Утопленников не отпевают

Просто поделюсь сведениями.
Лет около 10 я профессионально занимался поиском и извлечением утонувших. За каждый купальный сезон приходилось извлекать до сотни утопленников. Общаясь с очевидцами, родственниками я узнавал подробности и выяснил очень интересную особенность. 99% утонувших во время отдыха, находились в состоянии алкогольного опьянения!
Это не обязательно напиться в дрызг. Иногда бывало что и пары рюмок на природе хватало, случалось что на следующее утро, похмелившись бутылкой пива человек шёл окунуться и всё…
Из учебников, я выяснил, что существуют три вида утопления:
1. Истинное (когда утопший просто «нахлебался» воды, захлебнулся).
2. Асфиксическое (когда на дыхательное горло попадает капелюшка воды, и дыхательное горло закрывается. А в лёгких остаётся воздух частенько).
3. Синкопальное (когда у человека, через каротидный синус отключается сердце. Например, выпил человек, и поступает команда в каротидный синус о увеличении ЧСС и расширении сосудов. Потом он заходит в прохладную воду, и идёт противоположная команда в этот же центр. Ну и всё, синкопальое утопление (это очень упрощённое описание, но «sapienti sat»)).
По внешнему признаку, по поведению тела в толще воды, можно с точностью 99% понять какое было утопление(описывать здесь не буду, просто поверьте, но если надо — уточню). Так вот, все(!) утонувшие, которые находились в состоянии алкогольного опьянения, имели явные признаки синкопального утопления.
Другими словами, никто не хотел утонуть.
Но, вместе с тем, вспоминаю слова одного из святых отцов: «Пьяные, царства Божия не наследуют».
P.S.: Да, были и те, которые утонули трезвыми. Это маленькие детишки, по недосмотру выпивших родителей и была одна женщина, лет 55-60, которая сама посреди бела дня спросила где поглубже и …
Просто поделился статистикой своей.

Русское царство, а позднее Российская империя были государствами, в которых религия занимала одну из главенствующих ролей. Так, во времена Ивана Грозного устраивали гонения на исповедующих язычество, а представителей пришлых народов старались обратить в христианство. Лишь позднее Пётр I разрешил немцам селиться своей слободой и исповедовать лютеранство. Уже к 19-му веку каждая конфессиональная община подавала прошение в магистрат на выделение земли под собственные захоронения. Ведь негоже было могилы устраивать за околицей церковных кладбищ, а на землях православных погостов предавать земле иноверцев не дозволялось. Почему же позорным считалось погребение за оградой некрополя?

Церковные кладбища

Изначально кладбища были местом, куда «укладывали» умерших для вечного сна. Перед закапыванием в землю усопшего отпевали. Дабы носильщикам гроба не носить свою ношу из одного конца селения в другой, храмы стали строить близ погостов. Позднее и церкви строили с тем учётом, что рядом должен быть надел земли для захоронения верующих. Упокоение неподалёку от Господнего дома считалось престижным: Святой Дух пребывал с преставившимися всё время.

Отсюда и пошло правило не хоронить вероотступников и иноверцев на церковных землях, т. е. на церковных кладбищах. Поскольку других некрополей в то время не существовало, а предавать земле умерших где-то надо было, их погребали без надлежащего обряда, чаще всего скидывая тела в общую яму. Такое захоронение без отпевания согласно христианским догматам сулило вечное нахождение души в Аду. Ведь грехи земные не были искуплены, а значит человек оставался перед Господом запятнанным.

Примечательно, что люди тогда были настолько суеверны, что готовы были винить в нашествии саранчи или наступлении засухи мёртвых. Вот тогда всем селом выкапывали захороненных за оградой и относили останки в лес на поругание диким зверям.

Кого хоронили за оградой кладбища?

Итак, мотивы, которыми руководствовались священнослужители при отказе в захоронении на церковных землях, ясны. Теперь уточним, кто подлежал преданию за околицей погоста.

Иноверцы

Мусульмане, иудеи, буддисты были иной, не христианской веры. Издавна их называли басурманами, коих негоже было хоронить рядом с православными. С некоторой натяжкой, и только по разрешению архимандрита католики и лютеране могли быть погребены на общем кладбище, но на отдельном участке. В пользу последних говорил тот факт, что они также верили в Единого Бога и Иисуса Христа.

С другой стороны, исповедующие ислам или изучающие Тору также не горели желанием быть погребёнными среди христиан. Например, по той причине, что упокоение правоверного фактически находилось между могилами и несведущий визитёр кладбища буквально попирал ногами прах мусульманина.

Наложившие на себя руки любым способом и оборвавшие свою жизнь вопреки велению Господа осуждались православной церковью. Никто не властен над своей жизнью – только Бог имеет право решать, кому и когда следует уйти в мир иной. Самоубийцы же вступают в конфликт с Всевышним и потому их не следует хоронить на общем кладбище, приравнивая к примерным христианам.

В наши дни сделано послабление для тех, кто неумышленно ушёл из жизни или вследствие психического заболевания. Каждый случай рассматривается отдельно и разрешение на отпевание даётся архимандритом. Например, Сергея Есенина отпевали, поскольку вопреки официальной версии про самоубийство были веские подозрения относительно инсценировки оного. Разрешение на чтение отходных молитв получают родственники случайно отравившихся ядом, защищавших ценой своей жизни других людей, совершивших суицид в состоянии помрачения рассудка.

Независимо от того, добровольно ли человек канул в пучине вод или утонул в бурю, утопленников не хоронили на общем кладбище. Здесь скорее следует искать отголоски языческих поверий, по которым каждый, кто сгинул на дне водоёма превращался после смерти в русалку или водяного. Во все времена водных жителей сторонились, ибо и защекотать могут до смерти, и утянуть за собой на дно. А уж если тело утопленника окажется на погосте, то тогда им будет доступно в вечерние и ночные часы запоздавших визитёров обольщать и лишать жизни.

Артисты

На забаву публике скоморохи рядились в разное, надевали чужие личины и давали представления на ярмарках. Именно за такую особенность – менять свой облик по желанию – лицедеи были осуждаемы в народе. Как знать, кто перед вами: купец или нищий? Человек, пусть и на некоторое время, вводивший в заблуждение остальных, по сути есть обманщик. Он заигрывает с нечистой силой, перевоплощаясь в другой образ.

Убитые, умершие от несчастного случая или в дороге

Смерть от чужой руки, в силу обстоятельств или вдали от дома считалась в народе «наглой». И посылалась она тем, кто был грешен перед Господом. Таких людей словно помечала Божья длань, «отделяла овец от козлищ». Чужими руками преждевременно обрывалась жизнь смертного, что говорило о неискупаемости его прегрешений.

Разбойники, воры, казнённые

Ведущие разбойный образ жизни осуждались, их не принимали не только в мирской жизни, но и после смерти. Самим своим присутствием между достойными людьми они могли осквернить последних. Патриарх Филарет в 1619 году строго настрого запретил отпевать тех, кто вёл неправедную жизнь, обворовывал или убивал других. А Патриарх Адриан ужесточил указ, повелев тела всех самоубийц и преступников вывозить в чисто поле или лес, чтобы их останками питались падальщики.

Некрещённые младенцы, выкидыши

Умершие во младенчестве и не принявшие крещения также хоронились вне границ кладбища. Потому родители так стремились даже хилое дитя сразу же после рождения покрестить, чтобы не довелось к нему ходить на могилу за околицу.

Зачем установлены дни особого поминовения всех усопших

Едва ли не каждый раз, когда мы приходим в церковь на богослужение, то оставляем там записочку, в которой перечислены имена родных и близких, молиться о здравии которых и об упокоении просим и духовенство, и общину церкви, куда мы пришли. Но несколько раз в году есть особые дни поминовения усопших, установленные Церковью для вселенского, то есть всеобщего, всецерковного поминовения. В эти дни в храмах служат торжественные панихиды – богослужения, где по уставу Вселенской Церкви совершается поминовение всех от века преставившихся: и тех, кто сподобился христианской кончины, то есть был похоронен по уставу Церкви, с соблюдением всех обычаев, и тех, кого гибель застигла внезапно, кому суждено было отойти к Богу без отпевания, без церковной молитвы над ними, возможно, безвестно. Эти даты, которые обычно приходятся на субботние дни, называются Вселенскими родительскими субботами, хотя поминаем мы всех – и незнаемых нами давно ушедших предков, исповедовавших Христову веру, и тех близких, кого потеряли недавно, в том числе друзей, дорогих нам людей. Так утверждается единство Церкви, и тем свидетельствуем мы, что все, от начала времен уверовавшие в Бога, в Сына Божия, не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (Ин. 3, 15), и сегодняшнее разделение на живых и отошедших в мир иной имеет лишь временное значение.
Даты этих важных дней не фиксированы, поскольку приурочены к переходящим праздникам.
Первая Родительская суббота – мясопустная. Она предваряет Неделю мясопустную, то есть – воскресенье перед последней седмицей до начала Великого поста. Неделя мясопустная, то есть последний день, когда допускается есть мясо, посвящается напоминанию о Судном дне – дне Страшного суда Христова. В мясопустную субботу Церковью установлено совершать молитвенное ходатайство всех ко Господу не только о живых, но и о всех, кто ушел от начала времен, всех родов и званий, как скончавшихся в благочестии, так и тех, кого смерть постигла внезапно. Такое торжественное соборное поминовение в этот день происходит и в Троицкую субботу. Так, всей Церковью мы молим Бога о помиловании всех, об общем прощении и спасении, свидетельствуя тем полноту и единство Церкви, где члены ее – и живущие, и умершие – вместе будут на грядущем Суде Господнем. Тем подчеркивается абсолютное единство Церкви, которое открывается нам каждый раз в Светлое Христово Воскресенье.

Дни особого поминовения в церковном году:
Родительские субботы в Великий пост:
— суббота 2-й недели Великого поста;
— суббота 3-й недели Великого поста;
— суббота 4-й недели Великого поста.
Эти дни выделяются Церковью для особого поминовения потому, что в постных богослужениях постных седмиц – воскресений – не совершается заупокойных поминовений, в том числе и третьего, девятого и сорокового дней по уходе человека из земной жизни. В Божественной литургии Великого поста нет также той части, в которой совершается особое поминовение усопших. Таким образом, на всех нас, мирских членах Церкви, лежит спасительный для окончивших свой земной путь близких долг предстательства за них перед Богом. В эти дни мы общаемся с ними через молитву о них, подтверждая, что, разлучившись физически здесь, мы все равно объединены перед Господом единой верою в Него и общей принадлежностью к Церкви.
После Пасхи:
Радоница, или Радуница – вторник второй недели по Пасхе после Фоминого воскресенья. В этот связанный с Фоминым воскресеньем день вспоминается событие сошествия Господа нашего Иисуса Христа во ад и победы Его над смертию, то, как Он «воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», как поется в праздничном пасхальном тропаре. Также теперь снова совершается обычное поминовение усопших, разрешенное церковным уставом после Страстной и Светлой седмиц.
Радоница… Это чудесное название происходит от слова радость – общая пасхальная радость о Воскресении Христовом, которая наполняет всех членов Церкви. На Радоницу, как в и Троицкую субботу, после посещения церковного богослужения ездят на кладбища – возвестить о радостной вести Воскресения Сына Божия, помолиться о том рядом с усопшими, привести после зимы в порядок место погребения родных и близких. Цветы на могилах в этот день – символ возрождения жизни во всем. Это главные дни поминовения в церковном году.
9 мая. Праздник непереходящий. В Праздник Победы ныне установлено поминовение всех усопших воинов, но не только тех, кто отдал жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, но и всех от века ее ушедших защитников, и тех, кто полег на поле боя, и тех, кто выжил в те годы, вернулся в славе живым и ушел из жизни в мирное время заслуженным ветераном. Поминаем наших воинов всех, кто полег и в современных военных конфликтах.

Седьмой четверг после Пасхи, его еще называют Семик.
Это особый день, когда поминают умерших не своей смертью, а также утопленников, самоубийц, детей, не доживших до крещения. Наша молитва о них в этот день очень важна для них – через нее у них также есть возможность получить Святаго Духа, упокоиться от Него, уповать на будущую Жизнь Вечную вместе со всей Церковью.
В Троицкую субботу, ее еще называют в народе Задушная, Троицкие деды, мы поминаем всех преставившихся в благочестии христиан, поскольку на праздник Пятидесятницы произошло великое событие – сошествие Святого Духа. Этим свершилась полнота Троицы Единосущней и Нераздельней – Бога Отца, Бога Сына и Святаго Духа, залога спасения человеков, как живых, так и усопших, ибо Святым Духом «всяка душа живится». На вечерне Пятидесятницы, в Троицкую субботу читаются молитвы, составленные святым Василием Великим. В них говорится, что Господь особо принимает молитвенные просьбы об усопших, даже о тех, кто «в аде держим».
Также в дни особых поминовений принято приносить в церковь и класть на канун бескровные жертвы, то есть ни в коем случае не мясные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *