Успенский собор 1479

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор

Описание:

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом : из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, свв. первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, г. Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт: www.uspenskymos.moseparh.ru

В собрании Музеев Московского Кремля хранится около трех тысяч икон. Исторически сложившийся комплекс охватывает период с конца XI до начала XX столетия. Основное ядро собрания составляют памятники иконописи, создававшиеся для украшения соборов, царских и патриарших палат, молелен Московского Кремля.

По ранним иконам, украшавшим первые каменные соборы XIV века, можно составить представление о становлении московской школы живописи. Среди них иконы «Троица», «Спас Ярое Око», «Спас Оплечный», «Спас Нерукотворный» XIV века из Успенского собора, икона «Архангел Михаил, с деяниями» конца XIV века из Архангельского собора. В Благовещенском соборе сохраняется самый древний многоярусный иконостас, включающий произведения конца XIV – начала XV столетия круга Феофана Грека и Андрея Рублева.

К концу XV – началу XVI века относятся произведения Дионисия и его мастерской, оформлявшие интерьер только что отстроенного Успенского собора Аристотеля Фиораванти. Среди них икона первого Московского Митрополита Петра с житийными клеймами.

Значительное количество произведений иконописи сохранилось от времени оформления соборов при первом русском царе Иване IV (Грозном) в середине – второй половине XVI века. В Благовещенском соборе находятся уникальные комплексы иконостасов, созданных для небольших приделов грозненского времени.

В тот период становления Москвы как столицы единого Российского государства в Кремль привозили прославленные святыни из других русских центров. В Успенском соборе находится древнейший памятник собрания – привезенная из Новгорода двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий» рубежа XI–XII веков.

В XVII столетии при первых царях династии Романовых в мастерских Оружейной палаты в Кремле работают царские иконописцы, которые создают комплексы многоярусных иконостасов XVII века для церкви Ризположения (иконописец Назарий Истомин Савин), Успенского (1653) и Архангельского соборов (1679–1681). В это время в Кремле работают царские изографы Яков Казанец, Никита Павловец, Михаил Милютин, Симон Ушаков и другие.

В фондах Музеев Московского Кремля хранятся иконы из разрушенных в 30-е годы XX века архитектурных памятников Московского Кремля – Чудова и Вознесенского монастырей, собора Спаса на Бору и других. В 20–30-е годы XX века в фонды Музея была передана часть икон из упраздненного Соловецкого монастыря.

Музеи Московского Кремля за последние два года привели в порядок Благовещенский и Архангельский соборы, которые, как рассказала директор музеев Елена Гагарина, «теперь могут противостоять огромным потокам туристов и агрессивному воздействию воздушной среды». Теперь же настала очередь кропотливой реставрации Успенского собора, возведенного в 1475–1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Работы проходят при сотрудничестве с компанией «Транснефть», которая является стратегическим партнером музея. Бюджет проекта — около 360 млн руб.

Заместитель директора музея по научной работе Андрей Баталов рассказал, что закрыть Успенский собор на комплексную реставрацию невозможно, так как это действительно главный храм страны. Сотрудники музея подчеркивают, что храм на время работ не закрывается, он продолжает функционировать и как музей, и как место богослужений. Это стало возможным благодаря продуманной организации работ: здание разделено на шесть зон, которые закрываются на реставрацию поочередно.

Ансамбль фресок

В настоящий момент в Успенском соборе продолжается реставрация фресок, начатая в 2017 году.

Работа реставраторов фресок, отмечают в Музеях Московского Кремля, «направлена прежде всего на поддержание сохранности стенописи и бережный уход за ней. Они проводят мониторинг состояния сохранности грунта и красочного слоя, удаляют со всей поверхности копоть и грязь, убирают выступившие соли, заделывают трещины в штукатурном основании и восполняют утраты штукатурки, укрепляют грунт и красочный слой, тонируют утраты, где это необходимо». По словам Гагариной, речь идет скорее о консервации, чем о чем-то более серьезном.

Во время проведения работ, в которых задействовано около 40 сотрудников Межобластного научно-реставрационного художественного управления, было сделано неожиданное открытие — ранее неизвестные фрагменты фресок. В Похвальском приделе обнаружены нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи», кроме того две фигуры пророков (из композиции «Похвала Богоматери»). По мнению исследователей, их можно датировать концом XV века. Примерно тогда, в 1481 году, был создан первый иконостас собора. Либо же их написали в 1513–1515 году, когда собор был впервые расписан целиком.

Уникальность находки в том, что ранее росписи этого периода считались практически полностью утраченными, — их заменил нынешний ансамбль фресок, созданный при Михаиле Федоровиче в 1643 году. Предыдущее открытие фресок в Успенском соборе было в 1910-х годах, когда реставратор Е.И.Барягин освободил от штукатурки другие ранние фрески Похвальского придела. Завершить нынешний цикл реставрации планируется в 2023 году.

«Собор постоянно преподносит сюрпризы», — отметил Баталов. По его словам, несколько дней назад хранитель собора Алексей Барков, решив вынуть из иконостаса часть икон, закрывающих столп, за одной из икон нашел композицию с ангелом и праведником, предположительно относящуюся к 1515 году. Эта фреска в северо-восточном столпе была скрыта за алтарной преградой, и последними ее видели те, кто устанавливал этот иконостас в XIX веке.

Потолок и подпол

Хотя эта новость про находку фресок — самая эффектная, гораздо важнее другой аспект, о котором также было подробно рассказано на специальной пресс-конференции. Речь идет о реставрации непосредственно здания. В 2018 году начались работы с конструкциями крыши, сводов, кровли и чердака. Это помогло устранить конденсат, который увлажнял собор и вредил состоянию фресок и предметов в храме. Также был нормализован микроклимат подкровельного пространства.

Баталов рассказал, что удалось опровергнуть мнение, возникшее в 1970-х годах, о том, что храм находится в аварийном состоянии и своды его вот-вот упадут. Семь лет назад был проведен полный мониторинг, который дал полную уверенность в том, что он находится в удовлетворительном состоянии. «Миф об аварийном состоянии сводов не подтвердился, — подчеркнул Баталов. — Оказалось, что влага проникала внутрь через крепления для люстр, причем это были не атмосферные осадки, а конденсат, накопившийся под кровлей». Искусствовед шутливо обобщил, что все проблемы у отечественных реставраторов старинных храмов из-за либерального царя Александра II, разрешившего отапливать древнерусские церкви, которые изначально строились не приспособленными для этого. При Николае I, который наложил резолюцию «оставить навсегда холодными», проблем не возникало, сказал он. По словам Баталова, реставраторам также пришлось разбираться с последствиями работ советского периода, которые на сегодняшний день устарели: «Мы убрали промежуточную кровлю, сделанную к Олимпиаде, убрали утепление. Оказалось, что в советское время были закрыты продухи, что также влияло на микроклимат. Теперь терморегуляция восстановлена».

Другой важной проблемой является то, что в советское время Соборная площадь была забетонирована и перестала «дышать». Влага, вместо того чтобы испаряться через швы мощения, ползет к фундаментам здания и поднимается по ним. Образуются соли, которые оседают на отмостке. Баталов рассказал, что была достигнута договоренность с Управлением делами Президента РФ — и эта сплошная бетонная плита будет немного потревожена, чтобы облегчить состояние Успенского собора. Планируется убрать 2 м сплошного бетона по периметру собора и таким образом помочь фундаменту и стенам.

«В Кремле сохранился оазис научной реставрации, сформированный в 1970-е годы. Поэтому мы совершенно не собираемся спешить и будем все делать медленно и аккуратно, потратим на это целых семь лет — и защитим здание на ближайшее столетие, учитывая глобальные изменения климата», — сказал он.

Также планируется усовершенствовать инженерные сети в соборе. В связи с этим будет необходимо поднимать пол храма, и поэтому реставраторы надеются обнаружить там какую-либо информацию о предыдущих Успенских соборах, стоявших на этом месте. Гагарина уточнила, что планы по работам в подвальной части уже завершены. Особое внимание будет обращено на чугунные плиты пола, которые положены без связующего и поэтому весной приподнимаются от влаги.

Пристенные киоты будут поставлены на свои места, и поэтому экспозиция икон в интерьере храма должна немного измениться в лучшую сторону. Кстати, каталог икон издан, готовится шеститомный каталог фресок храма, причем осталось доделать лишь последний том.

Елена Гагарина также сказала несколько слов о том, как идут дела с новым зданием музеев, которое возводится рядом с храмом Василия Блаженного. Уже завершилась реставрация исторического каре Средних торговых рядов, а также закончилась постройка внутреннего каре (корпус Б). Через пару месяцев начнутся отделочные работы и установка инженерного оборудования. Переезд экспонатов из Оружейной палаты планируется через два года. Музей с финансовой и технической поддержкой компании «Транснефть» занимается виртуальным проектированием экспозиции.


Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.

В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.

Святой митрополит Петр с житием. Дионисий и мастерская

Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено артели мастеров, возглавляемой самым искусным иконописцем. Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.

К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов.

В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.

На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.

Святой митрополит Алексий с житием. Дионисий и мастерская

На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря.

Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах.

В настоящее время икона «Митрополит Петр с житием» демонстрируется в Успенском соборе Московского кремля, для которого и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» в Государственной Третьяковской галерее.

Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

И только стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря дошла до нашего времени в полном составе и подлинном виде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *