Церкви марий эл

Церковь в селе Семеновка Царевококшайского уезда Казанской губернии была построена в 1818 году на средства прихожан. Главный престол ее освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святого пророка Божия Илии. В своих архитектурных формах храм как бы синтезирует традиционно русские и классические приемы. Главный куб его завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трехъярусной колокольней типа «восьмерик на четверике», объемы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик.

По состоянию на 1915 год к церкви были приписаны часовни в деревнях Княжна и Савино, последняя из которых освящена во имя пророка Божия Илии, а построена на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1884 году при храме открылась церковно-приходская школа, в 1915 году кроме нее на территории прихода находились церковно-приходская школа в деревне Якимово, училище Министерства просвещения в деревне Княжна, а также три земских училища. Действовала при церкви и библиотека, в которой имелось 236 томов книг.

В советские времена храм лишился части своего убранства и утвари. В 1922 году из него был изъят 21 предмет весом в 19 фунтов 52 золотника, в том числе серебряная риза с иконы Божией Матери «Троеручица», 5 серебряно-золотых венцов с икон, 2 креста, потир, дарохранительница. В начале 1920-х годов духовенство церкви села Семеновка примкнуло к обновленчеству. На возвращении прихода под омофор Патриарха Тихона настаивали казначей храма Николай Кириллович Симонов, Иван Васильевич Чулков и ряд других верующих. В результате настоятель церкви священник Петр Соловьев ездил с покаянием к епископу Яранскому Нектарию (Трезвинскому), а по приезде от Владыки заново освятил храм.

В дальнейшем семеновский приход входил в состав Краснококшайского православного церковного управления староцерковников, а с конца 1920-х годов – в Марийское викариатство Нижегородской епархии. Начиная с середины 1930-х годов, семеновская церковь была единственным православным храмом в окрестностях Йошкар-Олы, в 1935-1937 годах являлась резиденцией епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии. С марта 1937 года здесь служил священномученник Леонид (Антощенко), арестованный 21 декабря 1937 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелянный 7 января 1938 года. Вместе с епископом Леонидом был арестован протоиерей семеновской церкви Леонид Львов, приговоренный к 10 годам заключения и скончавшийся в лагере 1 января 1942 года. Закрытие храма в Семеновке состоялось 27 января 1940 года, в дальнейшем здание использовалась в качестве столовой и магазина для районного партактива.

30 января 1944 года верующие города Йошкар-Олы и окрестных поселений написали заявление Патриарху Сергию (Страгородскому), где просили его походатайствовать перед властями об открытии церкви в селе Семеновка. Уже 11 апреля Совнарком МАССР удовлетворил данную просьбу, но передача здания затянулась, и богослужения в храме возобновились лишь 4 ноября 1944 года. Вновь открытой церкви Рождества Пресвятой Богородицы на полвека было суждено стать центром религиозной жизни православных верующих Марий Эл. Первоначально богослужения проходили в боковых приделах, а штат храма состоял из священника, диакона и псаломщика. После закрытия Воскресенского собора города Йошкар-Олы его приход был объединен с семеновским, и здесь стало служить два священника. Среди священнослужителей храма Рождества Пресвятой Богородицы послевоенного времени особо почитаемы протоиереи Владимир Аллин, Павел Чазов, Даниил Домрачев. В начале 1960-х годов семеновский храм принял из закрытого Воскресенского собора г. Йошкар-Олы иконостасы, большие напольные киоты с иконами и деревянное изображение Спасителя в темнице, принесенное в Марийский край стрельцами в XVII веке и почитаемое верующими и поныне.

При учреждении Йошкар-Олинской и Марийской епархии 25 июля 1993 года в церкви села Семеновка состоялась архиерейская хиротония епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна (Тимофеева), в течение ряда лет при храме располагалось Йошкар-Олинское епархиальное управление. В ограде церкви находится могила архимандрита Аверкия (Бойкова) — одного из наиболее почитаемых в Марийском крае подвижников благочестия. В настоящее время к семеновскому храму приписаны церковь в честь Всех святых на Туруновском кладбище Йошкар-Олы и часовня во имя пророка Божия Илии в деревне Савино.

В 2018 году церковь отметила 200-летие.

Настоятель: митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн
Ключарь: протоиерей Михаил Ильин
Богослужения: утреннее в будние дни 7.30, в воскресные и праздничные дни в 8.30
вечернее накануне воскресных и праздничных дней в 15.00

История распорядилась так, что Российское государство складывалось как многонациональное. Несмотря на языковые, этнические, культурные различия, народы России оказались спаяны одной судьбой, одной верой. Не стал исключением и Марийский край, раскинувшийся по берегам великой матушки-Волги в ее среднем течении. С присоединением края к Русскому государству во второй половине XVI века постепенно, особенно в XVIII веке, началось крещение марийского населения. Как и во времена князя Владимира проходило оно не просто. Но никакие барьеры не могли заглушить жажду духовного просвещения.

Уже в XVII веке марийская земля стала обретать свои родники православной веры. Это были Больше-Юнгинский Никольский (в дальнейшем – Покровский) монастырь на реке Большая Юнга под Козьмодемьянском (1606 г.), Спасо-Юнгинский мужской монастырь (1625 г.) в долине реки Малая Юнга, Козьмодемьянский Вознесенский женский монастырь (1626 г.). Явление в 1647 году чудотворной Мироносицкой иконы Божией Матери стало знамением. В 1649 году была основана Мироносицкая пустынь, ставшая опорой Православия в левобережной части Марийского края.

По проведенным авторами книги «Православные храмы и монастыри Марийского края» подсчетам из 88 монастырских и приходских храмов, данные о которых нашли в той или иной мере отражение на страницах этого сайта, 2 построены в XVII веке, 12 — в XVIII, 60, то есть большинство, – в XIX веке. Одним из самых древних сооружений на марийской земле сегодня является каменная Стрелецкая часовня в городе Козьмодемьянске. Она построена в 1697-1698 годах.

XVIII век ознаменовался началом широкого храмового строительства в первую очередь в городах. В Царевококшайске оно началось в 30-е годы (первый этаж Троицкой церкви, 1736), но большинство храмов города (Воскресенский собор, Входо-Иерусалимская и Вознесенская церкви) были построены в 50-е гг., в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. В Козьмодемьянске первые каменные церкви, Троицкая и Богоявленская, были воздвигнуты соответственно в 1733 и 1734 годах.

В основанных еще в XVII веке монастырях также возводятся каменные храмы. Первыми из них стали Спасский собор Спасо-Юнгинского монастыря (1704-1707 гг.) и церковь во имя святых жен-мироносиц Мироносицкой пустыни (около 1719 г.). Одним из первых сельских приходских каменных храмов стала Владимирская церковь в селе Владимирское близ Козьмодемьянска (1713 г.). На луговой стороне края первой в камне была возведена Спасская церковь в селе Цибикнур, построенная в 1765 году тщанием царевококшайского купца Ивана Андреевича Пчелина.

XIX век для Марийского края стал «золотым веком» храмового строительства. Возведение более трети из сооруженных в это время церквей приходится на 1811-1829 годы. Тогда вознесли свои главы храмы сел Сотнур, Покровское, Кукнур, Верхний Ушнур, Семеновка, Новый Торъял, Морки, Кожважи, Пектубаево, Токтайбеляк, Еласы, Арда, Арино, Коротни, Пайгусово. Многие храмы закладывались всенародно, как памятники победы в Отечественной войне 1812 года. И строились в традициях позднего классицизма — стиля наиболее ярко отражавшего мемориальный характер церковного сооружения.

Следующий этап храмового строительства приходится на 60-80-е годы, когда была построена почти половина из учтенных нами 60 церквей. Среди них храмы Азанова, Русских Шой, Помар, Оршанки, Емелева, Кузнецова Царевококшайского уезда, Кузнецова Козьмодемьянского уезда, Шулки, Хлебникова, Марисолы, Косолапова, Илети, Орши, Нежнура, Юрина, Троицкого Посада и другие. Этот этап строительства был связан с новым периодом в жизни страны — общественным подъемом, вызванным реформами царя-освободителя Александра II.

Появляются в эти годы на марийской земле и новые монастыри: Сурский Михаило-Архангельский, Козмодемьянский Свято-Троицкий, Вершино-Сумский Введенский, Царевококшайский Богородице-Сергиев и Куженерский Свято-Никольский.

«Известия по Казанской епархии» и «Вятские епархиальные ведомости» сообщали о наличии при храмах библиотек с раритетными изданиями. Так, в Старо-Торъяльской Казанско-Богородицкой церкви хранились в середине XIX века древние книги: Четьи-Минеи (издания 1696 г.), Великий Катехизис (Псков, 1776 г.), Евангелие 1768 года издания. В Мари-Туреке в Казанском храме имелись копии и подлинные указы епархиального начальства с 1757 г., напрестольное Евангелие 1760 г., месячные минеи за май и август 1693 г.

XX век в жизни русского Православия начинался многообещающе. В 1900-1910-х годах в селах строились новые деревянные и каменные церкви там, где они еще не были воздвигнуты или взамен обветшавших. Сельский и городской храм становился, как правило, очагом культуры и просвещения. При церквах действовали церковноприходские и начальные школы. В храмах узнавали важнейшие новости о жизни государства Российского, императорского дома Романовых. Церковные колокола звучали в дни торжеств и бед народных, отмеряя времена, эпохи, смену поколений. Последний торжественный перезвон разливался в пасхальную неделю 1917 года. Россия вступала в новейшую эпоху…

Революция с ее потрясениями и разрушением православного уклада жизни неузнаваемо изменила Россию. Новая власть начала ломать вековые традиции, атеизм и воинствующее безбожие возводились в ранг государственной политики. Церковь не только была отделена от государства, но и объявлена контрреволюционной силой. С 1922 г. было объявлено изъятие церковных ценностей, якобы в пользу голодающих. Церковь готова была помочь и помогала страждущим, однако власти представили дело так, будто духовенство скрывает свои богатства от народа. Поэтому изъятие церковных ценностей приобрело характер грубых реквизиций, распродажи национальных религиозных святынь за границу, настоящего грабежа храмов.

Надругательством над религиозными чувствами верующих стали кампании 1918-1920-х годов по «вскрытию мощей», конца 1920-х годов по уничтожению церковных колоколов, которые сбрасывали с колоколен, разбивали, грузили на железнодорожные платформы и отправляли на переплавку. В начале 1930-х годов церковный звон в СССР был официально запрещен, как якобы мешавший советским людям слушать радио. В 20-30-е гг. массовые репрессии коснулись духовенства, монашествующих и православных мирян. И только в конце века, в 1990-е годы, начался процесс их реабилитации.

В нашем крае первая волна разрушения храмов прокатилась в конце 20-х — начале 30-х годов и коснулась в основном городов. В Йошкар-Оле была уничтожена Входо-Иерусалимская церковь, началось разрушение Троицкого храма. Под разными предлогами расторгались ранее заключенные договоры исполнительных органов с религиозными общинами о передаче им культовых зданий.

В 1938-1940 гг. массовый характер носило закрытие сельских церквей. По данным на октябрь 1942 г. в Марийском крае, где до 1917 г. действовало 155 православных храмов, осталось лишь 9, но и в них богослужения не совершались. Таким образом, более полутора сотен церквей были закрыты, многие здания пустовали, остальные были переоборудованы под сельские клубы, школы, мастерские МТС, склады, кузницы, правления колхозов и даже рестораны (чайные).

С 1943 года отношение Сталина к Православной Церкви несколько меняется. Власти разрешили созвать архиерейский собор, который возвел на пустовавший с 1925 г. патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского), регистрировать общины верующих и открывать храмы, правда, в очень ограниченном количестве. В МАССР в 1944 году были открыты Воскресенский собор в Йошкар-Оле, храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Семеновка, в 1945-1946 гг. – Владимирская церковь в селе Владимирское, Петропавловская в селе Кузнецово Горномарийского района, Рождества Пресвятой Богородицы в селе Сумки и другие. Всего в этот период открылись 15 храмов и 1 молитвенный дом в городе Волжске.

Новая полоса гонений на Церковь пришлась на конец 50-х – начало 60-х годов, когда Н.С. Хрущев взял курс на построение коммунизма и воспитание нового человека. Повсеместно продолжилось разрушение храмов, «мешавших глядеть» в светлое будущее. Так, в 1961 году до основания был разрушен Воскресенский собор в Йошкар-Оле, закрывали даже те церкви, которые сохранились в сталинский период. Безвременье продолжалось еще несколько десятилетий. Эпоха развитого социализма разъедала людские души, делала их безразличными даже к своему прошлому.

Конец 80-х — 90-е годы стали новым этапом в жизни Русской Православной Церкви. Люди потянулись к своим истокам, подвижники православной веры, сплачивая вокруг себя верующих, начали поднимать из руин храмы и монастыри. С учреждением в 1993 году Йошкар-Олинской и Марийской епархии это движение в нашем крае обрело новую силу. Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освящал престолы восстанавливаемых храмов, благословлял народ на добрые дела. К концу 90-х годов в епархии действовали 10 городских и 50 сельских церквей, был восстановлен Мироносицкий монастырь, в Килемарском районе основана мужская Богородице-Сергиева пустынь.

В последующие годы были построены и освящены храм святой мученицы Татианы при ПГТУ, церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы в Новотроицкой воспитательной колонии п. Светлый, в одной из ракетных войсковых частей республики появился домовый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. В г. Йошкар-Оле, на территории Дома Правительства, освящена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, возведением которой было решено ознаменовать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В столице республики выстроены также Троицкий храм, церковь в честь Всех святых на Туруновском кладбище, Воскресенский собор, храм во имя преподобного Серафима Саровского в микрорайоне Дубки, на территории историко-культурного комплекса «Царевококшайский кремль» освящена Покровская часовня. К ноябрю 2016 года в нашей епархии действуют 128 храмов, 44 часовни и 2 монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *