Истина: Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам.
Цель: Учить детей знать и исполнять повеления Бога.
Практическое христианство: Любовь к Богу (исполнение повелений Господних).
Заинтересованность:
-Ребята, у кого из вас есть друзья? Ваши друзья хорошие? А вы когда–нибудь ссорились со своими друзьями?
-А кто из вас хотел бы быть другом Богу? Вы хотите узнать, как стать другом Богу? Давайте послушаем одну интересную Библейскую историю.
Библейская история:
- Призвание Авраама.
- Авраам идёт в землю Ханаанскую по слову Божьему.
- Бог обещает Аврааму большое потомство.
- Авраам ставит жертвенник Господу.
Загадка на повторение:
-Ребята, отгадайте кто это?
В небе звёзды сосчитай.
Очень скоро, так и знай,
От тебя произойдёт
Многочисленный народ. (Авраам).
Золотой стих:
Иоанн. 15:14. «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». Заучивается во время выполнения поделок.
Применение:
Высыпать на стол разные картинки. Отложить в сторону те картинки, на которых не исполняются Божьи заповеди (драчун, показывает язык, ломает что-нибудь и т.д.). Оставшиеся картинки наклеить на ватман. Дети, кому не хватило картинок, берут человечка и клеят между картинками (по всему кругу).
- В класс приходит почтальон и отдаёт посылку. Ребята, для кого же эта посылка? (Прочитать на коробке «В Воскресную школу»), маленькая коробка, внутри которой мини-книжка из 7-8 страниц:
Стр.1 – Обложка «Я заповедую вам» (Иерем.11; 4)
Стр.2 – Нарисованы мама, папа, ребёнок. «Послушание родителям» (Колос. 3;20)
Стр.3 – Нарисован человек, который несёт тяжёлую сумку. «Помощь нуждающемуся» (Мтф. 22;39)
Стр.4 – Нарисовано сердце. «Хранить сердце» (Притч. 4;23)
Стр.5 – Нарисованы губы. «Говорить правду» (Пр 12;22)
Стр.6 – Нарисована раскрытая книга. «Читать Библию» (И.Навин 1;8)
Стр. 7 – Нарисованы следы. «Свидетельствовать» (Мк 16;15)
Стр. 8 – Нарисованы руки, сложенные в молитве. «Молиться» (1 Фес. 5;17)
Учитель должен заранее сделать мини-книжку каждому ребёнку, но без содержания. Раздать детям книжки, дети заполняют рисунками по содержанию.
- Молитва: Господи, помоги нам исполнять Твои повеления, чтобы быть Твоими друзьями. Аминь.
Домашнее задание:
Дети стараясь исполнить повеления Божьи, должны в течении недели, обводить красной ручкой в кружок то, что исполнили. Эти книжки на следующем уроке рассмотреть с детьми. Спросить детей: трудно ли им было исполнять Божьи повеления?
Поделка.
Дети вырезают фигуры и приклеивают на картинку, разукрашивают
… аще кто учится, аще учит,
с любовию сие да творит.
Святитель Филарет Московский
Родителям
В нашем храме проходят занятия в воскресной школе для детей. Целью занятий является получения православного христианского духовно-нравственного воспитания и образования детей. Преподавание проводится по некоторым предметам из предварительной программы обучения Закона Божия, составленной на основании программ обучения Русской Православной Церкви МП .
Преподавателям
Подготовка к уроку. Материалы к уроку.
План урока. План-конспект.
Проведение урока: Ход урока (по плану конспекту).
Поступление
Анкета на поступление. Заявление.
Группы
Начальная (младшая)
Средняя
Старшая
Предварительная программа обучения Закона Божия
Предметы
- Православное христианское духовно-нравственное воспитание. Основы христианской нравственности. Христианская этика.
- Основы православного вероучения.
- Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
- Православное богослужение.
- Церковнославянский язык.
- Священное Предание: Жития Святых, Церковные Праздники, Святоотеческое наследие.
- Церковное искусство и творчество: пение, рисование (основы иконописи) , литература, рукоделие.
Тематическое планирование
Введение во храм (начальные знания)
О мире
О Боге. Свойства Божии
О святых ангелах
О вере
О молитве. Отче наш.
О заповедях Божиих
О грехе
О крестном знамении
О храме
О иконах
О святых людях
О Таинствах
О Литургии
Основы христианской нравственности
Духовно-нравственное воспитание.
Жизнь. Цель христианской жизни.
Православное учение о человеке – дух, душа, тело. Целостность. Личность.
Свобода воли.
Совесть и покаяние.
Вера, надежда, любовь.
Грех (гордость, зависть, ложь, др).
Добро и зло. Зачем творить добро?
Благочестие. Добродетель, смирение, кротость, милосердие.
Терпение.
Подвиг. Решимость. Намерение. Желание. Мужество.
Чудо в жизни православного христианина.
Труд. Образование (школа, университет). Профессии. Служение в Церкви.
Христианская семья.
Защита Отечества.
Святость. Жития Святых.
Обязанности православного христианина.Правила поведения в храме.
Основы здоровья, медицина. Здоровый образ жизни. Первая медицинская помощь.
Безопасность: пожарная, на воде.
Отношение к природе.
Основы православного вероучения
Православное христианство, религия
О Боге, Пресвятая Троица. Свойства Божии.
Господь Иисус Христос. Богочеловек. Искупление.
Бог – Творец.
Сотворение мира видимого и невидимого. О мире.
Ангелы, бесы.
Сотворение человека. Рай. Смысл человеческой жизни (цель христианской жизни), назначение человека. Дух, душа, тело. Духовная жизнь православного христианина.
Грехопадение. Изгнание из Рая. Грех.
Священное Писание и Священное Предание. Библия.
Что такое вера, знание.
Крест. Крестное знамение.
Благословение священника.
Заповеди: 10 заповедей. Заповеди блаженства, две наибольшие заповеди.
Молитва. Виды молитв. Краткие молитвы. Отче наш: 7 прошений. Молитвенное правило
Пост.
Церковь.
Свеча.
Символ веры: 12 частей. Катехизис.
Церковные Праздники.
Икона. Иконостас.
Таинства. Благодать. Покаяние. Исповедь. Совесть. Таинство Причащения.
Монастырь. Монашество.
Спасение. Святость. Мученичество.
Страшный Суд.
Небесный Иерусалим.
История Церкви.
Священное Писание Ветхого и Нового Завета
Евангельские чтения. Библейская история Ветхого и Нового Завета.
Библейская история Ветхого Завета
Библейская история Нового Завета
Рождество Христово. Боговоплощение.
Крещение Господне. Богоявление.
Проповедь Господа Иисуса Христа. Учение Господа Иисуса Христа.
Нагорная проповедь.
Притчи.
Чудеса.
Великий пост.
Голгофа. Распятие.
Воскресение. Пасха.
Вознесение.
Пятидесятница.
Православное богослужение
Понимание и изучение православного богослужения. Научение молитве.
Научение молитве.
Православные молитвы. Православный молитвослов, состав. Молитвенное правило.
Молитва Господня (Отче наш).
Храм и его устройство. Храмовая архитектура.
Храм. Устройство храма. Иконостас. Икона. Поведение в храме. Свеча.
Священнослужители. Святые.
Благословение священника. Прикладывание к иконе. Записки.
Церковная утварь, предметы, сосуды.
Богослужение.
Богослужебные круги. Циклы: годовой, недельный, суточный.
Священнические одежды.
Богослужебные книги. Часослов.
Устав богослужения.
Божественная Литургия.
Всенощное Бдение.
Церковнославянский язык
Начальные знания (азбука). Умение читать, понимать и молиться по-церковнославянски.
Имяслов
Священное Предание: Жития Святых, Церковные Праздники, Святоотеческое наследие
Церковное искусство и творчество
План занятия
План занятия включает все предметы, входящие в курс обучения, но каждое занятие составляется только по нескольким для полного раскрытия изучаемой темы на уроке.
- Молитва до и после занятия.
- Проверка знаний (с прошлого урока и домашнего задания).
- Основы христианской нравственности.
- Основы православного вероучения.
- Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
- Православное богослужение.
- Церковнославянский язык.
- Священное Предание: Жития Святых, Церковные Праздники, Святоотеческое наследие.
- Церковное искусство и творчество.
- Служение в Церкви: миссия, послушание, социальное служение.
- Выводы и заключение. Закрепление изложенного материала.
- Домашнее задание.
Занятия в школе
Занятие составляется на основании предварительного плана, исходя из Евангельского Воскресного чтения, Церковных праздников и Житий Святых за прошедшую неделю. Занятие делится на несколько частей, как правило, теоретическую – изучение поставленных вероучительных вопросов и практическую – по церковному творчеству.
Практическая работа на уроке
Раскраски
Православие
Православные Праздники
Пасха
Божий мир
Детская страничка
Мультикалендарь http://tv-soyuz.ru/Multkalendar.
Детский семейный образовательный телеканал http://www.radostmoya.ru/.
Раскраски http://orthodox.es/es/2010-07-15-10-06-05/ortodoxo-periodico.
Поделки http://eknigi.org/dlja_detej/73427-masterskaya-podelok-iz-bumagi.html.
Библиотека
Список литературы
- В.Л. Шленов, Л.Г. Петрушина Список программ по Закону Божию для церковно-приходских школ, Московский Патриархат Отдел религиозного образования и катехизации, Москва 1999.
- С. Слободской Закон Божий. Руководство для семьи и школы со многими иллюстрациями, Свято-Успенская Почаевская Лавра.
- С. С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети. http://www.wco.ru/biblio/books/kulom1/Main.htm
- Христианская этика. http://rokim.org.ua/documents/
- А.В. Кураев Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
Ссылки на православные сайты
Толкование Библии http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/
Евангельские чтения http://predanie.ru/groups/info/sunday-readings/
Четвероевангелие http://wco.ru/biblio/books/aver4e/main.htm
Раскраски http://radost-brest.com/children/raskraski.php
Образовательные сайты
Церковно-приходские воскресные школы
Воскресная школа «Сретение»
при храме преподобного Серафима Саровского чудотворца в п. Песочном
Всех желающих посещать нашу воскресную школу «Сретение», мы ждем у нас по воскресениям. Для детей с 3-х лет занятия начинаются в 10:30 до 11:35. После окончания занятий, родители могут отвести ребенка на Причастие. Для детей с 7 летнего возраста занятия начинаются после Божественной Литургии и детской трапезы в 13:00 и продолжаются до 13:50. Предварительная встреча с руководителем школы иереем Сергием, знакомство ребенка с преподавателями и укладом жизнью школы, значительно облегчит «вливание» ребенка, что хорошо скажется на результате от посещения занятий.
Не смотря на многолетние реформы образовательной системы, современная школа, по-прежнему является институтом, внутри которого хоть и происходит развитие всесторонних навыков и умений, но к сожалению, без всякого соотношения их с личностью человека как части замысла Творца, осознанием высшей и главной цели в жизни – встречи с Богом – еще здесь, на земле, в своем сердце. Это знание дети не получают ни в школе, ни среди сверстников, и, зачастую, в семьях им тоже об этом не скажут. Школа сняла с себя полномочия участвовать в духовном воспитании детей, а родителям порой попросту не хватает на это сил. Но к счастью, Господь Сердцеведец ведет люди своя по дороге жизни, и все больше родителей задумываются и ищут с Божией помощью тот истинный и правильный путь, ведущий ко спасению. А путь этот лежит через Христа, потому как сам Спаситель мира сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). Воскресные школы взяли на себя часть этой ответственности, выступая помощниками родителям и обществу в воспитания у будущего поколения правильной духовно-нравственной позиции, которая невозможна без знаний о Боге и православной веры.
«Количество детей, посещающих воскресную школу «Сретение», увеличилось с 2012 года втрое в младшей группе, вдвое – в средней и старшей группах.”
Дети чувствуют Господа и принимают его всем сердцем своим, потому что Господь есть Любовь. Ребенку не надо объяснять, как красив зимний лес, укутанный снегом, или как прекрасна радуга после дождя. Ребенок видит это и восхищается. Но если ему вовремя не сказать, что это не просто стечение обстоятельств, что во всем этом благолепии присутствует рука Творца, Отца нашего Небесного, ребенок вырастит потребителем этой красоты, а не соавтором, бережным хранителем и соработником Господу в добре и созидании.
Детское сердце – чистое и горячее, оно изначально ищет Бога и правды Его. Ему только надо создать условия, где эта встреча будет случаться снова и снова. Условия, которые будут отвечать его жажде знаний о Боге, поиску истинного добра, подлинной, не искаженной современным миром, понятия Любовь. Все это люди испокон веков черпали у Матери-Церкви, главой которой является Господь-источник и податель всех благ, «воды живой текущей в жизнь вечную». Поэтому не случайно, что при нашем храме святого преподобного Серафима Саровского чудотворца возникла детская воскресная школа с символичным названием одного из удивительных и знаковых для человечества событием – Сретения Господня.
«В житейском море скрыты сети,
Вернее к Небу нет пути:
«Пока не будете, как дети,
Вам в Царство Божье не войти»
Так истины вещал Учитель,
И сонм учеников внимал;
Земли и Неба Повелитель
В объятьях отрока держал.
Леонид Бутовский”
Название нашей школы «Сретение» и смысл этого слова, диктует нам и обозначает для нас главную цель, которая заключается в воспитания у детей целостной личности христианина, основанной на православных традициях, знающего и уважающего свои корни, чтущего и понимающего традиции русской православной церкви. Мы видим в этом опору и основу для дальнейшей подготовки детей к сознательному участию в жизни и таинствах церкви.
Конечно же, эта главная и большая цель не решается так сразу и вдруг. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Добродетель – не груша. Ее сразу не съешь!».
Поэтому существует ряд задач, помогающих ее осуществить. Основные из них звучат следующим образом:
- Познакомить детей с основами православной веры. Дать детям основные, начальные понятия и представление о Боге-творце видимого и невидимого, о Святой Троице, Господе Иисусе Христе, Пр. Богородице, Церковных праздниках, таинствах Церкви.
- На примере жизни святых, показать детям путь к Богу и значение жизни во Христе.
- Дать детям пример уважительного отношения к святыням, к церкви (как телу Христову), частью которого являются и они тоже.
- Воспитание в детях чувства дружбы, сплоченности, доброты, милосердия к ближнему, бережного отношения к сотворенному Богом миру, уважения не только друг к другу, но и ко взрослым.
- Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к своей работе и работе сверстников.
- Воспитание аккуратности и усидчивости, навыков терпения, внимания и послушания.
- Развитие навыка молитвы перед началом и в конце всякого доброго дела, урока, приема пищи. Развитие навыка молитвы о ближнем, и молитвы как живого общения с Господом, благодарности Ему во всем.
Достижение поставленных задач происходит с помощью различных педагогических приемов и методов. Исходя из возрастных и психологических особенностей детей, мы стараемся сделать уроки живыми и интересными. Ведь ребята посещают воскресную школу в свой выходной, и простой поток информации вряд ли оставит глубокий след в душе ребенка. Некоторые сюжеты из повествования пробуем разыграть по ролям – детям это доставляет радость, они лучше запоминают услышанное, глубже понимают смысл, становятся активными, а не пассивными потребителями информации.
Для взрослых детей очень актуальна тема взаимодействия со сверстниками. В этом нам помогает прием «Взгляд со стороны».
С помощью этого приема, ребята имеют возможность обсудить самые насущные проблемы, затруднительные ситуации, поделится своим опытом выхода из сложившихся обстоятельств. У детей развивается навык осмысления своей жизни с точки зрения Божиих заповедей.
Дети помладше очень любят, когда педагоги предлагают им творческие задания. (лепки, рисования, аппликации и т.д.) Как правило, творческая поделка по замыслу связана с темой урока. Да и сама возможность подарить своим близким кусочек своего творчества очень радует детей и их родителей.
Ценность нашей школы заключается в том, что ее могут посещать детки, начиная с 3-3,5 летнего возраста. Из года в год запас знаний растет в них, и сама церковная жизнь входит в них естественным образом, давая им опору и направление в развитии. При этом родители, пока их дети находятся на занятиях, могут участвовать в литургии.
С 2012 года нашими воспитанниками пройден следующий материал: Круг церковных праздников, тем самым делая участие детей в богослужении более осознанным. Ребята средней и старшей группы подробно разобрали и изучили Символ Веры и Ветхий Завет. На настоящий момент по специально подготовленной программе, адаптированной для детей младшего возраста преподается цикл занятий по «Храмоведению». Перед малышами постепенно и пошагово раскрывается красота православной веры. Деткам объясняется значение основных праздников, разучиваются основные молитвы и правила поведения в храме, в частности во время Святого Причастия. Для детей среднего и старшего возраста были закуплены тетради с конспектами уроков: «Храмоведение» «Литургия», «Всенощное Бдение». Дети растут, и им требуется расширение полученных знаний, поэтому для следующего учебного года мы бы хотели приобрести рабочие тетради: «История христианской церкви», «Православный иконостас» «Православный катахизис». Особенностей этих тетрадей, помимо цветных и ярких иллюстраций, заключается еще в том, что в них имеются пустые строчки для записи ключевых слов и основных понятий. Заполняя пустые строчки под руководством учителя, дети фокусируют свое внимание, тем самым лучше запоминают и осознают преподаваемый материал. По окончанию учебного года каждый ребенок, регулярно посещающий воскресную школу, будет иметь свою персональную тетрадь, что позволит ему еще и еще возвращаться к пройденному материалу, обсуждая его в кругу своей семьи.
Следует так же отметить, что наше взаимодействие с детьми выходит за пределы кабинетов. Ведь детство и юность- это очень живая пора, требующая частых смен деятельности, новых впечатлений и наполнений. Поэтому ведется работа по организации и проведению детских крестных ходов и поездок к святым местам, на городские мероприятия, походы.
Детские крестные ходы заслуживают отдельного внимания. В нашем приходе сложилась добрая традиция, положенная в 2002 году, собирать детей и родителей воскресной школы и прихода для соборной детской молитвы. В марте у храма прп. Серафиму Саровскому чудотворцу (п. Песочный) берет свое начало трех километровый крестный ход в честь явления Державной иконы Божией Матери и заканчивается у храма св. пероверховных апп. Петра и Павла (п. Дибуны). В августе – семи километровый крестный ход в честь дня рождения мч. цесаревича Алексия. Крестный ход начинается от церкви св. вмч. Пантелеймона в поселке Тарховка и заканчивается у Разлива. Во время крестного хода целиком вычитывается Богородичное Правило, молитва о спасении России, молитва св. Царственным Страстотерпцам.
Преподавателями окормляются не только дети, посещающие воскресную школу, но и дети, посещающие трапезную. Ребята и родители имеют возможность с пищей земной вкушать и Слово Божие, учиться на примерах жизни святых угодников Божиих. Помимо организации процесса трапезы и выработки правил поведения юного православного христианина в общественном месте, объявлений важных событий прихода и жизни воскресной школы, происходит духовное просвещение детей и родителей, которые по каким-либо причинам не посещают воскресную школу.
В воскресной школе «Сретение» проходят музыкальные занятия, которые включают в себя изучение нотной грамоты, разучивание церковных песнопений, тропарей. Руководителем по музыке – Светланой Геннадьевной – создан ансамбль «Свирели». Ребята исполняют произведения русских классиков.
Помимо всех прочих задач, которые мы пытаемся осуществить, немаловажной и, зачастую, требующей своего отдельного подхода и осмысления является взаимодействие с родителями, консультирование их по вопросам веры, с целью того, что бы у ребенка складывалась целостная картина мира.
Следует отметить и поблагодарить наших родителей за всестороннюю помощь и сопереживание к бытовым условиям школы, за теплое, уважительное общение и взаимопонимание. Мы же со своей стороны стараемся оказывать им свою педагогическую поддержку в духовном развитии и воспитании детей. С Божией помощью, и молитвами отца настоятеля протоиерея Игоря, надеемся, что совместные труды будут плодотворны, а наши дети станут достойными приемниками и носителями православной веры.
Мы молим Преблагаго Господа и преподобного Серафима Саровского чудотворца дабы, внимая преподаваемому учению, возросли они Создателю во славу, родителем – на утешение, Церкви и отечеству – на пользу.
«На данный момент воскресную школу «Сретение» постоянно посещают 16 детей младшего возраста (от 3-х до 6 лет) и 25 детей среднего и старшего возраста. Преподавательский состав включает в себя руководителя воскресной школой иерея Сергия Довбенько; преподаватели «Закона Божьего», «Основы православной веры», «Храмоведение»: Трапезникова Ольга Львовна, Паршикова Надежда Владимировна; преподаватель музыки и руководитель ансамбля «Свирели» Светлана Геннадьевна.”