Византия для России — что прапрадед в припудренном парике, основатель династии и строитель родового гнезда, про подвиги и жестокость которого рассказывают с придыханием гостям. Русская матрица семьи, государства, веры и чувства, кажется, вся произошла оттуда, и мы, конечно, с готовностью предпочтём славу Царьграда разбойничьим шайкам варягов. Однако гнусные соседи за хутором, на западе, так и норовят брякнуть, что мол и дед ваш был тиран, и потомки его — бездельники. Такой примерно взгляд, если верить Норвичу, господствует в англосаксонской историографии. Но он совершенно не близок автору книги, посильно реабилитировавшему Византию в своей трёхтомной работе, пока ещё не переведённой на русский язык. Перед нами сокращённый вариант в одном томе, вышедший в Нью-Йорке в 1997 году, адаптированный для широкой аудитории, в чём Норвич честно признаётся: «всего лишь скольжу по поверхности исторического знания». Кивнув лорду-джентльмену за скромность, скажем всё ж, что немногим историкам удаётся настолько хорошо раскрыть тему, как этому увлечённому непрофессионалу. Браво, мистер! Тысяча лет пролетели как трёхчасовой пеплум, вроде «Спартака» или «Гладиатора».
Для тех, кто не в теме:
«История Византии» Норвича выигрывает ровно там, где беспомощны серьёзные системные труды, например, отечественных историков Успенского и Васильева, — в увлекательности описаний, яркости персонажей, здоровой авторской избирательности. Здесь унылое изложение сути теологических прений, отличавших всю историю Византии, заменено упоминанием важнейших событий церковной истории и ироничными комментариями о мотивах действий героев: «…спешил короноваться и напялил мантию задом наперёд». Сильные и смелые императоры, хитрые и мудрые императрицы, ловкие фавориты и непоколебимые патриархи сменяют друг друга в бесконечном цикле. Дворцовые перевороты, войны на всех границах, религиозные расколы и кровавые мятежи — постоянная круговерть, не дающая заскучать. Порой всё действо напоминает оперные страсти, что объяснимо италофильством Норвича, напирающего на драму, а не на антураж.
Для тех, кто в теме:
В сочинениях Норвича в целом нет какой-либо стройной исторической концепции. Вряд ли подкованный читатель встретит здесь и неизвестный факт. И уж, само собой, ни о каком «русском следе» в книге не может быть и речи: славяне упоминаются нечасто, последний раз в связи с походом Святослава. Акцент делается, скорее, на важнейшей роли Византии как барьера, отделявшего христианскую Европу от мусульманского Востока. Не раз в тексте встречаются утверждения в стиле: «если бы тогда император не сдержал неверных, то история Европы пошла бы совсем по другому пути». Впрочем, без навязчивости… Главное же достоинство книги — цельность изложения, позволяющая систематизировать разрозненные знания, стряхнуть шелуху предрассудков и вновь вспомнить, что люди-то всегда одни и те же — добрые и коварные, смелые и двуличные, умные и недалёкие — хоть в Царьграде в XI веке, хоть в Москве в XXI.
Общая оценка:
Золото и кровь Константинополя.
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Успенский Федор Иванович, профессор
ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
том I.
С.-Петербург,
1913 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Указатель карт, таблиц и рисунков в тексте VII—IX
Предисловие XI—XIV
ВВЕДЕНИЕ.
Сходства и различия в историческом развитий Запада и Востока. 1— 36
ПЕРИОД 1 (до 527 г.).
Элементы образования Византинизма.
Глава I.
Византинизм и его культурное значение в истории 37— 48
Глава II.
Культурный и религиозный кризис в Римской Империи.—Иммиграция варваров.—Перенесение столицы в Константинополь 49— 64
Глава III.
Образование христианской империи.—Церковная политика Константина.—Православие и арианство 65—98
Глава IV.
Язычество и христианство в половине IV в.—Юлиан Отступник.—Характеристика его царствования 99—133
Глава V.
Церковная и государственная политика в конце IV в.—Феодосий Великий.—Дело о жертвеннике Победы.—Иммиграция варваров, принятие их на службу империи 135—169
Глава VI.
Великое передвижение народов.—Падение Западной империи 170—188
Глава VII.
Император Феодосий II. — Августы Пульхерия и Афинаида-Евдокия.—Августин о Граде Божием.—Ефесский собор.—Монофизиты 189—216
Глава VIII.
Константинополь.—Мировое значение столицы Восточной империи.—Епарх города.—Ремесленные сословия.—Димы.—Образовательные учреждения. 217—267
Глава IX.
Маркиан и Пульхерия.—Халкидонский собор.—Общеисторическое значение 28-го канона.—Лев I.—Федераты.—Аспар и Ардавурий.—Экспедиция в Африку 268—291
Глава X.
Христианская культура и эллинизм.—Константинопольский патриархат.—Монашество.—Местные святыни 292—325
Глава XI.
Лев I и Зинон. — Следствия Халкидонского собора. — Основание ост-готского господства в Италии 326—344
Глава XII.
Анастасий (491—518). — Положение дел на дунайской границе. — Виталиан.—Персидская война 345—385
Глава XIII.
Появление славян в пределах Империи 386—406
ПЕРИОД II (518—610).
От Юстиниана I до Ираклия.
Глава I.
Характеристика периода.—Юстиниан и Феодора.—Историк Прокопий 409—424
Глава II.
Войны с германцами: вандалы и остготы.— Поход в Испанию 425—460
Глава III.
Северо-западная граница империи.—Появление славян на Дунае.—Утверждение авар в Паннонии и Венгрии 461—481
Глава IV.
Юго-восточная и южная граница империи. — Персидские войны. — Сферы влияния в Аравии. — Египет и христианская миссия на границах Абиссинии 482—498
Глава V.
Внутренняя деятельность Юстиниана.—Бунт «Ника».—Религиозная политика в Сирии.—Симеон Столпник и его монастырь 499—530
Глава VI.
Постройка Св. Софии и других зданий в столице.—Линия пограничных укреплений 531—546
Глава VII.
Торговля. — Шелковые изделия. — Таможенное ведомство. — Косьма Индикоплов 547—560
Глава VIII.
Законодательная и административная деятельность Юстиниана. — Церковная политика 561—583
Глава IX.
Обложение земли податями. — Земельный кадастр при Юстиниане. — Заключительные выводы 584—606
Глава X
Ближайшие преемники Юстиниана. — Славянская иммиграция в пределы империи.—Война с Персией 607—629
Глава XI.
Низвержение Маврикия и провозглашение Фоки.—Восстание экзарха Ираклия 630—644
ПЕРИОД III (610-716).
Ираклий и его преемники.
Глава I.
Общая характеристика.—Военные приготовления.—Происхождение фемного устройства 647—658
Глава II.
Завершение славянской иммиграции. — Легенда о поселениях хорватовсербов.—Само.—Общая схема древней истории славян 659—678
Глава III.
Взятие Иерусалима персами. — Вторжение в Персию в 623 г. и ряд поражений, нанесенных персидскому царю.—Осада Константинополя аварами и персами.—Всемирно-историческое значение персидской войны 679—707
Глава IV.
Преемники Ираклия 708—735
Глава V.
Западные границы империи.—Лангобарды до конца VII в 736—766
Глава VI.
Славяне в VII и в начале VIII в.—Утверждение болгар на Балканском полуострове 767—788
Глава VII.
Основания фемного устройства 789—812
Глава VIII.
Арабы.—Магомет 813—838
Глава IX.
Мусульманство и Византия 839—872