Творческие дети

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Мокеева Т. 1 Кузьменко И.В. 1 1 Ивановский государственный университет, филиал, Шуя 1939 KB 1. Зязюн, И.А. Онтология педагогического творчества / И.А. Зязюн // Педагогическая техника. – 2006. – С. 154-156. 2. Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – 2012. – № 4.5 – С. 17-19.

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь, ребенок, который не просто усвоил программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество.

Актуальность работы состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства . Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.

В своем исследовании мы пытались выяснить, каковы условия формирования творческих способностей дошкольников?

Цель исследования: изучить условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста и доказать их эффективность.

Объект исследования – процесс формирования творческих способностей детей.

Предметом исследования являются условия формирования творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях:

если будет использован ведущей вид деятельности (игра);

если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами;

если работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие);

если при формировании творческих способностей будет проводиться работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Творческие способности человека выражаются в его умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Разнообразность методов продиктована многогранностью процесса усвоения системы знаний, овладением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на формирование творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюдении определённых условий: раннее начало творческого развития, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности и других.

Для диагностики творческих способностей дошкольников нами были использованы опросник Дж. Рензулли, субтесты Д.П. Гилфорда и методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». При первичной диагностике было выявлено, что творческие способности дошкольников сформированы недостаточно (рис. 1). Далее была составлена и апробирована программа по формированию творческих способностей детей, основанная на развитии творческого воображения и мышления как компонентов творческих способностей. Также в неё включены игры и упражнения, формирующие эмоциональную сферу и мероприятия для родителей воспитанников и педагогов детского сада.

Проведенная работа по формированию креативных способностей детей экспериментальной группы может считаться успешной, так как в итоге дети научились видеть что-то необычное в неопределенных фигурах и линиях, дорисовывая их до оригинальных сюжетных изображений. За счет использования приемов фантазирования дети смогли создавать совершенно новый образ, планировать его действия и даже жизненные этапы, сочиняя новые сказки и рассказы.

Сравнение общего уровня творческих способностей дошкольников на диагностическом этапе и контрольном этапе

А главное, что в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить». Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. .

Библиографическая ссылка

Мокеева Т., Кузьменко И.В. Формирование творческих способностей дошкольников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 179-180;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33060 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

УДК 008:316.42

С. А. Песьяков

Феномен творческой личности в историософии К. Д. Кавелина

В статье поставлен вопрос о причинах раскрытия творческой личности и различных вариантах ее развития; высказывается мысль о необходимости оценки роли этого феномена в истории и современности. С помощью историософской концепции «развитой личности» русского философа Константина Кавелина (1818-1885) разрабатывается гипотеза об общественно-исторических условиях, наиболее благоприятных для деятельности творческой личности. Отталкиваясь от теории личности Кавелина, автор проводит параллель между зарождением творческой личности и культурно-историческими спецификами той или иной социальной общности. По мнению автора, творческая личность полностью раскрывает свой потенциал лишь в общественных условиях, наиболее благоприятных для этого. Наличие развитой творческой личности является своеобразным критерием успешности исторического развития каждого народа; ее собственное самосознание, отношение с общественными и государственными структурами являются определяющими в ходе исторического процесса. Личность как социокультурная единица выступает носителем потенциала развития общества в целом. Утверждается мысль, что творческая личность не может получить полного развития в условиях жесткого социально-политического и культурного подавления индивидуальности.

S. A. Pesiyakov

A Phenomenon of the Creative Personality in K. D. Kavelin’s Historiosophy

Keywords: philosophy, history of Russia, sociology, ] positivism, justice, community, Russians, mentality.

Актуальность данной теме придает современность: в условиях информационного общества творческая личность является активным субъектом исторического творчества даже в большей степени, чем в предыдущие эпохи. Социальные сети и другие инструменты интернета дают возможность напрямую воздействовать на общественное сознание, не проходя через систему сдержек и фильтров.

Разработка проблематики «Творческая личность: поступок и образ» требует ясной терми-

historical philosophy, K. D. Kavelin, personality, westerners,

нологической картины. В обыденном сознании словосочетание «творческая личность» часто синонимично выражению «человек искусства», тогда как в научном и философском дискурсе оно рассматривается гораздо шире и глубже. Что же такое творческая личность и каков конктекст употребления этого понятия в данной статье?

Под творческой личностью автор понимает человеческого индивида, который в своей общественно-исторической деятельности развился до уровня субъекта исторического творчества.

© Песьяков С. А., 2015

Внутренне творческая личность характеризуется рефлексией как основной формой самопознания, а внешне — активным деятельным потенциалом. Эти составляющие позволяют создавать уникальные духовные и материальные ценности, преображать социальную реальность и творить ее новые формы.

Деятельность творческой личности — главный способ ее верификации, подтверждения ее творческой наполненности. Дискуссионным вопросом является среда, позволяющая творческой личности проявлять свою сущность, идентифицировать себя для окружающих. Основной полемический посыл состоит в следующем: творческая личность полностью раскрывает свой потенциал лишь в общественных условиях, наиболее благоприятных для этого, либо возникновение ее в социуме является случайным событием и может произойти при любых, даже негативных, факторах.

На этот вопрос можно попробовать ответить, воспользовавшись историософской гипотезой Константина Дмитриевича Кавелина (18181885) — известного русского ученого и либерала. Кроме того, попытаемся рассмотреть проблему «поступков и образов творческой личности» через призму позиции Кавелина. Особую остроту и оригинальность его взглядам придает тот факт, что данный мыслитель создавал свою концепцию «личности» на стыке разных видов теоретической и практической деятельности: философии, психологии, истории и юриспруденции.

На протяжении многих лет Кавелин разрабатывал философскую «теорию личности», в основе которой лежало представление об активном и деятельном творческом типе личности, благодаря которому происходит процесс развития общества и государства. «Развитая личность» является носителем внутренней и внешней свободы, сознающей ценность своих прав и обязанностей по отношению к другим личностям. Именно она является основанием общественно-

политического развития.

Исходя из прямой взаимосвязи историософской идеи личности с общественно-политической позицией мыслителя (национально-либеральной), следует процитировать одного из наиболее последовательных и продуктивных исследователей Кавелина — Р. А. Арсланова, который в своей работе «К. Д. Кавелин: человек и мыслитель» отстаивает следующую позицию: «в первую очередь это проявилось в обосновании идеи личности, не с правовых, а исторических и нравственных позиций,

в обращении в целях ее обоснования к основным положениям национальной культуры, взятым из православной этики… идеи сильной монархической власти» .

Говоря о «почве», на которой должна была «прорасти» развитая личность, К. Д. Кавелин выдвигал гипотезу, что эту роль должно взять на себя государство. Подобное утверждение объяснимо. Вплоть до конца 50-х гг. XIX в. историософские построения Кавелина испытывали на себе ощутимое влияние гегелевского понимания исторического процесса. Еще в раннем научно-философском творчестве Кавелин пытался напрямую провести параллель между сущностью государства и качественной характеристикой личности и ее положения среди прочих личностей. Вслед за суждением Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о том, что «вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству» , Кавелин также рассматривал государственность как необходимую предпосылку для развития Личности. По его словам, государство — это «ступень в историческом развитии человеческого общежития, необходимое условие и единственно возможная среда для полнейшего совершеннейшего развития и существования человека» . Кроме этого, «государство расчистило дорогу, приготовило условия, положило первый камень правильной организации частных гражданских интересов», в силу чего смысл государства состоит в том, чтобы законодательно закрепить права личности, отделить ее от жесткой системы общинных структур

Истоки возникновения личности, обладающей творческим наполнением, К. Д. Кавелин видел в Античности, когда европейцы начинают впервые проявлять деятельное отношение к природе и другим людям. Греки и римляне «проводят свою жизнь в творчестве — это их нормальное психическое состояние», то есть развитие как социально-психологический процесс начинается именно с античных времен . Привлекая «природу и общежитие» к своим нормам, греки, а затем и римляне постепенно отходят от конкретных объектов восприятия к абстрактным. Постепенно «оторвавшись» от конкретики, центр тяжести сместился из внешнего мира в психический. В этот зрелый период античности зародилось Христианство, ставшее, по мнению Кавелина, «облагораживающим» фактором для общественных и культурных структур классического миросозерцания.

Классическое миросозерцание породило образцовое общество, основанное на творчестве.

Основная особенность данной фазы — деятельность по преобразованию себя и окружающего мира. Если продолжить мысль Кавелина, то можно выдвинуть гипотезу, что ученый рассматривал античность как господство «позитивного» (термин следует понимать в контексте философии «позитивизма») подхода к действительности. Главной чертой этого этапа явился постепенный отход от познания конкретных форм в сторону обобщенного знания Именно в этот момент в историю человечества пришло христианство, наложившее необходимый этический облик на фундамент высокоорганизованной психической сущности представителя классического миросозерцания.

Однако основного расцвета, как полагал Кавелин, личность достигла лишь в рамках нового типа миросозерцания, в основу которого легла этика христианства. «Идеальное совершенство христианской этики в том и состоит, что она. общечеловеческая и несравненно дальше всех других проникла в причины и последствия мотивов, таящихся в человеческой душе», — писал мыслитель в своей работе «Задачи этики» .

Этические постулаты играют огромную роль в функционировании творческой личности. Одним из основных движущих мотивов развития «общественности» является, по утверждению философа, стремление людей как можно более результативно удовлетворять свои потребности. Принимая во внимание психологические построения Кавелина, логически обосновывающие плавное диалектическое перетекание материального в психологическое и обратно, можно предположить, что большего результата в этом процессе достигает наиболее творчески развитая личность. Именно она способна сделать это «перетекание» наиболее эффективным. Данное рассуждение приводит к определенному выводу: несмотря на стремление показать исторический процесс как всеобщее действие всех людей, развитые личности, обладающие повышенной, по сравнению с другими, способностью к творчеству, вносят куда больший вклад в историю и управляют ее изменениями.

Следствием подобного вывода служит признание одним из необходимых элементов категории «личность» этической составляющей. Именно нравственность делает личность Личностью. Кавелин отмечал: «Вследствие ошибочного применения выводов реальных наук к психической жизни, личность и условия ее нравственного характера и деятельности выпадают из господствующих современных воззрений» . Игнорирование внутреннего мира человека ведет, в свою очередь, к нравственному релятивизму, стиранию границ между добром и злом, что в конечном итоге приведет к гибели Личности.

Что касается истории русского народа, то появление в его среде творческой личности было до определенного момента невозможным. В основании русского традиционного миросозерцания Кавелин видел «первобытное непосредственное поклонение предметам, явлениям и силам природы» . Русская история, по мнению мыслителя, представляла собой обратный европейскому пример: индивидуальное начало, слабо выраженное среди славянских племен в силу особенностей кровнородственной и соседской общины (редкие войны, общественная пассивность, власть сельских сходов, занятие земледелием и т. д.), после татаро-монгольского нашествия стало практически незаметным. Сильное централизованное государство подавляло индивидуальность (в отличие от Европы), тем самым отделяя русский народ от общеевропейских ценностей и, соответственно, от естественного социально-этического прогресса. Личность не могла возникнуть в условиях жесткого социально-политического и культурного подавления индивидуальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, творческая личность в Европе получила большую перспективу к самостановлению. В то же время, в рамках Российского государства личность растворилась в семье и надолго ушла с исторической сцены как самостоятельная единица.

Подобные взгляды Кавелина послужили основанием для того, чтобы отнести его к числу последователей идейного течения XIX в., известного как «западничество». До определенного момента он действительно являлся одним из сторонников и пропагандистов «западнического» идейно-философского направления. Однако впоследствии его концепция перестала помещаться в границах идеологии сторонников западной модели развития общества и государства -П. Я. Чаадаева, Т. Н. Грановского и др.

В отличие от восточного общества, в котором Кавелин не видел признаков возникновения личности, русское отнесено было им к числу европейских, что означало перспективу возникновения творческой индивидуальности. Утверждая это, философ основывался на том, что естественный прогресс общественных отношений не оставлял больше места устаревшим общинным догмам. Полемизируя со славянофилами, указывающими допетровскую Россию как пример гар-

моничного и естественного пути исторического движения, Кавелин утверждал, что Древняя Русь, хотя и не обладала необходимыми условиями для поддержания общеевропейского процесса развития личности, явилась той матрицей, из которой возникли, пусть запоздалые, предпосылки, проявившиеся к концу XVII в.

С точки зрения К. Д. Кавелина «образцовой» творческой личностью можно считать первого российского императора Петра I (1672-1725). Он вобрал все основные компоненты развитой индивидуальности, о которых писал Кавелин. Речь идет об инициативности, трудолюбии, целенаправленности, проактивности (стремлении к саморазвитию) и, что самое главное, чувстве собственного достоинства. С другой стороны, ученый признавал в нем и пережитки старой, обезличенной общественной формы: деспотизм, «разгульность» и другие, «присущие широкой и противоречивой русской натуре» свойства. Эти недостатки Петра Кавелин объяснял как последствия необходимой самоидентификации личности, выражающейся в противодействии старым нормам, а также в связи с общей целесообразностью.

Таким образом, социально-этические основы новой, «личностной» эпохи были заложены в петровские времена. Очень важно обратить внимание на тот аспект, что Кавелин ни в коем случае не рассматривал петровские реформы с точки зрения резкого поворота в сторону западного образа жизни и какой-либо ломки государственных и общественных устоев. По его мнению, эпоха Петра стала вполне логичным и неизбежным этапом на пути разложения антиличностных элементов в русском обществе: «Не Европа к нам перешла, а мы европеизировались, оставаясь русскими по-прежнему…» А сам «царь-строитель» стал символом творческой русской личности, которая, с точки зрения Кавелина, обладала как чертами западного мышления и культуры, так и пережитками русского общинного сознания. Этот своеобразный синтез русской и западной культур получил развитие, с одной стороны, как историософская позиция К. Д. Кавелина, а с другой — в качестве принципа национального либерализма, которого он последовательно придерживался всю свою жизнь.

Суммируя все высшесказанное, стоит отметить, что наличие развитой творческой личности с точки зрения Кавелина является своеобразным «мерилом» успешности исторического развития каждого народа; ее собственное самосознание, отношения с общественными и государственными структурами являются определяющими в хо-

де исторического процесса. Личность как социокультурная единица выступает носителем потенциала развития всего общества (а значит, и государства) в целом.

Возникновение и развитие творческой личности есть явление, возможное лишь в обществе, развивающемся по определенным социально-психологическим нормам. Главнейшей из этих норм является непосредственное участие государства в формировании условий для гармоничного роста личности: свобода слова, отсутствие жесткой цензуры и т. д. Творческая личность не может получить полного развития в условиях жесткого социально-политического и культурного подавления индивидуальности.

Библиографический список

1. Арсланов, Р. А. К. Д. Кавелин: человек и мыслитель / Р. А. Арсланов. — М., 2000.

2. Гегель, Г. В. Ф. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель // Сочинения в 14 т. Т. 8. — М.-Л., 1935.

3. Кавелин, К. Д. Взгляд на юридический быт древней Руси // Наш умственный строй. -М., 1989.

4. Кавелин, К. Д. Задачи психологии / К. Д. Кавелин // Собрание сочинений. — СПб., 1899. — Т. 3.

5. Кавелин, К. Д. Задачи этики // Собрание сочинений. — СПб., 1899. — Т. 3.

Bibliograficheskij spisok

Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

© Гончарова А. С., 2020

© Издание КТК «Галактика», 2020

Предисловие от автора

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я рада приветствовать вас на страницах своей книги.

В ней я собрала воедино всю методологию по развитию творческого мышления детей и их родителей на основе ТРИЗ. Уверена, что эта книга непременно станет вашим верным помощником в воспитании ребенка. Ведь что может быть прекраснее, чем учиться вместе с ребенком, а не просто учить; развивать себя и свое творческое мышление, развивая при этом своего ребенка и познавать мир мышления без стандартов и стереотипов.

Представленные в книге материалы были собраны из разрозненных знаний в единую методологию и опробованы педагогами и детьми на занятиях, мной на собственном материнском опыте и участницами моих тренингов. В практике ТРИЗ занятий у меня свой уникальный опыт, потому что, когда я начинала вести занятия, то вся информация которую можно было почерпнуть для занятий, была только на странице фонда Г. С. Альтшуллера и в личном обучении у специалистов ТРИЗ, которое я проходила. Таким образом, изучив взрослую ТРИЗ и применяя её на семинарах с предпринимателями, я начала вести занятия, наложив полученные знания на своё педагогическое образование, и получился новый подход в развитии творческого мышления детей на основе ТРИЗ.

Эта книга предназначена не только для родителей, но и для всех воспитателей личности маленького человека. Ведь каждый, кто общается с детками – педагог, бабушка, тетя или дядя, старшая сестра или брат – воспитывает личность ребенка своими вопросами, поведением и жизненным примером.

В основе материала книги лежит теория, которая была разработана в середине прошлого века как технология поиска идей. Но со временем она стала настоящей системой воспитания творческой личности. Как мать и педагог, постоянно реализующий на практике основные идеи этой теории, я вижу, что она дает большие результаты и дети становятся более сообразительными, творческими, оригинально мыслящими и способными.

Анастасия Гончарова, автор блога про ТРИЗ instagram.com/nastya_triz/

Вступление

Знаете ли вы, что такое ТРИЗ?

ТРИЗ – это Теория Решения Изобретательских Задач, созданная писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Альтшуллером. Можно также сказать, что ТРИЗ – это мир творчества и креатива, о том, как мыслить и находить лучшее и максимально эффективное решение.

Прежде чем прийти к этой теории, Альтшуллер со своими последователями, по некоторым данным, проанализировал более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств. Только после этого он смог выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от зарождения идеи до ее реализации.

В этом, я вижу одно из самых главных преимуществ ТРИЗ, что теория взята не из опыта отдельного человека или его творческого порыва, а выведена путем анализа и выявления общих законов. Неспроста ТРИЗ появилась в середине прошлого века, так как именно в это время уже накопилось достаточно знаний и базы, на основе которых можно было бы судить о законах творчества!

Любой изобретатель ставит сотни тысяч экспериментов, прежде чем получит нужный результат. Иногда на поиск правильного решения могут уйти жизни нескольких поколений ученых. Генриху Альтшуллеру такая закономерность не понравилась, и он задумался о том, как сделать так, чтобы человек мог проявить себя и свои способности максимально быстро и эффективно. Для этого необходимо было выработать такое мышление, которое вело бы к цели кратчайшим и эффективным путем. Так, еще в юности, сформулировал собственную сверхзадачу Альтшуллер.

Вот, что сам Генрих Альтшуллер говорил о том, как пришел к Теории Творчества.

«Я пришел к изобретательству от фантастики – случай нередкий. Прочитал в пятом классе «Двадцать тысяч лье под водой» и начал придумывать скафандры. В десятом классе получил первое авторское свидетельство на водолазный дыхательный аппарат. Особого значения этому событию я не придавал: меня манил океан, глубоководные спуски. Скафандры были только средством. Год за годом я возился со скафандрами, росло число авторских свидетельств, но кислородные дыхательные аппараты в принципе годились только для глубины до двадцати метров. И однажды я взбунтовался. Капитан Немо ходил по дну океана, – вот какой нужен скафандр!..»

(Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А.Б. Селюцкий, Петрозаводск, 1991)

«Эта задача казалась мне очень подходящей, ибо:

• она относилась к знакомой мне области, я мог думать над задачей не обращаясь к книгам,

• она считалась настолько неразрешимой, что ее даже не ставили, так что у меня было много времени для решения – никто не наступал на пятки,

• она была относительно трудна – поэтому привлекательна, заманчиво было доказать, что невозможное возможно, привлекали также размах и романтичность задачи».

(Альтшуллер Г. С., Этюды о фантазии, 1978)

«Человек на дне океана… Достаточно было поставить такую задачу, как на меня обрушился град вопросов: выдержит ли человек давление в пятьсот – тысячу атмосфер? Сможет ли он дышать в таких условиях? Сохранит ли способность видеть, слышать, двигаться? Как перенесет возвращение к нормальным условиям?..

Задача была решена. Стали появляться следующие, они тоже решались… Загвоздка была в другом. (…) Я впервые ощутил ужасающую несправедливость того, что человеку дана только одна жизнь. Какой бы путь я ни выбрал, это будет один путь, одна дорога, и никуда не денешься от мысли, что там, на другой дороге, осталось нечто несбывшееся. Человеку нужны десятки жизней. Чтобы быть художником, изобретателем, музыкантом, летчиком, революционером, физиком, артистом, моряком, хирургом, писателем, биологом, путешественником, воином, педагогом, историком, строителем… и везде на уровне Мастера или Гроссмейстера, а это требует всей жизни.

У таких людей огромная сила притяжения. Все чаще и чаще я возвращался к мысли о том, что человек должен все знать и все уметь. Эта проблема не решалась механическим наращиванием специальностей. Нужна была Общая Теория Сильного Мышления: как решать трудные задачи, как развивать талантливое, творческое мышление. Для начала – как решать творческие задачи в технике. Это была уже конкретная и реальная (по моим представлениям) постановка проблемы. Я оставил скафандры и занялся теорией творчества».

(Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий, Петрозаводск, 1991)

Как развить талантливое, сильное и творческое мышление? Как решать трудные и нестандартные задачи? В поисках ответа Г.С. Альтшуллер начал работать над теорией творчества.

Большинство людей крайне редко задумываются над своими действиями, большую часть работы они делают автоматически, воспринимая окружающее лишь краем сознания. Между тем, процесс мышления всегда является творчеством. Эту аксиому закрепила появившаяся в XX веке Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Альтшуллер указал на недопустимость траты силы на подбор вариантов.

ТРИЗ дает методы и алгоритмы, которые помогают в творческом поиске. Она неразрывно связана с психологией, она формирует мышление человека, основанное на принципах, которыми обладает психика – целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация. Кроме того, ТРИЗ помогает развивать в человеке такие качества, как нравственность, самостоятельность, активность, конструктивность, творчество.

В этой книге изложены не только приемы, которые были выработаны в ТРИЗ, но и результаты моей практической работы с детьми и их родителями. И, самое главное, вы не только узнаете, что и как надо делать, но и сразу начнете развивать себя и ребенка, выполняя задания.

Преимущества ТРИЗ

В современной системе образования основной упор делается на передачу знаний, усвоение и воспроизведение материала. Это развивает память, внимательность, расширяет кругозор. Однако, задача учителя не только в том, чтобы дать знания, но и в том, чтобы подготовить детей к жизни в новой современной среде. В обществе будущего, а не прошлого.

Общество – это динамичная система, которая постоянно развивается. Поэтому надо научить детей ориентироваться в быстро меняющемся мире. Индустриальная стадия развития общества постепенно сменяется информационной, постиндустриальной, где на первый план выходят информация и информационные технологии. Развитие также сопровождается процессом глобализации: границы между странами стираются, появляется возможность общаться, не выходя из дома и находясь на разных концах планеты и даже в связи с непредвиденными обстоятельствами, как в 2020 году из-за пандемии, когда каждое государство закрыло свои границы, возможность общаться, находясь на разных концах планеты, осталась. В таком интенсивном информационном потоке влиять на формирование мировоззрения подрастающего поколения становится все сложнее.

Задача педагогов и родителей в современных условиях – научить ребенка самообучаться, самостоятельно находить решения, справляться с потоком информации из окружающего мира. Образование, которое опирается только на передачу знаний, может не справиться с этой задачей: знания могут потерять свою актуальность еще до того, как будут внедрены в образовательную программу. Поэтому так важно развивать у ребенка способности к изобретательству, кроме того чтобы развивать интеллект ребёнка, сильное мышление, которое бы помогало ему жить не только во вчерашнем, но и в завтрашнем мире. Для этого детям надо предлагать творческие задачи, где нет готового ответа, и учить их решать. Такие задачи будут формировать их мышление, находчивость, самостоятельность, умение анализировать.

Моя книга проведет вас в мир ТРИЗ и в мир детства. Это увлекательное путешествие, наполненное открытиями и удивлениями, изменит ваш привычный образ мыслей. Информация четко структурирована и гармонично распределена по главам, чтобы вам было удобно при необходимости неоднократно обращаться к книге за подсказкой.

Что такое творчество? Это создание как бы из ничего новых форм, идей, смыслов. И малыши в этом контексте — непревзойденные творцы. Они еще не имеют опыта в музыке и рисовании, они не знакомы с законами архитектуры и принципами драматического искусства. Тем не менее, каждый ребенок рисует, лепит, создает из магнитных конструкторов совершенно фантастические вещи и еще много чем удивляет окружающих его взрослых.

Для чего все это развивать?

Дело в том, что вся наша цивилизация построена на том, что кто-то придумывает что-либо, ранее не существовавшее. Именно такие люди всегда были востребованы. Но, кроме этого, свободная творческая реализация еще приносит огромное удовлетворение, граничащее с ощущением счастья. Поэтому в наших силах через развитие творческого начала у ребенка заложить в его жизнь основы успешности и счастья. Как этого добиться?

Творческий распорядок и творческий беспорядок

У креативных людей редко все разложено по полочкам. Малыши здесь, скорее, правило, чем исключение. Так что на ближайшие годы вам придется смириться с некоторым хаосом в доме — он неотъемлемый спутник всех творческих процессов.

С другой стороны, творческие порывы детей можно и нужно упорядочивать. Это значит, что для них должно быть отведено определенное место и время. И тут уже должно проявиться мастерство родителей в мягком, но уверенном управлении:

  • кубики и детские пирамидки после игр должны быть разложены по местам,
  • пазлы собраны в коробку и отправлены на полку,
  • музыкальные игрушки не нарушают тишину, когда вся семья отдыхает,
  • страсть к рисованию реализуется на бумаге и холсте, а не на обоях.

Не настаивайте и не давите

Невозможно развивать творческое начало принудительно. Творение — это всегда свобода. Поэтому не стоит заставлять деток рисовать, лепить или музицировать. Так вы добьетесь обратного эффекта.

Лучше понаблюдайте, чему ваш малыш отдает предпочтение. Он может не терпеть карандаши и краски, но возводить настоящие шедевры из деревянного конструктора. У него может оказаться непереносимость лепки в любой ее форме, зато ребенок будет с огромным вдохновением извлекать звуки из всего подряд. Будьте внимательнее и просто направляйте!

Признание — это важно

Создание чего-то уникального восхищает ребенка и заставляет его сердечко замирать в восторге. Такой же реакции на свой креатив он ожидает и от родителей. Поэтому, если вашей целью является развитие творческой личности, старайтесь находить в себе душевные силы и разделяйте эмоции ребенка.

Устройте домашнюю выставку маленького художника, пригласите на нее друзей, знакомых, соседей. Организуйте юному музыканту еженедельные домашние концерты, которых он будет с трепетом ожидать. Пусть в вашем доме станут регулярными представления кукольного театра, разыгрываемые всей семьей. Ваше время и силы окупятся сторицей, поверьте!

Что поможет развитию творческого начала

Кроме желания и времени, вам потребуются и дополнительные инструменты — развивающие игрушки, творческие наборы, захватывающие настольные игры. Чтобы быть уверенными в безопасности и качестве, приобретайте их только у проверенного продавца. А с вопросом выбора вам с удовольствием помогут эксперты сайта игрушек «Познайкин».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *