Успенский собор тульского кремля

05.02.2018 15:36:00

Из истории Тульского кремля. Колокольня Успенского собора: колокола и часы

Продолжаем наш рассказ о колокольне Успенского собора в Тульском кремле, начатый 23 января.

На колокольне было 22 колокола, над колоколами располагались часы. 8 колоколов предназначались для церковных звонов, остальные — для часового боя.

Два самых больших колокола были слиты, по свидетельству надписи на них, «во славу триипостасного Бога и в честь преблагословенной Девы Марии при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Александра Павловича, по благословению преосвященного Амвросия, епископа Тульского и Белевского, особенным по благочестии усердием доброхотных подаяний Тульского купеческого общества и прочих граждан и оружейников в лето от Р. Хр. 1805 Генваря 31 дня, на память Святых чудотворцев Кира и Иоанна в Москве на заводе Струговщикова, по 23 р. 50 коп. за пуд». Вес самого большого колокола составлял 679 пудов (1 пуд = 16,38 кг), второго по величине — более 361 пуда. Краевед Н.Ф. Андреев рассказывал в 1854 году в «Тульских губернских ведомостях», что «большой колокол везли 35 лошадей, другой колокол — 15. Ямщик Коломенской слободы Киржаков вез из Москвы означенные два колокола за 850 рублей».

Третий колокол весил 180 пудов. На нем имелось изображение иконы Пресвятой Богородицы. Отлит он был, как следовало из надписи на нем, в «царствующем граде Москве 1769 г. 9 дня в Тульский Успенский собор мастером Дмитрием Пироговым». То есть этот колокол изготовили до начала строительства колокольни, однако дата изготовления не совсем понятна: не указан месяц. Но именно такую надпись на колоколе приводит протоиерей М. Руднев в 1866 году в своей публикации в «Тульских епархиальных ведомостях». На этом колоколе была еще молитва: «Спаси Господи и помилуй раб своих строящия храм Божий и в нем подающее всякое благопотребное подаяние. И даждь им, Господи, царство небесное, и живущим здравия ради пресвятого имени Своего».

Интересная надпись имелась на четвертом по величине колоколе: «Города Вологды церкви Святых жен мироносиц и Св. Иоанна Златоустого и преподобного Александра Свирского, состоявшего за рекой Вологдою. Лит в поминовение Вологодского купца Алексия Александрова Шапкина рачением сына его Василия в лето 1783, 25 Сентября в Москве на заводе Леона Суруговщина. Весу в нем 100 п.». «Вологодские епархиальные ведомости» в 1888 году задались вопросом: «По какому случаю колокол, литый для Вологды, очутился в Туле?» Проведя небольшое расследование, в Вологде нашли ответ. Могло быть две причины такого перемещения колокола. Заказчик Василий Шапкин мог остаться недоволен сделанными ошибками, особенно в отчестве его отца: Шапкин-старший был Андреевич (это редакция «Вологодских епархиальных ведомостей» установила по метрическим книгам Мироносицкой церкви). Неверно были указаны имя и фамилия владельца завода, на котором отлит колокол – его звали Асон Струговщиков. Вторая возможная причина отказа могла быть в том, что заказчику не понравился звук колокола. Забракованный колокол был приобретен в Тулу (видимо, подходил и по весу, и по голосу, а надпись тулякам была не так уж важна). Для вологодской Мироносицкой колокольни тем же Василием Шапкиным в том же году заказан колокол с «правильной» надписью.

На пятом колоколе была следующая надпись: «Во славу Святыя Троицы вылит колокол сей на колокольню, что в городе Туле при соборной Успенской церкви Июня дня 1795 года. Весу 67 пудов. Лил оный колокол мастер Ярославский Афанасий Мартинов».

Три колокола из восьми, употреблявшихся для благовеста и звона, не имели ни надписей, ни обозначения веса.

Часы для колокольни изготовил в 1792 году тульский оружейник Кобылин Иван Иванович Большой (то есть старший из родных братьев, имевших одинаковые имена-отчества).

Четыре циферблата часов были обращены по четырем сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной «игрой» курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю. Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.

Наталия Кириленко.

Продолжение следует.

Он таким и остался, несмотря на то, что бурная жизнь ХХ века храм, конечно, сильно потрепала.

Ровесник Тульской епархии

Успенский – уже третий храм, построенный на одном и том же месте. Первый, деревянный, появился вскоре после возведения кремлевских стен в ХVI веке. Писцовые книги 1628 и 1629 годов называли этот собор Архангельским. Второй, Успения Богородицы, был каменным и имел такую же колокольню. Но простоял сравнительно недолго, менее ста лет, и был разобран по ветхости. Как уже писалось, археологами обнаружен фундамент этого храма и вскоре его можно будет даже увидеть – в специально оборудованном археологическом окне.

Строительство нового храма начали в мае 1762 года, закончили тоже в мае, 1764-го. Деньги на строительство давали в основном тульские купцы Л. И. Коптельцев и Т. Р. Чечулин. Главы были позолочены на средства тульского купца Лариона Сорокина. Резной иконостас сделан тульскими резчиками по дереву, работавшими у купца Василия Кирьянова, золотил его Данил Лазарев. Высота нового собора с крестом составила почти 50 м.

Успенский храм начал действовать в октябре 1766 года. У южных дверей собора при входе на стене была надпись о строительстве храма. А у северной стороны – о трудившихся в соборе иконописцах Афанасии Шустове с ярославскими мастерами. На стене, внизу, против столба от западных дверей направо, была надпись о том, что в соборе покоились дети полковника Егора Скобельцына: дочь Елизавета (1753-1764), сын Николай (1754-1765), сын Павел (1762-1765). Простого взгляда на даты жизни и смерти достаточно, чтобы понять, какую драму испытал когда-то их отец.

Умершей дочери – 11 лет, сыновьям – 11 и 3. Причем все они отправились в мир иной практически следом друг за другом. А похоронены были в еще не достроенном храме. Этим фактом была оказана особая честь их отцу – тульскому воеводе.

С 1799 г., то есть со времени образования Тульской епархии, Успенский собор стал кафедральным. Все важнейшие церковные и гражданские события страны освящались здесь молитвами: благословение воинов в походы, опубликование манифестов, встречи высоких гостей. А за свою историю Успенский храм кого только не повидал, в том числе и русских царей.

В 1809 году, проездом из Москвы в Киев, известный киевский митрополит Платон специально остановился в Туле, чтобы увидеть Успенский собор.
Во время последней своей поездки на юг в 1823 году Тулу проездом посетил император Александр I. Он побывал и в соборе и имел беседу с его настоятелем. А через три года «со слезами и глубокой скорбью душевною» здесь молились о спасении души умершего императора, катафалк с телом которого стоял в Успенском соборе. По этому случаю был сооружен богато убранный сень-катафалк. Александр I, как известно, умер в Таганроге, и его тело везли в карете под охраной отряда кавалергардов верхами с офицерами.

21 сентября (3 октября по новому стилю) 1856 г., через месяц после коронации, Тулу посетили император Александр II и его брат великий князь Михаил Николаевич. Свой визит они начали с посещения Успенского собора, при входе в который их встретил епископ Тульский и Белевский Димитрий и преподнес иконы гостям.

Свою икону государь позже передарил тульскому кадетскому корпусу. Побывал здесь и Николай II во время своего визита в Тулу в мае 1904 года.

О том, какой невероятной популярностью пользовался собор у горожан, можно судить по такому факту. 25 марта 1908 г., в день Благовещения, здесь совершал позднюю литургию только что прибывший в Тульскую губернию епископ Парфений. К началу богослужения кремль был переполнен молящимися, стремившимися попасть на богослужение. Наплыв желающих попасть в собор оказался так велик, что большинству пришлось вернуться домой за невозможностью попасть внутрь.

Долгая дорога к складу

В 1924 году храм был передан группе верующих, и здесь продолжали проводить службы. Но уже через пять лет ситуация поменялась. На тульских заводах организовывались кампании, в ходе которых собирали подписи за закрытие тульских церквей, в том числе и кремлевского собора. Голосовали за это, и уж во всяком случае записывали в протокол, единогласно. Однако находились мужественные люди, которые не боялись публично высказывать свое несогласие.

Об одном из таких случаев свидетельствует, например, письмо во фракцию горсовета, в котором сообщалось, что на общем собрании рабочих механической мастерской оружейного завода от 23 ноября 1929 года было постановлено закрыть церкви: Спас, Николо-часовню, Собор (т. е. Успенский собор в кремле. – С.Г.) и Покров. Т. т. Соколов М. И. и Алешин А. Ф. – члены горсовета от подписи за закрытие церквей отказались. «Ячейка ВКП(б) объединения трудколлективов доводит об этом до вашего сведения». То ли просто стучит, то ли жалуется. В любом случае отдадим должное товарищам Соколову и Алешину, входившими, между прочим, в городскую власть. Члены горсовета как-никак.

Ровно через месяц к президиуму окружкома обратилась с просьбой сохранить храм группа верующих совета при соборе. Свою просьбу они мотивировали следующим образом:

«Кафедральный собор в кремле имеет значение не только для одной, организованной при нем группы верующих, а и для всего нашего города и даже для всей нашей епархии, являясь центром церковной жизни. По великим праздникам в собор идут богомольцы со всего города, богослужением в нем интересуются приезжающие из других городов и сел нашей епархии. В соборе находится чтимая всем народом чудотворная Казанская икона Богоматери, перенесенная в него из закрытой Казанской церкви.

В собор влились истекшей осенью два прихода закрытых недавно церквей – Воздвиженской и Сретенской».

Совет также заявлял, что как организованная при храме группа верующих, так и влившиеся в него два прихода «стоят на платформе церковного обновления и строго держатся принципа лояльности к советскому государству и теории невмешательства в политическую жизнь страны. Причем все обязательства перед государством в отношении налогов советом исполнялись и исполняются тщательно».

Под письмом стояли девять подписей. Отдельно свою позицию высказал тульский митрополит Виталий, член священного синода православных церквей на территории СССР:

«Вполне присоединяюсь к ходатайству группы верующих со своей стороны, покорнейше прошу президиум окружкома оставить в пользовании группы верующих летний Успенский собор по изложенным в настоящем заявлении мотивам».

Ситуация к тому моменту, по-видимому, уже была непростая. Косвенно об этом можно судить по строкам написанного в те же дни заявления от общества по изучению тульского края, которое просило ускорить разрешение вопроса, под какие цели будет передан храм, поскольку он уже «находится в бесхозяйственном состоянии».

Однако в тот момент судьба Успенского собора еще не была решена. Службы здесь проходили. Вмешалось стечение обстоятельств. Весной 1930 года решением уполномоченного жилищной частью райсовета из сторожки, которая сдавалась верующим бесплатно, выставили сторожа, следившего за сохранностью обоих кремлевских храмов. В освободившуюся сторожку тут же вселили трудящихся: Карабельникова (так в документе – через «а») с женой и Андрианова. Оставшиеся без присмотра храмы тут же стали подвергаться хулиганским воздействиям. Сначала просто повыбивали стекла, а потом неизвестные ночью взломали замок Успенского храма и украли всё, что еще можно было украсть.

Эта кража решила всё. Адмотдел окружкома, то есть областные власти, требовали от горсовета вернуть верующим сторожку. По закону ее вообще можно было изымать только в том случае, если у религиозной общины уже изъято здание культа. Но куда тогда девать Андрианова и Карабельникова с женой? На улицу? И городские власти нашли более логичный выход из ситуации – закрыли сам храм.

Стали решать, как удобнее использовать освободившиеся площади. Еще годом ранее здесь предполагали открыть антирелигиозный музей, который сделали бы объединенными усилиями краеведческий музей и союз безбожников.

Для этого уже имелись экспонаты древнецерковной живописи и бытовые предметы культа. Подсуетились и любители спорта. На районной конференции физкультурников ввиду отсутствия в Туле соответствующего помещения для занятий ФК (физической культурой, само собой) попросили оборудовать здесь Дом физкультурника.

Однако наиболее близкой к воплощению оказалась идея переселить сюда музей оружия.

«Помещение летнего собора целесообразно отвести под музей оружия, переведя его с территории оружейного завода. Во-первых, посещаемость музея тогда значительно повысится, поскольку он будет общедоступным, во-вторых, размеры помещения позволят значительно удобнее и полнее разместить богатейшие экспонаты музея, имеющего общесоюзное значение», – писал «Коммунар» в апреле 1939 года.

Но в итоге храм отдали под склад.

Старинный собор в новом цвете


1987 год. Первый День города в Туле.

После войны состояние храма было ужасным, о чем свидетельствует протокол обследования здания. Сорванная с западного ската кровля не ремонтировалась, были неисправности в стальной кровле. Водосточные трубы тоже неисправны. С левой стороны западного входа в храм стоял мусорный ящик с гниющим мусором, который примыкал непосредственно к стене здания. Были повреждены резные каменные украшения. Часть камней в цоколе отсутствовала.

О состоянии икон и фресок пока промолчим – этому будет посвящен отдельный материал.

Только в 1960 году здание храма поставили на государственную охрану, а в 1965 году началась реставрация Успенского собора. В 1968-1970 гг. позолотили все пять глав собора, позже был восстановлен первоначальный облик глав и барабанов – гладкие луковичные золоченые главки на беленых барабанах.

С 1990 года Успенский собор передан в двойное пользование – епархии и областного краеведческого музея. А 28 августа 1990 года по случаю праздника Успения Богородицы у стен собора после долгого перерыва прошло богослужение. Перед западными вратами храма был сооружен помост, на котором священнослужители Тульской епархии во главе с настоятелем Спасского храма, что в Заречье, секретарем епархиального управления протоиереем отцом Дмитрием Кудакой совершили молебен.

Затем состоялся крестный ход вокруг собора. Богослужение, собравшее множество людей, виделось тогда символом духовного оздоровления.

В 1991 году возле Успенского собора, также впервые после долгого перерыва, прошло Рождественское богослужение, вызвавшее громадный интерес горожан. Успенский храм возвращался к своему истинному предназначению – быть жемчужиной Тулы, ее духовным центром.

Уже в недавнее время, когда по инициативе тогдашнего губернатора области Владимира Груздева началась масштабная реконструкция кремля и взялись за восстановление утерянной в тридцатые годы колокольни, Успенский собор поменял привычный всем облик. Он стал не цвета красного кирпича, к которому все давно привыкли, а серо-голубым. Оказывается, именно в этот цвет был выкрашен храм, когда его только построили. Для того чтобы узнать, какого цвета собор был изначально, делался специальный спектральный анализ. Выяснилось, что за всю историю храма было семнадцать слоев обмазки. Чтобы понять, какой цвет правильный, существует целая технология. Делается соскоб в низу стены, в середине и в верху стены, и так со всех четырех сторон. Результаты этого анализа показали, что четыреста лет назад храм был именно такой: серо-голубой, и в таком виде он простоял первые два или три года. Почему именно этот оттенок? Богородичные храмы все были голубые, потому что люди тратили на их строительство самое дорогое, что у них были. Краски готовили путем перетирания минералов, а минералов голубого цвета в Туле практически нет, поэтому такая краска считалась богатой.

После серо-голубого анализы показали белый цвет, потом желтый, красный, розовый. Затем краска пооблетела, и последние сто лет Успенский собор стоял в простом кирпиче.

Стало казаться, что храм и крепостные сооружения так и задумывались в единой цветовой гамме. Но это не так. Кремль – это оборонительное сооружение, а собор – духовное, у него свои законы.

В центре кремля, на пересечении двух кремлевских улиц, стоит собор XVIII века — Свято-Успенский. Это третий храм, который был построен почти на одном и том же месте. Первый деревянный храм, построенный в XVI веке, назывался Архангельским. Второй — Успения Пресвятой Богородицы — был каменным и имел такую же колокольню. Построен он был в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей в 1684-1685 годах. Простоял храм недолго (менее ста лет) и был разобран «по ветхости».

Успенский собор Тульского кремля и колокольня до середины 30-х годов ХХ века были одними из самых красивых достопримечательностей Тулы.

К строительству ныне существующего собора Успения Пресвятой Богородицы приступили 7 мая 1762 года. Главным строителем храма был тульский купец Лукьян Иванович Коптельцев со товарищи — Сафонием Сидневым и Андреем Владимировым. 19 октября 1766 года Успенский собор Тульского кремля был освящен. По свидетельству очевидцев, он «почитаем был за один из лучших губернских соборов». Здесь «со слезами и глубокою скорбью душевною» молились о спасении души умершего императора Александра I, катафалк с телом которого несколько часов стоял в Успенском соборе Тульского кремля.
Именно в Успенском соборе были освящены знамена и получило напутствия молитвами и благословениями тульское ополчение, уходившее на Отечественную войну 1812 года. По окончании войны в Успенский собор были возвращены три знамени, которые находились у западных столбов «как памятник достоподражаемого патриотизма» для потомков. Одно знамя принадлежало третьему пехотному полку тульского ополчения под командованием Н.С. Бобрищева-Пушкина. Два других знамени принадлежали первому конному казачьему полку под командованием генерал-майора князя А.Ф. Щербатова. У восточных столбов в специальных деревянных тумбах с надписями на медных дощечках стояли 11 знамен, с которыми ушло тульское ополчение на Крымскую войну в 1855-1856 годах.
ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА

Успенский собор — ценнейший памятник русского зодчества 60-х годов XVIII века. Имя талантливого зодчего, по проекту которого построен собор, осталось неизвестным.

В архитектурном плане Успенский собор решен ярко и оригинально. Храм имеет кубообразную форму, наверху — пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с ажурными коваными крестами. Декор фасадов собора сочетает технику рельефной резьбы по белому камню и фасонный кирпич в стиле русского барокко. Богато и убранство стен собора: стилизованные элементы растительного орнамента сочетаются с розетками, раковинами, головками ангелов.

Пять глав собора первоначально были позолочены. Но в 70-е годы ХХ века купола храма были покрашены в темно-синий цвет. На этом фоне горели накладные позолоченные звезды — они были рассыпаны по куполу как по ночному небу. После реставрации куполам был возвращен прежний «золотой» вид.
ИКОНОСТАС
Внутри Успенский собор расписан фресковой живописью. Над убранством храма работали лучшие ярославские мастера — артель из 36 живописцев во главе с Афанасием Шустовым. В ее составе были и признанные мастера — Михаил Алексеевич и Ефим Михайлович Сопляковы. Художники «в два лета» (с 8 мая 1765 года) выполнили всю работу. В соборе есть очень красивый шестиярусный иконостас, который представляет собой огромную художественную ценность. Иконостас был сработан тульскими резчиками, которые трудились у купца Василия Кирьянова. Золотил его Даниил Хазаров. Все шесть ярусов иконостаса заполнены иконами, писанными живописцами из оружейников Григорием Белоусовым и Ларионом Сорокиным, а также калужанином Андреем Филипповым. Возводился иконостас на средства купца Кузовлева.
На наружных стенах храма, между двумя рядами окон, находились четыре медальона с росписями. Они, к сожалению, до нашего времени не дошли. Крытой аркой собор был соединен с колокольней, которую к нему пристроили с западной стороны в 1776 году.

Успенский собор поражал своим роскошным убранством, количеством золота и серебра, драгоценных камней, которые пошли на украшение икон и церковной утвари.

КОЛОКОЛЬНЯ
Колокольня была главной доминантой Тулы — от нее брали начало все улицы. Четырехъярусная колокольня имела высоту около 70 м,у нее был очень красивый позолоченный шпиль и часы. На колокольне размещались 22 колокола. Самый большой весил 679 пудов (более 11 тонн).
В 1936 году на колокольне произошел пожар. Полуразрушенную колокольню снесли, а Успенский собор приспособили под склад.
С 1990 года Успенский собор передан в двойное пользование епархии и музею, которые совместно проводят реставрационные работы по фресковой живописи и иконостасу. Работы ведутся только летом, так как Успенский собор летний, холодный.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

В Богоявленском соборе раньше проходили богослужения, а сейчас в нем музей оружия.

Этот собор был построен для зимнего богослужения в 1855-1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года.
Храм было предложено построить еще в 1848 году по проекту архитектора М.А.Михайлова, но в течение семи лет приступить к строительству Богоявленского собора так и не смогли. Первый проект, подписанный тульским губернским архитектором В. Нежда-новым, рассматривавшийся в Петербурге летом 1818 г., не был утвержден «высочайше». Александр I «повелел: поручить архитектору Стасову переделать доставленные губернским архитектором план и фасад предполагаемой церкви». Затем были еще проекты, но их судьба оказалась такой же неудачной:
Закладка храма произошла лишь 24 апреля 1855 года, в один день с освящением знамен тульского подвижного ополчения, готовившегося к защите Отечества в Крымской войне. Для входа в Богоявленский собор были сделаны три каменных крыльца. Сооружен изящный и величественный иконостас известным московским мастером Никанором Сафроновым с иконами иконописцаА. Борисова.

Богоявленский собор был пятиглавым, с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. В 30-е годы ХХ века, после закрытия, храм использовался как аэроклуб, а в 50-е годы — как клуб физкультурников. Четыре маленькие главки были снесены, уничтожен и купол центральной главы: его заменили невысокой кровлей по кирпичному своду:
В 1972 году здание Богоявленского собора было передано Тульскому оружейному заводу, который в дальнейшем приспособил храм под музей оружия. Открытие музея состоялось в мае 1989 года.
ТОРГОВЫЕ РЯДЫ

Торговые ряды с западной стороны кремля. Здесь шла бойкая торговля всевозможной снедью.

В северо-западной части Тульского кремля находятся бывшие торговые ряды (каменные лавки). Построены они из кирпича. Толщина стен в среднем равна 75 см. Карнизы, профилированные плиты, завершающие столбы, облицовка цоколя, пол в галерее были сделаны из белого камня. Проемы торговых рядов закрывались металлическими дверями и ставнями. Ряды были построены тульским купечеством в 30-е годы XIX века (1837-1841 гг.). Шли они вдоль кремлевских стен от Одоевских до Пятницких ворот и от Пятницких до Водяных ворот.

Сейчас знаменитые торговые ряды пусты…

Строительство торговых рядов началось вскоре после пожара 1834 года, во время которого сильно пострадал Тульский кремль. Сначала были построены 30 лавок и один деревянный корпус. Затем построили еще 18, «число оных простиралось до сорока восьми». Торговые лавки изобиловали продуктами, в основном мясом и рыбой. По постановлению городской Думы от 22 ноября 1863 года юго-западную часть торговых рядов «из-за захламленности» снесли, а северо-западная часть, в сильно измененном виде, дожила до наших дней.
Кстати, торговля велась и за стенами кремля. А в XVIII веке, когда специальных мест для отдыха в городе еще не было, любимым местом развлечения, знакомств, общения туляков была именно торговая площадь! Она находилась в районе современной площади Челюскинцев и филиала Сбербанка. Здесь публику веселили скоморохи и народные театры. В те времена горожане любили сочетать развлечения с торговлей.
ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Вот так выглядела первая в городе электростанция.

22 ноября 1899 года Тульская городская Дума приняла решение построить на территории Тульского кремля первую в городе электростанцию.
Строительство, которое проводила фирма «Сименс-Гальске» на средства городской управы, было закончено в 1900 году. Но электростанцию приняли в эксплуатацию лишь в декабре 1901 года.
Под ее обслуживание были приспособлены торговые ряды северо-западной части кремля. Электричество было проведено в 20 домах наиболее богатых туляков.

Сейчас здание городской электростанции ремонтируют. В одной из ее частей располагается офис музея «Тульский кремль».

В 1911-1912 годах электростанцию перевели на трехфазный переменный ток, проложили первые кабели, построили первые трансформаторные подстанции, а дуговые фонари заменили на электрические лампы накаливания. До 1915 года на городской электростанции были установлены два водотрубных паровых котла и один дизель. И котлы, и дизель работали на нефти, которая подвозилась в бочках на лошадях с Ряжского вокзала и сливалась в общий бак.
В том же 1915 году на городской электростанции были установлены купленные в Германии две паровые турбины.
Основным топливом для городской электростанции становится местный подмосковный уголь. По решению правительства, в 1933 году электростанция на территории кремля была закрыта и реконструирована в подстанцию, а оборудование демонтировано и отправлено на остров Шпицберген. Вместе с оборудованием к новому месту выехала большая группа тульских энергетиков, которые на новом месте смонтировали и запустили турбины.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
КРЕМЛЬ ХОТЕЛИ РАЗРУШИТЬ
Построить в Туле площадь с величественным административным зданием хотели еще в конце XVIII века. Первая попытка была предпринята в 1779 году — тогда в городе принимался генеральный план застройки. В одном из вариантов плана большая площадь перед кремлем предусматривалась на месте нынешней площади. Но тогда этот вариант не был реализован. Архитекторы XVIII века не захотели, чтобы жемчужина Тулы — кремль — терялся на фоне площади.
А вот второй раз площадь попытались построить в начале 30-х годов ХХ века. Советские власти решили пойти другим путем: сломать кремль и на его месте сделать огромную площадь, которая протянулась бы до самой Упы. По документам, площадь значилась как «площадь для демонстраций и манифестаций». На ней хотели построить одно-единственное здание — Дворец труда. К счастью, этот план тоже не осуществили. Но не потому, что одумались ломать памятник архитектуры, а потому, что план показался слишком затратным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *