Творчество епифания премудрого

Сочинение на тему: «Отворение духовной силы Сергия Радонежского»

Оренбургская область, Кваркенский район, с. Кваркено

Выполнила: ученица 9 класса Коряковская Алёна

Руководитель: .

Сочинение на тему: «Отворение духовной силы

Сергия Радонежского».

Свое сочинение я хочу написать в стиле письма своему лучшему другу, в котором расскажу ему о «чудесах», совершенных Сергием Радонежским.

… Ты как то спросил меня, о каких чудесных явлениях святых мне известно, так вот спешу ответить тебе на заданный вопрос. Сегодня я хочу рассказать тебе об одном чудесном исцеляющем источнике, который существует и в наше время открытый с помощью молитвы величайшим подвижником земли Русской – Сергии Радонежском.

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) – монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский — один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов.

Еще до рождения его — повествуется в житии Сергея Радонежского, — был промысел божий, о котором он дал знать, что это будет святая отрасль благочестивого корня. Раз Мария – мать Сергия стояла вместе с женщинами во время литургии в храме. Пред чтением евангелия вдруг вскрикнул младенец в чреве ее так громко, что слышен был голос и другими. В начале херувимской песни вновь раздался младенческий голос по церкви, и мать ужаснулась. Когда священник возгласил: «Святая святым», младенец закричал в третий раз, и мать, испуганная, начала плакать. Женщины захотели видеть младенца, и мать принуждена была сказать, что младенец кричал не на руках, но в чреве её.

Вот какие чудеса предшествовали рождению будущего святого. Ну, а когда он появился на свет, то и подавно стал проявлять себя как истинный христианин. Он, например, «в продолжение сорока дней от рождения до крещения…заставлял свою мать соблюдать пост, ибо не хотел прикасаться к сосцам ее, если она в скоромные дни принимала мясную пищу…

…Сергий был очень удивительно жизнелюбивым, кротким и милосердным человеком, который совершал чудеса не только делом, но и простым словом, советом.

Первое «чудотворное» действие Сергия было вызвано необходимостью облегчить труд монахов по обеспечению Обители водой. Родник, из которого они брали воду, находился у подножия Маковецкого холма, не совсем близко от монастыря. Вначале Сергий сам носил монахам воду на коромысле. В общине двенадцати, каждый носил воду для себя, и монахи в это время работали, ориентируясь на Сергия и сообразуясь со своими силами. И все же община двенадцати не была еще вполне гармоничным коллективом. Одной из причин недовольства некоторых монахов была именно необходимость далеко ходить за водой. В «Житии Сергия» сказано, что он в течении 7 лет «терпел» упреки от монахов по этому поводу, пока «часть братии», поддавшись внушениям беса, не заявила Сергию «с укором»: «отче честный, сам убо веси великаго труда братскаго, воде далече сущи, яко да неции стуживше сии от братия таковые нужда не тръпяще и от монастыра разлучатся». Этот ропот, дошедший до высокой степени накала, произошел в 1351 году. Сергий не стал увещевать монахов проявить терпение, как он это делал ранее, а пообещал обратиться за помощью к Богу.

После молитвы Сергий вместе с монахом, «процветавшим в добродетелях», спустился с холма в лес, в то место, где были три канавы. В одной из них сохранилось немного дождевой воды. Над нею Сергий сотворил молитву, обращаясь к Вседержителю с просьбой «дать сюда воду». И тут внезапно появилась вода по всей канаве и потекла рекой. Вода была не только питьевой, но и целебной – все кто приходил с верою тут исцелялся и исцеляется и в наше время. Монахи «назвали эту реку Сергиевой», но сам Сергий был решительно против этого: «не я ведь создал эту реку, а Господь Бог». Это «чудо» подобно известному «чуду» библейскому, когда Моисей высек жезлом воду из камня во время блужданий еврейского народа в пустыне.

Считается, что благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сам святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных никому не рассказывать о своем даре. Сергий Радонежский имел особое дерзновение к Богу, поэтому умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог, есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. В течение жизни таких исцелений было совершено Сергием Радонежским довольно много.

Исцеление от неизлечимых болезней это чудеснейшее проявление Сергиевой молитвы.

А еще был такой чудесный случай из жития святого Сергия Радонежского. Однажды поздно ночью он читал о житии Богородицы, но внезапный порыв ветра затушил лампадку, которая была единственным источником света, позволяющим продолжать чтение. Тогда Сергий настолько воспылал духом своим, что книга, которую он читал, просияла небесным светом. Тогда Сергий смог прочитать о житии Богородицы без лампадного света.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

Как и многие святые, Сергий Радонежский был одарен от Бога даром провидения. Ведь именно он с помощью своего дара благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовым поле. Тогда Сергий предсказал великую победу русскому войску. Так и случилось — русское войско победило, а эта победа положила начало возмужанию Московской Руси, а вдохновителем ее стал великий святой Сергий Радонежский.

Когда только начал Сергий Радонежский свое одинокое подвижничество, которое было еще до того, как была основана Троице-Сергиева обитель, Сергия подвергали страшным искушениям бесы лукавого, но при этом сам святой совершал чудеса каждый раз, когда бесы приходили к нему. Он начинал усердно молиться и крестом отгонял бесов от себя, после чего они сразу уходили. Так, молитвой, верой и смирением, Сергий Радонежский боролся с искушениями лукавого.

А в заключение своего письма, я хочу тебе сказать, что Сергий Радонежский был избран для верного и неотступного служения Богу с самого своего рождения. Он был избранником Божиим и доказывал это своими великими поступками, выполняя свою миссию, — давал людям великие знания о Боге и учил их выполнять Божьи заповеди, исцелял людей и ставил их на правильный путь.

Надеюсь, что я тебя заинтересовала, и ты продолжишь самостоятельное изучение про святого, который помогает людям по молитвам и по сегодняшний день.

Список используемой литературы и интернет – источников:

1. М. Горев. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. М., 1920.

2. . Правда о православных «святых» . М., «Наука», 1968.

3. https://www. *****

4. https://www. *****

5. https://*****

Сочинение «Житие Сергия Радонежского»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

СОЧИНЕНИЕ

на тему

«Житие Сергия Радонежского»
выполнила: Сотникова Анна
педагог: Дворниченко Екатерина Николаевна

г. Новомосковск

Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Его родителей звали Мария и Кирилл. Были они благородные и боговерные. Беспрестанно молясь, они соблюдали посты и следовали своей вере в Бога.

Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Однажды Мария пришла в церковь, как обычно, во время пения литургии. Во время чтения Евангелия младенец начал внезапно кричать в утробе матери, так что все ужаснулись от его крика. Внезапно младенец начал снова кричать, так что сама Мария стояла в ужасе и недоумевала от случившегося. Спустя некоторое время, младенец снова, в третий раз громко закричал. Мария от сильного испуга и страха чуть не упала на землю. Все люди подходили к ней и спрашивали нет ли у неё ребенка за пазухой, который плакал во время службы. Из-за растерянности и обильных слез на не могла им ничего сказать. Когда Мария носила в себе ребенка, то усердно молилась и постилась, прося бога о его милости и благодати. И делая так, жила она до самого рождения ребенка. Так как была она добродетельна и богобоязненна, то уразумела такое знамение и явление. Посоветовавшись с мужем, они дали друг другу обещание, что если родится у них мальчик, то отдадут они его в церковь на служение Богу. Так и случилось.

Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день после родов, родители принесли его в церковь и крестили. Иерей дал ребенку имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через некоторое время мальчик подрос и его отдали учиться грамоте. Братья его — Стефан и Петр быстро овладели письмом и учились хорошо. Варфоломей же медленно научился читать, он отставал от своих братьев и сверстников, из-за чего сильно печалился. Однажды отец послал его в искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Не щадя себя, он придавался Богу и вере. Мать пыталась его уговорить, чтобы он не истязал себя таким строгим постом и излишним воздержанием. Но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Вскоре Варфоломей поселился в Радонеже. Его братья женились, но он же стремился к монашеской жизни. Варфоломей просил своих родителей о благословении на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами. Вскоре Варфоломей и его брат Стефан ушли искать пустынное место, чтобы провести свою жизнь молясь и служа Богу. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному.

Много испытаний пришлось преодолеть Варфоломею, чтобы доказать свою истинную веру в Бога. Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Случилось так, что Игумен, который постриг Сергия, умер. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился. Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц. К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам. Читая житие Сергия Радонежского мы понимание, что он был богоугодником божиим. Все свои годы он жил в совершенном воздержании, труде и совершал множество добрых дел и несказанных чудес. Служа Богу, он распространял свою веру и учил людей своими наставлениями, призывал их к праведной жизни.

Все полюбили Сергия и приходили к нему за советом. Даже князь Дмитрий Донской почитал святого и просил у него благословения перед битвой. Святой Сергий предвидел за 6 месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему самому любимому ученику по имени Никон.

Перед самой смертью, Преподобный Сергий причастился и, подняв руки к небу, совершил молитву и предал свою священную душу Богу. От его тела распространилось великое благоухание. Вся братия собралась и в плаче и рыдании сокрушалась. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия. Лицо святого было светлым как снег, но как у живого человека или ангела божьего, показывая этим свою душевную чистоту.

Умер Преподобный Сергий 25 сентября в 1392 году.

Борис Михайлович (род. 19.12.1932, Москва), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф. Кандидат физико-математических наук (1960), д-р исторических наук (1989), почетный д-р Европейского ун-та в С.-Петербурге (2003), член Американской ассоциации древнеслав. исследований (The Early Slavic Studies Assoсiation, 1992). Род. в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу с золотой медалью (1951). В 1951-1956 гг. учился на механико-математическом фак-те МГУ, по окончании к-рого поступил в аспирантуру. В 1958 г. начал работать младшим научным сотрудником Ин-та автоматики АН СССР (с 1962 старший научный сотрудник). Автор работ по предельным теоремам теории вероятностей, топологическим группам, математическим вопросам кибернетики, теории сложностей алгоритмов.

Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в.
Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в.

В 1971 г. К. был приглашен заниматься исследованием текстов исторических источников с применением математических методов и стал старшим научным сотрудником Ин-та истории СССР АН СССР (с 1989 ведущий научный сотрудник Ин-та истории СССР (с 1992 ИРИ РАН, Центр истории религии и церкви)). В 80-90-х гг. XX в. К. преподавал в МГУ, МГИАИ, МФТИ.

В 1980 г. была издана 1-я монография К.- «Никоновский свод и русские летописи», являющаяся итогом его десятилетних исследований. Автор определил время и место создания данного летописного свода, игравшего важную роль в построениях историков XVIII-XIX вв., его источники и оригинал, которым являлась первая, до 1520 г., часть «списка Оболенского» (РГАДА. Ф. 201. № 163). По мнению К., Никоновская летопись была составлена в 1526-1530 гг. при московском митрополичьем дворе под рук. митр. всея Руси Даниила (1522-1539), автографы которого К. обнаружил в списках памятника. В одной из глав К. исследовал памятники митрополичьего скриптория того времени. Он подтвердил высказанное ранее мнение (в частности, А. А. Шахматовым) о том, что сообщения более ранних сводов Никоновской летописи подвергались переосмыслению и дополнялись ранее не встречающимися сведениями. Одной из основных тенденций этого свода стало обоснование права Церкви на земельные владения. В последних главах монографии К. исследовал использование Никоновской летописи при составлении памятников царского летописания 2-й пол. XVI в., в т. ч. летописного свода Иоанна IV Васильевича Грозного, изучил редакции и списки памятника XVII-XVIII вв., его влияние на летописание Троице-Сергиева монастыря и патриарший свод 70-х гг. XVII в. Монография К. была высоко оценена учеными и не потеряла научного значения до наст. времени (см., напр.: Кистерев С. Н. Вехи в историографии рус. летописания // Очерки феод. России: Сб. ст. Вып. 7: К 70-летию Б. М. Клосса / Ред. С. Н. Кистерев. М., 2003. С. 24-28).

К кон. 90-х гг. XX в. К. были подготовлены к изданию «Избранные труды» в 2 томах, куда вошли как публиковавшиеся ранее тексты, так и впервые издаваемые исследования. Том 1 посвящен изучению Жития прп. Сергия Радонежского и публикации его отдельных редакций. Исследователем было выявлено в архивных хранилищах России и др. стран более 400 рукописей, содержащих сведения о жизни и чудесах прп. Сергия, определены новые редакции Жития, высказаны гипотезы об отдельных фактах биографии святого, приведены и проанализированы данные о монастырской реформе на Руси в XIV в., уделено внимание проблеме происхождения иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва. Часть исследования посвящена троицкой лит. школе начиная с агиографа иером. Епифания Премудрого. Том содержит публикацию важнейших редакций Жития прп. Сергия. В томе 2 опубликованы «Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв.»; освещены начальные этапы становления агиографического жанра в Москве (Жития святых митрополитов Петра и Алексия), Твери (агиографические сочинения о св. князьях Михаиле Ярославиче, Михаиле Александровиче, прп. Софии Ярославне, св. еп. Арсении), Ярославле (произведения, повествующие о св. кн. Феодоре Ростиславиче Смоленском и Ярославском (см. ст. Феодор Ростиславич, Давид и Константин)), Суздале (Жития преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских). Изучена рукописная традиция о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери («Повесть о Темир-Аксаке»). Предложена новая датировка «Сказания о Мамаевом побоище» — 1521 г., заново исследована история создания «Повести о Николе Заразском». В отдельной главе с привлечением памятников агиографии рассматривается формирование идеологии складывающегося Российского гос-ва (представления о Москве как об общерус. столице, о царе и самодержавии). Почти каждая глава тома сопровождается изданием различных редакций лит. памятников, в т. ч. впервые вводимых в научный оборот.

В 2012 г. К. выпустил книгу, посвященную происхождению названия «Россия» («Росия») — 1-е монографическое исследование на эту тему. Монография явилась результатом изучения более 1 тыс. рукописей в 9 хранилищах Москвы, С.-Петербурга, Ярославля и Сергиева Посада. К. проанализировал древнейшие упоминания названия «Росия» в восточнослав. рукописях и памятниках XIV-XV вв., подтвердив его греческое происхождение. Термин «Росия» впервые появился в титуле св. митр. Киприана в 1387 г. К. считает, что первоначально он встречается только в текстах церковного происхождения, в основном в титуле митрополитов Киевских и «всея Росии»; дьяки московского кремлевского скриптория в кон. XV в. ввели это слово в титулатуру вел. князей. Далее К. исследовал применение слов «Росия» и «росияне» в текстах XVI в. (так, он установил, что впервые слово «росияне» употреблено прп. Максимом Греком в 1524), выявил особенности употребления названия «Росия/Россия» в XVII — нач. XVIII в. (см. также: Грищенко А. И. Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012 // Рус. язык в научном освещении. М., 2013. № 2(26). С. 300-312).

К. является членом ученых советов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва и Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Читал лекции по источниковедению и истории древнерус. лит-ры в Калифорнийском ун-те (Лос-Анджелес, США), Познанском и Гданьском ун-тах (Польша), ун-те г. Тромсё (Норвегия), на историческом фак-те Ярославского ун-та, в Гуманитарном центре МФТИ.

Лауреат Макария (Булгакова), митрополита, премии в номинации «История православной Церкви» за работу «Житие Сергия Радонежского» (1999). Награжден памятным знаком «Малый серебряный крест имени Ярослава Мудрого» за высокие достижения в профессиональной и общественной деятельности и в связи с активным участием в подготовке мероприятий по празднованию 1000-летия г. Ярославля (2010).

Соч. (избр.): Новый памятник рус. эпоса в записи XVI в. // История СССР. М., 1968. № 3. С. 151-167; Книги, редактированные и писанные Иваном Черным // Зап. ОР ГБЛ. М., 1971. Вып. 32. С. 61-72; О времени создания моск. Хронографа // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 244-255; Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20-30-х гг. XVI в. и происхождение Никоновской летописи // ДРИ. 1972. Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 318-337; Нил Сорский и Нил Полев — «списатели книг» // ДРИ. М., 1972. Рукописная книга. Сб. 2. С. 150-167; Статистические методы изучения текстов ист. источников: Направления исследований и задачи. М., 1972; О составе копийной книги московского митрополичьего дома // ВИД. 1973. Сб. 5. С. 107-112; Библиотека моск. митрополитов в XVI в. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 114-125; Иосифо-Волоколамский мон-рь и летописание кон. XV — 1-й пол. XVI в. // ВИД. 1974. Сб. 6. С. 107-125; Митр. Даниил и Никоновская летопись // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 188-201; Новгородская V летопись и вопрос об источниках Никоновского свода // Летописи и хроники, 1973. М., 1974. С. 252-270; Вологодско-Пермские летописцы XV в. // То же, 1976. М., 1976. С. 264-282; Никоновская летопись и Максим Грек // ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 124-131; Рус. летописи XI-XV вв.: Мат-лы для описания // Метод. рекомендации по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 91-94 (в соавт. с Лурье Я. С.); Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980, 19872;; В. Н. Татищев и начало изучения рус. летописей // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 5-13; Н. Г. Чернышевский во главе революционеров 1861 г.: Некоторые итоги и перспективы исслед. М., 1981 (в соавт. с Новиковой Н. Н.); Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании кон. XV в. // ДРИ. М., 1984. . Древнерус. искусство XIV-XV вв. Сб. 4. С. 283-313 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Благовещенский собор и письменные источники XV-XVI вв. // Уникальному памятнику рус. культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тезисы науч. конф. М., 1989. С. 10-14 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Летописные источники XV в. о строительстве моск. Успенского собора // История и реставрация памятников Моск. Кремля. М., 1989. С. 20-42. (Мат-лы и исслед. / ГММК; Вып. 6) (в соавт. с Назаровым В. Д.); Быть святым на Руси // Наука в России. М., 1993. № 1(73). С. 96-101; К изучению традиций книгописания в Троице-Сергиевом мон-ре // История и палеография. М., 1993. Вып. 1. С. 17-33; Об атрибуции некоторых посланий из формулярника митр. Симона // Церковь в истории России. М., 1997. Сб. 1. С. 30-55; Полемическое сочинение 1481 г. о хождении «посолонь» // Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 350-390 (в соавт. с Назаровым В. Д.); К изучению биографии прп. Сергия Радонежского // ДРИ. СПб., 1998. Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 11-15; Избр. тр. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского: Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты; 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв.; Судебник 1497 г.: Рукопись и текст // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI-XIX вв.: Сб. ст. М., 2000. С. 53-75 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Монашество в эпоху образования централизованного гос-ва // Монашество и монастыри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 57-80; Миротворческая роль Церкви в XI — нач. XV в. // Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители: (От раннего средневековья до рубежа XIX-XX ст.). М., 2003. С. 28-38; Кодикологическое исследование «автографа» Яна Длугоша // Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Кн. 1-6): Текст, пер., коммент. М., 2004. С. 23-34; Рус. источники I-VI книг Анналов Длугоша // Там же. С. 34-52; Иконы Ивана Грозного и его семьи в Троице-Сергиевом мон-ре // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 3-й междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 290-301; О происхождении названия «Россия». М., 2012.

Лит. (о нем): Клосс Борис Михайлович // Историки России XX в.: Биобиблиогр. словарь / Авт.-сост.: А. А. Чернобаев. Саратов, 2005. Т. 1. С. 428.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *