Творчество а с грибоедова

Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,

князь Тугоуховский действительно плохо слышит,

Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.

В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.

А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Наша презентация темы

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий и фамусовское общество.

Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии «Горе от ума» не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.
Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не ограничился многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал его единомышленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер.
Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем гостиных и столовых изображен «лгунишка, картежник, вор» Загорецкий. Однако он «мастер услужить», и потому везде его принимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ «мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей» в слабохарактерном Платоне Михайловиче Горичей, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне. Злая, недовольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к «хорошему тону», который немыслим для нее без французского языка. Многочисленная княжеская семья Тугоуховых признает в людях только знатность, богатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов. Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого. Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).
Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за его «завиральных идей». Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее «модисткою изволил величать». Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених,он оказался не чиновен и не богат.
Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить. — возводит на него клевету.
Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение «пустого, рабского, слепого подражанья». Он призывает сильных душой людей «словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой». Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются «гласно объявлять» свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя «мечтателями, опасными», сумасшедшими.
Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев…»
Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей» — так определил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:»-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист».
Белинский считал «Горе от ума» энергичным протестом против «гнусной расейской действительности». Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.

Беру!

30442 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
«Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Александр Сергеевич Грибоедов ; Российская империя, Москва; 04.01.1795 – 30.01.1829

Композитор, поэт, драматург и дипломат Грибоедов А. С. оставил след в истории литературы как автор одного произведения. И хотя это не совсем так и из-под пера Грибоедова вышло немало очерков, путевых заметок и комедий, помнят его в основном благодаря комедии «Горе от ума». Именно благодаря популярности читать Грибоедова «Горе от ума» автор и попал в наш рейтинг топ 100 самых лучших книг.

Биография Грибоедова А. С.

Родился Грибоедов в Москве в дворянской семье. С детства мальчик отличался живым умом и уже в шестилетнем возрасте свободно владел тремя языками. После же поступления в Московский университетский благородный пансион в девятилетнем возрасте он выучил еще три языка. В 11 лет он уже поступил в Московский университет, где уже через три года стал кандидатом словесных наук. Но образование на этом не закончил и поступил сначала на нравственно-политический факультет, а затем на физико-математический. При этом во время обучения он пробует себя в качестве поэта. К сожалению, стихи Грибоедова этого времени не сохранились.

Отечественная война 1812 года заставила Грибоедова вступить добровольцем в гусарский полк, где он служил до 1815 года. Именно на конец 1814-го года приходится начало публикаций сначала его корреспонденции, а затем и комедий. С 1817 года Грибоедов занимает должность губернского секретаря, а затем переводчика. Примерно в это же время он вступает в масонскую ложу «Соединенные друзья», а затем организует свою масонскую ложу. В это же время он знакомится с Пушкиным, о творчестве которого всегда отзывался очень трепетно.

В 1818 году Грибоедов получает назначение на должность секретаря при поверенном в Персии. В этом же году он получает легкое ранение в руку на дуэли. Из Тифлиса он отправляет на родину ряд путевых заметок. Там же в 1822 году Грибоедов начинает роботу над комедией «Горе от ума» читать онлайн которую так популярно в наше время. Работа над комедией продолжается и во время двухлетнего отпуска на родине и в 1824 году Грибоедов заканчивает работу над произведением.

В 1925 году сразу после появления возможности «Горе от ума» читать, Грибоедов вынужден вернуться на службу. Но в это время его арестовывают, подозревая в связях с декабристами. Долгое время идет разбирательство, но дипломата и писателя отпускают. В 1826 году Грибоедов в Тифлисе принимает участие в заключении очень выгодного для России договора. За это его назначили послом в Иране. По пути туда Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе. Но их браку не суждено было длиться долго по приезду в Тегеран, обезумевшая толпа персов учиняет резню в дипломатической миссии России. Во время нее погибает и Грибоедов, которого удалось опознать только по ране оставленной после дуэли.

Книги Грибоедова А. С. на сайте Топ книг

Как мы уже упоминали, в наш рейтинг топ прозы Грибоедов попал благодаря популярности «Горе от ума» читать. Причем эта популярность настолько высока, что это позволило книге занять место в первой двадцатки и в рейтинге топ лучших книг. Интерес же комедию Грибоедова «Горе от ума» читать онлайн достаточно стабилен, что позволяет предположить наличие книги и в наших следующих рейтингах.

Все книги Грибоедова А. С.

Драматургия:

  1. Горе от ума
  2. Грузинская ночь
  3. Дмитрий Дрянской
  4. Молодые супруги
  5. Своя семья, или Замужняя невеста
  6. Студент
  7. Притворная неверность
  8. Проба интермедии
  9. Кто брат, кто сестра, или обман за обманом

Публицистика :

  1. Загородная поездка
  2. О кавалерийских резервах
  3. О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора»
  4. Письмо из Брест-Литовска к издателю»
  5. Частные случаи петербургского наводнения

В Отделе письменных источников Исторического музея хранятся две ранние рукописи комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» –
«Музейный автограф» и «Жандровский список».

История создания комедии «Горе от ума» привлекает пристальное внимание исследователей творчества А.С. Грибоедова. Неизвестна дата начала работы
писателя над текстом, хотя большинство исследователей считают, что замысел возник еще в 1818 году. Неизвестен и автограф окончательной редакции текста, хотя предполагают его наличие при Грибоедове в Тегеране. Не было прижизненной полной публикации, долгое время комедия распространялась в рукописных списках (только в Историческом музее их хранится 37 экземпляров).

Поэтому особую значимость имеют так называемые авторизованные списки
комедии. «Музейный автограф» — первая из известных редакций комедии,
содержащей множество характерных отличий от хрестоматийного текста. В 1823 году Грибоедов покинул Кавказ и отправился в длительный отпуск в Россию. С собой он вывез рукопись, содержащую два первых акта пьесы, которая тогда называлась «Горе уму». Дальнейшая работа над текстом была продолжена в тульском имении старинного друга Грибоедова, отставного полковника Степана Никитича Бегичева. Грибоедов переделал заново вторую, третью и четвертую сцены первого акта, дописал третий и четвертый акты, уточнил название пьесы и имя главного героя (Чадский – Чацкий).

Переписав набело основой текст, рабочую рукопись он оставил на память Бегичеву. Большая часть рукописи написана собственноручно Грибоедовым, что подтверждает надпись на 63 листе, сделанная близким другом Грибоедова Андреем Андреевичем Жандром 28 февраля 1859 года.
Исторический музей приобрел эту рукопись вместе с письмами Александра
Сергеевича Грибоедова в декабре 1902 года у дочери владельца, Марии
Степановны Бегичевой за 5000 рублей.

Вернемся к Андрею Андреевичу Жандру. После «Музейного автографа» так
называемая «Жандровская рукопись» является вторым важным документом текстуальной истории «Горя от ума». Она была создана несколькими месяцами позже первой рукописи. Дело в том, что Грибоедов все время продолжал работать над текстом. Известно, что он отправил Бегичеву письмо, с просьбой не только никому не показывать и не читать рукопись, а даже сжечь её из-за несовершенства текста. Поэтому, когда Грибоедов приехал в Петербург, Андрей Андреевич Жандр, руководивший в то время канцелярией Военно-счётной экспедиции, забрал у писателя страницы с новым текстом, с которых было сделано множество списков. Один из списков, поправленный рукою самого Грибоедова, остался у Жандра. Это и есть «Жандровская рукопись». Именно в этот, переписанный копиистом набело текст, Грибоедов внес правки, а несколько страниц переписал собственноручно. Хранилась рукопись у Жандра, который неохотно допускал к ней исследователей, а после смерти — в его семье. В начале ХХ века она была передана в Исторический музей. «Музейный автограф» и «Жандровский список», наряду с последним из известных авторских списков, так называемым «Булгаринским» позднее легли в основу академического издания комедии.

Автор – Ольга Сиротина, учёный секретарь Государственного исторического музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *