S:Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…
-: рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности
-: осмысление человека как социального существа
-: рассмотрение человека исключительно как духовного существа
+: осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений
S: Детерминантами образа жизни человек являются…
+: природная и социальная среда
-: индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность
-: социальная среда и его профессиональная деятельность
-: природная среда и индивидуальные особенности
S: Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется…
-: моралью и духовными ценностями
+: техникой и технологиями
-: религиозной верой
-: СМИ
S: Смысл жизни в христианской концепции состоит в…
+: служении Богу
-: достижении физического бессмертия
-: подготовки к загробной жизни
-: обретении самого себя
S: Работу «Феномен человека» написал…
-: Г. Маркузе
-: Мартин (Мордехай) Бубер
+: Пьер Тейяр де Шарден
-: Альбер Камю
S: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется…
-: социальная стратификация
+: социализация
-: маргинализация
-: социальная мобильность
S:Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется…
-: национальной культурой
-: контркультурой
+: субкультурой
-: доминирующей культурой
S: Религия видит смысл жизни…
-: в индивидуальном существовании
-: в осознании ее бессмысленности
+: за пределами самой жизни
-: в существовании человеческого рода
S: Личность формируется в процессе …
+: социализации
-: индивидуального развития
-: самосознания
-: антропосоциогенеза
S: Идеал сверхчеловека сформулировал немецкий философ…
-: Й. Хейзинга
-: Э. Фромм
-: И. Кант
+: Ф. Ницше
S: В даосизме смысл жизни заключается в …
-: изучении ритуала
+: стремлении человека к естественности, близости к природе
-: наслаждении
-: отказе от наслаждений
S: Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как…
+: сострадание
-: познание окружающей действительности
-: социальная деятельность
-: ощущение счастья
S:»Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал …
+: Ф. Ницше
-: Ж.-П. Сартр
-: С. Кьеркегор
-: Э. Кассирер
S: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры является …
-: эрудированность и экологическое сознание
+: самоуглубленность, отрешенность духа
-: гармоничное, всестороннее развитие личности
-: социально-практическая самореализация
S: В конфуцианстве смысл жизни заключен в…
+: нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга
-: любви человека к человеку
-: достижение состояния нирваны
-: познании окружающего мира
S: Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в …
+: антиномии духа и тела
-: противоречии разума и нравственности
-: противопоставлении личности обществу
-: необходимости приспособления к природной среде
S: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…
+: ценностей, которые человек реализует в поступках
-:представления о конечности своего существования
-: общезначимых идеалов
-: целеполагания
S: Духовная сущность человека выражается …
-: в витальных влечениях
-: исключительно в религиозной вере
+: в действиях, основанных на идеалах
-: в подавлении биологических инстинктов
S: Культура в широком смысле представляет собой…
-: естественную среду обитания человека
-: субъективную форму человеческого бытия
-: мировоззрение
+: преобразовательную деятельность человека и ее результаты
S: Истина, добро, красота являются …
+: ценностями
-: нормами
-: знаками
-: оценками
S: Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категории ______ ценностей.
+: эстетических
-: гносеологических
-: этических
-: социальных
S: Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…
-: совесть
+: творчество
-: космическую универсальность
-: бессознательное
S: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема…
-: смысла жизни
-: соотношения бытия и мышления
-: этического долга
+: свободы
S: Для современной культуры характерна тенденция …
-: только регресса
+: интернационализации
-: только прогресса
-: локализации
S: Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью…
+: выбора
-: самоотречения
-: правового равенства
-: практической деятельности
S: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек …
-: имеет свободное время
+: смертен
-: верит в Бога
-: счастлив
S: Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека.
-: Как биологические, так и социальные свойства формируются в процессе социализации.
-: Социальные и биологические свойства изначально свойственны человеческой природе.
-: Биологические и социальные свойства детерминированы наличием сознания.
+: Социальные свойства человека формируются на основе биологических.
S: Принцип ответственности личности несовместим с (со) …
-: сознательной целенаправленной деятельностью
-: свободой
+: абсолютизацией сиюминутных выгод
-: природной и социальной необходимостью
S: Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …
+: индивидуализм
-: иррационализм
-: эгоизм
-: соборность
S: Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является…
-: описание метафизического бунта
-: утверждение бессмертия
+: отрицание внеисторичности сущности человека
-: анализ конфликта сознания с бессознательным
S: Одним из признаков массовой культуры является …
-: анонимность
+: коммерческий характер
-: воплощение в физических объектах
-: ограниченность распространения
S: Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием …
-: личность
+: индивидуальность
-: талант
-: индивид
S: Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для _______ философии.
-: немецкой классической
-: китайской традиционной
-: немецкой неклассической
+: русской религиозной
S: И материальная, и духовная культура представляют собой…
-: сотворение человеком собственной сущности
-: преобразование окружающего мира
-: взаимоисключающие явления
+: результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности
S: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…
+: аскетизма
-: эвдемонизма
-: гуманизма
-: гедонизма
S: Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит…
-: Л. Витгенштйен
-: З. Фрейд
+: К. Ясперс
-: Э. Фромм
S: Сущность человека как преимущественно словесную понимает…
-: фрейдизм
+: герменевтика
-: экзистенциализм
-: марксизм
S: Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать…
-: волеизъявление
-: самореализацию
+: отчуждение
-: смирение
S: В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении …
-: Р. Декарта
-: Д. Дидро
-: П. Гольбаха
-: Ж.-Ж. Руссо
S: В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении …
-: Д. Дидро
+: Р. Декарта
-: Ж.-Ж. Руссо
-: П. Гольбаха
S: Личность формируется в процессе …
-: самосознания
-: антропосоциогенеза
+: социализации
-: индивидуального развития
S: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек …
+: смертен
-: счастлив
-: имеет свободное время
-: верит в Бога
S: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека …
-: общезначимых идеалов
+: ценностей, которые человек реализует в поступках
-: представления о конечности своего существования
-: целеполагания
S: Смысл жизни в христианской концепции состоит в …
+: служении Богу
-: обретении самого себя
-: достижении физического бессмертия
-: подготовке к загробной жизни
S: Духовная сущность человека выражается …
+: в действиях, основанных на идеалах
-: исключительно в религиозной вере
-: в витальных влечениях
-: в подавлении биологических инстинктов
S: Для современной культуры характерна тенденция …
+: интернационализации
-: только прогресса
-: только регресса
-: локализации
S: Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …
+: субкультурой
-: национальной культурой
-: контркультурой
-: доминирующей культурой
S: По Аристотелю, человек – это …
-: великая тайна
-: ансамбль общественных отношений
+: политическое животное
-: двуногое и без перьев
S: Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется …
-: творчеством
-: эмоциями
-: разумом
+: волей
S: Религия видит смысл жизни …
-: в индивидуальном существовании
+: за пределами самой жизни
-: в существовании человеческого рода
-: в осознании ее бессмысленности
S: Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как …
+: сострадание
-: познание окружающей действительности
-: ощущение счастья
-: cоциальная деятельность
S: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется …
-: социальная стратификация
+: социализация
-: маргинализация
-: социальная мобильность
S: Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии …
-: герменевтики
-: инструментализма
+: персонализма
-: неопозитивизма
S: Принцип ответственности личности несовместим с(со) …
+: абсолютизацией сиюминутных выгод
-: свободой
-: природной и социальной необходимостью
-: сознательной целенаправленной деятельностью
S: В даосизме смысл жизни заключается в …
-: отказе от наслаждений
-: изучении ритуала
+: стремлении человека к естественности, близости к природе
-: наслаждении
S: «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал …
-: Ж.-П. Сартр
-: Э. Кассирер
+: Ф. Ницше
-: С.Кьеркегор
S: Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать …
-: отчуждение
-: самореализацию
+: смирение
-: волеизъявление
S: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для …
-: гедонизма
-: эвдемонизма
-: гуманизма
+: аскетизма
S: Работу «Феномен человека» написал …
-: Мартин (Мордехай) Бубер
+: Пьер Тейяр де Шарден
-: Альбер Камю
-: Г. Маркузе
S: В конфуцианстве смысл жизни заключен в …
-: достижении состояния нирваны
-: любви человека к человеку
+: нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга
-: познание окружающего мира
S: Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в…
+: антиномии духа и тела
-: необходимости приспособления к природной среде
-: противопоставление личности обществу
-: противоречие разума и нравственности
S: И материальная, и духовная культура представляют собой …
-: сотворение человеком собственной сущности
-: взаимоисключающие явления
+: результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности
-: преобразование окружающего мира
S: Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека.
-: Как биологические, так и социальные свойства формируются в процессе социализации.
+: Социальные свойства человека формируются на основе биологических.
-: Социальные и биологические свойства изначально свойственны человеческой природе.
-: Биологические и социальные свойства детерминированы наличием сознания.
S: Одним из признаков массовой культуры является …
-: анонимность
+: коммерческий характер
-: ограниченность распространения
-: воплощение в физических объектах
S: Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для ________ философии.
+: русской религиозной
-: немецкой неклассической
-: китайской традиционной
-: немецкой классической
S: Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью …
-: правового равенства
-: самоотречения
+: выбора
-: практической деятельности
S: Культура в широком смысле представляет собой …
-: естественную среду обитания человека
+: преобразовательную деятельность человека и ее результаты
-: субъективную форму человеческого бытия
-: мировоззрение
S: Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит …
-: З. Фрейд
-: Л. Витгенштйен
-: Э. Фромм
+: К. Ясперс
S: Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом …
-: бессознательное
-: космическую универсальность
+: творчество
-: совесть
S: Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …
-: эгоизм
+: индивидуализм
-: иррационализм
-: соборность
S: Детерминантами образа жизни человека являются …
+: природная и социальная среда
-: cоциальная среда и его профессиональная деятельность
-: индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность
-: природная среда и индивидуальные особенности человека
S: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является …
-: эрудированность и экологическое сознание
-: гармоничное, всестороннее развитие личности
+: самоуглубленность, отрешенность духа
-: социально-практическая самореализация
S: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема …
+: свободы
-: этического долга
-: соотношения бытия и мышления
-: смысла жизни
S: Учение о ценностях называется …
-: культурологией
-: антропологией
-: экзистенциализмом
+: аксиологией
S: Истина, добро, красота являются …
-: знаками
-: оценками
+: ценностями
-: нормами
S: Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием …
+: индивидуальность
-: индивид
-: талант
-: личность
S: Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является …
-: рассмотрение человека исключительно как духовного существа
-: осмысление человека как социального существа
-: рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности
+: осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений
S: Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с …
-: научно-техническим прогрессом
+: христианством
-: буддизмом
-: идеалом соборности
ЛАО-ЦЗЫ – древнекитайский философ, легендарный основоположник даосизма. Под этим именем в китайской традиции выступают разные лица. Согласно главе «Жизнеописания Лао-цзы и Хань Фэй-цзы» из «Исторических записок» («Ши цзи») Сыма Цяня (ок. 145–86 до н.э.), Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся около 604 до н.э., служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Он был на 55 лет старше Конфуция и встречался с ним, причем произвел на молодого Конфуция неизгладимое впечатление. Лао-цзы ему сказал: «Я слышал, что умный купец прячет свои запасы так глубоко, что снаружи кажется пусто и что благородный человек, отличаясь совершенной добродетелью, имеет вид простоватый. Оставь свою надменность и всякого рода мечтания, свою внешнюю важность и свои неумеренные планы; все это для тебя совершенно бесполезно…» Конфуций, вернувшись к себе, рассказывал ученикам: «О птицах я знаю, что они летают, о рыбах – что они плавают, о четвероногих – что они бегают. Бегающих можно поймать в силки, плавающих можно поддеть на удочку, летающих можно подстрелить. Что же касается дракона, то я не в силах понять, как он, путешествуя на ветре и облаках, поднимается к небу. Сегодня я видел Лао-цзы, и он подобен дракону!» Согласно Сыма Цяню, у Лао-цзы были многочисленные потомки, некоторые из них преуспели на службе. Сам мудрец к концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В той же легенде объясняется и происхождение главного текста даосизма – книги «Дао дэ цзин» (что не снимает проблемы различения легендарного Лао-цзы и реального, вероятно, носившего то же имя, автора философских аформов, собранных в книге). По легенде, в пограничной области Ханьгу (современная провинция Хэнань) Лао-цзы был остановлен неким «стражем заставы» и по его просьбе написал или надиктовал пять тысяч слов, которые и стали «Дао дэ цзином» – «Книгой о дао и дэ». Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма. Эта часть предания явно связана с попытками обнаружить родство даосизма с буддийским учением и доказать приоритет первого. По этой причине Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы.
Вместе с тем Лао-цзы под именем Лао-цзюнь известен как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. По учению религиозного даосизма, уже в древнейшие времена Лао-цзы много раз появлялся на земле в разных обличьях. В одном из позднейших сказаний о нем говорится, что он родился в 1358 до н.э. от божественной «Нефритовой Девы» (Юйнюй), которая как-то стояла в своем саду, прислонившись к сливовому дереву (фамильный знак Лао-цзы «ли» означает буквально «слива»). Неожиданно с неба спустился светящийся шарик, состоявший из солнечного вещества, который Юйнюй проглотила. Спустя 81 год (символическое число, означающее совершенную полноту свойств по аналогии с китайской «таблицей умножения», в основе которой лежит девятка – 9 × 9 = 81) на свет появился Лао-цзы. В соответствии с той же числовой символикой, принятой также в китайской алхимии, со временем текст «Дао дэ цзина» был разбит на восемьдесят один «параграф» (чжан). Уже младенцем Лао-цзы имел черты существа необыкновенного: у него было золотое лицо и удивительно длинные мочки ушей, что в Китае считается признаком мудрости. Его совершенно белые, как бы седые, волосы послужили причиной прозвища – Старый младенец. Когда Лао-цзы подрос, он поступил в обучение к отшельнику, который передал ему тайное знание, позволившее приобрести способность продлевать свою жизнь. Поэтому даосы-практики (алхимики) возводили свое искусство «вскармливания жизни» (ян шэн) к самому патриарху и приписывали его авторству множество эзотерических трактатов, впоследствии вошедших в даосский канон («Дао цзан»). Согласно этой версии легендарной «биографии», до своего отъезда в Индию, который последовал в 1040 до н.э., Лао-цзы прожил на земле несколько сот лет. В эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) религиозно-политический даосизм и связанные с ним поиски практического пути к телесному бессмертию получили значительное распространение под общим названием «учения Хуан-ди («Желтого Предка») и Лао-цзы» (Хуан-Лао сюэ пай). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ. Возможно, первые жертвы ему были принесены по приказу императора уже в 156 до н.э. Позднее в т.н. «народной» (синкретической) религии Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с «Нефритовым Императором» (Юйхуан шанди) и «Великим Первоначальным» (Тай ши) популярную конфигурацию т.н. «Трех Чистых» (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.
Пафос философствования в стиле Лао-цзы – в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии. Даосская утопия оказала огромное влияние на художественную практику последующих веков и постоянно служила источником критических аргументов идеологам народных движений под уравнительными лозунгами.
Г.А.Ткаченко
Древние китайские трактаты и бизнес Китая сегодня
Китайский менталитет — особый взгляд на мир. Непонимание специфики может привести к разрыву деловых отношений с партнерами из КНР. Обычай вести дела можно понять, если обратиться к древним философским трактатам.
Не секрет, что азиатский менталитет включает особое, далекое от привычного европейцам представление о моделях ведения бизнеса, деловых переговоров и так далее. Непонимание специфики «китайских церемоний» может привести как к неожиданному разрыву с восточными партнерами, так и (что ещё хуже) к обнаружению, что тебя, говоря по-русски, «кинули», притом безо всяких моральных терзаний!
Речь в данной статье пойдет именно о менталитете, о «впитанных с молоком матери» привычках, манерах, взгляде китайца на мир. Изложить все это системно зачастую трудно, да и просто невозможно для обычного, рядового китайца. Он так не думает – он так чувствует…
Пойми меня, если сможешь
Между тем, менталитет жителей Китая имеет конкретную историческую основу. Как правило, трактуя обычаи и манеру ведения дел ссылаются на древние философские китайские трактаты. Особенной популярностью пользуются «Искусство войны» Сунь-цзы и «36 стратагем».
На российском книжном рынке нетрудно найти бизнес-литературу, где стратагемы наглядно привязываются к тем или иным деловым ситуациям и подробно анализируются в контексте. Однако за популярным развлечением подчас утрачивается реальное, истинно китайское мироощущение. Ведь простые (да и не очень!) китайцы, скорее всего, вообще не читали древних трактатов! Для настоящих жителей Поднебесной стратагемы – не чеканные и осовремененные формулировки, как в наших переводных книжках, а сама реальность, обыденность жизни.
Восток-Запад
Трактаты хороши тем, что они объясняют сложные вещи. Если не увлекаться их шарлатанским (простите за каламбур) трактованием, там легко встретить емкие и многосторонние определения принципов, которые трудно самостоятельно «нащупать» нам, европейцам, пытающимся понять и предсказать поведение китайских партнеров.
Ниже приведен «топ-5» китайских трактатов, с одной стороны, сформировавших китайский национальных дух, а с другой – объясняющих этот дух.
№5. Книга перемен (И-цзин)
Легендарная «Книга перемен» (И-цзин»)– один из древнейших памятников китайской письменности. Это одновременно и сборник мифов, и философский трактат, и руководство к действию. Применение – ритуальное, а точнее – гадательное. В «Книге перемен» описываются отношения двух мировых первооснов – энергий инь и ян, а также даны 8 триграмм и 64 гексаграммы. Путем определенных манипуляций с этими символами гадающий получает ответ на заданный вопрос.
Конечно, никто не будет при помощи этого фолианта предсказывать взлеты и падения акций (хотя некоторые вовсю занимаются этакими «бизнес-тренингами» в России, не говоря уже о самой Поднебесной), а о том, что именно в «И-цзин» впервые было изложено мироощущение, позднее закрепившееся и в конфуцианстве, и в даосизме, и – шире – ставшее фундаментом китайского менталитета. Это убежденность в цикличности, гармоничности и правильности естественного течения дел, в ценности исконного порядка вещей.
Так, Конфуций, развивая эту идею, учил: «правитель должен быть правителем, чиновник – чиновником, отец – отцом, сын – сыном».
Если для западного человека естественно «нарисовать план», представить идеальный вариант развития событий и затем «подтягивать» реальность под этот план, то китаец живет иначе. Он «встраивается» в действительность, использует естественный ход событий, зная, что по-настоящему спелый плод сам упадет в руки.
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» – совсем не китайская философия. Однако не стоит понимать эту установку как призыв к пассивности.
Знаменитая «мягкая сила» китайских дельцов, их умение и стремление вежливо, но неуклонно продавливать свой интерес, используя все доступные средства; заполнять любую незанятую экономическую нишу; упорство и трудолюбие коренятся именно в этом мифологическом мироощущении незыблемости и гармоничности мироздания, в котором каждый находит себе свое место. Следует только подождать, пока «труп твоего врага не проплывет мимо тебя по реке».
Так, в Китае бытует поговорка: «никто не ставит памятника хорошему стратегу». То есть, истинно успешный стратег не доведет дело до войны, насильственного силового решения проблем, а решит их заранее, тонко и незаметно, оставаясь в тени. Если проводить параллель с деловыми переговорами, тут уместно будет вспомнить японскую тактику «ньюмаваши» («окучивание корней») – стремление предопределить исход большого совещания кулуарными договорами в малых группах.
Не станем забывать также, что мифологическая, изложенная в «И-цзин» картина мира рисует Китай «Срединным Царством», окруженным варварами. Это значит, что даже гуманистические принципы конфуцианства автоматически «не работали» (и не работают!) для общения с «лаоваями» – иностранцами.
№4. Мэн-цзы
«Мэн-цзы» — трактат одноименного мудреца, ученика Конфуция. Именно из «Мэн-цзы» тянутся корни столь важной для китайского «экономического чуда» идеи «малого благоденствия». Сегодня эта идея в большей степени связывается с экономической политикой Тайваня, но фактически она проявляется и в действиях китайских лидеров. «Малое благоденствие» в соответствии все с тем же мифологическим принципом «каждому свое изначальное место» означает, что крестьянин должен обрабатывать поле, а его семья имеет полное физическое и моральное право благоденствовать с этого честного труда.
Накопительство и зажиточность – национальные черты китайцев – во многом объясняются установками «малого благоденствия».
№3. Речи и рассуждения (Лунь Юй)
«Речи и суждения» — очень знаменитое сочинение Конфуция. В регионах Восточной Азии самой лестной характеристикой, неформальным «титулом», который нелегко заслужить, для бизнесмена, является «жу шан» – «конфуцианский предприниматель». Это можно сопоставить с модным западным понятием «социальная ответственность в бизнесе», однако возросшим именно на китайской почве.
«Жу шан» – соблюдающий традиции, поддерживающий государство, гуманный и справедливый предприниматель; не просто создающий себе состояние, но стоящий на страже канонов китайского общества.
№2. Трактат «36 стратагем»
В нём описываются различные тактические приемы. Эти принципы настолько широки, что могут использоваться не только в средневековых войнах, но и в современном бизнесе! Думать, что каждый китаец знает все 36 стратагем назубок и мыслит ими – неверно; однако в совокупности они дают представление о гибкости, прагматичности и направленности китайского мышления.
Говорящими являются сами экзотические названия стратагем: «Скрывать за улыбкой кинжал»; «Сделаться из гостя хозяином»; и их короткие тексты, вроде:
Даже малейшую слабость
Непременно нужно использовать.
Даже малейшую выгоду
Ни в коем случае нельзя упускать.
Маленькая слабость противника —
Это маленькое преимущество у меня.
(Стратагема называется «Легкой рукой умыкнуть овцу»).
№1. Сунь-цзы «Искусство войны»
Заслуженно и почетно первое место занимает трактат средневекового полководца. Сунь-цзы полностью разделяет ту точку зрения, что хорошему стратегу не ставят памятников, а доводить дело до необходимости военных действий глупо, когда можно обойтись шпионажем, подкупом, «развалом врага изнутри». Большая часть книги посвящена не технике ведения боя, а победным стратегиям в соревновательных ситуациях. К таковым, безусловно, относятся и деловые переговоры, и конкурентная борьба, а потому «Искусство войны» и по сей день с полным правом применяется бизнес-тренерами (а мы еще раз заметим, что дело не в тренингах: китайцу нет в них нужды, поскольку соответственный менталитет и стратегии поведения сформированы у него с детства).
Помимо этих пяти, конечно же, существует большое количество других книг и трактатов, каждый из которых, так или иначе, освещает одну из граней «китайской души». Выделять «главные» можно только условно. Идеи, изложенные в них, пронизывают друг друга, образуя – в течение тысячелетий! – устойчивую систему под названием «китайский национальный характер».
Божества даосизма
Учение даосизма в общем можно считать материалистическим, так же как учение Конфуция носит характер преимущественно этический, а Будды – метафизический и эсхатологический. Даосская этика, несмотря на свое сравнительно большое значение, не имеет никакого отношения к его культу. Признавая дао принципом Вселенной и одновременно образцом поведения человека, даосы никогда не считали его сознательным богом. С другой стороны, божества богатства, долгой жизни и мудрости занимают свое место в даосском пантеоне.
При первом взгляде на даосских богов становится возможным объяснить их происхождение. Войдя в храм, посетитель сразу же видит перед собой трех огромных кумиров Сан-цин – это их святые. Они представляют не что иное как триаду Лао-цзы, заимствованную им, по-видимому, у буддистов, с их тремя изображениями, означающими Будду, его учение и общину последователей.
Настенная роспись в храме Белых облаков
Выше, во втором ряду, помещается Ю-хуан-шанъ-ди, всемогущий главный бог, основатель всего мироздания, тогда как трое Сан-цин имеют только созерцательную природу. Представлены в даосском пантеоне также и многие звезды и уже упомянутые пять элементов: металл, дерево, вода, огонь и земля, которые имеют души, или сущности, и вознеслись к небу, чтобы образовать пять планет и в их образе занять место рядом с богами. Луна в некоторых мифах олицетворяется под видом лягушки, зайца, коричневого дерева. Наряду с акацией, священными деревьями у даосов считаются также ива, сосна и персик.
Многочисленные храмы на берегах озер и рек посвящены повелителю драконов, который олицетворяет воду и вообще влагу в ее различных формах. Змея является символом этого божества, и потому ей поклоняются и молятся во время наводнений. Пережитками солнечного культа являются огни весеннего праздника, когда священники бросают в огонь рис и соль и прыгают через него босиком, при этом они, часто полуобнаженные, наносят себе раны. Огни эти возжигаются главным образом перед храмом бога-производителя. В честь его устраиваются также факельные шествия, в которых принимают участие разукрашенные ветвями повозки и жрецы, обливаясь кровью, наносят себе ножевые раны в честь божества.
Фамильные божества, изображения которых помещаются в открытых часовнях у главного входа в дом, крайне разнообразны, и выбор их колеблется в зависимости от местности, а также клана, профессии и личного вкуса. Зато изображение бога очага и фамильные таблички предков (шэ) обязательно есть в каждом китайском доме. Бог очага, который первоначально, вероятно, олицетворял собой огонь, отдает ежегодно владыке неба отчет о поведении вверенных его попечению людей.
Далее идут божества, покровительствующие различным профессиям. Учащиеся почитают бога Ван-чана, покровителя литературы, который представляет собой воплощение духа одного чиновника Чжоуской династии. Китайцы верят, что он неоднократно воплощался в образе того или другого ученого. В официальном культе он является соперником Конфуция, и храмы его можно часто встретить вблизи высших школ.
Военные почитают Гуанъ-ди, бога войны. Хотя это был всего лишь удачливый военачальник, тем не менее в 1828 г., по случаю нескольких побед китайской армии он был причислен к сонму богов и объявлен покровителем императорских войск. Наряду с названными божествами существует множество духов, которые бродят днем и ночью в виде привидений, наводя ужас на благочестивых китайцев.
В отличие от учения Конфуция, даосизм имеет духовенство, монахов и религиозного главу, что делает его схожим с буддизмом. Главным занятием этих священнослужителей является очищение улиц, домов и людей от злых духов с помощью различных магических средств и изготовление амулетов, которые для охраны от этих духов вешаются у входа в дом.
Даосский монастырь
Даосским священникам разрешается вступать в брак, тем не менее должность их не передается по наследству от отца к сыну. Ряды их пополняются, в основном, выходцами из низших слоев китайского общества. Даосские же монахи, храня заветы Лао-цзы, соблюдают безбрачие, удаляются от мира и отличаются ревностным благочестием.
С первых столетий новой эры даосские патриархи жили на горе Лунь-ху и носили титул тянь-ши – «небесного учителя». Они пользовались большим авторитетом среди верующих. Как и Далай-лама, небесный учитель выбирается по жребию, причем предполагается, что дух первого патриарха воплощается в его потомке. Однако «небесный учитель» существенно отличается по своему значению от Далай-ламы тем, что не имеет никакой светской власти и не влияет на светские дела.
Заслуживает упоминания также фэн-шуй – даосское искусство, основной задачей которого было нахождение наилучших мест для жилищ и храмов, создание ландшафтов, организация мест захоронения и т. д.
Удобным местом считается то, в котором пересекаются так называемые магнитные потоки: Голубой Дракон и Белый Тигр. Кроме того, оно должно быть сухим, располагаться подальше от муравейников и т.д. К даосским знатокам фэн-шуй обращаются за советом последователи всех трех религий Китая, что на протяжении столетий сформировало особый китайский стиль, особую ландшафтную культуру, тесно связанную с даосскими представлениями о гармонии, об отношениях людей и Неба, которая и сегодня является одной из визитных карточек древней и уникальной культуры Китая.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Философия даосизма
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Возникновение даосизма
- 18. Последователи даосизма
- ЛЕКЦИЯ № 6. История даосизма
- Истоки даосизма
- Организация и структура религиозного даосизма
- Эволюция даосизма
- Упадок и трансформация даосизма
- Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма
- Этика и социальная политика даосизма
- Вклад даосизма в древнекитайскую традицию
- Космогония и мифология даосизма
- Основатель даосизма Лао-цзы
Философия даосизма
Философия даосизма Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором – в
Верхний и нижний пласты даосизма
Верхний и нижний пласты даосизма На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, а порой, правда на короткие сроки, становился официальной идеологией какой-либо династии. Даосизм был нужен и образованным верхам, и невежественным низам
Пантеон даосизма
Пантеон даосизма Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с главами
Возникновение даосизма
Возникновение даосизма В те нелегкие годы (накануне еще более тяжких) в Китае созрело нечто великое – хотя поначалу мало кого поманили его плоды. Откуда к мудрецам Поднебесной пришли эти глубочайшие духовные интуиции, позволившие прозреть, что в завораживающей тишине и
18. Последователи даосизма
18. Последователи даосизма Чжуан-цзы (369–286 гг. до н. э.) – наиболее выдающийся последователь и пропагандист даосизма. В области онтологии он исходил из тех же принципов, что и Лао-цзы. Однако с его мыслями о возможности «естественного» упорядочения общества на основе
ЛЕКЦИЯ № 6. История даосизма
ЛЕКЦИЯ № 6. История даосизма Одним из важнейших направлений развития мировоззренческой мысли в Китае наряду с конфуцианством, был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием
Истоки даосизма
Истоки даосизма Даосизм как философская доктрина появился в Китае примерно в одно время с конфуцианством, в середине I тысячелетия до н. э. Вначале это учение носило довольно отвлеченный характер и никак не было связано с религиозными верованиями, популярными суевериями
Организация и структура религиозного даосизма
Организация и структура религиозного даосизма Государство патриархов из рода Чжан, религиозная структура и идеология которого создавалась под влиянием различных факторов, в том числе буддизма и, возможно, маздакизма , было организационной основой, на
Эволюция даосизма
Эволюция даосизма Религиозный даосизм возник на рубеже нашей эры в качестве своеобразной реакции на официальную конфуцианскую идеологию и санкционированный конфуцианством образ жизни. Он стал результатом синтеза некоторых интерпретированных в мистическом духе
Упадок и трансформация даосизма
Упадок и трансформация даосизма Судьба даосизма как религиозного учения, как идеологической системы на протяжении средневековой истории складывалась по?разному. Соперничество с буддизмом и конфуцианством в I тысячелетии н. э. приводило то к успехам даосизма, то к
Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма
Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма Процесс синтеза трех религиозно-идеологических систем и создания религиозного синкретизма шел по нескольким основным линиям. Прежде всего, как уже не раз говорилось, в ходе длительной многовековой эволюции каждое из учений
Этика и социальная политика даосизма
Этика и социальная политика даосизма Даосизм, как упоминалось, доктрина китайская. Это значит, что независимо от истоков его мистики и метафизики он как цельная доктрина возник и развивался в Китае, на китайской почве и в немалой степени насыщен китайской традицией, к
Вклад даосизма в древнекитайскую традицию
Вклад даосизма в древнекитайскую традицию Проблема роли протодаосов (к которым условно следует отнести Цзоу Яня) и даосизма в истории древнекитайской традиции наиболее сложна. Здесь многое зависит от того, как воспринимать то новое, что принесли с собой идеи, связанные с
Космогония и мифология даосизма
Космогония и мифология даосизма Имя Лао-Цзы часто ассоциируется с понятием «Старый ребёнок». Легенда гласит о том, что его чудесное рождение произошло в тот момент, когда он был уже стариком. Мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его
Основатель даосизма Лао-цзы
Основатель даосизма Лао-цзы Деятельность Лао-цзы («учитель Лао», он же Лао Дань), основателя даосизма, почти не отражена в письменных источниках, а потому недоступна для детального изучения. Мы можем основываться на записях, имеющихся в главе «Тянься» («Поднебесная»)
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
-
Реферат
От 250 руб
-
Контрольная работа
От 250 руб
-
Курсовая работа
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Конфуцианство— китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию(551—479 до н.э.). В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в его названии не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). В чём состояло учение самого Конфуция теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, что то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием.
Даосизм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.Даосизм следует отличать от Учения о Дао — более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в IV — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.), известный также как критик учения Конфуция. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу.
Одним из важнейших направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении именно понятие пути — дао — является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект — объект».
Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.