Успенский кафедральный собор в туле

Шедевральность Успенского собора в Туле часто неочевидна для «простого гражданина», не вполне сведущего в истории развития архитектурных и художественных стилей. Между тем специалисты признают его уникальным для своего времени памятником. Существующий ныне в Тульском кремле Успенский собор построен в сравнительно недавнее время. Но из документальных источников известно, что уже в ХVI столетии на перекрёстке Большой и Малой Кремлёвских улиц (а кремль тогда был застроен более плотнее, чем теперь) стояли два деревянных храма — во имя Архистратига Гавриила с приделом исповедника Василия Парийского и в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 80-е годы ХVII века Успенскую церковь возвели в камне. Об этой непосредственной предшественнице нынешнего собора известно, что она была «о пяти главах, строение великих государей (имеются в виду цари Иоанн и Пётр Алексеевичи). В приделе собор Архистратига Гавриила да Тихона чудотворца». Собор ХVII века на удивление быстро «состарился». В 1762 году епископ Коломенский и Каширский — а Тула тогда находилась в составе Коломенской епархии — Порфирий (Крайский) уже называет его «ветхим» (хотя ещё в ведомости 1756 года ничего не говорится об этом, а сообщается лишь, что служба в соборе «исправляется»). Что уж за изъян был в старом соборе, почему он столь стремительно обветшал, — неизвестно. Известно лишь, что в 1762 году преосвященный Порфирий благословил строить новый собор.

Строился собор, очевидно, по проекту какого-то доморощенного зодчего, мало интересовавшегося новейшими архитектурными тенденциями, о чём говорит архаичная конструкция здания. Но между тем ещё в ХIХ веке ходили слухи об участии в возведении Успенского собора «графа Растрелли». Конечно, такое предположение можно сделать лишь вследствии полной «невинности» в вопросах градостроения, и справедливости ради стоит отметить, что исследователи, претендовавшие на серьёзное к себе отношение, хотя и озвучивали сию маргинальную версию, но и специально оговаривали её «неподтверждённость». Некоторые же авторы попросту не верили в столь позднее происхождение Успенского собора (а сравниться с документами почему-то не считали возможным) и относили его к более или менее седой старине. Имя подлинного архитектора Успенского собора кануло в Лету, и с этим придётся смириться, но зато имена ктиторов хорошо известны. Это были «тульский купец Лукьян Иванов Каптельцев с товарищами Сафронием Сидневым и Андреем Володимировым». К своим обязанностям тульские предприниматели отнеслись весьма ответственно, благодаря чему стройка шла без проволочек. Основной объём собора возвели за два года, и ещё около двух лет ушло на отделочные работы.

Как сообщается в описании Успенского собора, составленном во второй половине ХIХ века, «на всю постройку и окончательную отделку… издержано 29 381 р. 73 коп 19 октября 1766 года Успенский собор был освящён преосвящ. Феодосием Коломенским и Каширским, а 5 мая 1767 года протоиреем Василием Ивановым освящён придел во имя св. Иоанна Златоустаго, устроенный с правой стороны алтаря». Забегая вперёд, стоит сказать, что этот придел упразднили спустя несколько десятилетий, когда в Тулу перевели из Коломны архирейский дом и понадобилось помещение под ризницу кафедрального (теперь уже) собора. Говоря об «окончательной отделке» собора, автор процитированного выше исторического описания имеет в виду прежде всего его роспись, которой занималась артель ярославских мастеров. Она трудилась с мая 1765 года по сентябрь 1766 года, о чём гласит надпись на правой стороне северного портала: «Трудившиеся о Бозе иконописцы были града Ярославля посадские люди стенного писания…» Далее перечисляются 28 фамилий. Данные о количестве художников, потрудившихся над внутренним убранством Успенского собора, расходятся. Если в соборе, было упомянуто 28 человек (уже не мало, прямо скажем), то в документе, хранившемся до революции в соборной ризнице, их число возрастает до 36-ти. Что это? Ошибка писца? История, к сожалению умалчивает.

Постройка нового обширного собора в Туле была произведена как нельзя более своевременно. Спустя несколько лет город стал центром губернии. Центром Тульского наместничества (с 1796 года преобразованного в губернию) Тула стала в 1777 году. Незадолго до того, в 1772-1776 годах близ Успенского собора возвели «колокольню в 4 яруса», весьма нарядную, уже в новейшем — в отличие от самого собора — вкусе. Туляки гордились ею, а местные краеведы не без тщеславия заявляли, что она есть «лучшее украшение города, какого нельзя видеть во многих губернских городах русских». В нижнем ярусе колокольни «тщанием и иждивением тульского купечества» в 1778 году устроили тёплый храм во имя св. Тихона Амафунтского. Это было вызвано настоятельной необходимостью: Успенский собор не отапливался, служили в нём лишь от Пасхи до Покрова. Соборная звонница подбиралась постепенно, и к середине ХIХ века её составляли двадцать два колокола, самый большой из которых весил 679 пудов (около 11 тонн). Почти все колокола изготавливались именно для тульского собора, о чём свидетельствовали соответствующие надписи на них. Но были и весьма любопытные исключения. Так, на одном из колоколов (четвёртом по величине) надпись гласила: «Города Вологды церкви Святых Жен мироносиц и Св. Иоанна Златоустаго и преподобнаго Александра Свирскаго, состоявшаго за рекою Вологдою. Лит в поминовение Вологодскаго купца Алексия Александрова Шапкина рачением сына его Василия в лето 1783, 25 Сентября в Москве на заводе Леона Суруговщина. Весу в нем 100 п.».

В 1880-е годы вологжане заинтересовались загадкой «своего» колокола, очутившегося в Туле. Проведя расследование, они обнаружили две причины, которые могли послужить к его переезду в другой конец России. Василий Шапкин, заказавший колокол «в поминовение» своего родителя, вряд ли был доволен ошибками, сделанными в его отчестве (Шапкин старший был Андреевич). Кстати, на колоколе неверно указано также имя владельца завода — на самом деле его звали Асон Струговщиков. Может быть, не понравился заказчику и звук колокола, «забракованный», он был выкуплен туляками для новой колокольни. Очевидно, звук им показался подходящим, а надпись не составляла для них никакого значения. Сейчас, впрочем, эти загадки уже утратили свою актуальность: ведь звонницу после революции пустили на нужды «социалистического строительства», а колокольню разобрали.

Указом от 31 июля 1799 года император Павел повелел Святейшему Синоду: «По всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят». Для Тулы, конечно, обретение собственной кафедры («Тульской и Белёвской») явилось благом. Церковно-административная жизнь упорядочивалась, налаживалось духовное образование. А обширный Успенский собор оказался вполне пригоден для торжественных архирейских богослужений, да и вообще имел все качечества, необходимые для кафедрального храма. Бывало, что «кремлёвский» собор портил тулякам по меткому русскому выражению, всю обедню. Тесный, душный — он отличался всевозможными неудобствами, не совместимыми с новым статусом города, почему зимние архирейские службы проходили, как правило, в других тульских церквах. Тем не менее, до постройки отдельного тёплого собора руки дошли только в середине ХIХ века. К тому времени все препятствия, касаемые плана и фасада нового собора, источника средств для строительства, а также другие бюрократические проволочки разрешились, проект был высочайше утверждён, строительство началось. К 1862 году Богоявленский собор уже стоял на том месте, где стоит и поныне, — правда, теперь он «замаскирован» под оружейный музей, да столь надёжно, что даже вход в него осуществляется через алтарную часть.

Успенский собор никогда не мог похвастаться большим числом прихожан — всего около ста человек были «приписаны» к нему. Однако благодаря тому, что значительную силу в городе составляли купцы, оба собора — и тёплый, и холодный — поддерживались в надлежащем порядке, имея достойное убранство и «насыщенную» ризницу. Доходы получались также от луговой и пахотной земли, отдаваемой внаём, а ещё с «билетов вечного вклада». Соборному причту полагалось жалованье. Расположение соборов — в самом сердце Тулы — долгие годы радовало туляков, организовывало архитектурное и смысловое пространство города, но в 1930-е годы чуть не стало причиной их сноса. Власти хотели избавиться от «пережитка старого режима», мозолившего им глаза. Но здания Успенского, и Богоявленского соборов сравнительно благополучно пережили то непростое время, а вот колокольне пришлось поплатиться за свою заметность. 28 сентября 1936 года в ней впыхнул пожар — причём на верхних ярусах. Пожарные ничего поделать не могли: напор воды в шлангах не достигал 30-метровой высоты. К утру 29 сентября отстоять от огня удалось только нижние ярусы. Виновных пожара обнаружить, конечно, не удалось, и к концу марта 1937 года остатки колокольни разобрали, так как они, по мнению местных властей, создавали «угрозу для массового транспортного движения, весьма оживлённого здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона» (да, в кремле тогда существовал стадион). Собор к 1936 году уже не действовал.

В начале 1930 года в Туле приняли план закрыть десять церквей. Под массовое «сокращение» попал и Успенский собор. Делалось всё это, разумеется, «по просьбам трудящихся», причём в доказательство приводилось 26 тысяч подписей, якобы собранных в городе. Эти подписные листы сохранились. Фамилии в большинстве неразборчивы, адреса не проставлены… Но и такие «доказательства» признали достаточными. Соборный храм предполагалось использовать под атеистический музей. Но почему-то музей в эти старинные стены так и не въехал, а окончательно собор закрыли только в 1934 году, о чём свидетельствует просьба верующих о передаче некоторых икон и облачений из закрываемого Успенского собора в Николочасовенскую церковь. Просьбу удовлетворили.

Более десяти лет собор пустовал, не имея определённого статуса. В 1945 году статус он получил — сделавшись памятником союзного значения, — но продолжал пустовать. Потом его поставили на государственную охрану, потом передали под склад промтоваров. И только в середине 1960-х годов началась его реставрация, в контексте восстановления всего кремлёвского ансамбля. В первую очередь, в 1968-1970 годах, реставраторы полностью заменили кровлю собора и позолотили все пять глав храма. А в июне 1975 года Всесоюзный научно-реставрационный производственный комбинат приступил к изысканиям на предмет реставрации иконостаса и двух киотов. Иконостас имел к началу реставрации вполне сносное состояние — хотя утраты резных деталей составляли до 30%, но сама конструкция сохраняла прочность и не вызывала беспокойства реставраторов. В 1982-1986 годах было произведено восстановление резьбы иконостаса — накладок на цокольной части, рам местного ряда и царских врат. Наибольшего опасения внушали фрески. В 1950-е годы серьёзно пострадала западная стена, несущая на себе уникальную для русской монументальной живописи композицию. В 1960-е годы из-за фейерверков, проводившихся в кремле, также разрушились некоторые фрески, в том числе «Успение Пресвятой Богородицы». Возникли очаговые утраты живописного слоя на столпах собора. Реставрация фресок началась только в 1988 году. В начале 1990-х годов прекратилось финансирование реставрации иконостаса, а в 1996 году иссякли средства и на фрески.

В сентября 1991 года Успенский собор решением областного Совета народных депутатов отошёл Тульской епархии — для совместного использования с музеем. Предполагалось, что в соборе будут проходить богослужения, в остальное время он будет открыт для музейного показа. В начале 2000-х годов реставрация иконостаса и фресок возобновились, а с конца 1990-х в Туле действует благотворительный фонд, одной из своих задач которого, было восстановление соборной колокольни. Пройдёт совсем немного времени и «Кремлёвская свеча» вознесётся над Тульским кремлём к лету 2014 года. Соборная звонница была выстроена специалистами ООО «Тулареставрация» по сохранившимся чертежам колокольни ХVIII века.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2013 г.

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Успенский собор Владимира, © Андрей и Валерия

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, © Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, © Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, © Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, © Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, © Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, © Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Общая площадь сохранившихся в Свято-Успенском соборе Владимира древних фресок составляет около 300 квадратных метров.Сохраненные фрески, © Андрей и Валерия

Режим работы

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Памятник Владимиру и святителю Федору, © Андрей и Валерия

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

Вблизи расположены:

  • Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
  • Дмитриевский собор;
  • парк имени Пушкина;
  • Дмитриевский парк;
  • Соборная площадь с памятником 850-летия Владимира;
  • памятник Андрею Рублеву;
  • памятник князю Владимиру и святителю Федору.

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5, 36;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть .

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Тульский Успенский собор. Фото Дениса Кабанова, 2000-х гг.

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Тула Тульской епархии, «Черная церковь,» бывший собор Тульского Успенского монастыря.

В народе эту церковь из красного кирпича, расположенную на главной площади города и являющуюся его доминантой, прозвали «чёрной» — за цвет куполов. На стенах храма неплохо сохранилась роспись художников школ Нестерова и Васнецова начала XX века.

История

Монастырский храм

На этом месте первый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы существовал уже в середине XVIII века, как церковь Успенского женского монастыря.

За ветхостью храм был разобран, и в 1791-1792 годах была построена новая Успенская церковь с приделами в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», во имя великомученика Пантелеимона, равноапостольной Марии Магдалины и преподобного Александра Свирского.

В XIX столетии эта церковь пришла в ветхость и в 1857 году была расширена попечением игумении Клавдии.

В 1898 году Успенская церковь была разобрана до основания, и на её месте, при игуменьях Агнии и Магдалине, воздвигнут новый двухэтажный храм. Он был освящён 24 октября 1902 года. В первом этаже храма (трапезном зале) было два алтаря: во имя равноапостольной Марии Магдалины и во имя великомученика Пантелеимона. В верхнем этаже храма — три: средний — во имя Успения Божией Матери, справа — в честь образа «Неопалимой Купины», слева — во имя преподобного Александра Свирского. В этом храме находилась могила почитаемой в Туле игумении Агнии (в схиме — схиигумения Феодосия).

Лихолетье XX века и возрождение

После революции монастырь упразднился, уже в 1918 году храм был закрыт большевиками.

Стены ограды и колокольня не сохранились. До 2005 года в храме располагался Государственный архив Тульской области, хотя договоренность с областной властью о передаче этого храма Церкви была достигнута еще в 1999 году во время первого визита в Тулу патриарха Алексия II. Воплотить ее удалось только в 2006 году, поскольку размещавшийся в храме архив долго не мог перебраться в новое здание. В 2006 году было сделано многое, чтобы в храме возобновились службы: в здание проведен газ, свет, тепло, оштукатурен первый этаж, облагорожена территория перед храмом. 8 сентября 2006 года, в день празднования 860-летия Тулы, реставрируемый храм был торжественно передан Тульской епархии.

По передаче епархии храм получил статус кафедрального собора епархии, с этого времени в нем начали совершаться регулярные богослужения. Возрождение храма на благотворительные пожертвования продолжилось.

В мае 2012 года была освящена часть храма, где располагалось хранилище архива области, и собор был полностью открыт для верующих.

Настоятели

  • Сергий Резухин (с 2003)

Использованные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *