Украина православие

В интернете опубликовали список православных храмов, которые готовятся к захвату на Украине в связи с предоставлением украинской церкви автокефалии. Соответствующий реестр опубликовали несколько телеграмм-каналов, специализирующихся на украинских событиях.

Всего в списке 24 объекта, на которые претендует Киевский патриархат. Некоторые из храмов находятся в Крыму, который в 2014 году вошел в состав России.

Киево-Печерская лавра (Успения Богородицы).Феофановский скит (Ставропигийное братство) в Киеве.Онуфриев монастырь во Львове.Храм Успения Богородицы во Львове.Крестовоздвиженский храм (Ставропигийное братство) в Луцке.Богородичный монастырь в Измаиле (Ставропигия Вселенского престола, подворье Гроба Господня).Монастырь святого Николая в Измаиле (Ставропигия Вселенского престола, подворье монастыря Каракалла).Храм Рождества Богородицы в Рогатине.Патриарший монастырь Архангела Михаила в Грушево.Греческая церковь Архангела Михаила в Нежине.Ставропигиальный монастырь Рождества Богородицы в Мильцах.Ставропигиальный монастырь святого Георгия в Балаклаве.Патриарший монастырь святого Георгия в Кафе, Феодосия.Патриарший монастырь святого Петра в Кафе, Феодосия.Экзархия Хазарии-Ялты (Ялта).Патриаршие земли в Сугдее и Фуллах (Судак).Древние патриаршие земли Боспора в Керчи и Азакии в Азове.Крестовоздвиженский скит в Маняве.Монастырь Рождества Богородицы в Церковщине (подворье Печерской лавры, близ Киева).Монастырь Преображения в Межигорье (Киев).Монастырь пророка Илии (старое подворье скита пророка Илии на Святой Горе) в Одессе.Монастырь святого Пантелеимона (старое подворье монастыря святого Пантелеимона на Святой Горе) в Одессе.Монастырь святого Андрея (старое подворье скита святого Андрея на Святой Горе) в Одессе.Греческий храм святой Екатерины в Киеве (подворье Синайского монастыря).

Отмечается, что захват храмов начнется в праздник Покрова, который состоится 14 октября. Эта дата совпадает по времени с днем Украинской повстанческой армии (УПА, запрещена в России. — Ред.).

Ранее украинские радикалы уже проявляли агрессию по отношению к прихожанам Украинской православной церкви (УПЦ) и совершали нападения на храмы. В 2017 году активисты «Правого сектора» (организация запрещена в РФ. — Ред.) захватили храм в честь первомученика Стефана, расположенный в селе Котюжины Тернопольской области.

Еще один инцидент произошел 28 сентября этого года в поселке городского типа Богородчаны. Представители «Правого сектора» проникли в помещение митрополичьих палат местного храма, устроили драку с находившимися в церкви прихожанами. Два человека пострадали, настоятеля храма вытолкали на улицу. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отметил, что правоохранители не препятствовали и не пресекали действия радикалов, и предположил, что это может быть кому-то выгодно.

В апреле президент Украины Петр Порошенко заявил, что Константинопольский патриархат начинает процедуры, необходимые для создания в стране единой поместной церкви. Однако не все служители Церкви поддержали его обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею о создании единой автокефальной церкви в республике.

В сентябре Константинопольская православная церковь назначила своими экзархами в Киеве архиепископов из США и Канады в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине.

В Московском патриархате назвали это решение вторжением и заявили о прекращении участия в структурах под председательством Константинополя. Святейший синод РПЦ объявил о том, что в храмах Московского патриархата прекращают молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея за Божественной литургией. 8 октября патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что предоставление автокефалии Украине несет в себе угрозу для национального единства страны.

УПА была сформирована в 1942 году по решению руководства Организации украинских националистов (ОУН), ее лидером стал Степан Бандера, который ставил своей целью создать самостоятельную Украину. Члены группировок были пособниками гитлеровцев и так опознавали своих. Лозунг сопровождался поднятием правой руки по аналогии с нацистским приветствием Третьего рейха. В 2010 году президент Украины Виктор Ющенко объявил Бандеру героем националистов. С тех пор по всей стране устанавливаются памятники, проводятся памятные акции в его честь, называются улицы. В мае 2015 года президент Украины Петр Порошенко присвоил ОУН-УПА статус «борцов за независимость» Украины, а ее участникам предоставил право на соцгарантии. По мнению официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, новое приветствие представляет собой попытку героизации нацизма на Украине.

Украинская социологическая служба «Центр Разумкова» завершила исследование, посвященное отношению жителей страны к церкви. Такой опрос социологи проводят каждый год.

Согласно новым данным, в Украине 66% верующих людей. Это самый низкий показатель с 2010 года. Тенденция к снижению наметилась в начале 2010-х годов, но в 2014-м социологи зафиксировали всплеск религиозного самосознания. Верующими себя тогда называли 76% опрошенных: исследователи связывали это с экстремальными условиями и общим напряжением в стране.

В 2019 году среди украинцев моложе 24 лет стало значительно меньше религиозных: сейчас – 51,6%, согласно прошлогоднему исследованию – 65%. Люди старшего возраста чаще называют себя верующими, такой ответ дали 69,8% опрошенных старше 60 лет. Женщины более религиозны, чем мужчины: 72% против 58%.

К какой церкви причисляют себя украинцы

Интересна еще одна группа – «просто христиане», это 8% опрошенных. Так себя могут идентифицировать разные протестантские деноминации. Дело в том, что в Украине зарегистрировано около 10 тысяч протестантских организаций – около трети всех религиозных организаций в стране. Если это предположение верно, то количество протестантов может значительно превышать 1,8%.

Среди православных лидирует с небольшим отрывом новая автокефальная церковь (ПЦУ – Православная церковь в Украине). Ее сторонники – 13,2% всех опрошенных. У церкви Московского патриархата – 10,6%. Еще 7,7% называют себя прихожанами Киевского патриархата (УПЦ КП).

После получения ПЦУ Томоса об автокефалии в январе 2019 года киевский патриарх Филарет остался недоволен тем, что больше не руководит церковью. Он попытался восстановить старую церковную структуру и вновь ее возглавить. Среди духовенства сторонников этой идеи почти не было. Но поддержка церкви Киевского патриархата некоторыми верующими демонстрирует, что усилия Филарета были не совсем напрасны. Действия патриарха одобряют 15,5% опрошенных. Еще по трети либо осуждают, либо их этот вопрос вообще не интересует (28,7% и 29,1% соответственно).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Православный раскол по-украински. Синод в Киеве не смог убедить патриарха Филарета, что он больше не главный

Если в 2018 году паствой Киевского патриархата считали себя 28,7% опрошенных украинцев, то в этом году две церкви (УПЦ Киевского патриархата и ПЦУ) вместе набрали 20,9% «сторонников». Часть верующих «перекочевали» в группу «просто православный», не желая причислять себя ни к какой церковной юрисдикции: в 2018 году в этой группе было 23,4% опрошенных, в 2019-м – 30,3%.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Филарет вербует епископов. Раскол в украинском православии продолжается

Снижение количества верующих, которые поддерживают Московский патриархат, – довольно устойчивый тренд, и началось это не в 2019 году. Ежегодно людей, которые говорят о себе как о прихожанах РПЦ МП, становится на несколько процентов меньше. В 2010 году их было 23,6%, в 2019-м – 10,6%.

Ходят ли верующие в церковь

Если показатели религиозной самоидентификации, согласно исследованию социологов, падают, то религиозное поведение наоборот становится популярнее. 52% респондентов посещают церковные службы, 23% из них ходят в церковь раз в неделю или чаще. Социологи перепроверили эти данные, спросив у каждого респондента, был ли он в церкви в минувшее воскресенье. Утвердительно ответили 21% опрошенных.

Каждый десятый украинец регулярно материально поддерживает церковь. Причем уровень поддержки зависит от региона. На востоке страны он ниже (5,6% опрошенных жертвуют церквям), а на западе – выше (21,9%).

Кому из религиозных лидеров доверяют украинцы

Жители западных областей Украины больше доверяют церкви, чем их соотечественники на востоке: 83% против 32%. Отдельно задавался вопрос, считают ли украинцы церковь моральным авторитетом. На него утвердительно ответили почти 65% респондентов на западе и только 28% на востоке.

Среди мировых религиозных лидеров украинцы доверяют не кому-то из православных иерархов, а папе римскому Франциску: положительный баланс составил +26,3 процентных пункта (доверяют 41,5% процент, не доверяют 15,2% процента опрошенных).

Первый руководитель новой автокефальной церкви митрополит Епифаний занял второе место в рейтинге доверия (+19,9 процентных пунктов), на третьем – Вселенский патриарх Варфоломей (он возглавляет Константинопольский патриархат; +15,4 процентных пунктов), на четвертом – глава греко-католиков Украины архиепископ Святослав (+12,1 процентный пункт), на пятом – митрополит Московского патриархата в Украине Онуфрий (+10,3 процентный пункт) и, наконец, на шестом – почетный патриарх Филарет (+2.8 процентный пункт).

Единственный религиозный лидер, уровень недоверия к которому превышает уровень доверия, – это глава РПЦ патриарх Кирилл (–28,9 процентный пункт). Даже среди последователей церкви Московского патриархата в Украине больше людей не доверяют патриарху Кириллу, чем доверяют: 38,8% против 35%.

Нужно ли слияние церкви с государством

Более двух третей опрошенных (69,2%) социологами украинцев считают, что в стране соблюдается религиозная свобода и равенство разных вероисповеданий перед законом. Почти половина опрошенных (47,9%) заявили, что церкви злоупотребляют предоставленными им правами и свободами.

Интересно, что почти 80% верующих Московского патриархата в Украине также поддерживают точку зрения о соблюдении в стране религиозной свободы. Это заметно отличается от того, что говорит патриарх Кирилл и высшее руководство Русской православной церкви: они утверждают, что в Украине верующие Московского патриархата подвергаются религиозным гонениям, дискриминации по религиозному признаку и даже геноциду.

Поводом для таких громких заявлений стал принятых украинским парламентом закон, который облегчил процедуру смены юрисдикции для религиозных общин. После этого и после получения Томоса общины Московского патриархата стали переходить в ПЦУ. РПЦ называет это рейдерством, а ПЦУ – естественным правом общин на самоопределение.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Церковь на выбор. Как будет работать украинский закон о религиозных общинах

Украинцы не хотят менять тот факт, что церковь отделена от государства. Многие опрошенные видят в государственной религии угрозу свободе совести и путь к дискриминации. Также украинцы против преподавания религии в школах, лишь 13% респондентов поддерживают эту идею.

15,5% участников исследования считают, что церкви нужно обложить налогами.

Использование церковной темы политиками в предвыборных кампаниях и в качестве способа повысить рейтинг не поддерживают 38% респондентов, а еще 41% равнодушно относятся к этому. Две трети (71%) опрошенных украинцев ожидают от религиозных лидеров, что они встанут на защиту самых бедных, если власти будут их притеснять.

В октябре Синод Вселенской православной церкви принял решение предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Таким образом, процесс получения Томоса вышел на финишную прямую, и уже в ближайшее время ожидается проведение Собора, на котором будет создана поместная УПЦ. Delo.UA решило узнать, что будет с церквями — историческими памятниками, которые сейчас находятся в пользовании религиозных конфессий, а в частности с лаврами.

Открытый вопрос

Вначале следует отметить, что в управлении Московского патриархата сейчас находятся пять Лавр, и три из них на территории Украины. Эти лавры входят в список 11 главнейших православных монастырей в мире. Кроме Украины, большие православные монастыри находятся в России, Греции, Палестине, Румынии, Польше и Грузии.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Потому очень важно, кому будут принадлежать три украинские лавры. В Министерстве культуры Украины сообщили, что лавры (речь идет о Почаевской и Печерской) находятся в государственной собственности, и такие объекты национального значения никому в собственность не передаются.

Нижняя часть Киево-Печерской и Почаевская лавра переданы на 50 лет в аренду УПЦ МП, подтвердили в ведомстве.

Предстоятель УПЦ КП Филарет уже заявил, что Киево-Печерская и Почаевская лавры должны перейти Украинской поместной церкви: «Это украинские святыни, и они не могут принадлежать Русской Церкви. Если в Украине будет одна Поместная Православная Церковь, а вторая будет российская, то неестественно, чтобы украинские святыни принадлежали российской церкви».

В прошлом месяце Министерство культуры Украины инициировало перепись имущества, которое находится в пользовании у религиозных организаций. Тогда и пошли разговоры о том, что Украину может ожидать передел церковного имущества.

В самом Министерстве поспешили заверить, что речь идет всего лишь о 160 предметах национального наследия, которые находятся в церкви на временном хранении.

«По законодательству мы должны иногда проводить инвентаризацию предметов. Они находятся в церквях на правах аренды, у нас с ними подписаны все договоры. Проверка показала, что все предметы на месте», — заверила заместитель министра Тамара Мазур.

Что же касается культовых сооружений, то на сегодня часть Киево-Печерской лавры и Почаевской лавры находятся в управлении Минкульта. Однако что будет с ними после Томоса, в Министерстве пока не знают.

Сегодня в Минкульте не ведут какого-то отдельного списка религиозных сооружений, находящихся в их управлении.

«По идее, конфессиональную принадлежность каждого отдельного объекта должна решать община. Однако на сегодня этот вопрос не урегулирован государством на законодательном уровне. Что будет с этими зданиями после Томоса — сказать пока сложно», — сообщили в комментарии Delo.UA в Минкульте.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра является одним из старейших монастырей на территории Украины. Основанная в 1051 году монахом Антонием, она в 1582 году получила ставропигию и напрямую подчинялась Константинопольскому патриарху. В 1688 году монастырь получил статус лавры.

Лавру два раза закрывали — в 1930 году и в начале 1960-х годов. В конце 1980-х годов монахам передали Дальние пещеры, после чего там находились священники УПЦ МП. В 1992 году, когда была создана УПЦ Киевского патриархата, Печерскую лавру решили оставить за Московским патриархатом. Как вспоминает экс-глава КГГА Иван Салий, в 1992 году городские власти долго советовались и приняли решение Владимирский собор, апартаменты митрополита на Пушкинской, Андреевскую церковь оставить за Филаретом (УПЦ КП), София не должна была принадлежать никакой конфессии, а лавру отдали митрополиту Владимиру из РПЦ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Томос для Украины: что нужно знать

На сегодня же Киево-Печерская лавра поделена на две — на Верхнюю лавру и Нижнюю лавру. Верхняя лавра — это преимущественно ансамбль Успенского собора, он вместе с Софией и входит в состав заповедника, который находится в управлении Минкульта. Однако это только малая часть Киево-Печерской Лавры.

Большая часть зданий, а именно так называемая Нижняя лавра уже 5 лет находится в пользовании юридического лица «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь)». Всего же распоряжением Кабинета Министров от 11 июля 2013 года этому юридическому лицу было передано 79 зданий в Нижней лавре, на улицах Лаврская 11 и Лаврская 15.

Почаевская лавра

Вместе с Киево-Печерской Почаевская лавра является важнейшим монастырем в Украине. Первое упоминание о Лавре в Почаеве относится к 1527 году. Статус лавры монастырь получил в 1833 году.

В ответ на запрос в Министерстве культуры ответили, что сегодня Почаевская лавра находится на балансе Кременецкого-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника.

Однако еще в 2003 году Кабинет министров распорядился исключить лавру из состава заповедника и передать ее в управление юридическому лицу «Почаевской Свято-Успенской Лавре». Но тем не менее распорядителем этого имущества все же является государство.

Уже ставился вопрос через суд прервать эту аренду, если будет доказано, что Почаевская лавра передавалась в аренду с нарушениями законодательства. Но директор департамента по делам религий и национальностей Минкульта Андрей Юраш заявил, что «здесь нет оснований для суда».

Свято-Успенская Святогорская лавра

Самой «молодой» из трех украинских лавр является Святогорская лавра в Донецкой области — статус лавры она получила только в 2004 году. Хотя по пересказам первые монахи поселились тут в XIV или XV веках.

В 1922 году монастырь был ликвидирован, снова свою деятельность святыня возобновила только через 70 лет — в 1992 году. Через 12 лет после этого монастырь получил статус лавры от российского патриарха Алексия.

При этом Филарет не признает за Святогорской лаврой статус лавры. «Это лавра Януковича. Она лаврой никогда не была», — считает он.

В Минкульте на запрос Delo.UA ответили, что в отличие от первых двух лавр, Святогорская лавра не находится на балансе учреждений, находящихся в управлении Минкульта.

Кому будут принадлежать лавры

Получение автокефалии Украинской церковью снова подняло дискуссию вокруг принадлежности святынь.

Например, бывший председатель Государственного комитета по делам национальностей и религий Юрий Решетников считает, что все лавры находятся в законном пользовании Украинской православной церкви Московского патриархата.

«Сейчас эта церковь владеет Лаврами на законных основаниях. Я пока не вижу причин отбирать святыни в УПЦ МП, иначе это может привести к громкому международному скандалу», — отмечает он.

Религиовед Юрий Черноморец отмечает, что судя по развитию событий, надеяться на быстрый переход лавр в пользование поместной церкви нереалистично, поскольку монахи этих лавр критически настроены относительно фигуры патриарха Филарета.

«Думаю, со временем, когда авторитет объединенной церкви в обществе будет расти, а авторитет РПЦ и ее руководства в Украине и мире — падать, появятся условия для участия сегодняшней УПЦ МП в поместной церкви. Однако этого стоит ожидать только через несколько лет», — считает он.

Как считает религиовед, за эти несколько лет единая поместная церковь сможет получить в пользование только те сооружения, которые остаются на территории лавр в безусловной государственной собственности (например, такие храмы и корпуса есть на территории Верхней лавры).

«Однако в целом этот вопрос не следует форсировать, поскольку «защита святынь» может лишь мобилизировать сторонников УПЦ МП, для которых мир будет делиться на «злых украинцев» и «хороших русских» при таком развитии событий», — отмечает Черноморец.

Как с помощью государства вернуть святыни законным путем

Даже находясь во владении различных юридических лиц, культовые сооружения, здания на территории Киево-Печерской и Почаевской лавр являются собственностью государства, отмечает адвокат Юрий Бауман.

Он рассматривает два варианта возвращения имущества, переданного в безвозмездное пользование:

  1. принятие специального закона, которым будет урегулирован вопрос использования культовых сооружений. Принят такой закон может быть после создания Украинской поместной церкви. В этом контексте стоит вспомнить Закон Украины «Об особенностях пользования Андреевской церковью Национального заповедника «София Киевская». В нем определено, что объект культурного наследия Андреевская церковь переходит в постоянное пользование Вселенскому Патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. При этом здание продолжает оставаться в государственной собственности.
  2. реорганизация религиозных организаций, а также отмена нормативно-правовых актов, которыми имущество было передано религиозным организациям в безвозмездное пользование. Вместо них могут быть приняты новые нормативно-правовые акты (распоряжения, решения, постановления), которыми будет передано имущество в пользование Украинской поместной православной церкви.

Всего же, по данным Министерства культуры, в Украине насчитывается 18261 православных парафий, из них больше всего парафий насчитывает УПЦ МП — 12348, УПЦ КП — 5167, УАПЦ — 1167.

Большинство храмов было построено уже за последние 27 лет независимости и зарегистрированы на частные организации.

После Томоса общины могут самостоятельно решать, какую парафию избрать, отмечает Андрей Юраш.

Он напомнил, что еще в 2016 году в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона №4128. Законопроект предусматривает, что община свободно может поменять свою подчиненность тому или иному патриархату простым большинством присутствующих на собрании прихожан. Принадлежность к общине определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины.

После того как община проголосует за переход в другой патриархат, она должна зарегистрировать новую редакцию устава в местном органе власти.

«Владельцем церковного имущества является каждая конкретная религиозная община, она и будет решать его судьбу», — отметил Юраш.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

Послушники и священники говорят об одном и том же сценарии, который применили вандалы: они забрасывали храмы «коктейлями Молотова». При этом во всех четырех случаях украинская полиция отказалась возбуждать дело об умышленном поджоге, переквалифицировав деяния на «порчу имущества». О последнем случае, который произошел в ночь на пятницу, сообщили на своей странице в соцсетях представители Одесской епархии УПЦ МП. Злоумышленники сначала подожгли две машины, а затем бросили бутылки с зажигательной смесью в монастырские постройки одновременно в трех местах. Пожар на площади 600 квадратных метров тушили около четырех часов, при этом сломал ногу архимандрит Владимир (Якименко), помогавший послушникам обуздать пламя.

Как отмечает издание «Страна», в последние две недели на Украине идет настоящая атака на церкви УПЦ. 12 апреля был подожжен Свято-Успенский мужской монастырь в Ровенской области. Сгорела половина построек: гостиница для паломников, мастерская, где монахи проводили работы по дереву, свечной мини-завод, а также большое количество дров. Монахи сказали, что нашли бутылки с зажигательной смесью при тушении огня. Пожарные заявили, что причиной возгорания стало короткое замыкание.

15 апреля во время Страстной недели злоумышленник подожгли, спалив дотла деревянный храм святой мученицы Параскевы в селе Лукавцы Черновицкой области, который простоял более 120 лет. Пожар начался в три часа ночи. В полиции опять заявили о коротком замыкании, однако священники сообщили, что храм накануне был полностью обесточен. Наконец, 21 апреля загорелся Гамалиевский женский монастырь УПЦ в Сумской области, который знаменит тем, что в нем находятся усыпальница гетмана Войска Запорожского Ивана Скоропадского и других членов этого казацкого рода. Полиция возбудила дело о нарушении правил противопожарной безопасности.

При этом, как отмечают эксперты, эти поджоги совпали с беспрецедентной кампанией травли УПЦ МП, которую представители украинских властей и СМИ обвиняют якобы в «повальных нарушениях правил карантина». Некоторые украинские медиа делятся советами о том, как на этом основании отобрать у Украинской православной церкви Киево-Печерскую Лавру. Подобная петиция появилась на сайте администрации украинского президента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *