Урим туммим

Бог доверил Левию несколько предметов: Урим и Туммим.

«На судный наперсник возложи урим и туммим, и они будут у сердца Аарона, когда он будет входить во святилище перед лицом Господа» (Исх. 28, 30).

Первосвященник хранил их и узнавал посредством их волю Господа в определенных вопросах. Писание не дает нам ни описания предметов, ни описания самого процесса их использования. Но обстоятельства употребления Урима и Туммима помогают раскрывать место этих предметов в плане Божьем.

Если руководитель народа обращался с вопросом к первосвященнику, то при помощи Урима и Tуммима первосвященник мог узнавать волю Господа по отношению к Израилю (Чис. 27, 21). Часто в текстах говорится о том, что Израиль ‘вопрошает’ Господа. При этом необязательно упоминание самих Урима и Туммима . Здесь имеется в виду обращение к Господу с вопросом через Урим и Туммим. Глагол ‘вопрошать’ вместе с ‘Яхве’ или ‘Бог’ – устойчивое сочетание, которое относится к запросу с помощью Урима и Туммима. При этом упоминаются первосвященник и ефод или, по крайней мере, предполагается их присутствие.

Сам процесс запроса не объясняется ни в библейских текстах, ни во вне-библейских документах. Есть предположение, что предметами были камни для бросания жребия. Хотя для этой теории мало подтверждения, как в древних культурах, так и в библейских текстах. Бросание жребия подразумевает простые вопросы и простые ответы в виде «да» или «нет». Но такой длинный и подробный ответ о плане нападения как в 2Царств 5, 23 вряд ли возможен. При этом ответ Бога не ограничивается прямым ответом на вопрос. Он дает иногда важное дополнительное замечание (Суд. 20, 28).

Также Библия не знает случая, когда ответ Бога через Урим и Туммим подвергался бы сомнению, ответ всегда был ясен и авторитетен. Библия предупреждает о том, что народ не должен слушаться прорицателя или гадателя (Вторз. 18, 10), но относительно Урима и Туммима нет предупреждения о возможности злоупотребления. Бог обещал говорить с Израилем напрямую (Вторз. 18, 15 – 18), без манипуляции обсуждения хитрым священником, как тот мог бы делать это с гаданием и другими формами предсказания. Использование Урима и Туммима не допускало никакого шанса человеку манипулировать коммуникацией между Богом и Израилем.

Урим и Туммим несут характер «праведности, суда» (Исх. 28, 30).

Если Масоретская огласовка правильно передает значение слов – что и кумранские тексты подтверждают – то Урим означает «свет», а Туммим – «совершенство». Это может указывать на то, что свет, или сияние, играл важную роль в функционировании предметов. Что касается использования Урима и Туммима, то предлагается следующий вывод из вышесказанного: Урим и Туммим не являлись жребием. Ответы несли характер живого общения Бога с первосвященником, которому доверено было проводить запрос. Урим и Туммим использовались, чтобы утвердить пророческое заявление от первосвященника как истинное пророчество от Бога. Другими словами, первосвященник владел пророческим даром от Бога, а Урим и Туммим подтверждали его пророческое служение.

В Библии упоминается только несколько случаев использования Урима и Туммима. Хотя есть большая вероятность того, что, на самом деле, с запросом к Господу обращались чаще. Описанные ниже случаи дают общее представление о сферах действия.

Кто вопрошал Упоминание предмета Причина
Судей 1, 1 Народ нет Война
20, 18 Народ нет Война
20, 27 Финеес, первосвященник Первосвященник Война
1 Царств 10, 22 Самуил нет Избрание царя
14, 37 Саул (остался без ответа) священник Война
22, 10 Давид Ахимелех, священник Совет
23, 9 Давид Авиафар, священник Совет
28, 6 Саул (остался без ответа) Урим Война
30, 8 Давид Авиафар, священник Война
2 Царств

2, 1

Давид нет Совет
5, 19 Давид нет Война
21, 1 Давид нет (*) Голод

(*) возможно, Давид спросил пророка, ср. 2 Царств 24, 11

Большинство запросов относятся к военным действиям. Есть три случая, когда Давид просил совета для себя. Их можно в широком смысле также отнести к вопросам, имеющим военно-стратегическое значение.

Особенное положение наблюдается в книге Иисуса Навина. Когда Бог поручил Моисею поставить Иисуса Навина как преемника, в поручение включено было употребление Урима (Чис. 27, 21). Само повествование в книге Иисуса Навина не упоминает о них. Все обращение Иисуса Навина к Богу описано как прямая речь. Существует лишь один отрицательный пример, намекающий на запрос с помощью Урима и Туммима («…, а Господа не вопросили.» И.Н. 9, 14). Присутствие священников в походах Иисуса Навина и этот намек И.Н. 9,14 можно оценивать так, что все-таки запросы чаще осуществлялись посредством Урима и Туммима. Предполагая, что основанием ответов была пророческая речь священника, упоминание предметов не обязательно. Отличительная черта характера Иисуса Навина состоит в его доверии к словам Божьим (И. Н. 1, 7), а как он получил их, уже не так важно.

Урим и Туммим были инструментом для подтверждения пророческих высказываний первосвященника. Эти высказывания были судейским наставлением («праведность, суд») для народа. Высказанный суд Божий дает ясно понять, что Бог требует от Своего народа. Вождь народа мог в нужный момент обратиться к священнику, чтобы получить указание направления для дальнейшего действия. Бог уже дал обширную часть указания в виде закона. Живая и прямая помощь осталась необходима в военных действиях, которые ожидали народ в земле обетования, при этом сопровождение армии священником в качестве советника было общепринятым среди народов.

С самого начала Бог в Своем плане предусмотрел ограниченное время для периода военных походов. Когда народ окончательно завоевал землю, Бог сам заботился о мире и покое (Вторз. 12, 10). Начало этого мирного времени также связанно с тем, что Бог определил центральное место поклонения (Вторз. 12, 11). Это и есть конец Урима и Туммима. Военный советник больше не был нужен. Бог стал обитать в храме, где священник служил. Храм должен был стать местом, откуда священники должны были действовать как учители закона для народа (Ос. 4, 6; Ис. 1, 17).

Конец теократии снял со священников власть суда – это стало делом царя (2 Царств 8, 14–15). Раньше священник говорил пророческое слово, и Урим и Туммим подтверждали его. Со дня Самуила служение пророков возросло, воля Бога была во многом доступна в записанной форме (1 Царств 10, 25), тем более в храме, как центральном месте, и через священников там на служении. Слово Божье требует веры от человека. Все это отменило Урим и Туммим и сделало их лишними.

Ури́м и Тумми́м (ивр. אוּרִים תֻוְמִּים‎) — упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21

).

Значение названия

Значение слов ивр. אוּרִים וְתֻמִּים‎ не совсем ясно. Возможные варианты перевода: «светы и совершенства», в Септуагинте δήλωσις καὶ ἀλήθεια («свидетельство, сообщение, доказательство, память» и «истина, правда»), в Вульгате — doctrina et veritas «учение и истина», в церковнославянском переводе Библии — «явленіе и истина», в синодальном переводе — «урим и туммим»

.

Урим (букв. ‘светы’ от «ор» ‘свет’) упоминается в Библии Исх.28:30; Лев. 8:8; Чис. 27:21; Втор. 33:8; 1Цар. 28:6; Езд. 2:63; Неем. 7:65; Сир.33:3; Сир.45:12) — у толкователей нет определенного мнения о значении выражения «урим и туммим» (в трех местах, видимо, только с целью сокращения, употреблено только одно слово «урим»). Ясно, урим и туммим не были какими-то отдельными предметами, ибо нигде не сказано об их изготовлении, как сказано о всех других Исх.28:2—29, 31—43), но сказано только об их «возложении» Исх.28:30). Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало понятие «жребий», поскольку слова «урим» и «туммим» на Иврите начинаются: первое — на первую букву алфавита (алеф), а второе — на последнюю (тав). Проповедники, изучающие лингвистическую составляющую Библейских Писаний, видят в их значении прямое указание Бога на характеризующие Его волю слова — «альфа и омега». Связывалась такая возможность с наперсником, хотя воля Божия испрашивалась также и через посредство ефода 1Цар.23:9—12; 30:7—8). После Давида они более не упоминаются

.

Назначение

«Урим и туммим» были одним из трёх, наряду со сновидениями (1Цар.28:6) и пророчествами, дозволенных способов предсказания будущего во времена становления еврейского народа

.

Наиболее позднее упоминание об «урим и туммим» относится ко времени Давида (однако ср. Ос.3:4); после этого предсказания от имени Бога делались исключительно пророками. По возвращении из вавилонского пленения, когда использование урим и туммим прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Езд.2:63), также см. Неем.7:65

.

В Библии нет описания ни самих урим и туммим, ни способа их использования, а этимология этих слов неясна. Известно только, что на ефод первосвященника налагался наперсник, в который вкладывали «урим и туммим» (Исх.28:15-30; Лев.8:8

).

Некоторые исследователи усматривают в Септуагинте в 1Цар.14:41 (текст Библии на иврите отличен от этой греческой версии) пример использования урим и туммим: «И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! Почему не дашь Ты сегодня ответа своим слугам? Если вина на мне, дай урим, а если вина на Твоем народе Израиля, дай туммим». Употребление глаголов הפיל и נלקד применительно к урим и туммим позволяет заключить, что это был своего рода жребий (возможно, особые камешки или палочки

).

Термины «Урим и Туммим» также являются частью вероучения Адвентистов седьмого дня

.

Цитата из книги «Патриархи и Пророки»: «На правой и левой стороне нагрудника размещались два больших, ярко сверкающих камня. Они известны как Урим и Тумим. При помощи этих камней первосвященник узнавал Божью волю. Когда на суд Божий выносились различные вопросы, ореол света вокруг драгоценного камня справа был знаком Божественного согласия или одобрения, а облако, затеняющее камень слева, служило доказательством отвержения или неодобрения.»

Урим также упоминается в Еврейско-хазарской переписке.

Выражение также является девизом Йельского университета

.

Примечания

  • Тиншемет
  • Паоло Коэльо Алхимик (роман)

;Иерусалимский Храм

Структуры

Скиния · Первый Храм/ Храм Соломона · Второй Храм/ Храм Ездры/ Храм Ирода · Третий Храм/ Храм Иезекииля

Элементы

Ворота Уоррена · Жертвенник · Западный камень · Боаз и Яхин · Калал · Камень Основания · Капорет · Ковчег завета · Менора · Море литое · Портик Соломона · Святая святых · Святилище · Стена плача · Хануйот · Шекина

Жречество

Пояс · Верхняя риза к ефоду · Ефод · Жертвоприношения в иудаизме · Кетонет · Миро для священного помазания · Михнасайим · Мицнефет · Наперсник · Первосвященник · Распределение священников · Урим и Туммим · Шемен Афарсимон · Циц · Предсказания

История

Восстание Бар-Кохбы · Девятое Ава · Монеты Judaea Capta · Осада Иерусалима

Храмовая гора

Ворота · Гора Сион · Город Давида · Раскопки

См. также

Копии Еврейского Храма · Отрицание Храма · Пуп Земли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *