Учение о методе декарт

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ. Основание философского учения о врожденных идеях положил Платон. Человеческая душа, по Платону, существовала ранее тела — в мире идеальном. Здесь она созерцала идеи — первообразы вещей, так что прежде рождения, прежде, чем человек начинает видеть, слышать, чувствовать, – он уже знает, что такое справедливость, прекрасное, истинное, словом, сущность вещей, а именно идеи. Наш чувственный мир есть только копия мира идей, он существует настолько, насколько участвует в бытии идей. Рождаясь, человек, его душа, забывает свои знания; но так как вещи суть копия идей, то чувства, знакомя человека с вещами, напоминают ему оригиналы — идеи, забытые им, но тем не менее находящиеся в нем в скрытом состоянии. Ощущение не производит идеи, а только вызывает их, так что все наше человеческое знание есть только припоминание забытого, т.е. идей.

С течением времени мысли Платона об идеях как действительном идеальном мире, о существовании души до рождения, а вместе и о знании как припоминании, были оставлены, но было сохранено основное положение его теории, что есть врожденные идеи, вложенные в человеческую душу богом. Эти врожденные идеи суть готовые сформулированные знания, которым нужно только обнаружиться, открыться, а не образоваться. Они составляют сверхопытный запас нашего знания, они пробуждаются, раскрываются чувствами, а не даются ими. Причина признания некоторых идей врожденными состояла в том, что исследователи не видели возможности опытным путем объяснить возникновение всех идей, особенно наиболее общих, имевших большое значение и в мышлении, и в деятельности. Полагали даже, что допущение опытного источника таких идей, например, идеи о Боге, унижало бы и идею, и ее объект и преуменьшало их значение. Думали, что твердость человеческой нравственной деятельности и состоятельность теоретического мышления неизбежно предполагают врожденность некоторых идей. Врожденность допускали двух степеней или видов: непосредственная и посредственная. Первая состояла в готовых врожденных идеях, вторая — в тех знаниях, которые можно было вывести их врожденных идей. Полного списка врожденных идей составлено никогда не было, различные мыслители допускали различное их количество. Врожденные идеи были теоретического и практического характера. Основные положения морали, метафизики, теологии, юриспруденции, таких наук, как логика, арифметика и геометрия признавались врожденными, как например: «что есть, то есть», «одна и та же вещь не может одновременно быть и не быть», есть Бог, душа бессмертна, после земной жизни будут награды и наказания, родители должны заботиться о своих детях и т.п.

Одним из главных противников теории врожденных идей был английский философ Джон Локк, который доказывал, что врожденных идей нет ни в теории, ни в практике, что все знание человека проистекает из одного источника — опыта. Все доводы, приводившиеся в доказательство врожденных идей, по мнению Локка, неубедительны. Всеобщее признание чего-либо справедливым не может быть признано достаточным доказательством врожденности, потому что оно может быть объяснено естественной одинаковой деятельностью, приводящей всех людей к признанию истинности некоторых положений. Но таких общепризнанных положений не существует: дети и умственно неполноценные взрослые не понимают самых простых, по-видимому, положений, например, «что есть, то есть», а, следовательно, не могут с ними соглашаться. Ослабить силу данного соображение тем, что в уме детей подобные истины запечатлены, врождены, но дети только их еще не сознают, невозможно в силу того, что в данном предположении заключалось бы противоречие, — как можно представить, что какие-либо истины заключены в уме, а ум об этом ничего не знает и даже не понимает их, не соглашается с ними, когда они высказаны?

За врожденные идеи в философии Нового времени особенно сильно стояли Декарт и Лейбниц, но они значительно изменили смысл этого древнего учения. Декарт допускал врожденные идеи лишь в форме возможности, а не действительности, и отождествлял их с врожденными способностями. Врожденные идеи врождены в том же смысле, в каком благородство врождено некоторым фамилиям, а иным — некоторые болезни, т.е. не в том смысле, что дети страдали этими болезнями во чреве матери, а в том, что они родятся с расположенностью к этим заболеваниям. Таким образом, по мнению Декарта, врожденные идеи есть просто способность мышления образовать идею из самого себя. С этой точки зрения, не только идеи о Я как мыслящей субстанции, о субстанции вообще и телесной в частности, о бесконечной субстанции или Боге, идеи геометрических определений и т.п. суть врожденные, но даже идеи звуков, цветов, боли, почти все идеи врождены нам, потому что нет никакого сходства между этими идеями и теми телесными проявлениями, по поводу которых дух образует идеи.

Лейбниц оспаривал критику Локка теории врожденных идей. Врожденные идеи существуют, по мнению Лейбница, хотя и не всеми замечаются. У нас есть бесчисленное множество знаний, которых мы не замечаем, так как не имеем в них нужды. Наша память хранит много знаний, но мы припоминаем их не всегда, а только иногда. Нужно, чтобы что-нибудь побудило нам воспроизвести одно знание скорее, чем другое, потому что нам невозможно раздельно мыслить сразу обо всем, что мы знаем. Можно даже допускать, не впадая в противоречие, что есть истины, запечатленные в душе, которых она не только не знает, но и никогда не узнает. Наша душа может узнать их, когда будет в другом состоянии. Истина врождена — это еще не значит, что она известна тому, кому врождена. Быть в уме, быть запечатленным в душе, — не значит быть понятым, или замеченным умом, но значит, что в уме можно найти и известные истины, и их доказательства. Идеи нам врождены не только как возможности, но и как склонности, расположения, привычки, предначертания, которые производят то, что идеи могут быть извлечены из души.

Как скоро врожденные идеи были признаны не готовыми сформулированными знаниями, а лишь способностью приобрести их, предрасположением, склонностью, вроде врожденной болезни, то это учение мало-помалу потеряло свою специфическую особенность и вошло в обширный круг вопросов, в частности, по проблеме наследственности в области строения нервной системы, предрасположенности к определенному поведению и т.п.

Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Рене Декарт и Бенедикт Спиноза.

Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

Рационализм — это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии,- совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

  • с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок;
  • с объективной — разумность, логический порядок вещей.

Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.

Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

  • движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое;
  • явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

Это дедуктивный метод, он требует:

  • ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);
  • расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части;
  • изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

Пробабилизм — точка зрения вероятности:

  • взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;
  • моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.

Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Рационализм Рене Декарта

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Рене Декарт доказывал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Учение Рене Декарта о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом выделяет коренными свойствами (атрибутами) каждого рода субстанций он называет: протяжение (для материальных) и мышление (для духовных). Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжённостью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами (например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Рассуждение о методе Рене Декарта

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, суть которого в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует) и т. д., а врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Вопрос 13. Рационализм. Теория «врожденных идей» Р. Декарта РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений;они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с т. зр. Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в.—Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.— Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. подвергнута критике марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму. 2. В богословии Р.— направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *