этих местах, еще до большевистского переворота 1917 г., находились сельскохозяйственные угодья Ново-Тихвинского женского монастыря с кельями и часовенкой, впоследствии разрушенными.

Все строения прихода деревянные и гармонично вписываются в сосновый бор, расположенный на берегу реки Патрушиха. Это очень живописное место: в любое время года здесь очень красиво.

В ночь на 1 февраля 2009 года Духовно-просветительский центр прихода был подожжен злоумышленниками. Как рассказывают очевидцы, во время пожара было явлено чудо. Икона «Спас Нерукотворный», изображенная на синтетическом ковре, висела на стене, в которую попала бутыль с зажигательной смесью. Стена обгорела и слева, и справа от святого образа, а он уцелел: края обуглились, но Лик Спасителя остался нетронутым. В настоящее время чудотворный образ помещен в специально изготовленный киот и находится в храме св. Космы Верхотурского. Следы огня на иконе сохранены. Настоятель: протоиерей Вячеслав Зайцев.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ротондальные храмы Урала»

Актуальность исследования. Неоднократно отмечено — главным сооружением любого поселения, в том числе в России, многие века оставался храм. Именно храм являлся бесспорной архитектурной доминантой в силуэте города и определял его своеобразие, красоту и выразительность. В силу идеологических причин в послереволюционной России не уделялось должного внимая изучению и сохранению памятников культового зодчества. Многие церкви были разрушены, другие до сих пор не поставлены на государственную охрану и находятся в руинированном состоянии, безвозвратно утеряны ценные исторические документы об их строительстве. Наши предки, жившие в XIX в., понимали необходимость охраны и реставрации памятников архитектуры. В 1826 г. вышел указ Николая I «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении разрушать оныя». Аналогичные указы вышли в 1838 и 1839 годах. Подтвердив возложение ответственности за хранение древностей на местные власти — на губернаторов, указ 1839 г. «предписывал нечто до сих пор невиданное: ремонт древних, имеющих историко-художественную ценность зданий разрешалось проводить лишь при условии сохранения в неприкосновенности их первоначального облика.» 1

Особое место среди памятников культового зодчества занимает ротондальный храм — редкий, хотя и известный уже с античных времен, тип сооружения. Под ротондальным сооружением будем понимать частный случай центрического сооружения, план которого в своей основной части имеет форму круга или правильного многоугольника, перекрытого сомкнутым сводом или куполом, опирающимся непосредственно на наружные стены или внутренние опоры без применения дополнительных

1 В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в списке использованной литературы. Первая цифра в скобках означает номер, вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. конструктивных элементов (например, парусов или тромпов). Своеобразна география русских храмов-ротонд. Основная их масса (около пятидесяти) расположена в Москве и Подмосковье, не более пяти — в Санкт-Петербурге и его окрестностях, известно по одной ротондальной церкви на русском Севере и в Сибири. Единственным, кроме столичных, очагом культового ротондального строительства на всей территории России стал Урал, традиционно считающийся провинцией по отношению к историческим художественным центрам страны. При этом уральские храмы-ротонды, построенные в короткий период конца XVIII — первой трети XIX вв., вызывают большой интерес. Профессиональный почерк, высокие художественные достоинства и интересные объемно-планировочные решения ставят их в один ряд со столичными постройками.

Среди обширных трудов, посвященных истории русской архитектуры, не удается выявить исследований ротондальных храмов как особой типологической группы. «Что же касается русских ротондальных храмов, то при всем обилии сведений фактологического плана, их классификация отсутствует, все они рассматриваются как единый тип «ротондального храма». Объясняется это, по-видимому, их малым количеством, отсутствием среди них больших сооружений или связанных с какими-либо важными для российской истории событиями. И, естественно, относительной молодостью на нашей почве этих форм.» Несмотря на отсутствие специальных исследований, достаточно хорошо изучено ротондальное культовое зодчество российских «столиц» Москвы и Санкт-Петербурга, их пригородов. При изучении архитектурного наследия Урала, исторически являющегося промышленным регионом России, наибольшее внимание уделялось промышленному зодчеству и вопросам градостроительства. Уральские храмы-ротонды остались практически без внимания. В большинстве случаев нет сведений об архитекторах, не удается найти авторских чертежей, присутствует и непонимание историко-художественной ценности этих архитектурных произведений. Из семи выявленных уральских ротондальных церквей одна была снесена, три реставрированы и используют по первоначальному назначению. Вызывает тревогу состояние остальных церквей, одна из которых не поставлена на государственную охрану.

Настоящее исследование призвано определить типологические характеристики, возможность атрибуции уральских ротондальных церквей на примере аналогичных памятников культового зодчества и их место в архитектурном наследии России. Успешное решение этих задач невозможно без анализа пространственно-планировочной основы всего спектра ротондальных храмов.

Степень научной разработанности проблемы. При изучении библиографических источников не выявлено комплексных исследований, посвященных ротондальным культовым сооружениям. Эту тему затрагивают отдельные статьи, главным образом, описательного характера. Наряду с другими, ротондальные сооружения описываются в курсах истории искусств и истории архитектуры, в каталогах памятников архитектуры. Однако, при отсутствии специальных исследований храмов-ротонд, отечественная историко-архитектурная наука располагает значительным опытом анализа культового зодчества.

Фундаментальной работой в области теории и истории архитектуры является труд авторитетной группы авторов «Всеобщая история архитектуры» в 12 томах, вышедший в 1966-1975 гг. . Изложенные там сведения о наиболее значимых мировых памятниках архитектуры дают возможность составить список большинства ротондальных храмов, построенных за обозримую историю, их хронологическую и типологическую классификацию, т.е. провести «инвентаризацию» ротонд. Получить дополнительные сведения об отдельных ротондальных сооружениях, дополнить список храмов-ротонд помогли исследования, посвященные архитектуре различных исторических эпох и стран. Это труды по античной архитектуре Н.И. Брунова, архитектуре Средневековья A.JI. Якобсона и эпохи Возрождения В.Г. Лисовского . В труде В.Коха по европейскому зодчеству от античности до модерна культовая архитектура выделена в отдельный богато иллюстрированный раздел . В очерках памятников христианской архитектуры доктора церковной истории Н.В.Покровского (1848-1917) интересен анализ появления центрической формы плана в христианском зодчестве, который можно кратко представить следующим образом: надгробные монументальные сооружения — круглые здания греко-римского мира — круглые гробничные храмы христиан -крещальни и храмы обычного назначения .

Закономерности развития архитектурной теории и практики в России второй половины XVIII — начала XIX вв., истоки интереса и пути обращения к ротондальному культовому зодчеству, творческие методы архитекторов русского классицизма представлены в работах Ю.Я. Герчука, Н.Ф. Гуляницкого, Н.А. Евсиной, В.В. Кириллова, М.Б. Михайловой . Основной объем фактологической информации о российских храмах-ротондах содержится в каталогах памятников архитектуры Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и его пригородов . Ценная работа по сбору информации и паспортизации была проведена авторским коллективом каталога «Памятники архитектуры Московской области». Изданный в 1975 г., этот каталог содержит помимо исторических сведений и краткого описания каждого памятника, также планы сооружений.

Архитектура отдельных усадебных храмов-ротонд Подмосковья была рассмотрена во многих источниках, посвященных как российской архитектуре эпохи классицизма, так и отдельным памятникам или архитекторам. Среди путеводителей по Московской области необходимо назвать книги историка архитектуры М.А. Ильина, много лет отдавшего изучению подмосковных памятников зодчества. Кроме путеводителей М.А. Ильину принадлежит много книг, посвященных архитектуре и великим зодчим эпохи классицизма, вводятся в научный обиход не упоминавшиеся до того памятники архитектуры, описаны некоторые храмы-ротонды . Ряд интересных наблюдений о специфике храмового зодчества эпохи классицизма в Подмосковье, его связях с древнерусскими и западноевропейскими традициями, содержат книги Н.Я. Тихомирова, B.C. Турчина, В.И. Шередеги . Вопросы атрибуции отдельных храмов-ротонд рассматривает Т.П. Каждан в статье «Новые данные о Баженове», где она привлекает при сравнительном анализе многие прежде мало известные церкви Москвы и Подмосковья .

Поскольку нас интересует связь уральских ротондальных церквей со столичными архитектурными школами, были изучены монографии об архитекторах эпохи классицизма, внесших заметный вклад в разработку типа храма-ротонды, В.И. Баженове, М.Ф. Казакове, H.A. Львове. Эти источники дали возможность более полно определить круг ротондальных сооружений каждого зодчего и познакомиться с их особенностями, сопоставить ротондальные церкви, построенные в Москве и Подмосковье, с ротондальными церквями Санкт-Петербурга и его окрестностей. Монографии об известном архитекторе московской школы периода классицизма В.И. Баженове указывают на характерную черту его творчества — обилие круглых и полукруглых комнат, круглых купольных залов .^ К сожалению практически не сохранились архивы Баженова, поэтому до сих пор вызывают споры вопросы атрибуции многих зданий, построенных в Москве и Подмосковье во второй половине XVIII в., его роль в формировании типов ротондальных храмов России. А.И. Власюк, А.И. Каплун и A.A. Кипарисова являются авторами самого большого монографического исследования, посвященного творчеству М.Ф. Казакова . Из этого и других трудов видна выдающаяся роль Казакова в становлении ротондального культового зодчества в России . На разносторонние интересы и дарования архитектора, теоретика и историка искусств H.A. Львова указывают исследователи его творчества. В виде ротонды решены многие его здания: церкви, особняки с круглым центральным залом, близкие виллам Палладио, хозяйственные постройки . Обобщая творческую практику названных архитекторов, авторы монографий оценивают их вклад в становление и t развитие архитектуры русского классицизма вообще и в разработку типа купольной ротонды в частности.

Здесь же необходимо отметить литературу, освещающую творческий путь следующего поколения столичных архитекторов, продолживших линию развития классицизма в России и использовавших в своем творчестве ротондальные купольные формы. З.К. Покровская посвятила несколько работ известному московскому архитектору О.И. Бове, внесшему большой вклад в развитие ротондального храма, ротонды-мавзолея и применявшего ротонду в общественных зданиях . Е.А. Белецкая и З.К. Покровская, авторы монографии о Д.И. Жилярди, отмечают, что тема ротонды интересовала Жилярди на протяжении всего его творчества, однако культовые сооружения не занимали в нем большого места . О неосуществленных проектах храмов-ротонд архитектора А.Н. Воронихина, чье творчество связано главным образом с Петербургом, можно узнать из трудов Г.Г. Гримма и A.C. Терехина . Объемно-пространственные формы храмов-ротонд получили в творчестве этих архитекторов свою дальнейшую разработку на следующем этапе развития стиля классицизм.

Следует отметить, что перечисленные выше работы дают достаточно информации для выявления группы ротондальных храмов, построенных в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В них содержатся отдельные исторические сведения (время, место, заказчики строительства), приведены планы храмов, имеется описание их композиционных и конструктивных особенностей. При достаточно полной каталогизации памятников, не во всех случаях решен вопрос авторства, нет анализа развития композиции и стиля, типологически ротондальные церкви выделены в одну группу без анализа различий в объемно-планировочных построениях. Наиболее полно анализ особенностей развития усадебной храмовой архитектуры Подмосковья в эпоху классицизма, основные типы и стилевые характеристики этих храмов приведены в диссертации И.Е. Путятина, выполненной в 1998 г. под руководством д. иск., проф. Д.О. Швидковского . Это исследование содержит типологические характеристики храмов Подмосковья на основе выявленных отдельных пространственных единиц сооружений, их композиций и взаимного расположения главных частей. Однако и в этой работе исследование ротондальных храмом не носит целевого характера, упомянуты лишь некоторые из них.

Поиск первоначальной информации собственно об уральских ротондальных храмах был начат с исторической и краеведческой литературы. Из справочных книг, сборников статистических сведений губерний, епархиальных ведомостей, краеведческих трудов конца XIX -начала XX вв. удалось наметить пути поиска интересующих нас исторических и фактологических сведений . Следует отметить, что исследуемые уральские церкви относились к разным губерниям и епархиям, границы которых в течение исследуемого периода менялись. Изменения в административном делении России ХУШ-Х1Х вв. создавали дополнительные трудности в поиске материала. Большую помощь в работе оказала энциклопедия «Челябинская область» . Было установлено, что интересующие нас церкви располагались на территории Пермской, Оренбургской, Уфимской губерний и Симского горного округа, который вошел в 1865 г. в состав Уфимской губернии (1796 г. — созданы Пермская и Оренбургская губернии, 1802г. — г.Уфа назначен губернским городом вместо г. Оренбурга, 1865 г. — создана Уфимская губерния). На территории этих административных единиц были созданы: 1781 г. — Пермское наместничество, затем в 1800 г. — Пермская епархия, 1799 г. — Оренбургская епархия, из которой в 1859 г. были выделены Уфимская и Оренбургская епархии, 1885 г. — Екатеринбургская епархия.

В литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. исторические сведения о памятниках публиковались в краеведческих и церковно-исторических исследованиях. В справочно-статистической литературе приведены обзорные сведения: указаны даты строительства церквей, храмоздатели, число престолов, а также церковный капитал, величина прихода и количество земли при церкви.

Исторические сведения о ротондальных храмах Урала дают издания конца XIX — начала XX вв.: «Уфимская епархия. Географический, этнографический и статистический очерк» И. Златоверховникова, «Уфимские епархиальные ведомости», «Екатеринбургские епархиальные ведомости», труды Оренбургской ученой архивной комиссии . Первые краеведческие труды, достаточно полно освещающие вопросы топографии, истории, экономики, архитектуры Урала, появляются с конца XIX в. Наиболее известны краеведческие работы В.А. Весновского, Ф.П. Доброхотова, Д. Смышляева . Их дополняют сведения о владельцах заводов, опубликованные в «Сборнике статистических сведений по Уфимской губернии» и сборнике «Горные заводы, рудники и месторождения полезных ископаемых в Уфимской губернии» .

История возникновения и развития многих уральских городов связана с добычей и переработкой полезных ископаемых. Поэтому строительство большинства исследуемых церквей тесным образом связано с развитием горных заводов и меценатской деятельностью их владельцев. Существует достаточно большой круг краеведческой и исследовательской литературы, посвященной этой теме . Источники содержат сведения об истории и владельцах городов-заводов, их градостроительной деятельности, описание главных архитектурных памятников, иногда есть информация и об архитекторах. Н.С. Алферов посвятил заводскому строительству на Урале ряд капитальных исследований . Градостроительные и архитектурные аспекты развития Урала XVIII-XIX вв., творчество отдельных мастеров Урала получили описание в научных работах А.Ю. Каптикова, P.M. Лотаревой, Е.В. Пономаренко, A.A. Старикова, A.C. Терехина . Исследованию южноуральского зодчества и проблемам сохранения архитектурных памятников посвящены работы М.П. Мочаловой — прежде всего это книга «На полуденную сторону» . В указанной книге есть упоминание и приведены авторские рисунки и фотографии двух уральских ротондальных церквей. Исследованию архитектуры классицизма на Урале, в том числе уральским храмам-ротондам посвящены научные работы A.M. Раскина .

Вся представленная литература дает общее представление о ротондальных церквях как своеобразном звене в истории русского храмового строительства. Наиболее широко представлены ротондальные церкви Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, ротонды Урала практически не изучены. Не выявлены причины появления этого типа храма на Урале, не установлено авторство. Эти вопросы и будут решаться в данной работе.

Объектом исследования являются ротондальные храмы Урала.

Предметом исследования являются композиционные особенности уральских ротондальных храмов, вопросы их атрибуции.

Границы исследования определены хронологическими и региональными рамками. Период строительства ротондальных храмов на Урале: конец XVIII — первая половина XIX вв., региональные границы -территория Урала (северного, среднего и южного).

Цель исследования заключается в выявлении особенностей архитектуры ротондальных храмов Урала, их значения в истории отечественной культовой архитектуры.

Задачи исследования:

1. Определение исторических условий и общих закономерностей развития архитектуры ротондальных храмов в мировой и российской практике.

2. Составление хронологии и типологии ротондальных храмов.

3. Выявление и атрибуция уральских ротондальных храмов.

Источниковую базу исследования составили труды по теории и истории архитектуры; историко-краеведческие материалы; текстовые документы, графические и фотоматериалы из государственных архивов, научно-производственных центров по охране и использованию памятников истории и культуры, фондов краеведческих музеев, частных собраний, архитектурно-строительная документация по ряду исследуемых объектов.

Методологической основой исследования являются методы универсального системно-структурного и традиционного искусствоведческого формально-стилистического анализа, графоаналитический метод. Графический и фактологический материал для исследования был получен с помощью натурного изучения с фотофиксацией исследуемых объектов и анализа исторических документов. Системно-структурный анализ был использован при разработке типологии ротондальных храмов, созданных за период VI в. до н.э. -первой половины XIX в. На ее основе с помощью графоаналитического метода были выявлены композиционно-планировочные характеристики и типологические особенности исследуемых сооружений. Формально-стилистический анализ архитектуры уральских ротондальных храмов стал основным методом решения вопросов их атрибуции при практически полном отсутствии документов, подтверждающих авторство.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа мирового и российского опыта строительства ротондальных храмов, комплексного исследования аналогичных памятников архитектуры Урала, в работе впервые выявлены география, планировочные и композиционные особенности уральских ротондальных храмов, проведена их атрибуция.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Хронология и типология ротондальных храмов на основе анализа истории мирового и российского культового зодчества.

2. Типологическая принадлежность, общие закономерности и особенности планировочной и композиционной организации уральских ротондальных храмов.

3. Их атрибуция, стилистическая связь с архитектурными школами Москвы и Санкт-Петербурга.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные на основе этого исследования данные позволяют уточнить авторство проектов уральских ротондальных храмов, список памятников архитектуры Урала. Материал диссертации может быть использован при определении статуса и постановки на государственный учет и охрану памятников архитектуры, при разработке проектов их реставрации. Работа дополняет и расширяет представления о развитии ротондальной культовой архитектуры и может быть использована при подготовке современного издания истории отечественного зодчества, региональных образовательных программ.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое отражение в докладах на научных конференциях архитектурного факультета ЮУрГУ: 60-я юбилейная конференция (Челябинск, 2008), 61-я конференция (Челябинск, 2009), 62-я конференция (Челябинск, 2010). По теме диссертации опубликовано 6 работ. Материалы диссертации использованы в учебной и научно-исследовательской работе кафедры дизайна и изобразительных искусств и кафедры архитектуры Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), кафедры истории искусств Уральского государственного университета им. A.M. Горького (Екатеринбург).

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 179 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Фотографии, графоаналитические схемы и таблицы представлены в тексте диссертации и приложениях (46 страниц). Список использованной литературы включает 111 наименований.

Не так давно Екатеринбург и всю Свердловскую область охватывали ярые баталии по поводу строительства Храма-на-воде. Епархия посчитала возведение храма лучшим подарком жителям города к 300-летию Екатеринбурга. И действительно, постройка обещала быть грандиозной: резные золотые купола, площадь на 2 тысяч человек вместимостью, отдельная насыпь и мостики для удобства входа. А в это же время на «задворках» Свердловской области умирает многовековая православная история Урала, растворяясь под гнетом суровых природных условий и человеческого безразличия.

История

Придя к власти, большевики развернули полномасштабное строительство социалистического, плавно переходящего в коммунистическое, государства. Однако для этого недостаточно было уничтожить капиталистическую систему, богатых людей и старые законы. Необходимо было провести полную перезагрузку сознания народа, уничтожив и идеологические основы старой России – старую школу, традиционную семью и, конечно, религию.

Именно религия стала главным врагом коммунистов на пути к совершенному политическому строю. Ленин, продвигая лозунг «Религия – это опиум для народа», утверждал, что религия является главным орудием буржуазии, имея задачей усыплять работоспособность трудящихся обещаниями лавров в загробной жизни.

В рамках антирелигиозной политики начались гонения на священнослужителей, которых расстреливали или ссылали в концлагеря и верующих людей; все церкви и храмы были закрыты и разграблены, духовные учебные заведения ликвидированы. К концу 30-х годов во многих, даже больших городах, не осталось ни одной церкви. Многие закрытые церкви превращались в склады, клубы, кинотеатры, антирелигиозные музеи.

Памятники данной эпохе становления современной России, в виде полуразрушенных церквей, разбросаны по всей Свердловской области. Буквально в каждой деревушке возвышается православная обитель с осыпающейся штукатуркой и дырой вместо купола. Во многих деревнях это единственные имеющиеся церкви.

Путешествие по заброшенным церквям

Команда «Нашего Урала» посетила 8 заброшенных церквей в 8 населенных пунктах.

Село Галкинское: Боголюбская церковь

Первой в списке посещения стала Боголюбская церковь в селе Галкинское.

Церковь была заложена в 1842 году и является главным храмом в честь Боголюбской иконы Божией матери, написанной в память явления Божией Матери Святому Благоверному, Великому князю Андрею Боголюбскому в 1157 году.

Закрыли храм в 1938 году. С тех пор он так и стоит пустой, медленно обрастая дикой растительностью и пряча под своей крышей гнезда сорок.

Двери церкви заколочены, поэтому забраться туда можно лишь через окно. Также через лаз в стене можно забраться на крышу. Однако никаких лестниц и прочего там нет, поэтому в одиночку сделать это будет затруднительно.

Вся крыша давно поросла различными кустами и травой.

Зато отсюда можно более детально рассмотреть купола церкви и звонницу (точнее то, что от них осталось).

Село Куровское: церковь Николая Чудотворца

Вторая церковь в списке – церковь Николая Чудотворца в селе Куровское.

Изнутри она скорее напоминает некий старый склад или заводское помещение.

Однако кое-где проступающие еще фрески и иконы напоминают о том, что когда-то здесь собиралась вся деревня.

Село Анохинское: церковь Иоана Предтечи

В селе Анохинское расположился третий пункт путешествия – церковь Иоана Предтечи. Выполнена она в традиционном, даже классическом, для того времени стиле.

Внутри церкви ни осталось ничего, местами даже отсутствует потолок. Некогда православные фрески покрывает слой граффити и непристойных выражений.

Теперь уже вряд ли у кого-то повернется язык назвать это место священным.

Село Стриганское: церковь Троицы Живоначальной

Однако больше всех не повезло церкви Троицы Живоначальной в селе Стриганское.

В отличии от остальных церквей, здесь исчезли не только колокол и внутреннее убранство, но и части стен и целые куски здания.

В 20-30 годы, церковь лишилась задней части стены: коммунисты вырвали ее с помощью тракторов.

Из-за этого церковь имеет сквозное строение и выглядит совсем опустошенной. Кроме того от крыши у нее остались лишь балки.

Деревня Першина: церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В деревне Першина находится небольшая часовенка – церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Ее двери и окна заколочены, поэтому попасть внутрь невозможно.

Тех, кого прельстила дыра в двери, хочу сразу предупредить: пол в церквушке отсутствует, а до земли несколько метров.

Село Крутихинское: церковь Михаила Архангела

Наиболее красивым местом оказалось церковь Михаила Архангела в Крутихинском.

Да, ее архитектура и стиль практически не имеют отличий от всех предыдущих церквей, ее стены также обшарпаны, а убранство разграблено. Однако, вы об этом даже не задумаетесь зайдя внутрь.

Здесь так причудливо переплетается некогда могучая сила человека и сила природы, берущая верх над постройкой.

Кроме растительности, здесь нашли себе пристанище и огромные стаи птиц, чьи крики можно услышать еще на подходе к церкви. Все эти факторы вместе создают незабываемую атмосферу.

Село Чернорицкое: церковь Николая Чудотворца

Предпоследняя церковь в нашем списке, церковь Николая Чудотворца в селе Чернорицкое, преподнесла непредвиденные осложнения.

Оказалось, что с одной стороны ее окружают частные дома, а с другой охраняемое производство. Поэтому осмотреть ее можно только издали.

Село Шогринское: Свято-Никольская церковь

Завершила наше путешествие Свято-Никольская церковь в селе Шогринское.

Свою историю церковь начала в 1830 году попала под антирелигиозную пропаганду в 20-30-е годы.

Однако в 90-е годы власти взялись за реставрацию православной обители: из всего списка этой чести удостоилась лишь она.

Однако далеко дело не продвинулось: реставрации подверглись лишь купола церкви.

Судя по состоянию балок, ремонт церкви закончился уже в конце 90-х начале 2000-х годов.

Как можно догадаться, точных адресов у церквей уже не существует. Однако большинство из них можно увидеть сразу при заезде в населенный пункт: как правило церкви являются наиболее высокими постройками.

Храм Вознесения Господня в Екатеринбурге ведет свою историю с конца ХVIII века. Этот храм – единственное сохранившееся в городе церковное здание, построенное в стиле позднего барокко.

Церковь эффектно поставлена на самой возвышенной точке города — Вознесенской горке (290 м), по соседству с классическим ансамблем усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. И в нынешние дни церковь- одна из высотных доминант в панораме города. Этот храм – живой свидетель трагических событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.

Когда-то на месте храма располагалась загородная дача одного из строителей города В.Н.Татищева. В 1735 году он писал в канцелярию Главного управления: «.. Мне для моей физической болезни здесь в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирский двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано»…

Место, о котором здесь говорится – Вознесенская горка, тогда еще безымянная, покрытая сосновым лесом. Дом для генерала Татищева возвели из этого срубленного леса, обустроили вместительный погреб, отвели огород. Впервые «Загородный Командирский дом» появился на плане Екатеринбурга в 1737 году. Сам дом иногда называли «Генеральский» и горку – «Генеральской горкой». К 1790 году генеральский дом пришел в негодность.

История строительства

По просьбе мастеровых Мельковской слободы и старосты прежнего деревянного храма Вознесения купца Николая Карнаухова в епархиальное управление, было получено благословение на строительство нового храма во имя Вознесения Господня. Вначале храм был деревянным и располагался на западном склоне горки. Но простоял так недолго, вскоре появилась каменная церковь на противоположной стороне улицы. На месте первоначального храма сейчас находится часовня Преподобной Мученицы Елисаветы Феодоровны.

В России день Вознесения Господня – один из главнейших праздников Русской православной церкви. Народ российский в этот день не работал, поскольку день был «неприсутственным», выходным.

В городской храм Вознесения Господня – » на престол» на литургию собиралось особенно много богомольцев. По странному стечению обстоятельств, в Вознесение отмечали свой годовой праздник торговые служащие Екатеринбурга.

Начало строительства каменного храма, уже на восточном склоне, в 1792 году было освящено протоиереем Карпинским. Для строительства были использованы чертежи недавно построенного Богоявленского собора. А в 1801 году освятили в нижнем этаже придел в честь Рождества Богородицы. Архивные материалы позволили уточнить, что на престоле данной Рождественской церкви располагался антиминс 1800 года. Он подписан преосвященным Иоанном, епископом Пермским и Екатеринбургским . Согласно церковной описи, к 1803 году храм обладал колокольней с 7 колоколами, трапезной, необходимой утварью и богослужебными сосудами.

Полностью нижний храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен только в 1891 году; верхний (холодный) в честь Вознесения Господня – строился до 1818 года -тогда же- 25 июля 1818 года был освящен протоиереем Карпинским.

В 1833 году – Северные пределы – нижний во имя св Митрофана (освящен преосвященным Ионой в 1848 году); верхний – во имя пророка Илии (освящен протоиереем Василием . Луканиным в 1890 году) начали строить в 1792 году, благоустройство продолжалось почти 80 лет. Автор первоначального проекта неизвестен.

В 1839 году заложены Южные пределы: нижний во имя Благовещения Пресвященной Богорородицы (освящен Ионой в 1852 году), верхний — во имя Казанской (освящен протоиерем Василием Луканиным в 1889 году). Колокольня -3-х ярусная, четырехгранная, первый ярус обработан пилястрами и круглыми окнами, на 2 и 3 ярусах – сквозные окна. Венчает колокольню главка и украшения ее барабана аналогичны главке храма – единственный сохранившийся в Екатеринбурге образец форм позднего барочного храма. Предположительно проект достройки был сделан архитектором Малаховым, затем переработан архитекторами Турским и Шулаевым. Планировалось изменить облик церкви с барочного на рус-византийский. Эта идея нашла отражение в архитектурном решении приделов. Позже была достроена колокольня с восемью колоколами, и началась очень яркая и насыщенная жизнь жизнь Вознесенского прихода.

В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа. В 1891году в д. Пышминской и в 1893 году – в с. Владимирском были открыты такие же школы.

Лишь со временем храм приобрел ту благолепность и законченность архитектурных форм к которым мы привыкли.

В 1899 году церковь обнесли каменной оградой на средства церковного старосты Антона Адамовича Шанцилло . В ограде , на его же средства, были устроены две каменные кладовые.

Формирование прихода

Согласно статистике, население Екатеринбурга в 1807 – 1850 годах увеличилось на 5458 – с 10023 человек до 15471 человек.

Судя же по клировым ведомостям, рост Вознесенского прихода идет более активно. Так в 1832 году численность прихода была 2967 душ, а в 1859 она уже была 4150 душ.

Такую динамику роста прихода, вероятно, можно объяснить большой популярностью прилегающих к Вознесенской церкви окрестностей, где в 1 половине Х1Х века началась активная застройка. Тут начинают строить самые красивые дома: дворец Расторгуева-Харитонова (строительство началось в 1794 году и продолжалась до 1815 года), такой же красивый, но меньшими размерами дом Тихона Зотова (он существовал только в Х1Хвеке). Но хозяева этих особняков были старообрядцами по религиозным убеждениям и вряд ли были прихожанами Вознесенской церкви.

Здесь же располагался особняк владельцев Сысертских заводов Турчаниновых-Соломирских и дом горного инженера Редикорцева, больше известный по имени его последнего владельца Ипатьева.

Уже к концу Х1Х века часть прихожан из городского населения, а их, видимо, было немало, становятся прихожанами новопостроенной Александро-Невской церкви. Церковь эта была построена на средства екатеринбургского купца Лузина. Почему позже и получила название Лузинской. 28 июня 1895 года преосвященным Симеоном, епископом Екатеринбургским, была освящена и первоначально приписана к Вознесенской церкви. Но через несколько лет новый храм получает самостоятельность. Эта церковь была небольшой, построена из камня, с такой же колокольней. Приход этой церкви состоял из улиц: 2, 3, 4 Мельковских (ныне); Северной ( ), Пышминской ( ), Березовской. Названные улицы принадлежали ранее Вознесенскому приходу.

К Вознесенскому храму относилась северо-восточная часть Екатеринбурга. Прихожанами храма по социальному составу являлись в основном мастеровые. По данным клировых ведомостей за 1832, 1834,1842, 1859 годы число мастеровых чуть превышало половину от общего числа прихожан. Оставшуюся половину составляли категории дворян, офицеров, чиновников, купцов, мещан, низших воинских чинов, крестьян, приписанных к приходу сел. По данным справочника «Весь Екатеринбург» за 1903 год почти каждый третий житель города ходил в храм на Вознесенской горке. Известно, что прихожанами этого храма были известные в городе семьи живших неподалеку камнерезов Липина и Хомутова. По воспоминаниям родных, они также являлись благоустроителями храма.

В городской части прихода всегда имелось небольшое количество старообрядцев, принадлежавших часовенному толку (бывшие беспоповцы). Им было предоставлено отдельное помещение.

Кроме этого, к приходу были приписаны два селения: Пышма и Владимирский (ныне поселок Балтым).

Первое селение, возникшее в 30-х годах ХVIII века, находилось от своей приходской церкви в 10 верстах. Там существовала деревянная часовня. В ней, по просьбе местных жителей, в некоторые праздничные дни приходским причтом отправлялась служба.

С 1891 года в Пышме начала свою деятельность одноклассная церковно-приходская школа, такая же школа в 1893 г. появилась и в с. Владимирском

В с. Владимирском, расположенном в 18 верстах от Екатеринбурга, где проживало 3305 прихожан, также имелась деревянная часовня с алтарем. В 1893 году эта часовня была освящена благочинным протоиереем Василием Луканиным в церковь во имя великомученицы Параскевы. «В храме этом в Великий пост для говеющих и в некоторые праздники приходским причтом отправляется богослужение».

Храм этот в несколько перестроенном состоянии сохранился до наших дней. Сейчас там возобновилась богослужебная жизнь.

По поводу священнослужителей Вознесенской церкви клировые ведомости сообщают, что «причта положено по штату издавна: два священника, диакон, два дьячка и два пономаря». Однако имя второго священника появляется в документах только в 1842 года. На начало ХХ века в Вознесенском храме служат уже три священника, диакон и три псаломщика, пономари уже не значились в клире.

Что касается материального обеспечения клира, то первоначально до 1839 года «священно церковнослужители на содержание свое постоянного оклада не имели, а содержались «братскими кружечными доходами».

Так, за 1834 год по кружечному сбору было собрано 1800 рублей, что оказывается – «весьма посредственно для содержания».

С 1839 года священно церковнослужителям по утвержденному штату было положено производить жалование: священникам — по 500, диакону – 250, дьячкам – по 175, пономарям – 150 рублей ассигнациями в год. Это, по всей видимости, шло сверх кружечных сборов. Содержание это, как отмечается, достаточно.

С мая 1843 года по указу Святого Синода, священно церковнослужителя производить пособие помещением с отоплением и покосами; дьячкам и пономарям с женами производить провиант в месяц по 2 пуда, а семейству по 1 пуду.

Что касается жилья, то, судя по клировым ведомостям, многие священнослужители в первые годы своего служения личных домов не имели

Святыни храма

В 1860-80 годах иконостасы и иконы храма менялись несколько раз

Иконостасы в каждом пределе храма были солидные. Икон было достаточно. Многие из них – в серебренных и посеребренных ризах, некоторые украшены уральскими самоцветами. Особо почитаемой иконой был образ Богородицы «Всех скорбящих радости», скопированный по желанию и на средства прихожан с чудотворной иконы, находившейся на стекольном заводе вблизи Санкт-Петербурга. Икона эта часто вносилась в дома не только прихожан Вознесенского прихода, но и других храмов города.

В храме почти ежедневно по просьбе кого-то из жителей города служились молебны с чтением акафиста этой иконе. Ныне икона находится в Кафедральном соборе.

Храм располагал действительно драгоценными предметами: напрестольный пасхальный крест из розовой яшмы и уральских камней, украшенных топазами; серебряный позолоченный крест с изображением Христа из бирюзы; Евангелия в серебряных окладах с самоцветами; серебряный потир в 2 фунта весом(1 кг 200 г) и многое другое

В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа.

Последним настоятелем был Дягилев. Он служил в храме с начала ХХ века.

Но установившийся порядок жизни сломан революцией 1917 года. 23 января 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому религиозные общества лишались права собственности. Пока законодательные положения шли до Екатеринбурга, разразилась гражданская война. 17 апреля 1918 года в стенах Вознесенского храма было видно, как к расположенному напротив дому Ипатьева подъехал автомобиль, из него вышли трое мужчин и скрылись в воротах. Бывший российский император Николай II описал тот день в своем дневнике: «.. поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты».

В Великий Четверг на Страстной неделе 1918 года звонили колокола Вознесенской церкви. Обители «дома особого назначения» слышали их. Николай II отметил: » При звуках колоколов грустно становится при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах».

Наконец, ночью с 16 на 17 июля старая церковь стала свидетелем необычной суеты возле Ипатьевского особняка: входили и выходили люди, что-то увозили на грузовиках, потом всё утихло, дом совсем опустел.

Вскоре в город вошли белые войска, а летом 1919 года снова вернулись красные и постепенно начали укреплять свою власть. Декрет об отделении церкви от государства претворялся в жизнь. В 1920 году .Вознесенский приход заключил с Екатеринбургским Советом рабочих и крестьянских. депутатов договор о бесплатном и бессрочном пользовании зданием храма и всем культовым имуществом, обязавшись беречь достояние, ставшее отныне народным. В договоре имелись также политические статьи: -» не допускать в богослужебных помещениях собраний враждебного советской власти содержания;…не допускать произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти».

На всю церковную утварь была составлена самая подробная опись.. Недолго, однако, оставалось священникам украшать богослужения этой прекрасной утварью. 23 февраля 1922 года вышел в свет декрет об изъятии церковных ценностей. 12 мая этого же года Вознесенский храм лишился своего достояния: 5 напрестольных крестов, 3 дарохранительницы, 26 серебряных риз с икон, 30 бриллиантов, 56 различных самоцветов. Только серебра комиссия вывезла из Вознесенской церкви 2 пуда (32 кг).

В апреле 1925 года представители городской администрации предприняли проверку сохранности всего оставшегося в Вознесенской церкви имущества. Нашли недостачу – 9 парчовых риз, 40 холщовых полотенец, 21 аршин красного сукна. Сукно и полотенца, конечно, не могли послужить достаточным основанием к закрытию храма, поэтому обнаружили политическую причину. На литургии священники произносили положенную формулу : «Еще молимся о Святейшем …». Это считалось серьезным нарушением для официальных властей. В то время Тихон был всего лишь гражданином Белавиным, контрреволюционером, преступником. Было заведено целое дело. Вывод из данных обстоятельств сделали однозначный: договор, заключенный в 1920 году, расторгнуть.

Верующие пытались отстоять свой храм, обращались к духовным и светским руководителям, но все усилия оказались бесполезными, и уже 17 декабря 1926 года представители отдела народного образования принимали работу по переоборудованию бывшей церкви в школу-семилетку. Паперть приспособили под раздевалку, главный алтарь стал пионерским клубом, в церковном архиве разместилась столовая.

Позднее в Вознесенскую церковь въехал краеведческий музей, а в 1991 году двери храма снова распахнулись для верующих.

Храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского

Маленький, но очень заметный храм на главной площади Каменска-Уральского стал символом Каменска и связью города с великим князем Александром Невским – устроителем всей земли Русской.
В 1999 году на площади Ленинского комсомола было освящено место под строительство часовни и уже в 2001 году, к 300-летию Каменска, на городской площади была открыта и освещена часовня. На сегодня часовня получила статус храма.
Здание поставлено по проекту Александра Долгова и объединяет в себе черты, как классического храмового сооружения, так и современного архитектурного стиля. Ежегодно в июле храм становится главной площадкой для проведения всероссийского фестиваля колокольного звона «Каменск-Уральский — колокольная столица».

Контактная информация: проспект Победы, 1б.

Фото А. Пахалуев

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь — архитектурный памятник регионального значения. Он расположен на высоком левом берегу реки Каменка.

Изначально монастырь был женским. На его территории стояли два культовых здания: небольшая часовня и домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство ныне стоящего Преображенского храма началось в 1872 году. Освятили его в 1878 году.

Преображенский монастырь стал первым культовым учреждением Каменска, которое закрыла советская власть. В кельях монастыря расположился уездный военкомат и уездное земельное управление. По соседству был расквартирован гарнизон солдат. В здании храма проходили сельскохозяйственные курсы и… богослужения. Службы прекратили из-за доноса, будто монахини разлагающе действовали на красноармейцев, работников военкомата и курсантов.

В 1998 году патриарх Алексий II принял решение основать в Каменске мужской монастырь . Весной 2001 года в город на постоянное место послушания прибыли монахи.
На данный момент в монастыре хранится пять святынь: частицы мощей Николая Чудотворца, Симеона Верхотурского, Димитрия и Исаии Ростовских и патриарха Московского Тихона.

Храм и келейное здание связывает подземный ход. Есть легенда, что другой ход шел на территорию чугунолитейного завода и в сторону Покровской (верхней) церкви.

Контактная информация: улица Кирова 14-16.

Фото Преображенского монастыря со стороны улицы Кирова

Церковь Покрова Божией Матери

Церковь Покрова Божией Матери является архитектурным памятником регионального значения. Она была возведена в 1883 году. Колокольня построена в 1905 году. В 1930-е годы храм был закрыт для богослужений, а в годы войны здание использовалось для содержания заключенных, затем как складское помещение.

В 1991 году церковь была возвращена прихожанам. В 2012 году на территории храма открыли памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. По соседству с храмом находится колокольный завод «Пятков и К».

Контактная информация: улица Революционная, 45.

Церковь Покрова Божией матери

Свято-Троицкий кафедральный собор

Свято-Троицкий кафедральный собор — это главный храм Каменской и Алапаевской епархии.

Собор является памятником архитектуры регионального значения. Изначально на его месте стоял деревянный храм, который несколько раз горел. Каменный был построен спустя 112 лет, в 1813 году. Через несколько лет храм пришлось реконструировать, потому что появилась угроза обрушения новой колокольни. За проект взялся известный уральский архитектор Михаил Павлович Малахов и церковь перестроили. Архитектор обогатил пластику церкви двумя приделами с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом, заменил старую колокольню новой. Колокольня стала более величественной, её завершал выразительный четырехгранный обелиск. Общая тональность всего сооружения поставила Свято-Троицкую церковь в Каменске в один ряд с лучшими произведениями культового зодчества первой половины XIX века не только на Урале, но и во всей России. В 1912 году Свято-Троицкий храм Каменского завода, наряду еще с пятью приходскими храмами Екатеринбургской епархии, получил статус собора.

Контактная информация: улица Ленина, 126.

Сайт: http://собор-свято-троицкий.рф

Свято-Троицкий собор. Вид с Соборной площади в Старом Каменске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *