Уничижение паче гордости

Уничижение паче гордости

Смотреть что такое «Уничижение паче гордости» в других словарях:

  • Уничижение паче гордости. — Уничижение (Излишнее смирение) паче гордости. См. СМИРЕНИЕ ГОРДОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Унижение (уничижение) паче гордости — – о речевом поведении, когда субъект выражает сугубую скромность, говорит о своем недостоинстве. Положительное явление. Ср. «Что вам за охота слушать мое кропание, когда есть столько хороших вещей, которые вы можете прочесть с удовольствием». «… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • унижение (уничижение) паче гордости — о речевом поведении, когда субъект выражает сугубую скромность, говорит о своем недостоинстве. Положительное явление. • Ср. «Что вам за охота слушать мое кропание, когда есть столько хороших вещей, которые вы можете прочесть с… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • уничижение(унижение) паче гордости — (паче лучше) Ср. Уничижение паче гордости , т.е. излишнее смирение больше гордости. Ср. Этого быть не может. Вы слишком серьёзны и умны. Будто бы? Пожалуйста! Унижение паче гордости… Боборыкин. Ранние выводки. 22. Ср. Что вам за охота слушать… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • унижение паче гордости — уничижение (унижение) паче гордости (паче лучше) Ср. Уничижение паче гордости , т.е. излишнее смирение больше гордости. Ср. Этого быть не может. Вы слишком серьёзны и умны. Будто бы? Пожалуйста! Унижение паче гордости… Боборыкин. Ранние выводки … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Смирение паче гордости — Смиреніе паче гордости. Ср. Рожковъ неотступно убѣждалъ Кукушкина подѣлиться съ публикой хоть частью, хоть чѣмъ нибудь изъ его сочиненій. Смиреніе паче гордости! Горячился Рожковъ… ты самъ не знаешь цѣны своимъ произведеніямъ. Григоровичъ. Порф … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • смирение паче гордости — Ср. Рожков неотступно убеждал Кукушкина поделиться с публикой хоть частью, хоть чем нибудь из его сочинений. Смирение паче гордости! горячился Рожков… ты сам не знаешь цены своим произведениям. Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 6. Ср. Бог… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • знай край(не падай) — Ср. Минуты три продолжалось это (избиение арестанта Зазубрины). Вдруг раздался голос надзирателя: Эй, вы, черти! Знай край, да не падай . М. Горький. Зазубрина. Ср. Знай край, да не падай. На то человеку разум дан. Островский. Пучина. 1, 1. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Знай край(не падай) — Знай край (не падай). Ср. Минуты три продолжалось это (избіеніе арестанта Зазубрины). Вдругъ раздался голосъ надзирателя: Эй, вы, черти! Знай край, да не падай. М. Горькій. Зазубрина. Ср. Знай край, да не падай. На то человѣку разумъ данъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • On ne se blâme que pour être loué. — См. Уничижение паче гордости … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Как справиться с привычкой к самоуничижению

Консультация психолога: причины возникновения таких черт характера, как самоуничижение, самоедство, самобичевание, и способы борьбы с ними.

Здоровая самокритика – это прекрасное качество личности. Нужно научиться признавать свои ошибки, анализировать их и продумывать другие, более конструктивные, способы решения проблем. Важно помнить, что самокритика и самоуничижение – разные вещи.

Если вы вините себя во всех негативных явлениях, драматизируете события и ждете «наказания» чуть ли не за сам факт своего существования, это повод записаться на консультацию психолога и избавиться от привычки, которая отравляет жизнь.

Что представляет собой привычка к самоуничижению

Самоедство и самобичевание – чрезвычайно вредные привычки. Когда безрадостные мысли и чувство вины становятся постоянными, они превращаются уже не в привычку, а в черту характера. Человек «варится» в персональном адском котле, который сам же для себя и приготовил. Его негативное мышление и отношение к жизни программируют новые неприятности и поводы для самоуничижения.

Самоуничижение опасно по нескольким причинам:

  • Снижение самооценки до критического уровня.
  • Самоограничения, которые не позволяют реализоваться, раскрыть свой потенциал.
  • Неврозы, хронический стресс.
  • Ощущение собственной ничтожности и несчастливости.
  • Серьезные психосоматические заболевания.

Личный мини-ад самоедства может никогда не закончиться, если вовремя не записаться на психологическую консультацию и не разорвать порочный круг! Важно понимать, что от этого зависит дальнейшее течение жизни.

Психология человека: как рождается самоуничижение

Специалисты, изучающие психологию личности, выделяют три основные причины формирования привычки к самоуничижению:

  1. Отсутствие сформированного положительного отношения к самому себе. Психология поведения каждого человека во многом зависит от его самооценки, любви к себе, самоуважения. Если не сформировано позитивное отношение к себе и доминирует мысль о собственной ничтожности, самоедства не избежать.
  2. Неумение мириться с собственными недостатками. Нередко люди начинают ненавидеть себя за какие-то привычки, непривлекательный внешний вид или вообще по надуманным причинам. Неумение принимать себя таким, какой есть, приводит к тому, что человек оказывается «без вины виноватым».
  3. Неумение прощать. Прощение самого себя – самое важное, чему следует научиться. Нужно признать, что ошибки – нормальны и неизбежны, в них нет ничего преступного. Если накапливать злость на самого себя, это рано или поздно приведет к психологическим проблемами и даже физическим заболеваниям.

Советы, как справиться с привычкой к самоуничижению

  • Примите себя. У вас есть недостатки – факт. Они есть у всех. Примите себя со всеми недостатками, особенностями, совершенными ошибками. Прекратите этот бессмысленный внутренний диалог с самообвинениями.
  • Проанализируйте. Когда самобичевание захлестывает, переведите его в конструктивное русло. Запишите на бумаге причину самообвинений, ваши действия и ваши возможные действия. Решите, что сделаете прямо завтра для исправления ситуации, и успокойтесь. Так постепенно вы сможете трансформировать самоуничижение в здоровую самокритику и умение анализировать.
  • Не беспокойтесь. Примите решение о завтрашнем действии и запретите себе думать о нем до завтра. Если вы ничего не можете сделать, то примите этот факт и простите себя.
  • Действуйте. Помните, что ваши душевные терзания отнимают столько же, а то и больше сил, сколько конкретные действия. Примите решение действовать, а не страдать. Займите себя настолько, чтобы на дурные мысли не оставалось ни времени, ни сил!

Возможно, вы давно измучили себя самоедством, но самостоятельно справиться с привычкой вам трудно. Не расстраивайтесь! Есть множество людей, которым потребовались услуги психолога, чтобы выработать здоровую самооценку. Вы не одиноки в своих сомнениях и страданиях.

Позвоните нам в центр «Радость жизни». Психологическая консультация поможет вам разобраться в себе, научиться любить и уважать себя. У вас все получится!

Что дает самоукорение?

Вот, что писал о самоукорении в письмах преподобный Амвросий Оптинский —

«…Приходится… самим делом научаться самоукорению, которое в монашеской жизни нужнее всего. Учись, учись самоукорению; тогда без труда успокоишься. Необходимо скорее обретать успокоение через самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий ищущий спасения. Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорблений, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействием в вражьих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения.

Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения. И ты, разумея хитрость вражию, и вместе пагубу и вред сих страстей, т. е. гордости и возношения, старайся смиряться пред Богом и людьми и с самоукорением исповедуй немощь свою Господу, да подаст тебе всесильную помощь Свою и избавление. Рек бо Сам Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). И чрез Пророка глаголет: «аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). И святой Лествичник от лица страстей, т. е. гордости и возношения, говорит: «аще человек выну будет укорять себя искренно и чистосердечно пред лицем Божиим, то презрит нас, яко паутину.

…Сердечно желаю тебе духовного восхождения приличными и законными степенями, от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, т. е. во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других. Третья степень – благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений. От сих трех степеней изрождается четвертая – начало смирения, если первые три были растворяемы верою и молитвенным расположением и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви Православной и наставлениям святых отцев, которые опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения. Впрочем, скажу проще – когда по ступеням, когда просто, по ровному или неровному пространству, а всегда надо стараться ходить во смирении, согласно заповедям Господним.

Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих; тогда тебе видно будет, как нужно будет поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами. В чем окажешься виновною пред Богом и пред людьми, в том приноси покаяние и смиряйся, не дерзай никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае стараясь возлагать вину на себя, а не на других, или за грехи свои, или что ты дала повод к скорби своею неосторожностью и неискусством.

Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на него. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием. Тюри молитву непрестанно в сердце: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешную».

Бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред)

Бред самоуничижения, самообвинения, виновности, греховности — весьма близкие по клиническому содержанию патологические идеи о своих мнимых ошибках, несущест­вующих грехах, несовершенных преступлениях («в жизни не сделано ничего хорошего», «я никуда не годный человек», «вся моя жизнь — сплошная цепь ошибок и преступлений»).

Такие больные очень часто убеждены, что своими ошибками и проступками они погубили не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, что они «всем в тягость», «объедают окружающих», «не имеют никакого права даже на кусок чер­ствого хлеба». Для них характерно также ожидание наказа­ния, убежденность в его необходимости или неизбежности («я — чудовище, не понимаю, как меня земля держит», «нет такой кары, которая бы соответствовала моим проступкам»). Подобные бредовые идеи особенно характерны для пресе- нильных психозов.

Ипохондрический бред выражается в ошибочных умо­заключениях по поводу состояния собственного организма, болезненной убежденности в наличии заболевания (рака, си­филиса, «воспаления всех внутренностей», нарушения обме­на веществ), поражения всего организма или отдельных час­тей тела («кровь сгустилась, в сердце какие-то тяжи и проб­ки, скоро уже придет полный конец», «весь мочевой пузырь поражен, моча даже не идет»). Иногда больные утверждают, что они уже не существуют, у них нет желудка, нет кишеч­ника («доктор, как я могу есть, когда у меня уже нет желуд­ка, да и кишечник весь сгнил», «сердце перестало работать, печень исчезла», «почки насквозь прогнили»). Такая раз­новидность ипохондрического бреда носит название бреда отрицания или нигилистического бреда (лат. nihil — ниче­го).

Реже такое бредовое отрицание касается не собствен­ного организма, а внешнего мира: «все погибло», «солнце

погасло», «земля провалилась», «мир куда-то исчез» (подоб­ный бред так и называется — бред гибели мира).

У одного и того же больного может быть либо одна

бредовая идея, либо сразу несколько (например, одновре­менное существование бреда величия и преследования). Кроме того, один вид бредовых идей может переходить в

другой (так называемая трансформация бреда).

Больная, прежде спокойная и жизнерадостная, с 18-летнего воз­раста стала замкнутой, избегала общественных мест, уединялась, плака­ла. Через некоторое время «под строгим секретом» сообщила матери, что стоит ей где-нибудь появиться, как все тут же обращают на нее внима­ние, смеются над ней, «считают ее дурочкой». Через некоторое время начала отказываться от еды, говорила, что ее хотят отравить, чтоб она «не мозолила всем глаза своим дурацким видом». С трудом удавалось ее накормить, часто, уже взяв пищу в рот, тайком старалась ее выплюнуть. Активно лечилась и в течение нескольких лет была практически здоро­вой, работала. В возрасте 45-46 лет обнаруживала большую тревогу по поводу своего здоровья, сообщала мужу, что «внутри у нее что-то пере­ворачивается», «от подъема тяжести связки оборвались». Все чаще и ча­ще обращалась к врачам различных специальностей, просила «проверить ее организм», не верила, когда ее находили здоровой. Все более утвер­ждалась во мнении, что у нее тяжелая, неизлечимая болезнь, а врачи «просто ничего не понимают или не хотят расстраивать».

Становилась все более подавленной, ничем не могла заниматься, почти все время ле­жала в постели — «конец уже виден», «жить осталось несколько дней», «живу только одним сердцем, а все остальное уже плохо работает». С течением времени все более отчетливо выявлялся бред отрицания: «Все органы отвалились, желудок высох, совсем не работает, мочевой пузырь истлел, все нервы атрофировались, кишечник прирос к позвоночнику». Упорно отказывалась от еды: «Желудка нет, стула уже два месяца не бы­ло, печени нет, пища сразу поступает в мышцы, они уже тоже гниют».

Навязчивые состояния — это такого рода пережива­ния, когда у человека помимо его воли возникают («навязы­ваются») какие-то мысли, страхи (фобии), влечения, сомне­ния, действия. Несмотря на критическое отношение к подоб­ным явлениям, избавиться от них человек не может. Навяз­чивые состояния (навязчивости) не обязательно симптом бо­лезни, они могут встречаться и у здоровых людей, хотя в этом случае они, как правило, не резко выражены.

Навязчивые мысли (навязчивые идеи) заключаются в появлении совершенно ненужных мыслей (умственная жвач­ка, мысли-паразиты), например, о том, почему у человека две ноги, а у лошади четыре, почему у людей носы разной фор­мы, что было бы, если бы солнце взошло на западе, а не на востоке. Понимая всю нелепость таких мыслей, относясь к ним с полной критикой, человек, тем не менее, избавиться от них не в силах.

Навязчивый счет — непреодолимое стремление счи­тать все, что попадается на пути: окна в домах, перекладины в заборе, пуговицы на пальто соседа, шаги на том или ином расстоянии. Подобные навязчивости могут также выражаться и в склонности к более сложным действиям, например в сложении цифр, составляющих номер того или иного теле­фона, в умножении отдельных цифр номеров машин, в под­считывании общего числа всех букв на странице книги.

Навязчивые сомнения, сопровождаемые обычно не­приятным, тягостным чувством, выражаются в постоянных сомнениях по поводу того, правильно ли человек сделал то или иное дело, закончил ли его. Так, врач, выписавший боль­ному рецепт, потом бесконечно сомневается, не сделал ли он ошибки в дозе. Машинистка много раз перечитывает напеча­танный текст и, не находя ошибок, тем не менее вновь испы­тывает сомнения. Преподаватель литературы постоянно со­мневается, правильно ли он назвал ученикам имена литера­турных героев, не стал ли он из-за ошибки посмешищем все­го класса. Наиболее частый вид данного рода навязчивости — мучительные сомнения, выключил ли человек перед уходом газ, погасил ли свет, запер ли дверь. Нередко страдающий такими навязчивыми сомнениями по нескольку раз возвра­щается домой, чтобы проверить, допустим, закрыл ли он дверь, но стоит ему отойти, как он вновь начинает беспоко­иться, завершил ли он это действие, не забыл ли повернуть ключ, вынуть его из замка.

Навязчивые воспоминания характеризуются непроиз­вольным появлением ярких воспоминаний обычно чего-то очень для человека неприятного, того, что он хотел бы за­быть: например, навязчиво вспоминается какой-то тягостный

для больного разговор, все детали смешного положения, в которое он когда-то попал, обстановка экзамена, на котором он с позором провалился, где ему было так стыдно.

Навязчивые страхи — фобии (гр. phobos — страх). Очень мучительны переживания страха, вызываемого самы­ми различными предметами и явлениями: боязнь высоты,

широких площадей или, наоборот, узких улиц, страх совер­шить что-то неприличное, преступное или недозволенное (например, страх убить своего единственного горячо люби­мого ребенка, страх не удержать в общественном месте ки­шечные газы, страх громко кричать в обстановке торжест­венной тишины, во время концерта), страх быть пораженным молнией, утонуть, попасть под машину, страх перед подзем­ными переходами, перед спуском по эскалатору метро, страх покраснеть в общественном месте, особенно во время щекот­ливого разговора, когда все могут подумать, что у больного «не совсем чистая совесть», страх загрязнения, страх перед острыми, колющими и режущими предметами. Особую группу составляют нозофобии — навязчивые страхи заболеть тем или иным заболеванием (кардиофобия, спидофобия, си- филофобия, канцерофобия) или даже умереть от этой болез­ни либо от каких-то других причин (страх смерти — танато- фобия; гр. thanatos — смерть).

Возникновение навязчивых страхов обычно сопрово­ждается появлением выраженной вегетативной реакции в ви­де резкого побледнения или покраснения, потливости, серд­цебиения, учащенного дыхания. Характерно, что обычно вполне критическое отношение к своему состоянию, пони­мание несостоятельности, необоснованности навязчивых страхов в момент приступа последних исчезает, и тогда че­ловек действительно уверен, что «немедленно умрет от ин­фаркта», «скончается от кровоизлияния в мозг», «погибнет от заражения крови».

Навязчивые влечения (навязчивые желания) выража­ются в появлении неприятных для человека желаний (плю­нуть в затылок впереди сидящего человека, дернуть за нос встречного, выскочить из машины на самой большой скоро­сти), всю нелепость и болезненность которых человек пони­мает. Особенность подобных влечений в том, что они обыч­но не переходят в действие, но для человека очень неприят­ны и мучительны.

Навязчивые действия характеризуются непроизволь­ным выполнением движений, чаще всего совершаемых авто­матически: человек во время разговора крутит в руках кусок бумаги, ломает спички, чертит карандашом фигуры, накру­чивает на палец прядь волос, без всякого смысла переставля­ет предметы на столе, во время чтения грызет ногти, дергает себя за ухо. Сюда же относятся и такие действия и движения, как шмыганье носом, прищелкивание пальцами, покусыва­ние губ, постоянное одергивание пиджака, непроизвольное потирание рук и многое другое. В отличие от массы других навязчивостей, эти движения и действия совершаются авто­матически, выполнение их не сопровождается никакими не­приятными чувствами, их просто не замечают. Более того, человек усилием воли может их задержать, помня о них, мо­жет их не совершать, но стоит ему отвлечься, как он снова начинает непроизвольно крутить в руках карандаш, переби­рать лежащие перед ним на столе предметы.

Ритуалы (лат. ritualis — обрядовый) — навязчивые дей­ствия и движения, совершаемые больными в качестве необ­ходимого обряда при наличии у них фобий или мучительных сомнений. Эти ритуальные движения или действия (подчас очень сложные и длительные) выполняются больными для защиты от ожидаемого несчастья или успокоения при навяз­чивых сомнениях. Например, больная с навязчивым страхом загрязнения так часто моет руки, что в день расходует по

куску мыла. Во время каждого мытья она намыливает руки не менее десяти раз, считая при этом вслух; если же почему- либо собьется со счета или ее отвлекут, то она тут же должна это число намыливаний утроить, затем вновь и вновь утроить и т. д. Больной с навязчивым страхом пожара время от вре­мени поворачивается трижды вокруг своей оси, испытывая

после этого на какой-то период успокоение. Девочка с навяз­чивым страхом подавиться перед каждым приемом пищи ставит тарелку себе на голову. Женщина, склонная к навяз­чивым сомнениям, закрыла ли она входную дверь, обяза­тельно подергает за ручку двенадцать раз, напевая про себя один и тот же мотив.

Больная П., 40 лет, страдающая разнообразными навязчивыми

явлениями в течение последних 12 лет, впервые стала испытывать навяз­чивый страх с 13 лет, когда, выходя из кинозала, почувствовала острый позыв на мочеиспускание. С этот дня возникла фобия не удержать мочу в общественном месте, особенно при большом скоплении людей. В осталь­ном чувствовала себя здоровой, успешно окончила школу, поступила на работу. В 19-летнем возрасте (на фоне переутомления и длительного не­досыпания) возник мучительный страх сойти с ума (этому способствовал рассказ подруги о заболевании ее дяди), и несколько позднее присоеди­нился страх заболеть ранним склерозом и гипертонической болезнью и

умереть от этого. С трудом работала, плохо спала по ночам, читала массу

медицинской литературы. Лечилась, состояние улучшилось, однако по­сле разрыва с женихом вновь, с еще большей силой стали беспокоить навязчивые страхи, особенно сильно — страх смерти от атеросклероза и гипертонической болезни. Очень ярко представляла себе сцену своей смерти и похорон.

Понимала нелепость своих страхов, но избавиться от них не мог­ла. Некоторое успокоение чувствовала после совершения таких ритуаль­ных действий: снимала с себя одежду и, покрутив каждую вещь три раза, бросала ее на пол, но так, чтобы одна вещь лежала не менее чем на мет­ровом расстоянии от другой, «а еще лучше, чтоб чулок летел в один ко­нец комнаты, кофточка — в другой, а туфли — на балкон». Состояние осо­бенно ухудшилось после присоединения навязчивого страха острых и режущих предметов, который постепенно стал «самым главным, самым ужасным», в то время как прежние фобии уже почти не беспокоили. Кроме того, возникли очень мучительные навязчивые влечения выколоть себе глаза, затянуться полотенцем, разрезать кожу щеки.

РАССТРОЙСТВА САМОСОЗНАНИЯ, РАСТЕРЯННОСТЬ

Деперсонализация — такое нарушение сознания соб­ственной личности, когда человек чувствует себя каким-то изменившимся, не таким, как прежде: «это и я, и не я», «дру­гим я стал, не тем, что был», «вот и голос тоже какой-то не мой», «я словно бы мертвый». Деперсонализационные пере­живания нередко сочетаются с дереализацией, но могут воз­никать и отдельно. Выделяют следующие виды деперсонали­зации: аутопсихическая, соматопсихическая, аллопсихиче-

ская.

самоуничижение

В Викиданных есть лексема самоуничижение (L160415).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. самоуничиже́ние самоуничиже́ния
Р. самоуничиже́ния самоуничиже́ний
Д. самоуничиже́нию самоуничиже́ниям
В. самоуничиже́ние самоуничиже́ния
Тв. самоуничиже́нием самоуничиже́ниями
Пр. самоуничиже́нии самоуничиже́ниях

са-мо-у·ни-чи-же́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сам-; интерфикс: -о-; корень: -уничиж-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. уничижение самого себя, признание себя ничтожным ◆ Ну, как ему не любить её, когда она такая чудная, а я скверная и злая!» — подумала я с внезапным наплывом самоуничижения. Я перелезла к ней на кровать, прижалась к ней и заплакала. С. В. Ковалевская, «Воспоминания детства», 1890 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Какой-то гнев, какое-то негодование отражались на обыкновенно тихом лице её вместо всегдашнего самоуничижения и благоговения к мужу. Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова «, 1849 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Я обошёл свой столик и стал лицом к ним, — пиво ляпало на мрамор, я не мог высвободить большого пальца, запутавшегося в ручке кружки, — хмельной, я разразился признаниями: самоуничижение и заносчивость слились в одном горьком потоке. Ю. К. Олеша, «Зависть», 1927 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. психиатр. заниженная оценка психически больным своих личностных или физических качеств, чаще всего наблюдаемая при депрессивных состояниях ◆ В некоторых случаях бред преследования в той или другой форме комбинируется с бредом самообвинения, самоуничижения. В. А. Гиляровский, «Психиатрия», 1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. самоумаление
  2. самоунижение

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Образовано из само- (сам) + уничижение (уничижать).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • бред самоуничижения

Перевод

Список переводов

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Бредовые идеи очень многообразны, на основе ряда параметров выделяют различные типы бреда:

По содержанию (сюжету, фабуле).

Содержание бредовых идей — это то, что первое обращает на себя внимание при попытке классифицировать бред. Однако анализ непосредственного содержания бреда имеет ограниченное диагностическое значение, так как содержание бреда в значительной степени зависит от факторов, не имеющих прямого отношения к болезни, его вызывающей (эпоха, социальное окружение, жизненные интересы и ценности пациента и пр.).

Так, бредовые идеи во многом отражают специфику времени, в котором живет человек. Например, у некоторых пациентов, заболевших в 1970–80-х годах, до настоящего времени на протяжении более 30 лет в переживаниях фигурируют деятели КГБ и коммунистической партии той поры, хотя они уже давно сошли с политической сцены, а страна стала совершенно другой. При этом, если у этих пациентов преобладают убеждения о влиянии на них «лазерами» и другими техническими средствами, то у пациентов, заболевших на рубеже конца 1980 — начала 1990-х годов чаще стали появляться идеи порчи, сглаза, воздействия колдунов и экстрасенсов (тогда было время возрождения интереса к этим вопросам после того, как они были закрыты для обсуждения в СССР).

Тем не менее три основные (наиболее общие) фабулы бреда — преследования, величия и самообвинения — встречаются неизменно, кроме того, их выделение несет определенную диагностическую информацию (к примеру, идеи самообвинения, скорее всего, свидетельствуют о наличии депрессии и могут означать повышение риска суицидных попыток).

А. БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Бред преследования (персекуторный бред, параноидный бред) — убежденность в том, что некие личности так или иначе следуют за больным со стремлением причинить ему вред. Идеи этого круга вызывают у пациентов тревогу, страх и попытки избежать преследование. Последние имеют два типа:

• Попытки оградить себя чем-либо от преследователей: убежать, уехать в другой город (т.е. оградить расстоянием), закрыть комнату на дополнительные замки, заколотить окна, одеться в защитную одежду, отказаться от еды, иногда — совершить самоубийство.

• Попытки своими активными действиями сделать преследование невозможным («преследуемые преследователи»): раскладывают по квартире метки, по которым можно было бы вычислить и доказать присутствие посторонних, ищут их или сами начинают следить за теми людьми, кто, по их мнению, их преследует, угрожают, а в некоторых случаях проявляют физическую агрессию.

Частными вариантами идей преследования являются идеи:

  • Преследования (в узком смысле) — преследователи повсюду, следят на улице, в транспорте, наблюдают из окон напротив, проникают в квартиру в отсутствие хозяина, устанавливают подслушивающие устройства, специальные программы в компьютер и т.д.
  • Воздействия — преследователи оказывают намеренное воздействие на тело, психику или волю с помощью физического (некие лучи или поля, которые возникают от действия приборов, лазеров, микрочипов, космических тел) или психического воздействия (гипноз, сглаз, колдовство, божественный промысел или дьявольский соблазн).
  • Отравления — преследователи травят с помощью добавления неких ядов в пищу, запускания ядовитых газов в вентиляцию, под дверь и пр.
  • Ущерба (материального ущерба) — преследователи воруют или портят вещи, продукты, мебель, якобы незаконно завладели недвижимостью и пр.
  • Отношения — убежденность в том, что нейтральные или относящиеся к другим лицам замечания окружающих на самом деле относятся к больному, намекают на него.
  • Инсценировки — убежденность в том, что все происходящее вокруг является специально подстроенной инсценировкой, преследующей особые цели, все вокруг находятся в сговоре.
  • Ревности — убежденность в неверности партнера, сбор улик.
  • Сутяжничества (или бред кверулянтов, от лат. querulus — постоянно жалующийся) — упорная борьба по отстаиванию своих якобы попранных прав; больные обращаются с жалобами во всевозможные инстанции, собирают огромные количества представляющихся им важными документов.

Б. БРЕД ВЕЛИЧИЯ

Бред величия характеризуется значительной переоценкой больным своего статуса в обществе, своих психических и физических возможностей. В большинстве случаев больные с бредом величия спокойны и доброжелательны, терпимы к внешним неудобствам и не склонны к агрессии, хотя в некоторых случаях могут быть нетерпеливы или даже злобны при неудачных попытках заставить слушать или следовать за собой окружающих людей.

Частные случаи бреда величия:

  • богатства — убежденность в обладании огромным состоянием, сокровищами;
  • высокого происхождения — убежденность в происхождении от лиц, занимающих высокое положение в обществе (принадлежность к царским династиям, потомкам известных политических лидеров, артистов);
  • особых способностей — убежденность в обладании выдающимися способностями (способностью предсказывать будущее, излечивать неизлечимые болезни, решать сложнейшие задачи и т.д.);
  • любовного очарования (любовный, эротический) — убежденность в сильной любви к больному какого-то человека, часто известного, с которым они лично не знакомы. В его поведении видят некие знаки, будто бы подтверждающие пра­вильность этих предположений (в случае известных людей видят намеки в их выступлениях по телевизору, иногда при этом считают, что они обращаются напрямую к больному или говорят о нем). Часто больные настойчиво ищут встречи с любимым, преследуют его;
  • изобретательства — убежденность в совершении грандиозного по значению изобретения или открытия;
  • реформаторства — убежденность в обладании идеей коренного переустройства жизни страны или всего мира — политического, экономического, религиозного.

В. БРЕД САМООБВИНЕНИЯ (ДЕПРЕССИВНЫЙ БРЕД)

Чаще всего бредовые идеи самообвинения сочетаются с депрессивной симптоматикой и сопровождаются повышенным риском суицидных попыток. Больные с бредом самообвинения считают, что в будущем их ждет наказание, расплата за ошибки или просто значимые жизненные тяготы. В некоторых случаях больные с подобными переживаниями совершают так называемые «расширенные суициды» — стремятся убить не только себя, но и своих близких (в том числе несовершеннолетних детей), для того чтобы уберечь их от будто бы грозящих им страданий.

  • виновности — убеждение больного, что его действия или бездействия послужили причиной каких-либо негативных событий (болезни своих детей, смерти родителей, разорения предприятий, распространения эпидемий, войн, экологических катастроф, приближающейся гибели человечества или всей Вселенной). Близок по смыслу бред греховности — приписывание себе разнообразных грехов;
  • самоуничижения — убежденность больного в собственной ничтожности (физической, психической или моральной);
  • обнищания (разорения) — убежденность в грозящей или уже состоявшейся утрате больным и его семьей принадлежавших им материальных ценностей с убежденностью в том, что они «останутся на улице» или «умрут с голоду»;
  • дисморфомания — бред наличия физического несовершенства, уродства. См. дисморфомания и дисморфофобия;
  • ипохондрический — бред болезни. См. ипохондрия.

По степени необычности бреда

Степень необычности бреда (близко по смыслу «размах» или «масштаб» бреда) может быть различна. Крайние формы:

• Бред обыденных отношений (бред «малого размаха», кухонный бред) — охватывает бытовые ситуации с участием одного или нескольких лиц из ближайшего окружения больного (соседей или родственников). Обычно представлен идеями ущерба, имеющими относительно реалистическое конкретное бытовое содержание («соседи по коммунальной квартире включают мою лампочку в коридоре, чтобы на моем счетчике набежал счет», «свекровь меняет в холодильнике мою хорошую петрушку на свою завядшую»).

• Мегаломанический (грандиозный) бред — нелепый, фантастический бред с переживаниями грандиозного масштаба. Может быть представлен как идеями величия («мне 40 тысяч лет, я — королева Франции, мой отец с планеты Ореон, я спасаю все человечество от голода, управляя всеми деньгами мира», «я —тринадцатое зодиакальное созвездие — созвездие Сковороды», «у меня десять тысяч голов»), так и идеями самообвинения («из-за меня началась Вторая мировая война», «я сдвинул Землю со своей орбиты, теперь она упадет на Солнце»). Мегаломанический ипохондрический бред («все внутренности сгнили, внутри меня совсем ничего нет — мозга нет, сердца нет, кишечника нет…», «я болен самой страшной болезнью, она вызовет эпидемию по всему миру, от которой на Земле вымрет все живое») в сочетании с депрессией называют синдромом Котара, обычно развивается в инволюционном возрасте.

По степени систематизации

Систематизированный бред — хорошо структурированный, больной в этих случаях приводит целую систему подробно продуманных и взаимосвязанных доказательств для своих утверждений, множество конкретных фактов, даты, людей, которых он подозревает, и прочие обстоятельства. Обычно это свидетельствует о длительном, постепенном развитии бреда.

Несистематизированный (отрывочный) бред — представляет собой нагромождение бредовых идей, которые могут быть совсем не связаны между собой или иметь случайную связь, которую больной выводит непосредственно во время рассказа о своих переживаниях. Может свидетельствовать об остром формировании бреда, однако в некоторых случаях наблюдается и при длительно существующем бреде.

По механизму бредообразования

  • Первичный бред (истинный) — самостоятельное расстройство сферы мышления; иногда существует изолированно, но чаще наблюдается вместе с другими психопатологическими симптомами, при этом истинный бред не может быть объяснен ими, психологически выведен из них, а развивается по собственным закономерностям. Для возникновения первичного (истинного) бреда должна быть своя собственная предпосылка, некая болезненная почва (нарушение мышления), не обусловленная другой психопатологической симптоматикой.
  • Вторичный бред (бредоподобные идеи) — возникает как следствие других психических расстройств. Бредовые идеи такого типа как бы вытекают из обусловливающих их симптомов, имеют с ними непосредственную связь и могут быть поняты через них. В некоторых случаях, даже при значительном количестве, они сами по себе не нуждаются в лечении, а теряют свою актуальность по мере купирования расстройств, которые их вызывают.

Например, острый чувственный бред, возникающий в рамках делириозного помрачения сознания, исчезает сам по мере выхода из состояния нарушенного сознания, даже в случае отсутствия лечения или только на фоне дезинтоксикационной терапии с применением транквилизаторов (поэтому использование антипсихотических препаратов — нейролептиков — в этих ситуациях не всегда обоснованно).

Обычно содержание вторичного бреда изменчиво, отражает сиюминутную реакцию на внешнюю обстановку и ту психопатологическую симптоматику, которая определяет развитие этого типа бреда (например, больной с маниакальным синдромом, излагая идеи величия, может по-разному называть себя, описывать свой статус — то летчик-космонавт, то эстрадный певец — в зависимости от аудитории, перед которой говорит, или даже по ходу одной и той же беседы; при этом он не смущается возникающих противоречий, тут же находя им свое объяснение).

Примеры развития вторичного бреда:

  • Расстройства настроения. Вторичный бред может наблюдаться в рамках типичных депрессивных и маниакальных синдромов психотического уровня, его содержание определяется доминирующим настроением.
  • Делириозное помрачение сознания. Особенно ярко бред и истинные галлюцинации выражены при алкогольном делирии и делирии, вызванном употреблением других психоактивных веществ.
  • Нарушение памяти. Достаточно характерно формирование бредовых идей ущерба в тех случаях, когда больные из-за расстройств памяти (гипомнезии) забывают, куда положили те или иные вещи, обвиняют окружающих в краже, в дальнейшем специально прячут и перепрятывают ценности, документы и снова не могут их найти, что еще больше укрепляет их подозрения.

Различие между первичным и вторичным бредом: например, сосуществование галлюцинаций и бреда на фоне ясного сознания.

Существуют случаи, когда содержание галлюцинаций оказывает непосредственное влияние на содержание мышления. Пациент начинает верить в реальность своих обманов восприятия, при этом эти новые убеждения психологически можно полностью объяснить содержанием обманов восприятия (например, слышит, что в коридоре больницы его ругают, планируют расправу, выходит в коридор и видит беседующих врачей, понимает, что голоса принадлежат им, убегает из учреждения). То есть речь идет о вторичном бреде, представляющем собой психологически понятную реакцию на возникновение галлюцинаций и их содержание. Содержание бреда в этом случае можно предугадать, зная содержание галлюцинаций. Такие случаи обычно называют «галлюцинозами» (например, острый и хронический алкогольные галлюцинозы), т.е., несмотря на то что в клинической картине бред играет свою роль, он не настолько важен, даже чтобы выносить его в название синдрома.

В других случаях бред имеет собственную логику развития, представляя собой некую творческую разработку того, что было воспринято в галлюцинациях, т.е. некое дополнение, свой собственный вклад (например, больной стал слышать голоса незнакомых людей, которые его запугивали, говорили, что он не должен появляться в своем районе, «понял», что это его сосед организовал слежку, чтобы он продал свою квартиру, но, так как продавать квартиру больной не хотел, он решил, что непременно должен «извиниться перед соседом, отрубив себе правую руку в знак уважения к нему»). В данном случае речь идет о первичном бреде, его содержание трудно психологически объяснить содержанием галлюцинаций и невозможно предугадать. Такие случаи в самом общем виде обозначают как галлюцинаторно-бредовые синдромы (например, в рамках шизофрении).

Другой вариант деления бредовых идей по механизму образования:

Интерпретативный бред (бред толкования) — систематизированный бред, в основе которого лежат ошибочные интерпретации, «кривая логика», т.е. паралогическое мышление (см. выше).

При построении интерпретативного бреда больной опирается на реальные факты и события, но трактует, интерпретирует их избирательно, тенденциозно — берет только то, что подкрепляет и способствует дальнейшему развитию его идеи, а все контраргументы игнорирует и отбрасывает. Интерпретативный бред является системой последовательных построений, по мере своего развития все более расширяющейся, усложняющейся и детализирующейся. Обычно интерпретативный бред монотематичен, т.е. в нем развивается одна фабула, наиболее часто это либо идеи преследования (ущерба, сутяжничества, ревности), либо величия (изобретательства, реформаторства, высокого происхождения).

Чувственный бред — основан не на логических интерпретациях действительности, а на интуитивном суждении («чувстве»), которое получает в сознании больного неоправданно сильную, болезненную убедительность.

Такие бредовые идеи воспринимаются больным как данность, не требующая какого-либо логического подтверждения и обоснования. При чувственном бреде больные обычно не приводят каких-либо доказательств в пользу своего убеждения, но непоколебимо отстаивают его — «это так, потому что это так». Столкнувшись с попыткой логического разубеждения, они могут признать истинность некоторых общих доводов, свидетельствующих против их идей, но никогда не признают выводов из выявленного противоречия для своего конкретного случая («двойная бухгалтерия»).

У одинокой женщины 55 лет без значимых причин снизилось настроение, она почувствовала упадок сил, перестала ходить на работу и выходить на улицу, в течение 2 месяцев лежала дома, с хозяйством немного помогали соседи. Однажды утром произошла перемена в состоянии — вышла на улицу и увидела, что «всё вокруг серое, дома покосившиеся, асфальт растрескавшийся, деревья чахлые, люди ходят какие-то больные, дети бледные и худые, даже солнце потускнело…». Внезапно поняла, что все эти изменения произошли из-за нее. Она 2 месяца не ходила на работу, не получала зарплату и не платила за квартиру, именно из-за этого «всё ЖКХ пришло в упадок» — перестало хватать денег на ремонт домов и тротуаров, они стали разрушаться, в детских садах и школах перестали кормить детей, в больницах не лечат больных, поэтому все люди тяжело больны и «наверное, дома полны трупов». Доставлена бригадой скорой помощи в приемный покой психиатрической больницы с улицы, где падала в ноги прохожим, плакала, просила ее простить. В беседе с врачом признает, что знает случаи, когда люди годами не платят за квартиру и никаких последствий это для них не имеет, даже среди своих знакомых вспомнила таких людей, однако продолжает утверждать, что именно она «виновата в развале ЖКХ всей страны» из-за своей 2-месячной задолженности с оплатой счета за квартиру. Убеждена, что она «должна понести наказание», не верит, что больница, в которую ее привезли, на самом деле работает и там даже кормят больных.

Индуцированный бред — случаи, когда бред психически больного человека «передается» лицам из его окружения, т.е. близкий больному человек начинает разделять его бредовые идеи. Изредка индуцированный бред возникает не у одного, а сразу у нескольких или даже у многих людей, этот механизм был основой широко прежде распространенных «психических эпидемий», в последние годы представляют опасность случаи индуцированного бреда у жертв тоталитарных сект.

Для «заражения» болезненными взглядами необходим ряд условий:

  • продолжительное общение индуктора и индуцируемого (индуцируемых), например совместное проживание, родственные отношения (наиболее часто индуцированный бред возникает у детей или супругов больных);
  • медленное развитие и некоторая степень правдоподобия бреда «индуктора» в сочетании с его эмоциональной «заряженностью»;
  • предрасположенность индуцируемого, определяющая его внушаемость: инфантильное мышление, врожденное или приобретенное слабоумие, схожие с больным характерологические аномалии. При острых формах индуцированного бреда (в том числе «помешательстве толпы») дополнительным фактором могут явиться продолжительное тревожное ожидание и переутомление.

Индуцированный бред обычно непрочен, быстро распадается при разъединении с больным человеком.

Многие люди, слишком часто сравнивая себя с другими, страдают из-за самоуничижения, духа соперничества, зависти и высокомерия. Различение между собой и другими — фундаментальное пагубное желание. Когда вы его превзойдете, то почувствуете значительное облегчение.

Как же его преодолеть?

1. Прежде всего, если мы будем восхвалять успехи других людей и брать с них пример, то в будущем это приведет к успеху и нас. Другими словами, успех других равен нашему успеху. Нам повезло, что перед нами есть хорошие примеры чужих успехов. И нет никакого смысла завидовать им.

2. Плохая карма других — это плохая карма, которую и мы тоже накапливали в прошлом или же это плохая карма, накопления которой в будущем нам следует опасаться. Поэтому на таких людей нужно смотреть как на «отрицательных» учителей, благодаря которым мы можем дисциплинировать себя. Мы никогда не должны их презирать.

Закон кармы гласит, что если на ваших глазах совершают дурные поступки, то это — следствие того, что в прошлом и вы сами совершали подобные недобродетельные поступки. Вам следует думать, что плохая карма других равна собственной плохой карме прошлого или же той карме, опасность возникновения которой существует в будущем. Это — образ мышления в Карма-йоге. Сострадание в отношении плохой кармы, накапливаемой другими, желание устранить ее посредством практики Дхармы — вот что поможет вам совершенствовать Святое Сострадание, одно из Четырех Безмерных Состояний Души.

3.Также и наши достоинства, и наши успехи — это не нечто лично наше, приобретенное только лишь за счет собственных усилий. Существует семь процессов Тантры. Один из них называется «Превознесение». В этом процессе мы возносим благодарность своим заслугам, и одновременно с этим выражаем признательность Всевышнему, Гуру и всем Учителям, благодаря которым они были накоплены. Все наши заслуги, достоинства, успехи «дарованы» нам многочисленными Гуру и друзьями по Дхарме.

Если бы мы не жили, то не могли бы практиковать. Однако поддержание самой нашей жизни требует сотрудничества множества живущих (включая и живых существ, убиваемых ради нашего пропитания). Таким образом, не «мы живем», а «нам позволяют жить», не «мы имеем успех», а «нам даруют успех». Поэтому для людей, добившихся успеха, совершенно естественно в знак благодарности поделиться этим успехом с другими. В противном же случае ваш успех вызовет зависть.

К тому же, действуя так, вы сможете избежать ловушки высокомерия под видом сострадания, как, например: «Я из сил выбиваюсь, чтобы вас спасти!» Собственные успехи обретаются благодаря усилиям других, иначе говоря, собственный успех — это и успех другого. Здесь — тот же принцип: не существует различения между собой и другими. Все мы зависим друг от друга и все связаны между собой.

4. Также и наши недостатки, наши неудачи — это не только лично наше. Многие люди тоже совершают аналогичные ошибки. Мы живем в мире, обществе, группе людей, терпящих похожие неудачи. Поэтому, чем больше мы преодолеем своих недостатков, тем больше мы сможем помогать другим в решении схожих проблем. Тот, кто никогда не страдал, не сможет помочь страдающему.

Сами по себе явления не являются ни плохими, ни хорошими. То же самое касается и проявлений нашего сознания. Хороши они или плохи — зависит от того, способствуют ли данные явления развитию зрелости вашей души, или приводят вас к негативной работе сознания. Так что ваши нынешние недостатки или же низкий духовный уровень — не то, что можно однозначно назвать абсолютно плохим. Преодолев эти недостатки, вы обретаете способность помогать людям с аналогичными проблемами.

В этом заключается один из смыслов обета «Я делаю свои страдания своей радостью, я делаю страдания других своими страданиями».

Говоря другими словами, нет абсолютных недостатков или абсолютных достоинств, они являются двумя сторонами одной медали. То есть, они — просто части нашей индивидуальности. Если быть позитивным, то и низкий уровень превратится в потенциал для будущего развития. В противном же случае даже высокий духовный уровень станет лишь ловушкой, ведущей к падению (например, когда из-за высокомерия перестаешь прилагать усилия).

«За бедой идет удача», «Кризис дает шанс», «Радость и страдание — две стороны одной медали», «Я делаю свои страдания своей радостью…» — все эти пословицы и обеты говорят об одном и том же. И именно таков путь к обретению нерушимого сознания.

Один из самых выдающихся предпринимателей послевоенной Японии, Коносукэ Мацусита, основатель международного гиганта «Панасоник», писал в своей автобиографии, что зная о своей физической слабости, он избежал авторитарного метода управления, но научился просить подчиненных выполнять свои обязанности. Он также сделал правилом воздерживаться от крайностей, благодаря чему долго жил. Так как он был лишен возможности посещать школу, у него не было гордости, он мог с готовностью, послушно учиться у любого человека. Пойдя в ученики ремесленника, будучи мальчиком на побегушках, он смог быстро выучиться ведению бизнеса. Это — тоже хороший пример тому, как человек превратил свои страдания в свою радость.

6. Все время сожалеть о совершенных в прошлом ошибках и заниматься самоуничижением — это ошибочный подход. Анализ же своих ошибок — это залог успеха. Думая об ошибках как об источнике успеха, а о недостатках как об источнике достоинств, мы должны всегда обладать позитивным мышлением. Люди, испытавшие множество неудач, становятся добрее к окружающим. Неудачи — драгоценное имущество. Бессмысленно и невежественно намеренно терпеть неудачи, однако нельзя, боясь неудач, впадать в негатив и самоуничижаться из-за прошлых ошибок. Нужно постоянно думать и жить позитивно.

7. Люди, захваченные гордостью и самоуничижением, даже если и практикуют, но поскольку в основе их сознания лежат эти качества, то в процессе их практики происходят резкие взлеты и падения. Когда их состояние хорошее и у них все получается — тогда они могут удовлетворить свою гордость, но когда их состояние ухудшается, то из-за невозможности удовлетворить гордость, они вообще не могут практиковать и полностью забрасывают практику. А ведь так важно практиковать настойчиво и ежедневно.

Поскольку карма по своей природе непостоянна, ошибочно думать: «У меня не получается» или «Моя карма слишком плоха». Потому что так называемое «я» — это продукт кармы, и не бывает так, чтобы «я» было вечно на что-то неспособно или чтобы «моя» карма была постоянно плоха. Раз карма непостоянна, то и «я» непостоянно, и если прилагать усилия, «я» сможет измениться. Основываясь на Дхарме, следует выразить решимость: «Я могу это сделать», «За счет усилий карма изменится», «Я буду практиковать!»

8. На обратной стороне такой негативной и раболепной работы сознания, как «Я не могу практиковать», «Моя карма плоха» — часто находится лень. Иначе говоря, слабая сила воли. В этом случае с сегодняшнего дня следует начать с реально возможной, посильной для вас практики. Начав с того, что вам делать сравнительно легко и реально возможно, следует настойчиво продолжать выполнять это каждый день, постепенно увеличивая время, уделяемое практике. Карма непостоянна и может измениться, но не резко, а мало-помалу. Вот почему нужно продолжать настойчиво практиковать. (Есть случаи, когда на ступени преобразования потенциала в способность резкие изменения во внешних явлениях происходят в один момент: например, увеличивается длительность задержки дыхания или время сидения в позе Лотоса).

9. На обратной стороне лени находится невежество. Ленивым людям следует изучать Учение и за счет этого заново осознать, что если человек не практикует, то он втягивается в поток перевоплощений и может упасть в Три Скверных Мира, а также то, насколько драгоценным шансом он одарен, если в этой жизни может вести духовную практику. Если же лениться, то ваши страдания и ощущение бессмысленности существования не исчезнут, но по мере того как плохая карма будет накапливаться, страдания будут расти. И нет иного пути, кроме как настойчиво практиковать, будучи всегда позитивным.

Созвучные материалы:

  • Практика обетов
  • Буддизм и Христианство — 1
  • 4 Безмерных состояния

В прошлый раз игумен Нектарий (Морозов) рассуждал о гордости и ее проявлениях. Сегодня – о явлении вроде бы обратном, которое в народе называют самоедством. Может ли самоуничижение стать способом борьбы с гордыней, и способно ли оно в каких-то случаях нанести вред?

Когда сокрушение о грехах… не на пользу

Бывает, что человек видит какой-то свой грех, осознает свою страсть и приходит к глубокому сокрушению, порой даже испытывает омерзение по отношению к себе. Но при этом возникает закономерный вопрос: может ли такое сокрушение быть скрытой гордыней? Дело в том, что все деревья, произрастающие на почве нашего сердца, как и всякое дерево, Господь заповедует познавать по плодам. Если плодом этого сокрушения, покаянного настроя и даже в какие-то периоды омерзения по отношению к тому, что в нашем сердце сокрыто, становится изменение жизни, если это состояние влечет за собой появление ревности к самоисправлению, то, безусловно, это подлинное древо покаяния, которое приносит соответствующие ему плоды. Если же результатом такого сокрушения становится расслабление, уныние, доходящее до отчаяния, или состояние, которое обычно именуется самоедством или рефлексией, то это не подлинное покаяние, а как раз проявление живущей в нашем сердце гордыни.

Печаль по Богу, на самом деле, никогда не приводит человека в состояние расслабления, а делает его сильнее, ревностнее, дает ему решимость бороться с грехом. Остальное – печаль человека о том, что он не настолько хорош, насколько хотел бы.

Важно при этом помнить, что даже искреннее и здравое сокрушение о своих грехах может перерасти в самоуничижение, которое паче гордости. Дело в том, что все наши душевные состояния не статичны. И если мы к себе невнимательны, то, безусловно, враг может наше доброе состояние превратить в противоположное.

Как это происходит? Наверное, нужно вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что человека, намеревающегося сделать благое дело, враг сначала старается отвратить от этого, изъять его доброе намерение. А если не удается, тогда враг человека начинает обольщать гордостью и тщеславием по поводу успешности завершения дела.

В данном случае враг будет пытаться покаянный настрой и сокрушение превратить во что-то душевредное, поэтому человек должен все время себя проверять: к чему ведет его нынешнее состояние? Если вместо изменения себя мы начинаем унывать, чрезмерно печалиться, и это приводит к определенному саморазрушению – душевному, духовному, а порой даже и физическому, – то значит, мы соскользнули с правильного пути и враг нас увлекает на путь погибели.

Безусловно, бывают моменты, когда и подлинное покаяние носит характер очень болезненный, ведь для человека, совершившего что-то дурное, вполне естественно поболеть об этом сердцем, а порой даже и телесно. Но это период все-таки не продолжительный, как правило. И вряд ли радость на Небесах о едином грешнике кающемся относится к тем, кто от своего покаяния чахнет вместо того, чтобы начать меняться. Самый яркий и известный образ такого покаяния, не ведущего ко спасению, – это Иуда. Он раскаялся в предательстве Учителя, пошел и удавился.

Остаться воином Христовым

Мы можем найти в древних патериках свидетельства о том, как кто-то из монашествующей братии, пав и видя, что враг его влечет от покаяния к отчаянию, начинал самыми разными способами противостоять этому. И так из состояния поражения эти подвижники приводили себя в состояние пусть раненого, но воина, который готов вновь держать в руках оружие и вести бой.

Например, в одном патерике рассказывается о том, как некий человек, несший военную службу и в своей жизни много согрешивший, пришел к старцу святой жизни и, очевидно, поделился своим беспокойством: примет ли Господь его покаяние? А старец ответил: «Вот я вижу на тебе плащ, и он покрыт заплатами. То есть сколько бы прорех на нем ни являлось во время боев – и мечом тебя рубили, и топором, и копьем уязвляли, – ты не выбросил его. Неужели же Господь поступит так с тобой? Да, ты сам весь в шрамах грехов, но Господь тебя не оставит». И такого рода рассуждение бывает необходимо человеку, когда враг его влечет и гонит к состоянию уныния.

Еще один замечательный пример в патерике: некий брат, долгое время подвизавшийся в уединении в своей келье, вышел оттуда, пошел за водой к реке, встретил там женщину, впал с ней в грех блуда и вслед за этим возвратился к себе и стал подвизаться как ни в чем не бывало. Другому брату это было открыто, и он дивился, как же такое возможно. Наконец он пришел за объяснением. Оказывается, согрешивший монах почувствовал, что сейчас враг его просто умертвит скорбью и отчаянием и он все бросит, вернется в мир и предастся грехам, уже ни в чем себе не возбраняя. И поэтому он сказал себе: «Ну что ж, я пал, но пойду и буду подвизаться снова». То есть он понял, что его состояние может привести к тому, что мы называем рефлексией, когда человек постоянно возвращается мыслями к содеянному, но не может с этим внутренне примириться и в конце концов ломается. И брат рассудил совершенно здраво, что лучше он от этого пока внутренне отойдет и даже не будет думать сейчас о своем падении, а просто вновь будет подвизаться и жить так, как угодно Богу.

Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь

Ведь, в сущности, в чем заключается покаяние? По большому счету, Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь. Обычно человека к этому ведет именно плач и покаянное сокрушение. Но иногда бывает так, что нужно намеренно пройти мимо этого, чтобы духовно выжить, сохраниться. Об этом нужно помнить.

Бесчувственному – одно, сверхчувствительному – другое

Конечно, возможна и противоположная ситуация, когда человек, боясь впасть в некое самоедство и самоуничижение, получит навык легкомысленно относиться к своим грехам.

Если вернуться к этому конкретному эпизоду из патерика, то совершенно очевидно, что брат не отнесся к своему падению легкомысленно, потому что подвиг уединенного жительства, к которому он вернулся, требовал очень серьезных трудов и усилий. Здесь о легкомыслии говорить не приходится. И, думаю, когда он укрепился, то сполна свое падение оплакал.

Другое дело, что мы часто согрешаем и как бы не обращаем внимания на совершенный грех не потому, что боимся впасть в отчаяние, а просто потому, что нам страшно остаться наедине с обличающей нас совестью. И мы гоним от себя это обличение, образ этого греха, чтобы он не уязвлял болью наше сердце. И тогда мы удобно совершаем этот грех и второй, и третий, и четвертый раз. Опять же весь вопрос в плодах. К чему приводит нас то или иное наше решение? Решение плакать о грехе или решение благодарить Бога за то, что Он нас еще терпит; решение всматриваться в те обстоятельства, которые нас ко греху привели, и анализировать, как это произошло, или пройти мимо всего этого и устремиться к той жизни, которой мы жить должны. Это и характеризует, правильно ли наше решение или нет.

Мы все очень разные. Преподобный старец Паисий Афонский говорил о том, что есть люди, совершенно как дубовое полено – бесчувственные, а есть люди сверхчувствительные. И если человека бесчувственного враг в еще большую бесчувственность старается погрузить, чтобы он даже не сознавал того, что делает, то человека сверхчувствительного враг, наоборот, будет доводить до отчаяния. И получается, что одному на своих ошибках, преткновениях и грехопадениях заострять внимание необходимо, чтобы, всматриваясь в них, испытать ту боль, которая в конце концов должна исторгнуть из его глаз слезу покаяния; а другому нужно, наоборот, как-то немного дистанцироваться от совершенного им греха, потому что иначе он просто не сохранится и погибнет.

Сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения

Апостол Павел говорил о необходимости принять вновь в евхаристическое общение тяжко согрешившего члена христианской общины, чтобы сатана его не погубил чрезмерной печалью, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2: 11). То есть сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения, и поэтому вслед за наказанием должна быть милость.

Верить в милость и любовь Божию

Чаще всего мы вынуждены сами заботиться о своем духовном состоянии и пользоваться уроками из патериков и святоотеческих наставлений, но лучше, когда есть духовник, который может, уже хорошо зная конкретного человека, подсказать ему, что более необходимо в тот или иной момент.

Нужно помнить: Бог милостив и нас не отвергнет

Конечно, бывают ситуации, что кто-то находится дома и не может сию же минуту обратиться к духовнику, а печаль и уныние подступают к сердцу. Тогда нужно вспомнить: если есть в нашем сердце боль покаяния, желание изменить свою жизнь и далее в грехе не пребывать, то, безусловно, Бог нас никогда не отвергнет. При этом не должно требовать, чтобы Он тотчас же известил нас о Своем прощении и чтобы в наше сердце тут же вошли радость, покой, мир. Нет, но должна быть убежденность. Всё Евангелие, все Послания апостольские говорят о величайшем милосердии Господа, Который принимает всякого грешника кающегося, и мы не имеем никаких оснований в это не верить или думать, что речь идет о ком угодно, кроме нас. И на самом деле именно эта способность верить в милость и любовь Божию зачастую человека и вытаскивает из бездны греха и из бездны отчаяния.

Конечно, тут есть опасность уклониться в дерзость и даже наглость, под влиянием которых человек еще до совершения греха думает: «Господь милостив, согрешу, а потом покаюсь». О таких людях преподобный Исаак Сирин говорит, что они лукаво ходят перед Богом, и на них смерть нападает зачастую неожиданно. Об этом тоже не стоит забывать.

Но если мы исстрадались в борьбе с грехом, если мы его не хотим, если мы его ненавидим, не желаем мириться со своей слабостью и просим помощи Господа неотступно, если в нашем сердце проходит разделительная черта между нами и собственно грехом и живем мы так, чтобы с грехом не сращиваться, – всегда есть надежда на спасение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *