Уста 5

Ст. 1-6 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их

Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1-2), как и ниже (VI:20; VII:1), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. — начало ст. 3) имеются только у LХХ-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3-6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены», т. е. блудницы (II:16), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же — конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней IV:11; V:16) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс LIV:22), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg. : abstinthtum, — так назыв. в ботанике artemisia abstintium — обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор XXIX:18; Иер IX:15; Ам V:17; VI:12; Иер IX:14), у LXX слав. не точно: χολή, желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее — смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле — аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.

3. Мудрость спасает от греха прелюбодеяния (глава 5)

В этой притче наставления отца имеют конкретную направленность: это настойчивое предостережение против прелюбодейных связей, красочное описание горьких их последствий и противопоставление им преимуществ супружеской верности. Притча завершается напоминанием о том, что грех прелюбодеяния, как и всякий другой, «не скрыт» от глаз Господа.

Прит. 5:1-6. Как и другие, Притча 5 начинается с призыва слушать внимательно и затем, прислушавшись к наставлению старшего, — блюсти рассудительность и хранить знание.

Уста сына, как бы защищенные полученным знанием, противопоставляются «устам чужой жены, источающим мед» (стих 3). Сын предостерегается против ее сладких льстивых речей, льющихся, как елей. Ибо тому, кто поверил им, не избежать горьких, как полынь, последствий — болезненных, словно раны, нанесенные острым мечом (стихи 3-4). Нечистая женщина гибнет духовно, ее ждет преисподняя, да и физически она быстро «сгорает» по причине развратного образа жизни (Ноги ее нисходят к смерти; стих 5). В стихе 6 речь о том, что глупо было бы верить в постоянную привязанность такой женщины.

Прит. 5:7-14. Сознавая, как быстро могут вспыхнуть чувства неопытного юноши, Соломон советует ему — во избежание соблазна — и близко не подходить к дверям дома блудницы. «Здоровье» в стихе 9 и «сила» в стихе 10, возможно, включают и понятие богатства, самоуважения, чести; в разных переводах эти места передаются неодинаково. Что касается смысла стихов 10-11, то относительно этого высказываются следующие соображения: юношу, уличенного в прелюбодейной связи с чужой женой, муж этой женщины мог — из чувства злобы и мести — заставить работать на себя, либо потребовать от него платы деньгами (сравните с Прит. 6:34-35). Но это только догадка, и в Библии свидетельств или «прецедентов», подтверждающих ее, не находим. Горькое раскаяние, которым стал мучиться после юноша, прельстившийся чужой женой, предсказывается в стихах 11-14. Причем в стихе 14 имеется, вероятно, в виду предельное падение его в глазах общества.

Прит. 5:15-20. В стихах 15-17 образ супружеской верности, который приобретает особое звучание в свете того, что на Ближнем Востоке, не богатом водными источниками, собственный водоем или колодезь был особенно ценен в глазах каждого хозяина. В стихах 16-17 речь может идти о детях (сравните с Чис. 24:7, где потомство уподобляется потокам вод) — да не будут они рассеяны тобой «по свету» (по улице… по площадям), но да рождаются лишь от твоей жены (чтобы не принадлежать им, наряду с тобою, — чужим). Описание прелестей жены, с которой человек сошелся еще в юности, схоже с таковым в книге Песни Песней (П. Песн. 4:5; образ «серны» и «лани» характерен для древневосточной любовной поэзии).

Прит. 5:21-23. В стихе 21 — указание на главную причину, почему следует блюсти целомудрие: предпочитающие ему распутный образ жизни ведут его пред очами Господа, Которому известны все пути каждого человека. В стихах 22-23 подразумеваются как естественные последствия его беззакония, так и кары, посылаемые на него свыше.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Письмо потенциальному прелюбодею.

Дорогой муж,

я благодарю Бога за эту встречу с тобой. Мне бы хотелось оказаться возле тебя, посмотреть в твои глаза и говорить настолько искренне, насколько я могу. Так много поставлено на карту в твоем браке.

Но ты еще не совершил этот ужасный шаг прелюбодеяния. Поэтому я хочу напомнить тебе о двух вещах, который могут помочь тебе почитать Христа, оставаясь верным жене.

Она – жена твоей юности.

Библия говорит: «Наслаждайся той, на которой женился ты, будучи молодым» (Притчи 5:18, современный перевод). Мощный аргумент против прелюбодеяния довольно очевиден: счастье – в твоей жене, оно длится всю жизнь.

В Притчи 5:18 не сказано: «Наслаждайся своей молодой женой». Ни одна жена не может долго оставаться молодой. Пятая глава книги Притчей мудро указывает, что она «жена твоей юности». Как бы долго вы ни жили как муж и жена, она навсегда останется той же девушкой.

Взгляни на нее. Она – та самая девушка, на которой ты женился, когда вы оба были молоды. Прошедшие годы не в силах изменить эту трогательную реальность. Она все еще та самая девушка, которая доверила себя тебе в день вашей свадьбы. Она отдалась в твои руки. Она – та самая девушка, которая вошла с тобой в тот номер в отеле, в вашу брачную ночь. Ты закрыл дверь, и она доверяла тебе. Она разделась перед тобой. Она отдала себя тебе. Она не могла бы быть более беззащитной. Она не могла бы оказать тебе большую честь. Помни это. Размышляй над этим. Восхищайся этим.

Вспомни еще, как все это начиналось. Что происходило, когда вы начали встречаться, как влюбились, потом обручились. Прекрасная, сумасшедшая романтика, которую вы испытали вместе, была самой большой привилегией в жизни. Это не просто гормоны взыграли. Это было «пламя весьма сильное» (Песня Песней 8:6), священный огонь, который Он Сам зажег для вашей радости и Его славы.

То, что вы двое имели тогда — вы можете получить это обратно, и даже больше, потому что теперь вы более зрелые, более целенаправленны, более уравновешены. Тот путь, по которому вы шли вместе, смеялись, разговаривали и мечтали, просто любили друг друга — возвращайтесь на него снова. Ваша юношеская романтика – не пустая иллюзия. Она была реальной. Ваша история напоминает еще более реальную, вечную историю любви Христа и Его невесты (Ефесянам 5:31-32). За вашу историю любви стоит бороться.

Конечно, все супружеские пары переживают периоды скуки. Однообразие жизни и наша собственная инертность пожинают свои плоды. И да, ты и твоя жена теперь осознаете, насколько заурядны вы оба. Добавьте к этому проблемы и неприятности, которые вы пережили, возможно, дальше большие, чем вы могли бы представить. Все они тоже реальны, и это хороший повод ежедневно молиться о постоянном обновлении Святым Духом. Но удивительно, что, несмотря на все тяготы и обыденность, она все еще рядом с тобой. Она стоит намного больше, чем весь этот разочаровывающий мир.

Посмотри на нее снова, обрати внимание, сколь многое в ней не изменилось. Поразмышляй об этом. Подумай о ее верности тебе, несмотря на твои слабости и недостатки. Помысли, насколько она для тебя – божественная милость. Пусть поразит тебя тот факт, что важнейшим средством освящения тебя Богом является жена твоей юности. Освящение через секс? Разве такое освящение ты можешь упустить? Твой Отец добр к тебе. Твой брак – он не о твоей доброте, а о Его. Почитай Его доброту, и пусть твое сердце вновь растает. А затем, наслаждаясь Богом, наслаждайся женою юности твоей.

Она – жена твоего наследия.

Очень скоро твоя жизнь в этом мире закончится. Что ты оставишь после себя? Сейчас у тебя есть драгоценная и неповторимая возможность оставить наследие будущим поколениям вашей семьи. То, как ты и твоя жена проживете эту короткую жизнь, будет иметь значение еще долгое, долгое время.

Однажды, во время чтения Библии, моя жена Джэни заметила, что Бог исключил некоторых людей из Своего благословения даже до десятого поколения (Второзаконие 23:3-4). Она подумала, «Насколько же больше Бог желает благословить семью, до десятого поколения!” Эта мысль стала важной темой в нашей совместной жизни. Она дала нам возможность по-другому посмотреть на себя и позаботиться о будущем.

Когда мы с Джэни поженились 1971 году, нас было только двое. Сейчас у нас уже есть внуки, и еще несколько на подходе. Такими темпами одна только наша семья может вырасти до 52 488 человек за десять поколений. Это город размером с Флагстафф, штат Аризона. И это все благодаря нам! Мы несем определенную ответственность за эти тысячи в нашем роду.

Мы с Джэни часто молимся, чтобы Бог ясно и открыто отделил нашу семью для Себя до десятого поколения. Мы молим, чтобы наши дети и внуки, и дальше, и дальше, по-настоящему обратились к Нему, и любили Иисуса, и верили Библии, и стояли за Христа с честностью и мужеством в своем поколении. Мы уверены, что им понадобится мужество. Наша часть прямо сейчас жить с такой честностью и мужеством, чтобы мы могли стать вдохновляющим примером для них в будущем.

Ты и твоя жена можете оставить свое собственное наследие — не в деньгах, а в огромном духовном источнике. Ваша совместная жизнь может рассказать убедительную историю о верности Бога в хорошие времена и плохие. Кто бы не укрепился, оглядываясь назад на историю своей семьи, и видя, что Бог реален, всемогущ и благ? Не отказывай своим будущим поколениям в богатстве, которое им будет так необходимо в непредсказуемом будущем. Вне зависимости от того, чего ты или твоя жена достигнете (или не достигнете), постройте эту сокровищницу, на которую сможет положиться даже десятое поколение.

Какой бы милой ни была та женщина, которой ты соблазняешься, спроси себя, стоит ли разрушать свое наследие в обмен на миг украденного удовольствия. Твой грех быстро превратится в горькое послевкусие, которое ты будешь выплевывать конца своей жизни. Но Бог соединил тебя и твою жену, чтобы благословить грядущие поколения. Прими это виденье! Не выбрасывай свое наследие!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *