Учение каббалы

8 октября 2015История, Антропология

Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала

Автор Ованес Акопян

Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.

Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлека­тельность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).

Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library

Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На пер­вый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния опреде­лили, в частности, каббалисти­ческое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эмана­ции, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.

В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».

Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.

Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

Эко, Борхес и другие

У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.

Каббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library

Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)

На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.

Каббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library

Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)

После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.

Книга и лекция Эллиота Волфсона

Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.

Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.

Христианская каббала

«De arte cabalistica» Иоганна Рейхлина.
1530 год © Wikimedia Commons

Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формиро­вании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникно­вение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возмож­ности для комментирования, а впо­следствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.

К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на англий­ский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.

Джованни Пико делла Мирандола © New York Public Library

Чего читать не стоит

Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Недавно в Москву приезжал один из ведущих деятелей Международного каббала-центра Йегуда Берг. Он прибыл вместе со своими подопечными — звездой Голливуда Деми Мур и ее молодым другом актером Эштоном Катчером, сторонниками и активными пропагандистами каббалы. И презентовал в российской столице свою новую книгу о каббале. Она становится модной, особенно в среде деятелей отечественного шоу-бизнеса. Мы пообщались с Йегудой Бергом, а также с руководителем каббала-центра в Москве Давидом Матсом и попытались понять, что же такое каббала и зачем она россиянам? И как нам к ней относиться? Все за Мадонной Взлет увлечения каббалой среди знаменитостей многие связывают с Мадонной. 13 лет назад она погрузилась в это учение и теперь является его энергичной популяризаторшей. На ее концертах израильский певец исполняет на иврите песню, написанную известным каббалистом, Мадонна проецирует на экран каббалистские символы, поет песню «Исаак» под звуки древнего инструмента, который звучит в синагоге, носит на запястье каббалистическую красную ленточку. Мадонна опубликовала статью в израильской газете «Я нашла ответ». Она теперь ходит в синагогу и соблюдает шаббат (не назначает выступлений по субботам). Вслед за Мадонной приверженцами каббалы стали звезды Голливуда Деми Мур, Эштон Катчер. Каббалистами также слывут Дэвид Бэкхем (носит красную нить на руке), Наоми Кэмпбелл, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон, Элизабет Тейлор, Вайнона Райдер, Барбра Стрейзанд, Мик Джаггер, многие другие мировые звезды. Российские деятели шоу-бизнеса, стараясь держаться в «мейнстриме», тоже стали подтягиваться. Хотя мало кто из них признается в каббале публично, как Мадонна. Но некоторые из наших исполнителей уже носят красную ленточку на запястье. Скорее всего, не столько фанатея от каббалы, сколько стремясь подражать «великим».

…Вера Брежнева…

Таинственный Киркоров С красной ленточкой недавно была замечена экс-«ВИА Гра» Вера Брежнева, о чем долго судачил бомонд. Говорят, видели ленточку и на руке Андрея Макаревича. Во время прошлого приезда гуру Берга в Москву, рассказывают, на встрече с ним были Стас Намин, Виктор Ерофеев, Кирилл Серебренников, Владимир Соловьев, а также известные в бизнесе люди. На последней лекции Йегуды Берга в пафосном «Лотте Отеле» в этом месяце «записался» певец Сергей Лазарев, но не пришел. Зато пришла Лолита, сидела в первом ряду рядом с руководителем Международного каббала-центра Йегудой Бергом. Также был замечен юный Влад Соколовский из группы «БиС», выпускник «Фабрики звезд». Филипп Киркоров тоже подтвердил организаторам свое желание послушать Йегуду Берга в «Лотте», но на публике не показался. Он приехал под конец лекции, но в зал не вошел, его провели в закрытое помещение, где дожидался аудиенции учителя. О чем это? Каббала — мистическое направление в иудаизме, древнееврейская мудрость, заложенная в древней книге Зоар. Считается, что каббала несет знания о Творце, о мироустройстве, раскрывает тайный смысл Торы, в которой вроде бы заключен глубокий мистический код. Поборники «истинной каббалы» считают, что эта мудрость открывается только избранным — иудеям с религиозным образованием старше 40 лет. «Популистская каббала», которой увлекаются звезды, обещает избавить их от самовлюбленности, а также дать ключ к полному совершенству, постижению тайн мира и к настоящему величию. Наверное, именно это и привлекает бомонд. Однако ортодоксальные каббалисты-иудеи крайне нервно относятся к поп-каббале, которая распространяется среди людей всех наций и народностей, и утверждают, что погружаться в нее опасно для «непосвященных».

…Валентин Юдашкин…

Что подтвердил «КП» эксперт в религиозных вопросах член Общественной палаты Максим ШЕВЧЕНКО: — Попсовая каббала, которую мы сейчас наблюдаем в России, — вещь очень опасная. Каббала связана с мистикой, с миром духов, метафизикой. Попсовым образом заниматься каббалой я нашим людям не советовал бы. Потому что разум может повредиться. Баловаться мистическими практиками и учениями нельзя. Это иудейское учение, которое никакого отношения к жизни православных иметь не может. И тем не менее каббала в России набирает обороты, несмотря на смысловые ассоциации с русским словом «кабала» — тяжелая, невыносимая, рабская зависимость. Зачем им Россия Руководитель каббала-центра в Москве израильтянин Давид Матс, с которым я познакомилась на лекции Йегуды Берга, рассказал мне: — Мы решили попробовать открыть центр в Москве в 2006 году. И получилось. — Зачем вам Россия? — прямо спросила я господина Матса. — Наша миссия как организации — сделать знание, мудрость, инструменты каббалы доступными на всех языках и для всех людей мира. Россия нас всегда интересовала, ведь это одна из самых больших стран, 140 миллионов человек, но о присутствии каббалы в России в советское время нельзя было и мечтать. Но мы всегда хотели прийти в Россию. Так же, как и в Китай. И мы уже начинаем работать в Китае. — Сколько приверженцев каббалы сейчас в России? — За последние четыре года нашей работы в России через каббала-центр прошли 5 тысяч человек. Но не все, кто приходил, продолжают изучать каббалу. Это как в спорте — не все тренируются для Олимпийских игр. Есть люди, которые просто хотят немного узнать о каббале, как человек просто учится плавать, не для Олимпиады. Но 300 человек постоянно ходят на уроки. — Сколько из них людей известных? Ведь говорят, вы в первую очередь работаете с элитой. — Никогда не составляли подобных списков, потому что наши двери открыты для всех, не только успешных. — А как разные контролирующие органы, милиция относятся к каббала-центру в Москве? С проверками приходят? — К нам и милиционеры приходят изучать. — Да ну! То есть у каббалы в России зеленый свет? — Но мы ведь не несем ничего, кроме пятитысячелетней мудрости, которая предлагает людям разных вероисповеданий и политических взглядов стать лучше. — Но можно ведь обрести духовную наполненность и в православной церкви? Вам приходилось говорить с православными священниками? — Я никогда не встречался с православными священниками. Но многие наши ученики — это православные люди, которые ходят в православные храмы. И после того как они начали изучать каббалу, они стали более православными, чем были раньше. К нам приходят и мусульмане.

…А Лолита пришла на собрание каббалистов (на фото крайний слева — Йегуда Берг).

Что почем Международные каббала-центры организовала семья Бергов — отец и сыновья, один из которых, Йегуда Берг, «патронирует» центр в Москве. Большинство ортодоксальных каббалистов считают, что каббала Бергов — это бизнес-проект, цель которого — извлечение прибыли. Есть данные, что Мадонна пожертвовала на каббалу около $3 млн., а также вложила в офис каббалистов в Лондоне 3,7 млн. фунтов. В Америке продавали за большие деньги каббалистическую воду от рака (которая, как выяснили журналисты ВВС, оказалась просто водой). Противники Бергов считают, что с каббалой они работают по методам сетевого маркетинга, по типу распространителей гербалайфа. Сколько стоит освоение каббалы в Москве? Курс 10 лекций — около 9 тысяч рублей. Набор книг по каббале — больше 10 тысяч руб. Продаются красные ленточки — около тысячи рублей, каббалистические амулеты, которые тянут на $2 тыс. На занятиях в центре читают и толкуют Тору, разгадывают древнееврейские символы, буквы, цифры. Один из принципов каббалы гласит: «Истинные внутренние перемены достигаются генетической силой букв еврейского алфавита», «согласно каббалистическому учению, 72 уникальные комбинации из букв иврита создают духовную вибрацию…» Путь к счастью Мне удалось пообщаться с гуру Мадонны и Деми Мур, одним из руководителей Международного центра каббалы (США) Йегудой БЕРГОМ. — Отдаете ли вы предпочтение людям определенной религии или национальности, ведь, чтобы разгадать смыслы каббалы, надо знакомиться с иудейскими книгами, буквами иврита, значит, надо быть евреем, иудеем? — Нет, 90% тех, кто у нас учится, — это христиане, — уверял Берг. — Но православные священники не приемлют каббалу. — Многие православные священники часто не знают глубоко, что это такое. Каббала не угрожает православию. — Среди приверженцев каббалы много известных людей. Вы в ее продвижении идете по верхам? — Нет, это не так. За пять дней в Москве я побывал на двух свадьбах обычных людей, изучающих каббалу… В Штатах все говорят: «Мадонна, Мадонна, Мадонна». Но ведь сотни тысяч обычных людей учатся в каббала-центре, стремясь стать счастливыми. — Как вы работаете с Мадонной, Деми Мур и другими звездами? — Они обычные люди, у них те же проблемы, что и у нас с вами. В основном я просто беседую с ними о жизни. Так же, как и с любым другим человеком. — А звездная болезнь у этих учеников есть? — У этих людей есть слава, их влияние в мире велико, и их эго больше, чем у других людей. Именно в этом отношении мы с ними и работаем. Одно из требований каббалы — отказаться от своего эго. — Вы часто бываете в Москве. И как вам российская столица? — Два года назад мне здесь очень не понравилось. Показалось, что здесь была тяжелая энергия. Может быть, это было связано с кризисом. Я с нетерпением ждал отъезда. А сейчас я чувствую, что я — часть этого города. Господь не прячет мудрость А позже мы говорили о каббале с настоятелем церкви Александра Невского при МГИМО протоиереем отцом Игорем ФОМИНЫМ: — Каббала много внимания уделяет магии, астрологии, однако Ветхий Завет негативно относился к этим вещам, за это даже предусматривалось побивание камнями, — рассказал священник. — Каббала как учение призвана на пользу иудейской религии. Есть в ней течение, которое распространяет каббалу по миру. Но это замыливание глаз. На самом деле для изучения каббалы необходимо находиться внутри иудейства. — Почему же она стала модной? — Все таинственное всегда манило человека, убирая чувство страха перед неизвестностью. Но человек, соприкасаясь с магическими проявлениями, может повредить душе. Каббала пытается разведывать магические смыслы в мыслях Господа. Но ведь Господь ничего не скрывает, родителю незачем скрывать мудрость от своих детей. — Православная церковь высказывает свое отношение к каббале? — Мы высказываем свое мнение, но церковь не вмешивается в дела государства. Однако Русь сформировалась как государство под водительством христианства. В свое время РПЦ просто кричала о вреде сайентологии. Нас обвиняли в ортодоксии. Но прошло 15 лет, и центр сайентологии государство в России закрыло. То же самое с иеговистами. Мы предупреждали, что могут быть серьезные проблемы, но их зарегистрировали, создали проблему. Теперь пытаются ее решить. Все-таки к голосу православной церкви России стоит прислушиваться…

Мадонна — главная каббалистка в мировом шоу-бизнесе — охотно демонстрирует на концертах как символы каббалы, так и другие тайны…

ДРУГОЕ МНЕНИЕ Каббала и христианство несовместимы Я спросила мнение о каббале ректора Российского православного института Петра ЕРЕМЕЕВА: — Современный человек, движимый поиском чего-то необычного, тайного, нередко увлекается различными мистическими учениями. Кто-то увлекается астрологией, кто-то, решив, что тайны мира откроют числа, занимается нумерологией, другие же ищут встречи с существами духовного мира через магию. Каббала же привлекательна тем, что она содержит в себе элементы и магии, и астрологии, и разных эзотерических учений. Современные проповедники-каббалисты сделали ее более доступной обывателю. Именно поэтому сейчас каббала стала модным учением. Но даже простое чтение каббалистической литературы, противоречащей Священному Писанию, христианскому учению о Боге и мироздании, вредно для православных верующих. Тем более духовно небезопасным является практическое увлечение каббалой. Каббала дает человеку принципиально иные, нежели христианство, ориентиры в земной жизни, задает иной вектор духовного развития. Увлекаться каббалой и оставаться при этом христианином невозможно. Конечно, каждый человек сам вправе выбирать себе религию, увлечения, интересы. Церковь может лишь предупредить людей о том, находится ли то или иное учение в согласии с Евангелием. Отношение православных богословов к каббалистическому учению, как, впрочем, и к другим подобным эзотерическим учениям и практикам, отрицательное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *