Усман халиф



1. Под солнцем Аравии

Покажите на карте (с. 41) районы расселения арабских племён к VII в. Опишите географические условия этого региона. Каким занятиям населения они способствовали?

Арабские племена расселились на территории Аравийского полуострова. Это был регион с жарким сухим климатом и наличием редких оазисов. Такой климат способствовал кочевому образу жизни, разведению верблюдов, в оазисах развивалось торговля и строились города.

2. Последний пророк

1. Почему уход Мухаммада из Мекки стал для его последователей началом новой эры?

Потому именно после этого переселения Мухаммад победил Мекку, жители которой выгнали его вероотступники, чем доказал существованием Аллаха и продолжил распространение ислама.

2. Почему Мухаммад сразу же очистил Каабу от древних изображений богов?

Чтобы арабские племена не поклонялись разным богам, а объединились, благодаря одной религии.

3. Предавшие себя Богу

В чём значение Корана для мусульман? Каковы главные обязанности мусульман?

Коран является священной книгой мусульман, как Библия у христиан или евреев. В Коране описаны основные обязанности мусульман:

вера в Аллаха,

праведный образ жизни (не воровать, не лгать, не поддаваться пагубным страстям и др.),

соблюдение шариата – мусульманского права: — признавать истинным главное положение ислама: «Нет (иного) бога, кроме (Единого) Бога, Мухаммад – его пророк»; — совершать ежедневно пять обязательных молитв; — соблюдать тридцатидневный пост в месяц рамазан; отдавать пятую часть своего дохода на милостыню и благие дела; — совершить хотя бы раз в жизни хадж – паломничество в Мекку (если позволяют доходы и обстоятельства).

4. Наместники пророка

1. На карте (с. 41) найдите территорию Арабского халифата в VII в., важнейшие города.

Важнейшие города: Мекка, Медина, Багдад, Дамаск и т.д.

2. В чём вы видите причину раскола среди мусульман?

Я думаю, что основной причиной раскола была борьба за власть халифа, которая была безграничной и включала светскую, духовную и военную сферы.

В результате этой борьбы был убит халиф Али – последний «праведный халиф», зять и друг Мухаммада. Гибель Али глубоко потрясла его сторонников. Внутри мусульманской общины они создали шииты, то есть отдельную партию. Шииты считают, что особая святость Али и его власть переходят по наследству к его потомкам.

Остальные мусульмане именуют себя суннитами. Они признают святость сунны и не верят в какую-то особую, священную роль Али, видя в нём лишь выдающегося человека. Разногласия между суннитами и шиитами не раз перерастали в кровавые столкновения.

Вопросы в конце параграфа

1. Что вы узнали об основателе ислама – Мухаммаде?

Мухаммад (ок. 570 – 632) начал свои проповеди в Мекке. После долгих размышлений и молитв в горных пещерах поблизости от Мекки Мухаммад стал призывать сограждан отказаться от поклонения языческим божествам и уверовать в Единого Бога.

Однако жители Мекки отвергли пророка, сочтя его отступником от древней веры отцов. В 622 г. Мухаммаду пришлось уйти из Мекки в соседний город Ясриб. Позже последователи Мухаммада стали вести собственное летосчисление от его переселения (по-арабски — «хиджры») в Ясриб и создали свой календарь. В отличие от европейского календаря, мусульманский календарь – лунный. В соответствии с ним 2016 г. по европейскому летосчислению приходится на 1437 и 1438 гг. хиджры.

Очень скоро Мухаммад становится правителем Ясриба, который позже переименовали в Медину, что по-арабски означает «Город Пророка», или просто «Город». Мухаммад победил в войне правителей Мекки, и для многих это оказалось лучшим доказательством истинности его учения. Мекка открыла ворота Мухаммаду. Вступив в неё, он первым делом велел выбросить из Каабы изображения всех богов, которые там были собраны. Вскоре вся Аравия объединилась вокруг Мухаммада.

2. Почему Мухаммад и его последователи терпимо относились к иудеям и христианам?

Я думаю, причиной было то, что, согласно исламу, до появления проповедей Мухаммада об Аллахе, Бог дважды посылал на землю своих пророков, которыми были Моисей и Иисус, но люди не смогли их правильно понять. Кроме того, основные заповеди Корана не отличаютcя от Библии и основаны на одних и тех моральный принципах – не убивать, не воровать, не обманывать и т.д.

3. Почему распространение ислама привело к объединению Аравии?

Потому что общая вера в единого бога Аллаха сблизила все племена помогла им объединится и не давала причин для междуусобных войн.

Вопросы к дополнительному материалу

На примере арабского предания о Каабе докажите, что ислам, христианство и иудаизм имеют общие черты.

Согласно исламским преданиям, Каабу возвел патриарх Авраам, который был частью иудейской и христианской религий. Кроме того, в исламе имя первого человека было Адам, что совпадает и с иудаизмом, и с христианством. Таким образом, ислам во многом скопировал идеи более древних религий.

1. Сколько веков разделяет время Мухаммада и того халифа, двор которого описывается в документе?

Время Мухаммада – 7 век, время написания сочинения – 11 век, значит их разделяют 4 века.

2. Каковы знаки власти халифа? Что говорят они и придворный церемониал о положении халифа в мусульманском обществе?

Халиф жил во дворце, в котором ему прислуживало большое количество слуг и охраняло большое количество воинов. Сам халиф во время приема восседал на троне в специальном зале для приемов, сиденье трона было обито шёлковой материей, шитой золотом, все вокруг было усыпано драгоценными камнями.

Все это говорит о главенствующем положении халифа в арабском обществе, так как халиф считался посланников Бога.

3. Почему халифа до поры до времени скрывает занавес и почему халиф прикрывает руку рукавом, когда её целуют?

Занавес был необходим, чтобы ни один воин не взглянул на халифа раньше, чем он. Халиф прикрывал руку рукавом, чтобы никто не касался ее ртом или губами.

4. Какие слова в этом документе указывают на то, что его автор – арабский историк?

О том, что автор арабский историк говорит то, как он поклоняется Богу (Аллаху) и восхваляет его.

В благословенные времена халифа Гаруна аль-Рашида жил в Багдаде великий мудрец. Благодаря чудесному дару проникать в скрытую суть вещей был он славен от Кордобы на Западе до Бухары на Востоке. Краткой беседы с мудрецом было достаточно, чтобы бедняк увидел путь, ведущий к богатству, искатель абсолютной истины понял, что он, наконец, нашёл то, что так долго искал, а человек, придавленный заботами и невзгодами, уходил, смеясь и приплясывая. Надо добавить, что он никогда не брал деньги за свои советы и, подобно дервишу, смиренно довольствовался добровольными пожертвованиями.

Наслушавшись удивительных историй о мудреце, халиф вызвал его во дворец и объявил, что намерен сделать его своим Главным Советником.

— Благодарю, повелитель, за великую честь, оказанную ничтожному из смертных, — скромно ответил мудрец. — Я постараюсь не разочаровать тебя.

— Каким же будет твой первый совет? — спросил халиф.

Новый советник печально вздохнул:

— Боюсь, что мои слова покажутся слишком дерзкими, но я скажу то, что думаю. Высокие стены дворца и льстивые придворные закрывают от тебя жизнь простого народа. А народ бедствует и плачет, обираемый жадными чиновниками и беспощадными сборщиками налогов. Но что можно взять с нищих? Только гроши. Вот почему государство наше беднеет и слабеет. Итак, вот мой первый совет. Почему бы сиятельному повелителю самому не узнать, о чём думают его подданные? А для этого следует притушить сияние, переодеться в одежду купца и без свиты, никем не узнаваемым, побродить по караван-сараям, посидеть в харчевнях, послушать, что говорит чернь. А я, с твоего позволения, буду тебя сопровождать.

— Наши чаяния совпадают, о мудрейший! — воскликнул халиф. — Твой совет поистине великолепен. Сегодня же вечером мы отправляемся в город!

И это был только первый из знаменитых советов мудреца, благодаря которым держава Гаруна аль-Рашида стала сильнейшей в тогдашнем мире. Подданные с искренней радостью восхваляли халифа и его советника. Торговля и ремесла процветали, на улицах не осталось нищих, новые справедливые законы с одинаковой строгостью применялись к простолюдинам и вельможам. В казну вливались золотые ручьи и реки; налогов собиралось не в пример больше прежнего, но теперь сытые и довольные люди не ощущали их тяжести.

Многое изменилось и в жизни советника. Годы бездомных скитаний остались в прошлом. Благодарный халиф подарил ему дворец, множество слуг и трёх прекрасных наложниц. Мудрец давно забыл, что когда-то ложился спать, поужинав лишь запахом плова из харчевни, да и не хотел вспоминать.

Завидев его роскошный паланкин, люди восторженно кричали:

— Смотрите, это советник халифа! Слава тебе! Живи вечно, великий мудрец и заступник!

Хор славословий становился всё громче и громче и в конце концов достиг ушей великого халифа. И ему не слишком понравилось, что народная молва приписывает всё происходящее в государстве мудрости его советника. Как всегда не обошлось без злых нашёптываний вельмож. Особенно усердствовал визирь Джафар, прежде всемогущий, а ныне оттеснённый от трона новым любимцем монарха.

Мудрец не был слеп. Он заметил, что халиф уже не так часто и не так охотно беседует с ним, а на советы отвечает неопределённым обещанием подумать. И вот однажды, когда они остались наедине (разумеется, не считая стражников, опахальщиков и слуг на посылках), Главный Советник спросил:

— Могу ли я узнать, почему государь переменился ко мне? Разве мои советы были плохими? Разве я не служу тебе преданно и усердно? Чем я заслужил твою немилость?

Халиф нахмурился:

— Люди считают, что я живу твоим умом, что я ничего не предпринимаю без твоего согласия и что настоящий повелитель уже не халиф, а советник халифа.

Советник хотел было возразить, но халиф остановил его:

— Молчи и слушай. Неважно, как всё обстоит на самом деле. Важно то, что говорят. И эти разговоры вредны для благополучия моей державы, поскольку сеют сомнения в уме и могуществе государя. Вот моё решение. Ты остаёшься при моей особе, но больше никто не увидит тебя рядом со мной. Я не стану отказываться от твоих советов, но мы будем встречаться по ночам, без свидетелей и в отдалённых покоях дворца.

— Но…

— Но я не тиран, и у тебя есть выбор, — добавил халиф — Ты вправе вернуться к своей прежней вольной жизни. Правда, дворец и мои подарки придётся вернуть в казну; а наложниц — в гарем. Паланкин можешь оставить, на первое время он послужит тебе домом.

Советник принял первое решение халифа и остался на своей службе.

Своим выбором советник халифа подтвердил, что по праву считался умнейшим в тогдашнем мире. Ведь хороший советник понимает, что пока он на службе, его ум принадлежит хозяину. А лучший советник — это советник, о котором никто не знает.

И да послужит эта правдивая история уроком кичливым глупцам, которые путают ум с барабаном, полагая, что чем умнее человек, тем больше шума он должен производить.

Колодец «Рума»

На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему и благословение) расположено место, которое сегодня известно как колодец Усмана (да будет доволен им Аллах), а во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) называлось «биру Рум».

Это место уже более 1400 лет наполнено неиссякаемой милостью. Это благодать третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), образца жертвенности и щедрости, качеств, отличавших этого человека.

В районе Вади Эль-Акик расположен сад с колодцем, занимающим особое место в истории Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Это колодец рума.

История этого колодца напрямую связана с событиями хиджры (переселения) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды.

Колодцем владел человек, который никому не позволял пользоваться им бесплатно.

Вода в нём была вкусная, её очень любил Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Все платили за воду одному человеку, владевшему колодцем «Рума», так как это был единственный пресный источник в этой местности.

Когда об этом узнал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), самый богатый и щедрый из сподвижников, он выкупил колодец за 35 тысяч дирхемов и отдал его во всеобщее пользование (вакф).

Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили.

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Жизнеописание Усмана (да будет доволен им Аллах) представляет собой типичный пример судьбы, облагороженной Исламом. Пророк (мир ему и благословение) придавал огромное значение развитию в сподвижниках их положительных качеств.

Пророк (мир ему и благословение) поручал каждому сподвижнику именно то дело, к которому был предрасположен. К примеру, он использовал богатство и щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), поручая ему вопросы даров и подношений. Ведь такие качества, как щедрость, готовность помочь, сострадание проявились в Усмане (да будет доволен им Аллах) в полной мере.

Говорят, что Усман (да будет доволен им Аллах) родился и вырос в Таифе, и это оказало определённое влияние на формирование его личных качеств.

Где бы ни родился Усман (да будет доволен им Аллах) – в Мекке или в Таифе, бесспорно то, что он рос в богатой семье, которая вела обширную торговлю.

Омейядская ветвь курайшитов соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на Абдуманафе. Она занимала видное место в Мекке.

Во времена джахилийи курайшиты делились на несколько групп или родов, самым крупным из которых считался род Хашима, затем Махзума и т.д. Омейяды были одним из таких родов, принадлежа, таким образом, к верхушке мекканской знати.

Курайшиты очень любили Усмана (да будет доволен им Аллах). Существовала даже поговорка: «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана». Это ясно показывает, какое место он занимал в сердцах соплеменников.

Усман (да будет доволен им Аллах) принял Ислам почти сразу после ниспослания пророчества, в возрасте 30 лет. Важную роль в этом сыграл Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).

Когда Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, на него ополчился его дядя, требуя, чтобы он вернулся к религии предков. Но Усман (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и защищал свою веру; в конце концов, её принял и дядя.

Переселение в Эфиопию

Когда первые мусульмане подверглись сильным притеснениям со стороны курайшитов, Усман (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мухаджиров в Эфиопию.

Их путь пролегал к гавани Шуайба, к юго-западу от Мекки.

Сподвижники – Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и ещё 12 мусульман, в том числе его жена Рукийя, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вышли в этом направлении, к порту Шуайба. Там они наняли два маленьких судна и направились в Эфиопию.

По этой же дороге мусульмане совершили и второе переселение в Эфиопию, так как в то время это была основная дорога, а Шуайб был основным портом.

Слова Пророка (мир ему и благословение) «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману» свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) высоко ценил его благородство.

После переселения в Медину Усман (да будет доволен им Аллах) помогал мусульманам и Пророку (мир ему и благословение), деля с братьями по вере всё, чем владел.

Он участвовал во всех сражениях. Единственным сражением, в котором он не принял участие, была битва при Бадре, так как Пророк (мир ему и благословение) оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью.

Худайбия

Последующие события, произошедшие в Худейбийе, привели к клятве «Ридван» и худейбийскому перемирию. Эта клятва напрямую связана с Усманом (да будет доволен им Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), прибыв в Худейбийю, послал Усмана (да будет доволен им Аллах) к курайшитам, зная, что они его уважали.

Когда Усман (да будет доволен им Аллах) задержался в Мекке, пошёл слух, что язычники его убили. Мусульмане решили отомстить и присягнули Пророку (мир ему и благословение), принесли известную присягу.

С того места, где расположились мусульмане, желавшие совершить паломничество, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) отправился послом к неверным. Сначала Пророк (мир ему и благословение) хотел послать Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), но тот посоветовал отправить Усмана (да будет доволен им Аллах) из-за уважения, которым он пользовался у курайшитов.

Многобожники поприветствовали его и сказали: «Соверши таваф вокруг Каабы». Но он отказался, сказав: «Нет, пока не совершит Пророк (мир ему и благословение)».

И начались переговоры. Когда пошел слух, что Усман (да будет доволен им Аллах) убит в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение) захотел отомстить за него, к западу от Мекки, была принесена присяга, известная как клятва Ризван или клятва под деревом, да будет Аллах доволен мусульманами, давшими её.

Во время принесения присяги сподвижники, складывали свои ладони, один поверх другого. И когда это осталось сделать только Усману (да будет доволен им Аллах), вместо него свою руку положил Пророк (мир ему и благословение).

Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) и в последующем Усман являлся образцом щедрости и готовности помочь в трудную минуту. Это особенно ярко проявилось на 9 году Хиджры, при подготовке к походу на Табук, когда он снарядил бедных мусульман, выступивших против объединённой армии византийцев.

Поход на Табук был одним из самых трудных для мусульман.

Усман (да будет доволен им Аллах) снарядил армию бедняков, всех до единого. Он снабдил их всех копями, оружием, едой – всем необходимым.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

Когда мечеть Пророка (мир ему и благословение) стала тесной, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пожелал приобрести рядом с ней землю для расширения, и Усман (да будет доволен им Аллах) купил её.

Пока земля, купленная Усманом, находится в пределах мечети, а это так и по сей день, иншаалах, он получит награду за каждый поклон, за каждую суджда, сделанные на нем мусульманами.

Усман был хорошим помощником Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими всеми Аллах), являлся одним из членов совета Шуры. После убийства Умара он был избран халифом в возрасте 68 лет.

Достоинства Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)

Усман бин Аффан, прозванный «обладателем двух сияний». Обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение). Вторую дочь Пророка (мир ему и благословение) он взял в жены после смерти первой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана».

Он был одним из тех восьмерых, которыми был доволен Пророк Мухаммад (мире ему и благословение). Двое умерли, осталось шестеро. Из их среды и избрали халифа. Выбирали между Усманом и Али (да будет доволен ими Аллах). Всё решил Абдуррахман ибн Авф, который сказал: «Я посоветовался со всеми, даже с теми, кто проходил по улицам, и убедился, что все отдают предпочтение Усману».

Он был старше, очень щедрым и являлся одним из чтецов.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) было завоёвано много стран; был основан военно-морской флот, захвативший Кипр.

К достижениям Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) относится и то, что он продолжил завоевания Умара (да будет доволен им Аллах). Исламское государство продолжало расширятся. Началась эпоха морских завоеваний, исламское государство превратилось в морскую державу.

Одним из самых больших его достижений было составление 4 копий Корана, которые отвезли в центры областей халифата. Все они были копиями экземпляра, собранного во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Это было вершиной его блестящей деятельности: он составил несколько копий Корана и раздал их по крупным областям, дабы они стали основным источником для копирования и изучения Книги Всевышнего.

Усман (да будет доволен им Аллах) продолжил и развил многие начинания Умара и особое внимание уделил судебным делам.

Усман (да будет доволен им Аллах) был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) его финансовая политика и расширение государства привели к росту общего благосостояния и распространению роскоши. Сподвижники, привыкшие к аскетизму, не могли быть этим довольны.

В среде мусульман начало проявляться недовольство, определённую роль в этом сыграло и коварство врагов.

Всё это привело к тому, что известно в истории Ислама под названием «Великая смута», которая началась с убийства Усмана (да будет доволен им Аллах).

Заговор против Усмана (да будет доволен им Аллах) и его убийство

Это был заговор определённых лиц, которые смогли воздействовать на некоторых мусульман, но не на сподвижников Пророка (мир ему и благословение). В убийстве Усмана (да будет доволен им Аллах) не участвовал ни один сподвижник.

Одним из самых ярых подстрекателей был тайный иудей Абдула ибн Саба. Своими интригами он смог натравить группу людей на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Достоверно, что Абдулла ибн Саба был иудеем, родом из Саны (Йемен). Его называли ибн Савда (сын чёрной). Он притворялся мусульманином и, переезжая с одного места в другое, собрал вокруг себя сторонников и распространил среди них много нечестивых нововведений, которые принесли вред исламскому обществу.

Усман (да будет доволен им Аллах) мог подавить недовольных силой, но вместо этого прибегнул к диалогу. Он обсуждал со своими противниками их доводы, но они продолжали свои козни, закончившиеся его убийством.

Усман (да будет доволен им Аллах) дал приказ не применять силу оружия против кого-либо, чтобы не говорили: «Усман убивает людей».

Так что они смогли добраться до Усмана (да будет доволен им Аллах) и убить его во время чтения, так что его кровь капала на Коран, на слова аята: «Им достаточно Аллаха».

Они ударили и его жену, защищавшую своего мужа. Так он погиб смертью шахида.

Усман был убит невинно. После Умара (да будет доволен им Аллах) он стал вторым убитым халифом. Похоронили его на кладбище Баки.

Кладбище Баки, как вы знаете, является очень важным для мусульман.

Говорят, что там похоронены десятки тысяч сподвижников. Это достоверно известно. Каждый мусульманин желает быть похороненным здесь, рядом со сподвижниками, на этом благословенном кладбище.

Величайшим из покоящихся здесь мусульман после Пророка (мир ему и благословение) и похороненных в его комнате Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) является Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Усман (да будет доволен им Аллах) умер на 82-м году жизни, но история сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилостивится Аллах над обладателем двух нуров и да будет доволен им, и да приведёт его к довольству.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Из книги Августа Мюллера » История ислама от основания до новейших времен» СПб. 1895
Халиф Омар и перс Хурмузан
Далее, впрочем, на юг умиротворение наступило несколько позже. Здесь, начиная от устьев Евфрата, равнина тянется довольно далеко на восток, где замыкается волнистою местностью, постепенно переходящею в цепь высоких гор, составляющую границу П е р с и д ы (Фарс), древней родины персов. Хузистан — так называлась эта равнина вместе с предгорьями — после взятия Ктезифона сопротивлялся еще целый год. Правитель области, Хурмузан, был один из энергичнейших персидских вельмож. Спасшись после сражения при Кадесии, он продолжал упорно отбиваться в своей области от наступавших из Басры мусульман. Раз побежденный, он снова восставал (16 = 637) в следующем году, долго заставлял арабов преследовать себя из одной крепости в другую и взят был в плен только тогда, когда последним благодаря измене удалось овладеть городом Т у с т е р (теперь Шуштер), в котором он искал последнего убежища, и из которого уйти ему не удалось. За свою прежнюю измену он должен был теперь поплатиться жизнью; поэтому арабский полководец, Абу Муса ал ь-А ш’а р и й, согласился принять его в плен лишь под тем условием, что решение его участи будет предоставлено самому Омару. По прибытии в Медину Хурмузан предстал перед халифом. «Теперь видишь, Хурмузан, — обратился к нему тот, — до чего доводит обман и сколь незыблемо дело Господне». — «Омар, — возразил мудрый перс, — пока вы и мы жили в язычестве и Бог не вмешивался в наши дела, мы всегда побеждали вас; теперь, когда Он с вами, вы начали одолевать нас». — «Что можешь сказать в оправдание своих неоднократных возмущений?» — «Боюсь, что ты прикажешь умертвить меня прежде, чем я успею высказаться». — «Будь покоен! Тебе ничего не сделают!» Тогда Хурмузан попросил напиться. Но когда ему принесли воды в обыкновенном деревянном кубке, он произнес: «Хотя бы мне пришлось умереть от жажды, все же я не в состоянии пить из подобной посудины!» Тогда поднесли ему дорогой сосуд, но он все еще не решался пить. «Боюсь, — заметил он, — что меня умертвят в то время, как я стану пить». — «Не опасайся — пока ты не выпьешь этой воды, тебе не сделают ничего дурного». Услышав эти слова, пленник вылил всю воду на землю; когда же Омар, полагая, что это движение было невольным следствием страха, приказал принести новый кубок, дабы пленник утолил жажду пред своей казнью, последний воскликнул: «Нет, мне не нужно более воды! Я добился помилования». «А все-таки я прикажу тебя казнить», — воскликнул халиф. «Но ведь ты меня помиловал». — «Ты лжешь!» — закричал Омар вне себя. С большим трудом окружающим удалось убедить его, что действительно халиф связал себя обещанием. Кончилось тем, что Омар согласился помиловать изменника под условием, чтобы перс принял ислам. Хурмузан охотно исполнил это требование. Халиф удержал его при себе в Медине и ни разу не имел повода раскаиваться в своей снисходительности, ибо перс, хорошо знавший свою родную страну, не раз давал ему мудрые советы. Но недолго наслаждался этот хитрый человек дарованной ему жизнью. Когда в 23 г. (644) один перс из христиан умертвил Омара, на Хурмузана, вероятно безвинного, пало подозрение в соучастии, и сын Омара умертвил его.
Въезд Омара в Иерусалим
После сдачи Дамаска армия мусульман снова распалась на четыре первоначальных отряда, которые и расположились теперь в отдельных областях. Сам Абу Убейда занял север, Амр осадил Иерусалим, Шурахбиль и Язид занялись покорением финикийских прибрежных городов. В главных чертах полководцы исполнили свои задачи еще в течение 16 (637), так что к концу этого года Омар уже мог предпринять путешествие в Сирию, где он хотел лично ввести новые порядки. В Джабии, там, где начались первые стычки перед решительным сражением у Гиеромакса, халиф поселился в старинном замке гассанидских князей; здесь он диктовал ждавшим его повелений сирийцам те законы, которым отныне должны были повиноваться все народности, подчиненные халифату; здесь же были заключены договоры с христианскими арабскими племенами, что побудило некоторых принять ислам, других же — сделаться, по крайней мере, хорошими подданными. Меж тем осада Иерусалима деятельно продолжалась, и в 17 г. (638) город вынужден был наконец сдаться. Давно уже страстным желанием халифа было взглянуть телесными очами на святой град иудеев и христиан, на то место, где было дано так много откровений и проявлений милостей Божьих, лишь не признаваемых либо искажаемых неблагодарными людьми, на то самое место, где Пророк чудом и только раз мог совершить духовно свою молитву. Въезд его совершился, как извещают мусульманские историки, с тем смирением и простотой, от которых старинный товарищ Мухаммеда никогда не хотел отступать, даже став властелином великого царства. В старом невзрачном плаще из верблюжьей шерсти, сидя верхом на верблюде, подобно тем оборванным бедуинам, которые толкались и прежде на сирийских ярмарках, вот в каком виде предстал новый повелитель перед изумленными жителями Иерусалима, которым до сих пор случалось видеть даже незначительного подпрефекта византийского, не говоря уже о высокочтимом патрикиосе или самом победоносном императоре Ираклии, проезжавших по улицам священного града спесиво и торжественно, в залитом золотом вооружении на богато убранном боевом коне. С гордостью указывают арабские историки на скромную простоту этого въезда, который пристыдил даже мусульман, отвыкших от подобного зрелища за время своего пребывания в покоренной стране. Но византийцам, конечно, событие этой показалось в ином виде; он въезжал в священный град — сообщает позднейшая хроника — в одежде из верблюжьей шерсти, покрытый с головы до ног пылью, с выражением сатанинского лицемерия на лице. Он пожелал видеть храм иудеев, построенный Соломоном, чтобы превратить его в молельню, где бы он мог изрыгать свои богохульства. Софроний, лишь только его увидел, воскликнул: «Поистине, вот та «мерзость запустения» «на криле святилища», которую предрек Даниил». И ревнитель веры заплакал горькими слезами об участи христианского народа. Когда Омар прибыл в город, патриарх предложил ему принять из его рук льняную одежду и рубаху, но тот отказался их надеть. С превеликим трудом удалось патриарху уговорить его облечься в них на время, пока его собственные одежды не будут вымыты; после чего Омар возвратил их Софронию и снова оделся в прежнее платье.
Смерть Омара
В 23 г. (644) Омар не успел еще переступить границ зрелого возраста; сильный по натуре, он переносил напряжения и заботы бурной жизни гораздо легче своих предшественников, Мухаммеда и Абу Бекра. И вдруг, в самый разгар великого дела распространения и укрепления ислама, насильственная смерть нежданно сразила повелителя. Только что вернулся он из паломничества в Мекку, которым ежегодно руководил. В столицу прибыли, по обыкновению, для личных переговоров с халифом некоторые из наместников. Между ними находился и А л ь-М у г и р а и б н Ш у’б а, недавно поставленный наместником в Куфе; это был энергический администратор, но бессовестный и алчный человек. Раз, когда халиф проходил через площадь, приблизился к нему христианин перс, по имени Ф и р у з, военнопленный раб, прибывший в Медину в свите наместника. Стал он так жаловаться на своего господина: «О повелитель правоверных, защити меня от Мугиры ибн Шу’ба, который взимает с меня тяжкую подать». Повелитель спросил: «А сколько обязан ты выплачивать?» Раб ответил: «Два дирхема ежедневно». — «Чем же ты их зарабатываешь?» — «Я плотник, каменщик и кузнец». Халиф проронил: «Оброк невелик по сравнению с тем, что ты знаешь. Я что-то слышал, ты хвастался, говорят, что можешь и мельницу построить, мелющую при помощи ветра». — «Да, могу», — отвечал раб. Халиф заговорил полушутя: «Так сделай мне такую мельницу». — «Если мне доведется остаться в живых, я тебе сострою такую мельницу, о которой станут все люди говорить на востоке и западе». Затем он повернул круто и исчез. Обратясь к сопровождавшим его, халиф промолвил спокойно: «Раб, кажется, вздумал мне грозить», — и направился домой. На следующее утро, когда халиф стоял в мечети на молитве, Фируз бросился вперед, яростно расталкивая толпы правоверных. Шесть раз сверкнул в воздухе кинжал о двух лезвиях с рукояткой посредине. Одна из ран, нанесенная в нижнюю часть живота, оказалась, безусловно, смертельной. Махая неистово кинжалом направо и налево, раб проложил себе дорогу чрез пришедшую в ужас толпу и исчез. Один из сыновей Омара, Убейдулла, наткнулся на убийцу несколько дней спустя; он умертвил его, как рассказывают, вместе с женой и дочерью, находившимися тут же при нем.
Омар и бедная женщина
Одна история получила особенно широкую известность. Раз, сопровождаемый вольноотпущенником А с л а м о м, вышел Омар вечерком, когда стемнело, на прогулку. В уединенном месте за городом наткнулись они на пылавший ярким пламенем костер. Подойдя ближе, халиф увидел у огня женщину, окруженную плачущими маленькими детьми. Сидя на корточках, наблюдала она за подвешенным над огнем котелком. «Мир вам, сидящим у огня», — произнес халиф. «Благодарствуй, да будет мир и с тобой», — ответила женщина. «Могу я подойти?» — «Садись, если не помышляешь обидеть, а не то оставь нас в покое». Халиф присел и вопросил: «Что вы тут поделываете?» — «Нас задерживают здесь ночь и холод». — «Отчего детки твои плачут?» — «Известно, голодают». — «А что у тебя в котелке?» — «Ничего у меня нет, чем бы их успокоить. Вот и держу их возле я, они все думают, что я что-то варю, устанут наконец и заснут. Между мной и Омаром пусть судит Бог». Слыша это, халиф промолвил: «Как же, добрая женщина, может знать Омар про вас?» — «Да ведь услал же он моего мужа на войну, там бедняга и погиб, а теперь и мне с моими малютками нечего есть. Сам посуди: оберегать нас вверено ему, а он и не думает». «Тогда обернулся Омар ко мне», — так рассказывал позднее Аслам. «Идем!» — промолвил повелитель. Торопливым шагом вернулись мы в город; Омар пошел прямо к амбару, самолично выбрал мешок муки, захватил тоже большой кусок жиру и сказал мне: «Взвали-ка мне на плечи». Я ему в ответ: «Дозволь мне, за тебя я готов снести хоть вдвое или втрое». Он же ответил: «Глупый, что же ты и в день воскресения мертвых думаешь нести мою тяготу?» — Тогда я взвалил ему мешок на плечи. Мы снова скоро зашагали, торопясь назад к покинутой нами женщине. Подошли наконец. Сбросил он с себя ношу, стал вынимать сначала муку, потом жир, а сам приговаривает: «Не беспокойся, я ведь по-нимаю, это моя обязанность, сделаю все по порядку». Стал усердно раздувать огонь под котелком, дым так и валит, застилает длинную его бороду, а он все по-прежнему суетится у очага. Снял он наконец котелок с огня, просит женщину подержать чашку и выливает в нее похлебку, а сам говорит: «Накорми сперва их. Я потом еще прибавлю». И так не отстал, пока не насытил всех. Что осталось провианту, вручил матери, затем встал, и я последовал его примеру. Женщина рассыпается в благодарностях, причитывает, призывает на него благословение Божие, восхваляет его за то, что он не так поступает, как повелитель правоверных. А он кротко ей замечает: «Не сули ему ничего дурного; когда ты придешь к повелителю правоверных, и меня там найдешь». Затем стал в сторонку и долго любовался, ни слова не говоря. Детки немного времени посмеялись, порезвились, улеглись и спокойно заснули. Все он терпеливо выждал и тогда только двинулся в обратный путь, вознося благодарение Создателю. А потом обратился ко мне: «Аслам, ведь голод не давал им заснуть, выжимал из глаз у них слезы. Как мог я уйти, пока не утешусь лицезрением их покоя». Положим, благодарный народ в своих воспоминаниях всегда старается разукрашивать образ своего героя, но все же нельзя никоим образом отрицать, что в качестве руководителя мусульманской общины Омар исполнял свой долг в совершенстве.
Кодификация Корана Османом
Тут в первый раз обнаружились различия текстов Корана, которыми руководствовались в обоих лаге-рях. Иначе и не могло быть, так как, по большей части, Божие слова передавались устно, притом арабские письмена были еще несовершенны, поэтому-то мало-помалу, то там, то здесь, вкрадывались маленькие отступления. Сверх того, между куфийцами и сирийцами не существовало никакого согласия; уже здесь, из-за этих мелких отступлений в чтении текстов, легко могла вспыхнуть кровавая резня. Осман взглянул совершенно правильно, он понял, что подобные столкновения легко могут повториться и повести за собой печальные последствия. Поэтому он отдал приказание составить собрание всех откровений, подвергнув их тщательному просмотру, с тем чтобы новый свод один имел официальное значение. Вопрос этот возбуждался Омаром еще в управление халифатом Абу Бекра. Тогда уже являлось опасение в возможности исчезновения некоторых откровений, и чувствовалась необходимость начертания подобного сборника, так как в борьбе с Мусейлимой пали многие лучшие знатоки Корана. Обязанность эта поручена была тогда Зейду ибн Сабиту, благоразумному и надежному человеку, к тому же служившему некогда секретарем при самом Мухаммеде. Работа его послужила лишь для частного пользования халифа. Теперь же Осман повелел пересмотреть снова этот труд и предписал предпринять всевозможные меры предосторожности. Так и было сделано. Явился сборник, проверенный по самым достоверным устным и письменным свидетельствам, получивший действительно характер совершенной подлинности и надежности. С этого первоначального образца, остававшегося в Медине, снято было несколько точных списков; их разослали в главные города областей, и прежде всего в Дамаск, Куфу и Басру, с наставлением по возможности размножить их и распространить среди мусульман, а существующие доселе частные экземпляры отобрать и сжечь. Было их немного. Из арабов редко кто умел читать: истый правоверный старался выучить наизусть как можно более откровений и этим немало кичился. К тому же у мирянина сабля часто заступала Священное Писание. Во всяком случае, мероприятия эти почти везде были приняты безропотно — лучшее доказательство, что Зейд добросовестно исполнил свое дело. В Коране Османа, легшем в основание всех позднейших редакций, действительно повторены слова Мухаммеда все равно как бы в их первоначальном виде.
Убийство халифа Османа
В сознании несомненных прав высокого своего поста и проникнутый беззаветной преданностью к воле Господней, Осман с каждым днем выказывал все более и более нравственных сил, что было особенно поразительно видеть в этом достигшем глубокой старости человеке. Он не пропускал ни одного дня и ежедневно предстоял пред общиной на молитве в мечети, но благоговейное внимание, подобающее богослужению, было нарушаемо самым постыдным образом диким шумом чужеземных полчищ. Даже телесные оскорбления, которые этот старый человек должен был выносить, не в состоянии были отклонить его от исполнения им своих обязанностей. Дошло наконец до того, что бунтовщики разогнали молящихся, бросая в них камнями и нанося удары направо и налево, так что халиф вынужден был волей-неволей удалиться к себе в дом. Чтобы защитить жизнь повелителя от открытого нападения, вокруг него собралась маленькая кучка преданных людей, состоящая большею частью из родных и слуг; к ним примкнули некоторые из горожан. Алий, Тальха и Зубейр послали также каждый по одному из своих сыновей туда же, к этой горсточке оборонявших вход в дом Османа. Но это было одно недостойное лицемерие. Если бы они действительно пожелали защитить своего законного властелина, нетрудно бы было, кажется, этим почтенным товарищам Пророка созвать мужественных воинов и положить конец всякого рода насилиям.
Предводителем возмутившихся явно считался Мухаммед ибн Абу Бекр, но руководила, очевидно, другая рука. Началась настоящая блокада халифа в собственном его доме. Некоторое время осаждающие как бы страшились пролить кровь открыто, надеясь, что принудят голодом небольшой отряд, собравшийся вокруг Османа, к безусловной сдаче. Тщетно старый властелин обращался с крыши дома к народу с речью, тщетно пробовал он еще раз обратиться к Алию с просьбой освободить его нападением на осаждающих; ни у кого из тех, коих считали первыми между правоверными, не дрогнула совесть, никто и пальцем не пошевельнул, чтобы заставить осаждающих дать, по крайней мере, глоток воды тем, которые мучились жаждой в доме халифа под раскаленными лучами июньского солнца. Что бы там ни случилось, влиятельнейшие люди довольствовались только тем убеждением, что бунтовщикам без авторитета старейших товарищей Мухаммеда не добыть прочного успеха у всей общины мусульман; ослепляемые близоруким себялюбием, они позабыли окончательно об обете верности властелину правоверных. Мудро поступили только Айша и хитрый Амр. Со всех сторон набросились бунтовщики на дом. Главный вход был завален изнутри, но отдельные небольшие группы бунтарей успели проникнуть во двор, спрыгивая с крыш соседних домов, напали на защитников с тылу и быстрым натиском разогнали их. Ворвавшиеся устремились неудержимым потоком в дом, проникли в комнату, где Осман с полной величия решимостью выжидал свою судьбу. Невозмутимо продолжал он, невзирая на бряцание оружия, читать дальше Коран (…) Когда толпа убийц ворвалась, в первый момент никто не осмеливался дотронуться до седой главы халифа. Со спокойной кротостью отвечал он на град вопросов, упреков и обвинений, сыпавшихся на него со всех сторон, пока наконец грубый Мухаммед, этот выродок Абу Бекра, не ухватил старца за бороду и не крикнул яростно: «Гляди, тебя Бог покарал, старый дуралей». Твердо ответствовал халиф: «Я не дурак, мое имя Осман, я повелитель правоверных». — «Теперь никакой Му’авия и никто на свете не спасет тебя». — «Сын брата моего! Отец твой никогда не решился бы вырывать из рук другого могущество». — «Если бы мой отец, — возразил Мухаммед, — увидел твои поступки, он счел бы тебя недостойным правления. Но я от тебя хочу совсем другого, не правление только вырву от тебя». Тогда халиф воскликнул: «Господи, защити меня от него, молю Тебя, помоги!» Это были последние слова, произнесенные старцем. Хотя Мухаммед вышел из комнаты, но другие напали на безоружного. Его заслонила собой жена, Наила. Она старалась рукой отразить меч, и ей обрубили пальцы. Вслед затем брызнула фонтаном кровь зятя Пророка, его наместника, и залила страницы святой книги, которую умирающий крепко прижимал к груди. Когда оторопевшие защитники успели после первого нападения снова собраться и ринулись в дом, неся спасение, все уже было покончено.
Умерщвление Алия. Его личность
Потеря Египта была тяжким ударом для Алия. Не говоря уже про доходы из богатой страны, правое крыло Му’авии было обеспечено, и он мог сам предпринять наступательное движение. Вскоре действительно появляются летучие отряды сирийцев повсеместно: в Месопотамии, в Медине и Мекке. Даже в Южную Аравию забрались войска непокорного наместника. В течение двух лет без перерыва (38—40 = 658—660) продолжалась борьба во всех провинциях. Мекка и Медина, жители которых равнодушно относились к обоим претен-дентам, не однажды переменяли своих властителей, более же всего страдали пограничные округа. Все-таки Алий выдерживал борьбу стойко. Всякий раз, когда можно было поставить на ноги куфийцев, он посылал неустанно все новые экспедиции и за последнее время пользовался значительным успехом даже в Аравии. Как вдруг, раз в пятницу 15 Рамадана 40 (22 января 661) три хариджита напали в Куфе на халифа, следовавшего на богослужение по пути в мечеть. Один из них, Ибн Мульджам, нанес ему смертельную рану, рас-секши череп. Два дня спустя, в воскресенье (17 Рамадана 40 = 24 января 661), Алий испустил дух, пав, как и оба его предшественника, искупительной жертвой власти повелителя.
Во всех отношениях Алий представляет собой прямую противоположность обоим своим противникам, Амру и Му’авии. Ревностный мусульманин, приверженец и непоколебимо верный друг Пророка, честная и, как кажется, исполненная энтузиазма натура, даровитый поэт и оратор, воин непреклонной храбрости, халиф не мог похвастаться именно тем, что требовалось настоятельно его временем: могучим талантом правителя и политической проницательностью. Всего же хуже было то, что у этого отважного меча, подобно башне непоколебимого в сражении, недоставало во всем остальном ни капли решимости. Привыкши подчиняться, пока была в живых, влиянию супруги своей Фатимы, дочери Пророка, он и позже не мог выработать никакой властной самостоятельности. Поэтому и пришлось нести горькое искупление за единственную роковую ошибку жизни, бросившую тень на все остальные вполне благородные побуждения, — за допущение умерщвления Османа. Отринув обязанность сохранения верности по отношению к несчастному своему свояку, правителю плохому, но все же по данной им присяге властелину законному, Алий устремился на нечистое, скользкое поле всемирной политики, на котором безыскусственной натуре поэта и солдата невозможно было выдержать борьбу с людьми такого закала, как Амр и Му’авия. Человек с половинной натурой и мог совершать лишь полудействия. Но судьбе угодно было, чтобы своим печальным концом он как бы смыл свою вину. Последующее развитие истории ислама привело к тому, что и поныне его образ для каждого му-сульманина представляется озаренным солнечным блеском. Подобно тому, как никто в настоящее время не вспомянет о его некрасивой внешности, давно забыто также участие его в печальной судьбе Османа. Во всех мусульманских странах известен он как герой, поэт и мудрец. Так как собственные его стихотворения и поговорки большей частью бесследно исчезли, то ему приписывают бесчисленное множество новых, пользующихся величайшею популярностью. Половина исламской общины почитает его чуть не более, чем самого Пророка, видит в нем святого мученика незапятнанной чистоты и высшего благородства души. Словно сам народ пожелал сотворить себе кумира, воплотив в нем, так сказать, духовного носителя высших религиозных воззрений. Счастливый его соперник мудро и хитро отвоевал себе великую всемирную империю; с сознательным могуществом и превосходным пониманием обстоятельств, он сумел далеко лучше управлять ею, чем когда-либо был в состоянии Алий. Между тем в глазах Персии, растоптанной арабами Му’авии, именно потому противник его и представляется наиблагороднейшим человеком, а имя Му’авии стало синонимом проклятия. Таким образом, последний из легитимных халифов, которым заключилась патриархальная эпоха ислама, выступает в новейшем периоде на передний план, и лик его затмевает все. Он как бы предназначен был для дальнейшего посту-пательного в непредвиденной форме развития народа и религии арабов при взаимодействии внешних столкновений с чужеземцами, в особенности же с элементами персидскими и внутренними народными течениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *