Уклонись от зла и сотвори благо

О мудрости, которая выше Соломоновой, уроках Золотой рыбки и драгоценном союзе в молитве Христовой рассказывает митрофорный протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Одинцовского района Московской области.

Нам всем необходимо покаяние

– Отец Валериан, как осознать свой собственный крест и не отказаться от него?

– Мы имеем, прежде всего, евангельское к нам обращение Господа: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). О Кресте Христовом мы знаем из Евангелий: как Господь был распят. Но в чем смысл Крестных Страданий Христовых? Не только в телесных муках. И разбойники прошли через эту пытку, испытали и другую боль, потому что им еще и голени перебили. Суть Христовых Страстей духовна. В свое время поэт Иван Никитин писал:

Позор людской, позор веков;
Все на Себя Я принимаю,
Но Сам, под тяжестью оков,
Как человек, изнемогаю…

В этом тяжесть. Бывает, делаешь что-то, и так трудно, а тебя еще и поносят: «Кто ты вообще такой? Чего это ты тут напридумывал?» Так и над Господом насмехались. Он молится за распинателей: «Отче, отпусти им: не ведают, что творят» (Лк. 23, 34), – а над Ним, Распятым, изгаляются: «Спаси Себя Самого и сойди со креста … других спасал, а Себя не может спасти» (Мк. 15, 30–31). Страдания от этой злобы человеческой, жестокости – более тяжкие. Телесная боль нестерпима, но тяжелее страдания души.

Господь во время моления о Чаше, зная, как Бог, все, что Ему предлежит воспринять на Себя, молился в Гефсимании до кровавого пота. Крест Христов – это Крест, понесенный Господом за наши грехи. Поскольку Господь для Себя избрал именно Крест очищением наших грехов, то и свое очищение человек совершает посредством креста. Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха.

Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха

Есть такое выражение: древо крестное растет на почве нашего сердца. Поэтому Господь сказал: «Иже не приимет креста своего и вслед мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38). То есть если и идешь за Господом, но не несешь креста своего, недостоин Его. «Иже не носит креста своего и вслед Мене грядет, не может мой быти ученик» (Лк. 14, 27).

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что, даже если несешь свой крест, сколь бы ни был он тяжек, суетен он, если не соединится с Крестом Христовым. Как это?

– Очень просто. Несение креста – это не просто слова. Сказано: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8, 34). Несение креста заключается в перерождении души в результате того, что тебе посылается. Есть такое наблюдение: человеку посылается какая-либо скорбь до тех пор, пока она не принесет ему внутреннюю духовную пользу, тогда Господь может снять этот крест или облегчить его.

Истолкование того, что говорит святитель Игнатий, находим в евангельском повествовании о Распятии: на Голгофе страдает Господь, а рядом с Ним мучаются два разбойника – тоже каждый на своем кресте, но один злословит, а другой сдерживает его: «Ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси? и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори» (Лк. 23, 40–41). Он увидел, что Господь безгрешный страдал за наши неправды, а мы вправду – должны за свои же грехи пострадать: достойное по грехам нашим приемлем. Вот, собственно, в этом и заключается смысл слов святителя Игнатия.

Без исповедания Креста Господа мы не сможем принять и нести свой крест. Покаяние и признание того, что Христос безвинно пострадал за нас и понес наши тяготы греховные, дает нам силы к крестоношению. Разбойник, конечно, может быть, и не вдавался в это богословие о том, что Господь за его грехи страдает, но свои-то грехи он признал достойными того наказания, которое ему было дано: «Достойное по грехам моим приемлю». Святитель Игнатий очень глубоко прозревал смысл Крестных Страданий Сына Божия.

Крест не даст духовного плода, если его несут не во имя Христово

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Есть и добрые дела, их не назовешь злыми, но они не дают благодати Духа Святаго, если они делаются не ради Бога». Крест не даст духовного плода, если его несут не во имя Христово. Преподобный Иустин (Попович) сказал: «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». То есть это все не есть истинная любовь. Так же как крестоношение не есть истинное крестоношение, если крест твой не соединен с Крестом Христовым.

Нам всем необходимо покаяние – признание того, что мы пожинаем плоды своих же грехов: что посеяли, то и жнем. Важно еще понимать, что это только часть того, что мы заслуживаем.

«Грязь грязью не смывается»

– Как понимать слова апостола Павла: Чтобы я похвалился, да не будет, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира (ср. Гал. 6, 14)?

– Здесь имеется в виду, что он радовался тому, что сподобился страдать ради Христа. Апостол Павел также сказал: «О себе же не похвалюся, токмо о немощех моих» (2 Кор. 12, 5). Господь дает крест, и Он же помогает в несении креста. Есть такое выражение: Господь выше сил креста не дает.

– Крест по силам, а силы по вере.

– Да, и силы, и то, что надлежит человеку понести, – Господь все распределяет. Крест может оказаться выше сил, только если человек сам вызвался на что-то. Самоуверенно, без молитвы и упования.

– Это и будет самодельный крест, как батюшка Иоанн (Крестьянкин) говорил?

– Да, это как раз самодельный крест.

– «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6,2) – это тоже составляющая нашего крестоношения?

– Конечно. Есть и такие слова апостола Павла: «Тем же приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию» (Рим. 15, 7). Вас Господь принимает в славу Свою, и вы друг друга принимайте. Господь ваши тяготы носит, терпит вас, и вы тяготы друг друга носите с терпением.

– При этом часто в Новом Завете все же говорится: «вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» (Гал. 6, 1), или Господь наставляет: «Аще же согрешит против тебя брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем» – и т. д.: «если не послушает, возьми двух-трех свидетелей, а если и тогда не послушает, скажи Церкви» (Мф. 18, 15–17). То есть терпеть – это не значит мириться с грехом ближнего, принимая все как есть?

– Кто сказал, что надо мириться с грехом? Терпение – это немножко другое. Здесь требуется духовное искусство: в предлагаемых обстоятельствах и самому не нагрешить, и другого не ввести во грех. Надо думать еще о том, чтобы не подать повод другому грешить. А то мы начинаем что-то делать, а ближний раздражается и согрешает. Какой смысл тогда в том, что мы затеяли?

Как-то к отцу Сергию Орлову (в постриге – иеромонаху Серафиму) приезжал отец Иоанн (Крестьянкин), он еще молодой был, мы разговорились, и он спросил, читал ли я у апостола Иакова такие слова: «Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем… и дастся ему» (ср. Иак. 1, 5). «Как вы думаете, – спрашивает он, – что это за премудрость? Премудрость Соломонова? Нет, это терпение!» С помощью терпения и получается по-настоящему избавиться от греха и помочь освободиться от него ближнему.

Сказано также при наставлении обличать: «Блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал. 6, 1). В приведенном первом стихе 6-й главы Послания к Галатам прибавлено это предостережение: если начнешь обличать без кротости, то и сам искусишься. Один из оптинских старцев говорил: «Если ты видишь недостаток ближнего и он раздражает тебя, то и ты погрешаешь. А погрешностью погрешность не исправишь, она исправляется кротостью». Точно так же как митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «Грязь грязью не смывается».

«От нас зло не должно исходить»

Протоиерей Валериан Кречетов – Отец Валериан, сегодня в православной периодике, в том числе на сайтах синодальных церковных отделов, много публикуется материалов по психологии. Есть и священники – практикующие психологи. Психология постулирует наличие границ личности, а их размывание – созависимость – интерпретирует как патологию. В христианстве же единство – идеал (ср. Гал. 3, 28, Еф. 2, 13–16 и др.). Как соотнести одно с другим?

– Единение зависит от двух половин. Одна не может быть с другой едина, если та с ней не едина.

– Действительно же могут какие-то нездоровые отношения возникать: порабощение одного другим и т. д. Это ведь уже тогда не во Христе отношения?

– Совершенно верно.

– В Евангелии сказано: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Но это же про произволение самого человека, а не про то, что им распоряжаются, как хотят? С другой стороны, также сказано: «не противься злому… и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 39–41).

– Отец Сергий Орлов говорил: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно от тебя не исходило, нужно, чтобы его в тебе не было. Когда в тесных обстоятельствах начинает обнаруживаться в тебе зло, борись смирением, кротостью, чтобы утишить всю эту бурю. Потому что ты ничего не сделаешь нормально, если не справишься с собственным злом. Голос у тебя будет не так звучать, слова не подберутся подходящие. Да и сказать можешь некстати. Как в Библии сказано: «Мудрый молчит до времени; а безумный говорит без времени» (Сир. 20, 7).

Когда в тесных обстоятельствах начинает обнаруживаться в тебе зло, борись, чтобы утишить всю эту бурю

Самому нужно утишиться и на другого посмотреть: способен ли он услышать? Если не слышит, какой толк говорить? Вот ты высказался, показал себя, а он не слышит. Для чего же ты тогда говорил? Просто чтобы высказаться? Если ты хочешь принести пользу, то думай о нем: способен ли он слушать в это время? «Не обличай безумного, да не возненавидит тебя» (Притч. 9, 8). Если человек в это время безумен, бесполезно что-либо говорить ему. Когда кто-то дерется, можно разнимать, но вразумлять – трата времени, потому что они ничего не слышат в этот момент. Потом можно будет поговорить. Важно оценивать: человек может сейчас слышать или нет? Способен понять или невменяем?

– Можно ли иногда просто дистанцироваться, махнула же золотая рыбка хвостом, когда ей были предложены созависимые отношения: будешь у меня на посылках?

– Конечно, да. «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 14).

Не все желания надо исполнять, а все желания старухи были недуховными: то она столбовой дворянкой хочет быть, то вольною царицей… И того ей мало: повелела стать владычицей морскою, и непременно сама золотая рыбка должна служить у нее на посылках. Рыбка и махнула хвостом, потому что это неполезно было для старухи. Для рыбки – это все равно, видите, она ей и хоромы сделала – сначала дворянские, потом царские – значит, и еще большее могла бы сделать, но старухе это было во вред. Рыбка ей напомнила, что надо ей, старухе, подумать о душе. Поэтому у корыта ей лучше.

Есть потрясающий пример: детям прочитали сказку «Золотая рыбка» и попросили написать изложение. Мальчик написал: «Жили-были старик и старуха, старуха ему повелела: ‟Иди, налови рыбки”. Он пошел, закинул невод, ему попалась Золотая рыбка и говорит: ‟Отпусти меня, старче, исполню любое твое желание”. Он ответил: ‟Ничего не нужно”, – и отпустил рыбку, а старухе ничего не сказал».

Единство – только следствие

– В церковной среде могут действовать некоторые стереотипные установки, когда, например, абсолютизируется единство. Владыка Алексий (Фролов; † 3.12.2013) в последние годы часто цитировал слова афонского игумена Иверона – архимандрита Василия (Гондикакиса) – о том, что, когда Господь говорит: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21), – здесь это как гораздо драгоценнее самого единства, потому что это образ бытия Святой Троицы, а единство – только следствие. Оно же не может быть самоцелью в нашем падшем мире?

– Да, но, с другой стороны, надо стараться, как говорил святой праведный Алексий Мечев, из своих близких делать ближних. От нас старания, а результат – от Бога. Если ты при общении с конкретным человеком гневаешься или раздражаешься, ты смотри не на то, что он делает и как он к тебе относится, – это его дело, – ты все свое внимание обрати на то, как ты относишься к этому человеку. Если гневаешься – это ты гневаешься.

Надо стараться из своих близких делать ближних. От нас старания, а результат – от Бога

Раздражаешься – это же ты раздражаешься! Человек дан тебе, чтобы ты тренировался духовно, работал над собой. Чувствуешь, что не справляешься, можешь отойти в сторону, чтобы как-то утишиться. А так – это и есть то самое терпение, о котором мы говорили. Это такое искусство, чтобы и самому не раздражаться, и других не раздражать.

– Ты иногда и сам хотел бы помочь кому-то, но, бывает, люди себя так ведут… что помогать таким – точно потакать их властолюбию. Как тут быть?

– Нужно стараться помочь, но все наши старания не принесут никакой пользы, если Господь не поможет. Поэтому сказано: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). Самому навязываться со своей помощью не надо, но и убегать не следует. Кстати, поговорка «береженого Бог бережет» – свидетельство не того, что человек сам по себе такой осторожный, что именно потому, что он сам себя или те, кто о нем пекутся, оградили его от всего, поэтому его еще и Бог бережет, – нет! Человек сберегся не потому, что он сам исхитрился избежать опасности или другие за него похлопотали, а потому что Бог его сберег. Если бы Господь не помог, то как бы сам человек ни старался или кто бы то ни было, могло бы ничего и не получиться.

– Как связаны крест и свобода?

– Напрямую. Крест, ради Господа несомый, – это всегда свободный выбор человека. Во взаимоотношениях людей нет абсолютной свободы. Одному в одно место надо, другому в иное, а машина, допустим, одна… Сказано: умный подстраивается под обстоятельства, а дурак все ломает под себя. Мыслитель Иван Ильин сказал: «Свобода – это как хлеб, если у одного много, у другого, значит, нет». Если свободен в семье или в каком-то совместном делании один человек, то несвободны другие. Есть еще такое изречение: «Современная свобода – это право на неравенство».

Помните отроков в пещи вавилонской? «Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом» (Пс. 105, 6). Плод креста еще более возрастает, когда человек воспринимает наказание не только как расплату за грех – свой или близких, в любом случае свойственный каждому из нас, – но и как милость Божию. Господь нас сподобляет пострадать.

Для всего христианского мира сборник псалмов считается очень важной книгой. Зачастую мы каждый день возносим молитвы Господу, читая их из Библии, а про псалмы забываем. А между тем псалтырь считается необходимым сборником для любого случая из нашей жизни. Одно то, что слагали псалтырь в течение восьми веков, уже говорит о его важности. Слово псалтырь произошло из греческого языка — «псало», что в переводе на русский значит — играть на струнах.

Царь и пророк Давид написал больше восьмидесяти псалмов, а жизнь его была полна разных чувств: любви, радости, разочарований и предательства. Помимо песней Давида в псалтырь входят писания Соломона, Моисея, Емана, Ефама, Асафа и его потомков, сынов Кореевых, а также тексты 41 псалма, не имеющие известных авторов. Сегодня мы будем читать псалом 33 и рассмотрим его более детально.

История псалма 33

Среди псалмов Давида особое значение имеет псалом 33 . Давид написал его после сложной ситуации в жизни, когда его преследовал Саул, после чего был момент избавления от не менее жесткого царя Авимелеха.

Об авторе

Царь Давид — правитель Израиля, который превратил Иерусалим в духовный центр — место, куда стекались паломники со всего мира. Давид обладал богобоязненностью в сердце и великой мудростью, но все же он, как и все смертные, не удержался от греха и пошел на преступление, а ценой его была расплата, длящаяся долгое время.

Помимо правления царством Давид совершил не одну религиозную реформу, также он славится тем, что написал боговдохновенные псалмы, благодаря которым богослужения стали более мелодичны. Став царем, он продолжил играть на струнном щипковом музыкальном инструменте.

Давид славился умом, красотой и талантом, он обладал искусством оратора. Много жен и наложниц было у него, но он полюбил замужнюю женщину и совершил из-за нее грех, расплата за который длилась всю его жизнь.

Для христиан Давид — это пророк, из его рода к нам явился Иисус Христос. Православные христиане чтят Давида за то, что царь написал псалмы, составляющие Псалтырь. А Псалтырь, как известно, это неотъемлемая часть Ветхого Завета. На сегодняшний день пение псалмов — это духовное учение, которое помогает понять, насколько для всех нас важно Евангельское служение.

История написания

Когда пророк Самуил помазал Давида на царское правление, человек, недавно пасущий скот, стал служить при дворе, потому что благодаря ему и его хитрости Израиль был спасен от Голиафа. Саул же был завистлив и не мог простить этого Давиду, он даже хотел убить его. Несмотря на то, что Давид являлся его зятем, Саул преследовал Давида несколько лет. Долгое время Давиду пришлось провести в скитаниях, прячась и пытаясь сберечь себя.

Убежищем будущий царь выбрал землю филистимлян, но они помнили поражение своего героя и захватили Давида, чтобы выдать своему царю — Авимелеху. Давид понял, — Авимелех убьет его, поэтому, чтобы спастись, притворился безумцем, падающим перед троном, ползающим по земле и пускающим ртом пену. Авимилех сказал людям, что этот немощный сумасшедший не может быть тем героем, который одержал победу над Голиафом, и выгнал прочь их и Давида.

Благодаря этой хитрой уловке Давид спасся и, благодаря Бога, написал песнь — Благословлю Господа на всякое время , в которой изложил все свои надежды, а также благодарил Создателя за свое неожиданное спасение и сохранение жизни.

О Псалтыри вообще

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Как и многие православные термины слово «псалтырь» пришло из Греции. Если говорить дословно, то означает игру на струнном инструменте. В данную книгу вошло множество незабываемых прекрасных текстов. Их авторами являлись разные люди, святые, пророки и правители. Среди них царь Давид, его пророческому перу принадлежит около 80 псалмов. Эти песни полны того, чем насыщена любая человеческая жизнь: от любви до предательства, от надежд до горьких разочарований. Помимо этих текстов, включены в псалтырь писания малоизвестных авторов, имена которых история не донесла до наших дней и даже исторических личностей.

Что представляет собой псалом 33

Назначением самого текста псалма 33 для его автора пророка Давида было ограждение души от дурных влияний и ее очищение от прежних неправильных деяний. Находясь в бегах, спасаясь от жестокости властелина Анхуса, царь был вынужден притворяться сумасшедшим. Именно в это период и была написана данная песня, дающая свет.

Некогда простой пастух вдруг стал властелином и царем, благодаря своему уму и пророку Самуилу. Завистники не могли смириться с этим и хотели изничтожить его. Даже тесть долгие годы его преследовал и охотился за ним. Скитаясь, мудрец решил укрыться среди филистимлян, но те пленили его и сдали своему правителю. Чтобы избежать казни, Давид прикинулся безумным, бешеным. Пускал слюни и пену изо рта, ползал у ног Авимелеха и совсем не был похож на опасного героя. Филистимлянский правитель в гневе прогнал всех. Так Давид оказался на свободе. За свое спасение он посвятил Богу данную песнь, где радовался чудесному спасению и возносил хвалу небесам.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Евангельское служение необходимо людям. Оно открывает мир духовности, помогает устроить гармоничную жизнь, дарует долгоденствие и тепло. Данный псалом 33 обязателен для чтения, если верующий стремится к этим Божьим радостям.

Краткая история псалма 33

Из числа Давидовых песен, эта особо значимая. Данный текст был создан в сложнейших условиях гонений его автора. Будучи израильским правителем, сделал он свой край центром духовности и прибежищем для множества паломников разного толка. Как человек, он почитал и боялся Господа, был мудр, но не избежал грехопадения, за что пришлось долго Давиду расплачиваться.

Чем был славен царь?

  • внедрил несколько религиозных реформ;
  • сочинение Богом вдохновенных текстов;
  • украшение богослужений.

Даже будучи правителем мудрый красавец продолжал музицировать на щипковом инструменте. Прекрасный оратор мог привлечь толпу слушателей, он обладал многими женщинами, имел наложниц и жен, но по иронии судьбы влюбился и вступил в связь с замужней. Это стало причиной того, что пришлось расплачиваться очень долго своей жизнью.

Давид для всех христиан — личность пророческая, получившая почет за сочинения хвалебных песен Богу. К тому же, как считается, Христос был частью его рода.

Не забывают царя по той причине, что его сочинения легли в основу Псалтыри, а она есть неотъемлемая составляющая Библии. Сегодня церковное пение псалмов определяется как учение духовное, призванное помочь понять верующему всю важность Евангельскому служению.

Текст

Ниже представлен текст молитвы на русском и старославянском языках.

На русском

1 Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.

2 В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся.

3 Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе.

4 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.

5 Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.

6 Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.

7 Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.

8 Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него.

9 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.

10 Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.

11 Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас.

12 Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни?

13 Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.

14 Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему:

15 очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их;

16 но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них.

17 Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.

18 Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.

19 Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь.

20 Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.

21 Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат.

22 Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.

Псалом Давида; когда он изменил лицо свое перед Авимелехом, и тот отпустил его, и он удалился.

На старославянском (церковнославянском)

1 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.

2 О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.

3 Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.

4 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.

5 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

6 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.

7 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.

8 Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.

9 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.

10 Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

11 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

12 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

13 Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.

14 Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.

15 очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

16 Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

17 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

18 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

19 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

20 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

21 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.

22 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде.

Толкование

Чтобы было проще понять читаемый текст псалма, желательно ознакомиться с толкованием этой молитвы.

Объяснение смысла каждого стиха 33-го псалма:

  1. Пс.33:2. Благословлять — означает возносить хвалу Всевышнему, благодарить за добро, за Его милость. Смысл данного стиха заключается в следующем: в процветании или в скорби не перестану восхвалять и благодарить Бога, ведь все, что нам выпадает на жизненном пути, от Него, по Его замыслу, а не случайно. Возносить хвалу Ему буду всегда, все делать во славу Его.
  2. Пс.33:3. Давиду ясно, что это была помощь Господа, а не его заслуга, что это не было удачей или проявлением его собственного ума, а единственно — помощь Божья, поэтому он возносит благодарность Ему за это добро. Дальше в стихе идет призыв ко кротким, к людям, которые полагаются на Божью волю, добрым и милосердным, а не отвечающим злобой на зло. Давид говорит им, чтобы они радовались, побуждает их возвеселиться, возрадоваться, видя его чудесное спасение, которое он получил, не прибегнув к сражению, а лишь уповая на одного только Господа. Давайте вспомним слова Феофана Затворника: «на Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов».
  3. Пс.33:4. Возвеличивание Бога необходимо нам затем, чтобы мы чувствовали и осознавали всю глубину Его подарка нам — земли, вселенной, чтобы от осознания этого наш дух исполнился торжественным ощущением. Автор песни призывает тех, кто любит Господа, всех кротких возрадоваться с ним — «вознесем Его имя вкупе».
  4. Пс.33:5. Давид подобно ребенку, ищущему родителей, искал Бога, стараясь во всю силу (взысках), в своем стремлении он напоминает чужеземца, ищущего родные лица. И отозвался Господь к тому, кто Его звал, услышав его внутренний зов, который шел из глубин его сердца. Не раз Саулу выпадал случай убить Давида. Но ничего у него не вышло, так как Давид был под охраной Бога, благодаря чему избежал плена и смерти, т. е. скорбей.
  5. Пс.33:6. Люди, поверившие и полюбившие Отца нашего небесного, получат просветление и божественную благодать. Люди, у которых случилась беда, или если они столкнулись с какими-то серьезными проблемами, сохраняют грустный вид, они полны скорби. Но когда Господь берет их под свою защиту, проблемы и лишения отступают, и их печаль сменяется радостью.
  6. Пс.33:7. Давид говорит о себе «сей нищий». Будучи в изгнании, не имея ни дома, ни друзей, ни родных, человек словно нищий. Но отчаиваться нельзя. Все, что необходимо — воззвать к Господу, попросить о помощи, и Он непременно откликнется. История пестрит подобными примерами, да и в жизни любому из нас когда-нибудь помогал Бог. Нищий — не тот, что не имеет денег и материального достатка. Нищие и блаженные духом — это люди, для которых Отец наш небесный и любовь к Нему занимают первое место.
  7. Пс.33:8. После крещения любому человеку Бог дает ангела-хранителя, помогающего ему и защищающего его в течение всей жизни, если только сам человек не потеряет ангела из-за своих плохих поступков и грехов. Боящихся же и любящих Бога, старающихся не грешить и жить праведно ангел защищает от бед и бережет от опасности.
  8. Пс.33:9. Здесь псалмопевец призывает всех самим попробовать («вкусите») и убедиться в том, что полагающиеся на Господа, молящиеся ему непрестанно, прибегнут к Нему, и наградой от Него станет им благость. Блаженны уповающие на Господа, как нищие, у которых нет в сердце зла, а лишь любовь к Богу. Те, кто уповает на Бога, намного спокойнее и легче переносят невзгоды и беды, в отличие от тех, кто не имеет в душе веры. Доверяющие Богу никогда не падают духом, а происходящее с ними они считают промыслом Божьим, зная, что Всевышний будет помогать им, защищая и избавляя от бед.
  9. Пс.33:10. Псалмопевец верующих в Господа называет святыми. Каждому человеку на земле необходимо жить по законам и предписаниям Творца, имея в душе страх Господень. Своими грехами и неблагочестивым поведением мы оскорбляем Господа нашего. Бояться Господа — не значит дрожать от страха. Бояться Господа — это бояться обидеть Его. Мы должны жить по законам Его и помнить, что грехами и плохими поступками мы оскорбляем святость Всевышнего. У тех же, кто боится Бога, нет бед, они не боятся их, потому что Господь наделяет их духовными благами, которые намного лучше любого сокровища.
  10. Пс.33:11. В данном стихе «богатые» нужно соотнести с людьми самонадеянными, уповающими на собственную силу и власть, а не на Божью. Все годы своей жизни такие люди тратят на накопление богатств и материальных благ, иногда они накапливают их намного больше, чем нужно. Но во время этого собирательства в них развивается страсть к накоплению сокровищ, это приводит к страху потери. И вот уже эти люди не могут радоваться своему материальному положению, а вместо этого живут в постоянном страхе того, что потеряют все, что имеют. И по воле Господа возможно такое, что их страхи сбываются, но даже если при этом Бог сохраняет им их богатства, они все же несчастливы. В некоторых эта фобия развивается до такого масштаба, что имея огромные счета в банках, эти люди в душе нищенствуют. Давид против них ставит тех, кто ищет Бога. Последние пусть и в земной бедности и лишениях, но идут по жизни с легким сердцем и радостью, потому что любые трудности жизни им помогает преодолевать Создатель.
  11. Пс.33:12. В данном стихе Давид затрагивает очень важный момент, призывая нас всех к тому, что ведет к любви Всевышнего — страху Божьему. Этот страх отличается от боязни, которую мы испытываем к врагу или демонам. Страх Господний у тех, кто верит искренне, состоит из боязни обидеть Господа и потерять любовь, заботу, помощь и покровительство Создателя.
  12. Пс.33:13. Иначе этот стих можно произнести так: кто хочет жить и кому хочется видеть благополучие? По святому учению, помимо земной жизни, есть еще и другая — жизнь будущего века. Живот — это жизнь. В данном стихе подразумевается жизнь, наполненная здоровьем и счастьем.
  13. Пс.33:14-15. Это словно краткое руководство для полной счастья жизни. Псалмопевец напоминает, что кроме явного зла, которое можно сотворить путем злого языка, существует еще и лесть, ложь, состоящие из хитрости и коварства — «устне твои удержи, еже не глаголати льсти». Считается большим грехом выведывать, входя в доверие, какие-то тайны другого человека, а потом использовать их, принося зло тому, кто доверился вам. Но для того чтобы попасть в Царствие небесное, нужно не только не совершать грехов, нужно в противовес им делать добрые дела. Гордость сменить на смирение, лень — на трудолюбие, гнев — на кротость. А на злобу других людей нужно отвечать добром — это и есть мирная и спокойная жизнь — «взыщи мира».
  14. Пс.33:16-17. Люди, стремящиеся прочь от зла и лицемерия, те, кто живет праведной жизнью и делает добро, находятся под Божьей защитой и покровительством, потому что Он всегда слышит и помогает тем, кто просит Его о помощи. Но плохих людей Всевышний тоже видит и делает все, чтобы стереть память о них и забыть об их нечестивых делах. История богата такими примерами: истребление жителей Содома и Гоморры, Всемирный потоп и др.
  15. Пс.33:18. Здесь имеется в виду, что взывай и услышат тебя. Но если же случается так, что человек взывает ко Господу, но молитвы не помогают, значит — нужно просто потерпеть, и все наладится. Потому что у Бога есть свой план, который мы, простые смертные, не можем понять своим умом.
  16. Пс.33:19-20. Давид успокаивает праведных, говоря, что Бог всегда рядом с нами, Он защищает нас от врагов. Тот, кто в горести не ропщет на Него, а взывает к помощи, этой самой помощи и удостаивается. Праведники живут, спокойно принимая все, что с ними происходит, зная, что на все воля Божья, и в итоге получают вознаграждение за свое смирение и любовь к Всевышнему.
  17. Пс.33:21. Не только дух праведников, но и тело их также будет нетленным. В истории есть много примеров, когда при перезахоронении останков святых их тела после эксгумации обнаруживались нетленными. Эти чудеса Бог делает для того, чтобы доказать Свое могущество и прославить праведников. В смысле духовном Святое писание поясняет нам это так, что праведники настроены всегда на благо, поэтому все им дается проще и легче.
  18. Пс.33:22. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Здесь имеется в виду, что грешников ждет ужасная участь, ведь они думают, что со смертью все их горести и испытания закончатся, что после смерти нет ничего, кроме пустоты. Однако все не так. Наоборот, после смерти все только начинается. Пророк объясняет, что грешники на пороге смерти будут ужасно сожалеть обо всех плохих поступках, сделанных ими за свою земную жизнь, потому что поймут, осознают свою гибель, но будет слишком поздно для исправлений. После смерти демоны заберут их души и отправят на мучения, где они будут дожидаться Страшного суда. За земную жизнь грешники нередко обижают праведных, но после смерти все изменится, и они пожалеют об этом, только ничего нельзя будет изменить.
  19. Пс.33:23. Бог освободит от тягот и скорбей всех, кто полагается на Него, примет всех любящих Его людей к себе в рай. Там же все, во что верили праведники, станет явью.

Так Давид взывает ко всем людям, чтобы они не грешили, чтобы полагались на Господа, чтобы как можно больше людей получили спасение и попали в Царствие Небесное.

Правила чтения

Как и любой другой псалом,»Благословлю Господа на всякое время» читается во время утренней или вечерней молитвы, а также во время богослужений. Удобнее приобрести Псалтырь, в котором напечатан текст молитвы на русском языке с ударениями.

Нет никаких особых правил для прочтения его, кроме одного — читать с чистым сердцем и открытой душой, с верой в то, что Господь услышит все и узрит.

«Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
(Пс.33:9)

Хоть многие сегодня и говорят, что есть Бог, но для большинства людей Бог не действительность, а результат умозаключения, дедуктивный вывод, при этом Сам Бог остается незнакомым человеку.

«Он должен быть», — говорят они, — следовательно, мы верим в то, что Он есть». Другие не доходят даже до этого, они знают о Боге только понаслышке.

Для многих Бог не больше, чем просто идея, иное название благости, красоты и истины; это закон, или жизнь, или творческая сила, или универсальный разум.

Подобных понятий о Боге великое множество, и всех, кто придерживается их можно охарактеризовать одной общей чертой: они не познали Бога, как живую Личность на своем личном опыте.

О возможности тесного общения с Ним они даже не подозревают. Допуская существование Бога, они не считаются с Ним, как с Существом, Которое можно познать в том же смысле, в котором мы познаем вещи или людей.

Так, думаю, принято в теории, однако для многих христиан Бог реален не больше, чем для всего остального нехристианского мира. Часто мы пытаемся любить идеал и быть послушными какому-то Принципу.

Но чистое библейское учение о Боге, говорит о том, что Бога можно познать на собственном, личном опыте и даже можно узреть Его духом.

В Библии Бог, именно как любящая Личность, ходит среди дерев Эдемского сада, имеет общение с людьми, и далее, дышит благоуханием в каждом библейском эпизоде.

Вечно живая Личность говорит, выслушивает, любит, трудится и является Своему народу, но там и тогда, когда народ Божий восприимчив к Его проявлениям.

Слово Божие нам говорит: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!»

Согласно этому слову, мы можем и прочувствовать, и увидеть Бога в действии.

Давид делится здесь собственным духовным опытом: он взыскал Господа и был услышан и избавлен от всех опасностей. Он утверждает, что обращающие взор к Господу не разочаруются, но свет Его коснется душ их, и просветлеют лица их (ст. 6).

Библия ясно говорит нам, что у нашей души есть глаза, способные видеть Бога. Сначала нам нужно увидеть Бога, потом довериться Ему (Вкусить Его), и тогда мы сможем и увидеть Его благостные дела в нашей жизни.

«Овцы Мои слушаются голоса Моего…» (Ин.10:27);

То есть все те, кто принял Иисуса Христа как Своего Господа и Спасителя, вполне способны, не только видеть, но и слышать голос Бога, и слушаться Его.

То есть у нас для общения с Богом есть все: и духовные глаза, и духовные уши.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Опять же, и это слово говорит нам о том, что мы можем видеть Бога, но для этого нам нужно ещё иметь и чистое сердце, и оно у нас есть от Иисуса.

А все это значит, что у нас есть духовные: зрение и уши, и сердце, с помощью которых мы способны познавать Бога с той же определенностью, с какой познаем материальное с помощью знакомых нам пяти чувств.

Мы узнаем материальный мир, упражняя способности, дарованные нам для этого, но мы также обладаем и духовной способностью, с помощью которой мы можем познавать Бога и духовный мир, если только покоримся побуждениям Духа и начнем упражнять эту способность.

Но почему тогда искупленные чада Божьи знают ничтожно мало,

Причина в нашем застарелом и глубоком невежестве и, как следствие, в неверии. Мы не интересуемся духовным миром, мы не знаем, как Бог действовал со своими людьми и через своих людей, нам это не очень интересно.

Нам интереснее следить за политикой, звездами Интернета и даже за простыми людьми- за их словами и высказываниями. Поэтому мы не видим Бога, не знаем Его как личность, участвующую в жизни людей.

Если бы сегодня люди читали Библию с той же периодичностью и частотой, также как они читают новостные ленты в соц. сетях, они бы увидели там Бога.

Наш Бог пребывает в ожидании нашей реакции на Его близость. Но этот вечный, духовный, мир оживет в нас в тот самый момент, когда мы начнем СЧИТАТЬСЯ с его РЕАЛЬНОСТЬЮ.

Я только что использовал два слова, которые нуждаются в определении. Что я имею в виду, когда говорю реальность?

Под этим словом я понимаю подлинную действительность. Не важно, что думают об этом люди, верят они в нее или нет, духовный мир — это есть Подлинная действительность, то есть это и есть Реальность.

Фактически, каждый человек знает, что физический мир реален. Он отдает себе отчет в том, что не сам выдумал ее. Она была уже здесь и ждала его, чтобы он явился в нее.

Обладая опытом жизни, такой человек стоит на земле и ощущает, как ветер и ливень бьют ему в лицо, и он знает, что они реальны.

Днем он видит дневное светило, а ночью звезды. До него доносятся звуки жизни природы и крики человеческой радости и боли. И все это реально, и он знает об этом. Он живет, радуется и страдает, в этом мире реальности.

При помощи своих пяти чувств он погружается в него. И все это он может постигнуть в этом физическом мире, так как обладает 5 чувствами.

Но также, как и физический мир, духовный мир Реален, ещё и больше даже, чем физический. И Бог есть реальность в этом мире. И все это мы можем познавать, развивая наши духовные чувства и способности.

Второе слово, которое следует пояснить — считаться. Это не то же самое, что «изображать» или «воображать».

Мысленный образ, фантазия, выдумка не являются предметом веры. Воображение воспроизводит нереальные умственные представления, фантастические образы и стремится привязать их к реальности.

Вера же, в этом смысле, ничего не создает, она просто считается с тем, что уже существует в реальности.

Бог и весь духовный мир действительно существуют. Мы можем полагаться на реальность незримого Бога и духовного мира с той же уверенностью, с какой полагаемся на зримый, знакомый нам окружающий мир.

Духовный мир здесь, и он ожидает нашего внимания, требуя от нас веры.

Беда в том, что мы привыкаем мыслить стандартно, стереотипно. Мы привычно считаем видимый мир самым, что ни на есть, реальным и сомневаемся в реальности, какого бы то ни было, иного мира. (так было и в мире Биологии)

Мы не отрицаем существования духовного мира, но сомневаемся в том, что он реален в принятом значении этого слова.

Мир чувств и ощущений день и ночь вторгается в поле нашего сознания, и так до самой смерти. Мир этот нахальный, крикливый и неуступчивый.

Он не просит нашей веры; он уже здесь и, пребывая здесь, он требует, чтобы с ним считались, как с миром реальным и единственным.

Видимое становится врагом невидимого; временное — врагом вечного. Таково проклятие, которое наследует всякий росток от Адамова трагического рода.

Но в основании христианской жизни находится вера в невидимое. Объектом христианской веры является НЕВИДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

Если мы желаем вознестись в область света и силы, куда увлекает нас Писание, нам нужно сокрушить зловредную привычку отвергать духовное.

Нам следует переместить свои интересы из области видимого в область невидимого, поскольку великой невидимой Реальностью является Бог.

«Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Вот в чем основная суть веры. Мы не только должны верить, что Бог есть, но что Он и всецело вовлечен в нашу жизнь.

МЫ, СЛЕДУЮЩИЕ ЗА ХРИСТОМ, СОЗНАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАЕМ ЦАРСТВО БОЖЬЕ В СФЕРУ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ.

«Мир иной» — это не мир будущий, он — мир настоящий. Он идет курсом, параллельным нашему физическому миру, и двери между этими двумя мирами открыты.

У духа есть свои глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы чувствовать духовный мир. Они могут ослабнуть от длительного бездействия, но от прикосновения Христа они оживают и обретают остроту восприятия.

Как только мы начинаем сосредотачиваться на Боге, мир духовного во внутреннем нашем восприятии начинает приобретать свои очертания, форму.

  • Послушание слову Христа приводит к внутреннему откровению Божества (Ин.14:21-23).»…и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.»

Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

  • Соблюдение слова Божьего дает остроту восприятия Бога, как и было обещано чистым сердцам.

Делая все это, и мы начинаем вкушать, видеть, слышать, и чувствовать внутри себя Бога, Который есть жизнь наша и все достояние наше.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА БОГЕ / ПОСЛУШАНИЕ СЛОВУ / СОБЛЮДЕНИЕ СЛОВА

Завеса в храме разорвалась, и мы Его присутствие можем ощутить сегодня во всяком месте, и особенно, в своем сердце, если к этому будем стремиться.

Все более и более, по мере того, как наши духовные способности и наше духовное восприятие будут оттачиваться и утверждаться, Бог будет становиться для нас великим Всем, и Его непосредственная близость станет чудесным знаком и славой нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *