У евреев на голове

Традиционная еврейская шапка

Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.

Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.

Происхождение

Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».

Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».

Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».

Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).

Виды

В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:

  • по размерам;
  • по цвету не только верха, но и подкладки;
  • по материалу – бархатные, шелковые;
  • по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
  • по форме – остроконечные и плоские;
  • по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.

Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.

Как носили раньше и носят в наше время

Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.

Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.

Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.

Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.

Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.

Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.

Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.

Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.

А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…


Тфилин (тефиллин) или филактерии иногда тотапот (греч. φυλακτήριον, букв. «охранные амулеты») — элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`)
По Вихлянцеву. Хранилища (греч. — филактерион) — в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, в которые вкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующие места Священного Писания: “Посвяти Мне каждого первенца… из сынов Израиля…” (Шмот, 13:1-10); “И будет, когда Всевышний приведет тебя в землю Ханаанскую, как клялся Он тебе и отцам твоим…” (Шмот, 13:11-16); “Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один!..” (Дварим, 6:4-9); “И будет так: если послушаетесь Моих повелений, ‘ которые Я даю вам сегодня…” (Дварим, 11:13-21).
Эти коробочки на основании Исх 13.9; Втор 6.8; 11.18 фарисеи навязывали на лоб и на левую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на руке прижималась к сердцу). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной — мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и еще немного свешиваться. Все это должно было быть черного цвета и сделано евреем. Хранилища фарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь день.


Законы о тефиллин:
1. Все евреи – мужчины и мальчики с 13 лет и старше – должны одевать тефиллин.
2. Тефиллин одеваются каждый день, кроме Субботы и некоторых праздников.
3. Тефиллин можно одевать на протяжении всего дня, однако лучше всего одевать тефиллин- утром, во время молитвы.
4. Ночью одевать или носить тефиллин запрещено…
5. Существуют два тефиллина, которые нужно одевать: головной и ручной.
6. Те, которые пишут правой рукой, должны одевать тефиллин на левую руку, а те, которые пишут левой рукой, одевают тефиллин на правую руку.
7. Головной тефиллин одевается на верхнюю часть головы. Нижний край головного тефиллина должен быть немного выше границы волосяного покрова, точно на середине головы.
Археологические находки в пещерах Мертвого моря подтверждают, что традиция наложения Тфилин — древняя.
Согласно мнению исследователей, предмет, носивший название тфилла, был в пользовании уже в библейскую эпоху. В одном из угаритских документов в описании Ваала упоминается тфилла на его голове.
Несомненно, что тфиллин существовали в Израиле в эпоху, предшествовавшую таннаям (Таннаи (от ивр. мн. «таннаим», ед. «танна»), период, начинающегося со времени Гиллеля (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) .Период таннаев начинается с воцарения Ирода и с падения дома Хасмонеев, продолжается во время римского правления. В это время происходит Великое восстание, в ходе которого разрушен Храм) так как много тфиллин было обнаружено при археологических раскопках в Кумране, в Мурабба‘ате, в Иудейской пустыни пещерах, где скрывались повстанцы Бар-Кохбы восстания. Во время последовавших за восстанием гонений, вызванных жестокими эдиктами Адриана, наложение тфиллин каралось смертной казнью.

Многочисленные тфиллин, обнаруженные при раскопках в Кумране, отличаются от современных величиной и формой — они значительно меньше современных; по-видимому, малые размеры этих тфиллин объясняются тем, что их носили весь день.
В отличие от квадратной формы, принятой ныне, кумранские тфиллин продолговатые (тфилла шель рош — в среднем 1,2 , 1,65 , 3,20 см; тфилла шель яд — в среднем 1 , 2 см). На найденных в Иудейской пустыне тфилла шель рош нет буквы шин.
Тот факт, что Галаха запрещает золотые и серебряные тфиллин, свидетельствует, что таковые были в употреблении.
Тексты, содержащиеся в древних тфиллин, соответствуют принятым ныне (однако в ряде случаев они более пространны). Обнаруженный в ряде тфиллин текст Десяти заповедей подтвердил предположения ученых (основанное на намеках у законоучителей и на сообщениях раннехристианских авторов), что в древний период, наряду с принятыми ныне четырьмя паршийот, тфиллин содержали также Десять заповедей.
Развернутый тфилин

Вставление текста

«Тфилин очень сложно устроены. Более того, малейшие отклонения от правильного устройства тефилин делают их негодными. Маймонид считает, что строгое соблюдение всех деталей устройства тефилин есть выражение любви к словам Божественного Откровения, текст которых вложен в тефилин (и поэтому он помещает заповедь тефилин в «Книгу любви» своего галахического кодекса «Мишне Тора»). Другая точка зрения — каббалистическая — разъясняет, что тефилин особым мистическим образом связывают нас с Богом, и правильное устройство тефилин необходимо для осуществления этой связи.
В то же время, многое в устройстве тефилин имеет символическое значение. Ручной тефилин повязывают на бицепс левой руки и он «подчиняет себе» мышцу — силу человека. При этом он расположен напротив сердца — источника чувств. В ручном тефилин все четыре отрывка из Торы написаны на одном куске пергамента, что символизирует единство галахи — конкретного еврейского закона, регламентирующего действия человека («руку»); при том, что в головном тефилин каждый из этих отрывков помещен на отдельном куске пергамента и в отдельном «отсеке» футляра, что символизирует разнообразие мнений, подходов и философских интерпретаций Торы. Сначала надевают тефилин на руку, а потом на голову, т.к. выполнение Закона («рука») должно предшествовать постижению его («голова»). В то же время более «тонкие» действия («обматывание ремешка вокруг пальцев») могут быть правильно осуществлены только после постижения смысла Закона.
Головной тефилин с ремнями символизирует также Божественное управление миром; левый ремень — управление в категории Суда, в рамках законов природы, правый ремень — управление в категории Милости, посредством Чуда. Управление идет от верхних миров к нижним, поэтому сам тефилин надевается на голову — вместилища разума, а ремни спускаются ниже пояса; при этом правый ремень несколько длиннее левого. Тефилин черного цвета, ибо пути Управления скрыты от нас, но внутри находится белый — ясный — Свиток с текстом. Левый и правый ремни наверху связаны в узел, т.к. милосердие и правосудие, исключающие друг друга на земле, у Бога таинственным образом переплетаются. (Поэтому, когда Моисей задавал Богу вопросы об управлении миром, то Он, согласно комментарию Раши к Исход 33:23, показал Моисею «узел Своего головного тефилин».)»


«И повяжи их как знак иа руку твою, и будут они знаками над глазами твоими»- отрывок из Торы
Из книги Гребенникова В.С. «Мой мир»: Тефилин. Из благотворных для человека излучателей ЭПС я выявил пока что четыре: пчелиные соты; «решетка» из кистей рук (о ней — в следующей главе); сито; филактерий, или, иначе, тефилин. Что это такое? Старинное устройство: плотно сшитый из кожи кубик, прикрепленный к кожаной же площадке с двумя ремешками. Внутри кубика четыре полоски пергамента — отбеленной мягкой телячьей кожи с изречениями из священной книги Талмуда, туго скрученных в виде цилиндрических свиточков. Устройство привязывалось молящимся ко лбу так, чтобы оси свитков были перпендикулярны лбу и, если это утро, другими концами смотрели на восток. Тексты, оказалось, роли не играют — лишь материал, форма и размеры. Сделанное из других материалов, подобное устройство вызывает неприятные ощущения; кожаный же тефилин оказывает благотворное физиологическое воздействие: кроме формы и прочего, здесь сказывается и микроструктура материала.
Мое мнение:
Возможно, что тфилины помогали в раскрытии «третьего глаза» или как-то защищали своего хозяина от нападения извне.

Заповедь тфилин

Источником заповеди накладывания тфилин являются следующие четыре отрывка из Пятикнижия:

И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта.
(Исх. 13:8–9)
И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.
Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём… и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими.
(Втор. 6:6–8)

Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь

Эти же слова присутствуют в молитве Шма Исраэль.

Святость тфилин уступает лишь святости свитка Торы.

Типы тфилин

Типы тфилин различаются по порядку установления в них отрывков Торы и называются по имени мудреца, который считает правильным такой порядок.

  • Раши — основной тип (расположение отрывков по порядку их упоминания в Торе). Правильным Галаха считает именно этот вариант, поэтому все евреи пользуются им. Однако, те, кто желает выполнить заповедь наилучшим образом, накладывают также тфилин Рабейну Тама.
  • Рабейну Там — другое мнение, согласно которому два последних отрывка меняют очерёдность.

Существуют ещё два типа, которые считаются особо святыми и ими пользуются очень немногие люди:

  • Шимуша раба
  • Раавад

Эти два типа относятся только к головным тфилин. В качестве ручного используются, соответственно, Раши и Рабейну Там. Порядок расположения в них такой же, только слева направо, а не справа налево.

Многие сефардские евреи также накладывают тфилин «Шимуша Раба», однако, это не те тфилин, которые принято называть «Шимуша Раба» у ашкеназов. Их отличием является только размер коробочки — 2 пальца (4 см), что также соответствует мнению Шимуша Раба. Дело в том, что у сефардов существует обычай накладывать Раши и Рабейну Там одновременно, для чего используются маленькие коробочки — 4 см всего (а не только «байт»), поэтому, чтобы исполнить заповедь в соответствии со всеми мнениями, во время молитвы Минха они накладывают ещё одну пару, с размером «байта» 4 см. Таким образом, тфилин Раши, которым пользуются хасиды Хабада, и тфилин Шимуша Раба, которым пользуются сефарды, — это фактически одно и то же.

Наложение тфилин

Слева — тфилин для руки, справа — для головы.

Тфилин накладывают мужчины во время утренней молитвы во все дни, кроме Шаббата и всех праздничных дней. Девятого ава тфилин накладывают во время дневной молитвы Минха. В некоторых общинах при обрезании сына отец ребёнка также накладывает тфилин. Некоторые особенно благочестивые раввины ходят с тфилин весь день, пока изучают Тору или заседают в суде, однако на сегодняшний день этот обычай почти не встречается.

Порядок наложения тфилин соответствует порядку их упоминания в Торе — сначала на руку, затем на голову.

Существует несколько обычаев относительно деталей порядка наложения тфилин, однако, для всех обычаев общий порядок таков: надевают тфилин на бицепс, затем при помощи ремешка закрепляют на руке, при этом ремешок обматывают 7 раз. Ремешок достигает обратной части ладони и заматывается в несколько оборотов вокруг ладони. После этого закрепляют другую из тфилин на линии волос, на прямой линии, идущей от носа наверх. Закрепляются тфилин ремешком, охватывающим голову по кольцевой. Затем часть ремешка, обмотанная вокруг руки, разматывается, и ей обматывается средний палец, так что очертания его становятся похожими на букву ‏ד‏‎ (далет).

Между тфилин и кожей (волосами) не должно быть никакого препятствия.

mylnikovdm

Для многих уже сложился факт, что высокоразвитая цивилизация в прошлом существовала. Одним из примеров ее существования являются мегалитические кладки из блоков, весом в тысячи тонн и следы обработки камня режущим инструментом (огромные болгарки или гидроабразивная резка или плазменные горелки). Товарищ А.Скляров показал много примеров, но и сам затрудняется ответить, чем это было сделано. Но есть еще примеры. Это некие культовые вещи у некоторых народов, которые, по всей видимости, по аналогии с нашими техническими и электронными приборами – тоже являлись приборами и установками.

Тфиллин

Современный турист, посещающий Стену Плача у Храмовой горы в Иерусалиме и далекий от знания традиций иудейской религии, бывает удивлен, увидев, что некоторые евреи перед своей молитвой исполняют какой-то странный ритуал – они надевают некие предметы на голову и на руку. Ритуал этот называется «наложение тфиллина».
Тфиллин состоит из двух главных частей – тфиллин шель-рош (то есть тфиллин, возлагаемый на голову) и тфиллин шель-яд (то есть тфиллин, возлагаемый на руку). Каждая из них представляет собой маленькую черную коробочку кубической формы, именуемую байт, в которой содержатся свитки с отрывками из Торы. Через отверстия в основаниях каждого байта продеты рецуот – черные кожаные ремни, при помощи которых тфиллин и укрепляются на руке и на голове. Наложение тфиллина необходимо производить перед молитвой к Богу.

Но что такое «молитва к Богу»?.. Это – обращение к Богу, связь с Богом. Собственно, именно так это и трактуют иудеи, когда объясняют, что смысл ритуала – общение с Богом. Однако для чего при этом необходимы дополнительные элементы в виде коробочек на ремнях, никто не может уточнить.

С точки зрения обычной логики, если Бог является совершенным сверхъестественным существом, общение с которым происходит на духовном уровне, то причем тут какие-то дополнительные материальные приспособления?.. Для духовного общения они не нужны. Но они есть!.. И вся процедура очень сильно напоминает… общение по современному мобильному телефону или рации!.. Мы фактически реально имеем использование неких специальных устройств для связи с Богом.

Сочетание культовых и современных средств связи

Есть и инструкция использования:
1. Все евреи – мужчины и мальчики с 13 лет и старше – должны одевать тефиллин.
2. Тефиллин одеваются каждый день, кроме Субботы и некоторых праздников.
3. Тефиллин можно одевать на протяжении всего дня, однако лучше всего одевать тефиллин- утром, во время молитвы.
4. Ночью одевать или носить тефиллин запрещено…
5. Существуют два тефиллина, которые нужно одевать: головной и ручной.
6. Те, которые пишут правой рукой, должны одевать тефиллин на левую руку, а те, которые пишут левой рукой, одевают тефиллин на правую руку.
7. Головной тефиллин одевается на верхнюю часть головы. Нижний край головного тефиллина должен быть немного выше границы волосяного покрова, точно на середине головы.

Спираль из ремня на руке – аналог антенны в гигагерцовом диапазоне (если предположить, что ремень был токопроводящий):

Коробочка могла представлять из себя усилительный и детектирующий тракт. Тогда получается, что наш организма может излучать в этом диапазоне? А мысли имеют электромагнитную составляющую, которую можно передавать и принимать посредством приборов?
Вполне логично, что если боги по каким-то причинам считали необходимым общаться не только между собой, но и с кем-то из людей, то они должны были снабдить такими приемо-передающими устройствами и соответствующего человека. Конечно же, такими людьми были жрецы и священники – лица, наиболее приближенные к богам, избранные. И если сейчас тфиллин может надевать перед молитвой практически любой верующий еврей, то ранее на это имели право лишь представители высшего духовенства…
Токин
За многие тысячи километров от Израиля, на другой стороне земного шара, в Японии имеется аналогичный ритуал. Японские монахи-отшельники ямабуcи накладывают маленькие черные коробочки, которые называются токин, на лоб точно так же, как евреи – свой тфиллин. Размер токин практически тот же, что и у еврейского тфиллина, только тфиллин имеет форму кубика, а токин – круглый. Однако в Японии сохранился даже запрет пользоваться этим «средством связи» первому встречному – токин надевают далеко не все монахи, а лишь ямабуси. Ямабуси в переводе означает «спящие в горах». Это последователи направления под названием сюгэндо, удалявшиеся в горы для аскетической практики.
Интересная аналогия со старцем на иконе и чем-то на его голове
У всех ямабуси висят красные или зеленые «шарики». Что тоже может быть чем-то, переросшим в культ
Тфиллин и токин, конечно же, уже никакими реальными средствами связи не являются. Они – лишь имитация. Но имитация достаточно показательная…
Мезуза
В Израиле широко распространено использование еще одного аналогичного предмета, который носит название мезуза. Мезуза – фактически неотъемлемый элемент любого иудейского дома. Ее цель (в современном понимании) – охранять дом от болезней и врагов, то есть выполнять функции своеобразного защитного, охранного барьера.
Собственно, термин «мезуза» используется для обозначения сразу двух предметов – свитка пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть текста молитвы Шма, и специальной «коробочки» вытянутой формы, в которую этот свиток пергамента и помещается.
Современные «коробочки»-мезузы достаточно разнообразны. При общем сходстве формы они имеют разные размеры и различные украшающие их рисунки. Их ставят на входы не только жилых домов, но и других самых разных помещений. Например, есть мезузы, которые установлены на входе в специальное сооружение со сканерами, обеспечивающими безопасность (по типу тех, что стоят в аэропортах)
Мезузы на площади возле Стены Плача
Когда иудей заходит в дом, он обязан прикоснуться руками к мезузе, произнести слова молитвы, а затем поцеловать пальцы, касавшиеся мезузы. Именно таким образом, как считается, срабатывает ритуал охраны данного помещения.
Эта процедура очень сильно напоминает использование некоего датчика, который воспринимает голос и считывает отпечатки пальцев, то есть какого-то устройства, которое предохраняет вход от проникновения туда нежелательных лиц.
Фактически получается, что иудеи воспроизводят в качестве ритуала действия, которые связаны с охранными функциями высокотехнологичного устройства, но уже в условиях отсутствия самого этого устройства. Налицо сохранение определенных действий, но с частичной потерей смысла (смысл мезузы как охранного «устройства» сохраняется). То есть первоначальный предмет утрачен, и вместо него используется просто муляж. Имеется даже специальная инструкция по тому, как устанавливать мезузу (по ссылке в источнике в конце статьи).
Современный датчик отпечатков пальцев
Лазерный датчик движения. Аналогия понятна
Любопытно, что, утеряв реальные технические устройства, иудеи сохранили (помимо правил установки) специальные и четкие инструкции по утилизации испортившихся мезуз и изготовлению новых. Формы исполнения самих мезуз тоже очень четко регламентированы, а регламенты напоминают наши стандарты (ГОСТ, ОСТ и ТР).
Регламентируется также и периодическая проверка мезуз на «исправность». Мезузы в жилом помещении следует проверять дважды за семь лет, а в общественном – раз в 50 лет. Однако желательно проверять их чаще, так как они могут легко прийти в негодность из-за влажности, изменения температуры и тому подобного. Поэтому принято проверять мезузы всякий раз, когда в жизни семьи происходят изменения – например, если забеременела жена, после переезда на жительство в другую страну и так далее. Есть и обычай Хабада – проверять мезузы каждый год в месяц Элул, что вызывает ассоциации с требованием ежегодной проверки приборов в метрологии…
Менора
Сейчас это светильник под свечи, а ранее, не исключено, что было что-то более сложное и технологическое:
Есть даже такая шутка (ни в коем случае не хочу обидеть религиозные чувства иудеев – все только в качестве аналогии):
Кааба
Кааба (куб)») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом»
Устройство и описание Каабы
Чем не реактор или энергоустановка, оставленная Богами на Земле? Только аборигены ее не сохранили. Либо являлись охранниками или обслуживающим персоналом установки, но не сохранили о ней знания – остался лишь культ.
Кааба внутри
Есть вот такой элемент. Отполированный Черный Камень в Мекке, установлен в серебряную оправу.
Чёрный ка́мень, хаджар аль-асвад — камень яйцевидной формы, вмонтированный в одну из стен Каабы. Согласно исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю. Чёрный камень находится в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу.
Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5 × 20 см. Чёрный камень состоит из нескольких обломков красновато-чёрного цвета, вставленных в темную основу. Видны 7-8 кусочков камня. Существуют различные гипотезы происхождения чёрного камня.
Согласно мусульманскому преданию, Аллах подарил его Адаму, и первоначально он был белым яхонтом, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами.
Немусульманская традиция, как правило, считает его метеоритом, но однозначно доказать это до сих пор не удалось. В лондонском Музее естествознания предполагают, что камень может быть псевдометеоритом, иными словами, камнем земного происхождения, ошибочно приписываемого к метеоритам
Кувуклия (в Храме Гроба Господня в Иерусалиме)
Зачем сооружать часовню внутри храма? Или некоторые храмы – это не храмы в прошлом?
Ковчег Завета
Официально из иудейских преданий – это короб для хранения скрижалей с заповедями, а так же манны и посоха Аарона. Но очень странно, что прикасаться к нему было нельзя:
Оза погибает, прикоснувшись к Ковчегу Завета
Деревянные шесты позволяли перемещать Ковчег, не прикасаясь к нему. Из кинофильма «Индиана Джонс»
Скиния, где хронился Ковчег. Световые эффекты из описаний
Подробная информация про этот артефакт здесь:
Ефод священника
Защита, опознавательные знаки или еще что?
Культовых вещей хватает и в христианстве: посохи, одежда и т.д. И в Индии – варджы:
Так что, собрав все это в одно – можем получить некие представления, что кое-какие техногенные устройства доставались людям или от Богов или от погибшей ранее цивилизации.

http://lah.ru/text/sklyarov/mono/mono-text.htm
https://vk.com/album-81936300_210962778

Тфилин: всё, что вам нужно знать об этих чёрных коробочках, обладающих невероятной силой, которые накладывают на голову и на руку.

00 дней 00 часов 00 минут 00 секунд

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Тфилин — это особые коробочки и ремешки, которые повязываются на голову и руку, как сказано в Торе: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими» (Дварим 6:8).

Тфилин иногда называют филактериями. Такое интересное слово происходит от древнегреческого слова «филактерион», что означает «охранные амулеты». Видимо, греки неверно думали, что тфилин — это некий еврейский амулет или талисман. На самом же деле, тфилин нельзя рассматривать в качестве оберега, а нужно как чистосердечную связь с Творцом.

Слово «мицва» — заповедь — относится к еврейскому глаголу «связывать». Таким образом, каждая мицва — это акт любви, который связывает нас с Б-гом тесными узами. Но тфилин — это образец мицвы, в которой мы связываем себя с волей Вс-могущего непосредственно. Тфилин представляет собой абсолютную преданность и единение с Создателем.

Тфилин обладает огромной силой для духовного воссоединения с Творцом Вселенной. Примечательно, что в одном Китайском медицинском журнале утверждается, что там, где тфилин соприкасается с телом человека, именно в эти места производится иглоукалывание акупунктурными иглами для «взращивания духовности и очищения мыслей».

Эти две коробочки представляют собой два способа служения Б-гу в нашем мире: мысль (голова) и действие (рука). Когда мы накладываем тфилин на руку (тфилин шель-яд), мы сосредоточены на посвящении своих мыслей Б-гу. А тфилин, возложенный на голову (тфилин шель-рош), внушает нам идею подчинения разума во имя любви к Вс-могущему.

Тфилин шель-яд располагается с левой стороны, противоположной области сердца, показывая нам, что если наш разум не гармонирует с сердцем, все наши последующие решения будут противоречивыми и фальшивыми.

Интересно отметить, что в тфилин шель-яд содержатся два внутренних отделения, в которые помещаются два отрывка из Торы, а в тфилин шель-рош — четыре. (Из Торы мы учим, что в тфилин шель-яд отрывок Торы выражается единственным числом — «от», а в тфилин шель-рош — множественным — «тотафот»). Это означает, что в служении Б-гу две силы (мысли и действия) должны работать слаженно: мы используем свой разум для того, чтобы отчётливо видеть цель, а затем действуем, согласно ясности этой цели.

Сначала мы повязываем тфилин шель-яд, что показывает нашу готовность к совершению действий и их реализации, которые должны предшествовать нашим мыслям. Почему? Потому что Тора — это не увлекательное путешествие в мир некоей волшебной абстракции. Скорее, изучение Торы требует от нас согласованности наших знаний и действий, благодаря которым мы становимся светочем Б-жьей воли в этом мире.

Взаимная любовь

Наш тфилин неразрывно связан с выражением любви к Б-гу, а любовь Б-га скреплена вечными узами любви к Его народу, и это — взаимно. Мудрецы говорят, используя аллегорию, что Б-г Сам носит тфилин на руке и голове, в котором на свитках, помещённых внутри, записана Его любовь к еврейскому народу: «И кто подобен народу Твоему, Израилю, народу единственному на земле» (Диврей а-Ямим 17:21). (Этот антропоморфизм не следует понимать буквально, ибо Б-г — не материален, и он не может «носить» физические предметы).

На протяжении всей еврейской истории, а в прошедшем столетии — во времена ШОА (Холокоста), — евреи жертвовали своими жизнями ради тфилин. Рабби Йеѓошуа Аронсон в своём труде «Холокост и Ѓалаха» описывает, как накладывали тфилин в Освенциме: «Как только мы просыпались среди ночи, нам удавалось только умыться, потому что фашистские надсмотрщики и их посыльные спешили к нам, чтобы взвалить на нас очередную «норму» принудительного труда. «Живые коридоры» заключённых выстраивались в длинную очередь не за хлебом и кофе, а для того, чтобы выполнить мицву — возложить тфилин. Мы были «стражами» порядка, следившими за тем, чтобы никто, повязав тфилин, не произнёс больше одного стиха из «Шма Исраэль», потому что много было желающих выполнить эту заповедь».

Тфилин — это не что иное, как «материальное» воплощение близости к Создателю через подлинную силу еврейского народа. О тфилин Тора говорит: «И увидят все народы земли, что Имя Г-сподне наречено над тобою, и убоятся они тебя» (Дварим 28:10).

Из чего состоит тфилин?

Тфилин состоит из двух квадратных, кожаных коробочек чёрного цвета, которые содержат в себе отрывки из Торы. Одна коробочка повязывается на руку (тфилин шель-яд), а другая — возлагается на переднюю часть головы (тфилин шель-рош). Через нижнее основание каждой коробочки продеты чёрные кожаные ремешки, посредством которых закрепляется тфилин.

Внутри каждой коробочки находится отрывок из Торы, написанный на пергаменте, который заключает в себе четыре фрагмента из Торы:

— обязательство помнить исход из Египта (Шмот 13:1-10);

— ответственность передавать еврейское наследие и религию из поколения в поколение (Шмот 11-16);

— Шма — провозглашение единства Б-жьего, и мицва — любить Б-га (Дварим 6:4-9);

— последствия выполнения исполнения слов Торы (Дварим 11:13-21).

В тфилин есть пять главных частей:

— паршийот — свитки из пергамента, содержащие разделы Торы;

— байт — коробочка, содержащая свиток;

— титура — нижняя часть, где расширяется байт;

— маабарта — «петля» на основании коробочки, через которую продевается ремень;

— рицуа — ремешок (мн. ч. рицуот).

Внешняя структура тфилин содержит в себе три буквы иврита, которые составляют имя Б-га, Шадай: На двух противоположных гранях тфилин шель рош изображена буква шин — с правой стороны обычная, с тремя зубцами, а с левой — с четырьмя; узел ремешка сделан в виде буквы далет, образующей вместе с изображенной на коробочке буквой шин и концом ремешка, означающим букву йод, имя Шаддай; конец ремня тфилин шель яд обматывается вокруг кисти руки и среднего пальца таким образом, чтобы составить буквы шин, далет и йод, также образующие имя Шаддай.

Чтобы сделать кошерный тфилин, необходимо принять во внимание большое количество деталей, таких, как:

— оба домика (батим) – коробочки — должны быть сделаны из шкуры кошерного животного;

— коробочки должны быть идеально квадратной формы;

— батим (коробочки в виде домиков) и рицуот (ремешки) должны быть чёрными;

— пергаментные свитки Торы должны быть связаны шерстью кошерного животного, а коробочки — сшиты сухожилием кошерного животного;

— текст должен быть написан специальными чёрными чернилами;

— надпись текстов Торы должна быть написана посвящённым, Б-гобоязненным писцом.

К сожалению, рынок предлагает бесчисленное количество дешёвого «суррогата», и накладывание таких тфилин не может быть исполнением мицвы. Поэтому нужно покупать тфилин только у Б-гобоязненного еврея. Некоторые сравнивают тфилин с технически сложным устройством, которое получает сигналы отраженной «духовной волны»: при неисправности хотя бы одного проводка или транзистора, не работает вся система приёма — передачи.

Накладывание тфилина

Несмотря на то, что тфилин относится к категории мицвы «делай», он настолько важен для еврейской идентификации, что если не надеть тфилин в течение дня, то такой поступок рассматривается как серьёзное прегрешение.

Тфилин накладывают во время утренних молитв. Мужчины должны надеть талит перед возложением тфилин. Если, по каким-то причинам, тфилин не возлагался утром, то его можно возложить в любое другое светлое время суток. Самое ранее время возложения тфилин — за час до восхода солнца. Нельзя накладывать тфилин ночью.

Хотя мицва возлагать тфилин распространяется на весь день, его не обязательно носить весь полный день от начала до конца. Возложение тфилин прочно связано, по ѓалахе, с чистотой тела и разума.

Таким образом, возложив тфилин, необходимо сосредоточиться на чистоте своих помыслов и поступать не легкомысленно. Так как тфилин заключает в себе имя Вс-вышнего, то, накладывая тфилин, еврей не должен отвлекаться от осознания этого факта. Учитывая, что весьма сложно поддерживать столь высокий уровень концентрации внимания, тфилин обычно не носят целый день.

Накладывание тфилин подразумевает «чистоту тела» в том смысле, что в это время запрещено выпускать дурной воздух из кишечника. Если есть такая нужда, то тфилин необходимо снять. В случае болезни желудочно-кишечного тракта, когда человек не способен контролировать позывы своего организма, он освобождается от выполнения мицвы.

Запрещено входить в ванную комнату при наложенном тфилин. Нельзя дремать в то время, когда на мужчине тфилин.

Талмуд повествует о тех временах, когда римляне объявили запрет на исполнение заповеди тфилин. Праведного человека, по имени Элиша, поймали на улице, когда увидели на нём тфилин. Он тут же снял его, и тфилин чудесным образом обратился в голубиные перья, избавив Элишу от сурового наказания. Талмуд поясняет, что Элиша заслужил это чудо спасения, потому что всегда носил тфилин в чистоте своего тела.

Тфилин разрешено носить только взрослым мужчинам. Детям накладывание тфилин запрещено, так как они не могут позаботиться о них должным образом. Мальчик может практиковать накладывание тфилин незадолго до становления возраста бар-мицва.

Женщины, согласно традиции, не носят тфилин, так как это одна из «положительных временных мицвот», от которой они освобождаются. Каббалисты объясняют, что у женщин есть другая, более естественная связь с Б-гом; различные части тфилин соответствуют уникальным женским качествам. С каббалистической точки зрения, полое отделение тфилин соответствует матке, а ремешки — пуповине. Интересно, что коробочка тфилин называется «байт» (дом).

Рав Арье Каплан говорит, что дом, где совершенствуется женщина, — это и есть олицетворение ее тфилин. Тфилин никогда не носят в Шабат или Йом Тов. Святость этих дней и есть связующее звено между человеком и Б-гом, и дополнительный «механизм» накладывания тфилин не является в это время столь необходимым. Традиция разделилась во мнении, нужно ли исполнять заповедь тфилин в Холь ѓа-моэд.

Тфилин шель-яд

Тфилин шель-яд возлагается в первую очередь, по определению Торы, как сказано: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими» (Дварим 6:8).

Перед тем, как приступить, необходимо открыть мешочек, где хранится тфилин, и вынуть сначала только тфилин шель-яд, во избежание преобладания «одной мицвы над другой».

Затем размотайте ремешок; будьте внимательны: ремешок не должен касаться пола. Некоторые, по обычаю, целуют тфилин перед тем, как его наложить.

Ашкеназим надевают тфилин стоя. У сефардов есть обычай повязывать тфилин шель-яд сидя, а тфилин шель-рош — стоя.

Коробочка помещается в центр мышцы бицепса, при этом она должна быть обращена вовнутрь, к сердцу. Тфилин возлагается на более слабую руку: правши возлагают на левую руку, а левши — на правую.

Не должно быть ничего между байтом и кожей (волосами). Существует традиция носить тфилин шель-яд, прикрытым краем одежды, согласно стиху: «Да будет знаком тебе…» — то есть, тебе и никому больше. Некоторые люди натягивают рукав на тфилин шель-яд, чтобы скрыть его от посторонних глаз; а есть такие, которые покрывают тфилин чёрной пластиковой коробочкой.

Во время возложения тфилин шель-яд читают благословение. Благословение читается после того, как коробочку помещают на бицепс, но перед тем, как затянуть её ремнями вокруг руки.

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам возлагать тфилин».

Тут же, после прочтения благословения, затягивают ремешок вокруг руки семь раз. Ремешок всегда наматывают чёрной стороной наружу. Существуют разные обычаи по поводу того, нужно ли обматывать ремешок по часовой стрелке, или против неё (то есть, к телу или от тела).

Как только ремешок обвязан вокруг бицепса надлежащим образом, длинные концы ремешка не нужно обматывать по всей руке. Лишний ремешок временно обмотайте вокруг запястья или ладони, чтобы он не мешал надевать тфилин шель-рош.

Важно, чтобы ничто не отрывало вас от благословения, произнесённого над тфилин шель-яд до того, как не будет возложен тфилин шель-рош. Сюда можно отнести разговоры, жестикуляцию и даже призыв на молитву Борху, Кадиш или Кдуша.

Тфилин шель-рош

Байт тфилин шель-рош следует разместить на передней части головы, прямо надо лбом (то есть там, где начинается волосяной покров). Облысевшему человеку нужно приложить тфилин шель-рош на место, где раньше были волосы. Иногда, по своему невежеству, люди возлагают тфилин ниже волосяного покрова. Таким людям необходимо, в уважительной форме показать, как следует накладывать тфилин шель-рош.

Ремешок тфилин шель-рош образует большую петлю, которая должна расположиться на макушке головы. На другом конце петли находится узел, расположенный на середине затылка, выше волосяного покрова.

И коробочка, и узел, должны находиться в центре головы на равном расстоянии справа и слева.

Ремешок тфилин всегда обращён наружу гладкой чёрной стороной. Концы ремешка должны свисать по передней части плеч, к груди.

Перед прочтением благословения, тфилин шель-рош должен занять «позицию готовности». (Сефарды не произносят второго благословения, если во время благословения тфилин шель-яд до окончательного возложения тфилин шель-рош что-то воспрепятствовало надлежащему исполнению заповеди). Следите за тем, чтобы тфилин на руке был прочно закреплён, а не болтался легкомысленным образом.

У ашкеназим, перед тем, как возложить тфилин на голову, произносят благословение. После того, как тфилин закреплён надлежащим образом на голове, дополнительно произнесите благословение «Барух а-Шем»:

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас заповедями Своими и давший нам заповедь о тфилин. Благословенно Имя славного царства Его во веки веков!»

Затем ремешок тфилин шель-яд обвязывают вокруг руки и пальцев. Существует много традиций, как это делать.

Во время оборачивания ремешка вокруг пальцев, некоторые читают тексты из Танаха, в которых говорится о любящем союзе между Б-гом и Его народом — Израилем (Ошеа 2:21-22):

«И обручу тебя Мне навеки, и обручу тебя Мне правдою и справедливостью, благочестием и милосердием; И обручу тебя Мне верностью, и познаешь ты Г-спода».

После завершения утренних молитв тфилин снимают с себя стоя. Сначала снимают тфилин шель-рош, а затем — тфилин шель-яд. Во имя большой любви и привязанности к мицве, некоторые евреи целуют свой тфилин перед тем, как его убрать в мешочек. Как воспоминание об Элише, записанном в Талмуде, некоторые обматывают тфилин шель-рош по обе стороны коробочки, что напоминает крылья голубя.

ПРИМЕЧАНИЕ: с течением времени, тфилин может прийти в негодность. Поэтому, если вы пользуетесь тфилин, переданными по наследству деду, пергаментные свитки должен осмотреть писец. Так нужно делать время от времени ради профилактики, осматривая свитки, находящиеся в тфилин.

Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *