Тульский уезд

Уважаемая Тамара Владимировна !

Позвольте разместить информацию с сайта Тульской областной научной библиотеки(ТОУНБ).Извините за объёмистую цитату:

Малицкий П.И. «Приходы и церкви Тульской епархии»

110 лет назад, более чем на 820 листах, с полным географическим указателем всех населенных пунктов губернии вышла в свет книга «Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей» (Тула, 1895). Она представляет собой сборник небольших очерков по истории всех церковных приходов. Об авторах издания в предисловии очень скромная информация: для работы над книгой была создана Комиссия, в состав которой вошли преподаватели духовно-учебных заведений г. Тулы. Мы можем предположить, что помощь в сборе материала оказывали церковные клиры и учащиеся. Имя ответственного составителя на титульном листе не указано.

В 1895 г. в газете «Тульские епархиальные ведомости» (№ 22, 16-30 ноября. С. 731-732) опубликована небольшая редакторская заметка под заголовком «Новая книга «Приходы и церкви Тульской епархии». Библиографическая заметка». Приводим из нее фрагмент: «Кроме исторических сведений по части возникновения городов, приходов, церквей и монастырей Тульской епархии, означенное сочинение заключает сведения касательно топографического положения приходов, их расстояния до губернского и уездного городов и от станций железных дорог, их состава по деревням и количеству народонаселения, состава их причтов и постоянно доходных статей храмов и причтов» (С. 731).

В конце газетной заметки имеется следующая информация: «За покрытием расходов по изданию, все остающиеся экземпляры этого сочинения поступают в распоряжение Тульского Епархиального Братства св. Иоанна Предтечи. Таким образом приобретение этой книги будет носить благотворительный характер, составлять некоторым образом жертву в пользу означенного Братства» (С. 732).

Спустя 16 лет после ее выхода, В.И. Чернопятов в предисловии к VI тому своей книги «Дворянское сословие Тульской губернии. Храмоздатели и ревнители церковного благолепия» (М., 1911) пишет: «Главным материалом по указанному исследованию послужило мне издание Тульского Епархиального Братства св. Иоанна Предтечи «Приходы и церкви Тульской епархии».

Таким образом, современники не называют нам имен ни в первом, ни во втором случае. Но в тульском краеведении издавна ответственным составителем издания принято считать преподавателя Тульской духовной семинарии Павла Ивановича Малицкого . Подтверждение этому имеется в документах Государственного архива Тульской области в фонде «Тульская духовная консистория» в деле – «Дело по прошению преподавателя Тульской духовной семинарии П. Малицкого в Тульскую духовную консисторию о выдаче ему денег на издание книги «Приходы и церкви Тульской епархии”» за 1895 г. Здесь имеются «прошение», «покорнейшее прошение» и «почтительнейший доклад» на имя Епископа Тульского и Белевского Иринея на оплату расходов – за бумагу из магазина К.Н. Нудольского в Туле для 1200 экземпляров, за набор и печатание, за брошюровку, за переплет, за корректуру и счета магазинов.

Всего израсходовано было 1052 руб. 7 коп. Эту сумму, пишет Малицкий, «предполагается покрыть через рассылку по церквам и монастырям Тульской епархии 894 экз. книги по 1 р. 70 коп. за книгу… От рассылки 894 экз. имеет получиться сумма 1519 р. 80 коп. – Из нее 1052 р. 7 коп. имеет поступить в консисторию в восполнение выданного ею такого же количества денег на издание книги. Остальные же деньги 467 р. 73 к. имеют быть распределены между составителями книги пропорционально к количеству употребленного ими труда. Из остающихся 306 экз. книги предполагается отчислить 36 экз. для раздачи разным лицам, а 270 экз. имеют поступить в Совет Братства св. Иоанна Предтечи».

Впервые село Тульчино было названо в писцовых книгах 1570-х годов, в качестве вотчины Богородице-Рождественского Пафнутьева Боровского монастыря. Уже тогда там была церковь во имя Воскресения Христова: «древянная клетцки» — построенная и украшенная совместно монастырём и прихожанами; при ней имелась своего рода богадельня: «6 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии».

Позднее в Тульчино появился деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы: одного посвящения с собором Пафнутьева монастыря — с приделом святого пророка Илии, пристроенном между 1782 и 1798 гг. Нынешний каменный храм, того же именования и с таким же приделом — пост-роен по прошению местных крестьян в 1-ой половине XIX века. Разрешение на это было дано епархиальными властями уже 5 февраля 1811 г., но закладка состоялась в 1816 г. на собранные к тому времени приходом деньги. К 1825 г. основная церковь была «до окон выложена», а придел завершён совсем и 9 сентября того же года местный благочинный священник Савва Липецкий освятил его. Освящение главного Богородице-Рождественского храма совершено было 10 июня 1839 года.

Колокольня при церкви, предусмотренная архитектором изначально, к 1852 г. была возведена на 3 сажени (около 6,5 м). 4 августа 1853 г. крестьянину села Семёновское-Отрада Серпуховского уезда Егору Ананьеву Лопухову, по его прошению, позволено было достраивать эту колокольню на собственные средства и с употреблением собранных ранее приходских 200 руб.

Архитектурно храм в Тульчино — типичная для позднего ампира ротонда с арочной двухъярусной колокольней. Мощный монолит здания венчает собой холм, на котором стоит село.

С 1888 г. в Тульчино открыта построенная жителями церковно-приходская школа. Местный приход, куда с XVI в. входили деревня Алфертищево и сельцо Балково, в 1798 г. включал 97 дворов и 412 душ мужского пола, в 1812 – 105 дворов, 474 души мужского пола и 485 – женского. В 1926 г. церковная община насчитывала 150 верующих – что по тем временам означало высокую духовную активность жителей.

В 1930 г. Тульчинский храм был закрыт; его здание использовалось как зернохранилище, а с 1960-х гг. пустовало.

С 1999 г. в селе Тульчино вновь зарегистрирована православная община и в 2000 г. храм возвращен Церкви. Ныне в нем совершаются регулярные богослужения в воскресные и праздничные дни.

По соседству с Тульчино, примерно в 4 км юго-западнее, находилось село Никольское-Бледеи (второе название — от речки), с 1820 г. переименованное в Ново-Никольское. По крайней мере с начала XIX века там был деревянный храм свв. мучеников Космы и Дамиана с приделом святителя Николая (около 1812 г. постройки, возобновлённый в 1840-1841 гг. В 1877 г., на средства местного уроженца митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) и при участии московского купца Павла Григорьевича Цурикова, в селе построен каменный храм Покрова Богородицы с приделами во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана и святителя Николая. Исидор снабдил новую церковь ценной утварью и древними иконами, подаренными ему в бытность экзархом Грузии в 1844-1845 гг. В приход входили деревни Митинка, Харино, Семёновское, Коптево, Еськино, Аладьино. Крестьяне деревни БольшоеГрызлово, также входившей в приход Покровского храма, в 1911-1912 гг. добились разрешения построить часовню и установить бюст Александра II, в память 50-летия отмены крепостничества. В 1933-34гг. храм в селе Ново-Никольском был закрыт.

Пилипенко А. Д., старший научный сотрудник СИХМ, tsobor.ru/?p=1383

Старый Одоевский уезд был известен ещё с допетровских времён. В ходе территориальных преобразований при Петре Первом в 1708 г. уезд был упразднён (наряду с уездами Каширским, Венёвским, Епифанским, Чернским, Новосильским, Белёвским, Алексинским, Тульским, Крапивенским, Богородицким), а бывший уездный центр, город Одоев (известен с XIV в.), отнесён в состав Смоленской губернии. В 1713 г. Одоев был передан в обширную Московскую губернию. При последующем разделении губерний на провинции в 1719 г. Одоев с окрестными землями вошёл в состав Калужской провинции, а в 1727 г. уезд был восстановлен в составе той же той же провинции (до 1775 г. юрисдикция Московской губернии). В ходе административной реформы Екатерины Второй в 1777 г. уезд был передан в состав нового Тульского наместничества, при Павле Первом в 1796 г. реорганизованном в одноименную губернию.
На данной странице представлены не все известные карты.
карта части Тульской губернии с Одоевский уездом 1821 года. Данные границы уезда сохранились до революции.

Одоевский уезд времён Павла Первого (в 1800 году).

Одоевский уезд времен Екатерины Второй (в 1792 году)
Граничащие уезды Тульской губернии:
Алексинский уезд, Тульский уезд, Крапивенский уезд, Чернский уезд. Белёвский уезд.
При желании купить неклейменые исходники некоторых карт или наличии предложения,
чем можно дополнить данную страницу, сообщите об этом и мы постараемся это сделать
наверх

Тульский Успенский собор. Фото Дениса Кабанова, 2000-х гг.

Тульская и Ефремовская епархия Тульской митрополии Русской Православной Церкви

Предыстория

В 1261 году митрополитом Кириллом III была учреждена Сарайская епархия, которая с ослаблением ханской власти была перенесена епископом Вассианом около 1460 года в Москву на «крутицы», получившая название Крутицкой. В ведении этой епархии с 1350 года находилась западная часть Тульской губернии с городами: Новосилью, Одоевым, Белёвом и Чернью. Другая часть тульских городов в течение 415 лет (с 1207 по 1622 год) управлялась властью архиереев Рязанских. Такое разделение городов Тульского края между Рязанской и Крутицкой епархиями окончательно утвердил св. митрополит Алексий около 1360 года, отдав Рязанской епархии земли по левую, а Крутицкой епархии — земли по правую сторону реки Дона . Таким образом, Тула, Венёв и другие города, кроме Алексина, принадлежавшего Московской митрополии, и Каширы, принадлежавшей Коломенской епархии, оказались в зависимости от Рязанской епархии, что было согласно с границами гражданского управления, по которым тогда почти вся северо-восточная часть тульской губернии принадлежала Рязанскому княжеству.

В 1622 году Патриарх Филарет (Романов) перевёл города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне — левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне — правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского собора 1674 года, он был отдан Коломенской епархии в 1675 году, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города: Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведён г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской — г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор .

В 1682 году патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белёве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому патриаршему престолу , но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта предположение патриарха не смогло осуществиться.

Тульская церковь, кроме подчинения вышеуказанным трём епархиям, частично зависела и от других епархий: г. Ефремов с 1764 по 1767 год был отчислен от Коломенской епархии к Воронежской, где находился под управлением святителя Тихона; в 1774 году от Крутицкой к Воронежской епархии был отчислен гор. Новосиль.

В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными — Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу царицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа её, новопоставленного Афанасия (Иванова), Коломенским и Тульским.

В 1797 году Тульское наместничество было преобразовано в губернию.

Учреждение в 1799 году

Мысль Екатерины II об учреждении в Туле для тульской губернии особой архиерейской кафедры была осуществлена в царствование Павла. Указом от 31 июля 1799 года он повелел святейшему Синоду: «Вообще по всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят» . Вследствие этого указа Синод составил доклад о перемещении, переименовании и учреждении новых архиерейских кафедр, сообразно пределам губерний. По этому докладу надлежало епископу Коломенскому, в ведомстве которого состояли все церкви тульской губернии, а также часть Московской и Рязанской, с отчислением сих последних по своим епархиям, заведовать только церквами Тульской губернии и саму кафедру перенести в г. Тулу, в Предтечев монастырь, который обратить в архиерейский дом, епископов новой кафедры именовать Тульскими и Белевскими. 16 октября доклад этот был утверждён, а 19 декабря указом Святейшего Синода предписано было епископу Коломенскому преосвященному Мефодию, чтобы он отправил из Коломенской консистории дела, относящиеся до церквей, отшедших от его епархии, и, сделав опись собору, зданиям и церквам коломенского архиерейского дома, сдал их настоятелю Голутвина монастыря, а сам, взявши необходимую для архиерейского сана ризницу, утварь и домовое имущество, а также певчих и потребных служителей архиерейского дома, проследовал в г. Тулу, куда должна была быть переведена семинария и консистория.

Учреждение епископской кафедры в г. Туле было благодетельным для всей Тульской губернии, так как вместе с этим последовало открытие в Туле семинарии и консистории, что создало духовенству епархии удобства при обращениях к правящим архиереям и в консисторию, а также и в обучении детей в семинарии, что прежде являлось крайне неудобным из-за отдалённости большей половины Тульской губернии от Коломенской епархии.

С 1922 по 1944 год существовала одноименная обновленческая епархия.

Образование митрополии

27 декабря 2011 года из состава Тульской епархии была выделена самостоятельная Белевская епархия, обе епархии были включены в состав новообразованной Тульской митрополии. В ведении Тульской кафедры были оставлены Богородицкий, Венёвский, Воловский, Ефремовский, Кимовский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Узловский районы, а также Тульский, Новомосковский и Донской городские округа на востоке Тульской области.

Исторические названия

  • Тульская и Белёвская (1799 — 1919)
  • Тульская и Венёвская (1919 — 1920)
  • Тульская и Одоевская (1920 — 1944)
  • Тульская и Белёвская (1944 — 27 декабря 2011)
  • Тульская и Ефремовская (с 27 декабря 2011)

Статистика

Архиереи

Викарные епархии

География благочиний

Нижеследующий список требует уточнения в связи с образованием Белёвской епархии

Монастыри

  • Венев Никольский (женский)
  • Новомосковский Успенский (мужской)
  • Папороткинский Казанский (женский)
  • Тульский Богородице-Рождественский (женский)
  • Тульский Богородичный Щегловский (мужской)

Образовательные учреждения

  • Тульская духовная семинария
  • Венёвское духовное училище (недейств.)
  • Ефремовское духовное училище (недейств.)

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие

Карамзин Н.И. история Государства Российского, Т. 5, прим. 55. Собр. Госуд. Грамот и договоров. Т. 2-й, стр. 98.

Тульские Епархиальные Ведомости. 1862 г. Прибавления, стр. 76-77.

Полное собрание законов. Том 2-й, №898.

Афремов И.Ф. Цитиров. соч., стр. 70.

Реутский, Алексей, «Дела милосердия: Центральный регион, Тульская и Белевская епархия,» Нескучный сад, 15 апреля 2008,

По другим данным — с 16 октября 1799.

Первая дата не является датой хиротонии, но лишь указа о назначении на данную кафедру. По «Церковн. Ведом.» 1890 года — до 21 октября 1821.

Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 19.01/01.02.1926 г., — указан в числе иерархов, рекомендуемых (в случае надобности, для участия в высшем церковном управлении в лице предположенной к учреждению (по силе этой же резолюции, Коллегии). Практически это решение осуществлено не было.

По ММЛ «РПИ» (721), — после 1917 года. Кафедра не выяснена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *