Успенский собор в астрахани

Храм является уникальным архитектурным памятником 18 века с необычной для России архитектурой, сочетающей в себе черты барокко, классицизма и традиционных для русских церквей архитектурных приёмов. Сама Римско-католическая церковь в Астрахани, по времени основания является третьей католической церковью в России после Московской и Санкт-Петербургской.

История

После появления в 1702 году указа «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания» в Астрахани, как в крупном торговом центре, сформировалась большая община иностранцев-католиков. Это повлияло на основание в Астрахани католической церкви, которая стала третьей католической церковью в России по времени основания после Москвы и Санкт-Петербурга.

Стоит отметить, что по свидетельству франциских источников, на территории старой Астрахани, в 1385-90 годах находился франциский монастырь, относившийся к Саранской кустодии. В начале 15 века существовало епископство Сарматской земли, с центром в старой Астрахани, известны имена двух епископов этой епархии — Иоанна и назначенного в 1434 году Петра де Ломбеца. В конце 16 века в Астрахани существовала приходская католическая церковь, построенная для нескольких семей армянских беженцев. А в 1613 году монахом-августинцем Николаем де Мело была освящена в Астрахани домовая церковь Марины Мнишек. В 1630 году была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Девы Марии, при которой действовала церковноприходская Латинская школа, где обучением детей занимались капуцины. Тем не менее, достоверных сведений о дате постройки первого католического храма в Астрахани нет.

В 1716 году итальянские монахи-капуцины купили в Астрахани дом с целью расширения Латинской школы и в этом же доме устроили часовню, комплекс этот в некоторых источниках называют монастырем капуцинов. Здания были деревянными и в 1718 году сгорели в пожаре. В 1720 году капуцины выстроили каменное здание в этом же месте, в нём разместились часовня, Латинская школа и библиотека.

Открытая при церкви греко-латинская школа (согласно некоторым источникам являвшаяся филиалом Полоцкой академии), известна тем, что в ней занимался уроженец Астрахани, известный русский учёный и поэт 18 века Василий Кириллович Тредиаковский, а в 1722 году во время своего пребывания в Астрахани, перед Персидским походом, её посетил император Пётр I.

Возведение современного костела Успения Богородицы было начато в 1762 году на месте прежней церкви. В 1776 году префектом католической миссии Ангелусом-а-Богемия были освящены кресты, которые установили на две церковные колокольни. Основные работы были завершены к 29 апреля 1769 года, но отделочные работы по фасадам и интерьеру продолжались до октября 1779 года.

Торжественное освящение церкви, с разрешения папы Пия II, в честь Успения Богоматери состоялось 11 октября 1778 года (в день св. Франциска). Освящен храм был настоятелем капуцинской миссии священником Ромуальдом-а-Понто.

Ромуальд-а-Понто прибыл в Астрахань в 1758 году вместе с капуцинами Канутом и Крешентием. Будучи доктором медицины, о. Ромуальд лечил пациентов по всей Астраханской губернии. В 1762 году им было принято решение о начале строительства каменных зданий госпиталя и аптеки. При его участии была построена каменная Успенская церковь. Ромуальд-а-Понто умер в 1781 году.

С приходом советской власти, в 1919 году Римско-католический костел был муниципализирован и закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. В 1990-х годах храм был возвращён Католической церкви.

В 2008 году в рамках празднования юбилея Астрахани храм был отреставрирован. Сейчас церковь административно относится к Астраханскому деканату Епархии св. Климента с центром в Саратове. Костел не является постоянно действующим, но здесь регулярно проводятся органные концерты и мессы.

Архитектура

Храм является уникальным архитектурным памятником 18 века с необычной для России архитектурой, сочетающей в себе черты барокко, классицизма и традиционных для русских церквей архитектурных приёмов. Подобное сочетание стилей характерно для переходного периода от позднего барокко к классицизму.

В плане храм представляет собой базилику итальянского типа, но его центральная часть выполнена в виде четверика, свойственного русской православной архитектуре. По углам северо-западного фасада расположены две симметричные четырехгранные башни с двумя ярусами звона, между башнями на фасаде помещён декоративный портик, состоящий из четырёх каннелированных пилястр и завершающийся декоративным разорванным фронтоном. Украшение фасада несёт в себе черты позднего барокко и классицизма. Пространство средокрестия завершается крупным восьмигранным световым барабаном.

Интерьер

По свидетельствам современников храм украшали привезённые из Италии иконы, большой алтарь, богатой деревянной резьбы; две кафедры и скульптурное распятие Христа (возможно также итальянской работы). В церкви был орган и имелась обширная библиотека. Многое из этого время не пощадило, правда, орган сохранился и был отреставрирован в рамках празднования 450-летнего юбилея Астрахани.

Успенский собор Астраханского кремля виден почти из любой точки города. Ведь это один из самых больших храмов России: его высота — 75 метров! Сооружение — поистине грандиозное даже для богатой купеческой Астрахани, и, уж конечно, на рубеже ХVII-ХVIII веков такое строительство было делом непростым и очень затратным. Между тем, постройке собора сопутствовали проблемы не только технологического и финансового характера. Первый, ещё деревянный, храм, построенный на месте нынешнего Успенского собора в Астрахани, был намного скромнее нынешнего. Ту церковь возвели в конце 60-х годов ХVI века и освятили в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Дело в том, что именно список с этого чудотворного образа из московского Успенского собора прислал в дар городу Иван Грозный, отметив тем самым присоединение Астрахани к Московской Руси. Сретенская церковь была маленькой, а город рос; назревала необходимость в храме большего размера. И вот, по благословению царя Фёдора Иоанновича и Патриарха Иова, в конце ХVI столетия в Астрахань прибыл игумен Феодосий (в 1602 году, с учреждением Астраханской епархии, он станет первым астраханским архиереем). Задача монаха состояла в том, чтобы возвести в городе новую «соборную и апостольскую церковь». Её построили за десять лет и освятили в честь Успения Божией Матери.

Астрахань считалась «младшей сестрой» Москвы, а поскольку столица именовалась «домом Пресвятой Богородицы», то и главный храм Астрахани должен был называться по аналогии с московским — Успенским. Из старого собора в новый перенесли икону, дарованную Иваном Грозным. В середине ХVII века Успенский собор расширили, пристроив к нему придел во имя святых Афанасия и Кирилла. Однако к концу столетия храм уже начал заметно ветшать. И тогда митрополит Савватий задумал «поменять» собор на более величественный и просторный. Это было непростое время для города — в Астрахани свирепствовала чума, косившая жителей тысячами. Архипастырь не боялся заразы: он посещал больных, исповедовал их, провожал в последний путь умерших. А горожане в благодарность жертвовали деньги на строительство нового храма. Так митрополиту удалось собрать десять тысяч рублей. Однако развернуть строительство Савватий не успел — в 1696 году он скончался. Собранные деньги перешли в гражданское ведомство, которое большую часть суммы благополучно присвоило. Новому архиерею — митрополиту Сампсону — из тех денег вернули лишь без малого четыре тысячи… Их хватило на то, чтобы разобрать старый храм и закупить строительные материалы для нового. Сначала владыка рассчитывал на помощь царя, даже писал в 1698 году Петру I, но поддержки не получил. Зато ему удалось увлечь идеей строительства нового собора астраханских купцов, которые стали активно жертвовать деньги на строительство. Оно началось в октябре 1699 года: есть сведения, что митрополит принимал в нём самое деятельное участие — сам таскал кирпичи.

Вот что пишет летописец: «А сего 25 числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную нынешнюю церковь 1699 года, октября месяца. Плата им каждому по 13 рублей на хлебе и на харчах, и продолжалось строение 12 лет. Архитектором или мастером при сем прочном и лепном здании через все то время был крепостной зодчий Дорофей Минеев сын Мякишев». За образец крепостной зодчий решил взять другой Успенский собор — что в Рязани, работы Якова Бухвостова. Бухвостов, в свою очередь возводил своё детище, отталкиваясь от форм московского Успенского собора: но рязанский храм — это, конечно же, не копия столичного, его пропорции принципиально пересмотрены, с горизонтали акцент переместился на вертикаль. Сооружение, хотя и очень массивное, кажется устремлённым вверх и, благодаря своим размерам, становится градообразующей доминантой. Тот же приём с блестящим успехом повторил астраханец Дорофей Мякишев. Сначала он видел свой Успенский собор одноглавым, с большим куполом; идея наверняка была интересной, но дали о себе знать погрешности кладки и превышенный предел прочности — на третьем году строительства, в 1702-м году свод обрушился. После этого решили делать традиционные пять куполов. Однако в 1705 году строительство снова затормозилось — на сей раз из-за стрелецкого «свадебного бунта». К восставшим тогда примкнули многие строители… После подавления стрелецкого восстания работы, наконец-то развернулись в полную силу. Уже в 1707 году нижний храм был готов и освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери, а ещё через год в нём возобновили придел во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

В 1709 году пришла новая беда — во время сильнейшего пожара обгорели уже установленные новенькие главы. Ещё не окончив здание, пришлось собор снова ремонтировать. И уже летом 1710 года состоялось торжественное освящение верхнего храма Успенского собора. За свою работу Тимофей Мякишев получил сто рублей. Сумма вполне приличная по тем временам, вот только на то, чтобы выкупить себе свободу, крепостному самородку этих денег не хватило. Интересно, что через двенадцать лет после этого в Астрахань приехал Пётр I, к тому времени уже император. Самодержец не забыл, что в своё время отказал астраханскому владыке в финансовой поддержке строительства. Успенский собор произвёл на Петра Алексеевича такое сильное впечатление, что он, стоя у гробницы митрополита Сампсона, сказал своей супруге: «Вот тот храмоздатель, с которым я ссорился за деньги. Видишь, какое величественное и прекрасное здание воздвигнул он: во всём государстве нет такого храма. Благодарю Бога, что этот храмоздатель был истинный пастырь, и во время бунта не щадил своей жизни и даже за врагов своих просил меня о помиловании». Теперь уже астраханский Успенский собор, навеянный архитектурой Рязани, сам послужил образцом для строительства Никольского Морского собора в новой столице Российской империи — Санкт-Петербурге. Таким, каким мы видим его сейчас — белым с зелёными куполами — Успенский собор был не всегда. Изначально его покрасили в красный цвет, окна и капители оставили белыми, детали галереи сделали сине-жёлтыми. Купола были покрыты железом и украшены золочёными звёздами. К южному порталу примыкала галерея с башенкой, украшенной ангелом-флюгером. По этой галерее проходили на службу архиереи. До наших дней она не сохранилась, будучи уничтожена в лихие 30-е годы прошлого века.

Убранство собора поражало современников своим богатством. Одной из главных реликвий храма считался уникальный восьмиярусный иконостас. Как известно, русские церковные традиции предполагали максимум семь ярусов (в классическом варианте их — пять). Этот же, высотой 23 метра, изготовили в 1703 году мастера из Нижнего Новгорода — отец и сын Иван и Терентий Тимофеевы и Матвей Логинов. Образа для иконостаса поручили писать казанскому изографу Никифору Попову, а также домовому иконописцу купца Г. А. Строганова Ивану Андрееву. В ХIХ веке иконостас был дополнен потрясающими по красоте серебряными царскими вратами. Их чеканил в Санкт-Петербурге мастер Фёдор Штанде, а подарил в 1819 году Успенскому собору купец Пётр Сапожников, который за семь лет до этого выделил средства на подведение под своды четырёх массивных столпов.

После революции 1917 года, когда начались гонения на веру, для большинства российских храмов настали непростые времена. Успенский собор в Астрахани исключением не стал. Сначала из него экспроприировали ценности, потом на несколько лет передали обновленцам, которые совсем не следили за его состоянием. В результате в 1928 году в докладе о состоянии церквей и культурного имущества Астрахани прозвучала такая фраза: «Кафедральный собор представляет из себя громадную музейную ценность, но от времени постепенно изнашивается, даёт трещины и нуждается в тщательном поддержании, что община верующих, в пользовании коей он находится, сделать за отсутствием средств не может». Шли речи и о сносе здания. Непоправимое чуть было не случилось; к счастю, соответствующее постановление окружного исполкома вовремя пересмотрели и решили собор «приспособить». В нижнем храме разместился губернский архив, а верхний передали военным, и они устроили там спортзал. Тогда же встал вопрос о судьбе восьмиярусного иконостаса. Его предполагалось демонтировать, по официальной версии — для того, чтобы смыть позолоту. Против этого категорически возражали в Нижне-Волжском музее. Его резолюция крайне любопытна: «Бывший Успенский собор в г. Астрахани не только лучший памятник стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае, но это вообще один из лучших памятников этого стиля всего СССР; иконостас его верхней церкви без сомнения, лучший барочный иконостас в крае. Уничтожение такой исключительной художественно-исторической ценности ради очень небольшого количества золота, которое получится при смывке, краевой музей считает нерациональным». Но слушать сотрудников музея никто не стал: иконостас сняли, разобрали и сожгли, а солдаты местного гарнизона, говорят, потом долго отрабытывали на святых образах меткость стрельбы. Серебряные царские врата пошли на переплавку…

После Великой Отечественной войны, во время которой в Успенском соборе хранили боеприпасы (а потом устроили казармы), заговорили о том, чтобы передать хотя бы часть зданий Астраханского кремля управлению культуры облисполкома. Что и было сделано в 1958 году; передачу приурочили к 400-летию со дня основания города. Начались долгие реставрационные работы сопряжённые со вкрытием находившихся в Успенском соборе захоронений. Все предметы из гробниц передали в фонды краеведческого музея, а останки архиереев переложили в фанерные ящики и поместили в склеп, где раньше покоился свщенномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. Останкам грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II, можно сказать, повезло — по настоянию грузинской стороны их оставили в дубовых гробах. Лишь в ноябре 1974 года Успенский собор в числе ещё нескольких памятников кремля передали Астраханскому краеведческому музею; как отмечалось в официальных документах — «в целях использования комплекса историко-архитектурных памятников… для массовой пропагандисткой работы по краеведению». В верхнем и нижнем храмах разместились экспозиции. В крипту тоже водили туристов — показывали места погребения астраханских архипастырей. Верующие же в ходе таких «экскурсий» стремились тайно поклониться месту, где покоились мощи священномученика Иосифа.

Время шло, в стране сменился политический строй, а вместе с ним и отношение к религии. К началу 90-х годов прошлого века астраханский Успенский собор вернули верующим, и в 1992 году, в светлый праздник Рождества Христова, после более чем полувекового перерыва, в храме снова зазвучали молитвы. Первое богослужение тогда прошло в верхнем храме. Там поставили небольшой иконостас — его достали из музейных запасников, куда в своё время привезли из разрушенной церкви села Солёное Займище. Иконостас же для нижнего храма изготовили в древнерусском стиле мастера Троице-Сергиевой Лавры. В наш век прагматизма и стремления перевести жизнь в виртуальную реальность как никогда важно помнить о духовной составляющей нашего бытия. При астраханском Успенском соборе уже более десяти лет действует Центр возрождения православной духовности «Вера, Надежда, Любовь», а также воскресная школа. 26 апреля 2012 года было совершено освящение церкви святой Матроны в селе Самосделка Камызякского района, где учреждено подворье Успенского собора.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №42, 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *