Предвосхищая Достоевского, Тютчев ставит точный диагноз болезни, поразившей европейское общество. В стихотворении «Наш век» он видит причину распада личности в утрате религиозной веры:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит… Возникшая в эпоху кризиса европейского гуманизма эпидемия неверия не только распространяется по Западной Европе, но и угрожает любимой Тютчевым России. Поэт считает, что в эпоху реформ и революций этой болезни России не избежать. Но он же и предсказывает, что обуздает русский хаос «сердечное знание Христа», которое вслед за Тютчевым будет считать спасительным для русского человека и Достоевский:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит, и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,—
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
Литература
10 класс
Урок № 22
Картина мира и природы в лирике Ф. И. Тютчева.
Перечень тем, рассматриваемых на уроке
1. Особенности поэтической картины мира и природы в лирике Ф. И. Тютчева;
2. Основные этапы жизни и творчества Ф. И. Тютчева;
3. Анализ философской лирики Ф. И. Тютчева.
Тезаурус
Мифопоэтика – отражение мифа в литературном произведении.
Натуфилософия (от лат. natura – природа) – термин, обозначающий философию природы, понимаемую как целостную систему общих законов миропорядка.
Образ (художественный) – элемент или часть художественного целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием (напр., символические образы «золотого покрова», «хаоса», «космоса», «природы» у Ф. И. Тютчева).
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.
Пейзаж – разновидность описания, изображение природного или городского пространства. В структуре пейзажа важно соотношение фона и детали, статики и динамики. Особую роль играет точка зрения субъекта видения, которая может организовывать пространство в описании и определять четкость границ.
Поэтика литературного произведения – система структурно-композиционных и смысловых особенностей художественного целого произведения.
Поэтические дублеты – в лирике Ф. И. Тютчева это стихотворения, в которых повторяются (дублируются) одни и те же образы, темы.
Романтизм (нем. romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) – литературное направление, в основе которого конфликт между идеалом и действительностью. Романтизм связан с интересом к исключительной личности, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу. Ведущая черта – трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей, и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.
Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно – «любомудрие», «любовь к мудрости») – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Философская лирика – лирика, формирующая философскую картину мира, раскрывающая законы человеческой жизни, закономерности бытия и природы; проявление философских взглядов лирического героя.
Фрагмент – лирическая форма, предполагающая композиционную компактность высказывания при монументальности содержания; получил развитие в творчестве романтиков.
Хаос и космос – парные философские категории, восходят к мифологической картине мира и связанные с представлением мировой дисгармонии и гармонии бытия: хаос – мировая первостихия, разверзнутая бездна, из которой происходит все существующее; космос – мировой порядок, мировая гармония.
Список литературы
Основная литература:
1. Лебедев Ю. В. Литература для 10 класса: в 2 частях. М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. C. 226–244
Дополнительная литература:
1. Лотман Л. М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. Л.: Наука, 1982. Т. 3: С. 403–426
2. Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика Ф. И. Тютчева // Духовные начала русского искусства и образования: Великий Новгород, 2005
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Творчество Ф. И. Тютчева продолжает развитие традиций философии, идей поэтов-романтиков. Главенствующей частью художественной картины мира поэта становится двоемирие: разделённость между миром мечты и миром реальной жизни, основанное на единстве противоположных начал. Ключевыми романтическими оппозициями являются день и ночь, хаос и космос, жизнь и смерть. Одна из сквозных тем поэзии Тютчева – тема природы. Природа воспринимается как живой организм, способный мыслить, чувствовать, вступать в диалог с человеком. Тютчев создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души. Поклонник творчества Тютчева – «мыслящий тростник», думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.
Ф. И. Тютчев вошёл в литературу в 1836 г., когда в Пушкинском журнале «Современник» была опубликована подборка из 24 стихотворений, которая называлась «Стихотворения, присланные из Германии».
Под текстами значились инициалы – Ф. Т. Автор поэтических текстов, Федор Иванович Тютчев, в это время находился вдали от России, в Баварии, на дипломатической службе. Тютчев избегал разговоров о своей поэтической деятельности, к творчеству относился как чему-то второстепенному, рукописями не дорожил. «Сколько листов с записями исчезло в мусорных ящиках Главного управления по делам печати, сколько тютчевских фрагментов осталось не зафиксированными на бумаге — даже приблизительно на эти вопросы ответить невозможно», — пишет о поэте современный исследователь Р. Лейбов.
Действительно, современники Тютчева больше знали его как дипломата и политического деятеля. Долгое время его поэтическое творчество не привлекало внимание читателей. После публикации стихотворений в «Современнике» пройдет около 14 лет и ситуация кардинальным образом изменится. В 1850 г. выйдет статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» с подробным анализом уже упомянутых «Стихотворений, присланных из Германии». С этого момента творчество Тютчева займет ключевую позицию в литературном процессе XIX в.
В лирике Тютчева значительное место уделяется осмыслению законов природы.
Тютчев создал ряд стихотворений, в которых отражается годовой цикл, передаются пейзажные оттенки конкретного времени года.
В описании пейзажа появляются пантеистические мотивы: природа наделяется своей душой и своим языком.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Человек в художественном мире Тютчева находится в постоянном диалоге с природным миром, стремясь разгадать загадку бытия. Но поэт задумывается над тем, а существует ли загадка природы.
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Август 1869
Ещё одно направление – романтическая эстетика, определившее особенность поэтической картины мира, обретает вселенский размах. В основе романтического мироощущения находится острое переживание несовершенства бытия, основанного на двоемирии.
Лирический герой Тютчева остро осознает сосуществование хаоса и космоса, жизни и смерти, дня и ночи.
Давайте обратим внимание на средства речевой выразительности, употребляемой Тютчевым на примере стихотворения «День и ночь»:
Здесь наблюдается смещение общепринятого ударения слова (мир духов), используется архаичная лексика (земнородных оживленье) и необычная форма слова (друг человеков). Это характерные черты тютчевской лирики. Метафора золотого покрова становится воплощением гармонии дня, исцеления души, оживления природы.
Две строфы стихотворения – два состояния мира: день и ночь. Торжественно-стилевая образность характеризует дневное время суток. День отождествляется с покровом, скрывающим правду жизни. Возникает целая вереница эпитетов, характеризующих дневной покров. Он называется то златотканым, то блистательным, то благодатным. Указанные приёмы отсылают к традиции торжественной оды, к эстетике классицизма. Однако в стихотворении возникает и романтическое переживание двойственности бытия: златотканый покров дня срывается с мироздания, на смену гармонии приходит хаос. Ночь обнаруживает бездну мира, вызывающую бесконечные страхи. Но кто управляет этими волшебными процессами, так и остается загадкой.
Одним из ключевых для поэтической философии Ф.И. Тютчева является стихотворение «Silentium!», в котором микрокосм человеческой души уподоблен огромной вселенной. В название стихотворения вынесено латинское слово, в переводе оно означает «молчание». Если учесть то, что латынь – язык мертвый, то тема молчания усиливает языковой жест отказа от слова.
Вопреки призыву «Silentium!», а также вопреки четырехкратному призыву к молчанию в финале каждой строфы, стихотворение является воплощением потока мысли, представленного в словах. Обратим внимание на то, как произнесение слов, призывающих к молчанию, превращается едва ли не в священный акт сотворения внутреннего мира человека. В душевном микрокосме, внутреннем мире человека мечты уподобляются звездам, изреченная мысль взрывает внутренние ключи, а таинственно-волшебные думы способны пробудить пение души. Внутри каждого человека – целый мир, подобный миру внешнему. Как защитить его от разрушения? Возможно ли это?
Тютчев в своей лирике создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души, которая находится в неразрывном взаимодействии с природой. Поклонник творчества Тютчева – думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.
Разбор заданий.
Какие средства художественной выразительности помогают поэту показать природу одухотворенной? Выберите все правильные варианты.
Зима недаром злится…
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Варианты ответа:
Эпитет;
Метафора;
Олицетворение;
Сарказм;
Оксюморон.
Тютчев – поэт философского склада, он продолжает традиции романтизма, поэтому его стиль – лирический, он не использует в своих произведениях сарказм.
Правильные ответы:
Эпитет;
Метафора;
Олицетворение;
Выберите из списка правильное название средства языковой выразительности в следующем стихотворении:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Варианты ответа:
Метафора
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Правильный ответ: Метафора
Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
, русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 г. выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819 – 1821 гг. обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822 – 1837 гг.) и Турине (1837 – 1839 гг.). В бытность Тютчева за границей его стихи и переводы (в том числе из Г. Гейне) появлялись в московских журналах и альманахах. В 1836 г. А. С. Пушкин, восхищённый стихами Тютчева, доставленными ему из Германии, напечатал их в «Современнике». Вернувшись в Россию (1844 г.), Тютчев с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.
Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820-1830-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!», «Весенние воды», «Осенний вечер» и другие. Проникнутая страстной, напряжённой мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Тютчева художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В конце 1840 – начале 1850-х гг. Тютчев испытал подъём поэтического творчества; в 1854 г. вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.
В студенческие годы и в начале пребывания за границей Тютчев находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Однако с развитием революционных событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 1840-х гг. политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849 г., и др., стихи «Море и утёс», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Боясь революции, Тютчев испытывал в то же время острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает «страшное раздвоенье», «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека той эпохи («Наш век», 1851 г., «О вещая душа моя!», 1855 г., и др.).
Философские взгляды Тютчева формировались под воздействием натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречён на «безнадёжный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Тютчева с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур («Два голоса», 1850 г.). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе.
Представлением о всеобщей одушевлённости природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенности поэтики Тютчева. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Тютчев – наряду с Е. А. Баратынским – крупнейший представитель русской философской лирики XIX века. Художественный метод Тютчева при всём его своеобразии отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.
В 1850 – 1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Проникновенный лирик-мыслитель, Тютчев был мастером русского стиха, придавшим традиционным размерам необыкновенное ритмическое разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрических сочетаний. Многие стихи Тютчева положены на музыку («Весенние воды» С. В. Рахманинова и др.), переведены на иностранные языки.
Жизнь и творчество Тютчева отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в селе Овстуг Брянской области.
К. В. Пигарев
Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 26, 1977, с. 417.
Содержание
В фонде библиотеки имеются следующие издания:
Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Рубцова Е.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университе» В статье проводится анализ публицистического наследия Ф.И. Тютчева, в результате которого делаются следующие выводы. Характер тютчевской историософии, отраженной в публицистических текстах, предопределен рядом обстоятельств: сложностью и противоречивостью общественно-политического фона 1850-1860 гг., непростыми обстоятельствами судьбы самого мыслителя, включая жизнь в Европе и дипломатическую службу. Ф.И. Тютчев-публицист испытывал влияние общественно-политических взглядов и идей славянофилов – преемников любомудров, но, вместе с тем, он обладал внутренней свободой мысли. В статье анализируется сотрудничество Тютчева со славянофильскими изданиями «Русская беседа», «День», «Москва», с главным редактором И.С. Аксаковым. В оценке любого события Тютчев самостоятелен, как критически оценивая точку зрения единомышленников, так и замечая рациональное звено в суждениях оппонентов. Благодаря этому публицист прозорливо просчитывает перспективу внутренней и внешней политики России. Убежденный монархист, Тютчев критически оценивает политику Николая I, видя в ней неосознанное предательство национальных интересов России, один из факторов распространения чуждых ему революционных идей и движений. Несмотря на то, что Тютчев служил цензором, долгий период возглавлял Комитет иностранной цензуры, он был последовательным сторонником свободы слова и совести. 932 KB Ф.И. Тютчев публицист славянофилы политика национальный интерес 1. Лабанов С.С. Политическая философия Ф.И. Тютчева: Автореф. дис. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2001. – 24 с. 2. Лэйн Р. Публицистика Тютчева в оценке западноевропейской печати конца 1840-х – нач. 1850-х гг. // Лит.наследство. Т.97. Кн.1. – М., 1988. – С. 231-252. 3. Твардовская В.А. Тютчев в общественной борьбе пореформенной России // Литературное наследство. Т.97. Кн.1. – М., 1988. – С. 132-170. 4. Тютчев Ф.И. Незавершенный трактат «Россия и Запад» // Литературное наследство. Т. 97. Кн. 1. – М., 1988. 5. Тютчев Ф.И. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия: сб. научн. трудов. М., 2006. – 640 с. 6. Тютчев Ф.И. ПСС в 6-ти томах. Сост. Б.Н. Тарасов. – М.: Издательский центр «Классика», 2003. 7. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. – М., 1986. – 271 с.
Усиливающийся сегодня интерес к проблеме исторического пути России актуализирует опыт публицистики прошлого, в том числе и Федора Ивановича Тютчева. Цель данной работы – дать системное описание публицистических воззрений Ф.И.Тютчева в соотнесении с внутренними и внешними социально-политическими событиями 1850-1870-х годов и его службой на дипломатическом поприще. Основные задачи состояли в том, чтобы: проанализировать связь его публицистических выступлений с идеологией раннего славянофильства; систематизировать данные об общественно-политических взглядах поэта; охарактеризовать его взгляды на цензуру и свободу печати; проанализировать тематическое своеобразие публицистических выступлений разных лет; выявить значение его публицистического опыта для развития русской общественной мысли в целом.
Один из авторитетных исследователей общественно-политических взглядов Ф.И. Тютчева, В.А. Твардовская отмечает значительность расхождений в оценке его публицистики: «от определения Тютчева как «идеолога самодержавия и апостола всемирной теократии» до утверждения, что поэт «глубоко презирал самодержавно-крепостническую систему, предвидя ее неизбежный крах», а «его консерватизм не был лишен черт стихийной революционности» . Но несмотря на пробелы и сложности в изучении политического мировоззрения, большинство исследователей Тютчева сходятся в утверждении, что рассматривать его взгляды следует в соотнесении с контекстом славянофильского движения.
В начале XX века, когда славянофилов отнесли к реакционному крылу русской мысли, оценка их наследия чрезмерно тенденциозна. Только в конце 1960-х годов отношение к тютчевской публицистике, к тому пониманию истории и национальных традиций, взаимоотношений России и Европы становится более заинтересованным. Среди современных авторов, интерпретирующих вопросы развития славянофильско-ориентированной публицистики, – В.В. Кожинов, И. Виноградов, В.А. Кошелев и др.
В последние годы сформировался внушительный массив исследовательской литературы. В нем выделяются исследования А.Н. Понкратовой, статьи В.А. Твардовской , Р.А. Лэйна , С.С. Лабанова . Наличие этих работ, тем не менее, не исключает востребованности предпринятого исследования, так как публицистика Ф.И. Тютчева будет рассматриваться с учетом общественно-политических реалий 2013-2015 годов.
Ключевая идея славянофильства, помним, – представление об исключительной роли России в мировом цивилизационном процессе. Вместе с Константином и Иваном Аксаковыми, А. Хомяковым Ф.И. Тютчев как в поэтической форме, так и в виде прямого публицистического наставления участвует в оформлении славянофильской доктрины, обосновывает своеобразие, уникальность (в сравнении с Европой) путей российской истории. И это тем необычнее, что значительную часть жизни мыслитель проводит вдали от родины, на собственном опыте сравнивая жизнь в России и Европе.
Тютчева иногда называли «русским выходцем из Европы», намекая на то, что он с ней был связан службой, местом жительства, духом и родством (обе его жены иностранки). Восприимчивость к достижениям европейского прогресса сочетались в нем с исключительной чуткостью к судьбе России.
В.А. Твардовская оспаривает мнение И.С. Аксакова, считавшего, что жизнь за рубежом отдалила Тютчева от России , напротив, «в мыслях Тютчева Россия всегда занимала огромное место… связи с Родиной никогда не прерывались: Тютчев регулярно переписывался с родными, много читал из русской истории и литературы. Россия, в ореоле славы недавних побед над наполеоновской армией, представлялась ему могучим исполином…» .
Публицистические выступления Тютчева европейского периода были очень близки к раннему славянофильству, причем в его либеральном варианте. Прежде всего, отметим то, что Тютчев видит в России будущую основу союза славянских народов, который тем более значим, что это объединение – едва ли не единственная альтернатива надвигающимся с Запада революциям. При этом он нисколько не сомневается, что этот замысел соответствует духу и намерениям всех славянских народов: «Истинный панславизм, – в массах, он проявляется в общении русского солдата с первым встретившимся ему славянским крестьянином, словаком, сербом, болгарином и т.п., даже мадьяром. Все они солидарны между собой по отношению к немцу» . При этом Тютчев решительно отрицает возможные националистические и агрессивные стороны панславизма.
Написанные полтора века назад его статьи во многом совпадают с современными дискуссиями о единой Европе. Его «панславизм» предполагал объединение с целью сопротивления угрозам османизации, культурной и политической агрессии мусульманского мира.
Европейская печать направила против Тютчева целый шквал обвинений в новых имперских амбициях, видя за его идеями стремление России расширить пределы своего могущества за счет подчинения, покорения славянских народов, предрекая, что они неизбежно превратятся во «второстепенные» нации, рабов самодержавия. Тютчев отвергал подобного рода предположения категорично и последовательно. Россия, утверждал он, несет исключительно духовное возрождение. Надо отметить, что впоследствии взгляды Тютчева несколько изменились, и он не исключал возможности занятия русской армией некоторых славянских земель .
При этом, несмотря на очевидную близость мысли Тютчева ключевым идеям славянофильства, сам мыслитель не относил себя к кружку славянофилов и не разделял характерную для славянофильства идею национальной обособленности России от европейской истории, убежденности в том, что она «не причастна ни к европейскому добру, ни к европейскому злу».
Славянофильская основа политических взглядов Ф.И. Тютчева и обстоятельства семейного характера (в середине 1860 Тютчевы ближе сходятся с Аксаковыми, так старшая дочь поэта становится женой И.С. Аксакова) предопределили тот факт, что из всех русских периодических изданий того времени он чаще и охотнее всего сотрудничал именно со славянофильской прессой: «Русская беседа», «День», «Москва», «Москвич».
Так, в 1857–1859 гг. стихи Тютчева регулярно появляются в «Русской беседе». Говоря о сотрудничестве Тютчева с «Русской беседой», отметим, что Тютчев выступает в журнале в первую очередь в литературном отделе. Здесь поэтически осмысливались широко обсуждаемые в тот момент темы: Крымская война, ее цели и страшные следствия, тема судьбы народа, да и в широком смысле тема Судьбы России.
В мае 1858 года, когда крестьянский вопрос волновал русскую общественную мысль, Тютчев поместит в «Русской беседе» социально-политическое стихотворное размышление, очень актуальное на тот момент: «Над этой темною толпой / Непробужденного народа / Взойдешь ли ты когда, Свобода…».
Как видим, здесь явно звучат мотивы ожидания скорого освобождения крестьян, а учитывая, что в это время уже развернулась деятельность Секретного комитета по подготовке реформы, можно предположить, что вопрос отмены крепостного права поэт считает уже решенным. Его интересует то же, что беспокоило всю прогрессивно настроенную журналистику тех лет: насколько реальной окажется эта свобода, на каких условиях будет разворачиваться крестьянская реформа.
В отличие от радикально настроенной публицистики, интересовавшейся в первую очередь экономической составляющей крестьянской реформы, Тютчев размышляет о внутренней готовности масс к свободе, которая тоже может быть тяжелым испытанием для народа, унаследовавшего от веков крепостничества множество «старых, гнилых ран, рубцов насилия и обид», «растленье душ и пустоту». Мыслитель справедливо полагает, что это наследие крепостничества изжить простым указом или правительственным распоряжение не удастся. При этом ни правительство, ни землевладельцы не могут в полной мере помочь одолеть «рабскую психологию».
Еженедельная газета «День» начала выходить 15 октября 1861 года. Редактирует ее вновь И. Аксаков. В переписке Тютчева и Аксакова можно найти многочисленные свидетельства того, что общая концепция этой газеты была близка Тютчеву.
Для Тютчева очень значима была близость с Аксаковым в отношении свободы мнений, тем более что он повсюду (как в административных кругах, так и в литературной среде) видит пренебрежение таким фактором гражданского роста общества, политического прогресса, как свобода печати.
Позиция Тютчева в этом вопросе и сегодня выглядит удивительно актуальной. Особенно если посмотреть на следствия давления на оппозиционные движения и медиаресурсы. И в наше время во многом верным остается тютчевское мнение, что «система предостережений присвоила себе безграничную юрисдикцию по всем вопросам – и решает, как ей угодно, все познаваемое и изглаголенное… и все эти нравственные чудовищности и вопиющие нелепости проявляются у нас с таким милым детским простодушием» .
Еще одна газета, поддержанная Ф. Тютчевым, – «Москва» также выходила под редакцией Аксакова. Из многообразия тем, разрабатываемых новой газетой Аксакова (а по большей мере они касались все-таки внутренней экономической политики русского правительства), Тютчев сосредотачивает свое внимание на темах гласности, в том числе открытости судебного делопроизводства, вопросах развития земства и, главное, на проблемах внешней политики России.
Центральный вопрос, на котором фактически сконцентрированы его публицистические интересы, все тот же – славянский. В убеждениях Тютчева в это время произошли изменения. Но, по определению Б. Тарасова «тютчевский «политический панславизм» все более уступал место «панславизму духовному». Основу объединения он видит в общей культуре, языке (русском), православии, во «взаимной необходимости в этом союзе, оплоте против чужеземных завоевателей и притязаний католицизма» .
Тютчев вслед за славянофильской прессой поддерживал призывы министра иностранных дел Горчакова к выходу России из политической изоляции, ликвидации Парижского трактата, к усилению влияния России на Балканах . Характеризуя современную ему внешнюю политику как миролюбивую и соответствующую национальным интересам России, Тютчев считал, что ее непрерывно надо популяризировать в прессе, в обществе. Газете Аксакова, рассчитанной и на «верхи», отводилась особая роль. Публицист склоняет редактора к тому, чтобы «налечь всей силой убеждений» на внешнеполитическую проблематику, подталкивая к их решению русскую дипломатию. И Аксаков, как правило, соответствовал этому «запросу». К примеру, газета занимала протютчевскую позицию в отношении неприятия наполеоновской Франции, обосновывая необходимость ориентации на Пруссию и др.
Хотя, подчеркивая сходство публицистических оценок Ф.И. Тютчева и идейной концепции газеты И. Аксакова, не следует игнорировать и явного их расхождения. К примеру, Тютчев и Аксаков не сходились в отношении политики в Прибалтике, в вопросах роли русского языка в будущем панславянском государстве и др.
Правительство демонстрирует в отношении славянофильских изданий такую же негибкость, как и с демократической периодикой, не признает никаких отклонений от генерального курса самодержавия. За два года существования «Москва» получила девять предостережений, трижды приостанавливалась и, наконец, в феврале 1868 г. была прекращена .
Парадокс в том, что Тютчев и Аксаков – искренние союзники монархического строя, оказались невостребованными и непонятыми государственными идеологами . Но их деятельное сопротивление давлению на свободу мнений, слова, печати, характерное для обоих, делало их единомышленниками и обеспечило стабильное сотрудничество.
Самостоятельность публицистической позиции Ф.И. Тютчева проявилась в оценках внутренней и внешней политики России. Публицист всегда очень внимательно следит за информационной повесткой дня, и его оценки, как правило, корректировались представлением об особой роли России. Один из серьезных просчетов информационной политики русского правительства он видит в изоляционистской позиции, в последовательном стремлении формировать образы «внутреннего» и «внешнего» врага. По мысли Тютчева официозная печать слишком дистанцировалась от европейской общественной мысли.
Критично Тютчев оценивает все действия монархии в период Крымской войны. Поражение России ему кажется трагической неизбежностью, которую не смогли предугадать правительственные верхи. События войны во многом развеяли утопические представления о правительственной политике, которые были свойственны Ф. Тютчеву до 1848 года. Война выявила извечный русский конфликт: с одной стороны, жертвенность, самоотверженность народа, героизм и мужество воюющих, с другой – фактическое предательство национальных интересов верховной властью. Эту мысль Тютчев прямолинейнее всего выразит в поэтических строках эпитафии Николаю Первому: «Не Богу ты служил и не России…»
Для Тютчева очевидно, что вслед за провалами во внешней политике может последовать столь же тяжелое осложнение положения внутри страны. Главная претензия, предъявляемая им к верхам, это отношение к собственному народу как к вечному несовершеннолетнему, которого надо от всего ограждать.
Как и многие современники, Тютчев колоссальные надежды связывал с новым самодержцем – Александром Вторым. Знавший о его реформаторских амбициях, он горячо их поддерживал. Особенно важными он считал подвижки в крестьянском вопросе, видя в них необходимые шаги к возрождению внутренней мощи Отечества .
В 1856-1860-е годы взгляд Тютчева на общественно-политическую повестку дня выражен наиболее полно, хотя основным средством позиционирования его убеждений выступает поэзия.
Как и многие современники, Тютчев не сомневается, что страна подошла к порогу масштабных, радикальных перемен. Но ни на одну из активизировавшихся общественных сил он не возлагает надежд. Революция для него неприемлема. Позиция либеральной оппозиции также от него далека. Все его реформаторские чаяния связаны с верховной властью, от нее он ждет пробуждения и сознательных поступков. А между тем видит только бессилие правительства.
Четкое представление о кризисе самодержавной власти вынуждает Ф.И. Тютчева резче и категоричнее отзываться о нравственном состоянии и интеллектуальном уровне людей у трона. Пусть не в открытой печати, но в переписке он дает беспощадные характеристики тем, кто в общественном сознании олицетворял сущность власти: Николая Первого, П.А. Шувалова, П.А. Валуева и др.. .
Вероятно, для Тютчева очень важна была мысль о личной ответственности каждого думающего человека и тем более человека, наделенного властью, за судьбы отечества. Иначе чем объяснить такую строгость оценок людей власти при несомненной уверенности, что основы самодержавия, сложившиеся принципы власти по-прежнему должны оставаться вне критики. Тютчевский идеализм заставляет его верить, что если правительство проникнется национальными интересами, станет на прогрессивные позиции – то его политика, не меняя сложившегося уклада жизни, станет другой, соответствующей народным интересам.
Именно поэтому мыслитель, используя как возможности поэтического слова, так и средства печати, старается убедить правительство в необходимости перемен «сверху», прояснить первостепенные задачи внутренней и внешней политики, «осовременить» самодержавие, призвать власть к ответственности.
Как и многие его предшественники, идеализировавшие монархию, Тютчев разграничивает деятельность правительственных чиновников, самодержавного аппарата и саму идею самодержавия. Что сильнее: «русский ли царь или петербургские чиновники», кто одержит верх: тот, кто должен править или те, «путает Россию, а не правит ею» – вот вопросы, которыми задается публицист .
Вполне современно звучат размышления публициста о коррупционности и неукротимой тяге к паразитизму, свойственных русскому чиновничеству, о том, что верхи далеко не всегда осведомлены о том, что происходит на местах. Фактически Тютчев говорит о двоевластии – «верховной власти самодержавия, не ведающего, что? творят его министры и чиновники, и «клики» чиновников и министров, орудующей вопреки высшей воле «помазанника божьего» .
Открытый критицизм по отношению к тем, кто злоупотребляет своим государственным положением, необходим. Печать должна быть свободнее в суждениях о людях власти с тем, чтобы не расшатывать, а именно укреплять существующий строй, служить на пользу государству. Любая власть требует конструктивной критики, обновления, а в политике русского самодержавия все чаще чувствуется пристрастие к лжестабильности.
Отмечает мыслитель и растущую бездуховность власти, ее ханжеское отношение к православию (его духу), кризис идеологии, падение морального авторитета власти, бессознательную боязнь идейных дискуссий, пристрастие к ограничительно-репрессивным мерам. Но даже в этом Тютчев видит не проявление сущности самодержавия, а отклонения от нее. Это позволяет нам отнести Тютчева, несмотря на последовательную критику внутренней и внешней политики, чиновников, к публицистам имперской направленности.
Библиографическая ссылка
Рубцова Е.В. ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф.И. ТЮТЧЕВА И ИХ ПРОЕКЦИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-6. – С. 1218-1222;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10759 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
Оглавление Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1.Философские взгляды Ф. И.Тютчева………………………………….5 Глава 2. Философская лирика Тютчева……………………….………………13 Заключение ……………………………………………………………………..35 Список литературы……………………………………………………………..37 Введение
В истории русского творчества вторая половина 19 века ознаменована была всего больше именно новым эстетическим подъемом и новым религиозно-философским пробуждением. Ведь это было время Достоевского и Л. Толстого, время Тютчева и Фета в лирике, и очень многих еще. Именно этими и такими именами обозначается и по ним проходит творческая магистраль русской культуры. Ф. И. Тютчев был типичным представителем своего времени. Поэт-мыслитель, поэт-философ и поэт-художник – таковы три ипостаси Тютчева-творца, для которого, по выражению И.С.Аксакова, «жить – значит мыслить». «Поэт-философ неотделим от поэта-лирика, каждая мысль – плод глубокого чувства, образы из мира души и из мира природы нераздельны и неотрывны» (И. С. Тургенев). По мнению другого крупного поэта, мысль в творчестве Тютчева всегда стоит на первом месте. Иногда — это чистая мысль, иногда мысль в одеянии символов, но почти всегда мысль, касающаяся существования человека. Актуальность данной работы в том, что несмотря на то, что многие специалисты-филологи, критики и литераторы обращались к поэзии Ф.И.Тютчева для анализа его творчества и художественного стиля, тем не менее, философская лирика Ф.И.Тютчева исследована еще недостаточно хорошо. Объект исследования: стихотворения Ф.И.Тютчева, имеющие выраженную философскую позицию поэта. Цель: собрать и обработать научно-исследовательский материал, посвященный анализу философского пласта поэзии Ф.И. Тютчева, выявить основополагающие мотивы его лирики на примере некоторых его произведений. Задачи: 1. Проанализировать литературу, посвященную формированию философских взглядов Ф.И.Тютчева. 2. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать особенности философской лирики Ф.И.Тютчева. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение
Одним из основных мотивов философской лирики Тютчева стал мотив обманчивости, иллюзорности, призрачности бытия. Призрачным, в понимании поэта, является прошлое — то, чего уже нет в сегодняшнем дне. Но и настоящее, поскольку оно беспрерывно движется, тоже, по сути своей, лишь призрак. Если подробно ознакомится с философской лирикой Тютчева, то можно увидеть, что символом иллюзорности у поэта выступает такая простая вещь, как радуга. Она прекрасна, однако, это лишь видение, она не существует на самом деле, ее нельзя потрогать, зато ей можно восхищаться. Эта тонкость, хрупкость восприятия бытия хорошо отражена в стихотворении «День и ночь», которое является ярким образчиком философской лирики Тютчева. Здесь абсолютно весь внешний мир представляется и осознается как призрачный покров, накинутый над бесконечной бездной. Философской лирике Тютчева не чужда и характерная для поэзии романтизма мистическая тема «откровения», «высшего познания», приходящего в результате в акте слияния человеческой души с «душой мира» (стихотворения «Проблеск», «Видение» и другие). Для этой темы характерно противопоставление дня как «внешнего шума» и ночного уединения как пути к «настоящему» познанию. Этот мистический мотив нередко встречается в философской лирике Тютчева (часто выражаемый поэтом в образе звездной ночи), а, следовательно, его можно считать одним из основных в творчестве лирика. Есть у поэта и ряд других образов, с помощью которых по буквам, по слогам выписывается философская лирика Тютчева. Это такие образы, например, как образ подземных вод, глубинных источников или же образ чистого высокого неба, часто противопоставляемого земле. По своим убеждениям Федор Иванович был фаталистом, считая, что и судьба человека, и судьбы мира заранее предопределены. Однако это не было выражено в философской лирике Тютчева в виде чувства обреченности и пессимизма, а как раз наоборот – лишь обострило желание жить, двигаться вперед, чтобы увидеть, наконец, прекрасное и сияющее будущее. Как можно заметить, в философской лирике Тютчева легко обнаруживаются мотивы и образы, присущие таким течениям, как романтизм и идеализм, наблюдаются преддекадентские мотивы, уклон в импрессионизм. Все это дает основания полагать, что Тютчев был предтечей символизма в русской литературе. Ведь именно в поэзии символистов были вновь проявлены и качественно развиты те мотивы и тенденции, которые были заложены в свое время в философской лирике Тютчева.
Список литературы