Содержание
П. И. Чайковский. «Детский альбом»
Утренняя молитва
Жанр: Фортепианная миниатюра соль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.
Музыка этой пьесы (в изданиях советского времени называвшейся «Утреннее размышление») полна возвышенного созерцания, покоя. Мы ощущаем легкое дыхание фразы, искренность, выразительность мелодии, исполненной наивной чистоты ожидания чего-то светлого. Интонация церковного пения слышится лишь в самом начале пьесы, переходя далее в задушевное лирическое высказывание. Чайковский чутко улавливает психологию детской души: едва произнеся слова молитвы, ребенок тут же уносится в мир своей фантазии, мечты.
Можно представить себе эту музыку в исполнении детского хора, в звучании ясных и чистых детских голосов. На протяжении всей пьесы верхний голос играет ведущую роль; однако нельзя игнорировать и выразительное значение басовой линии. Эти крайние голоса рельефно оттеняют контуры музыкальной ткани. В мелодии слышны живые, как бы говорящие интонации; светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.
Пьеса написана в форме периода. Во втором предложении (ближе к середине пьесы) происходит модуляция в более далекую тональность (хотя, в сущности, развитие не уводит нас слишком далеко от «дома»), что придает звучанию чуть большую взволнованность. Чайковский предписывает здесь играть forte (итал. – форте), но, конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации звучание опять стихает. Заключение пьесы (третья фраза) звучит на фоне непрерывно повторяющегося в виде фона басового звука соль. Этот остинатный бас особо впечатлительной душе может показаться выражением чего-то рокового, тому же, кто не склонен к мистике, он просто создает настроение умиротворенного покоя и уверенности.
Утреннее размышление
«Утренняя молитва» – так была названа эта пьеса самим П.И.Чайковским. Затем в советские времена название поменяли по идеологическим соображениям. Поэтому во многих сборниках детской музыки, она фигурирует как «Утреннее размышление». Это обстоятельство нужно обязательно учитывать, так как ребятам, занимающимся в ДМШ, могут встретиться оба названия. Но они не вступают в противоречие друг с другом и позволяют полнее раскрыть сосредоточенный и целомудренный характер этой музыки.
Ребятам из религиозных семей не нужно объяснять, что такое утренняя молитва, и зачем она нужна. Если в вашем классе есть такие ученики, пусть лучше не вы, а они расскажут об этом.
Каждый день нужно делать зарядку – чтобы почувствовать себя бодрым, здоровым, чтобы тело проснулось ото сна. А душа? Ведь ей тоже нужно пробудиться, настроиться на предстоящий день… Каким ты хочешь, чтобы был новый день? Полным добрых дел, добрых слов, добрых людей. Попросить помощи у Всевышнего – это укрепить свои добрые намерения, обрести внутреннюю гармонию на целый день.
Звонят к заутрене… Так церковный колокол приглашает верующих на утреннюю молитву в церковь. В храме на утренней молитве звучат старинные слова, известные еще из древних священных книг… Но некоторые люди совершают утреннюю молитву у себя дома – перед иконами. В современных городах можно видеть, как проходя мимо храма, люди, спешащие утром на работу, просто останавливаются рядом, крестятся и тихонько что-то шепчут про себя. Наверное, каждый при этом поминает в молитве своих близких, друзей, просит для них здоровья, счастья, благополучия… Не так важно, какие именно слова обращает человек к Богу, важно чтобы они были искренними и шли от самого сердца…
Пропойте со словами первую фразу из этой пьесы (тт.1-4). Следующие такты пусть ребята проинтонируют «про себя» как бы продолжая со своими личными пожеланиями и своими словами, обращенными к Богу. Второе предложение начнется еще более коротким вокальным обращением. Продолжить эту фразу предложите ребятам, мысленно прося в молитве за кого-либо из друзей и близких.
Таким образом, «текстовым» обращением будут озвучены наиболее удобные в вокальном отношении интонации. Остальные же мотивы приобретут личностно-значимый смысл для каждого из учеников.
Воспользуйтесь для этого задания нотным текстом с вынесенной отдельно сольной партией верхнего голоса.
В методических разработках, посвященных этой пьесе, достаточно часто используется стихотворный текст Виктора Лунина. Однако полная мелодия пьесы достаточно трудна для интонирования, а в оригинальной тональности и неудобна по диапазону. Добиться качественного звучания при эскизном разучивании вряд ли удастся, а превращать пьесу в полноценную вокальную миниатюру – далеко не всегда целесообразно. Поэтому предлагаемая здесь фрагментарная вокализация будет более эффективным методическим решением.
Плавный переход от предыдущего этапа: на второй-третий раз «пропевания-мысленного додумывания»: поддержите исполняемую детьми сольную партию верхнего голоса полной фактурой (при этом они по-прежнему следят глазами по отдельно вынесенному сольному варианту). Обратите их внимание на тонический органный пункт, возникающий в коде в басу. Какие чувства он вызывает у них?
Для постижения художественного образа этой пьесы очень важно услышать стройную аккордовую фактуру. Это возможно даже в том случае, если дети еще «не доросли» до понятия гомофонно-гармонического склада.
Воспользуйтесь для этого методом «постепенного наполнения» нотного текста. Сначала к уже знакомой ребятам «вокальной» партии добавьте недостающие звуки аккордов внутри одной нотной строки. Сыграйте партию правой руки и попросите детей следить глазами по нотам. Увидеть, что черная нота расположено ровно под синей сможет даже ребенок, плохо разбирающийся в нотном тексте. Для большей уверенности, что дети видят и слышат эту одновременность, попросите их чуть подняв перед собой согнутые руки, соприкасаться средними пальцами каждый раз, когда они услышат стройное одновременное сочетание двух звуков. В тех тактах, где это условие не выполняется – этого делать не нужно.
Если у ребят получится выполнить такое задание, то покажите им полноценный нотный текст в две строки (но с выделенным цветным верхним голосом). Первые 4 такта проиграйте медленно, чтобы дети успели осознать, увидеть и услышать одновременность уже 4-х звуков. Обратите их внимание, что далее из этого правила существуют исключения. Будет здорово, если ученики с мест назовут номера тактов, в которых есть отступления от строго аккордового склада, а кто-то один покажет эти места на интерактивной доске (экране). Затем можно прослушать пьесу еще раз целиком, при этом соприкасаясь также как и в предыдущем задании двумя руками, но теперь уже не по одному, а по двум-трем пальцам.
Не следует стремиться к безупречной точности таких соприкосновений – сделать это достаточно сложно. Здесь важнее не «попасть максимально точно», а прочувствовать на тактильном уровне «внутреннюю аккордовость».
Соборность – особое чувство единения людей друг с другом. Именно в молитве человек может лучше всего проникнуться этим чувством…
Стройные колонны собора, стройные ряды хористов, стройные аккорды в нотах.
Посмотрите фотографии, попробуйте вместе с детьми увидеть в них нечто общее.
В музыке наука об аккордах называется «Гармония». Почувствовать гармонию с самим собой, с окружающим миром и окружающими тебя людьми…
«Утренняя молитва» еще раз – теперь без всяких заданий. Просто слушаем, чувствуем и думаем…
Данное задание как бы обобщает предыдущие аналитические этапы работы. Их главная задача была в проявлении конкретики, понятных «зацепок» для восприятия, подспудное интонационное «взрыхление почвы» для полноценного восприятия. Теперь, когда эти задачи решены, главная цель – преодолеть фрагментарность, добиться целостного погружения в музыкальный образ.
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет
обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»
-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер
-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес
– продолжать формировать умение вести беседу о музыке
Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»
– знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;
– слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;
– просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;
– упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».
– Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.
– Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?
– Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).
Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).
– Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).
– А отличаются ли по характеру эти пьесы?
– Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.
– Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».
– Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?
– На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…
– Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?
Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.
1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.
2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке». Издательство: Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.
Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.
Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек
Макет “Лес. Дикие животные”
Дерево «Времена года»
Лэпбук по экологии
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю – МААМ.ру:
Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.
«Свидетельство о портфолио» – сразу. Свой сайт – бесплатно.
Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!
Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.
ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации
Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 – 2017