У кого ключи от рая?

Основное в апостольской иконографии.

Лик апостолов. Мозаика Софии Киевской. XI век

К иконе всегда отношение особое, поскольку это священное изображение. Все знают, что оно символично. Но порой желание увидеть символику во всем, что изображено на иконе, заставляет людей домысливать о значении того или иного предмета. Мы попытаемся рассказать об этих предметах и если уж и не расставить все точки над «і», то хотя бы объяснить основы.

Поскольку есть некие общие атрибуты для разных групп святых, то и мы с целью упростить изложение несколько обобщим информацию. В этот раз расскажем об иконографии апостолов.

Они изображаются по-разному, с индивидуальными характерными особенностями. Например, Петр обычно носит короткие седые волосы и короткую бороду, Павел – черноволос, лысоват, с длинной заостренной бородой, Андрей – с седыми несколько взъерошенными волосами и бородой и т. д. Можно отметить, что такие портретные особенности в образах конкретных апостолов часто можно наблюдать и в самых ранних их изображениях, что, по всей видимости, свидетельствует об их историчности.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. мавзолей Галлы Плацидии

Одежда апостолов – усредненный традиционный наряд жителей эллинистического востока: хитон (нижняя длинная сорочка) и гиматий – род плаща, который драпировался поверх хитона. Так в античную эпоху часто рисовали философов. В групповых изображениях апостолов их одежды хотя и отличаются оттенками, тем не менее довольно типичны и однообразны. Таким образом подчеркивается равенство учеников Христа.

Страшный суд. Фрагмент. Апостолы. XV век. Фреска прп. Андрея Рублева. Успенский собор во Владимире

В руках апостолов мы обычно видим книжные кодексы или свитки – точно такие же, как и на иконах Спасителя. Порой доводилось слышать, что в такой манере изображают исключительно евангелистов или авторов Посланий апостольских. Это не всегда так. С книгой или свитком традиционно могли писать всех апостолов, ведь все они несли Евангелие – проповедь о Мессии-Спасителе. Вообще, книга или свиток на иконе – это чаще всего символ Слова Божия, которое несут людям пророки, апостолы или их наследники – святители. Хотя, конечно, любой предмет нужно воспринимать в его контексте.

Апостол Петр. Икона. Энкаустика. VI в. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Изредка отдельные апостолы могут иметь дополнительные атрибуты. Так, первоверховный апостол Петр часто изображается с двумя ключами. Основанием этому стали слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Таким образом, два ключа символизируют духовную власть Церкви – «отпереть» или «запереть» врата Царства Небесного для каждого человека. Иногда этот символ в народном сознании упрощается и вульгаризируется, превращаясь в некие ключи от рая и ада, которыми якобы обладает именно апостол Петр. Не удивительно, что ключи в качестве непременного атрибута апостола Петра более характерны именно для западного христианства, где именно святой Петр стал считаться «князем апостолов», обладающим исключительным правом «вязать и решить», что активно использовали Папы Римские, объявившие себя преемниками апостола Петра и его власти. Ключи святого Петра воспринимаются в католицизме как символ самого папства, наравне с тиарой, и вошли в герб Римских Пап как выражение их претензий на господство над Церковью.

Апостол Петр с ключами. Икона. Фрагмент. XVI век. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе

Впрочем, слова Спасителя о ключах Царствия Небесного, согласно православной экзегетике, относятся не только к апостолу Петру. «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного», – говорит, например, свт. Амвросий Медиоланский.

В раннехристианскую эпоху апостолов также часто изображали с длинным крестом в руках или венком – символами их победы над диаволом.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. Баптистерий православных

В поствизантийскую эпоху под влиянием западной традиции при создании образа апостолов стали чаще использовать буквальные символы их мученичества: например, апостол Павел с мечом, которым ему отсекли голову, а апостол Андрей Первозванный с характерным косым крестом в виде буквы Х, на котором, согласно преданию, его распяли.

Дмитрий Марченко

Смотрите так же: Иконография Ангелов. Как изобразить невидимое.

Апостол на воротах: почему Петр стал героем сказок?

Об апостоле Петре много рассказывается в Евангелиях и Деяниях, но существует еще и другой апостол Петр — герой сказок и легенд, хранитель райских ворот. Почему именно апостол Петр покорил народное сердце?

Хранитель райских врат

Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.

Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.

Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:

— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.

— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.

Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.

Апостол — герой сказок и анекдотов

Материал по теме

Апостол Петр – рыбак, ставший камнем в основании Церкви

Именно Петр стал первым главой Церкви Христовой на земле. Благую весть для первых христиан нес человек из самого бесправного сословия. Как простой рыбак из галилейской деревни стал тем камнем, на котором строилась и до сих пор стоит христианская Церковь?

Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

Почему Симон стал Петром

В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.

Он хочет пойти за Христом по воде, но потом пугается и начинает тонуть. Он сперва готов идти за Учителем в огонь и в воду, при аресте Христа смело берется за меч. И он же потом отрекается от Спасителя трижды за одну страшную ночь. Он мучается, носит в себе это ощущение предательства. Но в конце концов именно ему Христос адресует вопрос: Симон (первоначальное имя апостола- А.З) Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21:15). И тот отвечает честно и искренне, без рисовки: Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. С этого момента он вновь обретает имя Петр, что по-гречески означает «камень». О котором Спаситель сказал: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).

Материал по теме

‘Апостолы Петр и Павел’ Эль Греко

На вопросы «Фомы» отвечает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.

Вот эта противоречивость, способность оставаться собой даже рядом с Богом и сделала апостола Петра в народном сознании хранителем райских врат (только человек, познавший горечь греха и радость покаяния, может стоять у ворот рая), человеком, который ходил вместе со Христом в самые бедные селенья и домишки (во-первых, Петр — рыбак, а во-вторых, апостол, который знает, что такое семейная жизнь — в его доме жила теща, и при этом апостол переживал за ее здоровье).

Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.

Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.

Любимый святой и живая вера

У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.

Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.

И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.

Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.

Что написано на воротах Рая и Ада?

Известно, что у Рая (Джанната) восемь врат, а у Ада (Джаханнама) — семь. Мы перевели крайне интересный и поучительный хадис из книги «Фадаиль ибн Шазан», в котором Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, рассказывает о назиданиях, начертанных на каждом из этих врат, которые по приказу Всевышнего ему показал Джабраил.

Ибн Масуд передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Когда я был перенесён на небеса, Джабраил сказал: «Аллах повелел мне показать тебе Рай и Ад»». Пророк сказал: «Когда они были явлены передо мной, я увидел Рай с его благодатью и Ад с его наказанием. В Раю — восемь врат, на каждом из которых написано четыре предложения, и каждое слово — величественнее всего мироздания для тех, кто разумеет и следует .

Надписи на восьми вратах Рая (Джанната)

Джабраил сказал: «О Посланник Аллаха, прочитай то, что начертано на воротах Рая!». И я прочитал всё, что было на них начертано.

На первых вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. У всего есть своё предназначение. Предназначение жизни заключено в четырёх вещах:

  1. в довольстве;
  2. в изничтожении злобы;
  3. в воздержании от зависти;
  4. в помощи благим людям».

На вторых вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Есть четыре способа быть обрадованным в Судный день:

  • быть добрым к сиротам;
  • помогать вдовам;
  • удовлетворять нужды мусульман;
  • заботиться о бедняках».

На третьих вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. В этом мире хорошее здоровье зависит от четырёх привычек:

  1. меньше говорить;
  2. меньше спать;
  3. меньше ходить;
  4. меньше есть».

На четвёртых вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Каждый, кто верует в Аллаха и в Судный день должен чтить гостей. Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день должен чтить и уважать своих родителей. Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день должен говорить лишь благое или молчать».

На пятых вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Тот, кто не хочет быть оскорблённым и опозоренным, и не желает быть угнетённым и угнетать самому, должен крепко держаться за мощную цепь и непрерывно повторять: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха»».

На шестых вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Тот, кто хочет, чтобы его могила была расширена должен построить мечеть. Тот, кто хочет, чтобы земляные черви не поедали его тело в могиле должен большую часть своего времени проводить в мечети. Тот, кто хочет, в Судный день, оказаться в одежде должен одевать неимущих . Тот, кто хочет быть сильным и здоровым должен проповедовать поминание Аллаха (зикр). Тот, кто хочет оставаться в Раю должен оставаться в мечети».

На седьмых вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Четыре действия просветляют сердце:

  1. посещение больного;
  2. присутствие на похоронах;
  3. приобретение кафана (савана);
  4. выплачивание долгов».

На восьмых вратах была надпись: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Тот, кто хочет войти в Рай через эти восемь врат должен утвердить для себя четыре качества:

  1. милостыня (садака);
  2. щедрость;
  3. нравственность;
  4. избавление людей от трудностей».

Надписи на семи вратах Ада (Джаханнама)

Затем я увидел врата Ада.

На первых вратах было написано три высказывания:

  1. «Тот, кто сохраняет надежду на Аллаха — будет счастлив;
  2. Тот, кто страшится Аллаха — будет в мире;
  3. Погибнет тот, кто надеется на кого-либо, помимо Аллаха, и страшится кого-либо, помимо Аллаха».

На вторых вратах была надпись: «Тот, кто хочет, в Судный день, оказаться в одежде должен одевать неимущих . Тот, кто не хочет испытывать жажду в Судный день должен поить жаждущих в этом мире. Тот, кто не хочет испытывать голод в Судный день должен кормить голодных в этом мире».

На третьих вратах была надпись: «Проклятие Аллаха на неверующих! Проклятие Аллаха на скупых! Проклятие Аллаха на угнетателях!».

На четвёртых вратах была надпись: «Да унизит Аллах того, кто оскорбляет ислам! Да унизит Аллах того, кто оскорбляет Людей дома (Ахль аль-Бейт)! Да проклянёт Аллаха того, кто помогает угнетателю!».

На пятых вратах была надпись: «Не следуй своим страстям, ибо они удаляют от веры; не говори дурных слов, ибо они удаляют от милости Аллаха. Не помогай угнетателям».

На шестых вратах была надпись: «Я (Ад) запретен для тех, кто совершал дополнительные молитвы и постился «.

На седьмых вратах была надпись: «Рассчитывай свои действия до того, как будешь рассчитан . Взывай к Аллаху до того, как будешь к Нему возвращён, ты уже не сможешь взывать к Нему (то есть твои воззвания не будут приняты)»».

Ибн Шазан, «Аль-Фадаиль», с. 152

Ключевые слова: АдПророк МухаммадРай

Что написано на вратах Рая?

Известный праведник Абу Язид (Баязид) Бистами 45 раз совершил хадж, больше тысячи раз прочитал Коран от начала до конца, и по воле Всевышнего, обладал даром карамата (сверхъестественными деяниями).

Как-то раз, когда он находился на горе Арафат, он вдруг услышал, как его внутренний голос, его нафс, прошептал: «Баязид, есть ли кто в мире благочестивее тебя? Ты ведешь праведную жизнь ,выполняешь все религиозные предписания, знаешь толкование Священной Книги, помогаешь людям». Усилием воли Бистами остановил внутренний монолог и опечалился: эгоизм и гордыня снова дали о себе знать. Но он не предался унынию, поборол себя и тут же обратился к людям, стоящим на Арафате: » Есть ли тот, кто хочет купить у меня 45 хаджей за кусок хлеба?» Из толпы вышел человек и протянул Баязиду буханку. Праведник взял ее и бросил собаке . Затем он быстро направился в обратный путь .

Он шел много дней и встретил по дороге одного монаха. Тот настоял, чтобы Баязид Бастами погостил у него несколько дней и отдохнул. В просторном доме монах выделил путнику небольшую комнату, где Баязид Бистами снова предался молитвам. Он устремился душой к Всевышнему и оградил свой разум от мирского, питался хлебом и водой. Вскоре праведник хотел было уйти, но хозяин попросил его остаться, так как очень любил набожных людей и надеялся рассказать и о своей религии.

Так прошел месяц, Баязид снова обратился к своему нафсу: «Я так хочу побороть тебя, однако ты столь крепок!» Его невеселые раздумья прервал хозяин дома, решивший поговорить о религии: «Баязид, какой ты хороший человек! Ах, если бы и ты был рабом Иисуса!» Услышав это, праведник опечалился и принялся благодарить монаха за гостеприимство, но тот умолял напоследок не отказывать ему в просьбе и задержаться еще на 10 дней: «Таким образом ты проведешь здесь 40 дней. А потом у нас будет большой праздник, и мне бы хотелось , чтобы ты тоже присутствовал на нем . Я бы хотел, чтобы ты послушал мудрого старца, который приходит сюда лишь раз в году».

Баязид Бистами не смог отказать . Но когда пришло время, монах объяснил , что он может пойти на всречу со старцем при одном условии – чтобы быть неузнанным, накинуть на свою одежду черное покрывало , напоминающее рясу, и подвязать его. Баязиду это пришлось не по душе, но что-то подсказывало ,что встреча со старцем будет чрезвычайно важной. Он согласился и в назначенный день смешался с многотысячной толпой. Никто и не заметил, что его одежда отличалась от монашеской.

Когда на монастырский двор зашел старец, он не проронил ни слова, и молчание его длилось очень долго . Все удивились и не могли понять смысла этого поступка, и тогда настоятель осмелил поинтересоваться: «О, уважаемый старец, почему вы молчите?» Мудрец снова пристально обвел взглядом толпу, помолчал еще немного и воскликнул: «Как мне разговаривать, ведь здесь иноверец. Среди вас находится человек из уммы Мухаммада, мусульманин!» Монахи зароптали, рассердились и кричали о том, что готовы растерзать пришельца, но старец остановил их: «Если вы собираетесь поступить таким образом, я ни за что его не выдам. Я могу его вам представить, если только дадите мне слово, что не тронете его». Монахи не сразу, но согласились. Тогда Баязид Бистами вышел из толпы.

— Как тебя зовут? Получил ли ты образование и что ты знаешь о мире?, — спросил старец .

— Меня зовут Баязид. И я знаю только то, чему меня научил Всевышний.

— Тогда я хочу знать, насколько ты сведущ в вопросах религии . Сможешь мне на них верно ответить? Кто Тот единственный, у Которого нет второго?

— Тот, Кто ни на кого и ни на что не похож, у Кого нет подобия и у кого нет второго, он Единственный и Единый — это Всевышний Аллах.

— А теперь скажи мне о тех двух, у которого нет третьего.

— Это день и ночь .

— Укажи на три, у которого нет четвертого,- задал старец следущий вопрос .

— Это талак – слова развода.

— А кто те четыре, у которых не может быть пятого?

-Это четыре небесные книги: Тора, Забур, Инджиль, Коран , — в очередной раз верно ответил Бистами и добавил :

— Вы, наверное, так хотите спросить меня до двенадцати?

Мудрец кивнул, а Баязид продолжал:

— Пять ,у которых нет шестого , — это пять времен намаза. Шесть, у которых нет седьмого, — те дни ,когда Всевышний сотворил Вселенную. Семь ,у которых нет восьмого,- это семь небес. Восемь, у которых нет девятого,- это восемь ангелов, которые будут нести Арш. Девять, у которых нет десятого,-это период развития ребенка в утробе матери. Десять, у которых нет одиннадцатого – это десять лет служения будущего Пророка Мусы (алейхи салям) пастухом у Пророка Шуайба (алейхи салям). Одиннадцать без двенадцатого – это 11 братьев Пророка Юсуфа (алейхи салям). Ну, а двенадцать, у которых нет тринадцатого – это число месяцев в году.

Монахи застыли от изумления . А старец слушая его, улыбался.

— Еще ответь, чужестранец, кто был сотворен из духа, кого забрали на небеса, и кто был уничтожен карой небесной? Знаешь ли ты обэтом? Все твои прежние ответы правильны.

— По воле Всевышнего я знаю ответ: Пророк Иса (алейхи салям). Он был сотворен без отца, и в его тело вошел дух; он не умер, а находится на небесах, а карой небесной были уничтожены нечестивцы племени Ад.

Старец был немного встревожен:

-Ты говоришь правду, но вот еще тогда три вопроса: что было создано из дерева, кто был защищен деревом и кто погиб на дереве? Кто создан из огня, кто был спасен от огня и кто был уничтожен огнем? И что было создано из камня, кто был спасен в камне, и на кого повлияла кара небесная?

— Если ты спрашиваешь, что было создано из дерева — это посох Мусы (мир ему); дерево защитило Пророка Нуха (мир ему) — он спасся в ковчеге; а Пророк Закария (мир ему) был распят на дереве. Из огня, о мудрец, сотворен враг человека – шайтан; Всевышний защитил от пламени Пророка Ибрахима (мир ему), превратив костер в огромный куст алых роз; а в огне горит Абу Джахль, отец невежества, и все те, кто похож на него,- отвечал Баязид Бистами и уверенно продолжил:

— Из камня же сотворена верблюдица Пророка Салиха (мир ему), асхабы кахф долгое время прожили в пещере; а Абраха, его войско и слоны были уничтожены маленькими камнями.

— Да, это так, — произнес старец и продолжил:

— Ваши ученые утверждают, что в Раю есть четыре реки, и они берут начало из одного источника. Одна река из меда, другая из молока, третья из воды, а четвертая из сладкого вина. Можешь ли ты объяснить это, и есть ли на земле пример?

— Есть. На голове человеческой есть прообразы всех четырех: река его слез соленая, в ушах находится горькая сера, из носа же течет иногда вода, которая имеет разный вкус и цвет, а во рту у людей вода сладкая.

Люди ошеломленно переглядывались, ибо подобный диалог слышали впервые. Однако монах продолжал экзнаменовать Баязида:

— Вот скажи, в Раю человек кушает, пьет, однако он не ходит в туалет и не нарушает своего омовения, не проливает воды. Видел ли ты такое в жизни мирской?

— На это похож каждый плод в утробе матери: еще не родившись, ребенок кушает и пьет, однако избегает нечистот.

— Ты прав, иноверец, а еще говорят, что в Раю растет дерево, которое называется Туба .И нет ни одного дворца и ни одного дома в Раю, которые не касались бы его. Видел ли ты на земле что-либо подобное?

— Разве солнце не похоже на это дерево? С самого раннего утра и до позднего вечера оно касается своими лучами Земли и всего того, что на ней находится.

— Тогда скажи, куда девается день, когда приходит ночь, и наоборот?

— Это пример времени, — отвечал Баязид,- мерой ему являются восход и заход солнца. Но про то Аллах знает лучше меня.

Так старец с помощью хитроумных заданий выяснил, как Баязид Бистами может отвечать на неожиданные вопросы. Праведник тоже о многом хотел расспросить монаха, но задал всего лишь один, самый важный вопрос:

— Что является ключом к Раю? Что написано на вратах у входа в Рай?

Старец призадумался, и молчание его длилось долго. Монахи заволновались и умоляли дать ответ, не желая признавать победу чужестранца в дискуссии. И тогда мудрец спросил их: «Если я дам ответ, поддержите ли вы меня?» И только после того, как старец услышал одобрение всех собравшихся, он произнес:

«Ключи от Рая и слова, которые написаны при входе в него: «Ля иляха илляЛлах Мухаммадур-Расулюллах»

Это был правильный ответ, после которого все монахи последовали за своим наставником: каждый произнес слова свидетельствования веры и покорности Всевышнему. А Баязид Бистами остался среди тех монахов еще на какое-то время и обучил их Исламу.

Кто будет встречать верующих у ворот Рая?

Кто будет встречать верующих у ворот Рая?

Ответ:

У ворот как Рая, так и Ада находится множество ангелов. В Коране в отношении этих ангелов используется термин Хазин, что значит стражи. Поэтому данное слово следует рассматривать не только как имя этих ангелов, но и как должность, которую они занимают.

В следующих аятах это подробно разъясняется:

«Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут в ней, ее врата будут распахнуты, и ее стражи скажут им: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?» Они скажут: «Конечно!» Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях. Будет сказано: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно!» Как же скверна обитель возгордившихся! А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!»» (аз-Зумар 39/71-73).

В одном из риваятов сообщается о том, что Хазин – это имя ангела, стоящего у ворот Рая. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В судный день я подойду к вратам Рая и открою их. Хазин спросит меня: «Ты кто?». Я ему отвечу: «Я – Мухаммад». Тогда Хазин скажет: «Мне было приказано не открывать этих врат никому, кроме тебя» (Муслим, Иман, 85).

В другом хадисе говорится:

«Ночью я увидел двух мужчин, которые явились ко мне и сказали: «Тот, кто разжигает Ад, – это Малик – его Хранитель. Я – Джибриль, а это – Микаиль» (Бухари, 3236).

Имя этого ангела также упоминается и в следующем аяте Корана:

Апостол у врат Рая

Примеры употребления слова петр в литературе.

Эти земли, а также и те, которые были отвоеваны позднее Императрицей Елизаветой Петровной и закреплены по Абоскому мирному договору 1743 г.

В результате тренировок, проведенных под руководством начальника парашютно-десантной службы полка гвардии капитана Петра Осинцева и инструкторов-парашютистов авиадесантных войск, взаимодействие летного состава и десантных подразделений было отработано до мелочей.

Я сразу узнал конструкцию Петра Никитина, наш первый отечественный авиамотор в сто лошадиных сил.

Тем временем на этом заводе группа молодых техников и инженеров во главе с Петром Никитиным тоже закончила сооружение авиамотора в сто лошадиных сил своей конструкции.

И поэтому, когда он неделю не завозит нам крой и мы сладостно бездельничаем — никто пикнуть не смеет: только Василий Петрович может нас уговорить вытянуть план в авральной ситуации, приходится его терпеть таким, каков он есть — добряком, хитрецом и великим комбинатором, единственным изо всей барашевской своры, умеющим работать.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *