В чем заключается справедливость?

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; она касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений). Специфический предмет справедливости – благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства.

Аристотель различал общую и частную (специальную) справедливость. Под общей справедливостью он понимал соответствие закону, разумность полисной жизни; ее можно определить как общий нравственный знаменатель всех социально упорядоченных отношений между людьми. Справедливость придает легитимность общественным действиям и формам жизни. Она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу, отвечает на вопрос о предназначении и смысле совместного, объединенного, социально-упорядоченного существования в обществе и государстве. В ее осмыслении сложились две философские традиции, за которыми стоят различные общественные практики.

Первая традиция исходит из идеи кооперации. Дифференцированное внутри себя и государственно организованное общество – нечто большее, чем просто условие выживания и безопасного существования индивидов; оно есть способ добродетельной жизни, конкретная форма, в которой индивиды могут реализовать себя и достичь совершенства. Путь от природного индивида к нравственно-добродетельной личности лежит через разумно устроенное общежитие, которое во-первых, благодаря разделению труда делает возможным существование различных наук и искусств, создавая тем самым предметную среду для самореализации индивидов в качестве добродетельных личностей; во-вторых, позволяет отделить умственный труд от физического, создать досуг, являющийся условием свободного развертывания внутренних сил индивида, пространством человеческой эвдемонии. Государство в его адекватных формах (напр., полис для античных авторов, просвещенная монархия для Гегеля) мыслится как воплощенный разум, предметное выражение разумности человека. Соответственно благо государства ставится выше блага отдельных индивидов. Этическое гипостазирование общества и государства в качестве опредмеченной справедливости соотнесено с пониманием того, что гарантией последней является в конечном счете индивидуальная добродетель, справедливая личность. Основная и специфическая черта справедливой личности состоит в безусловном следовании долгу. Она руководствуется убеждением «каждому – свое» и на его основе не только умеет ограничивать себя, но и признавать первенство за другими благодаря их человеческим качествам.

Вторая традиция обоснования справедливости видит в обществе и государстве лишь способ ограничения, сдерживания конфликтов, внешнюю среду безопасного существования человека. Она воплотилась наиболее полно в концепциях общественного договора. Эти концепции исходят из гипотезы естественного состояния, в котором индивиды обладают неограниченной свободой, в силу чего они, взаимно сталкиваясь, оказываются в ситуации тотальных опасностей. Право на все оборачивается отсутствием какого-либо права. Государство является разумным выходом из такого состояния; его назначение состоит в том, чтобы гарантировать безопасность индивидов путем взаимоуравновешивания их прав. Справедливость государства в этом случае измеряется благополучием индивидов. Нравственно санкционированной общественной целью становится «наибольшее счастье наибольшего числа людей» (Бентам). Нравственное оправдание государства оказывается одновременно его ограничением, сведением к приемлемому для всех необходимому минимуму внешних рамок.

В этой традиции справедливость понимается по преимуществу как объективный принцип, совокупность требований, чаще всего кодифицированных, осуществление которых гарантируется поощрениями и наказаниями. Как институциализированная совокупность требований справедливость предполагает и формирует в индивидах определенные субъективные способности (прежде всего способность следовать нормам), но в идеале предполагается, что она должна функционировать независимо от доброй воли людей.

Первую из рассматриваемых моделей общей справедливости можно назвать кооперативно-холистской (Платон, Аристотель, Гегель, Маркс); ее основной недостаток – отсутствие ответа на вопрос о том, кто учреждает и является субъектом справедливости. Вторую модель можно назвать конфликтно-индивидуалистической (Гоббс, Локк, Кант и др.); ее основной недостаток состоит в том, что в ней разумный свободный индивид, являющийся продуктом, итогом исторического развития, рассматривается в качестве его предпосылки.

Специальная (частная) справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении благ в рамках единого социального, государственно-организованного пространства, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. В этом значении справедливость в определенной мере совпадает с правом. Она является предметом изучения преимущественно социальных наук (в отличие от общей справедливости – предмета моральной философии).

Для построения теории справедливости существенно рассмотрение индивидов как равных и живущих совместной жизнью. «Справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство (to ision)», – это сформулированное Аристотелем положение является нравственно-правовым основанием справедливости. В этическом аспекте справедливость выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и обладать необходимыми для этого благами. Поэтому всякая социальная практика справедливости предполагает некий, каждый раз конкретный и исторически разнообразный, набор благ, к которым все граждане изначально, самим фактом своего существования имеют равный доступ. Здесь точкой отсчета и исходным нормативным основанием справедливости оказывается взаимность золотого правила нравственности. В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство, одинаковость масштаба (требований, законов, правил, норм), посредством которого «измеряются» индивиды как равные субъекты права. И в морали, и в праве справедливость оказывается равенством, но существенно различным. Нравственная (этическая) справедливость есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является единственным, незаменимым, неисчерпаемым в своих притязаниях и стремлениях; они равны так, как могут быть равны совершенные миры, т.е. равны (тождественны) в своей нетождественности. Правовая справедливость есть равенство единиц, она полностью укладывается в каноны арифметического равенства, в известном смысле только ее и можно считать равенством. Люди равны в качестве «соучредителей» социального пространства. Но сам акт учреждения состоит в легитимации неравенства занятий и положений, образующих структуру учреждаемого социального пространства. Проблема состоит в сочетании равенства и неравенства. Необычайная трудность решения ее составляет основной источник общественных смут, протекающих под знаменем борьбы за справедливость. Согласно Аристотелю, «одни полагают, что если они будут равны относительно, то они должны быть равны и вообще; другие, признавая себя относительно неравными, притязают на такое же неравенство во всех отношениях» (Pol., 301 в 35). Первый из типизированных Аристотелем случаев подразумевает позицию бедных слоев населения, которые свое гражданское, человеческое равенство со всеми используют как аргумент для того, чтобы добиться равенства во всем остальном. Второй случай охватывает позицию привилегированных социальных слоев, которые пытаются свою привилегированность довести до обретения гражданских и человеческих привилегий, как если бы они были привилегированными изначально, по человеческому предназначению. И то, и другое – равенство в нравственно-гражданском аспекте и неравенство во всех прочих отношениях – суть две фундаментальные опоры социально-упорядоченного пространства.

Существуют две формы (вида) специальной (частной) справедливости, выделенные еще Аристотелем и составляющие несущую конструкцию всех последующих теорий: распределительная, или дистрибутивная справедливость и уравнивающая, или ретрибутивная справедливость. Они представляют собой способы распределения дефицитных благ. Последние следует назвать частными благами в отличие от общих благ, которые, напротив, по своей природе не могут быть поделены между индивидами. Поэтому справедливость есть способ отношения человека к другому лицу, опосредованный отношением к благам, на которые они оба претендуют Формула справедливости всегда представляет собой пропорцию между четырьмя членами, где соотношение лиц А и В такое же, каково соотношение получаемых ими благ а и б. Справедливый человек и справедливое общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении благ, а нравственной может считаться такая мера, которая устраивает всех и на которую получено согласие тех, на чью долю выпадает больше тягот.

Распределительная справедливость касается распределения благ, а соответственно, и обязанностей с учетом достоинства лиц, т.е. в зависимости от их вклада в общее дело. Существуют три основных исторически выработанных принципа распределительной справедливости: «каждому – то же самое (всем поровну)», «каждому – по заслугам», «каждому – по потребностям». Первый принцип архаичен и в качестве уравнительного равенства был основополагающим началом первобытно-родовых отношений, третий – обращен в будущее и является приоритетным в социальных утопиях (напр., коммунистической). Определяющим для современных обществ является принцип «каждому – по заслугам» (типичные примеры – заработная плата в зависимости от количества и качества труда, распределение наград в зависимости от боевых подвигов). Другие принципы, хотя и в качестве второстепенных, также являются сегодня действенными и в определенных областях незаменимыми: так, напр., распределение т.н. базовых ценностей (прав человека) осуществляется по принципу «всем поровну», а социальная помощь или налоговые льготы в зависимости от числа детей подходят под принцип «каждому по потребностям».

Уравнивающая справедливость – это распределение благ, осуществляемое без учета достоинства лиц. Здесь речь идет в основном о двух типах общественных отношений, названных Аристотелем произвольным и непроизвольным обменом: об обмене вещей и о наказаниях. Обмен вещей считается справедливым, когда он осуществляется в соответствии с их действительной ценностью; таков, напр., обмен на рынке, где неважно, кто покупает, а важно лишь то, сколько он платит. Справедливая оценка в наказаниях состоит в их неотвратимости и в беспристрастности вынесения приговора.

Распределительная справедливость задает нравственно-регулятивные основы общественных отношений по преимуществу в их коммунальном, личностно выраженном аспекте, а уравнивающая – в деловом, объективированном аспекте. Конкретные общества обычно отдают предпочтения той или иной форме справедливости, но в каждом из них представлены обе эти формы. Оптимальное, соответствующее достигнутому уровню развития человеческих сил сочетание этих форм в целом и применительно к отдельным фрагментам межчеловеческих отношений имеет решающее значение для определения меры справедливости общества.

В центре современных этических дискуссий о справедливости – теория Дж.Ролса, которая имеет синтетический характер и предлагает идеально-типическую модель справедливости в либерально-демократических обществах. Ее нормативной основой являются два принципа: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других; 2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они были а) к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших и делали б) доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей. Рефлексия по поводу справедливости как этического основания общественной коммуникации, научные и публичные дискуссии вокруг этого понятия, само осмысление совместной жизни людей в терминах справедливости – характерная особенность европейской философии, связанная с цивилизационно-культурными особенностями европейского развития. Место справедливости, мера ее драматизма в других культурах подлежит специальному изучению.

Литература:

1. Аристотель. Никомахова этика . – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1983;

2. Гоббс Т. Левиафан . – Избр. произв. в 2 т., т. 2. М., 1965;

3. Кант И. Метафизика нравственности . – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1966;

4. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

А.А.Гусейнов

19 июля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопросом, что такое справедливость и есть ли она вовсе, задавались люди с испокон веков.

Сегодня эта тема тоже актуальна, особенно у западных цивилизаций и в России в частности. Как говорил герой нашего культового фильма: «Сила в правде (читай справедливости), у кого правда, тот и сильней!».

Поэтому сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое справедливость, зачем она нам так нужна, какая она бывает и кого можно назвать справедливым человеком.

Справедливость — это…

В толковом словаре Ушакова справедливость трактуется, как следование норме или правде, не предвзятость к чему или кому-либо, правильность.

Речь идет о беспристрастном, должном отношении людей друг к другу, равенстве. Рассматриваемый термин происходит от слова «правило», которое распространяется на все общество.

Справедливость — это требование соответствия между тем, что человек делает и что получает взамен.

Совершил хороший поступок – значит, достоин награды и похвалы. Сделал что-то антиморальное и противозаконное – получи наказание.

Однако, реальность показывает, что справедливость в абсолюте не существует. Если рассуждать с точки зрения юриспруденции, то все мы – граждане своей страны, имеем равные социальные права, свободы, ходим под одним законом, несем одинаковую ответственность, если его нарушаем.

И это так. Но что мы видим, выходя за рамки закона? Правила меняются. Или нет. Таковыми остаются только те, что выгодны лично нам.

Пример из жизни. Поздним вечером девушка возвращается домой, на нее нападает грабитель с ножом. Случайный прохожий вступается за бедняжку, дерется с хулиганом, нанося ему в ходе драки многочисленные травмы.

В итоге спаситель садится в тюрьму за причинение тяжкого вреда здоровью, а нападающему достается роль пострадавшего. Справедливо? По закону да – нельзя бить и калечить других людей, а по-человечески?

Большинство людей скажут, что такой расклад – вопиющая несправедливость, ведь по сути, осужденный парень герой, а не преступник.

Виды справедливости

Впервые о том, что такое справедливость, стали рассуждать древние философы, занимающиеся вопросами морали и политического права.

Они видели справедливость, как отражение физических, природных законов в социальном поле.

Аристотель выделил два вида справедливости (которых современное общество придерживается до сих пор):

  1. Уравнительная – ее суть заключается в том, что равные индивиды имеют равные права на различного вида блага и ценности: работу, зарплату, возмещения вреда.Например, ученики в школьном классе занимают одно и то же положение, им всем одинаково полагаются парты и стулья, знания учителя, поощрения и наказания, участие в мероприятиях и т.д.
  2. Распределительная – основана на принципе «каждому свое», то есть, отношение к конкретным людям определяется по конкретным критериям.Здесь примером могут послужить начальник и подчиненные, где первый является распределяющим лицом. Петя поработал хорошо, поэтому будет ему премия, а вот Костя весь месяц прохлаждался – его можно и уволить без выходного пособия.

Требования и той и другой справедливости, конечно, являются формальными – не содержат прямых указаний на то, кого считать равным, а кого нет, к кому какие правила применять.

Где и как ищут справедливость

В мире каждый человек хочет справедливости, особенно в отношении себя. Однако, никто не отменял таких пороков, как зависть, корысть, алчность, гордыню и т. д. Именно поэтому вне закона справедливость – это субъективное явление.

Многие люди, совершая нечто нехорошее, раскаиваются в этом, хотят, а иногда и требуют от других снисхождения, прощения, милосердия (ошибся, с кем не бывает?).

По отношению к другим в такой ситуации мы не всегда так настойчивы: оступился, должен быть наказанным (особенно если задеты наши интересы). И это справедливо, с нашей точки зрения.

Что произойдет, если двое людей (или группы) во взаимоотношениях посчитают друг друга недостаточно справедливыми в отношении себя? «Справедливым» останется тот, кто будет сильней. Но ведь на деле это не всегда так, что еще раз доказывает, что мы говорим о понятии очень относительном.

Если обратиться к законам Вселенной в рамках эзотерических концепций, то мы встретимся с мнением, что никакой справедливости не существует вовсе.

Есть закон о причинно-следственных связях, не более (еще говорят о «законе бумеранга»). С этой позиции в этом мире нет ничего случайного, все происходит так, как должно быть, на все есть свои причины.

Поэтому лучше лишний раз подумать о том, что собираешься сделать или сказать, чтобы потом не сетовать на несправедливость.

Справедливый человек – кто это?

  1. По Сеньке и шапка;
  2. что посеешь, то и пожнешь;
  3. поплатится не сват, а тот, кто виноват.

Эти и другие пословицы о справедливости заботливые родители читают своим детям с малых лет, чтобы вырастить из них достойных, добрых и честных членов общества. И все равно взрослые личности отличаются между собой характерами, мировоззрением и другими особенностями.

Так кого же мы по праву можем назвать справедливым человеком, если не в абсолюте, то хотя бы приближенно к нему:

  1. это тот, кто следует истине (что это?), правде, независимо от обстоятельств ситуации (если ваш друг совершил преступление, то вы не станете этого отрицать, покрывать его только потому, что это ваш близкий человек);
  2. справедливые суждения предполагают наличие у человека достаточного житейского опыта, знаний и мудрости (что может знать об этом ребенок?);
  3. справедливость может быть основана на законе (другое дело, если с законом не согласен);
  4. справедливый индивид опирается на благостные чувства – милосердие (что это?), человеколюбие, сострадание (что это?) (предвзятость и страсть не дадут мыслить без предубеждений);
  5. тот, кто находится в гармонии с собой и окружающими людьми, имеет свою систему ценностей и мировосприятие.

Показательной будет притча (что это?) о царе Соломоне.

Однажды к нему во дворец пришли две женщины с ребенком, каждая из которых утверждала, что младенец является ее сыном. Они просили царя рассудить их по справедливости. Он поступил следующим образом: попросил охрану принести острый меч, разрубить ребенка вдоль и отдать женщинам по половине тела.

Одна из них согласилась на предложенные условия (не мне, значит, никому). Вторая отказалась делить чадо таким образом и попросила отдать живого младенца своей сопернице. Соломон сразу понял, кто из них настоящая мать и распорядился оставить сына ей.

Взгляд на справедливость с разных частей света

  1. Россия – для русских людей это некий божественный идеал, который, с одной стороны, не достижим, с другой – должен быть целью для каждого. Этот идеал помогает отличить грешника от праведного.
  2. Для Запада справедливость – это причинно-следственные связи, в которые нет необходимости вмешиваться. При чем так они относятся только к своим идеалам и культуре.
  3. Восток – восточные жители не относят справедливость к мирским понятиям. Согласно им, все происходящее с тобой при жизни нужно воспринимать безропотно, подстраиваясь под них, чтобы получить ту самую справедливость после смерти.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

На сегодня одним из важных принципов нравственного сознания этики является справедливость. Будущее человечества как воплощение доброты не может существовать без справедливости, а именно вера в справедливость есть неотъемлемой частью бытия человека.

Справедливость— это свойство человека как нравственного существа относиться к другим людям. Много философов, педагогов, писателей раздумывали на тему справедливости у собственных научных трудах, но точного ответа что же все-таки справедливость и как бать справедливым по отношению к окружающим не существует.

На мое усмотрение справедливость это чувство, которое свойственно человеку с самого рождения. Каждый человек пережил это чувство хотя бы раз в жизни. Иногда мы чувствуем, что ведем себя не справедливо, тога мы ощущаем неспокойствие, приунылость, мысли заставляют задумываться над вопросами а что если бы я поступил иначе? Мы не можем спрогнозировать наши действия, каждый по-своему рассматривает ту или иную ситуацию, но действия зависят от того, насколько человек справедлив сам с собой и по отношению к людям.

Золотое правило морали говорит: » Относись к людям так, как ты б хотел что бы относились к тебе» — это правило зародилось еще в давность и учит нас справедливо относиться к другим, ведь мы не идеальны и склонны к эмоциям. В жизни бывают ситуации корда неправ тот, кто нам симпатичен, а тот кто нам не нравиться- прав. Поэтому очень важно решать проблему справедливо и не кривит душой ради своего удовольствия.

Следовательно, одной из важных граней справедливости являться объективность. Справедлив тот, кто додерживается нравственных норм, отвечает добротой на доброту, выполняет свои обязательства, несправедлив тот человек, который не помни сделанной ему доброты, нарушает закон и права людей, и делает много не хороших верей. Жизнь очень разнообразна и кажется что ничего не повторяется, но с годами мы убеждаемся что высказывание Еклезиаста » Все уже было» говорит нам о том, что без жизненного опыта мы не можем бать справедливы.

Я оглашаюсь с этим, ведь с каждым днем мы развиваемся, переживаем приятные и не очень моменты нашей жизни, и делаем выводы которые наталкивают нас задуматься, справедливо ли мы поступаем. Не нужно пытаться бать хорошим для всех, нужно объективно относиться к окружающим, ставить себя на их место и думать какое решение будет справедливым.

В современности проблема справедливости очень актуальная. Часть людей – наслаждаются богатством, другая часть — бедствуют, каждую минуту на планете кто-то умирает от недостаточного количества лекарств или от недоедания. В условиях распространения терроризму никто не чувствует себя защищенным в своей стране. Развитие общества, новые вызовы человечеству требу ют регулярного обновления концепции справедливости национального бытия. Быть справедливым значит бать как все, уважать других людей, не делать зла, всегда иметь свою точку зрения но и прислушиваться к мнению окружающих, додерживаться правил и норм поведения.

На сегодня справедливость разделяется на виды:

1. Возмездие;
2. Распределение;
3. Уравнение;
4. Пропорционально-распределительная справедливость;

Возмездная справедливость значит что человек, который совершил преступление должен бать наказан таким же путем, а это значит: «глаз за глаз», «зуб за зуб», «жизнь за жизнь», но мне кажется, что мы все люди и должны нести наказания за свои поступки, но не таким путем.

Распределительная справедливость о том, что все люди равны не зависимо от рода деятельности человека, перед законом все одинаковы, чиновник он или простой рабочий, вознаграждение за труд должно быть равным во всей стране. Хотя я считаю, что в нашей стране не все люди справедливо получают деньги за свою работу, яркий пример этому наши политики, которые с каждым днем все больше это нам доказывают своими поступками, в то время как обычный человек тяжело работает что бы хоть как-нибудь выжить. Уравнительная справедливость существовала еще в древности, согласно ей все жители племени получали, ревную долю добытого усилиями общества в разных сферах деятельности.

Со временем каждый человек на планете стремится к справедливости, все хотят, чтобы нас ценили, наши уступки и старания были признанными и вознагражденными, мы стараемся быть хорошими и осознаем, что за добрую услугу нужно платить добротой, а зло должно получить по заслугам. Именно так мы понимаем понятие справедливости. Но на самом деле мы часто видим то, что жизнь несправедлива.

Все люди разные по характеру, внешности, кто-то везучий, а кто-то не очень, кто-то всю жизнь тяжело трудиться, но все равно бедствует, а кто-то зарабатывает деньги нечестными путями. Такие ситуации часто наталкивают на мысль, что справедливости не существует, но на самом деле, справедливость не такая уж простая что бы вложить ее в формулу. Я считаю, что не нужно делать так, как ты бы не хотел чтобы потом поступали с тобой, поэтому мы не можем нести ответственность за действия других, и ждать от них справедливости в свою сторону, однако мы можем со справедливостью относиться к окружающим.

Итак, ответ на вопрос как быть справедливым нужно искать в себе, ведь если каждый из нас подумает над своими поступками, задумается справедлив он в этой жизни прежде всего к себе, тогда возможно наше общество изменится в лучшую сторону. Справедливость это понятие всестороннее и многогранное, не нужно ожидать, что кто-то будет справедливым, нужно самим справедливо оценивать ситуации, быть внимательным к родным и близким, не завидовать, не оказывать зла, не строить личного счастье на несчастье других, открывать в себе таланты преодолевая препятствия и двигаться вперед к своей цели не мешая другим.

Прежде всего хочу сказать, что каждый сам себе должен уяснить его поступки справедливы в этой жизни, справедливо отношению к другим, что хорошего ты сделал для среды, в которой живешь. Только так, а не кровопролитием мы сможем построить справедливое, честное государство.

В Викиданных есть лексема справедливость (L165937).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. справедли́вость справедли́вости
Р. справедли́вости справедли́востей
Д. справедли́вости справедли́востям
В. справедли́вость справедли́вости
Тв. справедли́востью справедли́востями
Пр. справедли́вости справедли́востях

спра-вед-ли́-вость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -справедлив-; суффикс: -ость .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного справедливый; правильность, оправданность чего-либо ◆ Надеюсь, что Вы разделите справедливость моей осторожности и поступите согласно этому. И. А. Гончаров, «Письма», 1842—1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо ◆ А притом и о здешних учёных можно по справедливости сказать, что весьма мало из них соединили свои знания с поведением. Д. И. Фонвизин, «К П. И. Панину», 1777—1778 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям, представлениям о долженствовании, правильности ◆ Меньший пенсионный оклад не будет отвечать количеству взноса, а потому справедливость требует, чтобы он никогда не был допускаем. М. В. Остроградский, «Записка об эмеритальной кассе», 1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Отец мой уведомил меня, что он, потеряв свой иск, совершенно разорился, ибо в защищение своё имел он одну только справедливость. Д. И. Фонвизин, «Сидней и Силли, или благодеяние и благодарность», 1769 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. беспристрастие, беспристрастность, непредвзятость
  2. частичн.:

Антонимы

  1. несправедливость, неоправданность
  2. несправедливость

Гиперонимы

  1. отношение
  2. соответствие

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • прилагательные: справедливый
  • наречия: справедливо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    свойство по значению прил. справедливый; правильность, оправданность

    • Английскийen: justice
    • Белорусскийbe: справядлівасць ж.
    • Греческийel: δικαιοσύνη ж.
    • Ивритhe: צדק
    • Испанскийes: justicia ж.
    • Итальянскийit: giustizia ж.
    • Латинскийla: justitia ж.
    • Немецкийde: Gerechtigkeit ж.
    • Польскийpl: sprawiedliwość ж.
    • Португальскийpt: justiça ж.
    • Турецкийtr: adalet
    • Украинскийuk: справедливість ж.
    • Французскийfr: justice ж.

    беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение

    • Английскийen: equity, fairness
    • Испанскийes: ecuanimidad ж.
    • Латинскийla: aequum ср., aequitas ж.
    • Португальскийpt: equidade ж., equanimidade ж.

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *