Упражнения для развития координации

Физическое развитие дошкольников.

Доклад «Обучение детей упражнениям в равновесии»

Задачи обучения. Упражнения в равновесии носят общеоздоровительный эффект, стимулируют деятельность ЦНС, сохраняют гибкость суставов, способствуют укреплению мышц, всестороннему освоению пространства, развивают координацию движения, устойчивость, внутреннее спокойствие, сосредоточенность, вестибулярный аппарат, содействуют восстановлению психического равновесия. Хорошо развивает функции равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела. Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Физические упражнения представляют собой специально подобранные и методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.

Типичные ошибки детей и способы их предупреждения. Нарушение точности движений, их темпа, ритмичности; рассеянность внимания. Потеря заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям. Сложность в удерживании статистических поз, в перемещении в пространстве. Для корректировки возникающих проблем необходимо многократное повторение упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях. Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями. Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них. Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю следует выделить наиболее существенные параметры движений. Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Например, при выполнении ребенком ходьбы с перешагиванием кубиков, могут возникнуть следующие проблемы. Ребенок идет, сбивая кубики, не стараясь ставить ногу между ними; или делает попытку перешагнуть и, не понимая движения, останавливается, не продолжая его; или отказывается выполнять упражнение; или, приняв стойку «ноги врозь», идет таким образом, что кубики оказываются между стопами

Использование подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15-20 см.

В средней группе упражнения усложняются: дается ходьба по шнуру с мешочком на голове, на ладони вытянутой руки, с куклой в руках; по скамейке (ставя ногу с носка, руки в стороны); предлагается перешагивать через предметы; удерживать равновесие, стоя на носках, руки вверх, а также стоя на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой, в сторону, руки на пояс, разойтись при встрече, не сходя на пол; дается ходьба с поворотом кругом и др.

При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные положения рук усложняют упражнение и утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

Для развития равновесия рекомендуются нижеуказанные упражнения.

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).

2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

3. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

4. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами (кубиками, мячами, шишками), не касаясь их руками.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.

6. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

7. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 15—20 см.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему, переступая через кубик, который поставлен на середину, и сойти вниз.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середины, повернуться кругом, дойти до конца и спрыгнуть.

10. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца (руки на поясе, в стороны или вверх) и сойти вниз.

11. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и осторожно сбежать вниз.

12. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и соскочить.

Но самым лучшим способом для развития координации у дошкольников будут игровые упражнения. Вот некоторые из них:

ПОЙМАЙ КОМАРА.

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции. Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры: Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

КАНАТОХОДЕЦ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО

Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки. ЧЕРЕЗ БООТО.

На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3м. Расстояние между кирпичиками 10-15см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА.

Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.

Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

МИШКА ИДЕТ ПО МОСТИКУ.

На землю кладут доски( ширина 25см, длина 2-2,5см). За ними на высоте подтянутой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца дочки. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке — медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.

Получить полный текст Подписаться на рассылку!

Правила: идти по скамейке на четвереньках( на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

ШИРЕ ШАГАЙ.

На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи( пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60см). В каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, попрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не выходя за его края, не задевать за обручи.

Приемы страховки, регулирования физической нагрузки, предупреждение травматизма. Упражнения проводятся в среднем либо замедленном темпе при наличии воспитателей, и возможной помощи и страховки определенным дошкольникам (воспитатель поддерживает ребенка за руку, идет рядом с ним, поощряет). Ширина гимнастической скамейки и его высота для детей разных возрастных групп должна быть определенной (Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота увеличивается от 10 до 40 см.). Не настаивать на обязательном выполнении всех элементов упражнения, если ребенок боится.

Оценка сформированности двигательного навыка. Оценивается уровень сформированности движений, показатели сравниваются со стандартными характеристиками, соответствующими возрастной норме для детей дошкольного возраста. Анализ качественных показателей помогает выявить недостатки в технике движений детей и учесть их как при подготовке к последующим занятиям, так и при планировании на дальнейший период.

«Солдатики». Подполье хутора Кочки и дети-минеры

Кто входил в подполье хутора Кочки

Когда в 42-м немцы заняли хутор Кочки (территория нынешнего Губкинского городского округа), многим из подпольщиков не было и 16. Фашисты пришли 2 июля, на рассвете. В 10 километрах севернее, у Скородного, под непрекращающейся бомбежкой пытались пробиться на восток части 21-й армии. Через несколько дней они попали в окружение под Старым Осколом.

На хуторе Кочки Саша Булгакова была единственной из подпольщиков, кто умел рисовать. В четыре года у нее парализовало ноги, и девочка видела войну в основном из окна.
В семье Саши Булгаковой, кроме нее, еще три сестры. Две из них, Катя и Аня, тяжело больны туберкулезом – тоже почти не встают из постели. Вот и вся подпольная организация. Чуть позже к девушкам присоединятся Миша Кривошапов 17 лет и его ровесники: Алеша Мигунов, Маша и Надя Булатниковы.

Кроме них, бороться с захватчиками во всем хуторе больше было некому. Ребята собирались сами и без малейшего понятия о конспирации и подготовке пытались бороться с врагом, как умеют.

Как подпольщики освобождали пленных

Кочки становятся глухим немецким тылом. Спустя всего несколько дней после того, как хутор был занят фашистами, они гнали сотни красноармейцев. По воспоминаниям колонны взятых в плен советских солдат растягивались на полкилометра.

Перед этим местных жителей предупредили, что если среди пленных окажутся их близкие или родственники, их можно забрать. Летом 42-го немцы были еще в хорошем расположении духа. Подпольщики собирали пленным еду, помогали, чем только возможно. А несколько девушек из подполья освобождали пленных, говоря немцам, что тот или иной – их муж или брат. Иногда хитрость удавалась, и немцы отпускали какого-нибудь солдата.

К ноябрю 42-го настроение немцев испортилось. Не сдающийся Сталинград дивизия за дивизией перемалывал части вермахта. В Германии не хватало рабочих рук. Решить эту проблему должна была дешевая рабочая сила с востока Европы. Добровольцам обещали сытую жизнь в свободной Германии, зарплату, как у немецких рабочих, и возможность отсылать деньги на Родину. Правда, быстро выяснилось, что Германии нужны не рабочие, а рабы, а сытая жизнь – только в нацистских агитках.

Тогда оккупационные власти перешли к силовым методам – рассылали повестки, которые обязывали явиться на сборный пункт. За уклонение по законам военного времени полагался концлагерь или расстрел, за найденную листовку – обвинение в связях с партизанами и тоже расстрел. Поэтому листовки кочкинские подпольщики прятали в валенках.

Подполье хутора Кочки – одно из немногих, участники которого переживут оккупацию в полном составе. Весной 43-го их хутор освободили. Миша Кривошапов ушел в действующую армию, сестры Булгаковы едва дожили до Победы. Последняя из них, Шура, успела оставить в газете короткую заметку об их борьбе.

Кто входил в подполье Масловой Пристани

Осенью 41-го в поселке Масловой Пристани (территория нынешнего Шебекинского городского округа) был сильный немецкий гарнизон. Позиции Красной армии расположились на несколько десятков километров восточнее. Всю зиму 41-42-го годов советские бойцы не давали немцам покоя. Информацию для боевых операций собирали через местных жителей.

Шесть деревенских мальчишек даже не по партизанскому приказу, а сами по себе, ходили по окрестным хуторам и отмечали немецкие позиции. Потом через партизанских связных сведения передавали в боевые части.

15 декабря части 226-й стрелковой дивизии должны были уничтожить немецкий гарнизон в Масловой Пристани. Операция сорвалась в последний момент… 20 декабря все шестеро мальчишек были повешены.

Село Архангельское расположено в нескольких километрах к югу от Масловой Пристани. Партизанам здесь помогал Гриша Беликов, которого называли Гриша Маленький – в 41-м ему исполнилось 13. Сначала Гриша таскал для партизан хворост и чистил оружие. Потом для смышленого мальчика нашлась другая работа. Он обходил несколько деревень, запоминал, сколько часовых дежурили и когда пересменка, искал избы с немецкими офицерами и пересчитывал замаскированные орудийные расчеты.

Детей немецкие патрули поначалу пропускали свободно. Потом, когда налеты на гарнизоны гитлеровцев начали происходить все чаще, немцы стали обращать внимание и на них. Так в селе Мясоедове погиб Витя Лупандин. Он тоже считал вражеские патрули и был на три года младше Гриши Беликова.

К зиме 42-го Гриша был уже опытным бойцом. Но минное поле на опушке своего леса заметил не сразу. В тот раз ему повезло, и мальчик смог выбраться из ловушки, а впоследствии стал отличным партизанским снайпером.

Как подростки разминировали поля

В 1943 году из уже освобожденных белгородских сел мобилизовали последних взрослых. Остались совсем дети 15-16 лет. Из них набирали минеров – так тогда называли команды для разминирования колхозных полей. На подготовку к смертельно опасному занятию отводилось 70 часов. По минам ходили 16-летние мальчики, которые за три дня подготовки в лучшем случае отличали боковой взрыватель от донного. Выносить обезвреженные боеприпасы предполагалось руками.

О погибших минерах вспомнили только в 1984 году и увековечили их память в монументе. Имя Алеши Василенко здесь первое. Потом погибли еще трое.

В селе Илёк-Пеньковка в команду минеров набрали девушек по 15-16 лет. Главное условие, чтобы не было детей, – работа опасная. Девять девчонок находились под командованием двух сержантов. Их задачей было складировать мины, собранные со всех окрестных полей.

Эта работа длилась 39 дней. 40-й стал последним. Что произошло в октябре 43-го на складе, не узнает никто. Разом сдетонировали сотни мин, которые там хранились. Все, кто был на складе, погибли. Работы по разминированию продолжались еще два года, до самого конца войны.

Зашагали ножки по дорожке

Эта игра для самых маленьких, которых ещё побуждаем ходить, вселяя уверенность в свои возможности. Взрослый встает на расстоянии 1,5-2 метров от ребёнка (затем расстояние можно увеличить) и ласково манит его к себе со словами:

Зашагали наши ножки

Прямо по дорожке, топ-топ.

Вот как мы умеем, топ-топ,

Ну-ка, веселее, топ-топ.

Это наши ножки, топ-топ,

Шагают по дорожке.

Катаем мячик

Сначала покажите малышу как можно руками толкать мяч. Затем сядьте напротив него и покатите мяч в его сторону, чтобы он поймал. Теперь его очередь толкать: «Дай мячик маме!» , в дальнейшем играют припевая:

Какой красивый мячик.

Он круглый и большой!

Катается по полу

И скачет под рукой.

Летает и кружится,

И снова на полу.

Мы любим эту быструю,

Весёлую игру!

Прятки с мышонком
Покажите малышу игрушечного мышонка и предложите поиграть с ним в прятки. Пока папа и ребёнок громко хлопают в ладоши и считают до пяти, вы прячете игрушку (сначала на видное и доступное ребёнку место, в дальнейшем постепенно усложняя задачу по поиску и всё лучше, с каждым разом лучше пряча игрушку).
Стоп
Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» – всякие действия прекращаются. Учим малыша замирать.

Догонялки
Самая интересная и весёлая игра. Малыш от вас убегает — а вы его догоняете и обнимаете. Потом меняетесь ролями.
Кто быстрее
Скажите малышу: «Кто быстрее добежит до папы или дивана, шкафа и т.д.». И начните соревнования. Конечно, малыш окажется победителем!
Морковка для зайчика
Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку.
Прятки
Предложите малышу поиграть в прятки. Скажите малышу: «Прячься от меня» и закройте глаза руками. Отправляйтесь на поиски, громко озвучивая свои действия: «Где же …(имя ребёнка)? Может он в шкафу. Проверим… Нет, здесь его нет. Может он под столом…» и т.д., пока не найдёте. Потом попросите малыша закрыть глаза или выйдите в другую комнату и там спрячьтесь.
Маленькие – большие
Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», — присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.
Холодно – тепло
Сядьте с ребёнком на ковёр, сложив ноги по-турецки. Скажите: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно. Бр-р-р». Сожмитесь в комочек, скрестив руки на груди. На слова: «Солнышко выглянуло. Стало тепло-тепло» — расслабьтесь, обмахивайтесь платочками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *