Тургенев сфинкс

«Дней Александровых прекрасное начало…»

Утром после переворота к присяге новому императору были приведены Сенат и Синод, а Александр в Зимнем дворце подписал Манифест, в котором сообщалось, что батюшка «скончался скоропостижно апоплексическим ударом», а наследник будет управлять «по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой».

Ради справедливости надо признать, что воцарение Александра было сразу встречено с восторгом, который объяснялся личными качествами государя. Светловолосый, голубоглазый, подтянутый и любезный, он при этом всегда был скромен и даже кроток. Жители Петербурга впервые увидели императора, гуляющего пешком по городу и раскланивающегося с прохожими! Во время своей коронации 15 сентября 1801 года в Москве Александр, по некоторым свидетельствам, испытывал неловкость от чуждых ему роскоши и почестей, скорее всего, ему в этот момент являлась тень убитого отца.

Но как государственный деятель, Александр I сразу «прошелся» по всем реформам и распоряжениям Павла. В этом ему помог Негласный комитет, образованный из самого государя и его друзей и единомышленников. В их числе – инициатор создания этого комитета, либерал граф П. А. Строганов, пришедший вместо Панина на место канцлера В. П. Кочубей, граф Н. Н.Новосильцев, польский князь Адам Чарторыйский. Надо отметить, что члены комитета сильно разнились в своих взглядах, один обожал французов, другой радел душой за поляков, а самое главное, что, увлекаясь либеральными идеями, никто из них не обладал профессиональными знаниями в политике, экономике, юриспруденции и прочем. Кроме того, они упивались близостью к императору, возможностью влиять на молодого государя, давали ему разнообразные и противоречивые советы. Правда, часть распоряжений была подготовлена при участии М. М. Сперанского, которого знал, высоко ценил и рекомендовал В. П. Кочубей. Екатерининские вельможи назвали Негласный комитет «шайкой якобинцев».

Историк В.О. Ключевский так характеризовал первый период правления Александра I: «…он принес на престол больше благих желаний, чем практических средств для их осуществления». Ключевский убежден, что Александр не знал ни прошлого, ни будущего своей страны, изменения, которые он предполагал сделать, не были им обоснованы и продуманы». Можно привести следующий исторический пример: Негласный комитет обсудил «Жалованную грамоту Российскому народу», в которой провозглашалась неприкосновенность личности, а также право россиян «пользоваться невозбранно свободою мысли, веры и исповедания, богослужения, слова или речи, письма или деяния. Но затем члены комитета пришли к мнению, что обнародовать такую грамоту несвоевременно, и она легла под сукно. Впоследствии под сукно легли и реформы Сперанского, смыслом которых были определенные демократические преобразования.

Для начала Александр исправил павловские минусы на собственные плюсы: вернул всех уволенных, объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей. Был также снят запрет на ввоз различных промышленных товаров, отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг, восстановлено в полном объеме действие екатерининской Жалованной грамоты дворянству и городам. Одновременно была ликвидирована учрежденная «бабушкой» Тайная экспедиция Сената, занимавшаяся сыском и расправой, а все следствия по политическим делам были переданы в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов был адресован крестьянам: в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоз сельскохозяйственных продуктов за границу.

Помимо различных указов об амнистии, император изменил унизительное в ту пору положение духовенства. Он запретил подвергать священнослужителей телесным наказаниям. Сам Александр до поры до времени без фанатизма относился к религии, придерживаясь мнения, что у каждого человека должна быть своя, «внутренняя церковь», а уж каким путем человек придет к Богу, в каком храме, православном, католическом или ином, он будет ему молиться – вопрос менее существенный. В 1803 году царя посетил известный масон Бебер. Он изложил Александру сущность учения и просил об отмене в России запрещения, наложенного на масонские ложи. Историки до сих пор не могут точно сказать, стал ли российский государь масоном. Но сами масоны видели в нем не чуждого им человека. Известно, что портреты Александра стояли в ложах на почетных местах. Одна из литовских лож упоминала о нем в переписке как о члене своей организации. Перед смертью же Александр запретил масонские ложи как рассадник вольнодумства.

Из законов и реформ, которые были приняты уже не в пику Павлу I, можно отметить «Указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому крестьяне могли вступать в сделки с помещиками, освобождаться с землей и, не записываясь в другое состояние, продолжали называться вольными хлебопашцами. Несмотря на многообещающее название, плодами этого указа воспользовались примерно 50 тысяч человек в 40-миллионной России.

В начале своего правления Александр искренне пытался перестроить «бесформенное» здание российского внутреннего устройства. В 1802 году были созданы восемь министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения. Это была не просто замена коллегий, но и попытка сделать ответственность персональной, управление – централизованным, как мечтал еще Павел I. Но в ходе преобразований прежние учреждения сталкивались с новыми, что обесценивало и содержание реформ, и их восприятие. Впоследствии в разные периоды разные министры приобретали особое влияние, потом попадали в опалу, что тоже не способствовало слаженной работе министерств и пользе Отечеству.

Императором был учрежден Непременный (позже Государственный) совет – законосовещательный орган, в состав которого входили 12 человек, в том числе, главнейшие участники заговора Платон и Валериан Зубовы. Рассмотрению Совета подлежали все важнейшие дела и проекты установлений. Сенату постепенно была отведена участь высшей судебной инстанции. Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи – митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены. С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Апофеоз Александра I. Аллегория на восшествие на престол. Худ. В. Нойман

Александр I. Худ. Дж. Доу

Н. Н. Новосильцев

Портрет В. П. Кочубея. Худ. Ф. Жерар. 1809 г.

Адам Чарторыйский

Портрет князя. А. Н. Голицына. 1840 г. Худ. К. Брюллов

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

Прекрасное изображение безобразного

1. Прекрасное изображение безобразного В любой культуре рядом с собственной концепцией Прекрасного всегда есть и свое представление о Безобразном, хотя по археологическим находкам обычно трудно установить, действительно ли то или иное изображение считалось

Дней Ивановых прекрасное начало. Реформы

Дней Ивановых прекрасное начало. Реформы Курбский, за ним Карамзин, а там и такие бойкие сочинители, как Радзинский, приписывают первый этап деятельности царя Ивана влиянию избранного кружка бояр.Курбский называет этот кружок, уже находясь на польско-иммигрантских

Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье — В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?— Средневековье длилось очень

III. ПРЕКРАСНОЕ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ КАТЕГОРИЯ

III. ПРЕКРАСНОЕ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ КАТЕГОРИЯ 1. Люди Средневековья постоянно рассуждают о красоте всего сущего. Если история этой эпохи и полна темных мест и противоречий, то образ вселенной, который был создан философами и теологами, наполнен светом и оптимизмом. «И

5.1. Солнечно-прекрасное одеяние

5.1. Солнечно-прекрасное одеяние Во время путешествия на Запад из Танской империи в поисках рукописей Будды монах Трипитака и его спутник, Царь обезьян, пришли к некоему монастырю, в коем имелось более 70 залов и более 200 монахов, и попросились переночевать. Во время

Глава I Где начало того конца, которым заканчивается начало?

Глава I Где начало того конца, которым заканчивается начало? Я презираю лживых, лицемерных, Молитвенников сих, ослов примерных. Они же, под завесой благочестъя Торгуют верой хуже всех неверных. Омар Хайям «У нас в Англии есть поговорка: зачем лаять самому, если собака

«Дней Иоанновых прекрасное начало»

«Дней Иоанновых прекрасное начало» Начало самостоятельного правления Ивана Грозного (с 1547 г. до периода между 1560 и 1565 гг.) отнюдь не предвещало того, чем это царствование закончилось, – «самодержавной революции». В результате реформ, на которые подвигла молодого царя

Глава 11 Прекрасное Архангельское

Глава 11 Прекрасное Архангельское Именно здесь торжество природы гармонично слилось с настоящим величием старой русской аристократии. Архангельскому было суждено стать достойным обрамлением для уникальных Юсуповских коллекций. Гармония такого рода встречается очень

Глава 9. Провал хитроумного маневра-«трюка» – начало черных дней так славно начавшего Ганнибала…

Глава 9. Провал хитроумного маневра-«трюка» – начало черных дней так славно начавшего Ганнибала… Провал римского блефа стал военно-политическим поражением пунийского полководца.Неудачный поход Ганнибала на Рим показал, что у него нет ни продуманного плана ведения

Дней фердинандовых прекрасное начало…

Дней фердинандовых прекрасное начало… В общем, благодаря умению договариваться и близости взглядов царственные супруги одним махом перетащили свое государство из феодальной раздробленности в типичный абсолютизм – что правящий тандем скажет, то и будет, а возможности

Глава Вторая. «Дней Александровых прекрасное начало»… «Кочующий деспот»

Глава Вторая. «Дней Александровых прекрасное начало»… «Кочующий деспот» От радости в постели Распрыгалось дитя: «Неужто в самом деле? Неужто не шутя?» А мать ему: «Бай, бай! Закрой свои ты глазки; Пора уснуть уж наконец, Послушавши как царь-отец Рассказывает

Вновь «Дней Александровых начало»

1. Вновь «Дней Александровых начало» Не стало императора-жандарма, беспощадного тюремщика несчастной России, и на престол вступил человек во цвете лет — Александру было 37 лет в 1855 году — воспитанник поэта Жуковского.Александр II напоминал личной привлекательностью

Глава 10 Стратегия и прекрасное

Глава 10 Стратегия и прекрасное Есть в Калькутте два заметных архитектурных памятника, стоящих неподалеку друг от друга. Они связаны с именами двух великих горожан, создававших идеи и идеалы, которыми ныне, в XXI в., питаются политика и культура, как индоокеанские, так и

«Дней Александровых прекрасное начало…»

«Дней Александровых прекрасное начало…» Утром после переворота к присяге новому императору были приведены Сенат и Синод, а Александр в Зимнем дворце подписал Манифест, в котором сообщалось, что батюшка «скончался скоропостижно апоплексическим ударом», а наследник

3. Прекрасное как трансцендентное

3. Прекрасное как трансцендентное 3.1. Эстетическое видение вселенной Человек Средневековья постоянно говорит о красоте всего бытия, и если история этой эпохи полна мрака и противоречий, то образ вселенной, каким он предстает в сочинениях его теоретиков, преисполнен



Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твердый, скрыпучий песок… песок без конца, куда ни взглянешь!

И над этой песчаной пустыней, над этим морем мертвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.

Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздернутые ноздри – и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?

А что-то хотят сказать они! Они даже говорят – но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.

Ба! Да я узнаю эти черты… в них уже нет ничего египетского. Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая – и эти широко расставленные небольшие глаза… а на голове шапка волос, рассеченная пробором… Да это ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?

Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже – сфинкс.

И глаза твои – эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже… И так же безмолвны и загадочны их речи.

Только где твой Эдип?

Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!

Приветствуем вас на нашем сайте! У нас вы найдете книги следующих жанров литературы: Фантастика (Космическая, Социальная, Боевая, Эпическая, Героическая, Детективная, Детская, Юмористическая, Альтернативная история, Киберпанк, Прочее); Фэнтези (Фэнтези, Ужасы и Мистика), Проза (Классическая, Историческая, Юмористическая, Военная, Современная, Детская, Контркультура, Русская Классика, Советская Классика); Детективы (Классические, Полицейские, Иронические, Исторические, Шпионские, Криминальные, Политические, Фантастические, Детские, Крутой Детектив, Прочее); Остросюжетное (Боевики, Маньяки, Триллеры), Приключения (Вестерны, Индейцы, Морские, Путешествия, Исторические, Природа и Животные, Детские, Приключения: Прочее). Все книги в нашей библиотеке сгруппированы по алфавитному порядку по авторам и по названиям произведений. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Популярные авторы нашей библиотеки — Арош Урзнан, Абеляр Тайша, Бореев Георгий, Кастанеда Карлос, Монро Роберт, Ситчин Захария, Кийосаки Роберт, Бах Ричард, Булгаков Михаил, Вебстер Ричард, Доннер Флоринда, Зеланд Вадим, Трансерфинг, Келдер Питер, Кехо Джон, Крайон, Козлов Николай, Коэльо Паоло, Ксендзюк Алексей, Купер Фенимор, Лаберж, Лазарев С, Н, Лао Цзы, Лири Тимоти, Мегре, Анастасия, Мельхиседек Друнвало, Маслоу Абрахам, Моуди Роберт, Мулдашев Эрнст, Норбеков Мирзакарим, Окуден Гендай, Пелевин Виктор, Пинт Александр, Рампа Лобсанг, Сильва Хосе метод, Старец Игорь, Тайна Исихазма, Странник, Тихоплав В, Ю, Толкиен Джон, Уолш Нил Доналд, Фармер Филип, Хаббард, Дианетика, Чиа Монтеки, Чопра Дипак, Шри Ауробиндо.

Версия 0.9, 2 декабря 2010 г.

Образное выражение «загадка сфинкса», восходящее к античным преданиям и применяемое к чему-либо непонятному или трудно разрешимому (по древнегреческой мифологии, загадку сфинкса разгадал Эдип, сын фивского царя Лая и Иокасты), было широко распространено в русской литературе уже в первой половине XIX века (подобно тому, как и самое изваяние сфинкса было тогда очень популярно в русском прикладном искусстве). Мы находим это выражение в известном четверостишии Пушкина о Дельвиге, направленном ему «при посылке бронзового сфинкса» (1829), и в статье В. Г. Белинского (1842) о романе Н. Кукольника («деятельность Кукольника вовсе не сфинксова загадка, для решения которой был бы нужен новый Эдип»). Популяризации этого образа в русской поэзии содействовало стихотворение Г. Гейне «Das ist der alte Märchenwald» («Этот старый сказочный лес»), служившее прологом к 3-му изданию «Книги песен» (1839), много раз переводившееся на русский язык (первый раз в «Отечественных записках» — июль 1856 г.) — иногда под заглавием «Сфинкс», — в котором есть строки:

O, schöne Sphinx! O, löse mir
Das Räthsel, das Wunderbare!
Ich hab’ darüber nachgedacht
Schon manche tausend Jahre 1 .

Образ сфинкса не оставлял Тургенева на всем протяжении его литературной деятельности. Уподобление России сфинксу в первый раз встречается у Тургенева в его письме к П. Виардо от 4 (16) мая 1850 г. из Куртавнеля: «Россия подождет — эта огромная и мрачная фигура, неподвижная и загадочная, как сфинкс Эдипа. Она поглотит меня немного позднее. Мне кажется, я вижу ее тяжелый, безжизненный взгляд, устремленный на меня с

1 О прекрасный сфинкс! Разреши мне / удивительную загадку! / Я думал о ней / уже многие тысячи лет.

холодным вниманием, как и подобает каменным глазам. Будь спокоен, сфинкс, я вернусь к тебе, и тогда ты можешь пожрать меня в свое удовольствие, если я не разгадаю твоей загадки! Но оставь меня в покое еще на несколько времени! Я возвращусь к твоим степям!» Об этом же Тургенев вновь вспоминает в письме к В. Делессер от 16 (28) июля 1864 г. из Баден-Бадена: «Мои раздумья часто шли в том же направлении, что и ваши — и сфинкс, который будет всегда перед всеми возникать, смотрел на меня своими неподвижными, пустыми глазами, тем более ужасными, что они отнюдь не стремятся внушить вам страх. Мучительно не знать разгадки; еще мучительнее, быть может, признаться себе в том, что ее вообще нет, ибо и самой загадки не существует вовсе». Ср. стихотворение Ф. И. Тютчева, написанное в августе 1869 г.:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Стихотворение «Сфинкс» есть также у Я. П. Полонского; Тургенев писал о нем автору 6 (18) декабря 1879 г. «Твое стихотворение Сфинкс недурно — но как-то холодновато и отзывается деланностью».

Указанные параллели не исключают возможности предположить, что стихотворение Тургенева генетически связано с упоминаемым Герценом «неразгаданным сфинксом русской жизни». В главе XXX четвертой части «Былого и дум» Герцен писал о двух противоположных разгадках, которые давали этой неразрешимой задаче западники и славянофилы: «Чаадаев и славяне <славянофилы> равно стояли перед неразгаданным сфинксом русской жизни, — сфинксом, спящим под солдатской шинелью и под царским надзором; они равно спрашивали: «Что же из этого будет? Так жить невозможно: тягость и нелепость настоящего очевидны, невыносимы — где же выход?» — «Его нет», — отвечал человек петровского периода, исключительно западной цивилизации, веривший при Александре в европейскую будущность России. <П. Я. Чаадаев> <. > «Выход за нами, — говорили славяне, — выход в отречении от петербургского периода, в возвращении к народу, с которым нас разобщило иностранное образование, иностранное правительство; воротимся к прежним нравам!»» Далее, подробнее характеризуя пристрастия славянофилов «к старинным неуклюжим костюмам», Герцен приводит анекдот о «мурмолке» К. Аксакова: «»Во всей России, кроме славянофилов, никто не носит мурмолок. А К. Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина», — рассказывал, шутя, Чаадаев». Хотя эта же шапка — «мурмолка» упомянута была Тургеневым в выпущенной впоследствии сатирической XXVIII строфе его поэмы «Помещик» (наст. изд. т. 1, с. 478), но очень вероятно, что именно приведенные слова Герцена внушили Тургеневу заключительные строки данного стихотворения в прозе («. не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс»). Во французском переводе (Revue politique et littéraire, 1882, № 25, p. 774) вместо слова «мурмолка», непонятного французам, прямо сказано: «славянофильский колпак» (un bonnet de slavophile).

«Природа — сфинкс. И тем она верней…» Ф.Тютчев

«Природа — сфинкс. И тем она верней…» Федор Тютчев

Природа — Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…»

Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а природная наблюдательность дала обширную пищу для размышлений и выводов, которые и легли в основу многих произведений. Причем, сам автор признавался, что рождались они спонтанно. Тютчев обдумывал какую-либо мысль или же идею, а ответ на поставленный вопрос рождался в стихотворной форме.

Именно так произошло с коротким четверостишием «Природа – сфинкс. И тем она верней…», в первой строчке которого уже содержится интригующее заявление. Действительно, разгадать секреты мироздания никому еще не удалось, и Тютчев был одним из тех, кто в свое время пытался это сделать. Автор не понаслышке знал о том, что в спорах о том, как именно устроен этот мир, было сломлено огромное количество копий. Тем не менее, даже поэты 19 века условно разделились на романтиков и философов. Первые описывали красоту природы и искренне ею восхищались. Вторые пытались найти ответы на интересующие их вопросы методом проб и ошибок. Примечательно, что Тютчев был в душе одновременно и романтиком, и философом, что явственно прослеживается по его произведениям. Однако он считал неприемлемым для себя тратить рифмы на восхваление окружающего мира, пытаясь не только найти смысл земного существования человека, но и провести параллель между различными событиями и явлениями.

Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней…» было написано в 1869 году, когда поэт уже разменял седьмой десяток и прекрасно понимал, что его жизни близится к логическому завершению. Именно тогда он отказался от попыток постичь тайны этого мира. Но не потому, что разуверился в собственных силах или же устал искать объяснения необъяснимому. Саму природу автор считает великой искусительницей, которая так ловко ввела человечество в заблуждение, что ему не остается ничего иного, как признать собственное поражение. Между тем, Тютчев не исключает такой возможности, «что, может статься, никакой загадки от века нет и не было у ней». Просто люди сами захотели поверить в чудеса и убедили себя в том, что они действительно существуют. Между тем, сам поэт убежден, что любое явление имеет свое логическое объяснение, однако мир еще не готов к тому, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Русский народ в изображении И.С. Тургенева

Тургенев принадлежал к плеяде крупнейших русских писате­лей второй половины XIX века. На склоне жизни он создал лирико-философские «Стихотворения в прозе». Не все произведения из этого цикла включены в школьную программу, хотя многие из них имеют большое воспитательное значение в образовательном процессе.

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи», «Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.

В стихотворении «Два богача» богачу Ротшильду, «который из своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных…», Тургенев противопоставил бедное крестьянское семейство, «принявшее сироту-племянницу в свой разоренный домишко». «Возьмем мы Катьку,- говорила баба, — последние гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…»

— А мы ее… и не соленую,- ответил мужик, ее муж.

Сколько подлинного благородства, сердечности и моральной силы в этом мужике. И Тургенев не случайно заканчивает стихотворение «Два богача» восклицанием: «Далеко Ротшильду до этого мужика!» .

Глубина чувств простого русского человека запечатлена в образе молодого извозчика, скорбящего о смерти своей жены в стихотворении «Маша».

Особенно любил Тургенев беседовать «с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами, прибывавшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой — в надежде и самим прокормиться и собрать на оброк господам».

Вот однажды он беседует с таким извозчиком. «Парень лет двадцати, рослый, статный, молодец молодцом; глаза голубые, щеки румяные; русые волосы вьются колечками из-под надвинутой на самые брови заплатанной шапоньки. И как только налез этот рваный армячишко на эти богатырские плеча!» Парень стал рассказывать ему о своей жене. Тургенев отмечает, что «русские, как правило, не склонны к нежным чувствам», но в словах извозчика звучала «необычайная нежность». » И как же дружно мы жили с ней! Без меня скончалась. Я как узнал здесь, что ее, значит, уже похоронили, — сейчас в деревню поспешил, домой.

Приехал — а уж за́ полночь стало. Вошел я к себе в избу, остановился посередке и говорю так-то тихохонько: «Маша! а Маша!» Только сверчок трещит». Горе, сострадание звучат в словах извозчика: «Заплакал я тутотка, сел на избяной пол — да ладонью по земле как хлопну! «Ненасытная, говорю, утроба. Сожрала ты ее. сожри ж и меня! Ах, Маша!» .

В стихотворении «Щи», так же как и в стихотворении «Два богача», мир богачей, бар, противопоставляется миру бедных, нищих крестьян, причем симпатии писателя-гуманиста на стороне последних. Одинаковое горе, казалось бы, должно было сблизить двух матерей, но социальное неравенство рождает бездну между женщинами, и одна мать, которая некогда пережила такое же горе, не понимает и никогда не поймет другую.

У вдовы умер единственный сын. Помещица, потерявшая несколько лет назад девятимесячную дочь, навещает бабу. Она застала ее дома. «Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой. Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли. но она держалась истово и прямо, как в церкви».

«А щам не пропадать же: ведь они посолённые»,- говорит она.

«Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево» .

Одно из тургеневских стихотворений в прозе, «Повесить его!», имеет историческую основу. События происходят в преддверии битвы при Аустерлице, печально вошедшей в историю как позорно проигранная Россией. Кажущаяся с первого взгляда печальной реалией жизни русских солдат в Австрии, где ими творились грабежи и бесчинства, а в суматохе войны наказывались и правые, и виновные, история эта помимо конкретно-исторического имеет другой, гораздо более важный, нравственно-философский аспект. Основой стихотворения послужил один из важнейших, «проклятых» вопросов, рассматриваемый в произведениях Пушкина, Толстого, Достоевского, — что есть Истина и что есть человек перед ее лицом? Проблема эта в рассказе «Повесить его!» решается автором на примере истории, трагический исход которой намеренно снижен ее обыденными, бытовыми обстоятельствами, истории о том, как денщик офицера-повествователя оказался приговорен к смерти по ничтожному, несправедливому обвинению в воровстве кур хозяйки, в доме которой они остановились. Эта трагически нелепая ситуация, когда хозяйка, обвиненный ею Егор Автамонов, в реальности «честный и смирный» человек, и его господин предстали перед судом в лице проезжавшего мимо генерала, выявляет нравственный уровень личности каждого героя. При вынесении генералом, «рассеянным и угрюмым человеком», приговора нам открывается сущность Егора Автамонова, «праведника», как называет его офицер-повествователь. Будучи человеком кристально чистым, абсолютно честным, преданным службе, Егор и не пытался защитить себя перед генералом. Очевидно, уверенный в своей невиновности, зная, что чист перед богом, он надеялся на справедливый суд и не видел необходимости доказывать свою непричастность к воровству этому человеку, «толстому и обрюзглому», «с понурой головой», которому, собственно, была безразлична судьба Егора. «Истина не требует доказательств» — так, наверное, думал денщик, вытянувшийся в струнку, испуганный, «белый, как глина», но все-таки молчавший. Как истинный праведник, Егор смог достойно принять смерть, страшное приказание генерала, повторяя только: «Видит бог, не я», знал, что предстанет перед всевышним, более милосердным судьей, с чистой совестью. Кроме того, он прощает хозяйку, просит, «чтобы она не убивалась», понимая, что эта женщина, прозревшая ценой его гибели, останется жить с тяжким грузом вины. Она, погубившая свою душу этим грехом, наказана гораздо в большей степени, нежели Егор. Духовная сила этого человека ставит его неизмеримо выше других героев. Хозяин же его, в отличие от своего денщика, не выдержал испытания правдой. Будучи человеком другого уровня нравственного развития, офицер не понимает, почему Егор не оправдывается, не борется за свое спасение, «ничего не говорит генералу» . Несмотря на отчаяние, на нестерпимую жалость, хозяин Автамонова смалодушничал, не решился защитить своего подчиненного: страх самому оказаться в немилости, вызвать гнев генерала был сильнее. Эта косвенная вина в смерти Егора так и осталась незаживающей раной, несмываемым пятном позора в душе офицера, который спустя много лет в полной мере осознал необыкновенные нравственные качества своего денщика и также простил себя.

В «Стихотворениях в прозе» с особой теплотой Тургенев пишет о родине. Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.

Пейзажная зарисовка, данная в произведении «Деревня» проникнута пониманием деревенской крестьянской жизни, к самому русскому крестьянству и радостью, что это уже не крепостная деревня, а вольная. Благодаря этому создается идеализация деревенского быта того времени. Упоминание в конце стихотворения о русско-турецкой войне 1878 года и мечте «патриотов» о том, чтобы водрузить «крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде», имеет тот смысл, что благоустройство жизни крестьянина, а не войны и не захват земель и городов должны составлять истинный предмет забот русского человека.

Сфинкс – крылатое чудовище с туловищем льва и женскою головою. Обитая на скале близ Фив, сфинкс задавал прохожим загадку и уничтожал тех, кто не мог их решить. А загадка была такая: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Эдип разгадал загадку сфинкса. И фиванцы сделали его своим царем.

Образ сфинкса не оставлял Тургенева на всем протяжении его литературной деятельности. Уподобление России сфинксу в первый раз встречается у Тургенева в его письме к П. Виардо от 4 (16) мая 1850 г. из Куртавнеля: «Россия подождет — эта огромная и мрачная фигура, неподвижная и загадочная, как сфинкс Эдипа. Она поглотит меня немного позднее. Мне кажется, я вижу ее тяжелый, безжизненный взгляд, устремленный на меня с холодным вниманием, как и подобает каменным глазам. Будь спокоен, сфинкс, я вернусь к тебе, и тогда ты можешь пожрать меня в свое удовольствие, если я не разгадаю твоей загадки! Но оставь меня в покое еще на несколько времени! Я возвращусь к твоим степям!» . Эта мысль появляется в стихотворении «Сфинкс». Можно догадаться, что стихотворение Тургенева связано с «неразгаданным сфинксом русской жизни». Русский мужик представляется Тургеневу сфинксом, таящим загадку: «Да это ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?» Эту загадку не разгадали даже славянофилы. А эта полемика с ними заключается в строке: «Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!»

Нимфы — мифологические божества, населяющие моря, реки, долины, леса. Они восходили на Олимп, участвовали в совете богов, вели веселую жизнь, вдохновляли поэтов. В их культе сказывался жизнерадостный дух сказочного мира. Мечта о возрождении этого духа роднит Тургенева с Шиллером и Гете.

Пана древние греки почитали как покровителя пастухов, охотников, рыбаков, пчеловодов. Он бродит по лесам и горам, гуляет с нимфами, играет на свирели. Выражение «Умер великий пан!» в стихотворении «Нимфы», впервые употребленное Плутархом, означает конец целой эпохи.

Одними из очевидно выраженных интересов Тургенева являются религиозные мотивы, сконцентрированные в основном вокруг проблемы соотношения небесной истины и человеческой правды и интерпретации образа Христа. Произведения, в которых делалась попытка создать художественный образ Христа, были Тургеневу хорошо известны. Еще в 1850-х годах он видел, например, знаменитую картину А. Иванова «Явление Христа народу», созданную не без воздействия указанной книги Штрауса, которую в юности читал и Тургенев, знал картину И. Н. Крамского «Христос в пустыне» и полемику этого художника с М. М. Антокольским, создавшим скульптуру «Христос перед судом народа» (1875). Эта скульптура, в которой Антокольский, по его собственным словам, пытался изобразить Христа «как можно проще, покойнее, народнее», была создана в 1878 г. т. е. как раз в год, когда была организована всемирная выставка скульптуры в Париже. Образ Христа создан Тургеневым в стихотворении «Христос». Во всех авторских рукописях заглавие этого стихотворения в прозе имело подзаголовок «Сон» (за несколько лет перед тем в рассказе «Живые мощи» Тургенев изобразил сон Лукерьи о Христе).

Сон превратился в видение. Мысль о простоте, обыденности Христа является основной в стихотворении. В церкви юноша видит человека, у которого «…лицо, похожее на все человеческие лица, те же обычные, хоть и незнакомые черты». «Только тогда я понял, что именно такое лицо — лицо, похожее на все человеческие лица, — оно и есть лицо Христа» . И одежда у него обыкновенная. Христос — человек, он такой же, как все люди.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра «Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» .

Сфинкс — Стихотворения в прозе (1878-1882) — И.С. Тургенев

Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твердый, скрыпучий песок. песок без конца, куда ни взглянешь!

И над этой песчаной пустыней, над этим морем мертвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.

Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздернутые ноздри — и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?

А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.

Ба! Да я узнаю эти черты. в них уже нет ничего египетского. Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза. а на голове шапка волос, рассеченная пробором. Да это ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич моя, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?

Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс.

И глаза твои — эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже. И так же безмолвны и загадочны их речи.

Только где твой Эдип?

Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!

Послушать стихотворение Тургенева Сфинкс

Темы соседних сочинений

Тургенев

27 мая 2005 года в Невской анфиладе парадных покоев Зимнего дворца открылась экспозиция, которая насчитывает свыше тысячи экспонатов, тесно связанных с жизнью и деятельностью императора Александра I, из собрания Государственного Эрмитажа, музеев и архивов Санкт-Петербурга и Москвы: архивные документы, портреты, мемориальные вещи; многие памятники представлены впервые.

«…Сфинкс, не разгаданный до гроба, О нем и ныне спорят вновь…» — писал почти через полвека после смерти Александра I П.А.Вяземский. Эти слова актуальны и в наши дни — спустя 180 лет со дня кончины императора.

Выставка, собравшая множество вещественных и документальных свидетельств, рассказывает об эпохе Александра и позволяет проследить судьбу императора от рождения до смерти и погребения в Петропавловском соборе. Уделено внимание и своеобразной мифологии, окружающей безвременную кончину Александра Павловича в Таганроге — знаменитая легенда о сибирском отшельнике старце Федоре Кузьмиче, под именем которого якобы скрывался удалившийся от света император Александр I.

На экспозиции представлены портреты Александра I, выполненные русскими и европейскими живописцами, скульпторами и миниатюристами. Среди них работы Дж.Доу, К.А.Шевелкина и недавно приобретенный портрет кисти крупнейшего миниатюриста первой четверти XIX века А. Беннера.

Следует отметить и другие приобретения Эрмитажа, демонстрирующиеся на выставке: «Портрет Наполеона», исполненный известным французским художником-миниатюристом, учеником знаменитого Ж.Л.Давида, придворным мастером Наполеона Ж.-Б.Изабэ и «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны», написанный с натуры Э.Г.Боссе в 1812 году.

Наряду с уникальными документами, и автографами Александра I и лиц его ближайшего окружения представлены личные вещи императора: парадный костюм семилетнего великого князя Александра Павловича, костюм кавалера Ордена Святого духа, коронационный мундир (считается, что жилет к нему сшит самим императором), кипарисовый крест, медальон с прядями волос Александра I и Елизаветы Алексеевны, неопубликованные письма воспитателей будущего императора Ф.Ц.Лагарпа и Н.И.Салтыкова, учебные тетради.

Ценные экспонаты предоставил коллекционер В.В.Царенков: в их числе расшитый золотом портфель, которым Александр I пользовался в дни Венского конгресса и три редкие акварели работы Гавриила Сергеева «Александрова дача».

К выставке коллективом сотрудников Государственного Эрмитажа подготовлен иллюстрированный научный каталог, общим объемом 350 страниц (изд-во «Славия»). Вступительные статьи к изданию написаны директором Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровским и директором Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко.

Примерный сын и любящий внук

Александр I был сыном Павла I и внуком Екатерины II. Императрица недолюбливала Павла и, не видя в нём сильного правителя и достойного преемника, все нерастраченные материнские чувства отдавала Александру.

С детства будущий император Александр I часто проводил время с бабушкой в Зимнем дворце, но тем не менее успевал бывать и в Гатчине, где проживал отец. По мнению доктора исторических наук Александра Мироненко, именно эта двойственность, проистекающая из желания угодить столь разным по темпераменту и взглядам бабушке и отцу, сформировала противоречивый характер будущего императора.

«Александр I в юношестве любил играть на скрипке. В это время он переписывался со своей матерью Марией Фёдоровной, которая сказала ему, что он слишком увлекается игрой на музыкальном инструменте и что ему следует больше готовиться к роли самодержца. Александр I ответил, что лучше будет играть на скрипке, чем, как его ровесники, в карты. Он не хотел царствовать, но в то же время мечтал излечить все язвы, исправить любые непорядки в устройстве России, сделать всё так, как в его мечтаниях должно быть, а после этого отречься», — рассказал в интервью RT Мироненко.

По мнению экспертов, Екатерина II хотела передать трон своему любимому внуку, минуя законного наследника. И лишь внезапная смерть императрицы в ноябре 1796 года нарушила эти планы. На престол взошёл Павел I. Началось короткое, длившееся всего четыре года правление нового императора, получившего прозвище Русский Гамлет.

Чудаковатого Павла I, помешанного на муштре и смотрах, презирал весь екатерининский Петербург. Вскоре среди недовольных новым императором возник заговор, итогом которого стал дворцовый переворот.

«Неясно, понимал ли Александр, что отстранение его родного отца от трона невозможно без убийства. Тем не менее Александр пошёл на это, и ночью 11 марта 1801 года заговорщики вошли в спальню Павла I и убили его. Скорее всего, Александр I был готов к такому исходу событий. Впоследствии из мемуаров стало известно, что Александр Полторацкий, один из заговорщиков, быстро сообщил будущему императору, что его отец убит, а значит, ему надо принимать корону. К удивлению самого Полторацкого, он застал Александра посреди ночи бодрствующим, в полном обмундировании», — отметил Мироненко.

Царь-реформатор

Вступив на престол, Александр I занялся разработкой прогрессивных реформ. Обсуждения проходили в Негласном комитете, в который входили близкие друзья молодого самодержца.

«Согласно первой реформе управления, принятой в 1802 году, коллегии заменились министерствами. Главное отличие заключалось в том, что в коллегиях решения принимаются коллегиально, а в министерствах вся ответственность лежит на одном министре, которого теперь надо было выбирать очень осторожно», — пояснил Мироненко.

В 1810 году Александр I создал Государственный совет — высший законосовещательный орган при императоре.

«Известная картина Репина, на которой изображено торжественное заседание Госсовета в его столетнюю годовщину, написана в 1902 году, в день утверждения Негласного комитета, а не в 1910 году», — отметил Мироненко.

Государственный совет как часть преобразования государства разработал не Александр I, а Михаил Сперанский. Именно он положил в основу российского государственного управления принцип разделения властей.

«Не стоит забывать, в самодержавном государстве этот принцип было трудно осуществить. Формально первый шаг — создание Госсовета как законосовещательного органа — был сделан. С 1810 года любой императорский указ выходил с формулировкой: «Вняв мнению Госсовета». При этом Александр I мог издавать законы и не прислушиваясь к мнению Госсовета», — пояснил эксперт.

Царь-освободитель

После Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Александр I, воодушевлённый победой над Наполеоном, вернулся к давно забытой идее реформ: изменению образа правления, ограничению самодержавия конституцией и решению крестьянского вопроса.

Александр I в 1814 году под Парижем Ф. Крюгер

Первым шагом в решении крестьянского вопроса стал указ о вольных хлебопашцах 1803 года. Впервые за многие столетия крепостного права было разрешено освобождать крестьян, наделяя их землей, хотя и за выкуп. Конечно, помещики не торопились освобождать крестьян, тем более с землей. В итоге свободными оказались очень немногие. Однако впервые в истории России власть дала возможность крестьянам уходить из крепостной зависимости.

Второе значимое государственное деяние Александра I — проект конституции для России, который он поручил разработать члену Негласного комитета Николаю Новосильцеву. Давний друг Александра I выполнил это поручение. Однако этому предшествовали события марта 1818 года, когда в Варшаве при открытии заседания Польского совета Александр по решению Венского конгресса даровал Польше конституцию.

«Император произнёс слова, потрясшие всю тогдашнюю Россию: «Когда-нибудь благодатные конституционные принципы будут распространены на все земли, подвластные моему скипетру». Это всё равно что в 1960-е годы сказать, что советская власть больше не будет существовать. Многих представителей влиятельных кругов это напугало. В итоге Александр так и не решился принять конституцию», — отметил эксперт.

План Александра I по освобождению крестьян также не был осуществлён до конца.

«Император понимал, что невозможно освобождение крестьян без участия государства. Определённая часть крестьян должна выкупаться государством. Можно представить такой вариант: помещик разорялся, его имение выставлялось на торги и крестьяне лично освобождались. Однако это не было осуществлено. Хотя Александр был самодержавным и властным монархом, он всё же находился внутри системы. Нереализованная конституция должна были видоизменить саму систему, однако сил, которые поддержали бы императора, в этот момент не было», — рассказал историк.

По мнению экспертов, одна из ошибок Александра I заключалась в его убеждённости в том, что сообщества, в которых обсуждаются идеи переустройства государства, должны быть тайными.

«Вдали от народа молодой император обсуждал проекты реформ в Негласном комитете, не догадываясь, что уже возникающие декабристские общества отчасти разделяют его идеи. В итоге ни те, ни другие попытки не увенчались успехом. Понадобилось ещё четверть века, чтобы понять, что эти реформы были не столь уж и радикальными», — заключил Мироненко.

Тайна смерти

Александр I скончался во время поездки по России: простудился в Крыму, несколько дней пролежал «в лихорадке» и умер в Таганроге 19 ноября 1825 года.

Тело покойного императора предстояло перевезти в Санкт-Петербург. Для этого останки Александра I забальзамировали, однако процедура прошла неудачно: цвет лица и внешний облик государя изменились. В Петербурге во время народного прощания Николай I распорядился закрыть гроб. Именно этот случай породил неутихающие споры о смерти царя и вызвал подозрения о том, что «тело подменили».

Wikimedia Commons

Самая популярная версия связана с именем старца Фёдора Кузьмича. Старец появился в 1836 году в Пермской губернии, а после оказался в Сибири. Последние годы он жил в Томске, в доме купца Хромова, где и скончался в 1864 году. Сам Фёдор Кузьмич никогда о себе ничего не рассказывал. Однако Хромов уверял, что старец — это тайно ушедший от мира Александр I. Так возникла легенда, что Александр I, мучимый угрызениями совести из-за убийства отца, инсценировал собственную смерть и отправился странствовать по России.

Впоследствии историки пытались развенчать эту легенду. Изучив сохранившиеся записки Фёдора Кузьмича, исследователи пришли к выводу, что в почерках Александра I и старца нет ничего общего. Более того, Фёдор Кузьмич писал с ошибками. Однако любители исторических тайн считают, что точка в этом деле не поставлена. Они убеждены, что пока не проведена генетическая экспертиза останков старца, нельзя сделать однозначный вывод, кем был Фёдор Кузьмич на самом деле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *