Тургенев читать

Написан в 1878 году. Иллюстрация того, как русские люди относились тогда к журналистам. Ещё тогда:))
Двое друзей сидят за столом и пьют чай.
Внезапный шум поднялся на улице. Слышны жалобные стоны, ярые ругательства, взрывы злорадного смеха.
— Кого-то бьют, — заметил один из друзей, выглянув из окна.
— Преступника? Убийцу? — спросил другой. — Слушай, кто бы он ни был, нельзя допустить бессудную расправу. Пойдем заступимся за него.
— Да это бьют не убийцу.
— Не убийцу? Так вора? Всё равно, пойдем отнимем его у толпы.
— И не вора.
— Не вора? Так кассира, железнодорожника, военного поставщика, российского мецената, адвоката, благонамеренного редактора, общественного жертвователя?.. Все-таки пойдем поможем ему!
— Нет… это бьют корреспондента.
— Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю.
(Из «Senilia. Стихотворения в прозе». Оригинал )

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
ЩИ

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.
Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.
Она застала ее дома.
Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.
Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви.
«Господи! — подумала барыня. — Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»
И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!
А баба продолжала хлебать щи.
Барыня не вытерпела наконец.
— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!
— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.
Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.
ПРОКЛЯТИЕ

Я читал байроновского «Манфреда»…

Когда я дошел до того места, где дух женщины, погубленной Манфредом, произносит над ним свое таинственное заклинание, — я ощутил некоторый трепет.
Помните: «Да будут без сна твои ночи, да вечно ощущает твоя злая душа мое незримое неотвязное присутствие, да станет она своим собственным адом»…
Но тут мне вспомнилось иное… Однажды, в России, я был свидетелем ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
— Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! — закричала жена старика.
— Изволь, Петровна, — отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: — Пускай же и он дождется сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его седую бороду!
Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон.
Это проклятие показалось мне ужаснее манфредовского.

«ПОВЕСИТЬ ЕГО!»

— Это случилось в 1805 году, — начал мой старый знакомый, — незадолго до Аустерлица. Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.
Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.
У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.
Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвиняла моего денщика. Он оправдывался, призывал меня в свидетели… «Станет он красть, он, Егор Автамонов!» Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.
Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.
Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.
Хозяйка увидала его — и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени — и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.
— Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! Рассудите! Помогите! Спасите! Этот солдат меня ограбил!
Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, — и хоть бы слово! Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою — только стоит мой Егор да мигает глазами — а сам бел, как глина!
Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:
— Ну?..
Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! Со стороны посмотреть: словно смеется человек.
Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:
— Повесить его! — толкнул лошадь под бока и двинулся дальше — сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.
Ослушаться было невозможно… Егора тотчас схватили и повели на казнь.
Тут он совсем помертвел — и только раза два с трудом воскликнул:
— Батюшки! батюшки! — а потом вполголоса: — Видит Бог — не я!
Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. Я был в отчаянии.

— Егор! Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу!
— Видит Бог, не я, — повторял, всхлипывая, бедняк.
Сама хозяйка ужаснулась. Она никак не ожидала такого страшного решения и в свою очередь разревелась! Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить…
Разумеется, всё это ни к чему не послужило. Военные, сударь, порядки! Дисциплина! Хозяйка рыдала всё громче и громче.
Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:
— Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… Ведь я ей простил.
Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, прошептал: «Егорушка, голубчик, праведник!» — и слезы закапали по его старым щекам.

ДУРАК

Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.
Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
— А вы всё еще верите в авторитеты?
— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!
Житье дуракам между трусами.
ГОЛУБИ

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — всё прямо, прямо… и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…
Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

Сказки И.С. Тургенева
PPT / 60.19 Мб

«Сказки И.С. Тургенева»

СЛАЙД 2 9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя и поэта, певца русской природы Ивана Сергеевича Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев — истинно русский человек, большую часть жизни прожил за границей. Писатель изъездил весь свет, знал всех великих людей своего времени, говорил на многих иностранных языках также свободно, как на своём родном. Но продолжал горячо любить родину и часто повторял: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись».

СЛАЙД 3 Иван Сергеевич Тургенев – один из классиков русской литературы. Его творчество началось со стихотворений. Самое знаменитое из них — «В дороге». Оно было положено на музыку, и так появился известный романс «Утро туманное, утро седое».

СЛАЙД 4 Видео. Романс «Утро туманное, утро седое» (1 мин 56 сек)

СЛАЙД 5 Относительно недавно заговорили о том, что Тургенев ещё и сказочник. А что же такое сказка?

Сказка — это один из древнейших жанров устного народного творчества, произведение занимательного характера с интересным сюжетом, чаще с добрым финалом, вымышленными героями, волшебными предметами. В незапамятные времена, когда люди ещё не умели писать, они сочиняли сказки, передавая их из уст в уста. В сказках живёт многовековая мудрость народа, его мечты и фантазии, богатый жизненный опыт. В героях сказок воплощены такие народные черты как: честность, справедливость, храбрость, красота и трудолюбие.

Народных сказок великое множество: это и бытовые сказки, и сказки волшебные, и сказки о животных. Несмотря на вымысел, в основе каждой из них лежит реальная жизнь людей. Народные сказки приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в справедливость, словом, помогали жить.

СЛАЙД 6 Именно народные сказки стали источником, который питали в своём творчестве великие русские писатели. Известен факт, что многие литературные сказки созданы на основе народных сказок. Прямой наследницей сказки народной стала пушкинская сказка. Великолепная сказительница народных сказок, няня А.С. Пушкина Яковлева Арина Родионовна прививала будущему писателю любовь к родной земле, к родному языку, вдохновляла на создание сказок. Так впоследствии появились такие чудесные произведения, как «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке» и многие – многие другие.

Сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек» тоже создана на основе народной. Ещё в детстве Аксаков слышал от крепостной крестьянки Пелагеи сказку, которую, став писателем, рассказал по-своему.

Многие из русских писателей обращались к жанру «сказка». Среди них были: В.И. Даль, В.Ф. Одоевский.

В скором времени жанр сказки стал распространяться по России. Теперь почти все русские классики обратились к сказке, отдавая ей дань. Это М. Е. Салтыков – Щедрин, Н. В. Гоголь, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко — всех назвать невозможно. Сказки этих писателей стали гордостью русской литературы.

Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в 19, ни в 20 веке не был известен в России как сказочник. Дело в том, что сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

СЛАЙД 7 Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле. Детские годы он провёл в богатой усадьбе матери Спасское — Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

СЛАЙД 8 Видео. «Спасское-Лутовиново» (1 мин)

СЛАЙД 9 Отец Тургенева, Сергей Николаевич, красавец, отставной полковник, женился на немолодой, богатой Варваре Петровне. Красота отца, блестящий ум матери привлекали в дом Тургеневых знатных гостей. Большой дом в Спасском с колоннами и галереями, певчие, театр и крепостные актёры – многие добивались чести быть приглашёнными к Тургеневым.

СЛАЙД 10 Маленький Иван бегал по аллеям и дорожкам парка усадьбы Лутовиновых.

Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве. Правда, таких книг, как сегодня, в то время было немного. Но именно впечатления детства впоследствии лягут в основу творчества.

СЛАЙД 11 Запомнились Ивану Тургеневу приезды в дом самого русского поэта В. А. Жуковского, который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней.

Вероятно, сказки рассказывала почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна. Эти истории, сказки не умерли и поныне живут в тургеневских местах, отголоски их слышны в «Записках охотника», особенно в рассказе «Бежин луг», где целый мир чудес предстаёт читателю: здесь домовой и барашек, говорящий человечьим голосом, водяной, леший, русалка.

СЛАЙД 12 В доме Тургеневых любили книгу. Известно, что в библиотеке Тургеневых сохранилось издание сказок народов мира на французском языке. Маленького Ваню особенно притягивала «библиотечная», где «стояли запыленные шкафы домашней работы». Первую свою книгу Иван добывал в результате своеобразного приключения. Ночью, когда все уснули в огромном доме, он вместе с одним своим приятелем из дворовых взломал старинный шкаф. Мальчик взобрался своему другу на плечи и вытащил с полки две толстые книги, которые они поделили. Тургеневу досталась «Эмблемата» М. Максимовича-Амбодика. Весь день он перелистывал свою таинственную книгу и лёг спать с целым роем смутных образов в голове. В книге сотни гравированных рисунков, к которым сделаны надписи на пяти языках. Рисунки и надписи представляли своего рода загадки. Книга произвела сильнейшее впечатление на ребёнка.

СЛАЙД 13 Интересен ещё и тот факт, связанный с так называемой Голубой тетрадью Варвары Петровны, матери Тургенева. В записи этого дневника, обращённой к детям, отмечено: «Сказку сказать». Толковать эту краткую запись можно по-разному: либо дети, братья Иван и Николай, должны были пересказать услышанную от няни или прочитанную самостоятельно сказку, либо мать желала, чтобы сыновья сочинили что-нибудь своё. А может быть, речь шла о любимом Пушкине и его сказочной поэме «Руслан и Людмила»?

Можно гадать, но ясно одно: книгу в доме Тургеневых любили, и сказки занимали там особое место.

Писатель часто путешествовал за границей, затем возвращался в Петербург, Москву и в Спасское — Лутовиново.

Возвратившись из-за границы, семья «зажила деревенской жизнью, дворянской, медленной, просторной – с обычной обстановкой гувернёров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек».

СЛАЙД 14 Звучит отрывок из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Деревня» (2 мин 4 сек)

СЛАЙД 15 Юный Иван Тургенев знакомится и дружит с простыми людьми с доброй и вольной душой, со знатоками и ценителями птичьего пения.

С ружьем и собакой прошагал Тургенев немалые вёрсты по окрестностям родной земли, нередко ночуя то в крестьянских избах, то в тесных сторожках лесников, то в укрытых травою и листопадом шалашах, на сеновалах, в сараях или просто на тёплой земле у потухающего костра.

СЛАЙД 16 Просмотр видеоклипа на стихотворение И. С. Тургенева «Собака»(1 мин 47 сек)

СЛАЙД 17 Иван Сергеевич Тургенев получил блестящее образование. Он закончил философский факультет Петербургского университета. В 20 лет он решает отправиться за границу, чтобы продолжить обучение в Берлинском университете, лучшем тогда в Европе, и получить звание магистра философии.

СЛАЙД 18 В 1843 – год начала литературного успеха Ивана Сергеевича Тургенева.

Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева, но нет ещё ни одного, кто бы твёрдо и уверенно мог сказать: «Я знаю всё Его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово». Да это и понятно! Просто невозможно изучить творчество Тургенева полностью, даже если посвятить этому всю жизнь. Всегда что-то или не до конца понято, или вообще рассмотрено поверхностно. Поэтому сегодня мы не будем рассматривать всё творчество в целом, а исследуем только часть его — «Сказки».

Не правда ли, это звучит немного необычно: Тургенев – и сказки? Мы знаем Ивана Сергеевича как автора замечатель­ных романов, множества повестей и рассказов, в том числе его знаменитых охотничьих рассказов, вошедших в сборник под заголовком «Записки охотника». Тургенев – поэт, драма­тург, автор 83 произведений редчайшего в русской литерату­ре жанра – стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов сере­дины девятнадцатого столетия.

Почти невозможно перечислить всех сто­рон деятельности И. С. Тургенева – литератора, гражданина, человека. Думаю, что многие, в том числе и вы, наверное, даже не подозревают, что в его творчестве для сказки тоже нашлось место. Об этой странице его творчества практически нигде не упоминается в источниках массовой информации.

Тургенев – и сказки? Даже те, кто достаточно хорошо знает творчество И. С. Тургенева, не припоминают, чтобы где-либо печатались сказки этого автора.

Однако документы свидетельствуют, что такие намерения у Ивана Сергеевича были.

СЛАЙД 19 Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье которых было трое детей.

СЛАЙД 20 В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рассказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном диване, получившем прозвище «Самосон». Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рассказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как его сказки действительно были очень хороши.

СЛАЙД 21 Я. П. Полонский в своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Самознайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым.

Чем интересны сказки Тургенева? О чем думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

СЛАЙД 22 Сказка «Капля жизни» наряду с тем, что интересна, еще и очень поучительна. А чем же она поучительна? Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою больную мать, идет в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Дня через два или три, как свидетельствует Полонский, «начиналась новая сказка…, что еще раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была ещё свежа и неистощима».

СЛАЙД 23 А вот и вторая, рассказанная в несколько приёмов сказка «Самознайка». «Жили – были два мальчика – два брата», один из которых, по имени Самознайка, был самоуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудительный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем не задумывался. Как только назревала новая неразрешенная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д. И естественно, у него ничего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все действия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним потешались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой…

У брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удавалось, так как он был честен и вдумчив. А что же было в сказке, как разворачивался сюжет, вы узнаете, прочитав сказку «Самознайка».

СЛАЙД 24 В одном из номеров «Литературной газеты» за 2008 год издатель Александр Владимирович Воробьёв написал: «Мы выпустили книгу «Сказок», проиллюстрировав её рисунками учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. Все, кому доводилось видеть её, отмечали уникальность издания».

СЛАЙД 25 В 2005 году в Орле увидело свет прекрасное подарочное издание, выпущенное Издательским Домом «ОРЛИК», которая и так и называется «Сказки И.С. Тургенева».

СЛАЙД 26 Книга долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые каким-то чудом что-то слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок, смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук Людмила Анатольевна Балыкова, которая перевела неизвестные ранее сказки Тургенева с французского языка на русский, возглавила работу по составлению сборника сказок Тургенева и сопроводила его Послесловием.

Издание «Сказок» — заметный вклад в тургеневское литературное наследие, это событие не только регионального, российского, но мирового значения. В этом замечательном сборнике три части:

СЛАЙД 27 Часть 1 – «Сказочные импровизации». В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

СЛАЙД 28 Часть 2 – «Удивительные истории». В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

СЛАЙД 29 Часть 3 – «Переводы волшебных сказок». В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

СЛАЙД 30 Тургеневу-сказочнику легко в этой радостной, светлой стихии, которой он смолоду очарован. Тогда же этот дар оказался востребованным с связи с подготовкой одного уникального издания. В 1862 году парижский издатель Ж. Этцель выпустил книжку сказок Шарля Перро с иллюстрациями замечательного художника Гюстава Доре. Инициативу подхватил известный русский издатель Маврикий Осипович Вольф, пожелавший напечатать в России сказки, в ту пору сравнительно мало известные русским детям из-за отсутствия хороших переводов. Решено было обратиться к Тургеневу.

СЛАЙД 31 Иван Сергеевич ограничился переводом лишь всего двух сказок – «Волшебница» и «Синяя борода».

И что за чудо были выполненные им переводы! Здесь впервые мы как будто слышим голос Тургенева-сказочника, с его волшебным даром слова, добродушием. Так опыт работы над переводом сказок французского классика приближал писателя к замыслу собственной книги для детей.

СЛАЙД 32 «Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке». Сказка о том, как в конце небесного путешествия на хвосте серебряной птицы зелёная лягушка превратилась в жёлтую. В отличие от подобного сюжета в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница», у Тургенева птица изначально наделена чертами существа необыкновенного. Она не только чрезвычайно добра, она ещё и удивительно красива – она вся отливает серебром. Особенно красив её длинный хвост, вызывающий зависть лягушке. Она живёт в ветвях высокого дерева, она витает в небе, поёт песни восходящему солнцу. И всё-таки она одинока и с готовностью спешит помочь лягушке вскарабкаться на дерево и увидеть открывающийся оттуда мир…

СЛАЙД 33 И чем же всё заканчивается? Фантастический ночной полёт лягушки на хвосте серебряной птицы заканчивается с наступлением зари. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоёт чудесную песню утренней зари.

Громкое чтение сказки «Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке».

СЛАЙД 34 В полном собрании сочинений и писем, в томе 12 можно найти сказку «Степовик» и её перевод. Текст записан Полиной Виардо. Сказка не датирована и не закончена. Предполагают, что она была продиктована Тургеневым Полине Виардо во время предсмертной болезни писателя в 1883 г. Возможно, сказка предназначалась для внучки П. Виардо – Жанны Шамро.

Герой сказки – маленькое существо Степовик, возможно, заимствован Тургеневым из южно – русского фольклора.

Громкое чтение сказки «Степовик».

Приведенный текст совпадает с зачином рассказчика из «Записок охотника», только постаревшего.

СЛАЙД 35 15 апреля 2018 года в Орловском Театре кукол состоялась премьера спектакля по сказкам И.С. Тургенева под названием «Капля жизни». В основу пьесы, написанной Н. Захаровой, легли сказки Ивана Сергеевича Тургенева «Степовик», «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке» и «Капля жизни».

СЛАЙД 36 Видео «Премьера спектакля «Капля жизни». (2 мин 12 сек)

СЛАЙД 37 На страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший. Тургенев в своих сказках хочет донести основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать, — это любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям. Проживи И.С. Тургенев дольше, несомненно, он написал бы ещё много произведений для детей. Но…к сожалению…

Жизнь великого русского писателя оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, продлись его годы — он обязательно записал бы свои, сочиненные и рассказанные им в разное время сказки для детей, написал бы новые детские сказки, рассказы, повести,- и у детей всего мира появился бы новый, интересный, незабываемый сказочник- Иван Сергеевич Тургенев.

СЛАЙД 38 Памятником великому писателю в России является Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское — Лутовиново». Музей-заповедник — это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, а также единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.

«Рудин», «Дворянское гнездо», «Фауст», «Отцы и дети», «Накануне», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви», стихотворения в прозе –далеко не полный перечень тургеневских произведений, история создания которых связана с родовым имением писателя во Мценском уезде Орловской губернии.

СЛАЙД 39 В городе Орле находится «Орловский объединённый государственный литературный музей И.С. Тургенева», основанный в ознаменование 100 — летия со дня рождения писателя. Первоначальное название «Музей-библиотека им. И.С. Тургенева».

СЛАЙД 40 Писатель Д.Н. Мамин – Сибиряк говорил: «Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян», — писал

СЛАЙД 41 Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *