Успенский храм Архангельск

История храма
Первый деревянный храм во имя Успения Божией Матери был воздвигнут на месте нынешнего храма еще в XVII веке. У нас есть возможность процитировать грамоту на основание храма: «…Аз смиренный и великий Господин и Государь святейший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благословить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте… — писано на Москве лета 7134 (1626 г. от РХ) марта в 17 день».
Строителем церкви был священник Ксенофонт Козмин. Находившийся к северу от церкви густой сосновый бор дал ей еще одно имя — Боровская. Возвышенная местность, на которой была построена Успенская церковь, называлась Жабинским наволоком и, кроме того, Сальным берегом – здесь архангельские купцы торговали салом морских зверей.
По преданию, в 1631 году в церкви случилось чудесное происшествие. Замыслив грабеж, ночью в церковь попытался проникнуть вор. Когда он залезал в окно, рама вдруг сжалась и сдавила его. Наутро оцепеневшего от ужаса взломщика не смогли вытащить, и лишь «по свершении молебствия обоконие отторгнулось», освободив беднягу.
Деревянная церковь часто горела и восстанавливалась. В 1640 году с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы.
В 1694 году в день Петра и Павла на всенощном бдении в Успенской церкви присутствовал Петр I.
К XVIII веку деревянные церкви сильно обветшали, и 13 октября 1742 года прихожане во главе с полковником И.Я. Баршем подали архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. 18 октября того же года была произведена закладка храма, и на месте разобранной деревянной Успенской церкви стали возводить каменный храм с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне и Симеона Столпника — на северной. Теплый трапезный храм с приделами был освящен в 1744 году, а главный, холодный, — в 1753 (или 1755) году. Позже приделы переименовали: Крестовоздвиженский — в Вознесения Господня, а Симеона Столпника — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 году над входом в церковь выстроили колокольню.
Успенская приходская церковь была одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный световым восьмигранным барабаном с луковичной главкой, составил единый объем с приделами и обширной трапезной. В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зодчеству петровского времени.
В 1764 году с художниками Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым был заключен контракт на роспись главного храма и приделов. Они же писали иконостас. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца.
В июле 1820 года архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иосифу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса. Разрешение было получено. В 1822 году в храме установили выполненный в формах ампира 4-ярусный иконостас резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом.
В 1850 году сгорела колокольня, а в 1851 году во время пожара, случившегося в Немецкой слободе, пострадала и церковь. Но уже к 1852 году они были поправлены, а в 1864 году с западной стороны колокольни пристроили деревянный тамбур.
В 1898 году Успенскую церковь обновили: главный храм из холодного превратили в теплый. Во всех приделах летние рамы заменили на двойные зимние, в некоторых окнах появились цветные стекла; поставили 6 печей, из них две были изразцовыми. Храм оштукатурили как внутри, так и снаружи. 200 рублей на устройство храма выделил Иоанн Кронштадтский.
В начале XX века колокольня церкви стала оседать на юго-запад, за что получила название «падающей». Когда она отклонилась от вертикали более чем на «маховую сажень» (180 см), был поставлен вопрос о сносе. В ноябре 1910 года архангельский инженер П.Г. Минейко составил проект укрепления фундамента колокольни: подготовил смету, планы, техническую записку. Проект не был утвержден: чертеж требовал детальной разработки. Затем в октябре 1911 года колокольню исследовал и выполнил обмерные чертежи петербургский художник-архитектор В.Милеев. Причину крена местной «пизанской башни» выяснил академик архитектуры, член Императорской археологической комиссии П.П. Покрышкин. Она заключалась в том, что осадка восточной пары столбов-свай, или «стульев», колокольни задерживается более прочным, основанным на крепких сваях, фундаментом трапезной. Отклонение 32-метровой колокольни было устранено в 1912 году заменой деревянного свайного фундамента на каменный. Работы по выправлению колокольни проводились под непосредственным наблюдением П.П. Покрышкина, который затем описал их в «Известиях императорской археологической комиссии» (СПб., 1913, вып. 48).
После окончания работ был проведен ремонт всей церкви. Стены и своды побелили известью, а затем украсили живописью на средства директора архангельского отделения Санкт-Петербургского коммерческого международного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 году он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка — 100 рублей и от других служащих — 80 руб. Поправили изразцовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил стены от «позднейшей неискусной малярной записи», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого). В 1915 году по случаю окончания всех внутренних работ храм посетил и совершил в нем Божественную литургию епископ Нафанаил III (Никодим Троицкий).
Храм славился своим благолепно украшенным внутренним убранством и был очень любим архангелогородцами. Но пришло время испытаний и гонений за веру Христову. В 1920 году Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы и др.
Последний настоятель Успенского храма — протоиерей Александр Яковлевич Иванов. Он родился в семье священника. Вместе с матушкой воспитал десять детей. Был полковым священником на Первой Мировой. Неоднократно за свои пастырские труды отмечался церковными и светскими наградами. После революции дважды был арестован за свои убеждения, но остался тверд в вере, за что в 1930 году был вновь арестован и сослан в лагерь в Ненецкий округ, где трагически и оборвалась его жизнь полная любви к Богу и людям.
В 1995-1996 годах родился замысел воссоздания разрушенного храма Успения Божией Матери на своем историческом месте. По благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона был объявлен открытый конкурс на создание проекта нового храма. Под руководством Иванова А.П. был организован общественный фонд «Благовест», который и занялся предварительной работой по строительству новой церкви. Авторами проекта нового белокаменного храма, высота колокольни которого вместе с шатром составляет 42 метра, стали архитекторы Ляшенко Г.А. и Никитин В.Л.
До начала строительства храма на его территории в 1998 году временно поставили часовню во имя преподобного Антония Сийского, а на месте будущего храма установили крест. В 2001 году к возведению храма приступила строительная компания ОАО «Архгражданреконструкция» под руководством Киткина С.В. В этом же году возвели стены и первый ярус колокольни. В 2004 году установили купола.
Успенская церковь, сохраняя свой исторический облик, прекрасно вписалась в современную застройку города.
Главная святыня храма — чудотворная икона Успения Божией Матери. В течение нескольких веков она находилась еще в прежнем, разрушенном, храме и очень почиталась архангелогородцами. После разрушения Успенской церкви она чудом была спасена и сохранялась в храме святого Мартина Исповедника в Соломбале. 27 августа 2008 года, накануне освящения храма, торжественным Крестным ходом с собором духовенства и мирян икона возвратилась на свое законное место в воссозданный Успенский храм.
28 августа 2008 года в праздник Успения Божией Матери епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил Великое освящение храма.
Успенский храм уникален своим внутренним убранством. В головах людей, с любовью строящих новый храм, родилась светлая идея расписать стены фресками. Важно отметить, что для этого не стали приглашать столичных мастеров. Росписью занялись архангельские иконописцы Сергей Егоров и Игорь Лапин. В основу своих росписей они взяли византийские традиции Греции и Сербии XIV-XV вв. Из центрального купола храма на молящихся взирает Образ Господа Вседержителя в окружении Небесных Сил. На стенах храма изображены основные Евангельские события, посвященные Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. На колоннах расположились изображения святых пророков и апостолов. Третий ярус росписи посвящен святым подвижникам Архангельской земли. Проект мраморного иконостаса и мозаичного пола подготовили мастера архангельской фирмы ООО «БизнесПроект» под руководством А.Г. Ляшенко. Воплотили эту красоту в камень мастера другой архангельской компании «Роскамсервис» во главе с Сорокой Д.А. Резьба по камню и мозаичный орнамент также выполнены в древней византийской традиции.
Сегодня Успенский храм живет полноценной церковной жизнью. Он благоукрашен убранством и, самое главное, наполнен молитвами любящих его прихожан. В храме проходят регулярные богослужения, совершаются церковные Таинства, действует воскресная школа, проводятся разнообразные встречи и беседы, устраиваются детские праздничные концерты, работает православная библиотека.
Информация с сайта Успенского храма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *