Творческий

УДК 159.95

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КРЕАТИВНОСТЬ», «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ», «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ», «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

© 2014 Ю.В.Величко

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 11.04.2014

В данной статье рассмотрены понятия креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление, проведен анализ соотношения данных понятий.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, творческое воображение, творческое мышление.

С появлением в психологии понятий креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление встал вопрос о соотношении этих понятий, тождественны ли творческие способности и креативность, являются ли творческое воображение и творческое мышление проявлениями творческих способностей и креативности. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность(от лат. Creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, П.С.Гуревич определяете креативность, как творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность1. С точки зрения Р.Стернберга креативность это способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределённости, готовность противостоять мнению окружающих2.

В исследованиях К.Роджерса под креативностью понимается способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения3. М.А.Холодная уточняет, что креативность рассматривается в узком и широком значении. В узком значении — это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж.Гилфорду), отличительной особенностью, которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того

° Величко Юлия Викторовна, аспирант кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования. E-mail: velichkojulia&mail. ru

1 Психологический словарь / под общ. науч. ред. П.С.Гуревича — М.: 2007. — С. 317.

2 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 3-е изд. — СПб.: 2007. — С. 199.

3 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности,

одаренности. — СПб.: 2009. — С. 157.

же объекта4. Под креативностью в широком смысле слова Ф.Баррон понимает творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт. Согласно М.Воллаху, креативность — это способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем. Е.Торренс определяет креативность как способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации. Дж.Гилфорд под креативностью понимает способность отказываться от стереотипных способов мышления5. Зарубежными психологами выделены четыре аспекта понимания креативности: креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Под креативной средой понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества. С.Медник в своей психологической концепции ядром креативности считает ассоциации. По его мнению-делениепознавательного акта на конвергентную и дивергентную составляющие представляет творческий процесс неадекватно. Креативность — способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Творческий процесс рассматривается как переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации. Творческое решение отклоняется от стереотипного. Критерием креативности решений становится величина отклонения от стереотипа.

В исследованиях В.Н.Козленко креативность понимается как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме

4 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — 2-ое изд, перераб. и доп. — СПб.: 2002. — С. 171.

5 Ильин Е.П. Психология творчества …. — С. 158.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014

рефлекса. У В.Н.Дружинина креативность рассматривается как относительно независимый фактор одаренности6. В работах С.И.Мак-шанова и Н.Ю.Хрящевой креативность определяется «как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность проявляет себя многообразно. Это — быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе». В.Г.Каменская и И.Е.Мельникова понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов7.

Креативность — системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т.д.8. Анализ исследований психологов по проблеме креативности позволяет утверждать что «креативность», с одной стороны — психический процесс, с другой стороны творческое отношение к жизни. Креативность определяется как системное (многомерное, многоуровневое) психическое образование. Креативность проявляется в инновационных преобразованиях во всех (или отдельных) сферах жизни человека (познании, мышлении, общении, профессиональной деятельности, в самосовершенствовании и т.д.). Согласно Е.П.Ильину, креативность функционирует как единая целостная система. Развитиекреативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативно-сти,в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов9. В настоящее время существует несколько направлений в определении творческих способностей. В одном из них творческие способности определяются уровнем интеллектуального развития (Н.С.Лейтес, Н.Н.Под-дьяков, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев, О.К.Тихомиров, П.Е.Веракса).

Н.Н.Поддьяков, исследуя творческие способности, выделяет в качестве основного их структурного компонента проблемность мышления, которая выражается в открытости ребёнка новому, в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке вопросов и проблем10. Методами исследования творческих способностей являются проблемные ситуации. Во втором направлении творческие способности понимаются как креативность,как обнаружение нового в постановке и решении проблем». Эта позиция имеет отношение к ранее изложенным подходам Дж.Гилфорда, Е.П.Торренса (А.М.Матюшкин, Е.И.Щебланова). В третьем направлении творческие способности определяются как общие способности по преобразованию прежнего опыта. В данном направлении творчество противопоставляется деятельности, и особый акцент ставится на активности бессознательного. Я.А.Пономарев определяет механизм творчества как взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным, субдоминантным сознанием. В четвертом направлении творческие способности понимаются как интегральное качестволичности, объединяющее интеллектуальный и личностный компоненты (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков). Концепцию Д.Б.Богоявленской отличает понимание творческих способностей как способности к развитию деятельности по инициативе субъекта. Она выделяет единицу творчества «интеллектуальную активность» (интеллектуальную инициативу). Творческие способности оцениваются по способности ребёнка «выходить за рамки требуемого», по проявлению интеллектуальной активности в деятельности.

Проанализировав различные подходы к пониманию креативности и творческих способностей, креативность может рассматриваться как, творческаяспособность проявляющаяся в разных видах деятельности человека.

Рассмотрим, каково соотношение творческих способностей и творческого воображения и творческого мышления. Вопрос о взаимосвязи творческих способностей с творческим воображением и творческим мышлением остается до сих пор открытым. С.Л.Рубинштейн отмечал11, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность выс-

6 Дружинин В.Н. Психология общих…. — С. 210.

7 Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности / под ред. Н.Ю.Хрящевой. — СПб.: 2006. — С. 99.

8 Ильин Е.П. Психология творчества …. — С. 159.

9 Ильин Е.П. Психология творчества … — С. 160.

10 Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: 1995. — С. 11.

11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: 2007. — С. 300.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шего уровня — творческого воображения. Творческое воображение, по мнению О.М.Дьяченко является одним из компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового. Творческое воображение — это создание новых образов, представлений, воплощающихся впоследствии в произведения. «Воображение — основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые законы, по которым оно развивается и проявляется, общие для всех видов творческой деятельности»12. Таким образом, творческое воображение является основным компонентом творческих способностей. Одновременно творческое воображение, по мнению А.В.Петровского предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности13.

Переходя к рассмотрению творческого мышления обратимся к исследованиям Дж.Гил-форда, который рассматривает творческое мышление, как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов14. Творческое мышление — продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания), синоним эвристического мышления, характерного для решения нестандартных задач. Мышление творческое предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В результате мышления творческого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт определённой сферы культуры. В большинстве случаев мышление творческое связано преодолением сложившихся стереотипов, ригидных представлений15. Представляет интерес включение Е.Е.Туник дивергентного мышления как

одного из критериев креативности: чувствительность к проблеме; способность к синтезу; способность к выделению сходства и различия; способность к воссозданию недостающих деталей; способность к прогнозированию; дивергентное мышление16.

Воображение заметим, что так же, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика17.

Рассмотрев разные точки зрения по данному вопросу о соотношении творческих способностей с творческим воображением и творческим мышлением можно утверждать, что творческое воображение и творческое мышление являются обязательными компонентами творческих способностей. На наш взгляд, подобный анализ понятий важен для проектирования, содержательной разработки и организации эмпирического исследования развития творческого компонента личности на разных возрастных этапах.

12 Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М.: 2008. — С. 10.

13 Введение в психологию / под общ. ред. проф.

A.В. Петровского. — М.: 1996. — С. 225.

14 Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под. общ. ред.

B.Б.Шапаря. — изд. 2-е — Ростов н/Д.: 2006. — С. 297.

15 Еникеев М.Н. Психологический энциклопедический словарь. — М.: 2009. — С. 258.

16 Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. — СПб.: 1992. — С. 7.

17 Введение в психологию .. — С. 224.

ABOUT THE RATIO OF CONCEPTS «CREATIVITY», «CREATIVE ABILITIES», «CREATIVE IMAGINATION», «CREATIVE THINKING»

© 2014 Yu.V.Velichko°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In this article concepts «creativity», «creative abilities», «creative imagination» and «creative thinking» are

Изучая мировые мифы в поисках ключа к творческому потенциалу и более творческой жизни, может быть, полезно взглянуть на качества архетипов богов и богинь из разных культур и выявить, как творческий импульс проявляется в рассказах об этих богах. К примеру, в мифах о Гефесте есть очень интересные вещи, которые учат нас тому, как использовать все свои части, в том числе покалеченные, в результате чего в мире рождаются новые идеи.

Гефест для греков — бог кузни и огня (особенно вулканического). У римлян он известен как Вулкан и его имя используется в качестве синонима для огня у греческих и римских поэтов, в частности огня для служения искусству.

Разные поэты по-разному рассказывали историю его происхождения. Он либо сын Геры и Зевса, либо Гера сама произвела его без участия Зевса, отомстив ему, таким образом, за появление Афины, которую он породил из своей головы. Но в каждой версии бог огня страдает хромотой. Гефест становится калекой после того, как его сбросили с Олимпа и часто в более поздних мифах или мифических изображениях он появляется с опорой.

У греков и греческих поэтов этот бог исполняет роль культурного героя, обучая людей, как создавать искусство и насколько это важно. Он бог-покровитель для тех, кто делает что-то из металла своими руками (предметы искусства и оружие). Гефест и сам создает красивые и хитроумные объекты. Есть несколько мифов, в которых он использует свое мастерство и устраивает западню для другого бога или богини (например, ловушка из цепей, которую он повесил над кроватью жены Афродиты, чтобы поймать ее с любовником).

Греческая элита, для которой создавались многие мифы, не благоволила к Гефесту, как и ко многим другим ремесленникам, работавшим в классической Греции. Он был объектом презрения и насмешек. Люди с увечьями не редко занимались металлообработкой, но греческим гражданам очень нравился красавец-Аполлон, и они высмеивали уродство и хромоту Гефеста и его последователей.

Его презирали, но он все же был среди двенадцати олимпийцев. Как культурный герой, бог огня «научил людей трудиться, что было благородно для людей на Земле, для людей, которые ранее жили в пещерах и горах, как животные» (Гимны Гомера, гимн Гефесту). В последних строках гимна Гомер молит Гефеста и просит у него: «дай нам совершенства».

Кроме творчества, лучше всего Гефеста характеризует его хромота. Он единственный из пантеона физически не идеален, но по-прежнему входит в число двенадцати, несмотря на отвращение греков к уродливым и хромым. Почему так получилось?

Совсем не случайно он представляет огонь, который в культурах по всему миру символизирует очищение и возрождение, проходящего через множество испытаний и ставшего сильнее. Гефест сделал это. Он стал хромым после акта насилия, совершенного против него собственной семьей, но все же возвратился на Олимп и принес миру произведения искусства и полезные инструменты. Он не позволил своей немощи стать между ним и творчеством, а использовал ее для преобразования. Его сокрушение стало катализатором для творчества и хитроумного подхода к решению проблем. Гефест не позволил своему несовершенству стать помехой. Он использовал свои навыки для служения миру.

Это справедливо для каждого. Мы постоянно сталкиваемся со многими людьми, которые считают, что недостатки это причина, чтобы удержать себя от творческого самовыражения. Они сравнивают свои работы с мастерами в выбранной ими области, и, чувствуя, что потерпят неудачу, решают даже не пробовать.

Вы можете испытывать страх перед творчеством, и велик соблазн оправдать бездействие собственной разбитостью, неидеальностью и неудачами. Тем не менее, Гефест всем продемонстрировал, что самые сильные и лучшие работы могут вырасти из этого самого несовершенства. Само наше сокрушение это один из сильнейших среди доступных нам инструментов. Из него может произрасти прекраснейшее творение.

ТВОРЧЕСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ

Халилова К.С.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Творчество — это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Творчество – это присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах.

Творчество представляет собой аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень. Творческий индивид выделяется тем, что способен решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же время. Люди творческого труда образуют социальную группу, функция которой состоит в решении специальных задач интеллектуального и духовного типа. Под творчеством понимается обычно открытая система, готовая к восприятию целого горизонта альтернативных вариантов, который также имеет широкую палитру интерпретаций — от ограниченности «авантюрного мышления» (Ф. Бертлет) до неопределенности «дивергентного мышления» (Дж. Гилфорд) .

Характер творческого процесса в психологических исследованиях опирается на модель, предложенную Г. Уоллесом в 1926 г.:

  1. подготовительная стадия — формулирование задачи и начальные попытки ее решения;
  2. инкубация идеи — временный отказ от попыток решения и переключение на другие вопросы;
  3. озарение — мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы;
  4. проверка — испытание и (или) реализация решения.

Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения задачи, упорядочивания данных по интересующей исследователя проблеме и неосознаваемых установок, предпочтений, ценностных ориентиров, фрагментов информации. Вместе с тем, первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья — бессознательными. Модификации этой схемы связаны обычно с разбиением отдельных стадий на подэтапы.

Ключевой момент творческого процесса — озарение, инсайт. Проблема, долгое время волновавшая исследователя и не поддававшаяся решению, вдруг видится под другим углом зрения, в результате противоречившие друг другу компоненты информации оказываются совместимыми или же обнаруживается недостающий фрагмент информации. Противоречивость и (или) неполнота проблемной ситуации снимаются, сменяясь ощущением красоты и гармоничности найденного решения. Обычно инсайт сопровождается сильными положительными эмоциями и убежденностью в том, что решение найдено, хотя зачастую в этот момент автор еще не может его не только обосновать, но даже и сформулировать. Инсайту предшествует этап инкубации идеи, когда творец (ученый, художник, композитор) на какое-то время как бы «забывает» о проблеме, занимаясь повседневными делами или решая другие задачи.

Исследователи выдвигают разные объяснения плодотворности этапа инкубации: переключение усилий на другие объекты позволяет «отдохнуть» от проблемы, забыв при этом ранее использованные и неэффективные способы решения задач; сознание в это время не вмешивается в деятельность бессознательного, направляя ее в соответствии с доказавшими свою неплодотворность собственными стратегиями; значительную часть жизни занимает отдых, и уже в силу его длительности за ним следуют творческие решения. Перспективы анализа творческого процесса связаны с изучением и реконструкцией мышления человека именно на стадиях преимущественно бессознательной переработки информации .

Творческая потенция личности — важнейшая составляющая всей психологической структуры человека, ее психологической конституции. Творчество — это процесс, осуществляемый с помощью воображения и являющийся неотъемлемой частью любого аспекта рекламы. В рекламном творчестве, как и во всяком другом, необходимы высокая работоспособность и острый ум, однако многое зависит от творческих порывов, вдохновения, воображения. Творчество в работе специалиста по рекламе представляет собой совокупность вполне определенных действий:

  • необходимость четко понять и представить себе, чего именно хочет заказчик;
  • доведение его идеи и пожеланий до всех творческих работников;
  • анализ всех способов реализации идеи;
  • выбор одного или нескольких наиболее приемлемых решений;
  • предложение проектов заказчику и при необходимости отстаивание их.

При этом главным остается ясное представление не только технических возможностей, но и определенных приемов воплощения творческих задумок. Творческая реклама выделяет главное. Из огромного числа параметров продукта творческая реклама демонстрирует тот совершенный компонент, единственный элемент или необычный ракурс, который эффективно говорит о преимуществах рекламируемого товара. Созданная специалистом творческая реклама побуждает работать воображение потребителя, рисовать мысленный образ продукта, стимулирует «прочувствовать» товар.

Необычное изображение или текст вызывают ассоциации, необходимые для создания имиджа и увеличения лояльности к рекламируемому продукту. Новые сравнения привлекают внимание людей своей привлекательностью, креативностью и мыслью. Радиореклама помогает потребителю «увидеть» товар, телереклама – «пощупать» его. Творческая реклама максимально эффективно использует пространство, соединяя его со средствами рекламы.

Основной задачей специалиста по рекламе является разработка замысла рекламного сообщения, составление его визуального ряда, включая заголовок, текст, внешний вид, вплоть до создания наброска иллюстрации или раскадровки. На каждом этапе создания рекламы процесс творчества проходит следующие стадии:

  • оценка ситуации;
  • постановка задачи, определение проблемы;
  • использование подсознания в творчестве;
  • разработка идей;
  • оценка идей;
  • выбор наилучшей идеи.

Разработка творческих идей — задача не только отдельных специалистов, в рекламной практике много примеров существования творческих коллективов. Как правило, в подобной команде сходятся двое, иногда больше специалистов, объединяющих свои творческие усилия. Обычно максимальная творческая отдача достигается при чередовании индивидуальных и коллективных усилий членов команды. А если их рассматривать отдельно, то трудно сказать, что лучше — индивидуальное или коллективное рекламное творчество. Но основную роль в рекламе продолжает играть творчество, базирующееся на интеллекте, озарении, вдохновении, интуиции и воображении творцов рекламных идей. В рекламе, а особенно в саморекламе, реализуются присущее человеку стремление заявить о своей уникальности, выделиться, желание почувствовать себя личностью.

В качестве примеров творчества в работе рекламиста можно рассмотреть следующие. Один ювелир поставил своей целью привлекать к себе внимание покупателей каждое Рождество. Он придумал и подготовил к продаже невероятно дорогие рождественские подарки: миниатюрные песочные часы с настоящими алмазами вместо песка, набор для игр, инкрустированный драгоценными камнями. Он не продал свои подарки, но привлек внимание многих сограждан и в следующем году его продажи возросли. Магазин, продававший в розницу надувные матрацы для купания, захотел избавить покупателей от мысли о безнравственности, ассоциировавшейся с такими матрацами. Поэтому магазин перевели в элегантный торговый центр. Все служащие были изящно одеты, рекламу в торговом зале озвучивали профессиональные дикторы, с приятным голосом. Результаты превзошли все ожидания.

Американские психологи утверждают, что творчество в маркетинге начинается со знания. Здесь акцент делается на концепцию Б. Скиннера, обращавшего внимание при организации маркетинга на сознательную часть психики человека, как наиболее легко актуализируемую. Действительно, продавцу (собирательный образ) необходимо знание его продукции или услуг, его конкурентов и желательных клиентов, территории маркетинга и многого другого. Boоруженный этими знаниями рекламист может делать то, что составляет суть творчества, — совмещать два или несколько элементов, которые до этого никогда не совмещались.

Можно говорить о достаточно удачных примерах применения этого принципа. Один из них связан с рекламной стратегией сигаретной компании «Мальборо», которая творчески соединила идеи ковбоя и сигареты. Другой пример связан с компанией «Севен-Ан». Когда она поставила своей целью увеличение объема продаж, она решила сравнить себя с компанией «Кока-Кола» весьма оригинальным образом, а именно, противопоставив себя ей и назвав себя «Ан-Кола». Этим ходом она одновременно ставила себя в один ряд с известнейшими компаниями типа » … Кола» и в то же время сообщала, что она от них отличается. Эффект был достигнут с помощью префикса «ан» («un»): по-английски – «не». Придумал эту изюминку агент по рекламе .

Нестандартное мышление, способность взглянуть на предмет по-новому и увидеть то, чего не замечают другие, игнорирование необязательных стереотипов — главные психологические особенности действительно творческой личности . Можно выделить ряд качеств, присущих преуспевающим творческим специалистам в сфере рекламы:

  • чувство юмора;
  • живое воображение;
  • интерес к людям и мотивам их поступков;
  • широкая эрудиция — разбираются в литературе, искусстве, истории, музыке, науке;
  • способны видеть красоту в обычных вещах;
  • определяют причины происходящего;
  • внимательно слушают других;
  • интересуются происходящим вокруг;
  • ценят умение убеждать;
  • работают с энтузиазмом;
  • стремятся достигать единства формы и содержания;
  • убирают несущественное и выделяют главное;
  • используют концепции общего для выделения частного;
  • бескомпромиссны по отношению к качеству своей работы, уничтожают продукт своего творчества, если он не «лучший из лучших»;
  • дают возможность идеям отстаиваться, дозревать;
  • способны творческими приемами вызывать самые необычные, даже странные, ассоциации;
  • обладают упорством, настойчивостью.

Мало создать красивое творческое решение рекламы, важно, чтобы это решение одобрил клиент, принял адресат (потребитель) рекламы, чтобы это было подтверждено результатами предварительного исследования эффективности рекламного сообщения. Сложность рекламного творчества заключается в том, что рекламное сообщение, созданное одним специалистом или коллективом, должно быть не только красивым и оригинальным с точки зрения эстетики, но и обязательно содержать УТП — уникальное торговое предложение. Перед рекламистом всегда стоит двойственная задача. С одной стороны, надо продавать товар, иначе какой смысл в этой рекламе, с другой стороны, та реклама, которая получает вирусный эффект и всемирное признание, товар, как правило, не продает.

Литература

1. Майданов А.С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М., 2003.

2. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1976.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск,1997.

4. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998.

5. Исследования по психологии научного творчества в США. М., 2006.

Сущность творчества

Потребности современного человека, побуждающие его к действиям, бывают самого разного характера. Одна часть таких потребностей для удовлетворения требует создания новых продуктов и изобретения новых технологий, организации новых условий жизни, которые ранее никогда не существовали и не были созданы природой. Эта сторона жизнедеятельности человека называется творчеством. Благодаря нему человек возвышается над своей природной основой, так как в процессе творчества он совершенствует свой мир, делает его удобным, безопасным и разнообразным.

В связи с этим выработка новых ценностей приобретает решающее значение. Новые ценности обеспечивают человеку сохранение работоспособности и здоровья. Улучшение жизни без творчества является невозможным.

Определение 1

Творчеством называется целенаправленная деятельность человека по познанию и созданию качественно нового в духовной и материальной сфере культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При этом степень новизны продуктов творческой деятельности может сильно отличаться. Творчество – это не только создание шедевров искусства или совершение великих открытий. Каждый человек является индивидуально неповторимым, но в течение своей жизни он должен освоить часть общечеловеческих знаний и опыта. Овладение навыками и знаниями для человека тоже является творческим процессом. Решение любой задачи, в результате которой создается что-то новое хотя бы для одного человека, связано с творчеством.

Безусловно, творчество высших достижений вызывает наибольший интерес у исследователей. Главным в таком творчестве является выявление самой проблемы, а затем ее решение.

Свойства личности, такие как интуиция, воображение, умственная активность, способность к самооценке и самонаблюдению являются важными для творческой деятельности. без четкого осознания своих навыков и умений, которые основываются на опыте решения каких-либо проблем, творческая деятельность будет невозможной. Творчество способствует сохранению и повышению самооценки, и поэтому оно становится значимым для человека. препятствия на пути реализации творческих планов помогает преодолеть глубокое мышление, критичность и гибкий ум.

Основные этапы творческой деятельности

Современная наука выделяет несколько моделей творческой деятельности, в которых выделяется четыре основных этапа процесса творчества:

  • сознательное преобразование информации
  • формирование идеи в бессознательном
  • переход сформированной идем в сознание – озарение
  • развитие идеи и формализация.

На первом и последнем этапе происходит логический поиск и преобразование информации, требующейся для формирования интуитивного решения. На втором и третьем этапе происходит иррациональная деятельность сознания. Таким образом, в творческой деятельности тесно связаны противоположные типы мышления.

На первом этапе происходит сознательное преобразовании информации. Человек на этом этапе выбирает актуальную проблему. Как правило, это случается, когда задача не находит своего решения. Человек испытывает психологический дискомфорт, который появляется ввиду возможного снижения самооценки. Чтобы выйти из этого состояния, человек начинает искать возможные варианты решения проблемы, анализирует факты, которые могут оказаться полезными, выявляет проблемы и противоречия, требующие решения. Результатом первого этапа творческой деятельности является большое количество неадекватных решений и большое число нерешенных вопросов.

Малая информационная емкость сознания обусловливает вытеснение появившихся промежуточных образов и понятий, которые характеризуют решаемую задачу с разных сторон, в бессознательное. Начиная с этого момента, возникает второй этап, который связан с взаимодействием сознательного и бессознательного, левого и правого полушарий мозга. На этом этапе происходит мощная активация бессознательного, которая на первых порах не дает желаемый результат. Вследствие этого отрицательные эмоции нарастают, появляется ситуация, угрожающая целостности личности.

Поэтому в данном случае разумно на какое-то время отказаться от поиска решения задачи и сосредоточиться на решении других проблем. Когда сознание человека меньше всего занято поиском решения проблемы и не контролируется личностью, тогда происходит озарение и начинается третий этап творчества. То есть подготовленное на первом этапе левое полушарие мозга распознает правильный образ, возникший в правом полушарии. Отрицательные эмоции исчезают, уходит чувство беспокойства и тревоги. Вместо них появляется сильное чувство восторга и блаженства, отрицательные эмоции сменяются положительными.

На четвертом этапе творческой деятельности найденное решение задачи транслируется в языковую форму, идет экспериментальная проверка истинности этого решения и объяснение полученных результатов. Эта часть работы очень важна и трудоемка. Инсайт является началом продолжительного критического анализа и обоснования полученного решения.

Ключевой предпосылкой творческой деятельности является внутренняя свобода личности, способность освободиться от стереотипов.

Определение 2

Стереотипы – это типизированные программы мыслей и действий в стандартных ситуациях.

Именно способность посмотреть на проблему с необычной стороной является важной основой творческого процесса. Таким образом, творчество связано с умением терпимо относиться к чужому взгляду, даже если он сильно отличается от собственного.

Методы решения творческих задач

Существует большое количество технологий решения творческих задач. В известной русской пословице «Утро вечера мудренее» заключена самая простая и издавна известная из них. Для того, чтобы день был максимально плодотворным, необходимо накануне мысленно к нему подготовиться. Для этого сформулировать проблемы, которые необходимо решить, определить возможные способы их решения. В результате этого бессознательное получит задание, над которым оно будет работать во время отдыха или сна человека. благодаря этому утром можно получить достаточно определенную программу действий.

Были разработаны различные методы коллективного решения творческих задач. Например, метод мозгового штурма пользуется широкой популярностью. Этот метод работает следующим образом: две группы людей – генераторы идей и аналитики — собираются вместе. Ведущий этой встречи определяет проблему и излагает ее, затем генераторы предлагают самые разные варианты идей, а аналитики их анализируют. Примером использования метода мозгового штурма является игра «Что? Где? Когда?», в которой участники всего за минуту находят ответы на довольно сложные вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *