Успенский собор Смоленск

Соборный Успенский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века. Пятиглавый храм построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдастся 3 полукругами. Вокруг всего храма галерея с входным крыльцом; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажная, в виде часовен, с небольшими железными крестами, такой же крест и на входном крыльце. Своды собора поддерживаются четырьмя массивными столбами. Свет обильно льется с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из 3 сторон), а сверху — чрез окна 5 куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей — 3 саж, 2 арш., а ширина 10 саж, 2 арш. В алтаре — деревянные хоры, вход на которые из Иверского придела, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые — с северной стороны в стене.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

По стенам алтаря и храма имеются священные изображения, написанные масляными красками. Так, при входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую — чудесное явление мощей св. Иакова во время ледохода на реке Мсте, близ грозных её порогов, чудесное явление св. Иакова одному больному священнику и проч. Пол в храме из путиловской плиты. Престол утвержден на 4 каменных столбах на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на нем чеканенная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином — величественное изображение Христа Спасителя, седящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. По обеим сторонам этого образа изображены св. 12 апостолов, св. апостол Иаков, брат Божий, св. апостол Никанор, св. священномученик Ириней Лугдунский и св. Стефан Сурожский. Алтарь трехчастный с 3 окнами; в диаконике в 1841 году устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери, а главный престол переименован во имя Успения Божией Матери при возобновлении собора, бывшего после опустошительного пожара в 1710 году, освященного митрополитом Новгородским Иовом. Иконостас в этом храме величественный, пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием Господа.

Смоленский Успенский собор

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске, на Холме (Соборной горе)

  • Адрес: Россия, 214000, Смоленск, Соборный двор, д.5.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Был заложен в 1101 году повелением великого князя Владимира Мономаха. В летописи говорится, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». По учреждении Смоленской епархии при святом князе Ростиславе Мстиславиче, последний наделил епархию земельными владениями — в частности грамота «О холме» от 1150 года говорит о передаче епархии Холма.

В 1611 году храм был разрушен: когда после продолжительной осады Смоленска, преследуя последних защитников города, в храм вошли польские захватчики, были взорваны хранившиеся там запасы пороха. Поляки утроили на месте разрушенного собора костeл.

После освобождения Смоленска в 1677 году на Соборном холме вновь начали строить собор. Руководил строительством зодчий Алексей Корольков. Завершал строительство архитектор А. И. Шедель в 1732–1740 годах. Полностью же собор в память о героической обороне Смоленска в 1609–1611 годах достроили в 1772 году.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана.

В августе 1933 года собор был закрыт . В него был перенесен антирелигиозный музей им. Емельяна Ярославского . Внутри собора размещалась антирелигиозная выставка, «гвоздем» которой были размещенные в алтаре чучела животных в священных одеждах. На горнем месте восседал козел в епископском облачении .

В экспозиции музея сохранялся древний образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, который исчез из собора при невыясненных до сих пор обстоятельствах в первые же дни Великой Отечественной войны, еще до момента вступления гитлеровских войск в Смоленск 15 июля 1941 года. До сих пор место нахождения иконы не установлено .

Собор уцелел в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1941 году, когда еще шли бои за Смоленск, Успенский собор посетил известный немецкий военачальник, командующий танковой группой генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан. Он осмотрел собор и отдал распоряжение о его охране. К августу 1941 года верующие убрали из собора экспонаты антирелигиозного музея . 3 августа 1941 года в соборе было проведено богослужение для солдат и офицеров вермахта. 10 августа 1941 года, в день празднования иконы «Одигитрии», Смоленской собор был заново освящен православными иереями, после чего в нем была отслужена Божественная литургия . Собор вновь стал действующим и с тех пор уже не закрывался.

Во время боев за Смоленск командующий 16-й армией генерал-лейтенант М.Ф. Лукин запретил артиллеристам вести стрельбу по Успенскому собору, используя его как ориентир для наведения орудий .

Святыни

Главной святыней храма является Смоленский образ Пресвятой Богородицы. В соборе пребывают мощи преподобного воина Меркурия Смоленского, святителя Игнатия II Смоленского. В Успенском кафедральном храме хранится и восстановленная недавно шитая шелком плащаница XVI века.

Настоятели

  • Иоанн Хорошевич (21 августа 1974 — 1975)

Использованные материалы

  • «Смоленская и Вяземская епархия» // Официальный сайт Московского Патриархата
  • «Святейший Патриарх Кирилл совершает визит в Смоленскую епархию», 8.II.2009:

Зверева С. Г., Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны // Журнал «Искусство музыки: теория и история» (ИМТИ). 2016 № 14, С. 122: со ссылкой на книгу Серафим (В. Л. Амельченков), иеромонах. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (на материалах Смоленской области). Смоленск: Свиток, 2012. С. 52-53.

Гурзов А. «Богоматерь Одигитрия Смоленская» // Журнал «Любимая Россия», 2006 г., № 2(3) —

Зверева С. Г., Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны // Журнал «Искусство музыки: теория и история» (ИМТИ). 2016 № 14, С. 153: Дубровский А.А. Реставрация пристенных и пристолпных икон Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора // Смоленские епархиальные ведомости, № 2 (89). Ноябрь, 2016, С. 79:

Внутренние убранства Смоленского Успенского кафедрального собора

Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.
Иконостас находится на стыке двух традиций: древнерусской и барочной украинской. Перед мастерами ставились цели монументально-декоративного порядка. Каждому ярусу поручалась своя «партия». Главная роль отводилась образцам местного, особенно деисусного ряда. Цокольный ярус в иконостасе с его литературно-повествовательными сюжетами обычно выдерживался в скромной коричневой гамме. Он всегда играл роль элемента, помогающего ритмическому строю композиции местного ряда.

В иконостасе Успенского собора цокольный ряд (или пядничный), первый снизу, состоит из овальных икон размером 61 х 84 см. Сюжеты самые разные, в основном из Нового Завета. Всего икон 10.
Второй ряд — местный. Иконы этого ряда имеют овальное завершение, их размеры 315 х 135 см. Эти иконы имеют ту же последовательность, что и иконы классического древнерусского иконостаса. Первая и последняя иконы этого ряда – почитаемые смоленские святые Авраамий и Меркурий.

Внутри ряда иконы, посвященные Богородице (так как это иконостас Успенского собора. В иконах местного ряда явно чувствуется влияние гравюры ХVIII в.

Западная экспансия присутствует и в изображении местного образа Богородицы. Всего икон 12, если не считать иконы в Царских вратах. В русском иконостасе деисусный ряд следует за местным, а в украинском – за местным следует праздничный. Так что в смоленском иконостасе третий ряд снизу – праздничный. Первоначальный порядок не сохранился (в порядке церковного календаря или по хронологии событий). Строгий смысл утрачен. Всего 20 икон. Их размеры 103 х 80 см.
Четвертый ряд – апостольский, а не деисусный, как положено в древнерусском иконостасе. В центре апостольского ряда – Христос Великий Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов (365 х 265 см). Слева и справа – апостолы. Всего их 14 (вместе с Благовещением и Преображением в боковых приделах).

Пятый, последний, ярус – пророческий. Обмер этих икон затруднен. Круглые иконы имеют диаметр 160 см. Всего икон 20. В центре – Распятие; по краям – жертвоприношение Авраама и пророк Моисей со скрижалями. Вверху – Господь Саваоф.
Иконы иконостаса написаны в смешаной технике. Они неоднократно реставрировались и заменялись. В 1888 г. иконы были реставрированы московским художником Морозовым, в 1990 г. – живописцем Париловым. Иконостас был заново реставрирован и поновлен в 60-е гг. ХХ в.
Иконостас Успенского собора имеет 10 деревянных скульптур Ангелов в разных позах: лежащие, стоящие. Резьба иконостаса, украшенная листьями винограда, цветами мальвы, подсолнуха, посеребрена и позолочена, проникнута барочным характером.

Успенский собор был заложен в Смоленске в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха. В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. После этого, в течение XVII-XVIII веков, храм начали возводить заново. В результате ошибок, купола Успенского собора неоднократно обрушивались. Однако, в конце концов, он принял приблизительно тот вид, в котором и сохранился до наших дней.

Успенский собор пережил две войны: Отечественную 1812 года (по приказу Наполеона в соборе была выставлена охрана) и Великую Отечественную 1941-45 годов. Он выжил в период «войны с храмами» в 20-30-е годы прошлого века – в храме был открыт антирелигиозный музей. И теперь собор является не только главным храмом Смоленской епархии, но и самой известной туристской достопримечательностью Смоленска.

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Адрес: Смоленск, ул. Соборная гора, д.5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *