У цзы

S:Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…

-: рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности

-: осмысление человека как социального существа

-: рассмотрение человека исключительно как духовного существа

+: осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

S: Детерминантами образа жизни человек являются…

+: природная и социальная среда

-: индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность

-: социальная среда и его профессиональная деятельность

-: природная среда и индивидуальные особенности

S: Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется…

-: моралью и духовными ценностями

+: техникой и технологиями

-: религиозной верой

-: СМИ

S: Смысл жизни в христианской концепции состоит в…

+: служении Богу

-: достижении физического бессмертия

-: подготовки к загробной жизни

-: обретении самого себя

S: Работу «Феномен человека» написал…

-: Г. Маркузе

-: Мартин (Мордехай) Бубер

+: Пьер Тейяр де Шарден

-: Альбер Камю

S: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется…

-: социальная стратификация

+: социализация

-: маргинализация

-: социальная мобильность

S:Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется…

-: национальной культурой

-: контркультурой

+: субкультурой

-: доминирующей культурой

S: Религия видит смысл жизни…

-: в индивидуальном существовании

-: в осознании ее бессмысленности

+: за пределами самой жизни

-: в существовании человеческого рода

S: Личность формируется в процессе …

+: социализации

-: индивидуального развития

-: самосознания

-: антропосоциогенеза

S: Идеал сверхчеловека сформулировал немецкий философ…

-: Й. Хейзинга

-: Э. Фромм

-: И. Кант

+: Ф. Ницше

S: В даосизме смысл жизни заключается в …

-: изучении ритуала

+: стремлении человека к естественности, близости к природе

-: наслаждении

-: отказе от наслаждений

S: Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как…

+: сострадание

-: познание окружающей действительности

-: социальная деятельность

-: ощущение счастья

S:»Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал …

+: Ф. Ницше

-: Ж.-П. Сартр

-: С. Кьеркегор

-: Э. Кассирер

S: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры является …

-: эрудированность и экологическое сознание

+: самоуглубленность, отрешенность духа

-: гармоничное, всестороннее развитие личности

-: социально-практическая самореализация

S: В конфуцианстве смысл жизни заключен в…

+: нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга

-: любви человека к человеку

-: достижение состояния нирваны

-: познании окружающего мира

S: Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в …

+: антиномии духа и тела

-: противоречии разума и нравственности

-: противопоставлении личности обществу

-: необходимости приспособления к природной среде

S: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…

+: ценностей, которые человек реализует в поступках

-:представления о конечности своего существования

-: общезначимых идеалов

-: целеполагания

S: Духовная сущность человека выражается …

-: в витальных влечениях

-: исключительно в религиозной вере

+: в действиях, основанных на идеалах

-: в подавлении биологических инстинктов

S: Культура в широком смысле представляет собой…

-: естественную среду обитания человека

-: субъективную форму человеческого бытия

-: мировоззрение

+: преобразовательную деятельность человека и ее результаты

S: Истина, добро, красота являются …

+: ценностями

-: нормами

-: знаками

-: оценками

S: Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категории ______ ценностей.

+: эстетических

-: гносеологических

-: этических

-: социальных

S: Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…

-: совесть

+: творчество

-: космическую универсальность

-: бессознательное

S: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема…

-: смысла жизни

-: соотношения бытия и мышления

-: этического долга

+: свободы

S: Для современной культуры характерна тенденция …

-: только регресса

+: интернационализации

-: только прогресса

-: локализации

S: Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью…

+: выбора

-: самоотречения

-: правового равенства

-: практической деятельности

S: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек …

-: имеет свободное время

+: смертен

-: верит в Бога

-: счастлив

S: Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека.

-: Как биологические, так и социальные свойства формируются в процессе социализации.

-: Социальные и биологические свойства изначально свойственны человеческой природе.

-: Биологические и социальные свойства детерминированы наличием сознания.

+: Социальные свойства человека формируются на основе биологических.

S: Принцип ответственности личности несовместим с (со) …

-: сознательной целенаправленной деятельностью

-: свободой

+: абсолютизацией сиюминутных выгод

-: природной и социальной необходимостью

S: Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …

+: индивидуализм

-: иррационализм

-: эгоизм

-: соборность

S: Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является…

-: описание метафизического бунта

-: утверждение бессмертия

+: отрицание внеисторичности сущности человека

-: анализ конфликта сознания с бессознательным

S: Одним из признаков массовой культуры является …

-: анонимность

+: коммерческий характер

-: воплощение в физических объектах

-: ограниченность распространения

S: Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием …

-: личность

+: индивидуальность

-: талант

-: индивид

S: Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для _______ философии.

-: немецкой классической

-: китайской традиционной

-: немецкой неклассической

+: русской религиозной

S: И материальная, и духовная культура представляют собой…

-: сотворение человеком собственной сущности

-: преобразование окружающего мира

-: взаимоисключающие явления

+: результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности

S: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…

+: аскетизма

-: эвдемонизма

-: гуманизма

-: гедонизма

S: Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит…

-: Л. Витгенштйен

-: З. Фрейд

+: К. Ясперс

-: Э. Фромм

S: Сущность человека как преимущественно словесную понимает…

-: фрейдизм

+: герменевтика

-: экзистенциализм

-: марксизм

S: Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать…

-: волеизъявление

-: самореализацию

+: отчуждение

-: смирение

S: В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении …

-: Р. Декарта

-: Д. Дидро

-: П. Гольбаха

-: Ж.-Ж. Руссо

S: В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении …

-: Д. Дидро

+: Р. Декарта

-: Ж.-Ж. Руссо

-: П. Гольбаха

S: Личность формируется в процессе …

-: самосознания

-: антропосоциогенеза

+: социализации

-: индивидуального развития

S: Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек …

+: смертен

-: счастлив

-: имеет свободное время

-: верит в Бога

S: С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека …

-: общезначимых идеалов

+: ценностей, которые человек реализует в поступках

-: представления о конечности своего существования

-: целеполагания

S: Смысл жизни в христианской концепции состоит в …

+: служении Богу

-: обретении самого себя

-: достижении физического бессмертия

-: подготовке к загробной жизни

S: Духовная сущность человека выражается …

+: в действиях, основанных на идеалах

-: исключительно в религиозной вере

-: в витальных влечениях

-: в подавлении биологических инстинктов

S: Для современной культуры характерна тенденция …

+: интернационализации

-: только прогресса

-: только регресса

-: локализации

S: Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …

+: субкультурой

-: национальной культурой

-: контркультурой

-: доминирующей культурой

S: По Аристотелю, человек – это …

-: великая тайна

-: ансамбль общественных отношений

+: политическое животное

-: двуногое и без перьев

S: Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется …

-: творчеством

-: эмоциями

-: разумом

+: волей

S: Религия видит смысл жизни …

-: в индивидуальном существовании

+: за пределами самой жизни

-: в существовании человеческого рода

-: в осознании ее бессмысленности

S: Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как …

+: сострадание

-: познание окружающей действительности

-: ощущение счастья

-: cоциальная деятельность

S: Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется …

-: социальная стратификация

+: социализация

-: маргинализация

-: социальная мобильность

S: Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии …

-: герменевтики

-: инструментализма

+: персонализма

-: неопозитивизма

S: Принцип ответственности личности несовместим с(со) …

+: абсолютизацией сиюминутных выгод

-: свободой

-: природной и социальной необходимостью

-: сознательной целенаправленной деятельностью

S: В даосизме смысл жизни заключается в …

-: отказе от наслаждений

-: изучении ритуала

+: стремлении человека к естественности, близости к природе

-: наслаждении

S: «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал …

-: Ж.-П. Сартр

-: Э. Кассирер

+: Ф. Ницше

-: С.Кьеркегор

S: Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать …

-: отчуждение

-: самореализацию

+: смирение

-: волеизъявление

S: Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для …

-: гедонизма

-: эвдемонизма

-: гуманизма

+: аскетизма

S: Работу «Феномен человека» написал …

-: Мартин (Мордехай) Бубер

+: Пьер Тейяр де Шарден

-: Альбер Камю

-: Г. Маркузе

S: В конфуцианстве смысл жизни заключен в …

-: достижении состояния нирваны

-: любви человека к человеку

+: нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга

-: познание окружающего мира

S: Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в…

+: антиномии духа и тела

-: необходимости приспособления к природной среде

-: противопоставление личности обществу

-: противоречие разума и нравственности

S: И материальная, и духовная культура представляют собой …

-: сотворение человеком собственной сущности

-: взаимоисключающие явления

+: результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности

-: преобразование окружающего мира

S: Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека.

-: Как биологические, так и социальные свойства формируются в процессе социализации.

+: Социальные свойства человека формируются на основе биологических.

-: Социальные и биологические свойства изначально свойственны человеческой природе.

-: Биологические и социальные свойства детерминированы наличием сознания.

S: Одним из признаков массовой культуры является …

-: анонимность

+: коммерческий характер

-: ограниченность распространения

-: воплощение в физических объектах

S: Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для ________ философии.

+: русской религиозной

-: немецкой неклассической

-: китайской традиционной

-: немецкой классической

S: Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью …

-: правового равенства

-: самоотречения

+: выбора

-: практической деятельности

S: Культура в широком смысле представляет собой …

-: естественную среду обитания человека

+: преобразовательную деятельность человека и ее результаты

-: субъективную форму человеческого бытия

-: мировоззрение

S: Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит …

-: З. Фрейд

-: Л. Витгенштйен

-: Э. Фромм

+: К. Ясперс

S: Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом …

-: бессознательное

-: космическую универсальность

+: творчество

-: совесть

S: Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …

-: эгоизм

+: индивидуализм

-: иррационализм

-: соборность

S: Детерминантами образа жизни человека являются …

+: природная и социальная среда

-: cоциальная среда и его профессиональная деятельность

-: индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность

-: природная среда и индивидуальные особенности человека

S: Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является …

-: эрудированность и экологическое сознание

-: гармоничное, всестороннее развитие личности

+: самоуглубленность, отрешенность духа

-: социально-практическая самореализация

S: В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема …

+: свободы

-: этического долга

-: соотношения бытия и мышления

-: смысла жизни

S: Учение о ценностях называется …

-: культурологией

-: антропологией

-: экзистенциализмом

+: аксиологией

S: Истина, добро, красота являются …

-: знаками

-: оценками

+: ценностями

-: нормами

S: Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием …

+: индивидуальность

-: индивид

-: талант

-: личность

S: Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является …

-: рассмотрение человека исключительно как духовного существа

-: осмысление человека как социального существа

-: рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности

+: осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

S: Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с …

-: научно-техническим прогрессом

+: христианством

-: буддизмом

-: идеалом соборности

ЛАО-ЦЗЫ – древнекитайский философ, легендарный основоположник даосизма. Под этим именем в китайской традиции выступают разные лица. Согласно главе «Жизнеописания Лао-цзы и Хань Фэй-цзы» из «Исторических записок» («Ши цзи») Сыма Цяня (ок. 145–86 до н.э.), Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся около 604 до н.э., служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Он был на 55 лет старше Конфуция и встречался с ним, причем произвел на молодого Конфуция неизгладимое впечатление. Лао-цзы ему сказал: «Я слышал, что умный купец прячет свои запасы так глубоко, что снаружи кажется пусто и что благородный человек, отличаясь совершенной добродетелью, имеет вид простоватый. Оставь свою надменность и всякого рода мечтания, свою внешнюю важность и свои неумеренные планы; все это для тебя совершенно бесполезно…» Конфуций, вернувшись к себе, рассказывал ученикам: «О птицах я знаю, что они летают, о рыбах – что они плавают, о четвероногих – что они бегают. Бегающих можно поймать в силки, плавающих можно поддеть на удочку, летающих можно подстрелить. Что же касается дракона, то я не в силах понять, как он, путешествуя на ветре и облаках, поднимается к небу. Сегодня я видел Лао-цзы, и он подобен дракону!» Согласно Сыма Цяню, у Лао-цзы были многочисленные потомки, некоторые из них преуспели на службе. Сам мудрец к концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В той же легенде объясняется и происхождение главного текста даосизма – книги «Дао дэ цзин» (что не снимает проблемы различения легендарного Лао-цзы и реального, вероятно, носившего то же имя, автора философских аформов, собранных в книге). По легенде, в пограничной области Ханьгу (современная провинция Хэнань) Лао-цзы был остановлен неким «стражем заставы» и по его просьбе написал или надиктовал пять тысяч слов, которые и стали «Дао дэ цзином» – «Книгой о дао и дэ». Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма. Эта часть предания явно связана с попытками обнаружить родство даосизма с буддийским учением и доказать приоритет первого. По этой причине Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы.

Вместе с тем Лао-цзы под именем Лао-цзюнь известен как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. По учению религиозного даосизма, уже в древнейшие времена Лао-цзы много раз появлялся на земле в разных обличьях. В одном из позднейших сказаний о нем говорится, что он родился в 1358 до н.э. от божественной «Нефритовой Девы» (Юйнюй), которая как-то стояла в своем саду, прислонившись к сливовому дереву (фамильный знак Лао-цзы «ли» означает буквально «слива»). Неожиданно с неба спустился светящийся шарик, состоявший из солнечного вещества, который Юйнюй проглотила. Спустя 81 год (символическое число, означающее совершенную полноту свойств по аналогии с китайской «таблицей умножения», в основе которой лежит девятка – 9 × 9 = 81) на свет появился Лао-цзы. В соответствии с той же числовой символикой, принятой также в китайской алхимии, со временем текст «Дао дэ цзина» был разбит на восемьдесят один «параграф» (чжан). Уже младенцем Лао-цзы имел черты существа необыкновенного: у него было золотое лицо и удивительно длинные мочки ушей, что в Китае считается признаком мудрости. Его совершенно белые, как бы седые, волосы послужили причиной прозвища – Старый младенец. Когда Лао-цзы подрос, он поступил в обучение к отшельнику, который передал ему тайное знание, позволившее приобрести способность продлевать свою жизнь. Поэтому даосы-практики (алхимики) возводили свое искусство «вскармливания жизни» (ян шэн) к самому патриарху и приписывали его авторству множество эзотерических трактатов, впоследствии вошедших в даосский канон («Дао цзан»). Согласно этой версии легендарной «биографии», до своего отъезда в Индию, который последовал в 1040 до н.э., Лао-цзы прожил на земле несколько сот лет. В эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) религиозно-политический даосизм и связанные с ним поиски практического пути к телесному бессмертию получили значительное распространение под общим названием «учения Хуан-ди («Желтого Предка») и Лао-цзы» (Хуан-Лао сюэ пай). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ. Возможно, первые жертвы ему были принесены по приказу императора уже в 156 до н.э. Позднее в т.н. «народной» (синкретической) религии Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с «Нефритовым Императором» (Юйхуан шанди) и «Великим Первоначальным» (Тай ши) популярную конфигурацию т.н. «Трех Чистых» (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.

Пафос философствования в стиле Лао-цзы – в обличении извращений человеческой природы, вызванных навязываемой индивиду репрессивной культурой, под которой подразумевается прежде всего конфуцианская мораль, и в призывах возвратиться к неким простым и естественным отношениям в условной деревенской идиллии. Даосская утопия оказала огромное влияние на художественную практику последующих веков и постоянно служила источником критических аргументов идеологам народных движений под уравнительными лозунгами.

Г.А.Ткаченко

Древние китайские трактаты и бизнес Китая сегодня

Китайский менталитет — особый взгляд на мир. Непонимание специфики может привести к разрыву деловых отношений с партнерами из КНР. Обычай вести дела можно понять, если обратиться к древним философским трактатам.

Не секрет, что азиатский менталитет включает особое, далекое от привычного европейцам представление о моделях ведения бизнеса, деловых переговоров и так далее. Непонимание специфики «китайских церемоний» может привести как к неожиданному разрыву с восточными партнерами, так и (что ещё хуже) к обнаружению, что тебя, говоря по-русски, «кинули», притом безо всяких моральных терзаний!

Речь в данной статье пойдет именно о менталитете, о «впитанных с молоком матери» привычках, манерах, взгляде китайца на мир. Изложить все это системно зачастую трудно, да и просто невозможно для обычного, рядового китайца. Он так не думает – он так чувствует…

Пойми меня, если сможешь

Между тем, менталитет жителей Китая имеет конкретную историческую основу. Как правило, трактуя обычаи и манеру ведения дел ссылаются на древние философские китайские трактаты. Особенной популярностью пользуются «Искусство войны» Сунь-цзы и «36 стратагем».

На российском книжном рынке нетрудно найти бизнес-литературу, где стратагемы наглядно привязываются к тем или иным деловым ситуациям и подробно анализируются в контексте. Однако за популярным развлечением подчас утрачивается реальное, истинно китайское мироощущение. Ведь простые (да и не очень!) китайцы, скорее всего, вообще не читали древних трактатов! Для настоящих жителей Поднебесной стратагемы – не чеканные и осовремененные формулировки, как в наших переводных книжках, а сама реальность, обыденность жизни.

Восток-Запад

Трактаты хороши тем, что они объясняют сложные вещи. Если не увлекаться их шарлатанским (простите за каламбур) трактованием, там легко встретить емкие и многосторонние определения принципов, которые трудно самостоятельно «нащупать» нам, европейцам, пытающимся понять и предсказать поведение китайских партнеров.

Ниже приведен «топ-5» китайских трактатов, с одной стороны, сформировавших китайский национальных дух, а с другой – объясняющих этот дух.

№5. Книга перемен (И-цзин)

Легендарная «Книга перемен» (И-цзин»)– один из древнейших памятников китайской письменности. Это одновременно и сборник мифов, и философский трактат, и руководство к действию. Применение – ритуальное, а точнее – гадательное. В «Книге перемен» описываются отношения двух мировых первооснов – энергий инь и ян, а также даны 8 триграмм и 64 гексаграммы. Путем определенных манипуляций с этими символами гадающий получает ответ на заданный вопрос.

Конечно, никто не будет при помощи этого фолианта предсказывать взлеты и падения акций (хотя некоторые вовсю занимаются этакими «бизнес-тренингами» в России, не говоря уже о самой Поднебесной), а о том, что именно в «И-цзин» впервые было изложено мироощущение, позднее закрепившееся и в конфуцианстве, и в даосизме, и – шире – ставшее фундаментом китайского менталитета. Это убежденность в цикличности, гармоничности и правильности естественного течения дел, в ценности исконного порядка вещей.

Так, Конфуций, развивая эту идею, учил: «правитель должен быть правителем, чиновник – чиновником, отец – отцом, сын – сыном».

Если для западного человека естественно «нарисовать план», представить идеальный вариант развития событий и затем «подтягивать» реальность под этот план, то китаец живет иначе. Он «встраивается» в действительность, использует естественный ход событий, зная, что по-настоящему спелый плод сам упадет в руки.

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» – совсем не китайская философия. Однако не стоит понимать эту установку как призыв к пассивности.

Знаменитая «мягкая сила» китайских дельцов, их умение и стремление вежливо, но неуклонно продавливать свой интерес, используя все доступные средства; заполнять любую незанятую экономическую нишу; упорство и трудолюбие коренятся именно в этом мифологическом мироощущении незыблемости и гармоничности мироздания, в котором каждый находит себе свое место. Следует только подождать, пока «труп твоего врага не проплывет мимо тебя по реке».

Так, в Китае бытует поговорка: «никто не ставит памятника хорошему стратегу». То есть, истинно успешный стратег не доведет дело до войны, насильственного силового решения проблем, а решит их заранее, тонко и незаметно, оставаясь в тени. Если проводить параллель с деловыми переговорами, тут уместно будет вспомнить японскую тактику «ньюмаваши» («окучивание корней») – стремление предопределить исход большого совещания кулуарными договорами в малых группах.

Не станем забывать также, что мифологическая, изложенная в «И-цзин» картина мира рисует Китай «Срединным Царством», окруженным варварами. Это значит, что даже гуманистические принципы конфуцианства автоматически «не работали» (и не работают!) для общения с «лаоваями» ­– иностранцами.

№4. Мэн-цзы

«Мэн-цзы» — трактат одноименного мудреца, ученика Конфуция. Именно из «Мэн-цзы» тянутся корни столь важной для китайского «экономического чуда» идеи «малого благоденствия». Сегодня эта идея в большей степени связывается с экономической политикой Тайваня, но фактически она проявляется и в действиях китайских лидеров. «Малое благоденствие» в соответствии все с тем же мифологическим принципом «каждому свое изначальное место» означает, что крестьянин должен обрабатывать поле, а его семья имеет полное физическое и моральное право благоденствовать с этого честного труда.

Накопительство и зажиточность – национальные черты китайцев – во многом объясняются установками «малого благоденствия».

№3. Речи и рассуждения (Лунь Юй)

«Речи и суждения» — очень знаменитое сочинение Конфуция. В регионах Восточной Азии самой лестной характеристикой, неформальным «титулом», который нелегко заслужить, для бизнесмена, является «жу шан» – «конфуцианский предприниматель». Это можно сопоставить с модным западным понятием «социальная ответственность в бизнесе», однако возросшим именно на китайской почве.

«Жу шан» – соблюдающий традиции, поддерживающий государство, гуманный и справедливый предприниматель; не просто создающий себе состояние, но стоящий на страже канонов китайского общества.

№2. Трактат «36 стратагем»

В нём описываются различные тактические приемы. Эти принципы настолько широки, что могут использоваться не только в средневековых войнах, но и в современном бизнесе! Думать, что каждый китаец знает все 36 стратагем назубок и мыслит ими – неверно; однако в совокупности они дают представление о гибкости, прагматичности и направленности китайского мышления.

Говорящими являются сами экзотические названия стратагем: «Скрывать за улыбкой кинжал»; «Сделаться из гостя хозяином»; и их короткие тексты, вроде:

Даже малейшую слабость

Непременно нужно использовать.

Даже малейшую выгоду

Ни в коем случае нельзя упускать.

Маленькая слабость противника —

Это маленькое преимущество у меня.

(Стратагема называется «Легкой рукой умыкнуть овцу»).

№1. Сунь-цзы «Искусство войны»

Заслуженно и почетно первое место занимает трактат средневекового полководца. Сунь-цзы полностью разделяет ту точку зрения, что хорошему стратегу не ставят памятников, а доводить дело до необходимости военных действий глупо, когда можно обойтись шпионажем, подкупом, «развалом врага изнутри». Большая часть книги посвящена не технике ведения боя, а победным стратегиям в соревновательных ситуациях. К таковым, безусловно, относятся и деловые переговоры, и конкурентная борьба, а потому «Искусство войны» и по сей день с полным правом применяется бизнес-тренерами (а мы еще раз заметим, что дело не в тренингах: китайцу нет в них нужды, поскольку соответственный менталитет и стратегии поведения сформированы у него с детства).

Помимо этих пяти, конечно же, существует большое количество других книг и трактатов, каждый из которых, так или иначе, освещает одну из граней «китайской души». Выделять «главные» можно только условно. Идеи, изложенные в них, пронизывают друг друга, образуя – в течение тысячелетий! – устойчивую систему под названием «китайский национальный характер».

Божества даосизма

Учение даосизма в общем можно считать материалистическим, так же как учение Конфуция носит характер преимущественно этический, а Будды – метафизический и эсхатологический. Даосская этика, несмотря на свое сравнительно большое значение, не имеет никакого отношения к его культу. Признавая дао принципом Вселенной и одновременно образцом поведения человека, даосы никогда не считали его сознательным богом. С другой стороны, божества богатства, долгой жизни и мудрости занимают свое место в даосском пантеоне.

При первом взгляде на даосских богов становится возможным объяснить их происхождение. Войдя в храм, посетитель сразу же видит перед собой трех огромных кумиров Сан-цин – это их святые. Они представляют не что иное как триаду Лао-цзы, заимствованную им, по-видимому, у буддистов, с их тремя изображениями, означающими Будду, его учение и общину последователей.

Настенная роспись в храме Белых облаков

Выше, во втором ряду, помещается Ю-хуан-шанъ-ди, всемогущий главный бог, основатель всего мироздания, тогда как трое Сан-цин имеют только созерцательную природу. Представлены в даосском пантеоне также и многие звезды и уже упомянутые пять элементов: металл, дерево, вода, огонь и земля, которые имеют души, или сущности, и вознеслись к небу, чтобы образовать пять планет и в их образе занять место рядом с богами. Луна в некоторых мифах олицетворяется под видом лягушки, зайца, коричневого дерева. Наряду с акацией, священными деревьями у даосов считаются также ива, сосна и персик.

Многочисленные храмы на берегах озер и рек посвящены повелителю драконов, который олицетворяет воду и вообще влагу в ее различных формах. Змея является символом этого божества, и потому ей поклоняются и молятся во время наводнений. Пережитками солнечного культа являются огни весеннего праздника, когда священники бросают в огонь рис и соль и прыгают через него босиком, при этом они, часто полуобнаженные, наносят себе раны. Огни эти возжигаются главным образом перед храмом бога-производителя. В честь его устраиваются также факельные шествия, в которых принимают участие разукрашенные ветвями повозки и жрецы, обливаясь кровью, наносят себе ножевые раны в честь божества.

Фамильные божества, изображения которых помещаются в открытых часовнях у главного входа в дом, крайне разнообразны, и выбор их колеблется в зависимости от местности, а также клана, профессии и личного вкуса. Зато изображение бога очага и фамильные таблички предков (шэ) обязательно есть в каждом китайском доме. Бог очага, который первоначально, вероятно, олицетворял собой огонь, отдает ежегодно владыке неба отчет о поведении вверенных его попечению людей.

Далее идут божества, покровительствующие различным профессиям. Учащиеся почитают бога Ван-чана, покровителя литературы, который представляет собой воплощение духа одного чиновника Чжоуской династии. Китайцы верят, что он неоднократно воплощался в образе того или другого ученого. В официальном культе он является соперником Конфуция, и храмы его можно часто встретить вблизи высших школ.

Военные почитают Гуанъ-ди, бога войны. Хотя это был всего лишь удачливый военачальник, тем не менее в 1828 г., по случаю нескольких побед китайской армии он был причислен к сонму богов и объявлен покровителем императорских войск. Наряду с названными божествами существует множество духов, которые бродят днем и ночью в виде привидений, наводя ужас на благочестивых китайцев.

В отличие от учения Конфуция, даосизм имеет духовенство, монахов и религиозного главу, что делает его схожим с буддизмом. Главным занятием этих священнослужителей является очищение улиц, домов и людей от злых духов с помощью различных магических средств и изготовление амулетов, которые для охраны от этих духов вешаются у входа в дом.

Даосский монастырь

Даосским священникам разрешается вступать в брак, тем не менее должность их не передается по наследству от отца к сыну. Ряды их пополняются, в основном, выходцами из низших слоев китайского общества. Даосские же монахи, храня заветы Лао-цзы, соблюдают безбрачие, удаляются от мира и отличаются ревностным благочестием.

С первых столетий новой эры даосские патриархи жили на горе Лунь-ху и носили титул тянь-ши – «небесного учителя». Они пользовались большим авторитетом среди верующих. Как и Далай-лама, небесный учитель выбирается по жребию, причем предполагается, что дух первого патриарха воплощается в его потомке. Однако «небесный учитель» существенно отличается по своему значению от Далай-ламы тем, что не имеет никакой светской власти и не влияет на светские дела.

Заслуживает упоминания также фэн-шуй – даосское искусство, основной задачей которого было нахождение наилучших мест для жилищ и храмов, создание ландшафтов, организация мест захоронения и т. д.

Удобным местом считается то, в котором пересекаются так называемые магнитные потоки: Голубой Дракон и Белый Тигр. Кроме того, оно должно быть сухим, располагаться подальше от муравейников и т.д. К даосским знатокам фэн-шуй обращаются за советом последователи всех трех религий Китая, что на протяжении столетий сформировало особый китайский стиль, особую ландшафтную культуру, тесно связанную с даосскими представлениями о гармонии, об отношениях людей и Неба, которая и сегодня является одной из визитных карточек древней и уникальной культуры Китая.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Философия даосизма

Философия даосизма Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором – в

Верхний и нижний пласты даосизма

Верхний и нижний пласты даосизма На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, а порой, правда на короткие сроки, становился официальной идеологией какой-либо династии. Даосизм был нужен и образованным верхам, и невежественным низам

Пантеон даосизма

Пантеон даосизма Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с главами

Возникновение даосизма

Возникновение даосизма В те нелегкие годы (накануне еще более тяжких) в Китае созрело нечто великое – хотя поначалу мало кого поманили его плоды. Откуда к мудрецам Поднебесной пришли эти глубочайшие духовные интуиции, позволившие прозреть, что в завораживающей тишине и

18. Последователи даосизма

18. Последователи даосизма Чжуан-цзы (369–286 гг. до н. э.) – наиболее выдающийся последователь и пропагандист даосизма. В области онтологии он исходил из тех же принципов, что и Лао-цзы. Однако с его мыслями о возможности «естественного» упорядочения общества на основе

ЛЕКЦИЯ № 6. История даосизма

ЛЕКЦИЯ № 6. История даосизма Одним из важнейших направлений развития мировоззренческой мысли в Китае наряду с конфуцианством, был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием

Истоки даосизма

Истоки даосизма Даосизм как философская доктрина появился в Китае примерно в одно время с конфуцианством, в середине I тысячелетия до н. э. Вначале это учение носило довольно отвлеченный характер и никак не было связано с религиозными верованиями, популярными суевериями

Организация и структура религиозного даосизма

Организация и структура религиозного даосизма Государство патриархов из рода Чжан, религиозная структура и идеология которого создавалась под влиянием различных факторов, в том числе буддизма и, возможно, маздакизма , было организационной основой, на

Эволюция даосизма

Эволюция даосизма Религиозный даосизм возник на рубеже нашей эры в качестве своеобразной реакции на официальную конфуцианскую идеологию и санкционированный конфуцианством образ жизни. Он стал результатом синтеза некоторых интерпретированных в мистическом духе

Упадок и трансформация даосизма

Упадок и трансформация даосизма Судьба даосизма как религиозного учения, как идеологической системы на протяжении средневековой истории складывалась по?разному. Соперничество с буддизмом и конфуцианством в I тысячелетии н. э. приводило то к успехам даосизма, то к

Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма

Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма Процесс синтеза трех религиозно-идеологических систем и создания религиозного синкретизма шел по нескольким основным линиям. Прежде всего, как уже не раз говорилось, в ходе длительной многовековой эволюции каждое из учений

Этика и социальная политика даосизма

Этика и социальная политика даосизма Даосизм, как упоминалось, доктрина китайская. Это значит, что независимо от истоков его мистики и метафизики он как цельная доктрина возник и развивался в Китае, на китайской почве и в немалой степени насыщен китайской традицией, к

Вклад даосизма в древнекитайскую традицию

Вклад даосизма в древнекитайскую традицию Проблема роли протодаосов (к которым условно следует отнести Цзоу Яня) и даосизма в истории древнекитайской традиции наиболее сложна. Здесь многое зависит от того, как воспринимать то новое, что принесли с собой идеи, связанные с

Космогония и мифология даосизма

Космогония и мифология даосизма Имя Лао-Цзы часто ассоциируется с понятием «Старый ребёнок». Легенда гласит о том, что его чудесное рождение произошло в тот момент, когда он был уже стариком. Мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его

Основатель даосизма Лао-цзы

Основатель даосизма Лао-цзы Деятельность Лао-цзы («учитель Лао», он же Лао Дань), основателя даосизма, почти не отражена в письменных источниках, а потому недоступна для детального изучения. Мы можем основываться на записях, имеющихся в главе «Тянься» («Поднебесная»)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Конфуцианство— китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию(551—479 до н.э.). В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в его названии не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). В чём состояло учение самого Конфуция теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, что то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием.

Даосизм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.Даосизм следует отличать от Учения о Дао — более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в IV — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.), известный также как критик учения Конфуция. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу.

Одним из важнейших направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении именно понятие пути — дао — является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект — объект».

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *