Цитаты Иоанна Златоуста

***
Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.

(нужда, зависть, богатство)

***
Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.

(скорбь, зло)

***
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.

(благотворительность)

***
Как еще осмеливаешься называться отцом, предав таким образом сына, оставив без внимания растление его всеми пороками?
***
Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не случайное приобретение. Мы отвечаем за их спасение.

(дети)

***
Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети.
***
Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботиться. Это и расстраивает всю вселенную.

(воспитание)

***
Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою ударом.
***
Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.

(достоинство, знатность, свобода, рабство)

***
Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.

(слово, страх)

***
Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
***
Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

(милосердие, благотворительность)

***
Не говори мне, что невозможно обуздать юность. Все пороки происходят от нашей беспечности, оттого что мы не с самого начала и не с раннего возраста учим детей благочестию. На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь – не заставляем никогда.

***
Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».

(грех)

***
Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.

(гнев)

***
Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
***
Лучше во тьме пребывать, чем без друга.

(друг)

***
Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

(печаль, горе)

***
Нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом.

(богатство)

***
Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели – начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным.

(страх)

1 | 2 | Следующая | Последняя

— Иоанн Златоуст

Беседы на разные места Св. Писания
Вариант: А почему, скажи мне, вожделенно богатство? Потому что оно для многих, зараженных этой жестокой болезнью, кажется драгоценнее и здоровья, и жизни, и народной похвалы, и доброго мнения, и отечества, и домашних, и друзей, и родных, и всего прочего. До самых облаков достигает пламя этого костра, и сушу и море объял огонь этой печи. Никто не тушит этого пламени, а раздувают все, как те, которые уже пленены, так и те которые еще не пленены, чтобы быть плененными. Каждый может видеть, как все: и мужчина и женщина, и раб и свободный, и богатый и бедный – каждый по своим силам день и ночь несут бремя, доставляющее великую пищу этому огню, бремя не дров и хвороста (не таков этот пламень), но душ и тел, неправды и беззакония. Именно этим обыкновенно поддерживается такой пламень. Богатые никогда не оставляют этой безумной страсти, хотя бы владели всей вселенной. И бедные стараются сравняться с ними, и какое-то неисцелимое соревнование, необузданное бешенство и неизлечимая болезнь объемлет души всех. Всякую другую любовь преодолела эта любовь и изгнала вон из души. Несмотря ни на дружбу, ни на родство, – что я говорю : дружбу и родство? – даже на жену и детей, любезнее которых ничего не может быть для мужей, но все брошено и попрано, потому что эта жестокая и бесчеловечная владычица, как жестокая госпожа, как свирепый варвар, как всенародная и жадная блудница, срамит, терзает и бесчисленным подвергает опасностям и мучениям тех, которые отдались ей в рабство.

О Вселенной, О силе, О женщинах, О любви

Посмотреть иконы святителя Иоанна Златоуста

Имя святого Иоанна Златоуста знакомо всем, кто хоть раз был на Божественной литургии — эта литургия чаще всего служится в православных храмах. Святитель Иоанн Златоуст является автором не только этой литургии, но и множества других произведений. Иоанн появился на свет в середине 4 века в Антиохии, где в то время всё отчётливее звучала христианская проповедь, в обеспеченной христианской семье. Стремление к знаниям, благочестию привила ему мать, которой пришлось в одиночку после смерти мужа поднимать двоих детей.

С малых лет настольной книгой Иоанна было Священное Писание, много времени он посвящал молитве. В двадцатилетнем возрасте он принял Святое Крещение, подойдя к этому осознанно и вдумчиво под влиянием своего наставника — епископа Мелетия. Будущий святитель укрепился в мысли выбрать монашеский путь, это стало возможным после смерти матери. Новопостриженный монах начал вести чрезвычайно аскетическую жизнь, что негативно отразилось на его здоровье.

Церковноначалие посчитало, что Иоанн Златоуст достоин звания диакона, его рукоположение состоялось в 381 году, через пять лет он стал священником. Две главные задачи, которые были на него возложены:

— забота о неимущих и страждущих;

— проповедь слова Божия.

С обеими задачами святитель Иоанн справлялся блестяще: его усилиями в 388 году удалось утихомирить жителей Антиохии, недовольных чрезмерным налоговым бременем. Не последнюю роль в этом сыграли его пламенные речи о милосердии к ближнему, которые разошлись на цитаты, а его прозвали Златоустом.

В 397 году в Константинополе решался вопрос, кто займёт епископскую кафедру — несмотря на козни высшего света, епископом был избран Иоанн Златоуст. Ему пришлось нелегко: высшие слои общества, обладающие материальными благами, ненавидели его, так как он обличал их в своих проповедях, крайнюю неприязнь к нему испытывала римская императрица Евдоксия. Знать победила: в 404 году святителя арестовали и отправили в ссылку в Армению, но и оттуда ему удавалось через письма поддерживать своих последователей.

Последние годы жизни святителя Иоанна Златоуста прошли в лишениях и болезнях, в начале осени 407 года он покинул этот мир, его память почитается несколько раз в году.

Иоанн Златоуст оставил после себя огромное количество трудов: обязанность донести Евангельскую весть до многочисленной паствы он исполнил, написав толкование не только на Евангелия от Матфея и Иоанна, но и на Книгу Бытия, Псалтырь, Послания апостола Павла. В своих произведениях он затрагивал вопросы добродетелей и грехов, брака и воспитания детей, преодоления скорбей и радости обретения веры. Среди его книг: «Беседы о покаянии», «Духовный жемчуг», «О христианском браке и об обязанностях мужа и жены».

См. также: Святоотеческая литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *