Убирать игрушки

Ребенок как губка впитывает все, что вкладывают в него взрослые. Если приучить ребенка, что каждый раз после игры надо сначала навести порядок, а потом заниматься другими делами, то он так и будет делать всегда. Уборка будет восприниматься ребенком не как наказание, а как само собой разумеющееся дело. Дети ведь не возмущаются, что им надо кушать или одеваться перед выходом на улицу. Так и с уборкой. Если приучить ребенка убирать, то он будет это делать. Если же мама никогда не убирала игрушки, постоянно куда-то спеша, то и ребенок не будет этого делать. Это аксиома.

Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос, как заставить ребенка убирать игрушки, обратите внимание на свой образ жизни и свое поведение. Вы всегда убираете за собой, например, посуду? Или, опаздывая на работу, можете позволить себе оставить тарелку на столе? Почему же вы хотите, чтобы ваш ребенок был другим? Подайте ему правильный пример и, возможно, этого будет достаточно.

Если нет, то запаситесь терпением. Крики и топанье ногами не помогут, если вы не привили ребенку любовь к чистоте и аккуратности с детства. Вина ваша, почему же страдать должен ребенок? Исправляйте свою оплошность не спеша.

Для начала расскажите ребенку, зачем надо убирать игрушки. В его возрасте вряд ли достаточно будет указания на то, что порядок — это красиво. Возможно, ребенку будет жаль игрушки, если вы скажете, что наступив, их можно сломать. Если в доме есть собака, то можно рассказать о том, что с животным может случиться беда, если он сгрызет какую-то игрушку. Кроме того, сам песик может сломать или спрятать любимую игрушку малыша…

У нас дочка так и приучилась убирать свои игрушки. Мы купили маленького щенка йорка, и малышке ничего не оставалось делать, как убирать свои игрушки, чтобы щенок не подавился. Мало того, что дочка частенько не находила какую-то игрушку, так еще и в один прекрасный день нашла любимую куклу в потрепанном зубками щенка платье. Этот случай приучил ребенка убирать игрушки.

Если вы не планируете заводить мохнатого друга, который может помочь вам заставить ребенка убирать игрушки, то попробуйте использовать метод поощрения. Попросите ребенка убрать игрушки, а когда он это сделает, преподнесите ему какой-нибудь сюрприз. Это не обязательно должны быть поощрения в виде игрушек, сувениров, шоколадки… Это может быть поход в кино, зоопарк или цирк. То есть туда, куда ребенок любит ходить.

Очень действенным способом заставить ребенка убирать игрушки является отказ от какого-то долгожданного «путешествия». Предложите сходить в зоопарк, сразу после того как малыш уберет свои игрушки. Если он все так же будет продолжать «валять дурака», уберите игрушки вместо него и займитесь приготовлением обеда. На вопрос ребенка, когда же вы пойдете гулять, ответьте, что вы потеряли много времени, пока убирали за ним игрушки, а теперь вам надо готовить, ведь скоро с работы придет папа. Однако не забудьте добавить, что если завтра он вам быстренько поможет, самостоятельно убрав игрушки, то вы обязательно сходите с ним в зоопарк. Обязательно исполните свои обещания, если ребенок наведет сам порядок. Если вы будете только раздавать обещания, то вскоре ребенок перестанет вам доверять, и тогда уж мирно вы ничего от него не добьетесь!

Если же вы все перепробовали, но до сих пор не знаете, как заставить ребенка убирать игрушки, то можно прибегнуть к самому крайнему, но весьма результативному способу. Так поступила однажды моя подруга. Она просто собрала все разбросанные игрушки и выкинула их в мусоропровод, предварительно упаковав в пакет, чтобы игрушками смогли пользоваться другие дети. Да, плач был сильный, пришлось потерпеть, но зато с тех пор разбросанных по квартире игрушек я у них не видела никогда.

Так что способ реально действенный. Каким методом воспользуетесь вы, чтобы приучить ребенка убирать игрушки, решать только вам. Но научить обязательно нужно.

Теги: игрушки, порядок, уборка, воспитание, ребенок

Мы с вами уже знаем, что дети отличаются друг от друга по темпераменту, темпу нервной деятельности. Возможно, у вашего малыша действительно не очень устойчивое (для своего возраста) внимание, и ему трудно сосредоточиться на каком-то одном занятии. В этом случае ему нужно помогать развивать внимание и усидчивость, так необходимые для дальнейшего обучения. И первое, что вы должны сделать, — это приучиться очень внимательно следить за собственным поведением.

Как часто вы тормошите ребенка, отрываете его от дела, которым он занят? Наверняка вы поступаете так из лучших побуждений. Может быть, вы стараетесь придерживаться как можно более четкого режима, и тщательно следите за тем, чтобы ребенок ел, спал, гулял и купался в строго определенное время. Для того, чтобы не выбиваться из графика, приходится то и дело прерывать деятельность ребенка, чтобы немедленно посадить его за стол или уложить в кроватку.

Сам по себе режим — то есть постоянный, предсказуемый ритм повседневных событий, — действительно очень нужен маленькому ребенку, а особенно такому «разбросанному». Но совершенно необходима и гибкость! Попросту говоря, режим для ребенка, а не ребенок — для режима! Важно понять: если малыш по-настоящему чем-то увлекся, для него во всех отношениях гораздо важнее довести до конца начатое дело (или просто исчерпать до конца удовольствие, которое он в данный момент получает от игры), чем получить свою тарелку супа точно по расписанию. Спокойно дождитесь того момента, когда ребенок начнет терять интерес к своему занятию, и лишь тогда мягко переключайте его на новое дело.

Другая распространенная ошибка, вызванная исключительно благими намерениями, заключается в желании помочь ребенку, поскорее научить его правильным действиям. Стоит ему взяться за пирамидку, а вы уже тут как тут: давай, милый, я покажу тебе, как ее нужно собирать.

В результате у ребенка начисто пропадает желание даже начинать делать что-либо. Зачем, если играть все равно будет мама? Каким бы маленьким и неумелым ни казался вам ребенок, он уже сейчас остро нуждается в успехе и достижениях. Ему необходимо самостоятельно добиваться каких-то результатов — пусть даже самых крошечных. Каждый добытый им лично успех подстегивает его к тому, чтобы продолжать действовать. Ваши главные задачи таковы:

  1. Ни в коем случае не делать за ребенка ничего, что он уже может сделать сам.
  2. Всей душой одобрять его, радоваться и поощрять за каждый реально достигнутый результат.

Другая возможная причина равнодушия к игрушкам — то, что они действительно не интересные, или — их просто-напросто слишком много.

Возможно, вы обращали внимание на очень любопытный факт: сколько бы ярких, нарядных игрушек, специально рекомендованных для годовалого ребенка, вы ни предлагали своему малышу, он почему-то с завидным упорством стремится к настоящим, «взрослым» вещам и занятиям. Пожалуй, любого ребенка в возрасте одного-двух лет посуда, инструменты, содержимое всех шкафов и ящиков привлекают намного больше, чем игрушки. И это не должно вас удивлять.

Самыми важными людьми для малыша являются, конечно, его родители. Следовательно, его привлекают те предметы, которыми манипулируете вы. Возраст игры-имитации, подражания занятиям взрослых наступит чуть позже, но первые шаги в этом направлении ребенок делает уже сейчас. Кроме того, сколько бы игрушек вы ни купили, реальный мир — хотя бы ограниченный пространством одной квартиры или даже комнаты — все равно несравненно богаче и предоставляет намного больше возможностей для исследования и эксперимента.

Вам может показаться, что действия, которые малыш производит со всеми предметами, попадающими ему в руки, хаотичны и бессмысленны: он бросает, возит по полу туда-сюда, стучит и колотит, пытается вкладывать одни предметы в другие, ставит их друг на друга и вновь разбрасывает. На самом деле все это исполнено глубочайшего смысла. Ребенок познает мир — свойства предметов и материалов, осваивает понятия формы, размера, знакомится с понятиями «больше–меньше», «легкий–тяжелый» и т.д. Понятно, что на одних игрушках, сколь бы «развивающими» они ни были, реальный мир не изучишь. Так что выпускайте маленького испытателя на просторы!

Опытные мамы советуют

Игрушки ребенку, конечно, нужны все равно. Хотя бы потому, что даже у маленького ребенка должно быть что-нибудь «свое собственное». Но нельзя, чтобы игрушек было очень много, иначе малыш перестанет проявлять к ним интерес. Изучив новый предмет, он его отбрасывает в сторону и отправляется на поиски новых знаний. Опытные мамы напоминают: если новая игрушка очень сильно похожа на те, с какими ребенок уже играл в последние дни, малышу она не покажется интересной. С другой стороны, абсолютно новые предметы, каких ребенок никогда прежде не видел, могут вызвать у него недоверие и даже некоторый испуг. Поэтому выбирать игрушки лучше по принципу «умеренной новизны».

Сейчас продается очень много развивающих игрушек — мозаик, шнуровок, мягких конструкторов и т.д. Нужны ли они ребенку?

Развивающие игрушки ребенку, безусловно, нужны. Другое дело, что их совсем не обязательно покупать. Многое из того, что вы видите на полках магазина, нетрудно сделать своими руками — те же паззлы и шнуровки, например. Ну а кое-что можно, конечно, и приобрести в готовом виде.

О том, что ребенок развивается при помощи любого «подручного материала», мы с вами только что поговорили. Но будет очень неплохо, если, помимо обычных игрушек и разнообразных предметов быта, у ребенка будут и специальные «пособия» (хотя само слово, пожалуй, не вызывает восторга), занятия с которыми будут совершенно особым времяпрепровождением: спокойным, сосредоточенным — почти «уроком».

Один из ведущих принципов, которым нужно руководствоваться при выборе «развивалок», заключается в следующем: они должны обеспечить ребенку возможность приобрести большее количество навыков, научиться действовать различными способами. Вопрос о том, сколько должно быть «пособий», решается примерно так: на каждые шесть месяцев достаточно четырех–пяти разных игр и игрушек. Так что не надо скупать немедленно все, что вы увидите в магазине. Кстати, в хороших магазинах развивающих игрушек продавцы-консультанты всегда смогут дать вам психологически грамотную консультацию: что именно требуется малышу того или иного возраста. Еще раз напомним: главное — не перестараться, игрушек не должно быть слишком много.

Существуют свои правила обращения с развивающими игрушками и играми. Во-первых, вам обязательно нужно играть вместе с ребенком, но при этом сводить свою долю участия к минимуму: дайте малышу игрушку, пусть он с ней познакомится. Не выдергивайте ее у ребенка из рук со словами: «Дай я покажу тебе, как нужно правильно делать!» Действие большинства «развивалок» основано на самостоятельном поиске ребенком нужного решения. Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к «развивалкам» слишком быстро, не храните их вместе с остальными игрушками. «Пособия» нужно убрать туда, где малыш их не найдет. Доставайте «развивалки» с «сюрпризной» интонацией: «А что мы сейчас с тобой достанем! Мы сейчас будем играть в такую игрушку!» После игры обязательно убирайте «развивалку».

Для поддержания интереса у малыша вы должны быть готовы предложить ему несколько вариантов игр с любой из игрушек. Если же какая-то из предложенных вами игрушек совсем не интересует ребенка, уберите ее недели на две, потом попробуйте поиграть в нее снова.

Дети интуитивно стремятся к предсказуемости во всех делах — это залог их спокойствия и уверенности. Это касается и вещей. Когда ребёнок знает, где он может взять конкретную вещь и куда её убрать, то он чувствует себя в большей безопасности, нежели в хаосе. Предлагаем рассмотреть все факторы, которые помогут создать у ребёнка это чувство предсказуемости, а заодно научиться убирать игрушки.

Показывайте пример

До трёх лет дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Они буквально впитывают поведение взрослых членов семьи и стараются им подражать. Если мама, папа, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки всегда убирают вещи на место, то малыш будет делать так же.

Бывает, что родители дожидаются дневного сна ребёнка и убирают разбросанные игрушки, пока он спит. Малыш просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда малыш начинает думать, что за ним должны убирать другие.

Лучше убирать игрушки на глазах ребёнка, сразу после его занятия. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — ребёнок всё увидит, впитает и последует примеру. Станьте моделью для подражания, особенно если малыш ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что уборка — это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность.

Установите правило убирать игрушки на место сразу после занятия

Там, где вещи не имеют своего места, ребёнок не сможет научиться убирать за собой. Если родители постоянно переставляют игрушки в разные места, то малыш будет их разбрасывать — ведь он не знает, куда их поставить. А там, где каждая вещь имеет постоянное место, ребёнку достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.

Определите место для каждой игрушки и сообщите это ребёнку перед занятием:

— Посмотри, пожалуйста, колышки мы ставим вот сюда. Они стоят у нас вот на этой полке. Если ты хочешь поиграть, ты можешь взять и сесть вот здесь, на коврик. А после игры ты уберёшь колышки вот сюда.

После того как ребёнок поиграл, напоминаем:

— Смотри, колышки нужно поставить сюда.

Если каждый раз ставить колышки на вторую полку посередине, ребёнок быстро запомнит, куда их убирать после игры

Важно выдержать эту последовательность и постоянство — если вы убираете на место, значит, всегда убираете на место. Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз». Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.

Но не перегните палку

Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ ребёнок может проявить протест. Если видите, что он не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь сейчас убирать. Но игрушки нужно поставить на место. Я это сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом для ребёнка. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.

Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите ему вернуться к наведению порядка. Например, вы вместе начали убирать конструктор, и ребёнок складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность важна для развития — ведь малыш пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.

Иногда нужно дать ребёнку чуть больше времени — он доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже взять другую игрушку. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.

Также ребёнка может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Например, ребёнок мог быть увлечён каким-то занятием, и в этот момент приходит с работы папа. Малыш бежит его встречать, потом возвращается к занятию на пару минут, потом опять к папе бежит — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не возвращается, не убирает её на место, потому что деятельность сменилась.

Если мы говорим о ребёнке до 3 лет, то он делает только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь ребёнка к уборке и он увлёкся другим занятием, не стоит прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом занятии, а прежнее малыш всё равно не уберёт толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением. И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи на место.

В описанной ситуации ребёнок примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: ребёнок помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем занятии и уборке.

Например, папа может предложить варианты:

— Я вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на место, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.

— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?

Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки

Польза открытых полок для игрушек не только в том, что ребёнку удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Ведь самая частая причина беспорядка, когда их слишком много. Нам может казаться, что игрушек мало, но по факту для ребёнка их много.

Ребёнок может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате. Он не захочет убирать игрушки в таком состоянии, ведь это непосильная ноша для маленького терпения. Попробуйте оставить буквально четыре-пять игрушек без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — ведь понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.

Вот самые популярные открытые полки под игрушки для малышей:

  1. ИКЕА стеллаж «Каллакс» ­— используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
  2. ИКЕА система хранения»Труфаст» — вместо корзин используем полки.
  3. Полка малышовая фабрики «Монтессори-Питер».

Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.

Выкладывание детям каждый день новых трёх игрушек из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек

Давайте ребёнку возможность сделать выбор

Будь то свобода выбора занятия или свобода передвижения, в каждой ситуации ребёнку нужно предоставить альтернативу. Этот приём помогает избежать сопротивления со стороны ребёнка.

Если вы видите, что ребёнок не справляется с уборкой, покажите ему возможные варианты:

— Ты хочешь убрать красные кубики или синие?

— Нам нужно сначала убрать машины или дороги?

— Мне помочь или ты справишься сам?

— Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу?

Выводы: что поможет ребёнку научиться убирать игрушки

Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой игрушки без напоминаний.

  1. Будьте примером: убирайте свои вещи на место.
  2. Определите место для каждой вещи ребёнка.
  3. Проследите, чтобы у малыша было ровно столько игрушек, сколько он способен убрать.
  4. Поставьте игрушки на открытые полки по росту ребёнка.
  5. Давайте ребёнку свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью, в какой последовательности убирать игрушки.
  6. Но при этом каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
  7. За исключением тех случаев, когда ребёнок уже сконцентрировался на другом занятии. Здесь лучше напомнить об уборке позже или убрать самому.

Статья подготовлена по материалам наших экспертов: марафона «Порядок и уют в доме с ребёнком» Анастасии Кузнецовой и ответов на вопросы читателей Анной Федосовой.

Фото Марии Лучаниновой

О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)

Комментирует психолог Юлия Гусева:

«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.

Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.

У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.

В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.

Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».

Трудолюбие через игру

Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.

Сюжетно-ролевые игры.

Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.

Изобретения.

Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.

Время объявлений.

Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

Семейные субботники.

Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.

Награды.

Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.

Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.

А как Вы приучаете детей к труду? Поделитесь советами на нашем форуме!

Навести порядок в детской комнате – задача не из легких, особенно, если детей двое и больше, и у каждого свои игрушки, которые иногда перекочевывают в другие помещения, мешая свободному перемещению и создавая, отнюдь не творческий беспорядок.

Advertisement

Уборка

Каждая мама замечала, что новая игрушка интересует чадо первые два-три дня, после чего она с легкостью отправляется в общую кучу, а дитя требует новых развлечений. Чтобы не превратить дом в свалку, от старых и поломанных вещей нужно вовремя избавляться. Для этого необходимо периодически проводить ревизию и отбирать те игрушки, которые пришли в негодность, оставшиеся сортировать по группкам: машинки к машинкам и т.д.

Идеи для хранения

Чтобы не засорять все жилое пространство детскими игрушками, нужно правильно организовать их хранение. Для этих целей отлично подойдут как подручные предметы и приспособления, так и покупные.

Деревянные и пластиковые ящики

Осуществить хранение игрушек, не затрачивая дополнительных средств на приобретение специальных приспособлений, можно с помощью пластиковых или деревянных ящиков, оставшихся после покупки овощей или фруктов. Деревянные ящики можно сбить из досок (в этом случае их необходимо хорошо отшлифовать) или купить уже готовые. Придать изделиям индивидуальность и привлекательный внешний вид можно с помощью поделочной бумаги, красок и прочих декоративных элементов. С одной стороны, ящики — это удобно, можно поставить их друг на друга, с другой – они создают в комнате нагромождение, особенно, если их много, и в один добрый час могут попросту рухнуть на ребенка. И еще, чаду обязательно потребуется игрушка из самого низа ящика, остальные будут расставлены, или разбросаны, по комнате.

Контейнеры

В больших супермаркетах или детских магазинах можно приобрести большие пластиковые контейнеры с крышкой, предназначенные специально для хранения игрушек. Огромный их плюс – это жестко защелкивающаяся крышка, которая не позволит игрушкам вывалиться, если контейнер упадет и размерный ряд – можно найти емкости и для хранения канцелярских принадлежностей, и для больших игрушек. Минус – такие изделия есть не везде, да и цена во многих случаях оказывается запредельной.

Стеллаж

Настенный или напольный стеллаж – идеальное решение в случае, когда у ребенка много разнокалиберных игрушек. Используя полочки на нем, можно разложить игрушки так, чтобы брать их было наиболее удобно. К недостаткам стеллажей причисляют их громоздкость, поскольку в маленькой комнате их попросту негде установить.

Комод

При покупке мебели для детской комнаты, стоит обратить внимание на комоды с множеством выдвигающихся ящиков. В верхние отсеки можно разложить детские вещички, а нижние послужат пристанищем для мягких игрушек и небольших контейнеров с дорогими детскому сердцу вещами. Плюс комодов – универсальность, минус – трудно найти подходящие по дизайну и соответствующие всем требованиям изделия.

Корзины для игрушек

Сохранить детские игрушки и всевозможные сокровища можно с помощью корзин для игрушек. Большинство изделий представляет собой мягкий проволочный корпус, обтянутый тканью. Либо это могут быть плетеные из веток или бумаги изделия. Использование корзин безопасно для ребенка, а еще их можно сложить и убрать за ненадобностью, постирать или помыть. Однако в больших корзинах сложно искать мелкие игрушки, для них придется выбрать что-то другое. Кстати, для мелких вещичек и игрушек корзины можно изготовить самостоятельно, включив фантазию и уделив делу немного времени.

Мешки и сумки

Мешки для хранения аналогичны корзинам, но без жесткого корпуса. В них удобно складывать крупные мягкие игрушки, но для хранения мелочей они неуместны, да и комната с расставленными или разложенными повсюду мешками и сумками перестает быть похожей на детскую. Но есть у этих изделий ощутимый плюс – они полностью безопасны даже для самых маленьких, о них просто невозможно пораниться.

Органайзер

Органайзеры бывают двух видов:

  • пластиковые, представляющие собой многоярусные контейнеры, идеально подходящие для хранения канцелярских принадлежностей и мелких игрушек;
  • текстильные, выглядящие как полотно со множеством карманов и карманчиков. Размещают их, как правило, на стенах, торцах мебели, дверях. Такой органайзер можно сделать своими руками из лоскутков и картонной основы.

Органайзеры удобны тем, что не занимают много места и позволяют хоть как-то систематизировать игрушки. Минусов у подобных изделий практически нет, разве что покупка нескольких экземпляров одновременно может вылиться в довольно внушительные траты.

Сетка для игрушек

Сетка представляет собой емкость из прочных капроновых нитей. Бывают сетки однотонными и разноцветными, встречаются экземпляры, украшенные различными декоративными элементами. Существенный плюс изделий – универсальность, их можно хранить на полу или в подвешенном виде, можно убирать в шкаф или под кровать. Из-за прозрачности материала малыш увидит в какой сетке и что находится, поэтому перекапывание всех сеток исключено. Кстати, существуют небольшие сеточки для ванных комнат, они оснащены присосками, легко приклеиваются к любым поверхностям и позволяют сушить игрушки после купания. Большинство родителей считают сетки наиболее приемлемым вариантом хранения крупных игрушек.

Сундук

Сундучок для хранения – это полноценная замена ящикам и коробкам. В сундуки детки могут складывать свои сокровища и хранить их под кроватью или под письменным столом. Стоят подобные вещи довольно дорого, но смастерить сундучок можно собственноручно из подручных материалов. Обычно для этих целей используют плотный картон, кусочки пластика, фанеру или дерево-стружечную плиту (ДСП). При самостоятельном изготовлении можно сделать сундук нужного размера и украсить в соответствии с интерьером детской комнаты. Огромный недостаток сундуков – это отсутствие ящиков, поэтому все игрушки будут храниться вперемешку, плюс потребуется место для хранения самого сундука.

Полки

Узкие и многоярусные полочки подойдут деткам, коллекционирующим что-либо: машинки, пупсы, цветные коробочки или модели самолетиков. Полки вешают на стены, и ребенок может расставить и разложить свои игрушки по собственному желанию. Однако полки уместны для старших детсадовцев и младших школьников, для маленьких детей они бесполезны.

Удобство и безопасность для ребенка

Независимо от того, какой из способов хранения игрушек будет выбран родителями, все купленные или изготовленные самостоятельно изделия должны быть полностью безопасными. Для маленьких детей лучше выбирать изделия без мелких декоративных элементов, которые малыш может оторвать и случайно проглотить. Для деток постарше желательно приобретать многофункциональные изделия, типа пластиковых органайзеров. В них дети смогут хранить предметы для рукоделия, рисования, лепки и т.д.

Немаловажным является и удобство в эксплуатации приобретенной вещи. Для мелких игрушек, типа конструкторов «Лего» лучше приобрести несколько пластиковых емкостей с крышками, для канцтоваров – пластиковые контейнеры или коробки, для мягких игрушек сетки, мешки или корзины.

Зона для творческого беспорядка

Не каждый взрослый сможет поддерживать идеальную чистоту в своем жилище, что уж говорить о детях. Если ребенок нашел занятие по душе, будь то рисование, лепка, поделки из цветной бумаги или вышивание крестиком, обязательно нужно организовать местечко, где чадо будет придаваться любимому занятию. Для маленьких художников можно купить мольберт, установить его в уголок, а вокруг развесить настенные органайзеры с карандашами, красками, кистями и фломастерами. Для тех, кто любит вышивать – поставить небольшой столик, на котором будут канва и контейнер с нитками, иглами, и ножницами. В любом случае, какое бы занятие не выбрал ребенок, у него должно быть небольшое пространство для его творческих работ.

Как научить ребенка убирать игрушки самостоятельно?

Прежде чем ругать ребенка за разбросанные игрушки, каждый родитель должен уяснить для себя, что дети нас не слушают, они на нас смотрят. Чтобы показать правильный пример ребенку, родители должны сами поддерживать чистоту в доме и показывать, как расставлять и раскладывать детские сокровища. Если ребенок достиг 3-летнего возраста, можно делать это вместе с ним, просить его помощи и обязательно хвалить. В следующий раз малыш сам ликвидирует свой беспорядок, чтобы заслужить порцию похвалы от мамы или папы.

Если ребенок не хочет помогать, плачет или капризничает, можно придумать для него игру: нужно как можно скорее расставить машинки в гараж, кукол уложить спать, а самолетики убрать обратно на полку, и лучше, если делать это наперегонки с ребенком: кто выиграл, то и получил приз (для этих целей можно приобрести наклейки, игрушечные звездочки или сердечки и т.д.). Чтобы получить поощрение, ребенок будет стараться изо всех сил.

Можно немножечко приврать и рассказать ребенку душещипательную историю о том, что игрушки очень огорчаются, когда их оставляют разбросанными по полу, печалятся и в конце концов уходят от своего владельца. Можно тихонько убрать одну из любимых игрушек и сказать, что она расстроилась и ушла, и вернется только в том случае, если малыш научится содержать комнату в порядке. Для закрепления результата можно показать мультфильм соответствующей тематики, типа «Федорино горе» или «Мойдодыр».

В целом малыши быстро теряют интерес к своим игрушкам и требуют на замену новые. Мамы со стажем поступают следующим образом: отбирают часть игрушек в пакет или коробку и уносят на балкон, в сарай, кладовку, в общем куда угодно, где ребенок их не увидит. Через пару-тройку недель еще часть игрушек изымается, а новые, а точнее, хорошо забытые старые, возвращаются на их место. Таким образом каждый месяц малыш будет получать новую порцию игрушек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *