У кого сила в волосах?

Двадцать лет Самсон был судьей у Израиля. Очень неспокойно было от него врагам его народа, филистимлянам. Они хотели убить его, но, не зная в чем заключается его сила, ничего не могли с ним сделать. Однажды они попросили женщину по имени Далида, которую любил Самсон, выведать у него секрет его силы. Много раз она спрашивала его, но Самсон не хотел сказать правды. Тогда она стала каждый день умолять его и тяготить своей просьбой. От этого тяжело становилось Самсону на душе, и он, наконец, открыл ей тайну, сказав: «Если остричь волосы на голове моей, то отступит от меня сила и я стану таким же, как и все люди». Услышав это, Далида усыпила его и позвала филистимлян. Они пришли и остригли ему волосы. Тогда начал Самсон ослабевать, и сила оставила его. Господь тоже отступил от него. Филистимляне сковали его двумя медными цепями, выкололи ему глаза и заставили молоть в доме узников. Но со временем волосы у Самсона начали отрастать и сила возвращалась к нему. Как-то раз филистимляне собрались, чтобы принести жертву своему богу-идолу, прославляя его и говоря: «Бог (т.е. их идол) наш предал в руки наши врага и опустошителя нашей земли, Самсона, который побил многих из нас». И когда они развеселились, то сказали: «Позовите нам Самсона! Пусть он позабавит нас». Самсона привели и поставили между двумя средними столбами, на которых был утвержден весь дом. Тогда Самсон воззвал к Богу: «Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня только теперь, о, Боже, чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за два глаза мои». Уперевшись в столбы, он сказал: «Умри, душа моя, с филистимлянами». И обрушился весь дом, и все, бывшие в нем, погибли.

Читайте более подробно: Книга Судей 16:15-30.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Самсон в Библии.

Самсон – библейский герой, который обладал сверхъестестенной силой. С Самсоном связана тема женского коварства: сначала его первая жена (Суд. 14), а затем его возлюбленная Далида (Суд. 16) выведывали у него тайны, которые передавали врагам-филистимлянам.

Он упоминается в Книге Судей израилевых и в Послании Апостола Павла к Евреям.

Самсон происходил из рода (колена) Дана и был последним из великих судей израильских (людей, которые пользовались уважением и авторитетом в народе и к которым обращались за разрешением трудных вопросов и дел).

Мать Самсона долго не могла родить ребенка. Однажды ей явился Ангел Господень, который сказал, что она зачнет и родит сына, который «начнет спасать Израиля от руки филистимлян» (Суд. 13:5). А филистимляне были древним народом, который населял приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы) и ко времени Самсона правили Израилем 40 лет.

Самсон полюбил филистимлянку и, вопреки советам, женился на ней. Во время свадебного пира, он загадал гостям загадку, ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости угрожали жене Самсона и заставили ее ночью выпытать у мужа ответ. Утром она передала его филистимлянам, и таким образом Самсон проиграл в споре.

На героя сошел Дух Господень, и «пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды» (Суд. 14:19). Так он рассчитался за проигрыш. Не предупредив Самсона, отец отдал его жену в жены молодому другу Самсона.

Самсон мстил филистимлянам, сжег их поля, и запугал настолько, что жители Аскалона боялись выходить за ворота. Узнав, что герой мстит за жену, филистимляне пришли к ней в дом и сожгли вместе с отцом.

Между евреями и филистимлянами начались раздоры. Испугавшись, соплеменники связали Самсона и выдали врагам, но он «нашел ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:15).

Через некоторое время Самсон снова влюбился в филистимлянку – Далиду. Она выпытала у Самсона, что его сила заключена в волосах, и ночью остригла косы Самсона.

Филистимляне привели лишенного силы и ослепленного героя на храмовый пир. Самсон воззвал к Богу, силы вернулись, и он в обрушил своды дома «на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).

В Послании к Евреям Самсон назван в числе ветхозаветных подвижников веры, «которые не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39-40).

На заставке фрагмент картины Ван Дейк Самсон и Далила. Источник фото wikipedia.org

Кочевые племена семитов пришли на землю Ханаанскую, что находится на восточном побережье Средиземного моря, примерно три тысячи лет тому назад. Эти племена называли себя народом Израиля или евреями, что означало «пришедшие из-за реки».

Известно, что племенные союзы евреев состояли из двенадцати родов, которыми управляли вожди, называемые судьями. Многое из истории этого народа можно узнать из Библии, особенно о религиозных представлениях евреев.

Они считали себя тем народом, которого избрал сам Бог и та территория, на которую они пришли по указанию праотца Авраама, была обетованной. Этой землей была Древняя Палестина.

Легенда о Самсоне

Евреи стали вести оседлый образ жизни, строить поселения и города. Но их мирное существование было прервано нашествием филистимлянами. Народу Палестины пришлось отважно сражаться за свою землю, одним из военных героев называют Самсона.

Он был могучим воином, который храбро сражался против врагов, но его пленила красивая филистимлянка Далила. Она узнала, что сила Самсона заключается в волосах и поведала об этом воинам своего народа. Тогда враги обрезали волосы героя и захватили его в плен.

Но вскоре волосы отрасли и использовав свою могучую силу, Самсон вырвал два столба, на которых держался храм, в котором филистимляне решили поиздеваться над ним. Самсон погиб вместе с врагами под останками разрушенного храма.

Первым царем Израиля считается Саул, который жил примерно тысячу лет до н.э. Он выиграл много битв с врагами, но в конечном итоге был убит филистимлянами вместе со своими сыновьями.

Царь Давид — создание Иерусалима

История рассказывает о том, что следующим царем стал Давид, который был пастушком и прославился тем, что в юности сумел победить великана. Когда войска филистимлян пытались захватить землю евреев и назначили битву с ними, великан Голиаф вызывал на бой жителей Палестины.

И через сорок дней юный Давид решился сразиться с Голиафом, который в качестве оружия использовал камни. Он сумел метнуть камень прямо в голову Голиафа, вооруженного мечом, копьем и щитом, и победил его.

Тогда филистимляне покинули территорию израильтян, пораженные тем, что их предводитель был убит.

Давид был мудрым и талантливым правителем, который поддерживал мирные отношения с соседней Древней Финикией . Под его властью находилось много народов, которые причисляли себя к Израильскому царству. Во время правления Давида столицей царства стал Иерусалим.

Царь Соломон — развитие Палестины

Следующим царем Израиля стал Соломон, младший сын Давид. Он обеспечил царство настоящим миром и впечатляющим благополучием.

В Израиль стали ввозить различные предметы роскоши, драгоценные камни, строительные материалы и колесницы, так как царство контролировало важные торговые пути через Красное и Средиземное море.

С помощью расцвета экономики Израиля, Соломон отстроил Иерасулим, сделал его богатым и прекрасным местом. В центре города был воздвигнут большой храм, Иерусалим стал хранилищем еврейских святынь и его основным религиозным центром.

Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет.

Господь, увидев это, послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына. До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом явлении своему мужу, муж попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Это был Ангел Господень.

Самсон действительно рос невероятно сильным и однажды голыми руками победил напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней. На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала ее своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние. Филистимляне, мечтающие одолеть Самсона, пришли к Далиле и обещали ей много серебряных монет, если она узнает тайну необычайной силы Самсона.

Далила, никогда не знавшая такого богатства, предала своего возлюбленного и спросила, как его победить. Самсон сказал Далиле, что если связать его новыми сырыми веревками, он не вырвется. Далила так и сделала, когда Самсон заснул и разбудила его, воскликнув «Самсон! Филистимляне идут на тебя”. Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута и вновь попросила открыть секрет. Тогда Самсон сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и сделала, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова смог освободиться.

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах.

Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя.

И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей:

Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.

Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им:

Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё.

Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно.

Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Тихонько помолившись о том, чтобы к нему вернулась сила, Самсон, воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами” обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

Предание о Самсоне и Далиле: толкование

История о Самсоне и Далиле учит нас многому, и она не только о:

  • Предательстве;
  • Разочаровании;
  • Боли;

Самсон начал противостоять филистимлянам не только, чтобы защитить израильтян, личные обиды двигали им и его физическая слепота стала символом духовного ослепления и потери ориентиров. Силу, которую Господь дал ему для защиты от врагов, Самсон использовал не по назначению. История Самсона и Далилы – это история вечной борьбы, которая идет между добром и злом за душу человека.

Л. Джордано «Самсон и Далила”

Исторические факты

Известно, что филистимляне в те времена действительно совершали набеги на израильтян.

См. также `Самсон` в других словарях

Самсон

(солнце) (Суд.13:24) — сын Маноя, бывший судиею Израильским 20 лет. Обстоятельства сопровождавшие его рождение замечательны. см. . Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (Исх.34:16 , Втор.7:3), он пожелал жениться на одной женщине из Филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, на встречу им вышел молодой лев. На Самсона сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было (Суд.14:6). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной Филистимлянам во время свадебного пиршества, с обеща…

САМСОН

Железный Самсон. Жарг. мол. Шутл.-одобр. О человеке атлетического телосложения. Максимов, 130.

Самсон и Далила. Книжн. Олицетворение мужской силы и женских чар. /i> Оборот связан с образами Библейской мифологии. БМС 1998, 512.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

греч. Σαμφων, лат. Samson, Шимшон (евр. Šimðôn, предположительно «служитель» или «солнечный», от šemeš, «солнце»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Ко времени С. над сынами израилевыми, продолжавшими «делать злое пред очами господа», уже сорок лет тяготело иго филистимлян. Рождение С., которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян» (13, 5), Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел. Этим С. (как Исаак, Самуил и др.) избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление — подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу; внешний признак назорея — длинные волосы, которые запрещено стричь, — Чис. 6, 1-5). Затем ангел возносится на небо в пламени сжигаемой Маноем жертвы (13, 20-21). С самого дет…

(солнце) (Суд.13:24) — сын Маноя, бывший судиею Израильским 20 лет. Обстоятельства сопровождавшие его рождение замечательны. см. Маной. Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (Исх.34:16 , Втор.7:3), он пожелал жениться на одной женщине из Филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, на встречу им вышел молодой лев. На а сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было (Суд.14:6). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной Филистимлянам во время свадебного пиршества, с обещанием ценного подарка тому, кто разрешит ее в течение семи дней, и с тем услов…

самсон

См. богатырь…

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

В библейской мифологии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная филистимлянка Далила остригла у спящего С. волосы и позвала воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у С. отросли. Почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне и С.

Самсон в Библии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная филистимлянка Далила остригла у спящего Самсона волосы и позвала филистимлянских воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у Самсона отросли; почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне и Самсон.

Самсон I Самсо́н (древнеевр. Шимшон, предположительно от шемеш — солнце)

в библейской мифологии герой, которому приписывались сверхъестественная физическая сила и отвага. Совершил многие подвиги в борьбе с филистимлянами (истребил 1000 врагов, похитил ворота г. Газа и др.). Попал в руки неприятеля в результате коварства филистимлянки Далилы (См. Далила), обрезавшей С. волосы, в которых таилась его волшебная мощь. В плену волосы у С. отросли и к нему вернулась прежняя сила. Когда филистимляне привели С. в храм Дагона, С. со всей силой толкнул столбы, поддерживавшие здание, и оно обрушилось; С. погиб вместе с врагами.

II Са́мсон

в Ветхом Завете, один из судей, народный герой, живший незадолго до установления еврейского царства (Суд 13-16). Он был сыном Маноя из колена Данова и назореем. Хотя делом его жизни было освобождение израильтян от ига филистимлян, он женился на филистимлянке. Ее отец, в отсутствие Самсона, дал ей другого мужа, и Самсон в отместку сжег посевы филистимлян. После этого он убил тысячу филистимлян ослиной челюстью, посеяв среди противников великий трепет и страх. Когда его наложница, Далида, выведала, что тайна необычайной силы Самсона заключается в его длинных волосах, она предательски остригла их и выдала его филистимлянам, которые сделали его своим пленником. Филистимляне выкололи Самсону глаза и, чтобы посмеяться над ним, привели его на празднество, посвященное их богу Дагону. Однако к Самсону уже…

1. Библейский богатырь.
2. Фильм Анджея Вайды.
3. Трагедия английского публициста Джона Милтона «…-борец».
4. В Библии — 12-й судия Израильский в течении 20 лет, подвижник истинной веры.
5. Опера французского композитора Камиля Сен-Санса «… и Далила».
6. Мифический герой, порвавший льву пасть.
7. Персонаж произвединия У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
8. Мужское имя.
9. Оратория немецкого композитора Г.Генделя.
10. Персонаж оперы французского композитора Ш.Гуно «Ромео и Джульетта».
11. Библейский богатырь, сила которого находилась в волосах.
12. Побежденный Далилой.

(иноск. ) — силач (намек на библ. Самсона )

Ср. И он растерзал льва, как ягненка.

Судьи. 14, 6; Ср. 15, 13-14.

Ср. Нашел он свежую ослиную челюсть и убил ею тысячу человек.

Там же. 15, 15. Ср. 16; 3, 9, 12, 14, 17, 19, 26-31.

Самсон

Митрополит Астраханский и Терский (1697-1714 гг.). Биографические сведения о нем начинаются с 1685 г., когда он был архимандритом Курского Знаменского монастыря, а в 1697 г. 2-го февраля возведен в сан митрополита Астраханского, в каковом сане и скончался 3-го апреля 1714 г. Как в курском монастыре он продолжал строительную деятельность своих предшественников, так и в Астрахани митрополит С. с необыкновенною ревностью трудился над постройкою величественного собора, оконченного в 1710 г. При нем же построены: крестовая домовая церковь в архиерейском доме, церковь Рождества Богородицы, Входа в Иерусалим, соборная в Троицком монастыре и Покровский монастырь. Во время астраханского бунта 1705 г. жизнь митрополита была в большой опасности. Мятежники знали, что митрополит предан государю, веде…

Самсон

Легенд. богатырь израильск. племени данитов, соверш. ряд подвигов в борьбе с филистимлянами. По преданию, истребил 1000 врагов ослиной челюстью, похитил ворота г. Газы, но затем попал в руки неприят. в результ. коварства красавицы-филистимлянки Далилы, обрезавшей его волосы, в к-рых таилась волшеб. мощь С. В плену волосы у С. отросли и к нему вернулась прежняя сила. Когда филистимляне привели его в храм Дагона, он сломал колонны, крыша обрушилась и С. погиб вместе с врагами. В легендах о С. нашли отраж. события 12 — 11 вв. до н.э. — борьба между др.-евр. племенами и филистим-лянами.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий

Самсон

знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Нарушив обет назорейства, он поддался страсти к коварной Далиде и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили его на унизительную работу при мельничном жернове. Тяжкое испытание привело С. к искреннему раскаянию и сокрушению. Его жизнь закончилась под разва…

Самсон с детства поражал окружающих своей силой. Когда настало время жениться, то по пути к невесте он увидел молодого льва, не побоялся его, схватил в свои объятия и задушил. Однажды он одной ослиной челюстью убил тысячу врагов, филистимлян. Как-то заночевал он у одной филистимлянской блудницы. Прознали об этом жители и решили его убить. Всю ночь караулили его. А он в полночь вышел к городским воротам, схватил их и унес высоко в горы. Филистимляне боялись его, но жаждали уничтожить.

Самсон был силен, красив и любил разных женщин. Особенно увлекала его одна филистимлянка по имени Далида, красивая, но коварная. Прознали о любви Самсона к Далиде богатые филистимляне, и в его отсутствие наведались к ней. Они просили ее выведать у Самсона, в чем его сила. За это обещали дать ей много серебра.

Далида согласилась, и когда пришел к ней Самсон, принялась выпытывать у него, в чем его сила. Он сказал, что его надо связать семью сырыми нитями тетивы, и тогда он станет как прочие люди. Далида сообщила об этом богатым филистимлянам, и они сразу принесли ей сырые нити тетивы и оставили у нее в доме одного своего человека, чтобы он наблюдал. И когда Самсон уснул, Далида связала его этими нитями и крикнула: «Самсон, проснись, филистимляне на тебя идут». Он вскочил и как ни в чем не бывало легко порвал эти нити.

Далида очень обиделась на него, поняв, что он обманул ее. И снова пристала к нему с расспросами, в чем его сила и как сделать, чтобы он потерял ее. На этот раз Самсон сказал ей, что надо связать его новыми веревками, и тогда он сделается бессилен, станет как все прочие люди. И снова в соседней комнате спрятался соглядатай и снова, едва Самсон уснул, Далида связала его.

И снова она крикнула, что идут филистимляне. И на этот раз Самсон быстро вскочил и легко разорвал веревки как нити.

Так обманывал он Далиду несколько раз. Но она не отставала от него, очень ей хотелось получить обещанные деньги. Наконец Самсон не выдержал и признался ей, что он назорей Божий, что бритва не касалась его головы. И вся сила его в волосах. Если их остричь, то он ослабеет, станет как все обычные люди.

Далида поверила, что на этот раз он сказал ей правду. Она тайно пригласила богатых филистимлян, сообщила им, что знает тайну Самсона, и просила их принести ей деньги. Филистимляне дали ей обещанное серебро. На этот раз, когда вернулся Самсон, она усыпила его и позвала человека, чтобы он остриг его голову. После этого Далида снова крикнула: «Самсон, филистимляне идут на тебя!» Он проснулся, но уже не мог скинуть набросившихся на него филистимлян. Они жестоко поступили с ними — выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в дом узников. Там он сидел долгое время. И за это время его волосы выросли.

Наконец богатые филистимляне захотели увидеть его унижение. Самсона привели в один богатый дом с колоннами. Кругом сидели мужчины и женщины, все смотрели на ослепшего богатыря. А он попросил одного отрока подвести его к колонне, чтобы удобнее стоять возле нее. Отрок подвел его к колонне.

Самсон поднял голову к небу и попросил Господа наделить его прежней силой. Затем он схватил руками две колонны и резко сдвинул их с места. И моментально дом обрушился на всех, кто пришел посмотреть на Самсона. Погиб и сам Самсон. Люди говорили, что в этот раз он убил столько филистимлян, сколько не убивал за всю свою жизнь.

Судья Самсон

Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое тогда было мало распространено в Ханаане, филистимляне быстро сокрушили раздробленные силы израильтян. В течение сорока лет Израиль вынужден был терпеть их иго. Народ пал духом и стал терять надежду на свое избавление. И вот, когда евреи осознали свою вину перед Богом, Господь послал Израилю избавителя по имени Самсон.

В колене Дановом жил тогда еврей по имени Маной, жена которого была бесплодна. Однажды супругам явился Ангел Господень и сказал, что вскоре у них родится сын, который будет назореем Божиим, т. е. посвященным Богу, не будет пить вина, стричь волос. Он спасет Израиль от филистимлянского ига. Предсказание Ангела исполнилось. Мальчик, которого назвали Самсон, быстро возмужал. Юноша с длинными волосами на голове и могучим телосложением обладал необыкновенной физической силой.

Самсон в одиночку боролся с филистимлянами. Однажды он поймал в силки триста лисиц, привязал к хвостам горящие факелы и погнал испуганных зверей в сторону города. Лисицы неслись вперед, как безумные, поджигая по пути нивы, виноградники и сады. За короткое время все достояние филистимлянских земледель цев обратилось в прах.

Словно из-под земли вырастал Самсон на дорогах перед прохожими, убивал и сеял такой страх, что даже храбрые из храбрых боялись встречи с ним. Это не могло долго продолжаться, и филистимляне решили положить конец террору Самсона. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали, чтобы им выдали силача. Самсон добровольно вышел им навстречу и позволил связать себя веревками. Когда же он был доставлен в лагерь филистимлян и те стали его оскорблять, Самсон разорвал веревки, как нитки, схватил свежую ослиную челюсть, валявшуюся на земле, и в гневе накинулся на своих мучителей. В лагере филистимлян началась паника, и многие обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил тысячу человек. Возвращаясь в свою пещеру, он весело напевал хвастливую песнь: «Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек» (Суд. 15.16).

Благодарные израильтяне избрали его судьею. С тех пор в течение двадцати лет он управлял ими, и его имя приводило в трепет филистимлян.

Уверенный в своих силах Самсон не боялся в одиночку ходить в филистимские города. Но с ним случилась беда, когда он полюбил красивую филистимлянку по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили дейст вовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать у Самсона секрет его необычайной силы. Однажды Самсон признался ей: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя… » (Суд. 16.17). Далида тотчас уведомила своих земляков, чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на своих коленях и повелела состричь семь кос с его головы. Филистимляне заковали Самсона в цепи, выкололи ему глаза и заставили его в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов.

Однажды во время пира в храме их бога Дагона развеселившиеся язычники потребовали привести к ним Самсона, чтобы насладиться видом его падения. Бледный, с пустыми глазницами, Самсон стоял в храме между колоннами и терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Казалось, он стал беспомощным и душевно сломленным. Никто не заметил также, что у него снова отросли волосы. Тихо шевеля губами, он шептал молитву: «Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отомстить Филистимлянам за два глаза мои » (Суд. 16.28). Затем с помощью мальчика-поводыря он подошел к двум столбам, на которые опирался храм, уперся в них руками и воскликнул: «Умри, душа моя, с Филистимлянами! » (Суд. 16.30). В храме Дагона внезапно наступила тишина. Только теперь филистимляне поняли, что они еще не победили Самсона, но уже было поздно. Самсон напряг свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребая под своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там веселились.

История жизни Самсона имела глубоко поучительный характер для всего израильского народа. Весь смысл ее заключался в том, что когда Самсон соблюдал обет назорейства, то был необычайно сильным, когда же, увлекаясь чувственными наслаждениями, нарушал свой обет, он становился слабым. Таким образом, история жизни Самсона есть как бы олицетворение истории самого израильского народа. Она показала, что сила народа заключается в ревностном хранении своего союза с Богом.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

САМСОН. Самсон раздирает льва.Следующие судьи израильские Есевон, Елон, Авдон — не были чем-либо примечательны, кроме, пожалуй, удивительной даже по тем временам плодовитости. Библия их лишь упоминает.Зато Самсон в веренице судей является фигурой самой яркой Самсон,

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Первосвященник и судья Илий. 1 Цар. 1–4После смерти Самсона положение израильского народа оставалось прежним. Все его героические подвиги не в состоянии были сбросить тяжелого ига филистимлян и все же они имели для народа великое нравственное значение. Подвиги Самсона

Из книги Познание Бога автора Пакер Джеймс

Самуил — пророк и судья. 1 Цар. 7–8Шли тяжелые годы рабства и унижения. Силом был разрушен филистимлянами, и Самуил вернулся в свой родной город Раму. Хотя Самуил и не сразу после смерти Илия был призван на должность народного судьи, но среди народа он уже пользовался

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

ГЛАВА 14. Бог — наш Судья IВы верите в Божий суд? Я имею в виду, верите ли вы в Бога, Который является нашим Судьей?По-видимому, многие из нас в это не верят. Стоит только заговорить о Боге как об Отце, Друге, Помощнике, любящем нас, несмотря на все наши слабости, глупости и грехи, —

автора Кукушкин С. А.

Судья В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «Защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. И после сказал сам себе: «Хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но, как

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А. Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

Верховный судья Лао-цзы пытался отказываться от назначения, но тщетно. Тогда он согласился и сказал:- Но Вы будете сожалеть об этом назначении, так как мои пути понимания и видения полностью отличаются от Ваших.Император настаивал, поскольку был уверен в необыкновенной

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

X. И., судья, Афины В октябре 1992 года мы шли к келлии старца.В какой?то момент мы потеряли ориентир. И вдруг перед нами появилась черно–белая кошка. Мяукая и постоянно оборачиваясь к нам, она явно просила, чтобы мы шли за ней. Так она привела нас к келлии старца. Эта кошка,

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Судья Гедеон Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с востока переходили Иордан и, как саранча, обрушивались на поля израильских земледельцев. Враги появлялись каждый раз в то время, когда начиналась жатва. Такое бедствие продолжалось семь лет. «И… возопили

автора Ткачев Андрей

Судья и пророк Самуил Подростком мать привела Самуила в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и благочестивым отроком. Паломники любили Самуила и

Из книги «Страна чудес» и другие рассказы автора Ткачев Андрей

Двенадцатый судья Правители израильтян, которых ставил над ними Господь, назывались судьями.Самым знаменитым из судей израилевых был двенадцатый судья по имени Самсон. Ему предрек Господь стать победителем филистимлян, которые к рождению Самсона уже сорок лет

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Судья и священник

Из книги автора

Судья и священник Судья стоял у широкого офисного окна и вытирал скомканным платком мокрый от пота затылок. За глаза все, кто знал его, называли его бульдогом. Его и нельзя было иначе назвать, стоило только раз увидать его сзади.- Что там еще на сегодня? —

Из книги автора

Последний судья: рождение Отношения Бога и Его избранного народа, какими их описывает Библия, напоминают отношения родителя и ребенка. Сразу после Исхода из Египта Бог через Моисея, а потом через Иисуса Навина давал народу-младенцу детальные указания по любому поводу. По

Из книги автора

Последний судья: служение Время шло, Самуил рос. Он так и жил при святилище, и однажды ночью он услышал таинственный голос: Бог призывал его на пророческое служение. Первая весть, которую он должен был передать людям, касалась первосвященника Илия – того самого, кто

Шимшон бен Маноах

ивр. שִׁמְשׁוֹן‎

Предшественник Авдон бен Гилель
Преемник Илий

Отец Маноах
Мать Гацлелпони

Биография

Имя обозначает «солнечный» (от ивр. שמש‎ — «Солнце»).

Самсон был сыном Маноаха из колена Дана. Родиной его был город Цора. Его мать, Гацлелпони происходившая из колена Иехуды, долгое время была бездетной. Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине, схожий с рассказами о Сарре, Рахиль, Самуиле. Однажды к Гацлелпони явился посланник Бога — ангел — и возвестил, что она родит сына, который положит начало освобождению израильтян от ига филистимского; она должна воздерживаться от крепких напитков и не есть ритуально нечистого (как назарей); новорожденный сын должен быть посвящен Богу, и потому «бритва не должна коснуться его головы» (то есть он должен носить длинные волосы). То же самое «человек Божий» повторил и Маноаху. Жена Маноаха родила сына, которого она нарекла «Шимшон».

Когда Самсон возмужал, он влюбился в филистимскую девушку, проживавшую в городе Тимне. В сопровождении родителей он отправился в Тимну просить руки возлюбленной. Когда он, опередив родителей, дошёл до «виноградников Тимны», он вдруг увидел перед собой рыкающего льва: Самсон схватил голыми руками льва «и разорвал его, как козлёнка».

Самсон получил согласие девушки и её родителей, и был назначен срок свадьбы. К определенному времени он опять отправился в филистимский город отпраздновать свадьбу. Близ города Самсон свернул с дороги, чтобы посмотреть, что стало с убитым львом; к удивлению своему он увидел, что в трупе льва образовался пчелиный улей с мёдом. Набрав в пригоршни меду, Самсон дал из него отцу и матери, не сказав, однако, откуда он его взял. Самсон устроил в доме невесты свадебный пир, на который были по обычаю приглашены 30 молодых людей в качестве товарищей жениха. Во время пира Самсон предложил гостям загадку, условившись с ними, что в случае, если они в продолжение 7 дней свадебного празднества отгадают смысл её, он даст им 30 плащей и столько же перемен одежды; в противном случае они должны доставить ему те же предметы в том же количестве. Условие было принято, и Самсон сказал загадку: из ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое. Когда все усилия молодых филистимлян отгадать загадку остались тщетными, они обратились к жене Самсон с требованием, чтобы она узнала у него смысл загадки, угрожая в противном случае истребить всё её семейство огнём. Слезам молодой супруги Самсон не мог противостоять и открыл ей значение загадки. Она же тотчас передала это юношам. Те явились к Самсон с ответом, который гласил лаконически: что слаще мёда, и кто сильнее льва? Самсон отправился в Аскалон, убил там 30 человек, взял их одежду и исполнил своё обещание.

Самсон рассердился на жену и, покинув её, возвратился на родину. Отец её вскоре отдал её одному из друзей Самсон.

Когда гнев Самсона улёгся и он вернулся к своей жене с подарком в виде козлёнка, отец её не допустил его в её комнату, заявив ему, что она уже принадлежит другому и теперь он готов выдать за Самсона младшую, более красивую дочь. Самсон ушёл во гневе и решил отмстить филистимлянам за нанесенную обиду. Поймав 300 лисиц, он связал их хвостами попарно и привязал по горящей головне к каждой паре. Лисицы, разбежавшись, зажгли поля, виноградники и сады филистимлян.

За эту беду поплатились бывшая жена Самсона и её отец — обозлённые филистимляне сожгли их. В отместку за это Самсон решил нанести филистимлянам сильное поражение — он засел в ущельях скалы Этама. Филистимляне, желая освободиться от такого опасного врага, сделали нашествие на Иудею, требуя выдачи Самсона. Тогда 3 тысячи евреев отправились в убежище Самсона и убедили его дать себя связать.

Крик радости разнёсся по стану филистимлян, когда они увидели страшного Самсона связанным. Но их радость была преждевременной. Самсон с лёгкостью разорвал узы и, схватив ослиную челюсть, убил ей тысячу филистимлян. Изнемогая от сильной жажды, Самсон обратился с молитвою к Яхве, который и сотворил чудо, открыв источник в углублении челюсти.

Самсон стал судьёй Израиля и правил 20 лет.

Не в силах преодолеть своего природного вожделения, Самсон много времени проводил с женщинами, «следовал глазам своим», то есть давал волю своей страсти.

Во второй раз слабость к женщинам чуть не погубила Самсона. Однажды Самсон, будучи в Газе, зашёл к женщине лёгкого поведения. Филистимляне, узнав об этом, окружили город со всех сторон, а около городских ворот устроили засаду. Самсон же встал в полночь и, проходя мимо ворот, вырвал их вместе с косяками и засовом и унёс на своих плечах на вершину горы близ Хеврона (самая высокая гора Иудеи).

Вскоре Самсон опять полюбил филистимлянку по имени Далила. Прельстившись огромной суммой, которую обещали ей филистимские князья, если она узнает, в чем заключается тайна его силы, и выдаст его в их руки, она стала упрашивать его открыть ей, в чём источник его силы. Ей в конце концов удалось выпытать у него тайну, что его сила заключается в волосах, которых он никогда не стриг, так как он от рождения был посвящен Богу. Усыпив его, она дала отрезать у него семь кос, в которые он заплетал волосы. Тогда могучая сила оставила его, и он стал обыкновенным человеком. Филистимляне схватили его, выкололи ему глаза и отправили его в Газу, где он был брошен в темницу и должен был там вертеть жернова.

Пока Самсон находился в темнице, многие филистимляне приводили к нему своих жён, чтобы те зачали от него и родили подобного ему богатыря.

Но ещё один раз Самсон нанёс филистимлянам тяжкий удар, повлекший за собою, правда, и его гибель. Князья филистимские собрались на торжественный праздник в святилище Дагона, их бога, чтоб отпраздновать победу над опасным врагом. Во время торжества решили позвать Самсона, чтобы он позабавил народ. Его привели и поставили между столбами, поддерживавшими здание. Дом был полон мужчин и женщин, на одной крыше было около трех тысяч человек. Он попросил своего проводника отпустить его руку и дать ему нащупать столбы, чтобы прислониться к ним. Вознеся краткую молитву Богу — дать силу «отмстить один раз за оба глаза», — он со словами «пусть умру я вместе с филистимлянами» обхватил два средних столба и уперся в них со всей силой (сила отчасти вернулась к нему, так как волосы стали отрастать); столбы поддались, и дом рухнул, похоронив под собою всех участников празднества. «И было число убитых им при смерти своей более, чем сколько он убил при жизни своей».

Родные похоронили останки Самсона в могиле его отца, которая находилась между Цорой и Эштаолом.

Мнение критической школы

Уже в древности некоторые экзегеты обратили внимание на то, что имеется сходство между подвигами Самсона с подвигами Геракла. Например, умерщвление льва Самсоном напоминает рассказ ο подобном подвиге Геракла (умерщвление немейского льва); столбы, расшатанные Самсоном, напоминают Геркулесовы столбы; Геркулес также погиб от женщины (Далила соответствует Омфале греческого мифа, которая заставила Геракла прясть шерсть в женском одеянии).

По мнению многих учёных, Геракл — это греческая интерпретация финикийского мифа о Мелькарте, главном божестве Тира. Мелькарт, солнечное божество, почитался в Гадесе, в Карфагене и т. д.

Солнечный характер Самсона подчёркивается в самом его описании: например, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых Солнце теряет свою силу. Лев Самсона как и немейский символизирует созвездие на небе. Лисицы означают палящие лучи Солнца, выжигающие хлеб на полях в дни летней засухи (как и у Овидия).

Рассказы о Самсоне также сильно напоминают вавилонское сказание ο герое Гильгамеше.

См. также

  • Война Самсона с филистимлянами

Примечания

Самсон относится к Войнам Судей Израилевых

Войны и битвы

Безек • Иерусалим • Хеврон • Давир • Цефаф • Филистия (1) • Войны колен • Хусарсафем • Эглон • Филистия (2) • Хацор • Мадианитяне • Авимелех • Аммонитяне • Эфраим • Филистия (3) • Лаис • Вениамин • Филистия (4) • Филистия (5)

Еврейские полководцы

Калев • Гофониил • Эхуд • Шамгар • Дебора • Барак • Я‘эль • Гедеон • Авимелех • Гаал • Тола • Яир из Галаада • Иеффай • Ивцан • Елон • Авдон • Самсон • Илий • Хофни • Пинхас • Самуил

Языческие полководцы

Адони-Безек • Шешай • Ахиман • Фалмай • Кушан-Ришатаим • Эглон • Явин II • Орив • Зив • Зевей • Салман • Голиаф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *