Туринская плащаница

Туринская плащаница (позитив и негатив). Фото: Public Domain

Туринская плащаница — это четырехметровое полотно, в которое Иосиф из Аримафеи якобы завернул тело Иисуса Христа после его распятия и смерти. В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Споры о том, подлинна ли Туринская плащаница, не угасают. Недавно специалистами из Университета Ливерпуля и Комитета по расследованию псевдонаучных утверждений в Италии были проведены новые исследования. Ученые выяснили, что следы крови на Туринской плащанице не могут принадлежать распятому Иисусу Христу. Результаты опубликованы в Journal of Forensic Sciences. Ранее считалось, что тело Иисуса Христа было завернуто в это полотно, которое впитало его кровь, сочащуюся из ран на руках и ногах после насильственной смерти. Ученые пришли к выводу, что кровяные пятна на плащанице несут лишь художественную ценность. Ими был проведен эксперимент. Исследователи проверили исторические гипотезы на манекене, используя настоящую донорскую кровь и жидкость с теми же свойствами. На манекене были использованы все предположительные позы человека, в том числе стоя и лежа со сложенными руками в области паха.

Полученные пятна крови ученые сравнили с пятнами на плащанице. Оказалось, что кровь на тыльной стороне ладони и предплечьях сочилась под определенными углами, что невозможно для лежачего положения. Более того, рана от пронзившего копья должна была оставить объемное пятно из-за большой потери крови, однако на полотне этого не видно.

Известное исследование также было проведено в 1988 году, когда сотрудники Университета Аризоны, Оксфорда и Политеха в Цюрихе независимо друг от друга провели радиоуглеродный анализ ткани плащаницы. И все результаты оказались схожими: согласно им, плащаницу произвели в период между 1275 и 1381 годами, то есть тело Христа никак не могло в ней находиться. К тому же выводу пришел и российский физик Владимир Сурдин, кандидат физико-математических наук. Он изучил происхождение полотна, основываясь на ранее проведенных исследованиях. «Она есть, но она сделана в Средние века, а отнюдь не 2000 лет назад, когда реально или мифически существовал Иисус Христос. Была очень интересная подделка, крайне любопытная по технологии, но не имеющая отношения к двухтысячелетней истории. Тогда довольно много было якобы святых вещей. Да и сейчас в каждой второй церкви можно найти персты Иоанна Крестителя. Их штук 200 уже. Но плащаница — вещь уникальная и, безусловно, интересная. К сожалению, исследовать ее полностью не удается. Редко кто может к ней приблизиться. Поэтому это до сих пор не полностью изученная вещь. Но никаких признаков древности и отношения к Христу у нее нет».

Туринская плащаница

Все версии нерукотворного Лика Иисуса Христа, так или иначе, восходят к единому источнику — к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. Исследование Туринской плащаницы выходит за рамки диады «наука-искусство» в триаду культуры: целостное соединение науки, искусства и религии (три могучие сферы духовной жизни человечества).

Религия

Плащаница, как утверждает христианская церковь, то самое полотно, в которое, по преданию, ученики завернули тело Иисуса Христа, сняв Его с Креста, и которую нашли после Его чудесного Воскресения в скальной гробнице Голгофы в Палестине. Вот как повествует об этом Евангелие. Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со Креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба. На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя в гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Она стала святыней для учеников Христа. Ткань хранит на себе отпечаток Человеческого лица и тела со следами бичевания и ранами от гвоздей на руках и ногах, оставшимися после распятия. Плащаница – одно из самых ярких чудес, которое было даровано всему миру, «Пятое Евангелие».

Наука

Опираясь только на проверенные и научно аргументированные факты, накопленные к настоящему времени, о христианской реликвии как материальном объекте можно сказать следующее.

Хранящаяся в Соборе Джованни Батиста в Турине Плащаница – это длинное (4,3 x 1,1 м) полотнище со слабо проступающим на нем желтовато-коричневым отпечатком двух проекций обнаженного мужского тела (спереди и со спины), покрытого пятнами темного цвета, напоминающими подтеки и капли крови. Ткань льняная с редкими волокнами хлопка, сплетена вручную без применения каких-либо механизмов. Желтовато-коричневое изображение тела практически не проникает в глубь материи. Никаких посторонних веществ, которые могли бы его образовать, не найдено.

Споры о подлинности Плащаницы периодически разгорались на протяжении всех шестисот пятидесяти лет со времени ее появления. Исследование Плащаницы началось с 1898 года, когда Секондо Пиа (археолог, адвокат, фотограф-любитель) сделал с нее два снимка, проявил, и оказалось, что на ней запечатлено изображение в виде аналога фотографического негатива. Новые, более совершенные, фотографии были сделаны в 1931 году и по ним проведены повторные исследования.

Следующий этап в изучении Плащаницы относится к 1969 – 1973 годам, а в 1978- 1981 годах – повторное исследование.

В 1978- 1981 годах в рамках Проекта STURP (Shroud of Turin Research Project – проект исследования Туринской Плащаницы) специалисты из разных областей науки под руководством американского физика Джона Джексона, используя в общей сложности 8 тонн уникального оборудования, обрушили на ткань всю мощь современных методов анализа.

Перечислим некоторые методы, примененные в этих и более поздних исследованиях:

  • разработана и применена уникальная методика для анализа под микроскопом мельчайших частиц (пыльцы растений);

  • разработана и применена специальная оверлейная методика сравнения образов в поляризованном свете (получили данные о следах цветов, изобразившихся на Плащанице);

  • рентгенографическое исследование пятен;

  • спектроскопические исследования (в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра);

  • изучение размеров (сравнение мер длины);

  • микроскопические исследования (полотно по типу плетения, волокна, видимое изображение золотистых отпечатков тела);

  • радио-углеродный анализ;

  • масс-спектрометрия;

  • флуоресцентный анализ;

  • компьютерная обработка изображения лица на Плащанице (метод, применяющийся для идентификации лиц на нечетких и пострадавших от времени фотографиях).

  • использование специального Анализатора Изображений (VP-8) для преобразования оттенков интенсивности изображения в вертикальный рельеф, что дало возможность получить с помощью компьютера полномасштабного объемного изображения.

Это далеко не полный перечень всех естественнонаучных методов, примененных к Туринской Плащанице. На сегодняшний день появилась даже наука – синдология, от греческого «синдон» — Плащаница. Но и сейчас от нас полностью скрыт механизм формирования необыкновенного образа.

В настоящее время существует две основных гипотезы. Первую из них поддерживает большинство исследователей, работавших с Плащаницей. Состоит она в том, что перед нами естественно образовавшийся отпечаток мертвого тела человека, распятого на кресте.

Плащаница стала как бы негативом под воздействием очень сильного потока света изнутри. Профессор Кити Литл, физик-ядерщик из Великобритании, предположил, что льняная ткань подвергалась действию ионизирующей радиации. Вторая гипотеза утверждает, что образ на Плащанице является искусным произведением рук человеческих, полученным той или иной техникой (рисунком, эстампированием, выжиганием и т.п.). Но что это была за техника тоже не ясно. Ясно одно, художник, создавший образ на Плащанице, независимо от того, в каком веке он жил, должен был быть поистине уникальной личностью в истории мирового искусства. Изучением подлинности Плащаницы занимались зарубежные ученые, советские исследователи не принимали в этом участия до 1993 года. В 1988 году из девяти лабораторий, желавших проводить радиоуглеродный анализ полоски ткани, вырезанной из Туринской Плащаницы, допущены были только три (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе). Результат был неожиданным – она изготовлена в XIV веке. Однако крупные аналитики из Англии, Америки и Швеции не учли известных факторов, которые вызывают эффект «омоложения» ткани. Поэтому Джон Джексон предложил руководителю Седовской лаборатории в Москве Д.А. Кузнецову, специалисту в области биополимеров химии текстиля, провести модельные опыты. В результате кропотливых исследований, проведенных в 1993 – 1994 гг., было установлено, что у древних тканей под действием модельного «пожара» содержание С-13 и С-14 намного увеличилось. Изменение изотопного состава тем больше, чем древнее лен. Полученные закономерности применили к полотну из Турина. В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы Джон Джексон передал в Сретенский монастырь, в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором вместе трудятся с 1999 года православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.

Руководитель этого центра А.В. Беляков выдвинул гипотезу «огненного тела». Он допустил, что претворяющаяся плоть внутри льняной ткани в определенный момент была окружена некоей световидной энергией, форма которой повторяла форму тела, а интенсивность спадала по мере удаления от него. Соприкосновение «огненного тела» с плащаницей вызвало химические изменения в ткани и потемнение, подобно тому, которое происходит от воздействия сильного излучения. Одно из последних исследований заключает: «Для науки важно не то, чье тело обвивала Плащаница – Христа или другого погибшего аналогичным образом человека. Главное – она доносит до нас из глубины веков свидетельство не только страданий и смерти, но и вечной победы духа над смертью и забвением».

Искусство

Древнейшая ранневизантийская иконография Христа имеет своим источником отпечаток на плащанице. Существует несколько случаев чрезвычайно близкого совпадения пропорций и деталей лица на Плащанице с лицом Христа на нескольких монетах и иконах периодов правления Юстиниана I и Юстиниана II (VI – VII вв.). Специалисты находят, например, 46 совпадений в чертах образа на Туринской Плащанице с ликом Христа на древнейшей мозаике VI в., находящейся в монастыре св. Екатерины на горе Синай, Египет; и 63 совпадения между отпечатками лица на ткани и образом Христа на золотой монете, чеканившейся в VII в. в Византии (солид императора Юстиниана II датируемый 692-695 гг. н. э.).

Мария Чегодаева— известный искусствовед, проделала гениальный в своей простоте и уникальный эксперимент. Она наложила в компьютере изображение Христа на плащанице на изображение Пантократора из храма святой Екатерины на Синае — это, как известно, один из первых «портретных» образов Иисуса, — памятуя о главном постулате криминалистики: совпасть могут изображения лишь одного и того же лица…

Вот, что она пишет об этом:

«Быть может, самое неопровержимое, самое странное и чудесное, что явило открытие Секондо Пиа, — поразительная близость лика Туринской плащаницы великим творениям Спаса Андрея Рублева и Пантократора из монастыря святой Екатерины на Синае. Именно на это я как искусствовед прежде всего обратила внимание.

Удивительно, как повторяются в сотнях образов и картин узнаваемые портретные черты Иисуса, привычные настолько, что мы спокойно говорим про кого-то: «Он похож на Христа», как если бы речь шла о конкретном человеке, чьи изображения нам достоверно известны. Правильное, с античными пропорциями лицо: тонкий нос, волнистые, распадающиеся надо лбом и спускающиеся на плечи волосы, короткая бородка — таков Иисус Джотто, таков Спас Андрея Рублева, таким предстает Христос у Тициана, Веронезе, Рембрандта, Александра Иванова, таковы тысячи Его изображений во всех католических и православных храмах мира.

Как, каким образом возник этот канонический образ Иисуса, принятый и Западной, и Восточной Церковью? Еще одна загадка.

В XVII веке первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио обнаружил в катакомбах святого Калликста фреску с очевидным изображением Христа, совпадающим с каноническим образом. Бозио датировал ее началом II века, то есть временем, когда теоретически еще могли быть живы люди, в детстве видавшие живого Иисуса. К сожалению, фреска погибла, осталась лишь копия, сделанная Бозио, так что проверить его датировку невозможно. Но совершенно поразительный образ Иисуса предстает перед нами в Христе монастыря святой Екатерины на Синае. Создан он не позднее, чем в VI веке. Сделанный в технике энкаустики, реалистический и живой образ Иисуса кажется уже просто портретным, в нем присутствуют индивидуальные, неповторимо характерные черты: удлиненное лицо с отчетливо обозначенными скулами и запавшими щеками; глубоко посаженные удлиненные глаза; хорошо видные надбровные дуги; довольно длинный нос, маленький рот; характерная линия волос надо лбом…

Когда сравниваешь негативную фотографию Туринской плащаницы с Христом монастыря святой Екатерины на Синае, поражает абсолютное сходство; мысль, что это одно и то же лицо, с какого-то времени просто не давала покоя. И в какой-то момент пришла идея: поразительно, но факт —это субъективное впечатление может быть объективно проверено и подтверждено. Как? Возможности компьютера позволяют соединить два изображения — вот такой, не слишком сложный эксперимент я и произвела, и результат оказался ошеломляющим: фотография Иисуса (а как иначе называть фото-лик Туринской плащаницы?) полностью совмещается с ликом Синайского Христа. Два изображения слились в одно — на экране монитора возник новый, доселе не существовавший образ. Я, конечно, прекрасно знаю утверждение криминалистики, что слиться могут только изображения одного и того же человека… Кто тут что подтверждает: лик ли плащаницы свидетельствует о верности явленного нам древними иконописцами человеческого облика Иисуса? Святая ли намоленная икона подтверждает подлинность плащаницы? Для меня это подтверждение подлинности и синайского Пантократора как реального «портрета» Иисуса Христа, и Лика Туринской плащаницы как запечатленного на пелене чуда Воскресения.

Но не только это. Лик Туринской плащаницы — свидетельство реальной правды того, что «изначала сущий» Иисус Христос остается реально «сущим» и по сей день. За два года до прихода грозного, поистине апокалипсического ХХ века Он явился людям не древней иконой, обретенной ребенком на пепелище, как Казанская Божия Матерь, не чудесным видением, подобным чуду Преображения, как фатимская Мадонна. Он предстал при свете красной электрической лампы в оснащенной по последнему слову техники фотолаборатории в виде проявленной фотопластинки, словно два тысячелетия только и ждал открытия фотографии… Отбросившее религию как истасканную ветошь, преисполненное атеизма и «научного материализма» человечество узрело фотопортрет Бога. Он вновь явил себя — теперь уже в преддверии XXI века, почти невыносимым для нашей психики смещением всех понятий, сбоем всех представлений о научном прогрессе, о мировосприятии современного человека… Как принять, как осмыслить такое: эксперимент, проделанный на компьютере, — и возникающий на экране Иисус Христос. Взгляните на этот поразительный образ, на Лик Туринской плащаницы, открывший глаза. Спокойный, мудрый, но несколько отрешенный взор Синайского Пантократора, соединившись с ликом Туринской плащаницы, изменился. Иисус словно вопрошает нас о чем-то, скорбит, ждет отклика.

Можно ли воспринимать Его, как воспринимала Христа интеллигенция, начиная с XVIII века, Человеком, прошедшим свой земной путь тысячелетия назад и таким же далеким от нас, как ветхозаветный Адам; Богом, взирающим с алтарной стены храма, запрестольным образом, иконой — чем-то сакральным, требующим ритуального поклонения, но столь же далеким, чуждым нашей современной житейской суеты? Смыкаются тысячелетия, исчезают грани времен; здесь, сегодня, сейчас звучат обращенные лично к каждому из нас слова надежды, утешения, но и укора, и серьезного предупреждения, которым не стоит пренебрегать, — Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28: 20)».

Турин Италия Туринская Плащаница — La Sacra Sindone di Torino

«Туринская Плащаница представляет собой льняной лист ткани сотканной в елочку размерами 4,41×1,13м содержащий двойное изображение в которой была завернута голова мертвеца после серии пыток завершившиеся распятием. речь идет о простыне в которой был завернут Иисус.»
Хранится эта Плащаница, вернее ее изображение, в Туринском Соборе – Duomo di Torino более трех веков и периодически ее выставляют на обозрение посетителям страждущих спасения от болезней и недугов и просто желающим приобщиться к святыне. Последнее ее экспозиция Ostensione della Sindone состоялась в 2015 году с апреля по июнь, а в 2013, точнее 30го марта, Плащаница была выставлена напоказ всему миру по телевидению. Во время таких временных экспозиций проводятся религиозные службы проводимые высокими санами города и страны, встречи на различные темы среди которых в том числе иммиграция, поддержка молодежи в нынешнем кризисном периоде, поддержка людей с различными недугами. Обычно событие Ostensione привлекает большое количество волонтеров и организаций желающих принимать участие в ее проведении, также это событие всегда детально освящается службами прессы. Непременно также участие Папы Франческо. Плащаница стало некоторого рода призывом погрузиться в размышлении о драматическом исходе рвения Иисуса Христа помочь людям а также погрузиться в размышлениях нынешней реальности всего мира и сути жизни человека через призму происходящего сегодня.

Плащаница в Турине история

Все посетители могут увидеть что изображение Плащаницы окружено некоторыми пробелами которые являются следами пожара в Chambéry 1532 года до ее постоянного хранения в Турине. Но и в Турине ее чуть не постигла та же участь в ночь с 11 на 12 апреля 1997 года когда состоялся пожар часовни Cappella della Sindone в которой шла реставрация. Плащаница в тот период хранилась в хоровой части Собора и таким образом была спасена.
Если вам не удалось примкнуть к миллионной толпе паломников во время ее открытых экспозиций у вас есть возможность увидеть часть ее присутствия в восхитительном Туринском Соборе. У Собора очень богатая своя история и своими экспонатами, архитектурой и произведениями искусства он буквально сияет своими белыми мраморными стенами в нескольких шагах от археологической зоны города Римского театра – Teatro Romano. Собор действующий и во время служб можно послушать музыку его органа, но он также открыт для посетителей и туристических групп. Вот о нем точно можно сказать что является одним из самых внушительных культовых мест в Турине.

Sorry, this content is available only for logget in users. Register | Login

Вам будет полезен гид в Турине. Позвоните!

Дополнение Новости и события Турин, обновлено сентябрь 2017
Туринская Плащаница: научное исследование подтверждает, что в ткань было обернуло тело человека после пыток
Согласно научному журналу «Прикладная спектроскопия», вещество, присутствующее в крови на «Плащанице», в результате теста показало, что человек, завернутый в холщовую ткань, подвергался пыткам, как Иисус по записям в Евангелии. По словам профессора Джулио Фанти из отдела промышленной инженерии Падуанского университета: «Результаты исследований станут важным шагом вперед в изучении подлинности Плащаницы, поскольку они подтверждает тот факт, что ткань действительно окутывала человека, замученного до смерти, и маловероятно, чтобы художник смог добавить все эти детали к своему произведению искусства». Результаты этих исследований, опубликованные в престижном журнале «Applied Spectroscopy», были получены международной командой, состоящей из доктора Жан-Пьера Лауда и команды профессора Фанти. Профессор Фэнти: «Объединив эти новые результаты с теми, которые были получены ранее, и касаются креатинина и ферритина, в похоронной ткани обнаружено жестокое, закодированное волокно с микронаномасштабированием. Травма вызывает биливердин, так как деградация гемоглобина в крови и креатинина с ферритином происходит в результате деградации мышечных волокон, поэтому сценарий схож с тем, на этом полотне лежал человек которого подвергали пыткам до смерти». #ТуринскаяПлащаница #Турин

(Из книги проекта Новая хронология «Царь славян»)
В скалигеровской истории Туринская плащаница упоминается, например, под 1350 годом , , . Считается, что в тот год она была показана народу во французском средневековом городе Лири (Lirey). Это — самое раннее из хорошо документированных известий о Плащанице. Отметим, что католической церкви известно несколько плащаниц. Но только одна из них — Туринская, как оказалось, содержит на себе загадочное изображение, о котором пойдет речь ниже. Мы будем иногда называть ее просто Плащаницей. После многочисленных перемещений и перипетий, Плащаница, как считается, попала в Турин в 1578 году. Через сто лет, в 1694 году, она была помещена в придел часовни Туринского кафедрального собора в специально изготовленном для нее ковчеге, см.рис.1.13. Современный ковчег для хранения Плащаницы показан на рис.1.14.
Туринская плащаница приковала к себе всеобщее внимание после того, как в 1898 году фотограф Секундо Пиа (Secundo Pia) сделал по поручению церковных властей ее первые фотографии , . Проявив фотопластинку, он с удивлением обнаружил, что на негативе возникло четкое позитивное изображение человеческого тела спереди и сзади. Оказалось, что изображение на Плащанице — негативное. Кроме того, оно плохо видно при взгляде не на просвет. Напомним, что сегодня (и уже давно) Плащаница нашита на другую ткань. Так было сделано для сохранности, поскольку ткань Плащаницы тонкая и уже достаточно ветхая. Поэтому на просвет ее посмотреть уже нельзя, а при обычном осмотре видны лишь общие смутные очертания. На фотографическом же негативе получилось довольно четкое реалистическое изображение, с проработкой мелких деталей.
Впоследствии были сделаны более качественные фотографии, см. рис.1.15, рис.1.15a, рис.1.16, рис.1.16a, рис.1.17, рис.1.17a и рис.1.18.
В 1969 году к Плащанице впервые были допущены ученые. Ранее научные исследования Плащаницы опирались лишь на ее фотографии. Вплоть до 1988 года <<прямые научные исследования Туринской плащаницы проводились лишь дважды: в 1973 и 1978 годах, причем на результатах 1978 года основаны все выводы ученых о физических и химических свойствах ткани, изображения и следов, которые отождествляются со следами крови… Изучалась спектроскопия Плащаницы в широком диапазоне от инфракрасного спектра до ультрафиолета, флюоресценция в рентгеновском спектре, проводились микронаблюдения и микрофотографирования, в том числе в проходящих и отраженных лучах (см. рис.1.19 — Авт.). Единственными объектами, взятыми для химических анализов, были мельчайшие нити, которые оставались на липкой ленте после ее прикосновения к Плащанице (на самом деле в 1973 году небольшой кусочек Плащаницы был все-таки вырезан — Авт.). Результаты… можно суммировать следующим образом.
Во-первых, было обнаружено, что образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей… изменение цвета образа вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которых в основном состоит ткань Плащаницы. Спектроскопия ткани в области лика практически совпадает со спектроскопией ткани в местах ее повреждения от пожара… Весь комплекс полученных данных говорит о том, что химические изменения в структуре ткани произошли вследствие реакций дегидратации, окисления и разложения (см. рис.1.20 — Авт.).
Во-вторых, физические и химические исследования подтвердили, что пятна на Плащанице — кровяные. Спектроскопия этих пятен кардинально отличается от спектроскопии в области лика. На микрофотографиях заметно, что следы крови остались на Плащанице в виде отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в районе образа. Кровь проникает вглубь ткани, тогда как изменения ткани за счет возникновения на ней образа происходят лишь в тонком поверхностном слое Плащаницы… Было доказано, что пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа. В тех местах, где оставалась кровь, она как бы экранировала ткань от изменения ее химической структуры. Более изощренные, но менее надежные химические исследования доказывают, что кровь была человеческой, а ее группа АБ… Интенсивность цвета на Плащанице находится в простой функциональной зависимости от расстояния между ней и поверхностью тела. Таким образом, утверждение, что на Плащанице мы имеем негатив, есть лишь первое приближение к истине. Говоря точнее, на Плащанице языком интенсивности цвета передано расстояние между телом и Плащаницей…
Проблемой, которая встала перед учеными, стала датировка Плащаницы с помощью радиоуглеродного метода XIV веком (об этой датировке мы подробнее поговорим ниже — Авт.). Для объяснения результатов датирования предложили гипотезу об изменении изотопного состава углерода ткани Плащаницы в результате ядерных реакций, вызванных жестким излучением неизвестной природы. Однако ядерные реакции начинают происходить при столь высоких энергиях, при которых ткань Плащаницы становится совершенно прозрачной, и таким излучением невозможно будет объяснить возникновение изображения в тонком поверхностном слое толщиной порядка 10 микрон (следовательно, загадочных «высоких энергий» тут не было — Авт.). В связи с этим было предложено другое объяснение: возможно, что изменение изотопного состава углерода в Плащанице возникло за счет химического присоединения более «молодого» углерода из атмосферы молекулами целлюлозы, из которых в основном состоит ткань Плащаницы. Это могло произойти… от пожара… Помещение храма было сильно задымлено — и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов>> . См. также .
Однако и это объяснение оказалось недостаточным, чтобы существенно сместить датировку Плащаницы вниз, захватив первые века н.э. Эффект присоединения «молодого» углерода действительно был обнаружен, но его учет может удревнить датировку лишь на величину не более 100-150 лет , с.11-15. Соответствующие исследования были также проведены в Лаборатории по исследованию полимеров в Москве в 1993-1994 годах (руководитель д-р Дмитрий Кузнецов) . Исследования «показали, что целлюлоза в условиях пожара… действительно химически присоединяет углерод из атмосферы… Однако вскоре опыты показали, что величина присоединяемого углерода составляет всего 10-20 процентов от того количества, которое могло бы изменить датировку с XIV века на I век» . См. также .
В 1988 году была выполнена нашумевшая радиоуглеродная датировка Туринской плащаницы. К тому времени методика радиоуглеродного анализа была усовершенствована до такой степени, что для датировки требовался лишь небольшой кусочек Плащаницы. В 1988 году в левом нижнем крае Плащаницы отрезали кусок размером примерно 10 х 70 мм. Затем его разделили на несколько частей и отослали в три различные радиоуглеродные лаборатории — Оксфорд (Англия), Аризону (США) и Цюрих (Швейцария). В каждой из лабораторий полученный кусок Плащаницы был разделен еще на несколько частей. Они были подвергнуты различным процедурам для удаления любых посторонних примесей, а именно, пыльцы, капель воска, масла, следов пальцев и т.д. Все, что могло попасть в ткань позднее, за прошедшие века, было из нее удалено . Вопрос о том — могли ли повлиять такие процедуры на радиоуглеродную датировку, вообще говоря, остается открытым, однако к разным кусочкам были применены существенно разные процедуры. Поэтому общего искусственного смещения дат в какую-либо одну сторону, скорее всего, не было.
Приведем исходные радиоуглеродные датировки, полученные во всех трех лабораториях. Другими словами — это датировки, найденные непосредственно из измерений и не подвергавшиеся последующей «калибровке». Дело в том, что применяемая в таких случаях калибровочная шкала основана на сравнении радиоуглеродных датировок С ИСТОРИЧЕСКИМИ, и потому, вообще говоря, не является независимой. Впрочем, в данном случае калибровка не сильно меняет даты.
Даты получились следующие . Мы приводим их не в обратной шкале BP, как это принято в статьях по радиоуглеродному анализу, а в годах н.э. Шкала BP = «before present» отсчитывает даты от 1950 года назад и для наших целей неудобна.
Аризона:1359 плюс-минус 30,
1260 плюс-минус 35,
1344 плюс-минус 41,
1249 плюс-минус 33.Оксфорд:1155 плюс-минус 65,
1220 плюс-минус 45,
1205 плюс-минус 55.Цюрих:1217 плюс-минус 61,
1228 плюс-минус 56,
1315 плюс-минус 57,
1311 плюс-минус 45,
1271 плюс-минус 51.
Именно такие результаты были опубликованы в статье в журнале Nature .
Из таблицы видно, что приведенные в ней границы точности измерений не имеют отношения к доверительному интервалу для датировки Плащаницы, а дают лишь оценки ошибок каждого конкретного измерения уровня радиоуглерода. При этом разные части ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ОБРАЗЦА, предварительно обработанные разными способами, могут давать различные смещения в дате, вызванные предварительными процедурами. Кроме того, для измерения уровня радиоактивного углерода использовались разные методики, которые также, вообще говоря, могли приводить к смещениям результата на неизвестные величины. Короче говоря, кроме ошибки окончательного измерения, отраженного в приведенной таблице — «плюс-минус столько-то лет», — в каждое из измерений входит некая неизвестная ошибка, размер которой можно грубо оценить по разбросу дат. Особенно большой эта ошибка получается для измерений в Аризоне. Здесь разброс дат составляет 110 лет. Для Оксфорда — 65 лет, а для Цюриха — 98 лет. Причем, имея в каждом случае всего по 3-4 наблюдения, подобные оценки необходимо увеличивать по крайней мере в 2-3 раза для оценивания реальной точности.
Что же делают авторы статьи в Nature ? Они усредняют датировки и оценки их ошибок по некоей специальной, применяемой у археологов, методике Варда и Вильсона (Ward G.K., Wilson S.R. Archaeometry 20, 19-31, 1978). И получают результат: 1259 год плюс-минус 31 год.
Заявляется, что это — 68-процентный доверительный интервал, который после «калибровки» по специальной археологическо-исторической шкале превратился в интервал 1273-1288 годов . Для более высокого, 95-процентного уровня доверия «калиброванная» дата получилась следующей: 1262-1384 годы. Или, после округления: 1260-1390 годы (с вероятностью 95 процентов). Что и было потом многократно и громко повторено на страницах популярной мировой печати.
Что касается калибровки, то использовалась так называемая шкала Стьювера-Пирсона (Stuiver-Pearson), основанная в значительной степени на дендрохронологии и исторических скалигеровских датировках. Шкала эта представляется достаточно сомнительной. Например, оказывается, что одной и той же некалиброванной радиоуглеродной дате может по шкале Стьювера-Пирсона отвечать несколько РАЗЛИЧНЫХ калиброванных дат! Из которых историкам по своему усмотрению предлагается выбрать «правильную».
Резкое противоречие между приведенными в статье из Nature данными и делаемыми из них выводами бросается в глаза любому специалисту по математической статистике. Подробный разбор и критический анализ статьи в Nature можно найти, например, в статьях Реми ван Халста (Remi Van Haelst) . В них приведены проверочные расчеты и показано, что результаты измерений в Аризоне образуют заведомо неоднородную выборку. Кроме того, ван Халст, как на основе статистического анализа данных из Nature, так и на основе сведений, полученных им из частных бесед со специалистами, участвовавшими в датировке Туринской плащаницы, делает весьма правдоподобный с нашей точки зрения вывод о том, что измерения были несколько «подтянуты» к середине XIV века.
Дело, в частности, вот в чем. Ван Халст упоминает о статье «Natuur en Techiek» д-ра Боттема (Bottema) из университета в Гронингене, в Голландии (University of Groningen, Holland). В которой сообщалось, что в Оксфорде Туринская плащаница была датирована 1150 годом н.э. В статье была приведена не публиковавшаяся ранее фотография образца Плащаницы, исследованного в Оксфорде. По мнению ван Халста это означает, что д-р Боттема получил некую «секретную информацию» от бывшего члена Оксфордской команды по датировке Плащаницы. Таким образом, суть критики ван Халста (не только в случае Оксфорда, но также Аризоны и Цюриха) сводится к тому, что дату ДВЕНАДЦАТОГО века пытались «подтянуть» к четырнадцатому. Поясним, зачем это делалось.
С «исторической точки зрения» подходящими датировками для Плащаницы мог быть либо I век (то есть эпоха Христа по скалигеровской хронологии), либо XIV век, когда, как было уже сказано, Плащаница была впервые выставлена напоказ в Западной Европе. Подчеркнем, что последняя дата опять-таки взята из скалигеровской хронологии. В первом случае историки заявили бы, что Плащаница является подлинником, что в нее действительно завернули тело распятого Христа. Во втором случае — то есть в случае датировки XIV веком — они с тем же успехом могли заявить, что Плащаница является искусным подлогом, изготовленным именно в XIV веке. И предложили бы следующую понятную всем реконструкцию. Ясно, мол, сказали бы они, что такой поразительный подлог должен был сразу приобрести известность. Его тут же показали бы народу, а не держали триста лет где-то под спудом. И действительно, так оно и есть! Смотрите, Плащаница упоминается в летописях именно XIV века (дата скалигеровская). Полное совпадение с радиоуглеродной датировкой! Итак, в обоих случаях скалигеровская хронология была бы «успешно подтверждена». Так что историков устраивали оба варианта. Но в любом другом случае возникло бы противоречие со скалигеровской версией. Чего историкам не хотелось.
Однако уже самое первое радиоуглеродное измерение образца Плащаницы, проведенное в Аризоне, со всей очевидностью показало, что Плащаницу невозможно датировать первым веком н.э. Но и в XIV век получавшиеся радиоуглеродные даты тоже «не лезли». Как мы видели из , на самом деле получался XII век. Возникло недоумение. Выход нашли следующий. Поскольку XII век находится не так уж далеко от XIV века (с учетом возможных ошибок и допустимых натяжек), то, поразмыслив, решили «подтянуть» искомую дату к XIV веку (к I веку подтягивать было безнадежно). Повторим, что проблема, по-видимому, была в том, что полученная вначале радиоуглеродная датировка двенадцатым веком выглядела «неправильной» с исторической точки зрения. Что бросало тень либо на скалигеровскую историю, либо на точность радиоуглеродного метода. Ни того ни другого не хотелось.
Анализ научных статей, посвященных радиоуглеродной датировке Плащаницы, развенчивает, среди прочего, и широко распространенный миф о том, что три лаборатории независимо работали с образцами Плащаницы «в темную». То есть, не зная — какой из предоставленных им нескольких контрольных образцов действительно взят из Плащаницы, а какие — нет. Дело в том, что особенности ткани Плащаницы — плетение (см. рис.1.21,рис.1.22), цвет и т.п. — были широко и хорошо известны. Они неоднократно обсуждались в печати. Поэтому, чтобы сделать образцы действительно неузнаваемыми, их следовало было измельчить, разрезать на мелкие кусочки. И вместо куска ткани отослать в лаборатории нечто вроде комочков из нитей. Такая возможность обсуждалась, но от нее отказались. Поскольку это могло бы понизить точность радиоуглеродного датирования . Приняли решение отослать образцы целиком, см. рис.1.23. Отдавая себе отчет в том, что в лабораториях прекрасно поймут — какой именно из присланных образцов является фрагментом Плащаницы. Так что вдохновенно описываемые «запечатывания в фольгу», «шифровка образцов» — все это, по сути дела, лишь рекламный спектакль. Правда, приговариваются слова, что работники, непосредственно производившие измерения, будто бы «не знали» — какой из образцов взят из Плащаницы, а какой — нет. То есть нам предлагают считать, что руководство лаборатории решило испытать уровень квалификации своих собственных сотрудников в ситуации, когда «неправильный» ответ мог существенно повредить репутации учреждения. Трудно поверить в такую версию событий.
Поясним, что помимо фрагментов Плащаницы каждой лаборатории были переданы еще по три образца .
1) Кусок льна из египетской гробницы в Каср Ибриме в Нубии (Qasr Ibrim). Гробница была обнаружена в 1964 году. Ее датировали историки и археологи. А именно, на основе исламских узоров и христианских чернильных надписей данную льняную ткань, как и гробницу в целом, датировали XI-XII веками н.э.
2) Кусок льна из коллекции Отделения Египетских Древностей Британского Музея. Этот лен был взят из мумии «Клеопатры из Фив» и был датирован сотрудниками Британского Музея началом II века н.э.
3) Нити из церковной ризы святого Луи Анжуйского, хранящейся во Франции (Basilica of Saint Maximin, Var, France). Она была датирована историками на основе «стилистических деталей и исторических свидетельств» 1290-1310 годами.
Все три указанные даты, «установленные» историками, были ЗАРАНЕЕ СООБЩЕНЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛАБОРАТОРИЯМ Оксфорда, Аризоны и Цюриха . Обычно об этом многозначительном факте умалчивается. Таким образом, для трех «контрольных образцов» ОТВЕТ БЫЛ СООБЩЕН ФИЗИКАМ ЗАРАНЕЕ. Надо ли говорить, что лаборатории успешно его «подтвердили»?
Здесь, кстати, мы сталкиваемся с ТИПИЧНОЙ ПРАКТИКОЙ в деле радиоуглеродного датирования археологических образцов. Исторические предметы и образцы обычно посылаются в радиоуглеродные лаборатории в сопровождении предварительной даты, нужной историкам. То есть археологи заранее сообщают физикам, какой ответ от них нужен. Физикам остается лишь «научно подтвердить» полученную от археологов предварительную дату. Что они и делают, отбирая из получающегося спектра сильно разбросанных радиоуглеродных дат лишь те, которые ближе всего к «нужным историческим». Так физики «подтверждают» скалигеровскую историю, а историки «помогают» физикам не «ошибиться». Практика, к сожалению, именно такова. См. книгу «Основания истории».
Но это, скорее всего, означает, что и в случае с Туринской плащаницей, датирование «контрольных» образцов делалось лишь для вида, в рекламных целях. Ведь «правильный» их возраст физики знали заранее. Только возраст Плащаницы был им действительно неизвестен. Да и то, как мы видели, существовали две наиболее желательные для историков «даты» Плащаницы: либо I век (тогда, мол, подлинник), либо XIV век (тогда, дескать, подлог). Другие даты были «существенно хуже». Скорее всего, физики об этом знали.
Отметим, что сами лабораторные измерения проводились, по-видимому, достаточно аккуратно, со всей необходимой тщательностью. Натяжки появлялись в основном на этапе интерпретации результатов, их «калибровки», подгонки и т.п.
ВЫВОД. Исходя из радиоуглеродной датировки Плащаницы в лабораториях Оксфорда, Аризоны и Цюриха, можно сделать заключение, что ИСКОМАЯ ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАЩАНИЦЫ С БОЛЬШОЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ ЛЕЖИТ МЕЖДУ 1090 И 1390 ГОДАМИ. Это — крайние точки полученного интервала датировок с учетом возможных ошибок измерений. Наиболее вероятным является интервал датировок Оксфорда, поскольку имеет наименьший разброс. А именно — от 1090 до 1265 года. ДАТИРОВКА ПЛАЩАНИЦЫ ПЕРВЫМ ВЕКОМ НЕВОЗМОЖНА. С этим согласны все специалисты , .
Получение точного доверительного интервала в описанной ситуации представляется затруднительным, поскольку неясна природа ошибок, вызвавших столь заметный разброс отдельных датировок в каждой из лабораторий. При этом, выборка не так уж велика: 4 измерения в Аризоне, 3 — в Оксфорде и 5 — в Цюрихе. Измерения в Аризоне заведомо неоднородны и объединять их в одну выборку статистически не оправдано. Однородными выборками могут считаться оксфордские измерения (их три) и с меньшей вероятностью — цюрихские (которых пять).
В итоге мы получаем еще одно независимое подтверждение того, что звезда, вспыхнувшая в середине XII века на месте Крабовидной туманности — это и есть Вифлеемская звезда. Если звезда вспыхнула около 1150 года, то распятие должно было произойти в конце XII века, через 30-40 лет. И в самом деле, конец двенадцатого века хорошо накрывается интервалом радиоуглеродных датировок Туринской плащаницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *