Учитель благий

Протоиерей Виталий ТКАЧЕВ: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Поздравляю, братия и сестры, с праздником, с днём воскресным!

Сегодня мы слышали с Вами Евангелие, в котором Господа спросил некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

В этом Евангельском чтении, братия и сестры, мы видим, что Господь наставляет одного из начальствующих словами ветхозаветных заповедей. Почему именно к ним обращается Господь, не ссылаясь на Заповеди блаженства или что-то другое из Евангелия. Потому что накануне Господь говорил, когда к нему приводили детей, говорил о том, что кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не наследует его. И тут же ему задаётся вопрос: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек не услышал, что Господь говорит образами, и поэтому даются ему точные заповеди: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй и так далее. И когда слышит ответ, что этот человек сохранил всё это, то Господь, как сердцеведец, видит, к чему привязана душа, к чему она тянется. Он говорит о том, чтобы тот отдал своё богатство и не привязывался к нему, проявил бы подвиг веры, продав всё, чтобы раздал нищим и получил сокровище на Небесах. Такое наставление, такой подвиг был не по силам этому человеку, и поэтому он отошёл, опечалившись. И тогда Господь говорит о той привязанности, о том искушении, которые несут в себе всякого рода материальные богатства. Возможно и не только материальные, но и всякая привязанность к чему-либо земному. Господь говорит, что проще верблюду пройти сквозь игольные уши, чем такому человеку попасть в Царство Небесное. В те времена игольными ушами назывались очень узкие, небольшие проходы в крепостных стенах для того, чтобы опоздавшие странники, когда уже будут закрыты основные врата, могли попасть в город. Буквально согнувшись, потому что эти проходы, эти ворота были небольшого размера, мог туда войти человек, тем более что очень сложно, практически невозможно туда было пройти верблюду. Господь даёт такой образ, который обозначает: трудно, привязавшись к чему-то земному, материальному, быть готовым попасть в царство Небесное.

А ведь часто и в нашей жизни привязанности мешают нам быть с Богом. Часто и мы привязываемся к чему-то. Возможно, у нас и нет больших богатств, но мы можем дорожить любимым делом, любимой вещью, любимой привычкой и этим не давать благодати Духа Святого преобразить нашу душу. Ибо человек, надеясь не на Бога, а на что-то земное, он потихоньку-потихоньку подтачивает свою веру. Если в нём вера крепкая, то он постепенно переносит свою веру на что-нибудь другое: на других людей, обстоятельства, на себя самого, на свои собственные силы и убеждения. И таким способом отходит от Бога. И только Господь, видя то, что происходит в душе у человека, даёт ему толчок для того, чтобы вера в нём снова зажглась. Об этом Он говорит тем слушающим, которые спрашивали: «Кто же может спастись?» Ибо в те времена богатство материальное считалось благословением Божиим и считалось, что более богатого больше любит Господь. И вот на что Господь отвечает: невозможное человеку, возможно одному Богу.

Так, в сегодняшнем Евангелии мы видим пример того, что часто уши человеческие бывают закрыты к заповедям. Очень трудно духовно смотреть на свою жизнь, видеть в ней Промысел Божий, и те действия Божии, которые происходят с нами, ибо они не поддаются человеческой логике и странны. И то, что даёт Господь иногда трудно понять, ибо заповеди блаженства, хотя мы и наставлены, но порой не можем применить их в нашей жизни. Что же для нас значит: блаженны нищие духом? Блаженны кроткие? Блаженны алчущие и жаждущие правды? Но часто именно заповеди ветхозаветные становятся для нас мерилом нашей жизни: не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и матерь свою – это те моральные правила, на которых основывается общество. Но нам нужно идти дальше, нам нужно взглянуть на нашу жить с высоты Евангельского учения. Не только взглянуть, но и изменить её. Увидеть свои привязанности, увидеть свои недостатки, свои привычки с точки зрения евангельского света, того, что Господь освещает нам Своей Жизнью, Своим Учением, Своим Писанием. Если мы так посмотрим, то найдём ту причину, по которой нам бывает порой очень трудно приблизиться к Богу. Мы идём и, как нам кажется, не преуспеваем в этом, нам трудно молиться, трудно собраться в храме во время службы, чтобы наши мысли не блуждали, а были сосредоточены на Богослужении, нам трудно сделать что-то доброе, и этому есть порой причина в нашей душе. Если мы попробуем проанализировать то, что с нами происходит, то тогда и мы найдём ответ на тот вопрос, который задал вопрошающий из начальствующих: что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Аминь.

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 18, ст. 18 — 27.

18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

(Лк. 18, 18–27)

В данном евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы становимся свидетелями вопроса некоего начальника о том, как ему наследовать жизнь вечную. По всем нормам иудейских обычаев обращение к Иисусу Христу, которое употребил этот человек, было, мягко говоря, неуместно. Во всей иудейской литературе не встречается такого обращения к раввину, как «Учитель благий». Раввины всегда говорили: «Благ только закон». Такое обращение к Иисусу Христу выглядело почти как грубая лесть. Поэтому Спаситель начинает с того, что старается отвести мысли начальника от Себя к Богу.

Пространное, но очень глубокое рассуждение о словах начальствующего, мы встречаем у преподобного Иустина (Поповича): «Вечное и благое – это синонимы. Абсолютное Благо и абсолютное Вечное перекрываются. Через каждое доброе дело в душу человеческую нисходит понемногу вечного, понемногу вечности. Соделанное добро, – это уже осуществленная частица вечного в человеческом существе и жизни. Какая-то Божественная сила струится через любое добро и разливается по человеческому существу, ибо любое добро своим тончайшим нервом связано с Богом и приходит от Бога. И, приходя от Бога, оно приносит нечто Божие. Осуществленное в человеке, оно его делает вечным, и человек становится рассадником вечного, бессмертного».

Никто не сомневался в том, что начальник – хороший человек, но сам он сердцем и душой чувствовал, что жизнь его несовершенна. И Господь дает ему конкретный совет: Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22). Но почему Спаситель приглашает этого человека следовать за Ним, когда, к примеру, исцеленному гадаринскому бесноватому отказывает в этом?

Существует одно апокрифическое евангелие, так называемое евангелии от Иудеев, большая часть которого утеряна; в одном сохранившемся отрывке мы находим описание изложенного здесь события, что дает нам ключ к его пониманию.

«Другой богач обратился к Иисусу: «Учитель благий! какие же добрые дела должен я делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Иисус ответил ему: «Человек, повинуйся закону и пророкам”. Богач ответил: «Я делал это”. И тогда Иисус сказал ему: «Иди, продай свое имение, раздай его нищим и следуй за Мною!” Богач смутился, потому что ему не понравилось такое повеление; тогда Господь сказал ему: «Как же ты говоришь, что исполнял закон и пророков? Ведь в законе сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя”, и вот взгляни: вокруг много братьев твоих, сынов Авраама, умирают с голода, а дом твой полон добра, и ты ничего из него не отдаешь им”. И Господь обратился к Симону, ученику Своему, сидевшему рядом с Ним: «Симон, Ионин, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”».

Вот и трагедия, и тайна богатого начальника – он был эгоистом. Будучи богатым, он ничего не давал людям, а поклонялся лишь своему богатству. Его богатство было его ложным богом. И чтобы наследовать вечную жизнь, жизнь с истинным Богом, он должен был разорвать порочную дружбу со своими сокровищами и посвятить себя служению правде Божией. Как пишет Евфимий Зигабен: «Вся эта речь показала, что любостяжательному человеку невозможно спастись, если только он, прилагая со своей стороны усилие, не будет иметь Бога помощником в освобождении от этой опаснейшей страсти».

Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, дается сегодня ответ на извечный вопрос: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. В первую очередь – отрешиться от того, что порабощает нашу душу. А во-вторых, предать себя воле Божией, исполняя заповеди и следуя спасительному пути Христову. Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *