Церкви Смоленской области

Чем славен Смоленск Православный? Что привлекает взоры гостей нашего города? Сегодня в Смоленске 18 действующих приходских храмов.

Главный из них – Свято-Успенский кафедральный собор, который строился долгое время (с конца XVII в. до середины XVIII в.), выдержал многие войны и был не раз реставрирован. Жемчужина Смоленского края, он хранит многие святыни: иконы Божией Матери (Одигитрия и Казанская), сандалии святого мученика Меркурия Смоленского, пострадавшего в XIII в., плащаницу «Погребение Господа Иисуса Христа» и другие.

Почувствовать память времен, восхититься великолепием убранства, можно посетив один самых величественных храмов России – Свято-Успенский собор, побывать на престольных праздниках.

Рядом с Успенским собором находится Богоявленский собор.

Успенский собор вместе с Богоявленским (1787 г.), церковью Иоанна-Предтечи (1703-1780 гг.) и архиерейским домом (1770 г.) составляет основу ансамбля Соборной горы. В настоящее время в Богоявленском соборе совершается таинство Крещения.

Храм Новомучеников и исповедников Российских построен в новом микрорайоне города в 2000 году на улице 25 сентября. Сюда на Престольный праздник – первое воскресенье после 7 февраля День памяти святых Новомучеников и исповедников Российских приезжает много паломников.

В Смоленске создана система православного образования, опорой которого являются детский сад (1992 г.), гимназии в Смоленске и Рославле, а также Духовное училище и Духовная семинария.

Духовная семинария, основанная в 1728 году, разместилась рядом с Церковью Покрова Пресвятой Богородицы, возведенной во второй половине XVIII века.

Смоленское межъепархиальное Духовное училище готовит катехизаторов, регентов, иконописцев и сестер милосердия.

Духовное училище находится на Соборном холме, рядом с храмом святого Иоанна Предтечи,

На живописном берегу Днепра расположился храм святителя Николая Чудотворца, в котором находятся старшие классы Православной гимназии. Церковь святителя Николая Чудотворца была построена в XIX веке. Храм имеет декоративное убранство и является одним их лучших памятников барокко.

Самый древний из сохранившихся памятников – церковь Петра и Павла. Построена она в середине ХII в. в Киево-византийских традициях. По своей сохранности (здание не было разрушено) и по точности реставрации (единственный памятник ХII в., восстановленный без позднейшей штукатурки) это один из наиболее значительных памятников древнерусского зодчества домонгольской поры. Неподалеку находится храм святой великомученицы Варвары (1757 г.), при котором располагается Молодежный епархиальный центр, который ведет разнообразную духовно-просветительскую и воспитательную работу (справочную информацию можно получить по тел. 21-88-33).

Также при храме действует паломнический центр «НИКОСИЯ», осуществляющий поездки по святыням Смоленска и Смоленской области, многих других городов России. Приглашаем к сотрудничеству (адрес: г. Смоленск, ул. Кашена 20А, тел. 27-89-76).

Храм святых апостолов Петра и Павла, храм святого Иоанна Богослова, храм Архангела Михаила (Свирская) были построены в начале или в середине 12 века и являются столпами истории Смоленска на протяжении веков. По сей день их двери открыты для смолян и гостей города.

И мы поистине можем гордиться мастерством наших предков и любоваться красотой и своеобразием архитектурных форм древних храмов.

Храм святого Иоанна Богослова был построен в 60-х годах XII века по приказу смоленского князя Романа Ростиславича. Претерпев реконструкцию в XVIII веке и утратив в 1941-43 гг. некоторые примыкающие постройки, храм был реконструирован и вновь функционирует.

Церковь во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия (Верхне-Георгиевская церковь) была заложена в в 1782 году. Этот храм представляет собой памятник архитектуры классицизма.

На территории бывшего Авраамиевского монастыря находится Спасо-Преображенский Собор. Некогда действующий Монастырь был основан в XIII веке преподобным Авраамием — выдающимся церковным деятелем, проповедником, писателем, книгоиздателем, иконописцем. В 1549 году Авраамий был канонизирован на Московском Соборе, став первым смоленским святым. Сам Спасо-Преображенский Собор, возведенный в 1765 году, до сих пор остается лучшим памятником барокко в Смоленске.

Икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии

По преданию икона была написана евангелистом Лукой для Антиохийского правителя Феофила. Когда первописанные образы представили Божией Матери, она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня да будет с сими иконами».

По смерти Феофила святая икона была перенесена из Антиохии в Иерусалим, а оттуда, в середине V века, греческой императрицею Евдокией перенесена в Константинополь к сестре Императора Пульхерии и установлена в новоустроенном Влахернском храме. Здесь многие, приходившие к Царице Небесной, получали от Нее помощь и исцеление.

В 1046 году греческий император заключил мир с руссами, он обязался выдать свою дочь Анну за одного из сыновей великого князя Ярослава — Всеволода Ярославича, княжившего в Чернигове. Император Константин, отпуская дочь свою в Русские земли, благословил ее этою иконою. Княгиня Анна до конца своей жизни хранила святой образ в Чернигове, перед смертью же благословила им своего сына Владимира Всеволодовича Мономаха, а Владимир, став Смоленским князем в 1097 году, принес икону Одигитрии в Смоленск и поставил в 1103 году в специально для нее выстроенном соборе Успения Богородицы. С тех пор эта икона стала именоваться Смоленской. В течение трехсот лет она находилась в этом храме.

Находящаяся сегодня в соборе икона — список середины XVI века со чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым в 1602 году для установки над главными, Фроловскими, воротами крепостной стены, у Днепровского моста. Списана эта икона при царе Иоанне Грозном художником постником Ростовцем. Список сделан в увеличенном размере, чтобы священное изображение Богоматери было видно издали. Вышина иконы 2 метра 43 см., ширина — 1 м. 30 см. Верх ее имеет овальное завершение, подходившее по форме и размерам нише в надворотной Фроловской башне.

Данная икона во время Отечественной войны 1812 года успела с торжественностью покочевать по России и вернуться назад в Смоленск.

До 1941 года икона находилась в Богоматерской надвратной церкви, но когда был утрачен первописанный образ, икону перенесли в Успенский собор, где она и находится до сего времени.

СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ СМОЛЕНСКОЙ

Святой благоверный великий князь Ростислав (Михаил) Смоленский, прозванный набожным, был чрезвычайно любим и уважаем людьми за христианскую жизнь, хоть судьбой ему было предопределено вести междуусобную борьбу. Он прославляем народом, Церковью и как заступник государственности. Про таких князей складывали песни, предания и жития.

С именем князя Ростислава, сына князя Киевского Мстислава-Феодора Великого, связано укрепление и возвышение Смоленского княжества и Смоленской епархии в XII веке. Князь Ростислав унаследовал Смоленское княжество от своего отца и правил в нем более сорока лет. Благодаря его деятельности Смоленская земля застраивалась городами, украшалась храмами и монастырями.

В 1136 году Ростислав добился создания отдельной Смоленской епархии и издания ее Устава. Хлопотами князя был перестроен и расширен большой Успенский собор, заложенный его дедом Владимиром Мономахом, построен Смоленский кремль и Спасский собор Смедыньского Борисо-Глебского монастыря.

В 1159 году Ростислав занял Киевский престол и оставался великим князем до конца жизни. Много лет он поддерживал тесные отношения с монахами Киево-Печерского монастыря, особенно с архимандридом Поликарпом, который был ему близким человеком.

Среди государственных деятелей Ростислав выделялся своей мудростью, справедливостью, безукоризненным послушанием и уважением к Церкви. Для потомков он — воплощение честности и праведности.

Умер князь 14 марта 1167 года. К концу жизни, тяжело заболев, благоверный князь высказал давнишнее свое пожелание: «Если Бог даст мне от этой болезни свободу, то постригусь в Печерский монастырь». Предчувствуя скорую смерть, на пути в Киев, он еще раз вознамеревается постричься, но от этого поступка отговаривает духовник его Симеон: «Княже! Для чего хочешь сне сотворить! Бог тебя учинил князем, определил тебе правду делать и праведно подданных судить, все свои обещания и клятвы твердо и нерушимо держать, а не как чернецу уединиться от людей. Какая тебе благость и добродетель будут, если Богу и людям отречешься?» Но князь уже предчувствовал кончину. В селе Гордино, позвав к ложу священника Симеона, своего постельничего Иванку Флоровича и смоленского боярина Бориса Захарьинича, «воздев руки, начал молиться и, воззрев на икону Господа Иисуса Христа, тихо говорил со слезами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по Глаголу твоему, с миром! — и так предал дух свой Господу марта 14 дня». Случилось это 1167 году. Через неделю тело его было погребено в Киево-Феодоровском монастыре, где и покоится до сих пор.

Преподобный Авраамий Смоленский проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине 12 века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 доче­рей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, цер­квам и бедным, преподобный ходил по городам в рубище, моля Бога указать путь спасения.

Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смо­ленска, на селе Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера.

Святой Авраамий был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келью, беседуя равно с богатыми и бедными.

Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января), построил монастырь в честь положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем на­стоятельство преподобному Авраамию, а сам, ос­тавив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце 13 века ему было составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа.

Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижни­ческую жизнь — был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 году полчища татар, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевший ему разыскать святого воина и сказать ему: «Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовет тебя». Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь.

Воин Христов той же ночью отправился в татар­ский стан в Долгомостье. Там он сразился с предводителем татарского войска — великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Сам святой Меркурий принял смерть в бою от сына убитого им татарского исполина.

Жители Смоленска, спасенные чудесным зас­туплением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ныне в Смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. Празднование ему установлено в конце 16 века, уже в 1509 году жители Смоленска называли его своим главным заступником. Память его празднуется 24 ноября.

Преподобный Герасим Болдинский в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами про­сил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушником и в скором времени постриг его с именем Герасим. После 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу. Здесь его учеником стал преподобный Аркадий.

Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келий для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, — обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 года.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Вельского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. После окончания Вельского Духовного училища и Смоленс­кой Духовной Семинарии, в 1857 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 24 июня 1860 года он был пострижен в монашество с именем Николай, 29 июня рукоположен в иеродиакона, 30 — в сан иеромонаха. Затем иеромонах Николай был назначен в Японию, настояте­лем консульского храма города Хакодате.

В течение нескольких лет отец Николай изучал историю, язык и культуру японцев. Благодаря его трудам была образована Российская Духовная Миссия в Японии. Отец Николай был возведен в сан архимандрита, а 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге состоялась его хиротония во епископа.

Святитель Николай организовывал строительство православных храмов, Духовных школ и училищ, издавал журнал «Церковный вестник». Глубоко изучив японский язык, он осуществлял переводы Богослужебных и других книг на японский язык. В начале 20 века в Японии было 266 православных общин, насчитывавших более 30 тысяч христиан. 3 февраля 1912 года на 76-м году жизни апостол и просветитель Японский архиепископ Николай мирно отошел ко Господу и погребен в Токио. 10 апреля 1970 года святитель Николай причислен к лику святых Русской Православной Церкви Память его совершается 3 февраля.

Собор Смоленских святых

История Смоленской епархии начинается в глубокой древности. На Смоленской земле просияли многие святые, а также подвижники благочестия, про­славленные и непрославленные Матерью-Церковью.

В 1983 году было установлено празднование Собора Смоленских святых. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, празднование определено совершать в воскресенье перед праздником в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). В 1986 году день памяти Собора Смоленских святых впервые включен в Православный календарь Русской Церкви.

В Соборе Смоленских святых прославляются угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего Отечества.

В 2013 году Смоляне широко отпраздновали 1150-летие своего города. Но эта дата во многом условна. Дело в том, что на момент первого упоминания Смоленска летописцем в Устюжском летописном своде, датируемым 863 годом, город существовал уже не одну сотню лет и представлял собой достаточно крупный и хорошо укрепленный населенный пункт.

Обильно полита кровью и потом Смоленская земля – земля бесстрашных воинов и терпеливых тружеников. Но изначально возник и «расцвел» Смоленск, как крупный перевалочный пункт на одном из древнейших торговых путей Европы «Из варяг в греки». Именно здесь в 14 километрах к западу от нынешнего города на месте населенного пункта под названием Гнездово, являющегося важным археологическим памятником и одним из крупнейших курганных могильных комплексов в Европе, купеческие суда волоком по бревнам перетаскивали из Днепра в Западную Двину и обратно.

Расцвет Смоленского княжества приходится на XII-XIII века. Многочисленные археологические находки и летописные свидетельства многих народов позволяют утверждать, что Смоленск в то время был третьим по богатству и значению городом на Руси после Киева и Великого Новгорода. Красноречивым доказательством этого является активное каменное строительство. В Смоленске насчитывалось до 30-ти храмов, поражавших путешественников своей красотой и богатством внутреннего убранства. Некоторые свидетели тех далеких времен сохранились и поныне.

Смоленск является одним из немногих русских городов, обладающих сразу несколькими бесценными архитектурными памятниками домонгольского периода. Это очень большая редкость. На берегах Днепра в шаговой доступности друг от друга, словно перекликаясь между собой, скромно стоят три небольшие церкви, датируемые XII веком: Петра и Павла, Михаила Архангела, Иоанна Богослова.

Но это кажущаяся скромность.

Среди паломников такие места считаются намоленными. Необъяснимая сила тянет сюда и верующих, и неверующих. Под этими сводами восемь веков возносились молитвы о самом сокровенном. Здесь крепился дух, идущих на верную гибель. Отсюда раздавался колокольный звон, возвещавший о славных победах.
Во всех трех церквях фресок и элементов внутреннего убранства почти не сохранилось. Их особая уникальность заключается в том, что они дошли до нас с минимальными перестройками, прекрасно передают архитектурный стиль эпохи и являются действующими.

Типичные для зодчества того времени четырехстолпные крестово-купольные храмы с апсидами и притворами, тем не менее, внешне отличаются друг от друга, давая представление о различных направлениях в архитектурной мысли домонгольской Руси.

Коренастые, но вместе с тем, устремленные ввысь, сложенные из плинфы на известковом растворе и аскетично украшенные рельефным орнаментом, они крепко вросли своими булыжными фундаментами в глинистую смоленскую землю, пережили бесчисленные артобстрелы и бомбежки, словно твердо решив донести до потомков послание предков.

Многочисленные археологические находки берестяных грамот и надписей на глиняных сосудах позволяют утверждать, что в Смоленске XII-XIII веков было много грамотных жителей, которые вели между собою политическую, деловую и даже любовную переписку.

В городе процветали ремесла и искусства, поощряемые многими выдающимися князьями, нередко, занимавшими и киевский престол. Самым известным из удельных смоленских правителей, несомненно, является Владимир Мономах, заложивший в 1101 году на нынешнем Соборном холме первый каменный собор в Смоленске.

На смоленской Смядыни в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного за то Окаянным, был убит его брат князь Глеб. Сейчас на месте преступления установлен памятный знак, а из земли бьет освященный источник, почитаемый верующими. Братья Борис и Глеб стали впоследствии первыми русскими святыми.

Во время татаро-монгольского нашествия, ставшего тяжелой трагедией для всей Руси, Смоленск, хотя и не был захвачен и разорен завоевателями, но платил им дань. В летописях сохранилось красивое легендарное описание успешной битвы смолян с татарами у деревни Долгомостье. Русское войско в той сече, спасшей город, возглавлял легендарный воин Меркурий, впоследствии канонизированный.

За десятилетия кропотливых исследований ученые нашли в Смоленской земле немалое количество уникальных древностей, которые составляют замечательные экспозиции Смоленского музея-заповедника, всегда открытого для гостей и жителей города.

Но домонгольский Смоленск не спешит раскрывать свои тайны. По оценкам археологов ими исследована лишь небольшая часть города и окрестностей. Впереди, наверняка, еще немало громких открытий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *