Учебник по логике для юристов

Логика — одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышле-ния, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логическо-го учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тыся-челетия до н. э. Однако если говорить о возникновении логи-ки как науки, то есть о более или менее систематизирован-ной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции. Именно здесь в V—IV веках до н. э. в период бурного разви-тия демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Со-крата и Платона были заложены основы этой науки. Родона-чальником же, «отцом» логики, по праву считается величай-ший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель(384—322 гг. до н. э.). Именно он в своих трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений, а именно: формы выводов из так называемых категорических суждений — категорический силлогизм («Первая аналити-ка»), сформулировал основные принципы научных доказа-тельств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых видов высказываний («Об истолковании»), наметил основ-ные подходы к разработке учения о понятии («Категории»). Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических при-емов в спорах («О софистических опровержениях»).

Целью данной работы является изучение основных этапов истории логики. Задачами работы являются:

— изучение возникновения и этапов развития традиционной логики,

— изучение истории создания символической и диалектической логики.

Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики

Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связан-ную с историей развития общества в целом.

Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепен-ное совершенствование и развитие их мыслительных способнос-тей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежно должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с его фор-мами и законами.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад — сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно складывается более или менее стройная система логи-ческих знаний, оформляется самостоятельная наука.

Каковы причины возникновения логики? Основными являют-ся две. Одна из них — зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теорети-ческом мышлении, предполагающем умозаключения и доказатель-ства. Отсюда — необходимость исследования природы самого мыш-ления как средства познания Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. — М.: Владос — Пресс, 2001. — С. 33.

Логика и возникла, прежде всего, как попытка выявить и обосно-вать те требования, которым должно удовлетворять научное мыш-ление, чтобы его результаты соответствовали действительности Асмус В. Логика. — 1999. — С. 26..

Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особенно полезно знать юристам, — это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегречес-кой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон (106—43 гг. до н. э.), говоря о могуществе оратора, обладателя «бо-жественного дара» — красноречия, подчеркивал: «Он может безо-пасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ро-пот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела» Ивлев Ю. Логика для юристов. — М.: БЕК, 2001. — С. 22.

Помимо политических и торжественных речей развитию крас-норечия особенно способствовали множество, разнообразие и зна-чительность судейских дел. В хорошо подготовленных судебных ре-чах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же. время великая принудительная сила. Она бук-вально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы.

Логика и возникла тоже как попытка раскрыть «тайну» этой принудительной силы речей, понять, в чем же именно заключает-ся ее источник, на чем она основывается, и, наконец, показать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеждать слуша-телей и вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.

По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась…». Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естес-твенно также, что сам термин «логика» — древнегреческого про-исхождения.

Основателем логики — или, как иногда говорят, «отцом логи-ки» — принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384—322 гг. до н. э. Следует, однако, учитывать, что первое довольно развернутое и системати-ческое изложение логических проблем фактически дал более ран-ний древнегреческий философ и естествоиспытатель Демокрит (460 — примерно 370 г. до н. э.). Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом, или О ка-нонах» (от греч. kanon — предписание, правило) Ивлев Ю. Логика для юристов. — М.: БЕК, 2001. — С. 22. Здесь не только были раскрыты сущность познания, его основные формы и крите-рии истины, но и показана огромная роль логических рассужде-ний в познании, дана классификация суждений, подвергнуты ре-шительной критике некоторые виды выводного знания и предпри-нята попытка разработать индуктивную логику — логику опытного знания.

К сожалению, этот трактат Демокрита, как и все остальные, до нас не дошел. Однако он был широко использован Аристотелем в его разработке грандиозной системы логики. А от нее непосред-ственно ведет начало современная логика.

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединен-ных позднее под названием «Органон» от греч. organon — орудие, инструмент).

B фокусе всех его логических размышлений — теория выводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разра-ботана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь тол-щу столетий и в основном сохранила свое значение до наших дней Аристотель дал также классификацию категорий — наиболее об-щих понятий и близкую к демокритовской классификацию сужде-ний, сформулировал три фундаментальных закона мышления — закон тождества, закон противоречия и закон исключенного тре-тьего. Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в заро-дыше оно содержит, по существу, все позднейшие разделы, на-правления и типы логики — индуктивной, символической, диа-лектической. Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуеди-ным смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») он объединил и искусство мыслить — диалектику, и искусство рас-суждать — риторику. Лишь с прогрессом научных знаний этим тер-мином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельные отрасли зна-ния.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на ее пос-ледующее развитие, и прежде всего на научное познание. Так, под сильным впечатлением от этой науки написаны знаменитые «На-чала» Евклида (около 323—283 гг. до н. э.). В них подведен величе-ственный итог развития греческой математики за предшествую-щие три столетия и впервые с такой силой проявился на практике дедуктивный метод построения научной теории. Оценивая истори-ческое значение труда Евклида как практического применения логики, А. Эйнштейн подчеркивал, что это удивительное произве-дение дало человеческому разуму ту уверенность в себе, которая была так необходима для его последующей деятельности.

Логика Аристотеля значительно повлияла также на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из те-оретиков риторики Гермагор около середины II в. до н. э. разрабо-тал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением риторической теории эпохи эллинизма. Все многооб-разие судебных «казусов» (случаев) сведено в ней к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались орато-ры в речах Войшвилло Е.К., Дегтяренко М.Г. Логика. — М.: Владос — Пресс, 2001. — С. 33.

В свою очередь, сама логика получила дальнейшее развитие, как в Греции, так и в других странах, причем и на Западе и на Востоке. Это развитие вызывалось, с одной стороны, непрерывным совер-шенствованием и обогащением практики мышления (в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с дру-гой — все более глубоким проникновением в сущность мыслитель-ных процессов. А проявлялось оно не только во все более полном и точном истолковании сложившегося круга проблем, но и в после-довательном расширении предмета логики за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально это выразилось, на-пример, в детализации и обобщении аристотелевской теории де-дукции. Наряду с усиленной разработкой теории умозаключений из простых суждений исследовались и новые формы дедуктивного вывода — из сложных суждений. Такова, например, логика стоиков (3енон, Хрисипп — III в. до н. э.).

В средние века большой общественный резонанс получила про-блема общих понятий — «универсалий». Спор о них растянулся на столетия.

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась в качестве логики «искусственного мышления», ос-нованного на вере, которому противопоставлялось естественное мышление, базирующееся на интуиции и воображении.

Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с XVII в. Этот этап органически связан с созданием в ее рамках на-ряду с дедуктивной логикой логики индуктивной. В ней нашли отра-жение многообразные процессы получения общих знаний на ос-нове все более накапливавшегося эмпирического материала. По-требность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и есте-ствоиспытатель Ф. Бэкон (1561—1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики. «… Логика, которая теперь имеется, беспо-лезна для открытия знаний», — вынес он свой суровый приговор. Поэтому как бы в противовес старому «Органону» Аристотеля Бэ-кон написал «Новый Органон…», где и изложил индуктивную ло-гику. Главное внимание в ней он обратил на разработку индуктив-ных методов определения причинной зависимости явлений. В этом огромная заслуга Бэкона. Однако созданное им учение об индук-ции по иронии судьбы оказалось не отрицанием предшествующей логики, а ее дальнейшим обогащением и развитием. Оно способ-ствовало созданию обобщенной теории умозаключений. И это ес-тественно, ибо, как будет показано ниже, индукция и дедукция не исключают, а предполагают друг друга и находятся в органичес-ком единстве.

Индуктивная логика была позднее систематизирована и разви-та английским философом и ученым Дж. Ст. Миллем (1806—1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и ин-дуктивной» Иванов Е.И. Логика. — М.: БЕК, 2001. — С. 19. Она существенно повлияла на дальнейшее развитие научного познания, способствовала достижению им новых высот.

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил фран-цузский философ и ученый Рене Декарт (1596—1650). В своем глав-ном труде «Рассуждение о методе…», основываясь на данных, прежде всего математики, он подчеркивал значение рациональной дедук-ции как основного метода научного познания.

Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд «Логика, или Искусство мыслить». Он по-лучил известность как «Логика Пор-Рояля» и долгое время исполь-зовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы вышли далеко за пределы традиционной логики и уделили главное внима-ние методологии научного познания, логике открытий Асмус В. Логика. — 1999. — С. 28. Логика рас-сматривалась ими как познавательное орудие всех наук. Создание подобных «расширенных логик» стало характерным в XIX—XX вв.

Известный вклад в развитие традиционной формальной логи-ки внесли русские ученые. Так, уже в первых трактатах по логике начиная приблизительно с X в. предпринимались попытки самос-тоятельного комментирования трудов Аристотеля и других ученых. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII в. и были связаны прежде всего с именами М. Ломоносова (1711—1765) и А. Радищева (1749—1802). Расцвет логических ис-следований в нашей стране относится к концу XIX в. Так, М. Каринский (1840—1917) создал оригинальную общую теорию выво-дов — как дедуктивных, так и индуктивных. Труды его ученика Л. Рутковского (1859—1920) были посвящены, прежде всего, основ-ным типам умозаключений, их дальнейшей разработке, и пред-ставляли собой, по сути, частный случай более общей теории ло-гических отношений. С. Поварнин (1870—1952) стремился разра-ботать общую теорию отношений в логике. Дальнейшее развитие традиционная логика получила в годы Советской власти. Она ус-пешно разрабатывается и в наши дни.

Учебник. – Коллектив авторов. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1977. – 357 с.

В основу учебника положен курс логики, читавшийся на философском факультете Ленинградского университета в течение ряда лет. В нем освещаются вопросы, относящиеся к общей и символической логике.
Учебник предназначен для студентов-философов и студентов других гуманитарных факультетов и педагогических вузов. Понятие
Об определении и структуре понятия.
Основные методы образования понятий.
Соотношение между содержанием и объемом понятия.
Виды понятий.
Формально-логические отношения между понятиями по содержанию и по объему.
Обобщение и ограничение понятий. Суждение
Сущность суждения и его строение.
Суждение и предложение.
Суждение и вопрос.
Деление суждений по качеству и количеству.
Объединенная классификация суждений по качеству и Количеству.
Распределенность терминов в категорических суждениях.
Отношения между суждениями.
Деление суждений по модальности.
Сложные суждения. Основные формально-логические законы
Общие замечания.
Закон тождества.
Закон противоречия.
Закон исключенного третьего.
Закон достаточного основания. Умозаключение
Определение умозаключения.
Непосредственные умозаключения.
Простой категорический силлогизм.
Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы.
Условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы.
Индуктивные умозаключения.
Аналогия. Логические методы научного мышления
Методы классификации объектов исследования.
Определение.
Доказательство.
Доказательство (продолжение: паралогизмы, софизмы и парадоксы).
Аксиоматический метод.
Индуктивные методы установления причинной связи явлений.
Гипотеза.
Вероятностные методы в логике. Часть вторая Символическая логикаТабличное построение логики высказываний
Высказывания и формы высказываний.
Язык логики высказываний.
Семантика логических знаков.
Таблицы формул логики высказываний.
Равносильные формулы.
Правило равносильной замены.
Полные системы логических знаков.
Закон двойственности.
Тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы. Нормальные формы формул логики высказываний
Нормальная форма.
Проблема разрешения.
Конъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма.
Логическое следование и логические следствия.
Сокращенная конъюнктивная нормальная форма.
Дизъюнктивные нормальные формы. Естественный вывод в логике высказываний
Понятия логического вывода.
Производные правила.
Чисто прямое доказательство.
Слабое косвенное доказательство.
Квазисильное косвенное доказательство.
Сильное (классическое) косвенное доказательство.
Полнота классического нечисления высказываний.
Аксиоматическое представление логики высказываний. Формализованная силлогистикаЕстественный вывод в логике предикатовМодальная логика

У нас есть редчайшая возможность в этом году увидеть на престоле не только «Королеву логики», но и «Короля логики». В первом туре после прошедшей контрольной работы и тестирования на поле боя с щитами логических законов и мечами правильных рассуждений в руках выстояли двое мужчин: представители 17 группы – Гайсин Реналь и Кузьменко Максим.

Развернется ожесточенная борьба за титул «Королева логики». Сражение продолжают прекрасные представительницы 13 группы Мелконян Диана, Мочалова Алена, Ядаменко Александра, 14 группы — Барлыбаева Нурия и Вишнякова Кристина, 15 группы – Аемшиева Айна, Бронникова Дарья и Сарианиди Ольга, 16 группы – Русакова Полина.

Желаем претендентам и претенденткам на титул успехов! Совсем скоро им предстоит второй тур. А в начале декабря мы узнаем, взойдут ли на престол новые «Королевы логики» и смогут ли занять соседний трон «Короли логики».

Сейчас титулом «Королева логики» владеет Дарья Минеева, студентка 23 группы, завоевавшая его в прошлом году. До Дарьи в течение 5 лет никто из студентов нашего института не смог завоевать титул «Короли логики». Титул «Короли логики» не является легким трофеем. В борьбе за королевский титул победит только тот, кто напишет все три контрольные работы по логике на максимальный балл.

В конце ноября пройдет первый открытый логический квест Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Победитель логического квеста получит титул «Несокрушимая логика».

В декабре 2018 года нас ждут напряженные полуфиналы и страстный суперфинал традиционного логического поединка «Ложная тревога-2018», в которых команды 11-14 групп выявят победителя.

Победителями логического поединка «Ложная тревога-2017» стала команда «Логическое мышление» в составе: капитан – Баймуканова Валерия (14 группа), дуэлянты – Буряшкина Елизавета, Какулия Софья, Короткова Наталья, Тихонов Антон, Цаликов Алан (все – 13 группа).

На фото – команда «Логическое мышление» с членами жюри после победного поединка в суперфинале.

Шинкова С.С., к.ф.н., доцент кафедры общегуманитарных,

социально-экономических, математических

и естественно-научных дисциплин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *