В быту или в быте?

И. П. Полякова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Проблемы повседневной жизни личности стали объектом междисциплинарного изучения в последние десятилетия. Повседневная жизнь любого человека состоит из 3 базовых элементов: трудовой деятельности, деятельности по организации своего быта и досуга. Именно гармоничное сочетание этих элементов позволяет говорить о целостности повседневной жизни личности. Ключевые слова: деятельность в повседневной жизни личности, повседневность, деятельность, досуг, быт, целостность, потребности.

Повседневная жизнь человека — это сложное, динамичное, многоуровневое и многоаспектное явление. Человек, являясь живым существом, вынужден ежедневно удовлетворять свои потребности для поддержания своей жизнедеятельности. Без каждодневного удовлетворения своих биологических нужд в пище, тепле, сне человек просто погибнет. Именно эта нужда заставляет человека выйти в окружающий мир и начать взаимодействовать с ним. Причем действовать осознанно и целенаправленно, обнаруживая дефицит и находя оптимальные способы его устранения. В одиночку удовлетворять ряд потребностей для человека крайне затруднительно, в связи с чем для осуществления деятельности, удовлетворяющей потребности, человек вступает в совместную деятельность с окружающими людьми. Только удовлетворив насущные нужды, человек может переходить к удовлетворению потребностей более высокого порядка, которые также удовлетворяются посредством ежедневной деятельности. Человек живет посредством деятельности, и в этом смысле деятельность представляет собой способ человеческого существования. В целом, в повседневной жизни личности можно выделить три уровня: трудовая деятельность, бытовая сфера, которая опять же представляет собой деятельность по воспроиз-

водству личностью себя и поддержанию определенного образа жизни, и досуг как форма деятельности по организации отдыха, самореализации и т.п.

Таким образом, повседневность можно представить как такую форму деятельности, которая представляет собой то, чем непосредственно занимаются люди в своем обычном бытии, что отражается в их сознании и что зависит от экономической, культурной, политической сторон социального бытия.

Под деятельностью подразумевается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах человека. Деятельность носит целенаправленный характер и направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью. Деятельность фиксирует в своем содержании акт столкновения целе-полагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия — с другой. В рамках традиционных форм философствования принята дифференциация деятельности по предметному критерию: материальная деятельность, реализуемая при взаимодействии человека и природы в процессе производства; социальная деятельность, разворачивающа-

яся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная деятельность, реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии.

Необходимо понимать деятельность не только как преобразование внешней действительности, но и как преобразование внутреннего мира человека, как раскрытие его способностей и склонностей, воплощение его ценностных ори-ентаций. Всякая деятельность предполагает цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Все это возможно в том случае, когда неотъемлемой характеристикой деятельности выступает его осознанность.

Основными атрибутами любой деятельности является активность, разумность, осознанность, адаптивный и преобразующий характер деятельности, опредмечивание, распредмечивание и орудийность. Деятельность подразумевает двигательную активность, вызываемую внутренними потребностями и мотивами. Человеческая активность отличается от активности животных целесообразным характером, то есть она развертывается на основе заранее поставленной и осознаваемой цели. Человек действует не инстинктивно, руководствуясь физиологическими потребностями, а с опорой на ценностные ориентации, определяющие время, способ и последовательность удовлетворения потребностей. Человек, осознавая наличие потребности, способен моделировать образ желаемого результата и подбирать оптимальные способы ее удовлетворения. Как раз для выбора адекватных способов удовлетворения и оптимизации отношений со средой нужна информация. Способность анализировать поступающую информацию, выбирая оптимальные пути взаимодействия с другими людьми и окружающей средой, свидетельствует о разумном характере человеческой деятельности. Деятельность также характеризуется

осознанностью — способностью удерживать цель и стремиться к ее достижению. Адаптивный характер деятельности человека подразумевает не только пассивное подстраивание к окружающей среде, но и активное видоизменение самой среды для удовлетворения своих потребностей. Орудийный характер деятельности подразумевает наличие, изготовление, хранение и использование орудий труда для осуществления деятельности.

При этом деятельность зачастую носит коллективный характер. Это не механическое скопление людей, а совместное удовлетворение потребностей посредством разделения труда. Повседневная жизнь человека не может рассматриваться вне контекста деятельности. Субъектами повседневной деятельности являются люди в своих обычных условиях бытия. Объектами повседневной деятельности выступают предметы, которыми мы манипулируем в повседневной жизни и которые способствуют удовлетворению наших потребностей. Повседневная жизнь, представленная в виде трех основных сфер (профессиональная деятельность, быт, досуг), осуществляется благодаря удовлетворению разных потребностей. Базовые потребности людей одинаковы, однако способы и предметы их удовлетворяющие различны. Они зависят от условий жизни, социального статуса, личностных особенностей и ряда других факторов. Еще более сложными и сугубо индивидуальными являются социальные и духовные потребности личности. Во многом потребности определяют содержание повседневности, а от соотношения потребностей и возможностей их удовлетворения зависит степень удовлетворения потребностей. Разумеется, не все потребности, кроме витальных, человек удовлетворяет каждый день, но ведь далеко и не все события, которые мы называем повседневными, совершаются ежедневно.

Например, наша профессиональная

деятельность не осуществляется ежедневно, так как есть выходные и отпуск, однако ее можно отнести к повседневной, так как она повторяется достаточно часто в короткий промежуток времени. Некоторые повседневные дела кажутся рутинными, однообразными, повторяющимися, тем не менее невозможно найти две идентичные повседневности. Различия в повседневности вызваны: различными социально-экономическими условиями, положением человека в обществе, разными потребностями личности, разными способностями личности, разными уровнями осознания и саморегуляции.

Итак, рассмотрим основные сферы жизни личности более подробно.

Важной составляющей повседневной жизни личности является его трудовая деятельность. Она отнимает существенную часть времени практически ежедневно. Составляющими элементами трудовой деятельности, помимо ценностей, которыми она наделяется, и потребностей, которые она удовлетворяет, являются способы и средства ее осуществления и степень ее осознанности. Труд, в отличие от игры, преследует конечную цель в виде продукта, услуги, идеи, решения, любого полезного результата, хотя, безусловно, имеет место и самозабвенный труд, удовлетворяющий, прежде всего, внутренние потребности личности, способствующий духовной самореализации личности. Повседневная жизнь личности никогда не будет гармоничной, если человек не удовлетворен своей трудовой деятельностью, если она не способствует раскрытию его творческого потенциала.

Сфера досуга часто воспринимается как своего рода бездеятельность, время, которое человек проводит исключительно для себя, в форме пассивного отдыха. Разумеется, и такое случается. Тем не менее сфера досуга — важнейшая область жизни личности, в рамках которой он может найти применение невостребованным в трудовой деятельности

способностям. В связи с этим досуг это тоже своего рода деятельность, целью которой является познание, получение положительных эмоций, удовольствия, новых впечатлений, общение с семьей. В сфере досуга особенно ярко проявляются индивидуальные особенности личности, потому что на отдыхе, как правило, нет необходимости придерживаться социальных ролей. Кроме того, человек не преследует утилитарно-практические цели, мотивация досуга внутренняя: процесс ради самого процесса, человек более свободен в своих проявлениях и творческом подходе к его организации.

Что касается бытовой сферы жизни личности, то она традиционно негативно окрашивается, в силу своей рутинности, необходимости удовлетворения витальных потребностей, в первую очередь, однообразия и трудоемкости. Да, это, пожалуй, самая непрезентабельная сторона жизни человека, труд, направленный на воспроизводство и поддержание жизни. В связи с этим зачастую труд домохозяйки вообще не воспринимается как трудовая деятельность. Тем не менее именно сфера быта требует наличия разных способностей и напряжения большого количества душевных и физических сил. Знание как упорядочить эту сферу, наделение ее смыслом, рационально организованная деятельность по ее оптимизации оказывают существенное влияние на удовлетворенность личностью своей повседневной жизнью. Тем более если быт — это место встречи с близкими людьми, семьей.

Итак, все это позволяет рассматривать повседневность с этих четырех позиций (деятельность, потребность, сознание, способность): и определяющую сферу повседневности — профессиональную деятельность; и деятельность человека в бытовых условиях; и отдых как своеобразную сферу деятельности, в которой свободно, спонтанно, интуитивно за пределами сугубо практических интересов, играючи (на основе игровой деятельности) подвижно соеди-

няются эти четыре элемента. Именно комплексное рассмотрение повседневности в гармоничном сочетании этих элементов дает целостное представление о ней.

Для человека очень значимо наличие всех трех сфер для его гармоничного существования.

Повседневная жизнь личности во многом социально обусловлена и исторически изменчива. На протяжении истории роль каждого из элементов в жизни человека и общества в целом существенным образом менялась, как и менялись формы их реализации на практике.

Труд раба в античную эпоху отличается от труда инженера на современном предприятии, быт средневековой женщины разительным образом расходится с домашним укладом домохозяйки наших дней, а способ проведения досуга сегодня несопоставим с отдыхом в эпоху Ренессанса.

В настоящее время общество находится на постиндустриальной стадии своего развития. Само понятие «постиндустриальное общество» было введено Д. Беллом в 1959 году. По его мнению, постиндустриальное общество возникает тогда, когда индустриальный сектор отходит на второй план, уступая место науке и информационным технологиям. Он считал, что в процессе исторического развития общество проходит три стадии: аграрную (доиндустриаль-ную), индустриальную и постиндустриальную. Если культурная сфера жизни представлена постмодернизмом, то изменения, происходящие в производственной сфере, описываются теорией постиндустриального общества (1). Главным образом, постиндустриальное общество — это открытое общество, информационное общество, общество услуг и общество потребления. Общество услуг предполагает замену производящего класса обслуживающим, то есть доминирующей является не производственная сфера, а сфера услуг. Физи-

ческий труд вытесняется умственным, а главной задачей становится создание для жизни человека максимально комфортных условий (2).

Рассмотрим же какие изменения произошли непосредственно в сфере повседневной жизни личности на постиндустриальной стадии развития общества.

Так, наиболее востребованным видом на данном этапе стала деятельность умственная, более того, творческая, направленная на накопление, передачу и хранение информации. Интенсивно развивающаяся сфера услуг охватывает все большее количество людей, занятых в этой области. Способы осуществления деятельности также существенно видоизменились, благодаря внедрению компьютерных технологий, появлению виртуальной реальности. Появляется возможность варьировать свой рабочий график, осуществлять свою профессиональную деятельность повсеместно. При этом рабочая деятельность вполне гармонично может вплетаться в деятельность бытовую и осуществляться в домашних условиях. С другой стороны, некоторые виды деятельности предполагают постоянные перемещения по миру и тогда повседневная бытовая жизнь человека существенно преобразуется, для него «домом» становятся гостиницы, корпоративные квартиры, где он пытается воссоздать частичную атмосферу собственного жилья.

Сфера досуга также подверглась серьезным изменениям. Ненормированный рабочий график, необходимость постоянного профессионального самосовершенствования оставляют мало свободного времени. Традиционный отпуск продолжительностью в месяц разбивается на несколько кратковременных периодов отдыха. Несмотря на то, что индустрия развлечений достаточно развита, времени и сил на продуктивный досуг, служащий саморазвитию и применению собственных способностей, практически не остается.

Итак, трудовая деятельность, быт и досуг человека существенно видоизменились. Виртуальная реальность, компьютерная техника проникла во все вышеуказанные сферы жизни личности, преобразовав трудовую деятельность, усовершенствовав бытовую и сделав более разнообразным сферу досуга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В постиндустриальном обществе востребованы иные способности личности. К элите стали относить людей не по принципу собственности и принадлежности к определенному классу, а по уровню образования и владения профессиональными навыками. С ростом числа людей, задействованных в сфере услуг, растет и уровень требований к их деловым качествам. От работника требуется непрерывное совершенствование в профессиональной сфере, умение быть гибким и адаптироваться к новым обстоятельствам. В постиндустриальном обществе претерпевает изменение и система потребностей личности. Ценностный плюрализм предоставляет широкие возможности выбора модели поведения, основанной на личных предпочтениях.

Кроме того, в постиндустриальном обществе потребление выходит за рамки экономической необходимости и становится своего рода системой коммуникации и символического обмена. Зачастую происходит идентификация личности с теми предметами, которыми он обладает. Характерная для постиндустриального общества новая форма виртуальности — гиперреальность, делает человека гиперпотребляющим: материальные блага, информацию, эмоции.

Сознание человека становится также фрагментарным. Избыток зачастую противоречивой информации возлагает

на человека ответственность за конструирование собственной действительности.

Другими словами, повседневная жизнь современного человека стали весьма многообразной и противоречивой, но, как и любая сложная система, она стремится к самоорганизации и восстановлению утраченной целостности.

Целостность повседневной жизни личности складывается посредством гармонизации, с одной стороны, всех ее сфер (профессиональная деятельность, деятельность в быту и отдых), а с другой — внутри каждой из сфер на основе четырех обозначенных элементов. В современных условиях как раз гармонизация повседневной жизни и представляет собой одну из главных задач, стоящих перед человеком. Важным качеством в сложившихся условиях является избирательность и рациональный подход. Разнообразие возможностей дает больше вариантов выбора, но требует большей ответственности за данный выбор. Целостность повседневности начинается с целостности самой личности, со способностей личности ориентироваться в ценностном пространстве и отделять значимое от несущественного, вечное от временного, необходимое от желаемого.

Разумеется, повседневность не является закрытым образованием, она открыта изменениям — и внутренним, и внешним, и именно это делает нашу жизнь уникальной и неповторимой. Повседневность как форма протекания жизни людей представляет собой область, в которой возникает надежда на новацию и в то же время обеспечивается стабильность социального функционирования.

Примечания

3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. — М., 2004. — 406 с.

n/a
Дата первой публикации: n/a
Первоисточник: n/a

Определения понятия «быт» в различных словарях.

Большая советская энциклопедия

Быт — сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт — уклад повседневной жизни. Различают общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт

Словарь по общественным наукам

Быт — совокупность связей и отношений, служащих:
— удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье; и
— обеспечению душевного комфорта в повседневной жизни.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Быт — Общий уклад жизни, присущий какой-н. социальной группе

Энциклопедия социологии

Быт — в классической социологии — область внепроизводственной жизни людей, связанная с процедурами удовлетворения материальных и духовных потребностей в процессе обеспечения жизнедеятельности, рекреации, социализации человека.

По сферам различают общественный, городской, семейный и тому подобный быт. Сложившиеся способы организации быта играют значимую роль в самоидентификации общественных групп и классов.

Оптимизация структур быта существенно содействует росту свободного времени человека.

В современной социологии анализ феноменов быта постепенно замещается более широкой предметной областью — социологией повседневности

Большой юридический словарь

Бытовая преступность (преступность в быту) — форма преступности, в состав которой входят преступления, совершенные на «бытовой почве», т. е. выражающие собой столкновение интересов лиц, связанных между собой личностно-бытовыми и общественно-бытовыми отношениями

Энциклопедия «Кругосвет»

Быт — «традиционные формы личной и общественной жизни», «повторяющееся, устойчивые, ритмичные, стеотипизированные формы поведения». Этнограф воссоздает быт — историк повседневности анализирует эмоциональные реакции, переживания отдельных людей в связи с тем, что его в быту окружает. Есть противоречия: в традиционной науке «быт», «бытовая сфера» противопоставляется (вместе с досугом, свободным временем и т.п.) «труду», сфере производственной. Историки повседневности видят одну из своих задач в изучении каждодневных обстоятельств работы, мотивации труда, отношений работников между собой и их взаимодействий (в том числе и конфликтных) с представителями администрации и предпринимателями, то есть включают производственный быт в сферу повседневного.

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт — это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, — в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад «, «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII — первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII—XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы — верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине — второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников — от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка — поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки — всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII — начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII— XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия — земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV—XVI в. появилась коса-литовка, в XVII—XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку — юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, — шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие — меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца — полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье — «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

Материал создан: 22.10.2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *